Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое административное задержание и на каких основаниях производится». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Административное задержание: основания, порядок применения.
Административное задержание лица, которое подлежит ему вследствие определенного правонарушения, осуществляется исключительно представителями тех органов, которые получили соответствующие полномочия на это в соответствии с КоАП.
В РФ такие задержания проводят органы внутренних дел, причем делают это в случаях:
- Мелкого хулиганства;
- Серьезного неповиновения требованиям или же приказам от сотрудников полиции;
- Нарушение порядка проведения определенных шествий, митингов и прочих мероприятий;
- Ведения предпринимательской деятельности, не имея на это соответствующей лицензии или же регистрации;
- Нелегальной торговли товарной продукцией, свободная реализация которой является запрещенной или же каким-то образом ограниченной;
- Распитие алкогольных напитков в общественных местах или же появление там в нетрезвом виде;
- Серьезного нарушения ПДД, а также правил рыбалки, охоты и других нарушений, связанных с охраной и использованием животного мира.
По КоАП РФ подобный привод в милицию принято называть «административное задержание», но при этом у человека, который подлежит такой ответственности за правонарушения, в любом случае есть определенные специфические права:
- В первую очередь, он имеет право получить помощь квалифицированного юриста;
- Он может не давать свидетельства против себя, близких или же родных, а также имеет право молчать.
Чтобы вы могли на должном уровне отстаивать свои права и нести ответственность исключительно в соответствии со своими поступками, нужно изначально понимать, как происходит административное задержание.
Изначально после доставления вас в отдел должен быть составлен специализированный протокол, в котором должно быть определено место его оформления, а также дата его создания. Помимо этого протокол должен включать в себя полный перечень сведений о личности задержанного человека, Ф.И.О. и должность сотрудника, который составляет протокол, а также время и причины для таких мер, то есть за какие правонарушения человек будет нести ответственность. В нем должна значиться подпись не только того лица, которое составляло протокол, но и того, кто будет нести ответственность по КоАП РФ. Но при этом нужно помнить, что крайне важно, чтобы протокол в любом случае подписывался человеком, которого задержали.
Мало кто понимает тот факт, что помимо права собственной подписи человек, в отношении которого было применено административное задержание, имеет право также самостоятельно вносить в протокол определенные изменения или же дополнения.
В частности нужно помнить, что при надобности для соответствия протокола КоАП РФ следует собственноручно внести время задержания, указывая реальное время, а также то, через какой промежуток задержанного доставили в отделения, а также в обязательном порядке написать следующую фразу «на мне нет каких-либо телесных повреждений» — таким образом вы сможете добиться практически 100% гарантии от каких-либо побоев или же пыток после того, как будет проведено административное задержание, а также превышения полномочий со стороны полицейских, так как впоследствии придется нести за них ответственность, влекущую за собой уже более серьезные наказания касательно сотрудников полиции.
Сколько же придется провести времени «за решеткой»? В отдельных случаях срок административного задержания, время, на которое нарушитель будет, так сказать, лишен свободы, может составить и трое суток. Но, только в случае, когда, к примеру, имел место факт незаконного распространения чего либо, или же было осуществлено несанкционированное пересечение границы, а так же при необходимости установления дополнительных сведений и подробностей нарушения, личности гражданина и т. д.
Но во всех стандартных случаях (мелкое хулиганство, неподчинение законным распоряжениям госслужащих и т. д.) продолжительность задержания составляет трехчасовой интервал. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель был представлен органам для составления соответствующей документации — протокола задержания по административному правонарушению.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает специальный порядок обжалования административного задержания, но право на обжалование является важной гарантией законности. Конституцией РФ закреплены права и свободы человека как высшая ценность (ст. 2), которые признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 1 ст. 17), поэтому, в случае незаконного административного задержания, его необходимо обжаловать. Результатом положительного решения по обжалованию действий должностных лиц станет восстановление нарушенного права задержанного, а властные структуры обяжет в дальнейшем действовать в рамках закона.
При неуверенности в положительном исходе подаваемой жалобы, возможно, следует обратиться за юридической помощью адвоката. Адвокат объективно оценит ситуацию и сделает вывод о перспективах обжалования, а также поможет в иных вопросах административного обжалования.
Читайте еще о помощи нашего административного адвоката:
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.
Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.
Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.
Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.
Порядок проведения административного задержания
Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.
Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.
Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.
Указанный способ ограничения свободы используется, когда необходимо:
- пресечь совершение правонарушения;
- обеспечить исполнение судебного постановления.
Фактически это означает, что лицо, нарушающее закон, может быть задержано ещё до составления протокола. Всё просто: длящийся акт неуважения к обществу (чаще всего речь идёт о хулиганстве) должен быть прерван, а отвечать перед судом виновнику придётся в любом случае. Само по себе такое задержание не является наказанием — только временной мерой.
Кроме того, ограничение свободы может быть применено в отношении гражданина, не совершающего хулиганских действий, но уклоняющегося от выполнения решения суда, сбежавшего из мест отбывания заключения, прохождения службы, принудительного лечения и так далее.
Во всех остальных случаях, если оснований для ограничения свободы нет, задержание будет признано незаконным.
Так, если человек в ходе совершения правонарушения был остановлен сотрудниками правоохранительных органов, признал проступок и прошёл процедуру составления протокола, он должен быть отпущен на свободу — вплоть до решения суда.
Комментируемая ст. 27.3 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание.
1. Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены ст. 27.5 КоАП РФ — только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.
Целями административного задержания являются:
— правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении;
— исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
По смыслу ч. 1 комментируемой статьи перечень органов, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание, является исчерпывающим. Вместе с тем в соответствии с п. «к» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов. Данные действия должностных лиц ФСБ могут не быть связаны с осуществлением контртеррористической операции и не подпадать под п. 9 ч. 1 комментируемой статьи.
Как представляется, ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ должна быть приведена в соответствии с Законом «О федеральной службе безопасности» путем дополнения ее пунктом 11 «а также иные должностные лица, в случаях, установленных федеральными законами».
2. Если органы, должностные лица которых правомочны осуществлять административное задержание, указаны в ч. 1 комментируемой статьи, то перечень управомоченных на это должностных лиц определяется самими органами.
Такой вид наказания многих пугает, создавая иллюзию аналогии в их головах с уголовным лишением свободы. Данные меры воздействия на нарушителей, на самом деле, имеет мало общего.
Здесь имеют место быть и ощутимая разница в сроках, и место отбывания наказания, и количество прав арестантов.
Большую долю статей в КоАП РФ, по которым нарушитель может быть подвергнут аресту, составляют проступки за нарушение ПДД. За оставление места ДТП нарушитель может быть подвергнут административному аресту.
Кроме того, оказаться в спецприемнике можно и за следующие проступки:
- Хранение наркотиков;
- Мелкое хулиганство;
- Неуплата штрафа;
- Употребление алкоголя в общественных местах;
- Проявление неуважения к суду и полиции;
- Управление автомобилем будучи лишенным этого права;
- Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
- Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения и др.
Рассмотрение административного материала, по результатам которого может быть назначен арест нарушителя, невозможно без участия его самого.
Многие из них, зная эти сведения, пользуются ими и не являются в судебные заседания или сбегают из суда. Это приводит к тому, что процесс рассмотрения дела затягивается.
КоАП РФ содержит исчерпывающий список тех категорий граждан, которые не могут быть подвергнуты аресту. К ним относятся:
- Беременные женщины;
- Женщины, имеющие на иждивении малолетних детей;
- Несовершеннолетние нарушители;
- I и II группа инвалидности;
- Граждане, находящиеся на военных сборах;
- Военнослужащие;
- Сотрудники органов внутренних дел, следственного комитета, уголовно-исполнительной системы;
- Сотрудники противопожарной и таможенной службы;
- Военные национальной гвардии РФ.
Суды по своему усмотрению также могут не применять административный арест в отношении мужчин, самостоятельно воспитывающих малолетних детей.
По общему правилу административный арест применяется на срок до 15 суток. За что дают 15 суток? Такой срок дают за большую часть административных правонарушений.
В КоАП РФ лишь предусмотрен перечень тех проступков, за которые грозит арест в 30 дней. К ним, в частности, относятся:
- Нарушение порядка организации собрания;
- Нарушение порядка проведения митинга, шествия, демонстрации или пикетирования;
- Нарушение общественного порядка массового пребывания граждан;
- Нарушение безопасности граждан при передвижении в общественных местах;
- Нарушение режима ЧП;
- Не соблюдение режима контртеррористической операции;
- Совершение правонарушения в области законодательства о наркотических и психотропных веществах.
Таким образом, максимальный срок административного ареста не может превышать 30 суток.
Такие полномочия есть только у представителей определённых служб:
- Полицейских;
- Работников ВАИ (по отношению к определённой категории нарушителей ПДД);
- Пограничники и таможенники;
- Работники ведомственной и вневедомственной охраны;
- Военнослужащие;
- Судебные приставы;
- Работники наркоконтроля.
Для каждой из этих категорий госслужащих есть свои ограничения касательно административного задержания людей.
Подготовленный материал сотрудники полиции доставляют в здание суда. Если нарушитель был задержан, он также доставляется на рассмотрение материала принудительно. Если же он не был задержан, он самостоятельно обязан явиться с здание суда.
Его явка обязательна. Без него судья не сможет вынести административный арест потому, что сразу же нарушителя обязаны доставить сотрудники в спецприемник.
Если материалы дела оформлены неправильно, судья имеет право отправить его на доработку.
Рассматривается административное дело по месту его совершения, а по ходатайству нарушителя – по месту его проживания.
По общему правилу поступившие в суд административные материалы должны быть рассмотрены в тот же день. Исключение составляют лишь те дела, по которым нарушитель был задержан. Тогда на разбирательство отводится 48 часов.
По итогам рассмотрения дела выносится постановление об административном правонарушении, копия которого выдается арестованному, сотруднику полиции и для передачи в спецприемник. Оно может быть обжаловано, но уже из места исполнения наказания.
После задержания гражданина должны как можно быстрее доставить в следственные органы. После его прибытия в течение не более трёх часов должен быть составлен протокол с объяснением основных прав задержанного:
- Знать причину задержания и получить копию протокола;
- Давать показания или отказаться от их дачи. В случае согласия дать показания, задержанному должны объяснить, что они могут быть использованы как доказательства по делу;
- Пользоваться помощью адвоката в случае возбуждения уголовного дела или иных ситуациях, перечисленных в статьях УПК №91-92;
- Представить доказательства своей невиновности;
- Ходатайствовать;
- Давать показания на родном языке и бесплатно пользоваться помощью переводчика;
- Знакомиться с протоколом;
- Участвовать в следственных действиях по собственному ходатайству (с разрешения следователя);
- Подавать жалобы на действия сотрудников и защищаться иными способами, разрешёнными УПК.
В протоколе должны быть указаны обстоятельства случившегося, дата и время, а также он должен быть подписан задержанным и дознавателем.
Прокурору о задержании должны сообщить в течение 12 часов.
Допрос по делу нужно провести не позже, чем через 24 часа после задержания. При наличии обстоятельств, требующих заключения под стражу, ходатайство о такой мере пресечения сотрудники полиции должны подавать в суд с согласия прокурора. Если такая мера пресечения к подозреваемому не была применена, то согласно 2 пункту 94 статьи УПК его должны освободить в течение 24 часов.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
КС: Административное задержание должно обосновываться
- Кто имеет право на административное задержание
- На каких основаниях может осуществляться
- Не подлежащие задержанию лица
- Срок административного задержания
- Составление протокола
- Процедура проведения
- Важные нюансы
Должностные лица, имеющие права на задержание, перечислены в статье 27.3 КоАП:
- полицейские;
- таможенные сотрудники;
- работники уголовно-исполнительной системы;
- пограничная служба;
- должностные лица военной автоинспекции;
- вневедомственная охрана МВД;
- участники контротеррористских операций;
- органы, контролирующие оборот наркотических и психотропных веществ;
Это исчерпывающий список, который не подлежит расширению. Гражданин имеет право попросить уведомить родственников, защитника. Но если правонарушителю меньше 18 лет, то оные оповещаются в обязательном порядке. При задержании сотрудника ОВД, УИС и других гос. служб об этом факте сообщается по месту работы. Задерживающие органы обязаны рассказать нарушителю об его правах. В противном случае процедура может быть признана незаконной.
Основания административного задержания могут иметь цель обеспечить расследование дела, а также выполнение уже вынесенного постановления. Должностные лица вправе задерживать только граждан, в отношении которых заведено административное делопроизводство по причине проступка. Другие основания для задержания неправомерны. Не подлежащие задержанию лица
- действующий Президент РФ;
- ушедший в отставку Президент независимо от причины;
- члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
- депутаты Государственной Думы РФ, областные и городские;
- судьи арбитражного, мирового и районного суда;
- прокуроры;
- Уполномоченные по Правам Человека;
- дипломаты, то есть иностранные граждане, обладающие неприкосновенностью, которая подтверждается наличием дипломатического паспорта.
Некоторые из этого списка никак не могут быть задержаны (президент). Но к остальным может быть применена такая мера с разрешения соответствующего органа при обнаружении на месте преступления.
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым!
Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.
Общий порядок административного задержания должен быть таким:
- сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
- человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
- составляется протокол;
- гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
- постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.
Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание (действующая редакция)
Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:
- обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
- сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
- разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.
Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:
- знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
- просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
- требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
- требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
- обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.
Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.
Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.
В практике встречаются случаи, когда полицейские не позволяют самому задержанному позвонить близким по своему телефону, пресекают попытку звонка и даже изымают телефон. Такие действия должностных лиц нельзя признать законными, поскольку Кодексом об административных правонарушениях не запрещено правонарушителю пользоваться сотовой связью.
Если обеспечительная мера применяется в отношении несовершеннолетнего, то его родители или опекуны уведомляются всегда, вне зависимости, поступила об этом просьба или нет.
Кроме того, всегда обязаны сообщать об инциденте руководителю государственной организации, когда задержанный в ней числится сотрудником.
Такой неприкосновенностью обладают:
- Президент РФ (как действующий, так и прекративший свои полномочия по любому основанию);
- члены Совета Федерации;
- депутаты ГосДумы РФ, а также депутаты Думы на областном и городском уровне;
- судьи любого уровня (мирового, районного, арбитражного и т.д.);
- прокуроры;
- уполномоченный по правам человека;
- иностранные граждане, обладающие дипломатической неприкосновенностью (при наличии подтверждения: например, дипломатического паспорта);
- некоторые другие.
В отношении одних из перечисленных лиц задержание не может быть применено ни при каких обстоятельствах (к примеру, Президент), а в отношении других такая административная мера может быть применена только в случае, когда лицо застигнуто на месте преступления и имеется разрешение от соответствующего органа. Так, Уполномоченный по правам человека может стать административно задержанным только при соблюдении определенного порядка: необходимо получить согласие Государственной Думы в письменном виде.
На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.
Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.
Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.
Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.
Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.
Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.
Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.
Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.
Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.
С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо.
Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.
Кто может осуществлять административное задержание?
Сотрудники полиции.
Сотрудники таможни.
Сотрудники УИС.
Пограничники.
Должностные лица ВАИ.
Сотрудники вневедомственной охраны МВД.
Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.
Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.
Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.
По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.
Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.
Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.
Гражданину должны быть разъяснены следующие права:
воспользоваться помощью защитника;
знать, почему его задержали;
давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.
Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.
Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:
посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;
совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;
нарушение таможенных правил;
применение к лицу наказания в виде административного ареста.
Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.
Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.
То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.
После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.
В документе указываются:
время составления;
данные о должностном лице, которое заполняет документ;
информация о гражданине;
данные об административном задержании;
причины задержания.
Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.
По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.
Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.
Последнее возможно при следующих обстоятельствах:
лицо застигнуто на месте правонарушения;
на личных вещах обнаружены следы преступления;
на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;
при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.
Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.
Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.
В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.
Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.
Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.
Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.
Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.
Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.
Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.
Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.
А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.
И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.
Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП).
Административное задержание является самостоятельным видом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Административное задержание мера процессуального обеспечения, которая применяется с целью:
- пресечения административного правонарушения,
- установления личности нарушителя,
- составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения,
- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Кодекс об административных правонарушениях относит решение вопроса о необходимости избрания данной меры пресечения на усмотрение органов и должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями.
Следовательно, законодатель фактически относит решение вопроса о необходимости применения этой суровой меры административного принуждения на усмотрение органов и должностных лиц, наделенных соответствующей компетенцией.
Данная позиция нашла свое отражение и развитие в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П, в котором сделан вывод о том, что соблюдение одних лишь формальных условий, предусмотренных ст. 27.3 КоАП РФ, недостаточно для того, чтобы административное задержание считалось законным и обоснованным.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ, правомерность задержания должна определяться с учетом предписаний ст. 22 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, устанавливающей пределы допустимых ограничений данного права. В связи с этим делается вывод о том, что задержание не может быть признано законным, если оно применялось должностным лицом, хотя и в рамках установленных законом полномочий, но с нарушением целей и критериев, определенных ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, при отсутствии достаточных оснований, произвольно или тем более сопровождалось злоупотреблением властью.
На этом основании Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что административное задержание может быть применено лишь в том случае, когда имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу.
Основаниями административного задержания лица могут выступать:
- наличие признаков состава административного правонарушения в деянии физического лица;
- неповиновение законным требованиям компетентных должностных лиц о прекращении нарушений общественного порядка или угрожающих общественной безопасности действий;
- попытка нарушителя скрыться с места совершения правонарушения;
- агрессивное поведение нарушителя по отношению к должностным лицам;
- невозможность установления личности лица, в чьих действиях усматривается состав административного правонарушения;
- невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте его выявления.
Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):
- Пресечение правонарушения.
- Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
- Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
- Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
- Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.
При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:
- нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
- можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.
Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.
СТ 27.5 КоАП РФ
1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.
Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административного дела в отношении потенциального нарушителя может применяться ограничение свободы. Административное задержание не является санкцией за проступок, а его максимальный срок жестко ограничен нормами КоАП РФ. В этой статье разберем, при каких обстоятельствах гражданин может быть задержан, и влияет ли факт задержания на назначение наказания.
Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):
- Пресечение правонарушения.
- Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
- Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
- Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
- Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.
При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:
- нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
- можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.
Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.
Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание
Комментарий к статье 27.3 КоАП РФ:
1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).
3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.
4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Статья 27.5. Сроки административного задержания
1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 27.5 позволяет сделать ряд выводов:
1) по общему правилу срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Это означает, что он может быть и меньшим, но никак не большим;
2) упомянутый срок исчисляется с момента доставления в место (помещение), указанное в ст. 27.2 (см. коммент. к ней), а не с момента, например, когда лицо было остановлено милицейским патрулем на улице;
3) срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного, наркотического), исчисляется не с момента доставления, а с момента, когда наступило вытрезвление (он устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России, например, действующими в медвытрезвителях). Степень опьянения в данном случае роли не играет.
1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:
1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);
3) цели административного задержания — обеспечить:
правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);
исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).
В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);
4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);
5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);
6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.
2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:
1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);
2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);
3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);
4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.
1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.
Основания и порядок административного задержания на срок до 48 часов
Основным видом наказания по КоАП РФ (“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”) является штраф в виде денежной суммы. Поэтому арест, как вид административного наказания, является исключительной мерой воздействия – он может применяться только по отдельным составам проступков. Выделим ключевые характеристики ареста, зафиксированные в ст. 3.9 КоАП РФ:
- арест заключается в изоляции правонарушителя от общества – исполнение наказания происходит путем помещения виновного лица в спецучреждение под надзор правоохранительных органов;
- указанная санкция может назначаться только в судебном порядке – если наказание по статье КоАП РФ назначается должностными лицами уполномоченных ведомств, санкция в виде ареста не применяется;
- законом определен круг лиц, к которым не может применяться изоляция от общества;
- в стандартных условиях арест применяется на срок до 15 суток, а по отдельным составам проступков он может составить до 30 суток.
Задержание может применяться на срок до 48 часов, если рассматриваемый состав проступка может повлечь арест. Срок задержания будет включен в продолжительность административного ареста, если суд назначит такую меру наказания. Для задержания не требуется вынесения судебного акта – такое решение может принимать должностное лицо, составляющее протокол о правонарушении.
Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административного дела в отношении потенциального нарушителя может применяться ограничение свободы. Административное задержание не является санкцией за проступок, а его максимальный срок жестко ограничен нормами КоАП РФ. В этой статье разберем, при каких обстоятельствах гражданин может быть задержан, и влияет ли факт задержания на назначение наказания.
Должностные лица и уполномоченные органы не могут произвольно устанавливать сроки ограничения свободы. Для этого нужно руководствоваться статьей 27.5 КоАП РФ:
- стандартный срок задержания составляет не более трех часов – он используется для установления личности граждан, не имеющих при себе документов, для оформления процессуальных документов, направления на медосвидетельствование и т.д.;
- если проступок связан с нарушением государственной границы, таможенных правил или иных аналогичных режимов, срок задержания может составить до 48 часов;
- если в состав санкций за правонарушение входит арест или выдворение за пределы страны, ограничение свободы также может составлять 48 часов.
Дальнейшая процедура привлечения к ответственности будет проходить по общим правилам, в том числе с возможностью принудительного доставления.
Если для рассмотрения дела использовано задержание, административный материал незамедлительно направляется в суд, либо иной орган. Не позднее суток после получения протокола дело должно быть рассмотрено с вынесением постановления.
В КоАП РФ указаны специальные правила исчисления сроков ограничения свободы:
Сразу после вынесения постановления режим задержания аннулируется, а нарушитель приступает к исполнению наказания, либо освобождается. Выделим ключевые моменты, которыми характеризуется порядок применения задержания:
- ограничение свободы носит исключительный характер – при задержании составляется протокол, в котором должны быть указаны основания для такого решения;
- применять указанную меру могут только должностные лица и ведомства, перечисленные в ст. 27.3 КоАП РФ;
- установление предельных сроков задержания обязывает рассмотреть дело незамедлительно после поступления протокола в суд, либо иной уполномоченный орган.
В ст. 3.9 КоАП РФ зафиксирован круг лиц, которым не может быть назначена указанная санкция. По судебному постановлению арест может применяться к любым правонарушителям, за исключением:
- беременных женщин, а также женщин с детьми до 14 лет;
- несовершеннолетним гражданам, т.е. не достигшим возраста 18 лет;
- лицам, имеющим инвалидность I или II групп;
- гражданам, проходящим военную службу в ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
- сотрудникам государственных ведомств, имеющим спецзвания – Следственный комитет РФ, МВД, Нацгвардия, УИК и т.д.
На практике, возможны ситуации, когда уже при фактическом отбывании наказания выявляются указанные выше основания. Например, арестованная женщина может получить справку о беременности после помещения в спецприемник МВД. В этом случае следует незамедлительное освобождение от отбывания назначенного наказания.
Подтверждение указанного статуса происходит при составлении протокола о правонарушении, а также в судебном процессе. Для этого используются следующие документы:
- справка о беременности, выданная женской консультацией или иным медучреждением;
- свидетельство о рождении;
- справка об установлении инвалидности I или II групп – этот документ выдают учреждения МСЭК;
- военный билет или документ о привлечении граждан на военные сборы;
- документ, подтверждающий наличие звания в специальных государственных ведомствах.
Если судом будет назначен арест для перечисленных категорий граждан, постановление будет отменено по жалобе правонарушителя или на основании протеста прокурора.