А нужно ли россиянам высшее образование?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «А нужно ли россиянам высшее образование?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:

  • Возможность карьерного роста. В большинстве госструктур невозможно занимать руководящие должности без высшего образования.
  • Получение специальных знаний. Есть ряд профессий, которым можно научиться только в вузе.
  • Преимущество при трудоустройстве. Работодатели чаще всего хотят видеть у себя специалистов высшей квалификации.
  • Получение полезных навыков. В вузе вы научитесь быстро находить нужную информацию, а также систематизировать и обрабатывать ее. Выработаете способность к самообучению.
  • Расширение кругозора. Вам придется изучать много разных дисциплин, с которыми в обычной жизни вы бы не познакомились.
  • Приобретение коммуникативных навыков и полезных связей. Вы научитесь договариваться и находить общий язык с разными людьми. Вас ждет много новых знакомств, которые могут принести пользу в дальнейшем.

К недостаткам можно отнести:

  • Длительный период обучения. Вы проведете за партой 5–6 лет своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать.
  • Высокая стоимость обучения. Попасть на бюджет удается далеко не всем, поэтому будьте готовы выложить немаленькую сумму за весь срок обучения. Особенно если хотите поступить в престижный вуз.
  • Недостаточное получение практических навыков. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте.
  • Большие нагрузки при обучении. Поскольку вуз дает широкие знания, вас ждет много новых дисциплин. Большую часть времени придется обучаться самостоятельно. Плюс вас ожидают контрольные, курсовые, рефераты, зачеты, экзамены. Такой ритм не все выдерживают.

Не выбирайте слишком популярные направления, потом могут возникнуть трудности с трудоустройством по специальности

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

В этих сферах есть куда расти. Все зависит от того, как вы себя проявите. Подробнее о поступлении в колледж читайте в статье: «Все о поступлении в колледж после 11-го класса».

После колледжа вы сможете сразу приступить к работе

Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно или на специальных курсах. А для некоторых и вовсе достаточно иметь минимальные навыки и физическую выносливость. Вот список самых популярных профессий:

  • официант;
  • продавец-консультант;
  • оператор cаll-центра;
  • менеджер по продажам;
  • аниматор;
  • курьер;
  • водитель;
  • копирайтер;
  • smm-менеджер;
  • охранник;
  • фотограф;
  • флорист;
  • визажист.

Все эти специальности востребованы на рынке труда, но вас ждет большая конкуренция. Чтобы достичь успеха, нужно все время совершенствоваться.

Рекрутеры чаще всего смотрят исключительно на вуз. МГИМО, МГУ, СПбГУ и еще несколько российских университетов из первой десятки всегда в тренде. В целом, даже неважно, бакалавриат или магистратуру вы окончили в топовом вузе.

Очень ценят зарубежное образование. Если вы успели поучиться в Гарварде, Стэнфорде, в Йеле или другом университете из «Лиги плюща» (или проходили там даже недельные курсы) — это большой плюс, особенно если вы хотите работать в международной корпорации.

  • Какие специалисты будут (не) нужны завтра — тренды рынка труда
  • Где больше всего увольнений: эксперт сравнил рынок труда России, Беларуси и Украины
  • Запрет на высшее образование? Депутат предлагает ограничить доступ россиян к бесплатному образованию
    Золотая молодежь. Сколько стоит хорошее образование?

Как всем прекрасно известно, после окончания школы все выпускники поступают в учебные заведения на основании результатов государственного экзамена. В зависимости от специальности и политики организации перечень предметов, которые должны быть сданы, может немного меняться. Кроме того, учебные заведения художественной направленности также предполагают сдачу творческих экзаменов. Эта процедура известна всем, потому что кто-то через нее проходил сам, кто-то – наблюдал, как проходят дети.

И нет ничего удивительного в том, что многие желающие получить второе высшее образование в первую очередь задаются вопросом: а какие экзамены сдавать?

Как мы его определяем?

Все очень просто. Здесь мы показываем материалы с максимальным числом просмотров за последнюю неделю. В этот рейтинг может попасть любой материал сайта, включая запись в личном блоге. Редакция оставляет за собой право убрать из рейтинга какие-то материалы, противоречащие правилам проекта, но эта мера используется только в крайних случаях.

Получать ли высшее образование?

Существует несколько общеобразовательных программ. Во-первых, это дошкольная. Она вовсе не является обязательной для всех детей без исключения. Однако с её помощью можно очень хорошо подготовить ребёнка к школе. Впрочем, родители вполне могут сделать это сами. Во-вторых, далее, идут общеобразовательные программы. Школьное образование является обязательным для всех. Его называют также средним образованием. После окончания школы ученики получают документ – аттестат, подтверждающий полученное среднее образование. Именно он даёт право на дальнейшее обучение в среднем специальном учебном заведении или ВУЗе.

Однако школа необходима не только для получения аттестата. Помимо этого, что не менее важно, школа воспитывает учеников, дисциплинирует их, учит адаптироваться в определённом сообществе. Следующая программа – это высшее образование. Требуется ли оно всем и каждому? Ответ: нет, не требуется. Ведь вовсе не все намереваются устраиваться на государственную службу, на руководящие должности и др. Часто люди стремятся иначе устроиться в жизни, и у них вовсе нет необходимости в окончании высшего учебного заведения. А в случае надобности они могут освоить специальные курсы или образовываться в определённой области самостоятельно. Однако, разумеется, с дипломом об окончании ВУЗа возможностей устроиться на перспективную работу гораздо больше.

Как было сказано выше, человек может также самообразовываться. То есть самостоятельно работать над получением знаний и навыков в какой-либо определённой области. И он сам решает, какие именно материалы ему необходимо изучать, в каких объёмах, что именно ему интересно и необходимо узнать и освоить, откуда брать нужную информацию, и сколько времени требуется потратить на это. И никто ему при этом не указ, ни с чьей стороны нет абсолютно никакого контроля. Потому самообразование особенно интересно и приятно.

Какую ценность имеет образование? И в чём заключаются его функции? Таковых немало. Прежде всего, образование обеспечивает воспитание нового поколения специалистов, которые смогут продолжить и расширить использование научных знаний, а также культурных и духовных ценностей. Именно образование позволяет не только осваивать, но и передавать последующим поколениям наследия культуры, науки, искусства и др., т. е. налагает определённую ответственность за их сохранение и приумножение.

Кроме этого, образование способствует развитию. Это касается как развития общества, так и каждого отдельного человека. Благодаря ему молодые люди становятся способны лучше адаптироваться в обществе, входить в различные социумы, успешно заниматься карьерой и плодотворно заниматься созданием материальных и духовных ценностей. Образование в определённой степени помогает человеку найти собственное место в социальной среде и ощущать свою значимость.

Развитие любой страны определяется общим уровнем культуры населения, уровнем его нравственности, развития и стремлением к совершенствованию. А эти факторы зависят от уровня образования основной массы граждан, их взаимоотношений, которые и формируют облик каждого государства.

Но образование отдельных граждан важно даже не столько для общества и государства, сколько для них самих. При этом имеется в виду не только получение человеком определённой специальности или профессии, но также ещё и развитие его личности. Ведь хорошо образованные люди имеют гораздо больше возможностей. Они могут позволить себе быть независимыми, свободными, их жизнь гораздо стабильнее. Кроме того, они имеют более высокий социальный уровень, общественное отношение к ним значительно более уважительное.

Образование способствует повышению уровня толерантности и гармонии человеческой личности. В наши дни образование доступно абсолютно всем, кто пожелает, а не только избранным высокопоставленным членам общества. И все, кто стремится к самосовершенствованию, могут воспользоваться этим своим правом. Причём это в полной мере касается и самообразования. Каждый человек может вместо официального обучения в ВУЗе заняться самостоятельным освоением определённых навыков и умений, необходимых для получения подходящего рабочего места.

Требуется ли высшее образование в нашей стране в настоящее время? На этот счёт есть разные мнения. Всем хорошо известно, что существует немало рабочих мест, для получения которых не нужно иметь высшее образование. Однако есть и такие области, где оно либо необходимо, либо даёт серьёзное преимущество. Некоторые даже стремятся получить второе образование, чтобы иметь больше шансов получить подходящую работу. Впрочем, вопрос о том, нужно ли второе образование в современном мире, тоже является достаточно спорным.

Чаще всего при устройстве на работу наличие высшего образования вовсе не окажется главным критерием. Однако оно всё же будет говорить в пользу человека. И ему не придётся объяснять, почему он не получил его.

А нужно ли россиянам высшее образование?

Очень часто на высокооплачиваемые и престижные рабочие места принимаются только соискатели с высшим образованием. Кроме того, для этого требуется определённый опыт, профессиональные навыки, а также работодатели непременно оценивают личное обаяние человека и его способность располагать к себе. Также очень важен будет культурный уровень человека, его умение держаться, вести беседу и др. В этом случае речь идёт о таких местах, которые пользуются большим спросом и на них идёт немалый конкурс. Но при этом высшее образование будет обязательным.

По данным, предоставленным Всероссийским центром изучения общественного мнения, 56% россиян оценивают качество предоставляемого российскими вузами образования не выше, чем среднее.

С ними согласно аналогичное количество работодателей и около 36% выпускников. При этом, треть работодателей и 22% россиян в целом, оценивают уровень предоставляемых знаний, как низкий.

По словам Сергея Зуева, директора Института общественных наук РАНХиГС, система европейского образования всегда работала на воспроизводство элит. Человек, поступая в условный Оксфорд, попадал в определенный круг и получал таким образом социальный капитал, который можно было конвертировать в капитал политический, финансовый, культурный и т. д. И это было то, ради чего стоило идти в вуз.

Но ситуация меняется.

Насколько велики шансы детей из малообеспеченных семей вырваться из бедности? В «Детстве» Максима Горького есть сцена: дедушка говорит Леше Пешкову: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди». Этот отрывок привел в пример Исаак Калина. По его словам, похожие вещи он часто слышит от людей, которые после девятого класса ушли в колледж. Но несмотря на то, что хорошие колледжи в нашей стране есть, всё равно остается проблема: несправедливость и преумножение бедности.

Знания «впрок» не в тренде

Но, как часто бывает, когда свет льется на российское образование, оно отбрасывает тень, и падает она на регион. «Молодежь в глубинке знает, что есть социальные лифты, но сразу говорит, что эти лифты забетонированы, либо на них катаются другие, либо к ним большая очередь и не пробраться», — сказала Наталья Седова.

По ее словам, если многие действительно считают, будто высшее образование нужно для того, чтобы получить хорошую работу — то так считают в крупных городах, а не в регионах. В регионах говорят, что, имея хоть пять образований, устроиться на работу невозможно, если у тебя нет связей.

Связи и кумовство — вот реальный социальный лифт, который работает в регионах.

Исходя из этого, Наталья Седова подняла вопрос, к чему может привести дистанционное образование в регионах. Вдруг чем больше людей будут получать образование удаленно, тем меньше у них будет социального капитала и шансов куда-то вырваться?

ВЦИОМ участвует в совместном проекте ассоциации ведущих исследовательских компаний ОИРОМ и Высшей школы экономики — специальной образовательной программе по маркетинговым исследованиям и изучению общественного мнения. По их задумке все компании, которые в нее входят, смогут транслировать свои требования к выпускникам и к образованию, а также будут делиться компетенциями — то есть «подсаживать» в социальный лифт и сами давать некоторую часть образования. А если это будет происходить и в регионах, где таким образом станут не только трудоустраивать людей, но и решать региональные проблемы вместе с жителями, то это двойной успех.

«На наш взгляд, — продолжает Наталья Седова, — когда компании не обращаются к государству и системе образования, а пытаются сделать что-то сами — это решение, которое может работать».

Затем на сцену вышел «маргинал», как он сам себя называет, — Ефим Рачевский, директор центра образования «Царицыно», и вышел, чтобы уничтожить всё сказанное ранее. Он не уверен, что социальные лифты вообще нужны: «Мне стыдно использовать термин „социальный лифт“, это то же самое, что образовательная траектория. Траектория — это пинка дал, и он полетел. А где человек как субъект? Он из субъекта превращается в объект, лишенный сознания».

А вот субъект думает своей головой и, например, отказывается от привычного маршрута: детский сад, школа, вуз, ЗАГС, роддом, детский сад, школа, вуз и т. д.

  1. Получение специальности, обучиться которой самостоятельно невозможно. И это, пожалуй, единственная на сто процентов объективная причина. Действительно, ряд специальностей требует получения высшего образования. Например, стать врачом или инженером-химиком без длительной специализированной подготовки невозможно. Высшее образование обеспечивает пристальный контроль за получением навыков и предоставляет базу для их отработки на практике.

    Изначально система высшего образования была направлена именно на обучение специфическим навыкам, самостоятельное освоение которых затруднительно, ненадежно или даже неэтично. Со временем высшее образование стало охватывать более широкий спектр видов деятельности и распространилось на профессии, которые ранее высшего образования не требовали.

  2. Повышение общего уровня эрудиции. Высшее образование в первую очередь учит не специальности, а тому, где найти информацию и как ее обработать, чтобы научиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков для успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Конечно, обучиться этому можно и без ВУЗов, но институт дает хорошую возможность сделать это в сжатый срок. Если вы хотите научиться учиться, высшее образование действительно поможет. Кроме того, высшее образование дает знание по общим базовым академическим дисциплинам — психологии, философии, экономической теории, социологии, праву, конфликтологии. Основы знаний по этим предметам в жизни могут только помочь. Хотя бы для общего развития.

  3. Плавный переход от детства ко взрослой жизни. Если две предыдущие причины касаются людей любых возрастов, то эта относится лишь к выпускникам школ. Взрослая жизнь отличается от будней вчерашнего школьника. Для многих подростков период адаптации к новому статусу может быть травматичным. Студенчество же может стать своеобразным психологическим буфером для прощания с детством. Причина для получения высшего образования, конечно, субъективная, и подходит не всем. Но она все равно со знаком плюс, потому что желание побыть студентом, чтобы хоть еще чуть-чуть продлить беззаботную юность — совершенно нормально.

Кому сегодня (не) нужен диплом — мнение о высшем образовании

  1. Родители сказали — надо. Слушатся родителей — хорошо, и с этим никто не спорит. Но человек проживает свою жизнь самостоятельно и только он определяет необходимость обучения, правильную для себя специальность и т.д. Родители, безусловно, могут что-то посоветовать, но принимать категоричные решения они должны лишь по поводу самих себя.

  2. Все получают высшее образование. Делать что-то за компанию — не тот путь, который приведет к успеху. Получение образования — это осознанный, ответственный шаг, который может серьезно изменить жизнь. И шаг этот должен быть основан на личных целях и желаниях.

Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может сделать из вас профессионала. Но не для каждой специальности он необходим. Например, многие гуманитарные направления могут быть освоены самостоятельно гораздо быстрее и гораздо глубже, нежели в ВУЗе. Банальный пример тому — известные писатели, поэты, которые не получали высшее образование, но на протяжении всей жизни оттачивали свой литературный навык и добились блестящих успехов. Специалистов технического профиля отказ от получения высшего образования также не обошел. Многие известные компании могут продемонстрировать у себя в штате программистов-самоучек, которые нисколько не уступают своим коллегам с дипломом.

Примеры можно приводить бесконечно, суть одна: высшее образование не всегда является единственным источником для освоения профессии

Решение о получении высшего образования должно быть сугубо индивидуальным. Кому-то оно действительно необходимо, осуществлять некоторые виды деятельности без высшего образования просто невозможно. Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал. Но в современности и без высшего образования можно жить достойно, в этом нет никаких сомнений. Поэтому нужно высшее образование, или нет — это не спорный вопрос. Это вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей, желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов.

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

В отличие от современного формата школьного образования, которое появилось в начале 20-го века, текущий вид высшего образования начал зарождаться ещё в 19 веке, конечно, он видоизменялся, модернизировался, но подходы остались практически неизменными, по крайней мере, в России.

Конечно, очередной умник возразит: «Зато проверено временем!».

Самое важное в обучении — практика. Знаете, на вопрос о том, будет ли толк от высшего образования, могу ответить так: будет, но за то же время можно получить более полезные знания.

Не буду долго рассусоливать, просто расскажу о том, что, например, представляет собой обучение маркетингу в «Плешке».

Итак, приходит человек в вуз. Он желает стать специалистом в какой-либо области. Например, стать инженером и проектировать ракетные двигатели. Или стать маркетологом. А, может, журналистом?

В любом случае его начинают учить не тому, чем он хочет заниматься, а всему понемногу. Сначала о предметах. В целом они подобраны хорошо, например, инженер учит матан, физику, теоретическую механику, сопротивление материалов…

… Но история и физкультура зачем? История на данном этапе нужна только тем, кто ей интересуется, а физкультура — личное дело каждого. Уже взрослые люди: захотят потренить, пусть идут в зал, да и тренят.

Повторюсь, у нас специалистов учат всему понемногу. Не конкретной профессии, а пихают знаний как можно больше. Будет применять или нет? Никого не волнует. Учись. Соответственно, наши вузы не выпускают спецов с узкой специализацией, только с широкой, которые знают всего понемногу, точнее, не знают толком ничего.

Журналист выходит немного литературоведом, немного психологом, немного маркетологом, но, например, он не журналюга для спортивного издания, как хотел изначально. Или не журналист для научно-популярного издания, специализирующегося на физики.

Да, высшее образование — бюрократическая махина, которую очень сложно ворочать. Там нет динамики, есть только утверждённый процесс. Дабы что-то изменить, нужно:

  1. Проанализировать проблему.

  2. Вычленить места, где необходимо внести изменения.

  3. Подготовить данные изменения.

  4. Пройти круги ада, дабы это утвердили.

  5. Подготовить новые учебники и материалы.

  6. Переучить преподавателей.

Давайте с точки зрения того же программирования. Постоянно обновляются языки, находятся новые подходы к коду и архитектуре, появляются новые фреймворки. Вам нужны актуальные знания, но в вузах внедрение изменений в учебную программу отнимает, порой, десятилетия. Фактически то, что вам будут преподавать, устарело много лет назад. Сейчас необходимы другие знания.

Наши вузы стали старым ржавым грузовиком, нагруженным по макушку бесполезным грузом.

Нужно ли высшее образование в 2024 году

Честно говоря, ломал башку я долго, но мои решения получались не особо изящными. Либо очень дорого, либо далеко от реалий.

Сейчас вузы грузят бесполезной инфой, программа нарочно заполнена бесполезной ерундой, дабы растянуть её на 4-6 лет, редко обновляется и серьёзно отстаёт от реалий.

И не надо говорить, что математика не меняется десятилетиями. Те же адепты теории струн вынуждены были изобретать множество новых математических методов. Но это уже ребята из области «высокого пилотажа».

Но давайте честно. Тем, кому реально нужна математика от «А до Я», учатся на факультетах фундаментальных наук. Будущие учёные.

Тех, кому нужны понимание принципов, а также прикладное применение в определённых сферах, не стоит грузить бестолковой и, по сути, лишней информацией. Нужно учить математику на примерах, учить сразу прикладному применению.

Фактически учить человека заниматься тем, на что он пошёл учиться. Теория, без сомнения, важна, но без практики она бесполезна.

Потому требуется больше практической работы. Выполняя работу по уровню, человек будет попутно изучать теорию. Не обязательно сразу отправлять рассчитывать прочность конструкции, иногда достаточно дать задачу подобрать подходящий метал, который подойдёт для конструкции. И в процессе работы человеку придётся немало изучить.

Также оставляет желать лучшего квалификация многих преподавателей. Среди них, как правило, мало практиков. Голые теоретики, которые, как говорится, пороху не нюхали. Соответственно, знаний у них много, но нюансов не понимают от слова совсем.

Соответственно, могу сказать следующее:

  1. Нужно больше практики. И чтобы предметы вели практики. Теоретиков предостаточно, но студенту нужно сразу понимать нюансы. Например, юрист, который выходит из вуза, знает законы, но абсолютно не понимает, как они работают. И как работает суд.

  2. Программу нужно актуализировать как можно быстрее. Иногда «инновации» внедряются по 10 лет, а программа уже давно устарела, соответственно, студенты получают устаревшую информацию.

  3. Повышать квалификацию преподавателей. Преподаватель должен понимать предмет.

  4. Изменить учебный процесс.

Проблема многих студентов в том, что им приходится тащиться на лекции с утра пораньше. Голова ещё не соображает, а нужно ехать и писать скучную лекцию, которую диктуют прямо с учебника.

Сейчас есть хороший формат — вебинар. Фактически преподаватель может работать онлайн. Да и вообще, лекции можно записать один раз на видео, приложить к этому текстовую запись. И потом студент может её смотреть со своего компьютера, попутно делая заметки. На семинаре уже прояснять возникшие вопросы.

Конечно, кто-то возразит, что нет прямого контакта с преподавателем. А на лекциях он есть? Давайте честно!

  1. Елена на 13.01.2021

    Вот токие неучи и сидят у нас по всей стране! Не писать не умеют, не читать, руками делать тоже, учится не хотят. Сейчас хороших специалистов нет, только неучи вроде автора статьи, для которых диплом — туалетная бумага.

    Мы уже писали о причинах, когда желательно выбрать колледж, а когда лучше идти в 10-11 класс и сразу в вуз.

    Подробные ЗА и ПРОТИВ вы найдете в статье:
    Куда поступать после 9 класса >>

    Нужно ли россиянам высшее образование?

    Россия традиционно является одной из самых образованных стран, мы долго считались самой читающей страной, а сегодня доля взрослого населения с высшим образованием одна из самых высоких в мире. Во многих семьях получение диплома о высшем образовании считается обязательным для счастливой взрослой жизни. Причём важно получение диплома магистра, останавливаться на уровне бакалавра считается не достаточным. На это влияет много факторов, часто имеющих нематериальное объяснение. Например, в случае с магистратурой влияет не только мнение работодателей, но и желание получить отсрочку от службы в армии, а также сложившееся в обществе мнение о желательности завершённости образования.

    В части семей рассматривается любое высшее образование, некоторые стараются поступить в наиболее престижный ВУЗ и получить диплом там. Насколько это оправданно экономически? Существуют исследования, показывающие отдачу от образования – насколько дополнительно потраченные годы обучения влияют на рост зарплаты, измеренным в процентах. По данным недавно опубликованного исследования Всемирного банка «Отдача от образования в России: некоторые новые оценки» в нашей стране это показатель снижается последние десятилетия и сейчас составляет примерно 5% за год обучения, что меньше большинства развитых и развивающихся стран. На наш взгляд, во многом это явление связано с получением высшего образования по устаревшим образовательным программам в целях лишь формального получения диплома.

    Опросы выпускников и студентов старших курсов показывают, что большинство работодателей смотрят на диплом при наборе молодых специалистов с небольшим опытом работы. А в остальных случаях больше обращают внимание на послужной список и проекты, в которых участвовал специалист, оцениваются приобретенные компетенции. Тем не менее, в большинстве случаев предполагается, что диплом о высшем образовании есть.

    И тем не менее, диплом имеет значение: есть места, где с недоумением посмотрят на выпускников престижных ВУЗов, понимая, что с ними что-то произошло, какая-то тёмная история, раз они обратили внимание на не слишком перспективное место. Есть и обратные примеры: компании, основанные выпускниками определенного ВУЗа, предпочитают его и для своих работников; в некоторых компаниях есть список приоритетных ВУЗов, из которых берут на практику, стажировки и потом расстраивают кандидатов на трудоустройство.

    В большинстве же случаев трудоустройства ВУЗ учтут, но больше внимания обратят на самого кандидата. Но здесь важно оговориться, что последнему важно добраться до интервью.

    В нашей стране пока не сложилось понимание бакалавриата как законченного высшего образования, что смазывает картину с профессиями, где не требуется длительное время на приобретение исследовательских или управленческих компетенций.

    Часто, когда мы говорим об излишнем образовании, не учитывается деление на бакалавриат и магистратуру, которую многие заканчивают для получения «полного» образования, отсрочки от армии, чтобы «отстреляться» и больше не учиться (что в корне не верно), непонимания бакалаврского диплома работодателем и т.д.

    Бакалавриат вполне обеспечивает задачи социализации молодежи, воспитания, получения профессии. Многие исполнительские позиции в министерствах и ведомствах, в туризме, организациях социальной сферы вполне успешно замещаются бакалаврами и продолжение обучения реально требуется через 5-10 лет, когда специалист устоялся в понимании профессии, хочет что-то поменять или обеспечить возможности карьерного роста. Это европейский или американский вариант получения образования, который у нас пока не приживается. Зато сквозное обучение в бакалавриате и магистратуре в течение 6 лет часто приводит к рассуждениям об излишнем высшем образовании.

    Сегодня часто и вполне справедливо говорят, что российский рынок сегодня насыщен кандидатами с высшим образованием, но правильнее говорить о пресыщении специалистами с дипломами, не гарантирующими возможность исполнения специалистом требуемых функций. В нашей стране значительное количество выпускников работают не по специальности, а значит их диплом влияет на общекультурные компетенции, но не на профессиональные навыки и умения, по сути, получаемые в первые годы работы.

    Не удивительно, что работодатель дополнительно не расценивает время, проведённое в ВУЗе, считая позитивным только общий культурный уровень, желание и умение обучаться. Поэтому если работать по полученной в ВУЗе профессии, отдача будет выше, чем просто от высшего образования, которое сегодня рассматривается как необходимое, но не достаточное условие для успешной карьеры.

    Потребность в компетентных работниках сохраняется и в условиях продолжающейся пандемии. Поэтому очень важно обеспечить студентам практико-ориентированные занятия, участие в них работодателей (пусть и дистанционно), привлекать их к совместных с ВУЗом проектам. Все это дает возможность выпускникам получить знания, мягкие компетенции, накопить необходимые рекомендации и знакомства. В ряде случаев можно и нужно использовать профессиональные стандарты для корректировки образовательных программ, а также внедрять сдачу экзаменов на профессиональные сертификаты для студентов, это позволяет быстро обновлять программы с учетом мнения профессионального сообщества, удовлетворить запрос работодателей.

    Принимая решении о поступлении в тот или иной ВУЗ, нужно понимать, что полученный в итоге диплом точно будет рассматриваться не только как дополнительное преимущество, но и необходимое условие для работы во многих компаниях. А вот правильный выбор получаемой профессии увеличит отдачу от высшего образования, в этом случае можно рассчитывать на сравнимую с общемировые цифрами отдачу в 10-20%.

    Какие доводы приводят те люди, которые относятся к необходимости получения высшего образования с некоторой долей скептицизма? Предлагаем ознакомиться с основными такими аргументами:

    • учеба в институте или университете – это просто потеря времени. Один из самых распространенных доводов. Противники высшего образования считают, что можно сразу же после окончания школы смело идти работать и приобретать опыт, который ценится гораздо выше диплома;
    • низкое качество образования, предоставляемое подавляющим большинством коммерческих учебных заведений, созданных лишь для зарабатывания денег. С данной точкой зрения нельзя не согласиться, так как различных коммерческих академий и университетов развелось сегодня действительно очень много;
    • слишком высокая стоимость обучения. Обычно в ВУЗах действуют ограничения на количество бюджетных мест, и занять их могут далеко не все. Поэтому большинству семей приходится на всем экономить, чтобы обеспечить своему отпрыску получение диплома, успешную сдачу ЕГЭ и сессий;
    • несовершенная система образования, предоставление студенту огромных объемов информации, которая никогда не пригодится ему в реальной жизни.

    Еще один часто встречающийся аргумент – это отсутствие у выпускника ВУЗа каких-либо реальных практических навыков, из-за чего он не может найти хорошие варианты трудоустройства по специальности. Впрочем, с этой проблемой большинство справляется, ухитряясь сочетать учебу с работой, приобретая необходимый опыт.

    Читая эти доводы, очень многие соглашались, что университет или институт действительно является потерей времени. Но чтобы принять решение о том, нужно ли вам высшее образование, необходимо также выслушать все аргументы в пользу его получения.

    Стереотип о необходимости высшего образования пришел к нам еще со времен Советского Союза. В прошлом нам говорили родители, вот вырастишь, выучишься, начнешь работать и будет тебе счастье. Считалось что наличие хорошего диплома, преимущественно университетского даст человеку какие-то блага. Сегодня же есть большое количество возможностей для достижения успеха в жизни и без высшего образования. Главное — в мышлении человека.

    Если целью поступления в университет является принятый стереотип, мол, все так делают или ради престижа, это значит попасть в сети заблуждения. Для чего учиться, если затем человек говорит: «это не мое» или после получение диплома о высшем образовании идти работать секретарем, в ЧОП охранником, либо торговать на рынке?

    Если выбранная специальность не по душе.
    Многие идут учиться в те вузы, куда их родители пристроят или где хватит денег на обучение. Очень часто в вопросе, где и на кого учиться принимают решение не дети, а их родители. Считающие выпускника школы еще не достаточно зрелым, поэтому не имеющим право голоса выбрать не только, где, но и на кого учиться.

    Кроме того, многие юноши поступают в высшие учебные заведения, чтобы избежать призыва в Армию, а не из-за желания там учиться. В том и другом случае, студенты учатся без особой охоты. Что в будущем скажется на их профессиональных навыках. И на том, что они вряд ли будут работать по специальности.

    Мы ни в коем случае на призываем бросать учебу. Образование нужно! Цель данной статьи побудить читателя реально смотреть на вещи и честно решить: нужен ли диплом о высшем образовании + пять лет обучения, не считая затраченных денег, чтобы быть успешным в жизни? Или лучше получить целенаправленные знания от специалистов своего дела на каких-то курсах, которые вам нравятся?

    После этого можно начать работать, развиваться в этом деле и добиваться успеха, выстраивая свою жизнь. Не стоит прятаться за обучение в вузе ради «галочки» или считать его некоей панацеей. Также не стоит в обязательном порядке получать высшее образование ради престижа самих родителей.

    Какое обучение выбрать? Выбирайте то образование, с которым вы хотите прожить дальше всю жизнь, которое пригодится по жизни. Выбирайте тот профиль, в котором вы хотите дальше развиваться. Загляните наперед в будущее, чтобы понять, что вам действительно нужно и чего на самом деле хочется? Чтобы затем выбранное образование помогло вам в этом.

    Выбирайте тот отечественный или зарубежный вуз, где лекции читают руководители компаний, маркетологи, экономисты (или их часто приглашают поделиться своими знаниями). Где уже на втором или третьем курсе студенты имеют возможность попасть на практику в действующую компанию, чтобы получать практические навыки.

    Получая такое высшее образование, выпускник выходит не теоретиком, а практиком после его окончания. Да и вам самим чего больше хотелось бы: чтобы какой-то преподаватель-теоретик учил тому, как правильно, например, брать интервью у человека либо чтобы лекцию по журналистике читал действующий журналист крупного информационного СМИ?

    Учитывая, что зачастую с отечественным высшим образованием все очень туго, то заниматься самообразованием однозначно стоит. Нужно пытаться научиться чему-либо стоящему самому. Возможно, это будет разработка сайтов, программирование, веб дизайн, вокал, строительство чего-то, 3D-проектирование. В общем, изучайте то, что вам нравится. Пробуйте себя в разных вариантах, стараясь найти свое призвание, а не думать, что диплом о высшем образовании поможет вам хорошо устроиться в жизни.

    Можно одновременно учиться, к примеру, на экономиста и при этом заниматься самообразованием в той сфере, которая вам нравится? Не зайдет одно, тогда возможно «выгорит» другое. Вдумайтесь сколько у вас сегодня перспектив и возможностей, которых не было лет так 15—20 назад.

    Сейчас для молодёжи есть все, чтобы находить себя в этой жизни. Можно даже дистанционно чему-то учиться через интернет. Появляются школы, которые заставляют детей думать о будущем, мотивируют раскрыться в юном возрасте, чтобы понять к чему они тяготеют. На сегодняшний день появляются различные курсы, тренинги, позволяющие 16-17 летним попробовать себя в реальном деле.

    1. Однозначно не стоит завязывать высшее образование с обязательным успехом в жизни. Многие столкнулись с горьким разочарованием, осознав, что их диплом не помог им хорошо устроиться в жизни.
    2. Если вы выбрали университетское обучение, учитесь таким образом, чтобы поглощать пользу из этого образования. Не просто слушайте, думая, что мне это даст, а думайте о том, как мне это применить в жизни. Воспринимайте образование как некую тренировку по подготовке себя к новой жизни.
    3. Если вам неинтересна выбранная специальность, лекции по ней вызывают отвращение, то в срочном порядке меняйте специальность переводитесь в другой вуз. Поговорите с родителями, если они курируют ваше обучение, что вы не против образования, но только того которое вам по душе. Ведь жизнь одна и не стоит находиться там, где вам не интересно, так как это не принесет никакой пользы. Только зря потраченное время и деньги.
    4. Без самообразования вам не поможет ни один вуз, так как кузнецами своего счастья являетесь вы сами. Если вам хочется кем-то стать, чему-то научиться у вас это обязательно получится. Нужно всего-навсего действовать самому, а не ждать когда вам предоставят престижное место работы из-за вашего диплома о высшем образовании. И для этого не нужно 5 лет посещать университет.

    А что вы скажете, нужно ли высшее образование сегодня или можно обойтись без него, чтобы вести удовлетворяющую жизнь?


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *