Экологическая экспертиза земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая экспертиза земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В ряде случаев экологическая экспертиза проектной документации не проводится. Эти случаи описаны в законодательстве и являются исключительными. Для любой другой проектной документации объектов капитального строительства следует считать требование проведения государственной экспертизы обязательным. Не нужна она в таких случаях:

  • проекты частных домов не выше трех этажей, рассчитанные на одно домохозяйство – индивидуальное строительство;
  • таунхаусы не выше трех этажей с количеством жилых блоков не более чем десять, в случае, если для строительства не использовались бюджетные средства;
  • многоквартирные дома не выше трех этажей, не более чем на четыре секции (подъезда) – также построенные без использования денег из бюджета;
  • отдельно стоящие нежилые дома не более двух этажей общей площадью до 1,5 тысячи м2, предназначенные для осуществления деятельности, не требующей обустройства санитарно-защитной зоны, или если такие зоны уже обустроены;
  • буровые скважины, предусмотренные техническим проектом разработки месторождений, согласованным в соответствии с законодательством.

Комплексная экологическая экспертиза земельного участка

Объектами государственной экспертизы выступают такие проекты:

  • инструкций и нормативных документов в сфере охраны природы, которые принимаются и утверждаются региональной властью;
  • региональных целевых программ, предполагающих строительство капитальных сооружений, воздействующих на окружающую среду;
  • материалы обследования, которые являются основанием для придания территории статуса особо охраняемой;
  • проектная документация сооружения, которое предполагается к строительству на особо охраняемой территории;
  • документация объектов, которые используются для хранения или обезвреживания отходов I-V класса опасности;
  • документация земельных участков, которые создаются на водных объектах РФ.

Процедура разбивается на несколько логических этапов, которые можно четко отделить друг от друга. На подготовительном этапе организация, являющаяся разработчиком документации, подает подготовленный пакет в тот государственный орган, который будет осуществлять экспертизу.

Специалисты компании «Геокомпани» помогут подготовить пакет должным образом, чтобы он прошел процедуру с первого раза.

Основной этап – экспертный анализ. Сроки очень сильно различаются в зависимости от конкретного объекта. Для самых простых проектов срок составляет один месяц, для наиболее сложных – до трех месяцев. Орган, проводящий экспертизу, имеет право один раз продлить срок рассмотрения на один месяц. Наши эксперты стараются максимально сократить сроки в ходе подготовки пакета документов.

На заключительном этапе утверждается экспертное заключение по пакету документов. В соответствии с ним проект либо признается невозможным к реализации в указанном виде, либо в него вносятся изменения, либо он принимается в поданном виде. Мы стараемся готовить проекты, максимально учитывая все требования технических регламентов и экологического законодательства.

В организации «Геокомпани» Вы можете заказать комплексную услугу прохождения проектной документации государственной экологической экспертизы. Мы готовим документы, подаем их и отслеживаем процедуру до получения удовлетворяющего клиента заключения. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены в качестве услуг и сроках в той части, которая зависит от наших экспертов. Гарантии и стоимость услуг указываются в договоре. Обращайтесь к нам для консультации любым удобным способом по телефону +7-495-777-65-35 или WhatsApp..

Экологическая экспертиза земельного участка

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня выступают:

  • 1. Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области разработки мер безопасности для окружающей среды, которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне, то есть властью субъектов федерации.
  • 2. Проекты целевых программ регионального уровня. Они предусматривают строительство и эксплуатацию хозяйствующих субъектов, которые могут нарушить безопасность окружающей природы.
  • 3. Техническая документация на земельные участки, которые имеют статус региональных природоохранных территорий. Проводится проверка документации, которая обосновывает придание этим землям такого статуса.
  • 4. Проектная документация объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять на этих земельных участках.
  • 5. Другие объекты строительства и хозяйственной деятельности, которые ранее уже получали положительное заключение, однако:
  • — Дорабатывались по перечню дополнений из заключения экологической экспертизы;
  • — Были реализованы с отступлениями от положений документации, которая получила положительное заключение экспертизы;
  • — Срок действия положительного заключения истёк;
  • — Документация, имеющая положительное заключение, была изменена.

Общественная экологическая экспертиза может быть проведена как в государственных экспертных бюро, так и у частных специалистов. Главное условие – эксперт или экспертное учреждение должен иметь соответствующий документ, разрешающий ему проведение такой экспертизы.

Объекты общественной экологической экспертизы – это:

  • 1. Все объекты строительства и реконструкции на государственных землях и участках;
  • 2. Техника и оборудование;
  • 3. Проектная и техническая документация на объекты, которые предполагается размещать на земельных участках в природоохранных зонах;
  • 4. Методическая и нормативная документация;
  • 5. Материалы на объекты земельных участков, которые признаны национальными парками, заповедными и природоохранными зонами;
  • 6. Другие объекты, которые относятся к перечню объектов государственной экспертизы.

Исключением являются те объекты, которые составляют государственную, коммерческую или иную тайну, которая охраняется законом.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

  • ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • ВНЕДРЕНИЕ АСУ ЭКОЮРС
  • ВОЗМОЖНОСТИ
  • АВТОРСКИЕ ПРАВА
  • РЕКОМЕНДАЦИИ
  • ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Что такое экологическая экспертиза проектной документации и для чего нужна?

  • НОВОСТИ ЦЕНТРА
  • НОВОСТИ СИСТЕМЫ
  • НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  • НОВЫЕ ЮР. ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • СЛУЖБА КАЧЕСТВА
  • ВАКАНСИИ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ

Действующее законодательство Российской Федерации постулирует несколько принципов, которые должны неукоснительно соблюдаться при осуществлении мероприятий, предполагаемых экологической экспертизой. К данным принципам относятся:

  • Принцип презумпции возможного экологического вреда любой планируемой производственной, хозяйственной или иной деятельности. Подразумевает, что при оценке деятельности предприятия эксперт рассматривает возможность нанесения вреда природной среде при реализации любого предполагаемого объекта. Эксперт обязан оценить, насколько при планировании деятельности учтены объемы возможного вреда, а также предусмотрены ли меры по его минимизации или недопущению.
  • Принцип обязательности осуществления экологической экспертизы перед принятием решения о допуске исследуемого объекта к реализации его деятельности. Данный принцип означает, что предприниматель, планирующий реализацию объекта, обязан представить документы, обосновывающие будущую деятельность предприятия, для рассмотрения экологической экспертизой до начала процесса реализации.
  • Принцип комплексного подхода к оценке воздействия хозяйственной, производственной или иной деятельности на окружающую среду. Призывает специалистов, осуществляющих экологическую экспертизу, принимать во внимание все возможные разновидности предполагаемого воздействия на окружающую среду. Кроме того, необходимо оценить объем вреда, который может быть причинен природе региона.
  • Принцип обязательности рассмотрения положений экологической безопасности при осуществлении экологической экспертизы. Данный принцип подразумевает необходимость соблюдения полного перечня обязательных технических и нормативных предписаний, гарантирующих сохранение экологической безопасности для различных отраслей производственной, хозяйственной, рекреационной или иной деятельности.
  • Принцип полноты и достоверности информации, которая должна быть представлены специалисту для проведения исследования. Налагает на потребителя экологической экспертизы обязанность представить всю имеющуюся у него истинную информацию о планируемом объекте, а также в случае возникновения необходимости передать дополнительные данные, запрошенные экспертом.
  • Принцип независимости специалистов, осуществляющих экспертные мероприятия в ходе проведения исследования. Подразумевает невмешательство третьих лиц в ходе производства экологической экспертизы, а также предполагает достоверность и независимость сформулированных экспертами решений и заключений.
  • Принцип законности, объективности и научной обоснованности выводов, сформулированных в процессе производства экологической экспертизы. Данный принцип заключается в том, что в присутствующие в экспертном заключении выводы и суждения должны иметь четкую научную аргументацию. А само экспертное заключение должно быть объективным и научно обоснованным. Объективность эксперта заключается в беспристрастности и непредвзятости его оценок относительно исследуемого объекта, а также незаинтересованность эксперта в том или ином результате исследования. Законность заключения эксперта означает, что результат исследования дает основания для принятия решения о допустимости или невозможности реализации данного объекта.
  • Принцип гласности, учета общественного мнения, участия общественных объединений и организаций. Налагает на экспертную организацию обязанности по предоставлению населению, средствам массовой информации и прочим заинтересованным лицам актуальных данных о результатах проведенных экспертиз, а также по публикации отчетов о своей деятельности в целом. Кроме того, данный принцип регламентирует процедуру осуществления общественной экологической экспертизы и устанавливает правовой статус полученного в ходе нее заключения.
  • Принцип ответственности за легитимность проведения и достоверность полученных результатов экологической экспертизы, налагаемой на субъекты ее осуществления, а также на заинтересованных лиц. Гласит, что субъекты экологической экспертизы несут ответственность в результате несоблюдения правил организации и проведения исследования.

Специалисты, осуществляющие проведение экологической экспертизы, ориентируются на положение Федерального закона № 174-ФЗ, опубликованного 23 ноября 1995 года, регламентирующего процесс производства подобных исследований в Российской Федерации.

Данный закон диктует то, каким именно образом следует понимать экологическую экспертизу, регламентирует особенности и разновидности ее проведения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации«), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Уменьшение срока производства экспертизы в два раза +30% к стоимости Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта 10 000 ₽ Выезд эксперта в пределах Московской области 12 000 ₽ Выезд эксперта в другие регионы России 15 000 ₽ + транспортные и командировочные расходы Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения 1 200 ₽ Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз от 5 000 ₽ Составление искового заявления 10 000 ₽

  • Биологическая и экологическая экспертиза
  • Экспертиза экологии среды
  • Почвоведческая экспертиза
  • Биологическая экспертиза
  • Минералогическая экспертиза
  • Сельскохозяйственная экспертиза

1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Объекты экологической экспертизы

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006))

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы:

участвует в формировании федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертной комиссии и согласовывает ее состав; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

участвует в подготовке федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для членов указанной экспертной комиссии задания на проведение государственной экологической экспертизы и согласовывает его; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

обеспечивает качественное проведение государственной экологической экспертизы по ее конкретному объекту;

организует подготовку сводного заключения указанной экспертной комиссии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормами и правилами в области экологической экспертизы.

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006))

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Экологическую экспертизу можно рассматривать как «превентивный контроль», то есть процедуру, предотвращающую инвестирование и реализацию заведомо вредных для окружающей среды проектов.

Определение понятию «экологическая экспертиза» дается в статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено проведение экологической экспертизы двух видов:

1. государственной;

2. общественной.

Различают экологическую экспертизу федерального и регионального уровней в зависимости от объектов экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы федерального уровня определены в статье 11 названного Федерального закона, а регионального уровня — в статье 12.

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящий момент такие полномочия есть у Федеральной службы по экологического, технологическому и атомному надзору — Ростехнадзор России).

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Рис. 2. Виды экологической экспертизы.

Как уже отмечалось выше, объекты экологической экспертизы указаны в статьях 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». После внесения изменений в указанный Закон, с 01 января 2007 года количество объектов экологической экспертизы существенно сократилось, причем перечни объектов стали исчерпывающими, то есть не предполагают возможность их расширительного толкования. В действовавшей ранее редакции перечни объектов экспертизы не только были значительно шире, но и носили открытый характер, так как содержали формулировки: «иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации». Таким образом, значимость института экологической экспертизы значительно уменьшилась.

Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности.

Объекты экологической экспертизы регионального уровня (статья 12) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правовой статус экспертов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы закреплен в статье 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Эксперт государственной экологической экспертизы — специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Правовые гарантии независимости эксперта государственной экологической экспертизы содержатся в части 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и сводятся к тому, что экспертом не может быть лицо, каким-либо образом связанное с заказчиком или разработчиком документации, подлежащей экологической экспертизе.

Права эксперта:

  • заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  • формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Обязанности эксперта:

  • осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;
  • соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
  • соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  • участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Общественная экологическая экспертиза — одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.

С инициативой проведения общественной экологической экспертизы могут выступать (субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы):

  • граждане;
  • общественные организации (объединения);
  • органы местного самоуправления.

Общественную экологическую экспертизу могут проводить (субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты общественной экологической экспертизы: те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

Экологический аудит — это комплексная процедура, связанная с анализом проектной документации. По завершении работ определяется степень влияния объекта на окружающую экосистему. При формировании заключения учитываются федеральные и региональные законы.

В случаях когда проводится экспертиза проектного решения, заказчик предоставляет следующую документацию:

  • проект;
  • данные о влиянии объекта на сформированную экосистему;
  • бумаги, подтверждающие отсутствие претензий со стороны ответственных органов.

Перечень документов может быть расширен или изменен. Все зависит от параметров объекта и требований действующих нормативов.

Экологическая экспертиза проводится в двух формах, обе заслуживают особого внимания.

  • Государственная. Мероприятие организуется Госкомитетом РФ по охране окружающей среды. Государственную экологическую экспертизу проектной документации проводят в случаях возведения крупных объектов и построек особого назначения. Решение по проекту принимается путем голосования. В процедуре участвует несколько экспертов. Выявленные недочеты отражаются в замечаниях.
  • Общественная. Работа поручается специальной комиссии. В нее входят аккредитованные эксперты, имеющие должную квалификацию. Общественная проверка проводится раньше государственной. Ее заключение оформляется на отдельном листе, подается в Госкомитет РФ вместе с основными документами.

При проведении государственной экспертизы учитываются данные общественного аудита. В случае возникновения спорной ситуации они имеют определяющее значение.

Получить заключение экологической экспертизы должен любой коммерческий застройщик, планирующий возведение или реконструкцию объектов, указанных в ФЗ № 174. Процедура инициируется спустя 3 дня после подачи документов. Продолжительность проверки не превышает 90 календарных дней.

Для объектов, предусматривающих работу с опасными грузами, срок проверки сокращается до 15 дней.

Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ

Экологическая экспертиза проектной документации – процедура оценки документов, подготовленных для подачи в государственные органы, экспертной комиссией, с целью выявления негативного влияния строительства или реконструкции на экологическое благополучие региона. Согласно действующему законодательству, обязанности по проведению экологической экспертизы проектной документации возлагаются на Госкомитет России по охране окружающей среды. Для реализации этой функции по всей стране работают территориальные отделения госкомитета, которые в процессе проведения экспертизы руководствуются не только федеральными, но и региональными законами.

В нашей стране установлено две формы экологической экспертизы проектной документации – государственная и общественная. Каждая из них имеет особенности проведения:

  • Государственная экологическая экспертиза. Этот тип экспертизы проводится непосредственно экспертами Госкомитета России по охране окружающей среды. По каждому объекту создается экспертная комиссия, которая дает свое заключение на основании рассмотрения и анализа проектной документации. Если прийти к единому выводу экспертам не удается и на фоне положительного решения большинства, некоторые члены комиссии придерживаются иного мнения, их аргументы обязательно указываются в заключении, в качестве дополнения. Этот факт может оказать влияние на госорганы, которые принимают решение по выдаче разрешения на строительство и реконструкцию.
  • Общественная экологическая экспертиза. Глава IV ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо указывает на возможность проведения особой формы экспертизы – общественной. Стать инициаторами общественной экологической экспертизы могут как общественные экологические организации, так и любой гражданин Российской Федерации. В этом случае анализ проектной документации проводится специально созванной общественной комиссией. Закон при этом устанавливает ряд требований к экспертам, которые могут войти в общественную комиссию. Чаще всего общественная экспертиза проводится раньше государственной и выступает формой дополнительного влияния на государственную экспертную комиссию. Позже, во время проведения государственной экологической экспертизы, члены общественной экспертной комиссии могут входить в комиссию Госкомитета России по охране окружающей среды.

Согласно статьям 11 и 12 Федерального Закона «Об экологической экспертизе» обязательное проведение этого вида анализа документов предусмотрено в следующих ситуациях:

  • строительство объектов, дальнейшая эксплуатация которых предполагает опасное производство и обращение опасных отходов;
  • возведение зданий, проект которых уникален или отличается особой технической сложностью;
  • намерение вести строительные работы или проводить реконструкцию зданий, которые расположены в природных зонах, подлежащих охране на федеральном или региональном уровне;
  • строительство объектов оборонной отрасли в охраняемых природоохранным законодательством зонах;
  • строительство объектов, назначение которых – размещение или утилизация опасных отходов 1-5 класса опасности, а также выведение этих объектов из эксплуатации;
  • согласование проектов планирования земельных участков, которые планируется использовать для хранения и утилизации опасных отходов любого класса;
  • обустройство искусственных земельных насыпей на территории водоемов.

Важно отметить, что экологическая экспертиза проводится не только по факту негативного влияния на окружающую среду непосредственно процесса строительства. Дальнейшая деятельность возведенного строения, также изучается экспертами в области экологии. Например, процесс строительства завода химической промышленности, не несет вреда окружающей среде и мало отличается от процедуры возведения любого другого крупного промышленного строения. Однако, дальнейшая деятельность предприятия может сопровождаться вредными выбросами и образованием опасных отходов, что несет прямую угрозу экологическому благополучию региона. Исследуя этот вопрос, экологическая, комиссия, состоящая из экспертов, может дать отрицательное заключение.

Обратившись в нашу компанию, с целью проведения экологической экспертизы проектной документации, клиент получит такие услуги наших специалистов.

Мероприятия Описание
Профессиональный анализ проектной документации Подав неполный пакет документов в экспертную комиссию, ожидать положительного решения экологической экспертизы не приходится. Именно поэтому наши специалисты начинают работу с проведения анализа и инвентаризации всех необходимых проектных документов и сбора недостающих документальных актов. Это поможет избежать негативного решения экспертов.
Организация общественной экоэкспертиы При необходимости наши специалисты организуются проведения квалифицированной общественной экспертизы с привлечением грамотных аккредитованных экспертов. Положительное решение общественной экспертизы повышает вероятность скорейшего получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта.
Подача документов в территориальное отделение Госкомитета России по охране окружающей среды Наши профессионалы подготовят пакет документов и официальное обращение в территориальное отделение Госкомитета России по охране окружающей среды. Также помощь наших сотрудников может понадобиться заказчику при оплате экспертизы в положенном законом объеме.
Оспаривание результатов экологической экспертизы Если заказчик категорически не согласен с результатами проведенной экологической экспертизы, он имеет право обжаловать этот вывод в суде. Профессионалы компании «Экобезопасность» помогут составить грамотное исковое заявление в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Наши специалисты индивидуально подходят к каждому проекту и осуществляют свою деятельность, опираясь на действующее законодательство и большой профессиональный опыт.

Стоимость проведения экологической экспертизы определяется в первую очередь площадью строительного объекта и его эксплуатационным назначением. В нашей компании цена такой экспертизы стартует от 50 рублей за квадратный метр. В итоговую стоимость входят такие услуги наших специалистов:

  • анализ проектной документации и изучение технологий строительства и реконструкции потенциального объекта;
  • инициирование созыва общественной экспертной комиссии и поиск аккредитованных экспертов в области природоохранного законодательства;
  • разработка комплекса мер по устранению или снижению негативного воздействия строительства на окружающую среду, если таковое имеется;
  • при необходимости, оспаривание решения экспертной комиссии в суде.

Процедура экологической экспертизы должна быть инициирована не позднее чем через 3 дня после подачи полного пакета документов в органы Госкомитета России по охране окружающей среды. Исключение составляют только те случаи, когда экспертиза проводится на объекты, связанные с хранением, обращением и утилизацией опасных грузов всех классов опасности. В этом случае на рассмотрение документов экспертной комиссии дается до 15 дней.

Общий срок проведения экологической экспертизы составляет до трех месяцев. Продление этого срока в соответствии с законом допускается только по желанию самого заказчика и не может длиться дольше одного месяца.

Когда нужна экологическая экспертиза проектной документации?

В органы охраны окружающей среды для проведения экоэкспертизы необходимо подать такие документальные подтверждения:

  • документы, содержащей материалы оценки воздействия объектов на экологическое состояние природоохранных территорий;
  • документация, подтверждающая тот факт, что искусственный земельный участок не нарушает экологического баланса местности;
  • заключение общественной экспертизы, если таковая была проведена ранее;
  • материалы, подтверждающие отсутствие претензий к строительству или капитальному ремонту, со стороны общественных организаций, граждан и органов местного самоуправления.

У заказчика, согласно с Федеральным Законом «Об экологической экспертизе», имеется ряд прав и обязанностей, которые регламентируют его взаимоотношения с экспертной комиссией. В соответствии с этим законом заказчик обязуется предоставить экспертной комиссии полноценный пакет подлинной проектной документации, своевременно оплатить проведение экспертизы в полном объеме и проводить свою деятельность исключительно в соответствии с рекомендациями, полученными в экологическом заключении.

Кроме обязанностей, заказчик имеет и права. Так, заказчик имеет право быть уведомленным о сроках начала и окончания экологической экспертизы, а также получить все ее материалы для ознакомления и изучения. Если в ходе ознакомления у заказчика возникают замечания и пояснения, он имеет право их донести до экспертной комиссии. Если заказчик отмечает нарушения в ходе проведения экспертизы или считает экспертов предвзятыми, он имеет право обжаловать решение комиссии в суде.

  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
    • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды
    • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды
    • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
    • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной
    • Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)
    • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
    • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
    • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
    • Глава XVI. Заключительные положения
    • Глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
    • Отзывы
    • Форум
    • Все материалы

    Экологическая экспертиза проектной документации

    Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: « Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

    В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

      • Государственная

    Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

      • Общественная

    Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

      • Ведомственная

    Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

      • Научная

    Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

      • Коммерческая

    Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.

    Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза? На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно. Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость.

    Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

    • квартиры;
    • загородные дома;
    • земельные участки;
    • офисные помещения;
    • производственные помещения и линии;
    • автомобили.

    Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы. Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном. Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.

    Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.

    Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.

    Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.

    • Физические . Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
    • Химические . При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.
    • Микробиологические . Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.

    Кстати Мало кто знает, что самые обычные объекты могут быть потенциально опасны для здоровья. В эту «группу риска» входит антикварная мебель и новые предметы обстановки, включая ковры и ковровые покрытия, а также изделия из мрамора.

    Землеустроительная экспертиза – это технико-юридический аудит отдельного участка или целых земельных комплексов, исследование материалов землеустройства, кадастровых, правоустанавливающих и удостоверяющих документов на землю и их сравнение с фактическими условиями землепользования.

    Проведение этой процедуры требует специальных знаний и состоит из нескольких обязательных этапов. Это комплекс сложных, а потому не дешевых экспертных работ – стоимость достигает нескольких десятков тысяч рублей.

    Деление видов земельного аудита на внесудебный и судебный не зависит от характера проблемы, вызвавшей необходимость его проведения, и обусловлено лишь процессуальными особенностями. Любая экспертиза может быть как внесудебной, так и судебной.

    Внесудебный аудит проводится на основании договора, заключенного между владельцем земли или иным заинтересованным лицом и организацией, проводящей экспертизу.

    Поскольку исследование осуществляется в частном порядке, решение о его проведении принимает либо сам землепользователь, либо обе стороны спора. При этом они свободны в выборе экспертной организации, главное условие – наличие у специалистов квалификационных сертификатов.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *