Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности уголовного наказания в виде ограничения по военной службе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Краткая информация
Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.
Судебная практика
Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).
Ограничение по военной службе — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания — ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.
Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям
Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице. Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице. Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным. Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания – уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.
Можно выделить три важных аспекта применения данного вида наказания:
- применение наказания в виде ограничения по воинской службе возможно только к такому осужденному военнослужащему, который служит по контракту, это условие обязательно как на момент совершения преступления, так и на дату вынесения приговора;
- ограничение по воинской службе может быть применено как отдельное самостоятельное наказание в тех случаях, когда лицо осуждено по статье за преступления против военной службы. Их перечень указан в Главе 33 УК РФ и при внимательном их изучении становится очевидно, что практически каждая указанная в этом разделе статья содержит в себе такую санкцию как ограничение по военной службе, различаются только сроки.
- ограничение по военной службе назначается осужденным как замена исправительных работ в случаях, когда лицо осуждено по любой статье Особенной части УК РФ, санкции которой предусматривают исправительные работы. Не стоит забывать, что статья 50 часть 5 УК РФ накладывает запрет на наказание в виде исправительных работ на всех военнослужащих во время прохождения ими службы, это касается и службы по контракту. Но как же выносить решение суду, если санкция статьи предусматривает именно такую меру? Вот тогда на помощь и приходит статья 51 УК РФ, позволяющая взаимозаменять наказания.
Особенности уголовного наказания в виде ограничения по военной службе
В качестве примера, как применяется в судебной практике ограничение по военной службе, можно привести приговор от 26.07.2016 года, вынесенный Краснореченским гарнизонным военным судом (Хабаровский край).
Согласно ему, был осужден некий гражданин М., который находился в одной из частей Хабаровского края для прохождения там контрактной военной службы. М. похитил деньги с чужой банковской карты, причинив значительный материальный ущерб потерпевшему, таким образом совершив преступление, которое предусматривает статья 158 ч. 2 п. «в» УК РФ. В суде по представленным доказательствам признали гражданина М. виновным и назначил ему такой вид наказания как исправработы сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Одновременно судья учел, что гражданин М. является контрактником и по этой причине заменил исправработы сроком на один год на такой вид наказания как ограничение по военной службе, также сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Так было использована статья 51 УК РФ. М. остался в той же воинской части и продолжил службу по контракту.
Ограничение по военной службе назначается в случаях:
- когда в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой квалифицируется преступление против военной службы, предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе;
- когда ограничение по военной службе в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначается вместо исправительных работ.
Ограничение по военной службе назначается, как правило, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных главой 33 УК РФ (ст. ст. 332 — 334, 336, 337, 339 — 349 УК РФ), поскольку санкции в виде ограничения по военной службе установлены только за совершение указанных преступлений. Однако в законе закреплена возможность назначения данного вида наказания и за иные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных за совершение этих деяний соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Ограничение по военной службе – это вид уголовного наказания, характеризующийся в виде ограничения на продвижение по карьерной лестнице (повышении в звании) и в удержании у военнослужащего из действующего денежного довольствия определённого процента в доход государства.
Ключевой момент заключается в том, что субъектами этого вида наказания могут выступать только граждане, проходящие военную службу по контракту. В качестве положительной стороны стоит отметить ранее анонсированную возможность продолжить дальнейшее исполнение своего контракта, что особенно важно, если лицо, допустившее нарушение закона, является профессионалом своего дела.
Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания — ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.
Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям
Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице. Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице. Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным. Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания – уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.
Признанные эксперты по статье 51 УК РФ
Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.
Тема 5: Порядок и условия исполнения иных уголовных наказаний
Можно выделить три важных аспекта применения данного вида наказания:
- применение наказания в виде ограничения по воинской службе возможно только к такому осужденному военнослужащему, который служит по контракту, это условие обязательно как на момент совершения преступления, так и на дату вынесения приговора;
- ограничение по воинской службе может быть применено как отдельное самостоятельное наказание в тех случаях, когда лицо осуждено по статье за преступления против военной службы. Их перечень указан в Главе 33 УК РФ и при внимательном их изучении становится очевидно, что практически каждая указанная в этом разделе статья содержит в себе такую санкцию как ограничение по военной службе, различаются только сроки.
- ограничение по военной службе назначается осужденным как замена исправительных работ в случаях, когда лицо осуждено по любой статье Особенной части УК РФ, санкции которой предусматривают исправительные работы. Не стоит забывать, что статья 50 часть 5 УК РФ накладывает запрет на наказание в виде исправительных работ на всех военнослужащих во время прохождения ими службы, это касается и службы по контракту. Но как же выносить решение суду, если санкция статьи предусматривает именно такую меру? Вот тогда на помощь и приходит статья 51 УК РФ, позволяющая взаимозаменять наказания.
Ограничение по военной службе назначается только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе и к тем из них, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы и не выслужили к моменту вынесения приговора установленных законом сроков службы по призыву. Военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву, ограничение по военной службе не назначается.
В том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, но на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, ограничение по военной службе назначено быть не может.
Если военнослужащий совершил преступление в период прохождения военной службы, но на момент вынесения приговора утратил статус военнослужащего, ему не может быть назначено ограничение по военной службе. При этом в случае отсутствия в санкции статьи Особенной части УК РФ другого вида наказания ему следует назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи. Ссылка на ст. 64 УК РФ в таких случаях не требуется.
Наказание в виде ограничения по военной службе имеет общие черты с исправительными работами (общее у них – денежные удержания с осужденного). Однако эти два наказания назначаются различным субъектам и при различных условиях.
Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, в то время как исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет. Кроме того, особенностями ограничения по военной службе являются следующие обстоятельства:
- продолжение осужденным военной службы на прежнем месте службы, но уже на принудительной основе;
- удержание в доход государства из денежного довольствия осужденного военнослужащего сумм, установленных приговором суда, но не превышающих 20%;
- исключение возможности повышения в должности и воинском звании. Срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Указанные ограничения по военной службе должны назначаться в полном объеме, возможности применять эти ограничения частично действующее законодательство не предусматривает.
Кроме этого, уголовный закон не позволяет устанавливать осужденным военнослужащим каких-либо иных ограничений по военной службе.
Ограничение по военной службе назначается в случаях:
- когда в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой квалифицируется преступление против военной службы, предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе;
- когда ограничение по военной службе в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначается вместо исправительных работ.
Ограничение по военной службе назначается, как правило, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных главой 33 УК РФ (ст. ст. 332 — 334, 336, 337, 339 — 349 УК РФ), поскольку санкции в виде ограничения по военной службе установлены только за совершение указанных преступлений. Однако в законе закреплена возможность назначения данного вида наказания и за иные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных за совершение этих деяний соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Глава 18. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
ВС РФ разрешил расширять список смягчающих обстоятельств для подсудимых
В связи с вопросами, возникающими у судов при назначении уголовного наказания, и изменениями, внесенными в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в целях обеспечения правильного и единообразного применения закона Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и достижению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
Согласно статье 6 УК РФ справедливость наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Характер общественной опасности преступления определяется уголовным законом и зависит от установленных судом признаков состава преступления. При учете характера общественной опасности преступления судам следует иметь в виду прежде всего направленность деяния на охраняемые уголовным законом социальные ценности и причиненный им вред.
Степень общественной опасности преступления устанавливается судом в зависимости от конкретных обстоятельств содеянного, в частности от характера и размера наступивших последствий, способа совершения преступления, роли подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, от вида умысла (прямой или косвенный) либо неосторожности (легкомыслие или небрежность). Обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание (статьи 61 и 63 УК РФ) и относящиеся к совершенному преступлению (например, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания, особо активная роль в совершении преступления), также учитываются при определении степени общественной опасности преступления.
К сведениям о личности, которые подлежат учету при назначении наказания, относятся характеризующие виновного сведения, которыми располагает суд при вынесении приговора. К таковым могут, в частности, относиться данные о семейном и имущественном положении совершившего преступление лица, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (супруги, родителей, других близких родственников). Исходя из положений части 6 статьи 86 УК РФ суды не должны учитывать в качестве отрицательно характеризующих личность подсудимого данные, свидетельствующие о наличии у него погашенных или снятых в установленном порядке судимостей.
В силу требований статей 307 и 308 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) в приговоре следует указывать мотивы принятых решений по всем вопросам, относящимся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбыванию.
Штраф
2. В соответствии со статьей 46 УК РФ штраф при любом способе его исчисления должен быть определен в виде денежного взыскания. В резолютивной части приговора следует указывать способ исчисления штрафа и сумму штрафа в денежном выражении.
Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода (часть 3 статьи 46 УК РФ). В этих целях следует выяснять наличие или отсутствие места работы у осужденного, размер его заработной платы или иного дохода, возможность трудоустройства, наличие имущества, иждивенцев и т.п.
Исходя из положений части 2 статьи 46 УК РФ минимальный размер штрафа, назначенного за совершенное преступление в определенной сумме, в том числе с применением положений статьи 64 УК РФ, не может быть ниже пяти тысяч рублей, а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного — за период менее двух недель. К иным доходам следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
3. Размер штрафа, исчисляемый исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей, даже если сумма, рассчитанная с учетом кратной величины, меньше двадцати пяти тысяч рублей. В таком случае штраф назначается в размере двадцати пяти тысяч рублей.
УДК 343.01 В.В. Сурин
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
В статье анализируются уголовные и уголовно-исполнительные аспекты исполнения и отбывания наказания в виде ограничения по военной службе, а также особенности регламентации данных вопросов с точки зрения законодательства о военной службе. В рамках проведенного исследования выявлено, что в современных условиях наблюдается отрицательная динамика преступлений, совершаемых военнослужащими и назначаемых воинских наказаний. Вместе с тем на фоне значительной модернизации ранее существовавших правовых норм, регламентировавших рассматриваемый вид наказания, существует тенденция на увеличение доли применения ограничения по военной службе по сравнению с другими видами воинских наказаний. Уточнен объём правоограниче-ний, налагаемых на осужденного военнослужащего с учётом уголовного, уголовно-исполнительного законодательства и нормативных документов, определяющих вопросы прохождения военной службы. Показана возможность применения комплекса как средств исправления осужденных уголовно-исполнительного характера, так и методов воинского воспитания, имеющих комплексную правовую природу.
Ключевые слова: исполнение наказаний, воинские наказания, ограничение по военной службе, осужденные военнослужащие, правовой статус осужденных.
Б01: 10.35634/2412-9593-2020-30-4-583-589
В ряду основных подходов, существующих в организации исполнения уголовных наказаний, принцип дифференциации различных категорий осужденных занимает особое место. Использование этого правила позволяет конкретизировать правила исполнения и отбывания наказаний, реализуемых в отношении конкретного наказания и конкретной категории осужденных [13]. Одним из таких субъектов является военнослужащий. Для этой категории осуждённых закон допускает назначение ряда наказаний, одно из которых — ограничение по военной службе. С целью лучшего понимания специфики правового статуса военнослужащих, которые могут отбывать данный вид наказания, необходимо оценить социальную роль данных лиц.
Основной задачей Вооруженных сил Российской Федерации является отражения агрессии, а также защита иных интересов государства [7]. Для реализации указанной задачи военнослужащие проходят соответствующую подготовку (достаточно длительную и дорогостоящую). Сложность современной военной техники, специфичность навыков военных специалистов, продолжительность процесса формирования личного состава вооруженных сил диктуют необходимость обеспечения стабильности кадрового потенциала воинских подразделений. Прохождение военной службы часто сопряжено с повышенными физическими и морально-психологическими нагрузками, часто военнослужащие выполняют свои должностные обязанности с риском для жизни. Вышеуказанные обстоятельства объясняют, во-первых, специфику правового статуса военнослужащих, во-вторых, особенности реализации ряда правовых институтов. Одним из ключевых отличий правового положения военнослужащих является установление ответственности за воинские преступления, посягающие на основы военной службы [10]. В определенных законом случаях предусматривается особый порядок привлечения военнослужащих к уголовной ответственности, который не прерывает правоотношений воинского характера — в этом заключается следующая особенность правового положения данной категории лиц. Законом допускаются особые правила отбывания некоторых уголовных наказаний военнослужащими (по сравнению с иными категориями осужденных), в частности, возможность широкого использования элементов воинского воспитания в отношении осужденных.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в настоящее время отмечается снижение общего числа военнослужащих, осужденных за совершение преступления: в 2015 г. — 5 512 человек; в 2016 г. — 4 928; 2017 г. — 4 591; в 2018 г. — 3 925. Как следствие, уменьшается число назначаемых воинских наказаний: в 2015 г. — 394; в 2016 г. — 393; 2017 г. — 378; в 2018 г. — 302 [12]. Приведенные показатели подтверждаются и при анализе статистических сведений, отражающих ситуацию в конкретных военных округах. В качестве примера предлагаем вниманию ряд криминологических показателей, характеризующих особенности структуры и динамики судимо-
сти по наиболее распространённым преступлениям и категориям осуждённых по войскам центрального военного округа (ЦВО).
Общее число осужденных военнослужащих ЦВО в 2018 г. составило 22 человека, в 2017 г. этот показатель равнялся 36. Уменьшение общего числа осужденных на 14 человек привело к снижению показателей судимости по воинским частям, подчиненным ЦВО (снижение произошло на 25 %).
Удельный вес осужденных за воинские преступления в 2018 г. составил 27,2 % (осуждено 6 военнослужащих), в 2017 г. данный показатель составлял 11,1 % от общего числа военнослужащих, осужденных в целом по округу.
Наказание в виде ограничения но военной службе занимает определенное место в системе уголовных наказаний: оно является более тяжким видом наказания по отношению к исправительным работам и менее тяжким – по сравнению с ограничением свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде ограничения по военной службе применяется только в качестве основного вида наказания.
В ст. 51 УК РФ указывается, что ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
- Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе прекращается по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда (п. «а» ч. 1 ст. 172 УИК РФ).
- В соответствии со ст. 147 УИК РФ не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части должен издать приказ о прекращении исполнения рассматриваемого наказания с указанием даты прекращения. Копия приказа направляется в суд, вынесший приговор.
Особенности ограничения по военной службе как вид уголовного наказания
Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (т.е. заключивших в письменной форме контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны России или иным ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Уголовным кодексом 1996 г. введено новое наказание — ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), которое предусмотрено во многих санкциях составов преступлений против военной службы (в 18 из 21 составов преступлений). На основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны Российской Федерации либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин пригашают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В соответствии с подпунктом «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.
Ограничение по военной службе широко использовалось в отношении офицерского состава в Вооружённых Силах Советского Союза, хотя законодательно это не было урегулировано. Рассматриваемый вид наказания впервые был предусмотрен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 2 июля 1991 г., не вступивших в силу в связи с распадом СССР.
- Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы
- Глава 18. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
- Статья 51. Ограничение по военной службе Комментарий к статье 51
- Статья 147. Прекращение исполнения наказания в ви-де ограничения по военной службе
- Статья 148. Освобождение от наказания в виде огра-ничения по военной службе или замена его осужденному военно-служащему, увольняемому с военной службы
- Статья 143. Порядок и условия исполнения наказания в ви-де ограничения по военной службе
- Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
- Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
- Статья 36. Прохождение военной службы
- Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
- Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
- Раздел VII. Увольнение с военной службы
- Статья 51. Основания увольнения с военной службы
- Глава V. Преступления против военной службы
- Раздел XI. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
- Глава 33. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
- Статья 45. Приостановление военной службы
- Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
- Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
Наказание в виде ограничения но военной службе занимает определенное место в системе уголовных наказаний: оно является более тяжким видом наказания по отношению к исправительным работам и менее тяжким – по сравнению с ограничением свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде ограничения по военной службе применяется только в качестве основного вида наказания.
В ст. 51 УК РФ указывается, что ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Различные злодеяния совершаются и теми гражданами, кто проходит службу в армии. К ним применяется ограничение по военной службе как вид уголовного наказания. Правила и порядок его использования указаны в ст. 51 УК РФ. В данном материале мы подробно разберем трактовку этой меры ответственности, а также особенности ее применения на практике.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Подобная мера ответственности назначается в отношении лиц, которые совершили следующие типы правонарушений:
- против военной службы (гл. 33 УК РФ);
- небольшой степени тяжести (например, кража, побои, противоправная охота и т. д.)
Важно! Условие, обязательно соблюдаемое при этом: преступник — это военный, который служит в армии по контракту. Это означает, что граждане, проходящую срочную военную службу, не могут быть приговорены к подобной мере ответственности.
Она может быть определена и на основании ст. 64 и 65 УК РФ, а также если неотбытая часть правонарушения заменяется смягченным наказанием по ст. 80 УК РФ.
Применяется наказание в первую очередь к тем, кто относится к соответствующим категориям ограничения годности к военной службе по статьям нормативно-правовых актов.
Из дохода осужденного военного отчисляют не более 20% от его заработка в пользу государства. Его запрещают повышать в должности, а период исполнения наказания не включается в общий период времени для получения нового звания.
Этот вид наказания определяется только по приговору суда. Копия документа направляется командиру воинской части. Он, в свою очередь, должен в течение 3 дней издать приказ, в котором указывается следующая информация:
- на каком основании и в течение какого времени лицо не может продвинуться далее по карьерной лестнице в армии;
- какой период ему не засчитывается в срок выслуги лет для получения воинского звания;
- какая конкретно сумма будет удерживаться из заработка служащего во время исполнения наказания.
По ст. 51 УК РФ период наказания составляет от 3 месяцев до 2 лет или от 2 месяцев, если его назначили вместо исправительных работ. Срок отсчитывается с того момента, как суд вынес соответствующий приговор. Его обязан привести в исполнение командир воинской части в течение 3 дней с момента получения копии документа.
За 3 дня до того, как истекает период исполнения меры ответственности, командир части обязан выпустить приказ об окончании ограничения по военной службе. Копия этого документа должна быть направлена в суд.
Допустим, служащий уже закончил свою службу в армии раньше того, как исполнил свое наказание. Тогда командир его воинской части направляет в суд соответствующую бумагу с просьбой о замене неотбытой части меры, так как гражданин сменил свой статус.
Срок может не засчитываться в случаях, когда гражданин не хочет исполнять назначенную ему меру ответственности. При этом законом не предусматривается замена этого вида мер ответственности на какое-либо другое, если подобное было установлено.
В этом случае временной промежуток, в течение которого он обязан исполнять меру ответственности, может быть продлен. Такие решения принимаются только судом, по обращению командира.
У гражданина, к которому должно примениться ограничение, есть право на его обжалование в вышестоящих органах. Для этого требуется подать заявление с указанием объективных причин, по которым оно не должно использоваться по отношению к нему. Дополнительно можно перечислить смягчающие обстоятельства, если они имеются (наличие маленьких детей и т. д.).
Лучше всего прибегнуть к помощи профессионального юриста, чтобы избежать явных помарок и ошибок. Только он может правильно оформить такую бумагу.
Данный вид наказания является модификацией исправительных работ применительно к определенной категории военнослужащих. Сущность этих двух видов наказаний идентична.
Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
Ограничение по военной службе – это вид уголовного наказания, характеризующийся в виде ограничения на продвижение по карьерной лестнице (повышении в звании) и в удержании у военнослужащего из действующего денежного довольствия определённого процента в доход государства.
Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих
Как видно и части 2, возможно применение 3-х мер воздействия:
- удержание не более чем 20% от заработной платы;
- отсутствие возможности повышения в должности;
- приостанавливается течение срока выслуги лет.
Конфискация орудия совершения или предмета нарушения – это безвозмездное изъятие в доход государства, возможное только по решению суда.
Не позднее чем за 3 дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения. Копия приказа направляется в суд, вынесший приговор.
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующие виды наказаний назначаемых военнослужащим. Объект исследования составляют правоотношения назначения наказаний военнослужащим.
О случаях, когда согласие военнослужащих на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется, см. Федеральный закон от 27 мая 1998 г.
Эти правоограничения также влияют на материальное положение осужденного. Ограничение по военной службе может назначаться только военно- служащим-контрактникам в двух случаях: 1. При осуждении виновных за совершение воинских преступлений (гл. 33 УК), в санкции за которые предусмотрено наказание данного вида.
[1]
Итак, объективной стороной состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ является нарушение правил охраны труда (правил техники безопасности), выражающееся в форме действия либо бездействия.
Уголовный кодекс (УК) Российской Федерации (РФ). Уголовное право, уголовная ответственность и уголовные наказания. Вопросы и ответы на зачет. Понятие, цели и виды наказания.
[2]
Попробуем разобраться в порядке и основаниях для увольнения в запас военнослужащих контрактной службы.
В то же время следует подчеркнуть, что ограничение по военной службе является более строгим видом наказания по сравнению с исправительными работами.
Поскольку диспозиция статьи 143 УК РФ является ярким примером бланкетной диспозиции, сам состав этой правовой нормы становится в прямую зависимость от состояния той подотрасли права, ссылка на которую присутствует в законе. Я осмелюсь оценить нормотворчество в области технической охраны и безопасности труда как путаное, непоследовательное и сплошь изъеденное зияющими пробелами.
Лицам, проходящим службу по контракту и добросовестно исполняющим обязанности военной службы, положены, кроме того, согласно ст. 13 названного Закона, дополнительные денежные выплаты (по итогам календарного года, за классность, при уходе в отпуск или переводе к новому месту военной службы и т. д.), а также различного рода надбавки, например за выслугу лет.
Это наказание заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, в принудительном порядке помешается на указанный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть.
Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Однако это время может быть зачтено в общий срок службы осужденным, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва.
Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет только в качестве основного наказания, как дополнительная мера наказания оно применяться не может.
Ограничение по военной службе назначается офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК за совершение воинских преступлений, а также вместо исправительных работ, предусмотренных за иные преступления (ст.53 УК).
Локализация в дисциплинарной боевой части – это форма основного наказания, используемая к военнослужащим на срочной службе, но может определятся как альтернатива лишения свободы.
В данных обстоятельствах, один день заключения в части приравнивается одному дню лишения свободы, а в общем продолжительность размещения исчисляется — от трех месяцев до двух лет.
Назначается следующим лицам:
Ограничения по военной службе — это форма уголовного взыскания. Отбывание срока проходит в той же части, где военный проходил службу до решения суда. В таких случаях, несение службы не прерывается, а срок наказания не включается в выслугу лет (при получении следующего воинского ранга/звания). Отпускные насчитываются и на время ограничений.
Наказание заключается в следующем:
- удержание (конфискация, изъятие) денежных средств в казну государства на протяжении всего срока;
- исключение повышения по должности или в воинском звании.
Удержание денежных средств производится:
- из должностной заработной платы;
- из заработной платы по воинскому чину/званию;
- надбавок (помесячных и прочих);
- из второстепенных (дополнительных) средств.
Перечень основных положений для учинения ограничений:
- совершение преступлений, направленных против военной службы/устава;
- иные преступления, в случае замены исправительных работ.
6. Ограничение по военной службе
- CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
- Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
- Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
- Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
- Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
Военнослужащий, отбывающий рассматриваемый вид наказания, может быть условно-досрочно освобожден от наказания в соответствии со ст.
Прибывшие осужденные помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток и находятся там, в обычных условиях отбывания наказания. В данный период проводится изучение их индивидуальных морально-психологических качеств, углубленное медицинское обследование и осмотры, занятия по основным предметам боевой подготовки.
Это одна из карательных мер, какая применяется в виде дополнительного наказания. Т.е. конфискация имущества в уголовном праве должна идти как дополнение к лишению или ограничению свободы. Но в отличии от законодательства СССР, конфискация возможна только в том случае, если это самое имущество добыто преступным путем (ранее такое наказание применялось по одному усмотрению суда).
Следует отметить, что потерпевшим по делам данной категории не обязательно должен являться сотрудник предприятия, подчинённый обвиняемого. От несчастного случая может пострадать постороннее лицо, и такой факт также будет образовывать состав ст. 143 УК РФ.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.
[2]
С осужденными военнослужащими, отбывающими наказание в виде ограничения по военной службе, командиром (начальником) воинской части организуется и проводится воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности осужденного, а также его поведения и отношения к военной службе.
Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С осужденными военнослужащими, отбывающими наказание в виде ограничения по военной службе, командиром (начальником) воинской части организуется и проводится воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности осужденного, а также его поведения и отношения к военной службе.
Элементами кары в данном виде наказания служат и дополнительные правоограничения, которые выражаются в том, что во время его отбывания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Попробуем разобраться в порядке и основаниях для увольнения в запас военнослужащих контрактной службы.
В то же время следует подчеркнуть, что ограничение по военной службе является более строгим видом наказания по сравнению с исправительными работами.
Поскольку диспозиция статьи 143 УК РФ является ярким примером бланкетной диспозиции, сам состав этой правовой нормы становится в прямую зависимость от состояния той подотрасли права, ссылка на которую присутствует в законе. Я осмелюсь оценить нормотворчество в области технической охраны и безопасности труда как путаное, непоследовательное и сплошь изъеденное зияющими пробелами.
Лицам, проходящим службу по контракту и добросовестно исполняющим обязанности военной службы, положены, кроме того, согласно ст. 13 названного Закона, дополнительные денежные выплаты (по итогам календарного года, за классность, при уходе в отпуск или переводе к новому месту военной службы и т. д.), а также различного рода надбавки, например за выслугу лет.
Это наказание заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, в принудительном порядке помешается на указанный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть.
Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Однако это время может быть зачтено в общий срок службы осужденным, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва.
Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет только в качестве основного наказания, как дополнительная мера наказания оно применяться не может.
К сожалению, ограничение по военной службе в судебной практике не нашло стабильного применения, суды очень редко прибегают к положениям статьи 51 УК РФ, а по какой причине – это уже вопрос.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Срок данного наказания исчисляется в месяцах и годах. Моментом начала отбывания наказания служит день издания письменного приказа командиром воинской части.
Отдельно нужно сказать о случаях, когда военнослужащие увольняются по достижению максимального возраста или в связи с проблемами со здоровьем не признается годным к военной службе. В этом случае офицеры увольняются не в запас, а в отставку. Заключение о состоянии здоровья в любом случае выдает врачебно-военная комиссия.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (т.е. заключивших в письменной форме контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны России или иным ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Уголовным кодексом 1996 г. введено новое наказание — ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), которое предусмотрено во многих санкциях составов преступлений против военной службы (в 18 из 21 составов преступлений). На основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны Российской Федерации либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин пригашают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В соответствии с подпунктом «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.
[1]
Ограничение по военной службе широко использовалось в отношении офицерского состава в Вооружённых Силах Советского Союза, хотя законодательно это не было урегулировано. Рассматриваемый вид наказания впервые был предусмотрен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 2 июля 1991 г., не вступивших в силу в связи с распадом СССР.
Введение подобного наказания в УК РФ 1996 г. вызвало резкие возражения Вооружённые Силы не место исполнения наказания для тех, кто служит в них на профессиональной основе, а потому установление подобной меры государственного принуждения аномально для любой системы комплектования армии, тем более на контрактной основе 1 Xомич В.М. Наказания, не связанные с лишением свободы С. 372. . Не случайно рассматриваемый вид наказания фактически не применяется на практике 2 Уголовное право России: Общая часть: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. М. 2004. С. 388. .
Применяется наказание в первую очередь к тем, кто относится к соответствующим категориям ограничения годности к военной службе по статьям нормативно-правовых актов.
Из дохода осужденного военного отчисляют не более 20% от его заработка в пользу государства. Его запрещают повышать в должности, а период исполнения наказания не включается в общий период времени для получения нового звания.
Система наказаний военнослужащих может иметь различные критерии классификации:
- Общие и специальные;
- Основные и дополнительные, предусмотренные статьей 43 УК РФ. (Таблица 1);
- Уголовные, административные, дисциплинарные
- Применяемые к военнослужащим, в зависимости от их служебного статуса.
Общие наказания военнослужащих включает в себя все виды, предусмотренные для гражданских лиц.
- За совершение общеуголовных преступлений – уголовную ответственность;
- За административные правонарушения – административную;
- За совершение правонарушений, связанных с исполнением служебных обязанностей – дисциплинарную.
Основание для назначения являются статьи уголовного кодекса или кодекса об административных правонарушениях, ведомственные должностные инструкции и регламент несения воинской службы и поведения в воинской части в условиях мирного времени.
Особенности назначения ограничения по военной службе
В качестве основных видов наказания для военнослужащих предусмотрены:
- Обязательные работы;
- Исправительные работы;
- Арест;
- Ограничение по военной службе;
- в дисциплинарной воинской части;
- Лишение свободы;
- Пожизненное лишение свободы.
- Смертная казнь (в мирное время не применяется, в связи с подписанием Россией 16.04.1997 года Протокола № 6 к конвенции Совета Европы).
Характерными только для воинского контингента являются такие наказания как:
- Арест;
- Ограничение по военной службе;
- в воинской дисциплинарной части.
Является административным дисциплинарным наказанием, которое применяется по представлению командира воинской части или гарнизонного начальства. Срок ареста не может превышать 45 суток непрерывного нахождения в помещении камерного типа. Ето единственный вид наказания, которому подвергаются как офицеры, так и рядовой и сержантский состав.
Существует два вида гауптвахты:
Войсковая (корабельная). Решение об отбытии ареста на ней примимает командир воинской части или гарнизонный начальник (срок ареста не может превышать 5 суток);
Гарнизонная – на ней содержаться военнослужащие по решению военного суда.
Основными правонарушениями за которые военнослужащий может угодить на «губу» являются:
- Нарушение устава гарнизонной или караульной службы;
- Небрежное обращение с оружием;
- Опоздание из увольнительной или из отпуска;
- Краткосрочное самовольное оставление воинской части;
- Состояние наркотического или алкогольного опьянения на территории воинской части или во время несения воинской службы.
Отбывание наказания в виде ареста лица офицерского и сержантского состава отбывают раздельно. Содержаться в помещениях камерного типа под усиленной вооруженной охраной.
Срок нахождения под арестом (на гауптвахте) не засчитывается в общий срок службы.
Во время ареста провинившийся воин не может повышаться в воинском звании, представляться к наградам или поощрениям, назначаться на новую должность или увольняться по окончании срока службы до полного отбывания срока ареста.
Первый вид наказания применяется к военнослужащим контрактной службы. Он может быть назначен на срок от 3 месяцев до 2 лет не только за преступления против военной службы (содержащиеся в главе XII УК РФ), но и за совершение общеуголовных преступлений, в качестве меры ответственности за которые предусмотрены исправительные работы на срок не более 2 лет.
Суть ограничения по военной службе состоит в том, что по приговору суда командование воинской части, в которой служит военнослужащий, вводит в отношении его предусмотренные ст. 51 УК ограничения:
- Ежемесячные материальные удержания из денежного довольствия контрактника (но не более 20%);
- Приостановку повышения в воинском звании, классном чине или должности;
- Срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания или начисления военной пенсии.
Обычно осужденный к этому виду наказания военнослужащий продолжает исполнять свои должностные обязанности. В редких случаях, когда они связаны с руководством другими военнослужащими, чтобы не нарушать принципа этичности подчинении осужденному лицу, военнослужащий-контрактник может быть перемещен на другое место службы.
Перемещение на другое место службы может быть применено в случаях повышенной ответственности осужденного контрактника на время несения боевого дежурства, участия в военных операциях, при несении гарнизонной службы, связанной с управлением боевой техникой или оборотом оружия.
Этот вид наказания применяется в основном к двум категориям военнослужащих (рядового, сержантского состава и старшинам):
- Проходящим службу по призыву;
- Военнослужащим контрактной службы, еще не отслужившим к моменту вынесения приговора положенного срока срочной службы (1 года).
в дисциплинарной части не должно превышать 2 лет. Этот вид наказания предусматривает продолжение воинской службы, но совершенно в иных условиях, максимально приближенных гражданских осужденных в исправительных учреждениях УФСИН.