Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень бесплатных анализов по ОМС: что предусмотрено полисом в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Медицинское обслуживание в рамках полиса ОМС является бесплатным только для его обладателя. Что касается больниц и поликлиник, предоставляющих амбулаторное и стационарное лечение застрахованным лицам – каждое из этих медучреждений обязано оплатить следующие затраты:
- обслуживание специального оборудования и устранение неисправностей;
- оплата труда медицинским работникам;
- закупка необходимых реагентов, инструментов и препаратов.
Все вышеперечисленные расходы по страховке покрываются за счёт федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Перечень бесплатных услуг по полису ОМС на 2024 год
Получение той или иной медицинской услуги по полису ОМС должно быть обоснованным. Когда возникает необходимость в проведении каких-либо обследований, нужно действовать следующим образом:
- посетить поликлинику вместе с полисом ОМС;
- обратиться к специалисту нужного профиля;
- получить направление на проведение бесплатных анализов.
Больной не может самостоятельно решать, какие исследования необходимо пройти – это определяет врач. Все мероприятия, которые назначаются специалистом, делаются бесплатно в этой же поликлинике. Если у клиники нет возможности провести какое-то исследование, пациент направляется в другое медицинское учреждение.
На заметку! При прохождении курса лечения в условиях стационара в рамках программы ОМС, больной имеет право на бесплатное получение всех медицинских услуг.
Объем медицинских услуг по договору обязательного страхования имеет некоторые территориальные ограничения. За пределами своего региона застрахованный получает медпомощь на условиях базовой программы, которая действует по всей стране. В границах своего региона, он обслуживается по программе, утверждённой территориальным фондом обязательного медстрахования (ТФОМС), которая охватывает более широкий перечень услуг.
Правила получения медпомощи по ОМС в другом регионе:
- во время отъезда полис должен быть с собой – лучше сфотографировать его и сохранить фото на телефоне, чтобы можно было предъявить его медработникам хотя бы в таком виде;
- когда отказывают в проведении того или иного исследования на бесплатной основе, объясняя это тем, что это не предусмотрено базовой программой, необходимо заглянуть в ст. 35 ФЗ № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (далее – ФЗ № 326). Если базовая программа не предусматривает данный вид обследования, то отказ правомерный;
- когда в государственном учреждении отказываются обслуживать – звоните в региональный ТФОМС. Телефон можно найти на сайте федерального ФОМС. Это незаконно;
- когда медработники утверждают, что работают только с конкретными страховщиками – это тоже неправомерно, так как полис действует по всей стране.
Полезно знать! Анализы – это профилактическая мера, а значит страховой случай. Это регламентируется ст. 3 ФЗ № 326. В соответствии с законом бесплатные исследования для уточнения диагноза должны проводится по всей территории РФ.
В случае возникновения непонятной ситуации звоните в свою страховую компанию – там подскажут как нужно действовать. Телефон находится на обратной стороне полиса.
Какие анализы можно сдать по ОМС бесплатно
Проблема в том, что полного и исчерпывающего перечня бесплатных исследований по ОМС не существует. Специалисты порой и сами не знают, попадает ли то или иное исследование под программу страхования. Это обусловлено тем, что диагностика разных заболеваний порой требует индивидуального подхода. Для постановки конкретного диагноза ломать голову над этим вопросом нет необходимости – достаточно заглянуть в стандарты медицинской помощи.
Ремарка: стандарты медицинской помощи – это отбор минимальных эффективных мероприятий для диагностики и лечения того или иного заболевания.
Для того чтобы узнать, предусмотрен ли какой-то вид исследования программой ОМС, необходимо:
- Заглянуть в ст.35 ФЗ № 326. К примеру, если необходимо диагностировать или наблюдать заболевание глаза и его придаточного аппарата (например, астигматизм) – это входит в ОМС-программу.
- Далее ищем стандарт медпомощи по данному заболеванию на сайте Минздрава РФ. Выбираем подраздел «Болезни глаза и его придаточного аппарата» и ищем Приказ Минздрава «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при астигматизме». Открываем его и ищем в номенклатурном перечне нужную позицию.
Примерный перечень стандартных анализов по ОМС 2021:
Будущие мамы также имеют право на проведение анализов по полису ОМС. Для этого необходимо стоять на учёте в женской консультации и регулярно посещать своего акушера-гинеколога.
В перечень стандартных исследований входят:
- клинические анализы крови и мочи;
- биохимический анализ крови;
- анализы на аллергены (при наличии кожных реакций и реакций слизистых)
- исследования на выявление инфекционных недугов;
- выявление антител к вирусным инфекциям – кори и краснухе;
- забор крови на резус-фактор и группу;
- забор крови на TORCH инфекции;
- гормональная панель: ХГЧ, эстроген, прогестерон, пролактин.
Если врач видит необходимость в проведении каких-то дополнительных исследований, они проводятся на платной основе только тогда, когда в клиниках, оказывающих услуги по ОМС программе, нет соответствующего оборудования, инструментов или реагентов.
Случается, что застрахованное лицо сдаёт ряд анализов по собственной инициативе, чтобы не терять времени на посещение поликлиники. Соответственно, оплата за проведённые исследования производится из его собственного кармана. В такой ситуации обосновать необходимость предоставления медицинских услуг на бесплатной основе крайне сложно. Шанс вернуть потраченные деньги всё же есть, однако для этого необходимо поступить следующим образом:
- сохранить все квитанции об оплате медицинских услуг, предоставленных на платной основе;
- принести их в страховую компанию и выяснить, попадает ли проведение данное исследование под программу ОМС;
- если сданные анализы входят в перечень бесплатных, нужно написать заявление на возврат средств и указать в нём реквизиты своего банковского счёт для возврата денег.
Вышеописанный алгоритм возымеет действие только тогда, когда на руках у больного будет направление от врача на платную сдачу анализов. В противном случае вернуть потраченные средства практически невозможно, ведь государство не может оплачивать все исследования, проведённые без направления, и только лишь на основании собственной инициативы застрахованного лица.
Важно! Для того чтобы доказать свою правоту, прежде всего нужно знать свои права. Если врач или страховщик настаивает на том, что необходимый анализ не входит в программу ОМС, это можно проверить на сайте территориального ФОМС или обратиться к нормативным актам. Некоторые недобросовестные медработники сознательно направляют больных на платные анализы, и после получают за это свою долю.
Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.
Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.
В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.
В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2024 году.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.
Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:
субъект | участник |
---|---|
|
|
|
|
|
|
По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.
Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:
медицинские организации | |
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) | иные |
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности | |
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС | по территориальным программам ОМС |
на основе договора | |
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией | на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией |
Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.
Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.
Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.
Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.
У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.
Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.
У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.
В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.
Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:
- нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
- необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
- риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
- потребность в повторных хирургических вмешательствах;
- повторное обследование в диагностически сложных случаях;
- повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.
Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.
На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.
Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.
Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».
Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.
При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.
Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.
Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.
Список бесплатных анализов по ОМС в 2024 году
Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.
ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.
Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).
Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.
Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.
Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.
Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.
Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.
Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.
Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.
Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.
Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.
Для прохождения исследования нужно совершить нижеперечисленные действия.
Без полиса сдача анализа и бесплатное лечение недоступны – человек может только вызвать скорую. Для получения полиса необходимо посетить страховую медицинскую компанию. Документ оформляется для всех граждан РФ, за исключением военнослужащих, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Необходимо прикрепиться к поликлинике рядом с домом. Допускается менять поликлинику только 1 раз в год – за исключением ситуаций, при которых человек официально меняет адрес своего проживания.
Для прикрепления к учреждению необходимо написать в регистратуре заявление, составленное на имя главврача. С собой следует иметь такие документы:
- паспорт;
- полис ОМС;
- СНИЛС.
Также нужно сделать ксерокопии данных документов.
Если учреждение отказывается принимать заявление, следует составить жалобу в Росздравнадзор.
Определить требуемые исследования может только врач – больной самостоятельно решить этот вопрос не вправе. Специалист назначает мероприятия, которые бесплатно проводятся в этой же поликлинике. В случае если в учреждении отсутствуют возможности для проведения определенных исследований, то заявителя направляют в иное учреждение. Если врач утверждает, что за анализы потребуется заплатить, человеку необходимо связаться со своей страховой компанией и уточнить данную информацию. Также можно составить на имя главврача жалобу, направив ее в приемную или по почте.
Вы имеете право на бесплатные анализы по ОМС
В некоторых ситуациях заявители получают в бесплатных поликлиниках направления на платные исследования. Если с человеком договор не заключают, а оплата осуществляется не через кассу, то это обман. Платные услуги предоставляются только после оформления письменного договора. Без наличия данного документа человек в дальнейшем не сможет никому предъявить претензии.
Иногда вместо бесплатных услуг человеку навязываются платные, причем с заключением договора. В документе прописывается условие о том, что пациент отказывается от получения бесплатных услуг. Это тоже вид нарушения, поскольку врач должен уведомить человека о том, что у него есть возможность получить определенную услугу на бесплатной основе.
Наконец, третий вариант нарушения – направление заявителя в частное учреждение. В этом случае врач получит % от оплаты человеком навязанных услуг. Пациент вправе самостоятельно выбрать более дешевое медицинское учреждение.
Но даже если пациент оплатил навязанные услуги, он вправе претендовать на компенсацию расходов. Для этого ему необходимо иметь при себе кассовый чек, договор и направление на прохождение платных анализов. Жалоба подается в страховую компанию. В ней прописываются реквизиты банковского счета заявителя – именно на этот счет будут перечислены денежные средства.
- Для оказания помощи по страховке поликлинике нужно знать ее №. При этом предъявлять полис необязательно – можно просто показать его фотографию на смартфоне. Это окажется полезным, если человеку необходимо получить медицинскую помощь в другом регионе, а полиса у него при себе нет. При отсутствии реквизита полиса ОМС следует связаться со страховой компанией, выдавшей документ.
- Если анализ дорогостоящий, однако должен предоставляться на бесплатной основе, то человек может потребовать его выполнения, обратившись за помощью в суд. Иногда пациента обоснованно направляют в другие больницы, включая платные – например, возможности предоставить услугу в бесплатной поликлинике нет, врачи уволены или находятся в отпуске.
- Если женщина планирует забеременеть по программе ЭКО, то ей необходимо сдать определенные анализы, на основе которых специалист планирует дальнейшие действия. Государство выделяет квоты для ЭКО, распределяемые и по отношению к региону регистрации. Анализы касаются и женщин, и мужчин, однако количество квот ограничено.
- По полису можно не только сдать бесплатные анализы, но и получить стоматологические и иные услуги. Например, для детей по полису бесплатно проводятся услуги по укреплению зубов, лечению кариеса, исправлению неправильного прикуса.
Таким образом, почти все назначаемые врачом анализы можно пройти бесплатно, поскольку конкретного перечня исследований, за которые не взимаются деньги, законодательство не устанавливает.
Бесплатные плановые анализы проводятся по полису ОМС в той поликлинике, к которой прикреплен пациент. Если врач направляет человека на платные анализы, за которые по закону платить не нужно, то потребуется обратиться с жалобой в страховую компанию. Также есть возможность вернуть необоснованно потраченные на анализы денежные средства, обратившись в данную компанию с заявлением.
Вы пришли в поликлинику, где вас принял профильный специалист. Расспросил, произвел осмотр, оценил ваше состояние и направил на анализы. Если полис ОМС позволяет сдать их бесплатно, врач обязан проинформировать об этом пациента. Нет возможности сделать анализ в поликлинике по месту регистрации? Долг врача — сообщить, в каком медицинском учреждении проведут исследование по страховому полису. В частную лабораторию направляют только тогда, когда услуга не входит в перечень предусмотренных программой ОМС.
Сохраняйте платежные документы. Они пригодятся, если позже выяснится, что стоимость анализа покрывает медицинская страховка. В этом случае вы имеете право вернуть деньги. Для этого следует прийти в офис страховой компании, предоставить сохраненные чеки и подать заявление на возврат потраченных средств.
Нет — торговле очередью!
Вам требуется сделать рентген или провести ультразвуковое исследование. Услуга по полису предоставляется бесплатно, и врач не оспаривает этого, но предупреждает: «Очередь расписана на месяц вперед. Либо ждите назначенной даты, либо платите и примем хоть сейчас».
По мнению Виталия Флека, помощника министра здравоохранения, подобные ситуации возмутительны. «Торговлю очередью» в муниципальной поликлинике он считает грубейшим нарушением правил оказания услуг по программе ОМС. Срок ожидания от суток до двух недель допустим, если речь идет о плановой медицинской помощи. Пациента с болями и другими показаниями на срочное обследование обязаны принять безотлагательно.
Требуемая информация размещается на сайте Министерства здравоохранения РФ в разделе «Министерство». От него следует двигаться по подразделам: «Структура» — «Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения» — «Материалы по деятельности департамента» — «Стандарты медицинской помощи».
Добравшись до искомой страницы, находите свое заболевание и открывайте приказ Министерства об утверждении стандарта. В таблице мероприятий для диагностики перечислены все доступные пациентам исследования.
Если вы только планируете визит к врачу и хотите попросить направление на конкретный анализ, обратите внимание на показатели в графе «усредненный показатель частоты предоставления». Эта величина показывает, как часто назначается та или иная процедура. Чем ближе число к нулю, тем реже врач направляет на этот анализ.
Нет желания и времени вникать в стандарты — адресуйте вопросы страховой компании. Навязывают ли вам платные анализы, ставят в долгую очередь на исследование или отказывают в госпитализации — медицинский страховой агент даст ответы и примет меры по решению проблемы. Для разрешения спорных ситуаций можно также обращаться к круглосуточным консультантам горячих линий — телефоны указаны на сайтах территориальных фондов ОМС. Если у вас возникли какие-либо проблемы с оказанием медицинских услуг, можете смело обращаться за помощью к нашему юристу по медицинским делам. Поможем в любой ситуации!
Порядок оказания бесплатной медицинской помощи изложен в:
- ФЗ №326 от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
- Постановлении Правительства №1403 от 19.12.2016 г. «О программе госгарантий….». Содержит полный перечень заболеваний, подлежащих бесплатному лечению.
- Законах субъектов РФ.
Исходя из этого понятно, что в разных регионах итоговый перечень будет отличаться.
Часть (базовая) субсидируется из федерального бюджета, а часть (региональная) – из местного, и вот эта вторая часть в каждом регионе – своя.
Бесплатно будет выполнен анализ, если он соответствует следующим условиям:
условия
- Необходим для диагностики и лечения патологии, входящей в ПП №1403.
- Требуется для выявления вероятных сопутствующих болезней.
- Важен для профилактики данного и возможных сопутствующих заболеваний.
В последнем случае врач может назначить дополнительные анализы, если подозревает наличие сопутствующей этой болезни патологии.
Если пациент обратился с жалобой на боль в желудке, а у врача имеются основания подозревать наличие патологического процесса в печени. В этом случае бесплатно будут проведены все диагностические мероприятия по выявлению патологических процессов и в желудке, и в печени.
Стандарты, согласно которым врачи обязаны лечить различные группы заболеваний, детально изложены на сайте Министерства здравоохранения.
Анализы по ОМС в 2024 году: полный перечень по полису
Если назначено то или иное исследование платно, а у пациента возникли сомнения в том, что оно не входит в бесплатный перечень, то проверить это можно самостоятельно.
Ведь даже при отсутствии данного метода диагностики в базовом списке, он может входить в:
- Областную медицинскую программу;
- Программу, финансируемую работодателем.
Субъекты РФ выделяют ежегодно в определенных пределах деньги на оплату медицинских услуг, не входящих в базовый перечень. При этом региональный список формируется везде индивидуально. Власти опираются на статистические данные по распространенности тех или иных групп заболеваний в данном регионе.
Распространена ситуация, когда на первичном приеме выписывается направление в частную лабораторию на те или иные анализы, которое мотивировано отсутствием реактивов, оборудования, специалистов в этой поликлинике.
Такая практика неправильна. Врач может выдать только направление на диагностику, а место ее выполнения пациент может выбирать на свое усмотрение.
Процедура оформления направления на бесплатные анализы состоит из стандартных этапов:
- Осуществляется первичный прием для диагностики заболевания.
- Выписывается направление и выдается пациенту.
- Если в данной клинике выполнить направление нельзя, то оно вписывается в другое медучреждение, где его можно сделать бесплатно.
- Отказ врача выписать такое направление – основание для жалобы главврачу.
Если главврач в ответ на жалобу не предпринимает никаких действий, то необходимо сразу же обращаться к представителю страховщика, выдавшего полис ОМС.
Если вам все-таки пришлось сдать анализ в частной лаборатории платно, не поздно вернуть потраченные деньги. Иногда речь может идти о значительных суммах.
Сделать это можно одним из способов:
- Через кассу той поликлиники, к которой приписан пациент.
- Через страховщика, выдавшего полис ОМС.
Если вас вынудили оплатить бесплатный анализ в муниципальной поликлинике, для возврата денег, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
порядок действий, если навязали платный анализ
- Написать заявление на имя главврача, в котором необходимо описать все факты: личные данные заявителя, его адрес, номер полиса ОМС, кто выписал направление, в какую сумму обошлась диагностика, когда был сделана.
В качестве основания для компенсации нужно указать, в каком из перечней (базовом или региональном) содержится данный анализ.
- К заявлению прилагается оплаченный чек, а также договор, который в таких случаях всегда оформляется.
- После рассмотрения заявления главврачом на руки выдается приказ-резолюция, на основании которого выплачивается компенсация или документально оформленный отказ в такой выплате.
- Для получения денег необходимо обратиться в бухгалтерию поликлиники с приказом и вашим паспортом.
Если диагностика была сделана в частной клинике, то возвратом денег должна заниматься страховая компания. Заявление составляется точно также, только подается в офис страховщика.
В такой ситуации речь идет о наступлении страхового случая: необходимость сдать анализ в рамках ОМС. Деньги должны быть возвращены в течении 3-8 дней на карту клиента.
Если речь идет о гарантиях, финансируемых работодателем, то деньги возвращаются через кассу предприятия.
Требовать соблюдения своих прав пациенты могут не только в кабинете главврача больницы или офисе страховщика.
Когда стандартные действия не принесли должного результата, назначенные анализы требуются и сделать их можно в данном случае только платно, хотя они и включены в бесплатный перечень, можно требовать защиты своих прав в суде.
Ответчиком в таком случае выступает территориальный фонд ОМС, больница и страховая компания, не сумевшие оказать помощь пациенту в рамках обеспеченных государством гарантий.
Бывает, что направление на бесплатные анализы выписывают в соседний город. Делать это разрешается только, когда:
- В муниципальном образовании нет государственных медучреждений, выполняющих данную диагностику.
- Сейчас в клинике нет необходимых специалистов.
- Диагностика не входит ни в базовый, ни в региональный перечни.
- Гражданин зарегистрирован в ином субъекте РФ.
В любом из указанных случаев, врач обязан сообщить обо всех имеющихся альтернативах.
Случается, что пациентов обманывают. Предлагают подписать отказ от бесплатной услуги из-за того, что ее невозможно оказать в этом учреждении.
Такой отказ лишает права на компенсацию.
Поэтому договор оказания платной медуслуги нужно читать внимательно, а обнаружив пункт об отказе от бесплатных услуг, не подписывать его.
Деньги можно будет вернуть и после подписания такого незаконного договора, но только в судебном порядке.
Важно: отказ выдать чек и договор при оказании платной медуслуги – незаконен. Следует сразу жаловаться главврачу и представителям страховой компании.
«Что в 2024 году можно получить по полису ОМС?»
В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих формах:
- Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, представляющих угрозу жизни пациента;
- Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, без явных признаков угрозы жизни пациента;
- Плановая — медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной либо неотложной формы оказания медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшения состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих условиях:
- Вне медицинской организации (по месту вызова выездной бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
- В амбулаторных условиях, в том числе на дому при вызове медицинского работника;
- В условиях дневного стационара (предусматривается медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требуется круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
- В стационарных условиях (обеспечивается круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
- Медицинская помощь в стационарных условиях в экстренной форме оказывается безотлагательно;
- Срок ожидания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной) в стационарных условиях в плановой форме (плановая госпитализация) составляет не более 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию пациента;
- Срок ожидания специализированной медицинской помощи для пациента с онкологическим заболеванием (состоянием, имеющим признаки онкологического заболевания), за исключением высокотехнологичной, в связи с наличием указанного заболевания (состояния) в стационарных условиях в плановой форме — не более 7 рабочих дней со дня гистологической верификации опухоли или со дня установления диагноза онкологического заболевания (состояния, имеющего признаки онкологического заболевания). Плановая госпитализация обеспечивается при наличии направления на госпитализацию пациента;
- Медицинская помощь по неотложным показаниям в амбулаторных условиях оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми, врачами акушерами-гинекологами и осуществляется в день обращения пациента;
- Срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме составляет не более двух часов с момента обращения пациента;
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в плановой форме осуществляется по предварительной записи пациентов, в том числе в электронной форме. Срок ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента;
- Срок ожидания приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня обращения пациента;
- Срок ожидания приема (проведения консультаций) врачей-специалистов в случае подозрения на онкологическое заболевание составляет не более трех рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- Срок ожидания проведения диагностических инструментальных исследований (рентгенологические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 10 календарных дней со дня назначения исследования;
- Срок ожидания проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) составляет не более 14 рабочих дней со дня назначения исследования;
- Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента вызова бригады скорой медицинской помощи для оказания такой медицинской помощи;
- Срок ожидания проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание составляет не более 7 рабочих дней со дня назначения исследования;
- Срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием составляет не более трех рабочих дней со дня постановки ему диагноза онкологического заболевания;
- Сроки ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется «лист ожидания» оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Помощь, оказанная застрахованным, должна быть надлежащего качества, поэтому в задачи экспертов страховых компаний и внештатных врачей-экспертов качества медицинской помощи входит исследование случаев оказания медицинской помощи, выявление врачебных ошибок, выяснение причин возникновения этих ошибок, рекомендаций по их предотвращению. За неисполнение обязательств по предоставлению застрахованным медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема, к медицинским организациям применяются финансовые санкции. Особому контролю подлежат случаи при поступлении жалоб от застрахованных на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации, летальные исходы, в том числе материнская и младенческая смертность, осложнения заболеваний, внутрибольничное инфицирование.
Какие анализы по ОМС бесплатны и что делать если заставляют платить
Каждая женщина с диагнозом «бесплодие» и рядом других заболеваний в 2024 году также имеет возможность пройти ЭКО. Процедуру стимуляции суперовуляции по ОМС можно проводить два раза в год.
— Данная процедура очень сложная, поскольку требует гормональной стимуляции, — отмечает акушер-гинеколог, международный эксперт по вопросам репродуктивного здоровья в РФ Борис Лордкипанидзе. — Но, учитывая актуальность проблемы бесплодия сегодня, спрос на ЭКО очень высокий. По полису ОМС услугу можно получить бесплатно, но не сразу — придётся подождать своей очереди.
Также напомним, что в программе ОМС участвуют не только государственные, но и частные клиники. Владельцы полиса могут встать на учёт и бесплатно обслуживаться в коммерческом медицинском центре, процедура аналогична прикреплению к обычной поликлинике. Узнать, работает частная клиника по ОМС или нет, можно на сайте страховой компании, которая выдавала полис.
Если пациент по незнанию или по настоянию клиники платно прошёл бесплатную процедуру, положенную по ОМС, то он имеет основания для возврата денег. Для этого нужно обратиться в страховую компанию, выдавшую полис, и предъявить чеки и копию договора на оказание платных медицинских услуг.
- ПЦР мазок на Coronavirus SARS-CoV-2 — не позднее 7 дней до начала протокола
- Спермограмма + MAR test — 6 мес.
- При патоспермии — заключение уролога с указанием диагноза и необходимого метода лечения и 2 спермограммы — 6 мес.
- Определение антител к бледной трепонеме в крови — 3 мес.
- Исследование уровня антител классов M, G (Ig M, Ig G) к вирусу иммунодефицита человека – 1/2 и антигена р24 (Human immunodeficiency virus HIV 1/2 + Agp24) в крови — 3 мес.
- Определение антител к поверхностному антигену (HBsAg) вируса гепатита В (Hepatitis B virus) в крови или определение антигена (HBsAg) вируса гепатита В (Hepatitis B virus) в крови — 3 мес.
- Определение суммарных антител классов M и G (anti-HCV IgG и anti-HCV IgM) к вирусу гепатита С (Hepatitis С virus) в крови — 3 мес.
- Микробиологическое исследование методом ПЦР
хламидии, микоплазму хоминис, микоплазму гениталиум, уреаплазму парвум, уреаплазму уреалитикум, гонорею, трихомонады — 3 мес.
- ПЦР мазок на Coronavirus SARS-CoV-2 — не позднее 7 дней до начала протокола
- Уровень АМГ в крови — 6 мес
- Уровень ФСГ в крови — 6 мес
- Оценка проходимости маточных труб (выписки операций, рентгенологические и ультразвуковые исследования) -Не ограничен
- Микроскопическое исследование: мазок из наружного зева шейки матки, свода влагалища, уретры — 1 мес
- Определение антител к бледной трепонеме в крови — 3 мес.
- Исследование уровня антител классов M, G (Ig M, Ig G) к вирусу иммунодефицита человека – 1/2 и антигена р24 (Human immunodeficiency virus HIV 1/2 + Agp24) в крови — 3 мес.
- Определение антител к поверхностному антигену (HBsAg) вируса гепатита В (Hepatitis B virus) в крови или определение антигена (HBsAg) вируса гепатита В (Hepatitis B virus) в крови — 3 мес.
- Определение суммарных антител классов M и G (anti-HCV IgG и anti-HCV IgM) к вирусу гепатита С в крови — 3 мес.
- Микробиологическое исследование методом ПЦР на — 3 мес:
- Хламидии, микоплазму хоминис, микоплазму гениталиум, уреаплазму парвум, уреаплазму уреалитикум, гонорею, трихомонады — 3 мес.
- Вирус простого герпеса 1,2 — 1 год
- Цитомегаловирус — 1 год
- Определение иммуноглобулинов класса M и G к вирусу краснухи в крови — при наличии иммуноглобулинов класса M- 1 мес, при наличии иммуноглобулинов класса G – не ограничен.
- Общий (клинический) анализ крови — 1 мес.
- Анализ крови биохимический общетерапевтический — 1 мес.
- Коагулограмма (ориентировочное исследование системы гемостаза)- 1 мес.
- Общий (клинический) анализ мочи- 1 мес.
- Определение группы крови и резус-фактора — однократно — 1 год
- Уровень тиреотропного гормона — 1 год
- Уровень пролактина (2-3 д.м.ц) — 1 год
- Цитологическое исследование шейки матки и цервикального канала — 1 год
- Ультразвуковое исследование органов малого таза — 14 дней
- Флюорография легких — 1 год
- Регистрация электрокардиограммы — 1 год
- Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта. — 1 год
- Ультразвуковое исследование молочных желез (женщинам до 40 лет), заключение приложить. В случае выявления признаков патологии по результатам УЗИ – консультация онколога. — 1 год
- Маммография (женщинам старше 40 лет). В случае выявления признаков патологии по результатам маммографии – консультация онколога. — 1 год
- Осмотр (консультация) врача-генетика (по показаниям) — 1 год
- Исследование хромосомного аппарата (кариотипирование) пары — Кровь на кариотипы не ограничен.
- Осмотр (консультация) врача-эндокринолога, проводится ультразвуковое исследование щитовидной железы и паращитовидных желез, почек и надпочечников- по показаниям
- Лютеинизирующий гормон (ЛГ), Эстрадиол, А/т к ТПО (2-5 д.м.ц) по показаниям — 1 год
- Прогестерон (за 7 дн. до месячных) по показаниям — 1 год
- Заключение инфекциониста по показаниям — 1 мес
Таким образом, почти все назначаемые врачом анализы можно пройти бесплатно, поскольку конкретного перечня исследований, за которые не взимаются деньги, законодательство не устанавливает.
Бесплатные плановые анализы проводятся по полису ОМС в той поликлинике, к которой прикреплен пациент. Если врач направляет человека на платные анализы, за которые по закону платить не нужно, то потребуется обратиться с жалобой в страховую компанию. Также есть возможность вернуть необоснованно потраченные на анализы денежные средства, обратившись в данную компанию с заявлением.
Большой упор в работе в 2024 году будет сделан на запуск новой федеральной программы модернизации первичного звена здравоохранения. Она продлится 5 лет.
Всего на эту программу из федерального бюджета планируется выделить 500 млрд руб. Еще порядка 50 млрд поступит из региональных бюджетов (в том числе 13,5 млрд потратит на это Татарстан). Запланировано с 2024 по 2024 годы выделять на программу по 90 млрд руб. К программе подключились уже более 3000 медорганизаций.
Поясню, что относится к первичному звену здравоохранения. В первую очередь, это наши поликлиники, куда пациент приходит при первых симптомах болезни. Еще одна важная часть системы первичного звена — ФАПы в сельской местности. В Татарстане совсем немного труднодоступных населенных пунктов, в которых ФАП является единственным местом на сотни километров вокруг, где можно получить медицинскую помощь. Но в России таких мест гораздо больше. Поэтому очень важно включить и эти учреждения в программу модернизации.
В 2024 году нас ждут изменения в программе госгарантий. Подушевые нормативы финансирования будут увеличены: на 2024 год — на 3,7%, на 2022 и 2024 годы — на 4%.
В программе ОМС всю медпомощь разделят на две группы: специализированная, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, которая оказывается федеральными медцентрами, и вся остальная (но это не значит, что в ее составе не будет ВМП и специализированной помощи).
С нового года действуют новые правила выдачи медсправок и заключений. Действовать они будут до 2027 года. Нововведения распространяются на случаи, когда нет специальных правил выдачи этих документов.
Теперь допускается составлять такие справки и заключения в произвольной форме, а оформлять их можно и на бумаге, и в форме электронного документа (сопровождая электронной подписью врача).
?
В систему ОМС с 2024 года вносятся два важных изменения:
- Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) перейдут полномочия страховщиков в отношении медпомощи, которую оказывают в федеральных медицинских организациях. Фонд будет осуществлять расчеты за медуслуги и контролировать их качество, а также займется предъявлением претензий или иска за причинение вреда здоровью пациента. Нормативы оказания специализированной медпомощи и ее оплаты будет определять правительство;
- сократят норматив средств, выделяемых страховым компаниям на ведение дела с: с 1–2% до 0,8–1,1% от суммы, поступившей в медорганизацию по дифференцированным подушевым нормативам. Изначально предполагалось уменьшить финансирование этих расходов вдвое и установить тарифы в 0,5–1%. Так как такая мера могла бы привести к банкротству части страховых компаний, по итогам второго чтения был принят компромиссный вариант, говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.
Первое, что нужно сделать — пройти полное обследование и подтвердить наличие бесплодия. Только в этом случае можно претендовать на бесплатное лечение с помощью ЭКО. Количество претендентов на ЭКО по обязательному медицинскому страхованию следует уточнять по месту проживания, так как в разных регионах показатель может отличаться.
Программа ЭКО показана в таких случаях:
- мужской фактор бесплодия;
- патология маточных труб, приводящая к невозможности зачать ребенка;
- отягощенный акушерско-гинекологический анамнез;
- дисгормональные нарушения.
Как только будут пройдены все исследования, можно готовить документы на ЭКО. В этот перечень входят:
- выписка из медицинской карты с результатами необходимых обследований, пройденных парой;
- выписка от гинеколога с диагнозом;
- направление на ЭКО, заверенное печатью главврача;
- заявление на ЭКО по обязательному медицинскому страхованию;
- паспорт обоих супругов;
- страховой полис;
- страховой номер индивидуального страхового счета.
Только имея полный перечень документов, можно приступать к программе ЭКО.
С чего же начинать ЭКО? Первое, что нужно сделать — обратиться в женскую консультацию или центр планирования семьи по месту жительства. Затем пройдите все обследования, рекомендованные врачом, и получите направление на комиссию. При положительном решении вам выдадут направление к репродуктологу выбранной клиники. После первичной консультации врач даст нужные рекомендации и начнет подготовку к ЭКО.
Клиника «АльтраВита» предоставляет пациентам возможность пройти ЭКО за счет средств ОМС. Все, что для этого нужно — предоставить направление на процедуру. В нашем учреждении работают репродуктологи с высоким уровнем квалификации, а статистические данные превышают средние по Москве. После консультации доктор подберет оптимальную программу ЭКО и начнет подготовку. Чтобы записаться на прием, достаточно позвонить по указанному номеру телефона и записаться на прием.
Этот документ содержит такие положения, среди которых основными являются:
- для обследования на проведение экстракорпорального оплодотворения по полису ОМС могут не только пары, состоящие в браке, а также пары, проживающие в гражданских отношениях или даже одинокие женщины, у которых для оплодотворения используется донорская сперма
- перед проведением протокола оплодотворения необходимо установить диагноз бесплодия с помощью анализов, где некоторые из них предоставляются по квоте
- для реализации и проведения протокола ЭКО следует предъявить документы с заключением о ранее проводимом лечение, а так же бесплодия, которое не дало желанного эффекта в наступлении беременности и оказалось малоэффективным.
- список анализов для ЭКО по ОМС предоставлен в этом приказе и согласно его перечню бесплодные пары вступают в порядок прохождения этой процедуры согласно критерию, который прогнозирует возможность оплодотворения и развития беременности после подсадки эмбрионов.
Некоторые сроки анализов для ЭКО по ОМС короткие и поэтому их стоит сдавать непосредственно перед протоколом проведения экстракорпорального оплодотворения. К ним относят:
- Микрофлора влагалища, цервикального канала и уретры годна в течении 14 дней, а для мужчин флора из уретры
- Кровь на RW, ВИЧ, гепатит С и В пригодны на протяжении трёх месяцев
- клинический анализ крови партнёров пригоден в течении одного месяца
- биохимические показатели крови также принимаются в течении 1 месяца, но их сдаёт только женщина
- Показатели свёртывающей способности крови годны на протяжении месяца
- общий анализ мочи сдаётся не позднее, чем за месяц до проведения протокола ЭКО
- УЗИ ОМТ также на протяжении месяца годен.
Сроки действия анализов для ЭКО по ОМС в течении полу года применяются для:
- анализа спермограммы
- ПЦР обеих партнёров на наличие инфекций: хламидийной, микоплазмы, уреаплазмы, ЦМВ и ВГЧ 1 и 2 типов
- антитела к ВГЧ и ЦМВ
- антитела к вирусу краснухи только у женщин
- УЗИ молочных желёз женщины.
Стоит отметить, что получить медицинскую услугу по полису ОМС можно лишь обоснованно. Должна быть необходимость в проведении конкретных обследований. Для использования услуг, предусмотренных полисом ОМС необходимо:
- обратиться в поликлинику и предоставить полис ОМС, оформленный на ваше имя;
- пройти на прием к необходимому специалисту;
- получить в поликлинике направление на проведение необходимых бесплатных анализо��.
Как в Подмосковье бесплатно пройти лечение в частной клинике
С порядком действий при использовании ОМС достаточно легко определиться, но все гораздо сложнее с выявлением бесплатных анализов. Конечно есть примерный перечень основных анализов, но имеются исследования, назначаемые в конкретных случаях. Таких исследование большое множество, поэтому составить полный перечень достаточно проблематично.
Чтобы наверняка узнать, предусмотрен ли необходимый вам вид исследований программой ОМС, необходимо сделать следующее:
- Открыть ст.35 ФЗ № 326. Рассмотрим проверку на конкретном примере. Например, если необходимо диагностировать или наблюдать заболевание глаза и его придаточного аппарата (например, астигматизм) – это входит в ОМС-программу.
- Смотрим стандарт медицинской помощи по данному заболеванию на сайте Минздрава РФ. Выбираем подраздел «Болезни глаза и его придаточного аппарата» и ищем Приказ Минздрава «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при астигматизме». Открываем его и ищем в номенклатурном перечне нужную позицию.
Неотложную медпомощь можно получить на территории всей РФ.
Плановую – по месту регистрации полиса ОМС. Для получения бесплатных медицинских услуг требуется оформление страхового медицинского полиса ОМС.
Заключение договора для обязательного страхования, в отличии от добровольного полиса, происходит автоматически при получении страховки. Выдаются полисы ОМС на предприятиях и организациях или в Территориальных фондах (ФОМС). При оформлении ОМС, и дополнительного медицинского страхования, требуется: паспорт с отместкой о регистрации, трудовая книжка.
Стандартный страховой полис позволяет бесплатно получить все основные виды обслуживания. Базовая программа страхования предусматривает полный перечень болезней, патологических состояний. Также в нее включают список важных для жизни медикаментов и устройств. Она предполагает создание нормативов оказания бесплатных медицинских услуг для одного человека.
Территориальные программы страхования финансируются из вложений региональных бюджетов.
Полис
Обязательное медицинское страхование — это система, позволяющая бесплатно получать большинство медицинских услуг в любом регионе. Она работает следующим образом: каждый месяц все, кто работает в РФ, делают отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. Эти средства поступают в страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС. А уже они оплачивают работу сотрудников поликлиник, больниц, диспансеров и других медорганизаций — по количеству обслуженных больных и предоставленных им услуг.
Чтобы вам оказали медицинские услуги бесплатно, вы должны подтвердить, что вы находитесь в системе ОМС. Это можно сделать, предъявив полис ОМС.
«>обязательного медицинского страхования (ОМС) — документ, подтверждающий ваше право на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях по всей территории России.
Базовая программа на текущий год принимается постановлением правительства Российской Федерации. Соответственно ей органами государственной власти в регионах разрабатываются и принимаются территориальные программы. В этом документе также детально прописывается структура единого тарифа на оказание помощи и обследование в медицине. В неё входят:
- заработная плата;
- обязательные начисления на оплату труда;
- приобретение медикаментов;
- покупка инструментария, оборудования, реактивов.
Туда же входит оплата стоимости лабораторных исследований и других диагностических мероприятий.
Для граждан РФ полис является бессрочным, временный полис делается для беженцев и временно проживающих на территории РФ иностранцев.
Несмотря на то, что полис является бессрочным, его можно заменить на новый:
-
- при плановой смене полиса ОМС (например, при введении нового образца)
-
- при смене жительства в пределах РФ, если страховщик не имеет представительства на новом месте проживания
-
- при обнаружении неточностей или ошибок в полисе
-
- при ветхости полиса, которая создает проблему идентификации
-
- при утрате полиса
- при смене персональных данных владельца полиса (ФИО, данные паспорта, место жительства).
Стоит отметить, что получить медицинскую услугу по полису ОМС можно лишь обоснованно. Должна быть необходимость в проведении конкретных обследований. Для использования услуг, предусмотренных полисом ОМС необходимо:
- обратиться в поликлинику и предоставить полис ОМС, оформленный на ваше имя;
- пройти на прием к необходимому специалисту;
- получить в поликлинике направление на проведение необходимых бесплатных анализов.
Обратившись за помощью в поликлинику, больной не может самостоятельно выбрать исследования, которые следует пройти. Исследования назначает врач. Все необходимые процедуры делаются бесплатно в этой же поликлинике. Если поликлиника не имеет технической возможности реализовать назначенные процедуры, то пациента направляют в другое медицинское учреждение.
ОМС действует на территории всей Российской Федерации, но имеются отличия в объеме предоставляемых медицинских услуг бесплатно. В другом регионе обладатель полиса ОМС получает медицинскую помощь, указанную в базовой программе, единой для всех регионов России. В каждом регионе дополнительно имеется программа, которая поддерживается территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Именно территориальный фонд позволяет охватить ОМС более широкий перечень оказания бесплатных медицинских услуг.
С порядком действий при использовании ОМС достаточно легко определиться, но все гораздо сложнее с выявлением бесплатных анализов. Конечно есть примерный перечень основных анализов, но имеются исследования, назначаемые в конкретных случаях. Таких исследование большое множество, поэтому составить полный перечень достаточно проблематично.
Чтобы наверняка узнать, предусмотрен ли необходимый вам вид исследований программой ОМС, необходимо сделать следующее:
- Открыть ст.35 ФЗ № 326. Рассмотрим проверку на конкретном примере. Например, если необходимо диагностировать или наблюдать заболевание глаза и его придаточного аппарата (например, астигматизм) – это входит в ОМС-программу.
- Смотрим стандарт медицинской помощи по данному заболеванию на сайте Минздрава РФ. Выбираем подраздел «Болезни глаза и его придаточного аппарата» и ищем Приказ Минздрава «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при астигматизме». Открываем его и ищем в номенклатурном перечне нужную позицию.
Виды, качество и условия медицинской помощи
Статьей 35 Закона об обязательном медицинском страховании в РФ (ФЗ №326 от 29.11.2010) установлены виды врачебной помощи, на которую можно рассчитывать в рамках реализации базовой программы медстрахования. Что входит в полис омс:
- медосмотры и оказание первичной медико-санитарной помощи;
- скорая помощь (за исключением авиационной эвакуации);
- специализированная медпомощь (включая высокотехнологичную).
Основной пакет содержит базовые нормы получения медицинских услуг (далее МУ), рассчитанные на одного пациента. Допустим, в списке высокотехнологичной помощи указано, какие медуслуги могут быть оказаны и сколько нужно будет заплатить. Еще весь комплекс медицинского обслуживания определяют на местах, и в разных регионах жителям доступны дополнительные виды помощи, финансируемые из местного бюджета.
Сегодня в рамках экстракорпорального оплодотворения бесплатно выполняют следующие процедуры:
- стимулирование овуляции;
- получение и оплодотворение яйцеклетки;
- подсаживание эмбриона в матку;
- криоконсервация и разморозка.
Услуги ЭКО, не входящие в омс:
- криогенное хранение биоматериалов (эмбрионы, яйцеклетки, сперматозоиды);
- суррогатное материнство;
- получение донорских биологических материалов;
- предимплантационная генетическая диагностика эмбриона;
- обследование пациента до и после проведения ЭКО.
В каких случаях выделяется квота для владельцев ОМС:
- неспособность обоих партнеров к естественному размножению;
- акушерско-гинекологический анамнез;
- непроходимость маточных труб (трубно-перинеальное бесплодие).
Процедура МРТ проводится при серьезных подозрениях на:
- онкологию или патологические изменения органов;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- нарушение функций головного мозга;
- повреждение (разрыв) связок;
- назначение постоперационного лечения.
Россияне, которые имеют обязательную медицинскую страховку, не могут получить бесплатно следующие виды услуг, не входящие в ОМС:
- самостоятельное обследование без направления врача;
- зубное протезирование;
- косметологические процедуры;
- амбулаторное лечение без специальных показаний;
- прививки, не предусмотренные госпрограммой;
- гомеопатическое лечение и народное целительство;
- покупка препаратов или медицинской техники в обход стационарного лечения;
- проведение судебных освидетельствований и экспертиз;
- санаторно-курортное лечение (кроме пенсионеров и детей);
- нахождение в палатах повышенной комфортности;
- специальное питание и персональный уход в стационаре;
- установка телевизора в обычную палату.
Некоторые лечебные учреждения берут оплату за услуги, которых нет в этом списке. Их действия можно считать незаконными.
Все данные о том, какую базовую помощь можно получить в регионе вашего проживания, есть в страховой компании. Узнать, что входит в ОМС, можно в любой больнице. Хотя на деле там стараются подсунуть пациентам договор на платное лечение. Полный список бесплатных медицинских услуг опубликован на ресурсе Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Но там нужно знать все мельчайшие детали.
Иногда, после того как доктор сделал назначение, достаточно позвонить в страховую компанию (телефон указан в полисе), чтобы не переплачивать за дорогущее лечение. И вы поймете, что оно вполне доступно.