Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В соответствии со ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица ФССП, его действия (бездействие), могут быть оспорены в арбитражном либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого находится отделение.
Если предприятие или гражданин считают данный документ неправомерным, то законодательство предусматривает несколько вариантов последующих действий.
В первую очередь, опротестовать возбуждение исполнительного производства можно вышестоящему начальству судебного пристава.
В соответствии со ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Независимо от типа документа (жалоба или заявление в суд), он может иметь следующую примерную структуру. Вначале пишутся название инстанции, куда адресуется обращение, а также данные о должнике и взыскателе.
Затем приводятся все данные относительно постановления об открытии исполнительных мероприятий . В частности, указываются номер и дата документа, его автор, а также суть требований и их сумма.
После этого следует изложение доводов, в силу которых постановление об исполнительном производстве подлежит отмене. Их следует подкрепить не только ссылками на законодательство об исполнительном производстве, но также сослаться на положения КАС или АПК РФ.
В заключении следует просить компетентный орган отменить постановление об исполнительном производстве. Обращение в суд об отмене постановления не требует уплаты госпошлины.
Обратите внимание! Госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании решения или действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не уплачивается в соответствии с абз. 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
К жалобе или заявлению допустимо приложить документы, подтверждающие позицию должника. И если законность действий пристава оспаривает юрист, то в числе документов должна быть и копия его доверенности.
Когда она подается судебным приставам, то можно написать в обращении о своем желании присутствовать при рассмотрении жалобы.
Если же оспаривание начала исполнительного производства происходит в судебном порядке, то заявитель обязательно вызывается в суд.
Если существует задолженность, то о наличии исполнительных мероприятий можно узнать заранее. Достаточно периодически знакомиться с базой данных исполнительных производств, расположенной на сайте ФССП.
Когда возбуждение исполнительного производства обжаловано успешно, то соответствующее постановление подлежит отмене. Важно при этом будет получить от приставов документальное подтверждение.
Как подавать документы приставу с 2024 года?
Оспаривание постановления о возбуждении исполнительного производства в суде осуществляется путем подачи:
- Административного иска в суд общей юрисдикции в соответствии с Кодексом административного судопроизводства; либо
- Заявления об оспаривании решения государственного органа в арбитражный суд.
Выбор между судом общей юрисдикции и арбитражным судом зависит от того, какой из них вынес решение, на основании которого был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство. Если спор был между коммерческими организациями или ИП и касался вопросов бизнеса, то компетентным рассматривать дело будет арбитражный суд. В остальных случаях жалобу нужно подавать в суд общей юрисдикции.
Срок для подачи жалобы на постановление о возбуждении исполнительного производства установлен статьей 122 Закона об исполнительном производстве – 10 дней. Ее необходимо читать вместе с другой статьей закона – 15-й, которая регулирует порядок исчисления сроков. Согласно этой норме, определенные в днях сроки не включают в себя нерабочие дни. Таким образом, на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства дается 10 рабочих дней.
Срок отсчитывается со дня, следующего за днем вынесения постановления, но только при условии, что заявитель был уведомлен о его принятии. Если же это не так, срок отсчитывается с того дня, когда заявитель фактически узнал или должен был узнать о возбуждении производства.
В случаях, когда жалоба на возбуждение исполнительного производства подается не в течение 10 рабочих дней, а позже, необходимо пояснить в ней причины пропуска срока и заявить просьбу (ходатайство) о его восстановлении. Без этого пункта в тексте жалобы она будет оставлена без рассмотрения (пп. 2 п. 1 ст. 125 Закона).
В качестве причин пропуска срока можно указать, что:
- Заявитель был несвоевременно уведомлен о возбуждении исполнительного производства;
Мнение экспертаКомментирует юрист Александр ВасильевЕсли заявитель скрывался или уклонялся от получения постановления о возбуждении исполнительного производства, его неполучение не будет считаться несвоевременным уведомлением. В этом случае срок отсчитывается с того момента, когда заявитель должен был узнать о начале исполнительных действий, если бы не пытался избежать этого.
- Заявитель был уведомлен в срок, но по какой-либо уважительной причине (болезнь и т.п.) не мог подать жалобу раньше;
- Другие уважительные причины.
Если причина для просрочки подачи жалобы будет сочтена достаточной, пропущенный срок восстановят, а претензии заявителя рассмотрят по существу.
Текст жалобы в административном порядке и заявления в суд будет отличаться. Однако основные моменты, которые необходимо отметить в тексте, будут одними и теми же:
- Данные адресата жалобы – старшего судебного пристава или суда, который будет рассматривать ее;
- ФИО заявителя и его контактные данные.
И жалоба, и заявление в суд об оспаривании возбуждения исполнительного производства подаются от своего имени. Подача этих документов на анонимной основе невозможна;
- Данные судебного пристава, чьи действия обжалуются, а также номер исполнительного производства;
Мнение экспертаКомментирует юрист Александр ВасильевВ заявлении в суд необходимо указать дополнительно в качестве административного ответчика отделение ФССП, где работает пристав, принявший постановление о возбуждении исполнительного производства. На необходимость указания территориального органа ФССП в заявлении указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Это необходимо, чтобы обеспечить возможность взыскать с отдела ФССП понесенные заявителем судебные расходы, если он выиграет дело.
В заявлении в суд нужно указать также взыскателя в качестве иного заинтересованного в разрешении дела лица. Это следует из п. 12 указанного выше Постановления Пленума ВС РФ.
- Основание для подачи жалобы на возбуждение исполнительного производства: почему заявитель считает постановление незаконным. Желательно приложить к жалобе документальные доказательства незаконности постановления;
- Требование заявителя: отменить постановление о возбуждении исполнительного производства.
Возбуждение исполнительного производства проводится в соответствии с правилами, установленными статьями 30 – 31 Закона об исполнительном производстве.
При поступлении заявления от взыскателя судебный пристав-исполнитель обязан принять постановление о возбуждении исполнительного производства, если нет оснований для отказа, установленных ст. 31 Закона. В частности, исполнительное производство не может быть начато, если:
- Истек срок предъявления исполнительного листа ко взысканию – 3 года с момента вступления в силу судебного решения, по которому выдан этот исполнительный лист.
Мнение экспертаКомментирует юрист Александр ВасильевСрок предъявления исполнительного листа ко взысканию прерывается на время его предъявления к исполнению и осуществления исполнительных действий. После перерыва течение срока предъявления исполнительного листа ко взысканию возобновляется. Время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается (ст. 22 Закона). Из судебной практики: должник оспорил возбуждение против него исполнительного производства со ссылкой на то, что истек 3-летний срок со дня вступления в законную силу решения суда, по которому был выдан исполнительный лист. Суд установил, что исполнительный лист ранее предъявлялся ко взысканию, и частично исполнялся должником. На этом основании суд пересчитал срок предъявления ко взысканию и пришел к выводу, что он не истек. Возбуждение исполнительного производства против должника было признано законным.
- Исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий.
Местом совершения исполнительных действий является место жительства, место пребывания должника или место нахождения его имущества. В случае отсутствия сведений взыскатель вправе направить исполнительный документ по последнему известному месту жительства или пребывания должника.
- Исполнительный лист уже предъявлялся, и производство по нему было прекращено по основаниям, не допускающим его возобновления.
В частности, исполнительное производство прекращается насовсем в случае смерти гражданина должника, если требования или обязанности не могут перейти к его правопреемнику.
- Исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушениями.
- В других случаях, предусмотренных законом.
Если исполнительное производство было возбуждено с нарушением закона, должник вправе обратиться с жалобой на соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя.
Как обжаловать постановление судебного пристава исполнителя: образец 2024 года
В ____ федеральный районный суд
Административный истец – должник ФИО, контактные данные,
Административный ответчик (судебный пристав, чье бездействие обжалуется) ФИО, должность, контактные данные
Заинтересованные лица: должник ФИО, контактные данные.
Административное исковое заявление
О признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства
_____ судебный пристав-исполнитель ____ отдела УФССП России по г. ____ возбудил исполнительное производство № _____ на основании исполнительного листа серия ХХ № _____ от ______ о взыскании с должника в пользу взыскателя ____ руб. согласно Постановлению о возбуждении исполнительного производства от _______ № ____.
Должник полагает, что указанное постановление является незаконным и необоснованным, а также нарушает права и законные интересы должника в связи со следующим.
Исполнительный лист серия ХХХ № ХХХ был предъявлен к исполнению после истечения 3-летнего срока со дня вступления судебного решения в законную силу, установленного п. 1 ст. 21 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение ХХХХ федерального суда вступило в силу ХХ.ХХ.ХХХХ после истечения срока на его обжалование. Таким образом, срок, в течение которого выданный на его основе исполнительный лист мог быть предъявлен к исполнению, истек ХХ.ХХ.ХХХХ.
Взыскатель предъявил указанный исполнительный лист к исполнению через 2 дня после истечения срока – ХХ.ХХ.ХХХХ, что подтверждается копией заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства.
Указанное обстоятельство не было учтено судебным приставом-исполнителем, который принял постановление о возбуждении исполнительного производства №ХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ на основании указанного исполнительного листа.
Данное постановление нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку издано в нарушение норм закона. Взыскатель утратил право на получение с должника денежных средств. Поэтому продолжение взыскания повлечет за собой необходимость для должника выплатить денежные средства взыскателю при отсутствии на то оснований.
Жалоба в административном порядке на указанное постановление не подавалась.
В соответствии с вышеизложенным и на основании п. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 360 КАС РФ:
ПРОШУ:
- Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ХХХ о возбуждении исполнительного производства №ХХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ.
Приложения
- Копия постановления о возбуждении исполнительного производства.
- Копия заявления взыскателя.
- Подтверждение направления копий заявления лицам, участвующим в деле.
Дата, подпись заявителя.
Жалоба, которая подаётся в суд, составляется примерно так же, как и жалоба в вышестоящий орган. Она должна содержать:
- наименование суда, в который подаётся заявление, а также его адрес;
- реквизиты заявителя (ФИО, название фирмы, адрес, реквизиты);
- данные отделения приставов, а также самого специалиста, который вынес обжалуемое постановление;
- информация о постановлении, которое обжалуется;
- суть жалобы, а также основания для обжалования документа, причины отмены постановления.
В конце также указывается требование и ставится дата с подписью. При необходимости прикладываются документы, подтверждающие позицию заявителя.
Скачать административное исковое заявление о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя (образец/бланк)
Помощь юриста в подготовке жалобы/искового заявления >>
Отличие судебного процесса в том, что он производится с вызовом сторон в заседание. Каждый сможет дать развёрнутое объяснение своей позиции, а также предоставить дополнительные документы и доказательства.
При рассмотрении дел судами, применяются стандартные процессуальные правила, но с учётом особенностей, установленных № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Например, срок рассмотрения дела составляет десять суток с даты поступления жалобы.
02 февраля 2008 вступил в силу федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ). До этого момента жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности рассматривались в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее закон № 59-ФЗ).
Одним из внесенных изменений в Закон № 229-ФЗ является то, что по результатам рассмотрения жалоб старший судебный пристав или главный судебный пристав субъекта территориального органа в течение 10-дневного срока выносит постановление, которое может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке. Это меняет не только порядок рассмотрения жалоб, но и подход, отношение должностных лиц к их рассмотрению. Вынося постановление, которое может быть оспорено в суде или обжаловано вышестоящему должностному лицу, главный судебный пристав или старший судебный пристав выносит самостоятельный процессуальный документ и тем самым может непосредственно влиять на результат исполнительного производства. Это также повышает ответственность должностного лица, рассматривающего жалобу. Заявитель жалобы в ответ будет получать не просто ответ (письмо) на жалобу, которое часто не влияло на восстановление его прав, а постановление, т.е. индивидуальный правовой акт. Кроме того, в постановлении должностное лицо, признав жалобу обоснованной должно будет указать в своем постановлении по результатам ее рассмотрения меры, которые необходимо принять для восстановления прав заявителя.
При этом согласно п. 4 ст.127 (Закона № 229-ФЗ) постановление должностного лица должно быть исполнено в 10-дневный срок, если в нем не указан иной срок. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо может принять меры по привлечению должностного лица, действия которого обжалуются, к дисциплинарной ответственности.
Анализируя мотивы обращения заявителей с жалобами установлено, что основными причинами направления жалоб являются неполнота информации, которой должник или взыскатель либо должны обладать при вынесении решения суда либо ее отсутствие при ведении исполнительного производства, когда взыскатель или должник не пользуются своим правом ознакомления с материалами исполнительного производства.
Так, ст. 50 (Закон № 229-ФЗ) предоставляет сторонам исполнительного производства право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья не содержит исчерпывающего перечня прав и обязанностей. Так, например, в соответствии со статьей 35 (Закон № 229-ФЗ) взыскатель и должник вправе предложить судебному приставу-исполнителю удобное для них время совершения исполнительный действий. Статья 37 (Закон № 229-ФЗ) предусматривает право сторон исполнительного производства обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. При наложении ареста на имущество должника статья 69 (Закон № 229-ФЗ) предоставляет должнику право указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь.
Одними из обязанностей, например, является ч. 7 ст. 69 (Закон № 229-ФЗ), где должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности; ч. 12 ст. 87 (Закон № 229-ФЗ) взыскатель в течение пяти дней со дня получения предложения о передаче ему нереализованного имущества обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой; ч.5 ст.98 (Закон № 229-ФЗ) должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов и другие обязанности.
Кроме того, в сознании граждан до сих пор остается недоверие к полноте совершаемых действий судебными приставами-исполнителями, а также отсутствие правовой грамотности заявителей, не следящих за изменениями в законодательстве, в том числе об исполнительном производстве. Несмотря на принятие мер по информированию населения о порядке обжалования действий в порядке подчиненности; о категориях рассмотрения жалоб конкретными должностными лицами или судом; о необходимом перечне документов, которые должны быть представлены, заявителями продолжают фактически предъявляться жалобы в нарушение установленных норм.
Например, отказано в рассмотрении жалоб по существу нескольким организациям в связи с тем, что заявителями не были представлены документы, подтверждающие их полномочия.
Отказано должнику-гражданину в рассмотрении жалобы по существу на требование судебного пристава-исполнителя о взыскании задолженности по алиментам и взысканию исполнительского сбора в связи с пропуском срока на обжалование и в связи с тем, что жалобы на постановления о взыскании исполнительского сбора рассматриваются в судебном порядке.
Отказано в удовлетворении жалобы должнику-гражданину, который обжаловал постановление о возбуждении исполнительного производства, мотивируя тем, что истек срок для предъявления постановления по делу об административных нарушениях. Гражданину было разъяснено, что в соответствии с ч. 7 ст. 21 № 229-ФЗ постановления вышеуказанной категории могут быть предъявлены в течение 1 года, а не в течение 3 месяцев. Отказано в удовлетворении жалобы должнику-гражданину на отказ в приостановлении исполнительного производства. Заявителю разъяснено о том, что перечень оснований, предусмотренных ст. 40 № 229-ФЗ, по которым судебный пристав-исполнитель может приостановить исполнительное производство является исчерпывающим и не предусматривает приостановление действий в случае реализации квартиры. Отказано в удовлетворении жалобы взыскателю-гражданину на не перечисление денежных средств. Заявителю разъяснено, что в соответствии с п.7 ч.1. ст. 47 № 229-ФЗ исполнительный документ был направлен конкурсному управляющему.
Более того, хотелось бы, чтобы при оформлении жалобы заявители определились, что непосредственно они хотят обжаловать: конкретное постановление (например: постановление о возбуждении исполнительного производства), действие (например: наложение ареста на имущество), бездействие например: (не принятие мер по наложению ареста на имущество).
Таким образом, разъясняем ряд существенных положений при обжаловании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.
1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
2.1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)
3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.
6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.
7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.
Рассмотрению в порядке подчиненности подлежат жалобы, оформленные в соответствии с требованиями ст. 124 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Иные обращения граждан и юридических лиц подлежат рассмотрению в соответствии с федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
В жалобе должны быть указаны:
1. должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
2. фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3. основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
4. требования лица, подавшего жалобу.
Лицо, подавшее жалобу может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их в структурном подразделении службы судебных приставов. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).
Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.
Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы.
Если не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования, либо такое ходатайство отклонено, должностное лицо выносит постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Копия указанного постановления направляется обратившемуся лицу, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.
Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано вышестоящему руководству или оспорено в суде в десятидневный срок.
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо признает постановление, действие (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью и ли частично.
В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо, рассматривающее жалобу, принимает одно из следующих решений:
1. отменить полностью или частично вынесенное постановление;
2. отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. отменить принятое постановление и принять новое решение;
4. признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
В случае отсутствия оснований для признания жалобы обоснованной должностные лица выносят мотивированные постановления об отказе в удовлетворении жалобы.
Копии постановления с соответствующими сопроводительными письмами не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления направляются заявителю жалобы и должностным лицам, постановления, действия (бездействие) которых обжаловались.
В случае необходимости оперативного направления документа постановление высылается факсимильной (электронной) связью.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.
Постановление может быть обжаловано заявителем вышестоящему должностному лицу либо оспорено в суде.
Заявление об оспаривании постановление можно пода́ть на любое незаконное решение пристава-исполнителя. Обычно обжалованию подвергаются акты, которые:
- противоречат установленным нормам права, в частности ФЗ №229 “Об исполнительном производстве”;
- безосновательно ограничивают в правах должника и его родных;
- наносят имущественный ущерб, не предусмотренный исполнительным документом;
- ошибочно привлекают к ответственности третьих лиц.
Исходя из статистики, представленной на сайте ФССП, чаще всего обжалуются решения судебных приставов, касающиеся:
- взыскания исполнительского сбора;
- возбуждения и окончания производства;
- ареста имущества;
- списания денежных средств с банковских счетов;
- запрета на выезд из России.
Примечательно, что решения в пользу заявителя принимаются только в 10% случаев. Дело в том, что отсутствие правовой грамотности мешает гражданам оформлять жалобы на постановление пристава в соответствии с установленными нормами.
Жалоба в порядке подчинённости – распространённый досудебный способ обжалования. Заявление направляется непосредственному руководителю пристава — начальнику конкретного подразделения службы. В случае неудовлетворительного результата рассмотрения заявитель может обжаловать решение начальника в суде или инициировать прокурорскую проверку.
При подаче такой жалобы нужно учитывать следующие особенности:
- Заявление можно пода́ть через утверждённого по делу пристава или непосредственно вышестоящему должностному лицу.
- Жалобу уполномочен рассматривать начальник подразделения или его заместитель, жалобу на начальника – главный пристав субъекта РФ и т.д. в порядке подчинённости.
- Документ можно отозвать до того момента, пока он не рассмотрен.
- Срок, выделенный для рассмотрения ходатайства сотрудником ФССП, составляет 10 дней. Он может быть продлён ещё на 10 дней в случае необходимости истребования дополнительных документов у заявителя.
- В случае одновременной подачи административного иска на оспариваемое постановление, внутреннее расследование ФССП приостанавливается.
- Постановление о решении старшего пристава обязательно для исполнения в течение 10 дней.
- В рассмотрении ходатайства отказывают, если этот вопрос уже решён судом или должен решаться в судебном порядке.
Пода́ть жалобу на действия сотрудника ФССП можно в Прокуратуру. В результате прокурорской проверки производится оценка законности постановлений, которые вынес пристав во время исполнительного производства.
Если выявлены нарушения, то прокуратура удовлетворяет ходатайство и принимает меры реагирования. Фактически такие меры сводятся к направлению письменного требования в ФССП об отмене постановления, в редких случаях прокурор обращается в суд для разрешения вопроса заявителя.
Жалоба в суд оформляется в виде административного искового заявления. Направлять ходатайство следует в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции, действующий на территории, где расположено соответствующее подразделение ФССП. При оформлении такого вида жалобы следует правильно определить подсудность. Заявление подаётся в арбитражный суд в случаях:
- производство возбуждено по судебному акту, выданным арбитражем;
- должником по делу выступает коммерческая организация, причина иска связана с её предпринимательской деятельностью;
- исполнительный лист выдан ИФНС в отношении лица, занятого в коммерческой области.
Федеральный закон об исполнительном производстве предполагает строгий срок для обжалования постановлений сотрудников ФССП – 10 дней. В случае пропуска этого срока оспорить действия пристава уже не получится. Однако закон даёт возможность ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока по уважительным причинам:
- болезнь;
- смерть родственника;
- несвоевременное уведомление должника о возбуждении в его адрес ИП.
Строгого образца заявления на обжалование постановления представителя исполнительной власти не предусмотрено. В общем виде документ должен содержать следующие све́дения:
- подразделение о́ргана, куда подаётся жалоба;
- данные заявителя;
- данные пристава, чьи постановления оспариваются;
- перечень нормативных актов, которые нарушает выпущенное постановление;
- требования по отмене постановления (полном или частичном);
- реквизиты (подпись, дата).
При составлении обращения нужно руководствоваться несколькими правилами:
- К заявлению желательно приложить подтверждающие документы, чтобы не затягивать рассмотрение обращения запросом на предоставление таких документов.
- В жалобе нельзя допускать оскорблений.
- Требования нужно чётко формулировать.
Для оспаривания незаконного постановления пристава можно выбрать любой из перечисленных способов, но следует учитывать уникальность каждой конкретной ситуации. В сложных случаях рекомендуем провести индивидуальную консультацию с юристом.
Получил постановление о возбуждении исполнительного производства.
Всем доброго дня, помогите разобраться и посоветуйте, что делать?
Суть дела: 17.03.2012 г. Получил постановление о возбуждении исполнительного производства из которого следует, что 15.03.2012 г. на исполнение приставу исполнителю поступил исполнительный документ: Постоновление №******** от 30.09.2011 г. выданным ОГИБДД ******* в отношении меня, в пользу взыскателя ОГИБДД.
Пояснение: в сентябре 2011 г. был остановлен ГИБДД обвинили в превышении скорости, не согласился, составили протокол, ждал вызова на комиссию (как указано в протоколе). Видимо дело рассмотрели без меня, с вынесенным постановлением не ознакомили – лишили права обжаловать. Живу в маленьком провинциальном городе на Урале, искать правды у местных «правоохранителей» бесполезно, хочу обратиться в область.
Вопрос: Каков порядок обжалования постановлений, с чего начинать, куда обращаться? Ваше мнение, насколько реально добиться отмены?
За ранее благодарен всем ответившим.
нафиг куда то ходить и то то брать, вот примеры жалоб по разным случаям:
если постановление исполнено (штраф оплачен):
жалоба на постановление о возбуждении исполнительного производства №25829/11/23/35.
9 апреля 2011 года я получил обжалуемое постановление.
С данным постановлением нельзя согласиться, поскольку штраф в 1000 рублей был оплачен после вступления в силу решения суда:
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 49 часть 2) Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
с 1 января 2008 года исключена часть 4 статьи 32.2 КоАП РФ которая предусматривала обязанность по предоставлению копии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Поскольку закон не возлагает на меня обязанность по предоставлению документа свидетельствующего об уплате административного штрафа прошу:
— отменить постановление об исполнительном производстве.
пример если постановления не получил:
жалоба на постановление о возбуждении исполнительного производства
16 июня 2011 года получено постановление о возбуждении исполнительного производства №________
С данным постановлением нельзя согласиться по следующим основаниям:
на основании части 1 статьи 13 «Об исполнительном производстве» 1. В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: 4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
Дата вступления не могла быть указана, или если указана, то заведомо ложная, т. к. постановление о привлечении к административной ответственности вынесено без моего участия, я постановления не получал, следовательно оно не вступило в законную силу, поскольку вступает по истечении 10-и дней в момента получения или вручения. На основании изложенного прошу:
— отменить постановление об исполнительном производстве поскольку постановление об АПН не вступило в силу.
пример если обжаловано вышестоящему или суд
жалоба на постановление о возбуждении исполнительного производства №_______
26 марта 2011 года я получил обжалуемое постановлени которое выслано 24 марта 2011 года (по штемпелю) хотя вынесено 15.03.2011, где оно шлялось 9 дней не понятно.
С данным постановлением нельзя согласиться, поскольку постановление об АПН я обжаловал в городской суд в ГИБДД (ненужное убрать), на настоящий момент решение по жалобе не получил, следовательно постановление об АПН ещё не вступило в законную силу, причем в отношении меня уже неоднократнео возбуждались исполнительные производства на основании постановлений не вступивших в законную силу или отмененных, на основании изложенного прошу:
— наконец то разобраться до каких пор мне будут приходить постановления об исполнительном производстве на отмененные или не вступившие в силу постановления.
— отменить постановление об исполнительном производстве поскольку постановление об АПН не вступило в силу
ещё пример:
Итак, вы узнали, что приставами было прекращено взыскание по исполнительному производству — что это значит? Это означает, что ранее в вашем отношении принимались меры принудительного взыскания долга приставами.
Причинами взыскания могли стать:
- кредитные задолженности, включая микрозаймы или ипотеку;
- платежи по налогам, взносам и в бюджет;
- алименты;
- штрафы;
- платежи, направленные на возмещение вреда имущества или здоровья.
Прекращение исполнительного производства означает безусловную отмену взыскания с невозможностью его возобновления в рамках данного судебного решения.
Другими словами, если взыскатель решит повторно взыскать с должника деньги, ему снова придется обращаться в суд за новым решением. В этом скрыто коренное отличие процедуры прекращения исполпроизводства от его возврата или приостановки.
Теперь разберемся, что значит «прекращено взыскание по карте» — это сообщение присылается банком по окончании исполнительного производства. Оно означает, что с карты снят наложенный на нее приставом арест, а все находящиеся на ней средства — разблокированы. С этого момента гражданин может беспрепятственно пользоваться банковской картой — до возбуждения нового исполнительного производства на основе других судебных решений.
Стоит выделить следующие основания прекращения исполнительного производства:
- Должник-физлицо или взыскатель-физлицо умерли, объявлены погибшими или пропавшими без вести. Но только в случае, если право требования или обязанности по исполнению не будут переданы преемникам или наследникам, доверительным управляющим.
- Служивший основанием для взыскания долга исполнительный документ утратил возможность исполнения.
- Взыскатель отказался от имущества, изъятого у должника в рамках исполнения исполдокумента, в котором содержались требования передачи его взыскателю. Другими словами, если предметом спора был автомобиль, который должник по суду обязан передать взыскателю, но после изъятия машины взыскатель отказался ее принять, то исполнительное производство будет прекращено.
При наличии веской причины для прекращения исполнительного производства у судебных приставов суд выносит определение, которое СПИ обязан исполнить незамедлительно.
Окончание взыскания задолженности судебным приставом наступает с момента выдачи СПИ постановления. В нем параллельно отменяются все назначенные приставом ранее меры по принудительному взысканию долга:
- розыск должника и принадлежащего ему имущества;
- приостановление действия водительского удостоверения;
- запрет на регистрационные действия в отношении движимого и недвижимого имущества (арест);
- запрет на выезд за границу.
Копии постановления о прекращении исполпроизводства и сопутствующих постановлений об аннулировании проводимых в рамках взыскания с гражданина долгов мероприятиях в течение 3 дней с момента вынесения обязаны быть направлены взыскателю, должнику и в выдавшую исполнительный документ инстанцию.
Также копии постановлений будут направлены СПИ в органы и службы, занимающиеся исполнением накладываемых в рамках взыскания долгов ограничений: ГИБДД, Росреестр, Пограничную службу.
При завершении исполпроизводства все документы по нему остаются в материалах дела, направляемого в архив. Выданное приставом постановление стороны вправе обжаловать согласно общим правилам подчиненности или в суде.
Чтобы узнать больше о том, как отменить решение суда о принудительном взыскании долгов и прекратить исполпроизводство, обратитесь к юристам компании любым удобным способом: позвонив нам самостоятельно или заказав обратный звонок, воспользовавшись онлайн-формой на странице.
Чтобы оспорить возбуждение исполнительного производства, нужно обращаться с просьбой об отмене или о перенесении времени вступления в действие решения суда. Перед обращением нужно подготовить ходатайство и пакет документов.
Ходатайство направляется в:
- службу вышестоящего начальства судебных приставов-исполнителей;
- по закону возможно подать жалобу в суд об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства;
- прокуратуру.
В каждом конкретном случае выбирается инстанция для подачи претензии индивидуально. Выбор зависит от обстоятельств дела. Чтобы определиться, куда необходимо направить претензию, получите консультацию юриста. Задайте вопрос, изложите свою ситуацию и получите грамотный ответ, который укажет на дальнейшие действия для разрешения проблемы.
В прокуратуру направляется жалоба при наличии неправомерных действий со стороны судебных приставов. Чтобы оспорить правильность их поведения, подается заявление с приложением доказательств совершенного. В полномочия работников прокуратуры входит приостановление исполнения вынесенного решения.
Исполнительное производство: лайфхаки от практикующих юристов
Как оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства у судебных приставов? К вышестоящему начальству приставов, обращение направляется в связи с несогласием на введенное в действие решение суда. Для обращения к вышестоящему чину требуется составление заявления. Оформляется оно таким же образом, как и для судебной инстанции. Перечень документов, свидетельствующих о правдивых намерениях гражданина, также прилагается к письму.
Рекомендуется изначально подавать жалобу на приостановление или отмену постановления об исполнительном производстве — к руководству приставов. После рассмотрения уполномоченным лицом прошения на решение о возбуждении исполнительного производства, гражданину выдается ответ. Ответ содержит два варианта решения — удовлетворение ходатайства или отказ. В случае отказа от руководства приставов, направлять жалобу на рассмотрение требуется в судебную инстанцию. Главное — соблюсти сроки для подачи.
Требуется соблюдать установленные законодательством сроки, чтобы оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства.
В течение какого срока может быть подана жалоба на решение о возбуждении исполнительного производства?
По законам Российской Федерации оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства разрешается в срок 10 дней. Десятидневный срок отсчитывается с момента выдачи решения суда. В случае, когда несогласный гражданин желает оспорить вердикт и исполнение по нему, но пропускает установленные сроки, то можно продлить его.
Чтобы оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства, гражданин вправе подать в суд ходатайство с просьбой восстановить положенные сроки. Подача прошения на восстановление сроков возможна, но при наличии уважительных причин для несвоевременного обращения. Причины уважительного характера должны быть подкреплены документально. В противном случае, судья не примет ходатайство на рассмотрение.
Законодательством определен порядок, в котором осуществляется обжалование постановления судебного пристава исполнителя. Причины для подачи жалобы могут быть разными, часто граждане не согласны с решением об аресте имущества (обычно это связано с исками от кредиторов: банки, частные лица и пр.). Возникают вопросы об исключении из описи имущества или освобождения из под ареста недвижимости, на регистрационные действия по которой наложен запрет.
Данная процедура должна проходит в строгом соответствии с законом, и если какие-то пункты были нарушены, у человека есть полное право на обжалование постановления пристава исполнителя. Как пример: в акт могло быть включено имущество, которое не находится в собственности должника, в этом случае нужно обращаться с жалобой, требуя исключить указанные вещи из акта описи.
При решении вопроса о подаче административного искового заявления для обжаловании действий пристава в суде заявителю следует учитывать предусмотренные законодательством процессуальные сроки для данного обжалования.
В данном случае данный срок установлен в 10 дней, однако в законодательстве отражено, что данный срок начинает течь с момента, когда лицо о знало о нарушении прав, а не с момента принятия оспариваемого решения.
Более того, законодателем предусмотрена возможность восстановления пропущенного процессуального срока с помощью подачи соответствующего ходатайства, в котором отражаются уважительные причины для пропуска, отраженного выше процессуального срока.
Зачастую бывают случаи, когда лицо узнает, что в отношении него возбуждено исполнительное производство, хотя на самом деле долговых обязательств перед взыскателем у него не имеется.
Данное обстоятельство может возникнуть ели долг ликвидирован внесудебном порядке, однако взыскатель, преследуя цель повторной «наживы» взыскивает с последнего денежные средства.
В данном случае при обжаловании решения следует отразить информацию о ликвидации задолженности и приложить к данной жалобе соответствующие документы.
Менее распространены случае вынесения постановления ввиду технической ошибке о взыскании денежных средств с совершенно постороннего лица, при этом последнее узнает об этом, когда в отношении последнего приставом инициируется принудительное взыскание.
При таком случае необходимо в жалобе максимально подробно изложить какую техническую ошибку допустил пристав, изложить основания, по которым Вы не согласны с обжалуемом постановлением, а также подтвердить, что вы не являетесь должником по данному исполнительному производству.
В части технических ошибок зачастую хватает административного порядка обжалования вышестоящему должностному лицу, однако сохраняются случаи, когда в данной ситуации может разобраться только суд.
Если у вас нет опыта в составлении подобных документов, можно пойти к нашему юристу, тогда специалист поможет правильно оформить бумагу и изложить суть ваших претензий. Также образец обжалования постановления пристава есть на сайте службы судебных приставов. Но он не всегда подходит, поскольку случаи индивидуальны и заранее предвидеть обоснование жалобы никто не может.
В заявлении нужно указать фамилию сотрудника службы, номер постановления, с которым вы не согласны, привести основания и пр. Документ составляется в свободной форме, но важно правильно и четко сформулировать суть претензий, указав свои требования, поэтому помощь юриста лишней не будет.
Еще раз отметим, что сроки обжалования постановления пристава исполнителя составляют ровно 10 дней, поэтому как только вы получаете документ, к которому имеете претензии, нужно сразу обращаться с заявлением в вышестоящий орган или суд. Помните, что шансы на решение вопроса в вашу пользу есть только в случае, если постановление действительно вынесено незаконно или необоснованно, с нарушением ваших прав.
В Орджоникидзевский районный суд
г. Екатеринбург
Заявитель:
М.
Заинтересованные лица:
Судебный пристав-исполнитель Отдела службы судебных приставов по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
620012 г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 2
Госпошлина: 300 рублей 00 коп.
ЖАЛОБА
на постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника
Жалоба на постановление пристава исполнителя в суд или вышестоящий орган даст результат его отмены. Судебных приставов по роду их деятельности редко встречают с радостью, поскольку их приход и любые действия связаны с тем или иным судебным решением. Если вы не согласны с постановлением приставов, его можно обжаловать.
Наш адвокат профессионально составит жалобу на постановление пристава в суд или старшему приставу, проконсультирует Вас по вопросу и примет участие в представлении интересов в органе в случае необходимости.
Заявление о прекращении исполнительного производства: образец
24. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта (часть 1 статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статья 434 ГПК РФ, часть 1 статьи 358 КАС РФ, часть 1 статьи 324 АПК РФ). Заявление подаётся в суд, рассматривавший дело в первой инстанции и выдавший исполнительный документ, в том числе и в случае отмены (изменения) судебного акта и принятия нового судебного акта судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.
В соответствии со статьёй 434 ГПК РФ вопрос об отсрочке (рассрочке), изменении способа и порядка исполнения судебного акта может быть также поставлен перед судом по месту исполнения исполнительного документа.
Заявления об отсрочке (рассрочке), изменении способа и порядка исполнения решения, принятого мировым судьёй, рассматриваются мировым судьёй того же судебного участка или мировым судьёй по месту исполнения соответствующего исполнительного документа.
При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению конкретного исполнительного документа по исполнительному производству, включённому в сводное исполнительное производство, вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения разрешается в отношении этого исполнительного документа, а не сводного исполнительного производства в целом.
25. По смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Наличие отсрочки или рассрочки у одного из солидарных должников по исполнительному документу не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения другим солидарным должникам, поскольку фактические обстоятельства, влекущие возможность применения таких мер, носят индивидуальный характер.
26. Если обстоятельства, в силу которых лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, изменились или отпали до истечения срока их предоставления либо должник нарушает установленный порядок предоставления рассрочки (сроки, размеры платежей, объём совершаемых действий), суд по заявлению взыскателя либо судебного пристава-исполнителя может решить вопрос о прекращении отсрочки или рассрочки. Рассмотрение судом заявления о прекращении отсрочки или рассрочки производится в том же порядке, что и при их предоставлении.
27. В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбуждённом на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.
Рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства осуществляется применительно к правилам, установленным статьёй 440 ГПК РФ, в соответствии со статьёй 358 КАС РФ, статьёй 324 АПК РФ в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника.
28. Имущественные требования и обязанности, неразрывно связанные с личностью гражданина (взыскателя или должника), в силу статей 383 и 418 ГК РФ прекращаются на будущее время в связи со смертью этого гражданина либо в связи с объявлением его умершим.
Вместе с тем, если имущественные обязанности, связанные с личностью должника-гражданина, не были исполнены при его жизни, в результате чего образовалась задолженность по таким выплатам, то правопреемство по обязательствам о погашении этой задолженности в случаях, предусмотренных законом, возможно. Например, согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ погашение задолженности умершего налогоплательщика-гражданина осуществляется его наследниками в отношении транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством (пункт 3 статьи 14, статья 15, подпункт 3 пункт 3 статьи 44 НК РФ). Возможность правопреемства в отношении иных налогов, а также различных сборов, включая государственную пошлину, не предусмотрена.
29. Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При этом суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбуждённого на основании соответствующего исполнительного документа.
Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешён судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.
Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.
30. Если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, — на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, — по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов — на основании статьи 265.1 АПК РФ).
Порядок приостановления исполнительного производства, установленный статьёй 440 ГПК РФ, статьёй 359 КАС РФ и статьёй 327 АПК РФ, в данном случае не применяется.
В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве возбуждённое по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отменённой или изменённой части.
При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдаётся; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа.
31. Последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).
С учётом положений части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в период приостановления исполнительного производства (приостановления исполнения судебного акта) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например, наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.
32. В случае, когда исполнительное производство не возбуждено, определение суда о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта не препятствует взыскателю обратиться с заявлением в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства лишь по тому основанию, что исполнение судебного акта, по которому выдан исполнительный лист, приостановлено. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно указывает на приостановление исполнения судебного акта соответствующим судом и приостановление исполнительного производства, поэтому срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, устанавливается судебным приставом-исполнителем с момента возобновления исполнительного производства.
33. В силу части 4 статьи 359 КАС РФ, части 4 статьи 327 АПК РФ и по смыслу части 3 статьи 440 ГПК РФ могут быть обжалованы определения суда как о приостановлении или прекращении исполнительного производства, так и об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства.
40. Арест в качестве исполнительного действия может быть наложен судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях (пункт 7 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве).
В качестве меры принудительного исполнения арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика, административного ответчика (далее — ответчика, в исполнительном производстве — должника), находящееся у него или у третьих лиц (часть 1, пункт 5 части 3 статьи 68 названного Закона).
Во исполнение судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика судебный пристав-исполнитель производит арест и устанавливает только те ограничения и только в отношении того имущества, которые указаны судом.
Если суд принял обеспечительную меру в виде ареста имущества ответчика, установив только его общую стоимость, то конкретный состав имущества, подлежащего аресту, и виды ограничений в отношении его определяются судебным приставом-исполнителем по правилам статьи 80 Закона об исполнительном производстве.
В случаях, когда должник препятствует исполнению судебного акта о наложении ареста на имущество по судебному акту о наложении ареста на движимое имущество должника, в том числе посредством отказа принять арестованное имущество на хранение, судебный пристав-исполнитель вправе передать арестованное имущество на ответственное хранение членам семьи должника, взыскателю либо лицу, с которым территориальным органом ФССП России заключён договор хранения, с учётом требований, установленных статьёй 86 Закона об исполнительном производстве.
41. При наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, судебный пристав-исполнитель вправе в силу части 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве не применять правила очерёдности обращения взыскания на имущество должника, что само по себе не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности в дальнейшем осуществить действия по выявлению иного имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в предыдущую очередь.
При этом судебный пристав-исполнитель обязан руководствоваться частью 2 статьи 69 названного Закона, допускающей обращение взыскания на имущество в размере задолженности, то есть арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объёму требований взыскателя.
Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности.
Выявление, арест и начало процедуры реализации другого имущества должника сами по себе не могут служить основанием для снятия ранее наложенного ареста до полного исполнения требований исполнительного документа.
42. Перечень исполнительных действий, приведённый в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определённого имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы.
После обнаружения фактического местонахождения имущества и возникновения возможности его осмотра и описи в целях обращения взыскания на него судебный пристав-исполнитель обязан совершить все необходимые действия по наложению ареста на указанное имущество должника по правилам, предусмотренным статьёй 80 Закона об исполнительном производстве.
43. Арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение могут быть установлены на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
Например, арест в качестве обеспечительной меры принадлежащего полностью или в части должнику-гражданину жилого помещения, являющегося единственно пригодным для постоянного проживания самого должника и членов его семьи, равно как и установление запрета на распоряжение этим имуществом, включая запрет на вселение и регистрацию иных лиц, сами по себе не могут быть признаны незаконными, если указанные меры приняты судебным приставом-исполнителем в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя.
Наложение ареста либо установление соответствующего запрета не должно препятствовать гражданину-должнику и членам его семьи пользоваться таким имуществом.
50. В случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным привлечением специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности (далее — оценщика).
Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчёте, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трёх дней со дня получения отчёта оценщика и в тот же срок направляет сторонам исполнительного производства копию заключения оценщика.
Стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчёте (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве).
При рассмотрении споров об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника, основанной на отчёте оценщика, к участию в деле в качестве заинтересованного лица следует привлекать также оценщика, составившего соответствующий отчёт. Равным образом при оспаривании в суде в порядке искового производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчёте, к участию в деле в качестве третьего лица необходимо привлекать судебного пристава-исполнителя, указавшего эту стоимость в постановлении об оценке вещи или имущественного права. При этом суд делает вывод о достоверности произведённой оценки независимо от того, как сформулировал требование заявитель — оспаривание результата оценки или оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях данное обстоятельство является существенным для спора.
При оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке, передаче на реализацию имущества должника или при оспаривании стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчёте, суд вправе приостановить исполнительное производство либо принять меру предварительной защиты, обеспечительную меру в виде установления запрета на совершение действий, направленных на реализацию соответствующего имущества (пункт 2 части 1, пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве, часть 2 статьи 85 КАС, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав должника суд вправе назначить судебную экспертизу, что может послужить основанием для приостановления производства по делу (пункт 5 части 1 статьи 191 КАС РФ, пункт 1 статьи 144 АПК РФ).
В резолютивной части судебного акта по делам об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или по делам об оспаривании результатов оценки суд указывает надлежащую оценку имущества должника, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном производстве.
В том случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя об оценке признано незаконным, в резолютивной части судебного акта суд также обязывает судебного пристава-исполнителя вынести новое постановление с указанием оценки имущества должника, установленной судом.
Вступившее в законную силу решение суда, принятое в порядке искового производства по результатам оспаривания стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчёте, является основанием для отмены соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя старшим судебным приставом.
51. При удовлетворении заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника судебные расходы по делу подлежат возмещению привлечённым к участию в деле территориальным органом ФССП России, в котором осуществляет (осуществляло) служебную деятельность указанное должностное лицо.
В случае, когда основанием для отмены постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника явились нарушения, допущенные оценщиком, территориальный орган ФССП России как заказчик оценки вправе в соответствии со статьёй 24.6 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требовать от оценщика возмещения причинённых убытков, в том числе в размере понесенных судебных расходов по делу об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.
52. Недвижимое имущество может быть передано под охрану, а движимое имущество — на хранение только лицам, указанным, соответственно, в части 1 и части 2 статьи 86 Закона об исполнительном производстве.
При передаче имущества на хранение (под охрану) должнику-организации в постановлении судебного пристава-исполнителя должно быть указано конкретное должностное лицо этой организации, ответственное за хранение (охрану) данного имущества.
Арестованное имущество как движимое, так и недвижимое передаётся на хранение (под охрану) должнику и членам его семьи на безвозмездной основе, а лицам, с которыми территориальным органом ФССП России заключён договор, — на возмездной основе.
Движимое имущество может быть передано на хранение взыскателю по его ходатайству или с его согласия. Такое хранение осуществляется только на безвозмездной основе, однако это не исключает возмещения взыскателю необходи��ых расходов, понесённых на обеспечение сохранности имущества, за счёт должника, а не за счёт казны Российской Федерации (статья 117 Закона об исполнительном производстве).
Как обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства
55. Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Указанная норма закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя.
При обращении взыскания на имущество должника-индивидуального предпринимателя по требованиям исполнительного документа, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются правила очерёдности, предусмотренные статьёй 69 Закона об исполнительном производстве.
Вместе с тем при обращении судебным приставом-исполнителем взыскания на имущество должника-индивидуального предпринимателя по требованиям, связанным с его предпринимательской деятельностью (пункт 3 статьи 23 ГК РФ), необходимо соблюдать не только очерёдность, установленную статьёй 69 Закона об исполнительном производстве, но и иные положения законов, определяющих очерёдность взыскания с учётом такого статуса должника, в частности нормы статьи 94 названного Закона.
56. Согласно частям 2, 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причинённого здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причинённого преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
В случае обращения взыскания на суммы пенсионных выплат, суммы выплачиваемой работнику заработной платы или иные доходы должника, перечисляемые на его счёт, следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счёт платежа (часть 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве).
57. Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьёй 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).
Пособие по безработице законодательством не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на такое пособие может быть обращено взыскание по исполнительному документу.
58. Согласно статье 278 ГК РФ обращение взыскания на земельные участки в рамках исполнительного производства допускается только на основании решения суда. Такие дела рассматриваются в порядке искового производства с соблюдением правил исключительной подсудности (статья 30 ГПК РФ и статья 38 АПК РФ).
Правом заявить в суд требование об обращении взыскания на земельный участок обладают лица, заинтересованные в применении данной меры принудительного исполнения, то есть взыскатель и судебный пристав-исполнитель.
С учётом норм статьи 43 ГПК РФ и статьи 51 АПК РФ к участию в деле следует также привлекать лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты принятым судом решением (например, собственника строения, находящегося на земельном участке, принадлежащем должнику).
После принятия решения суда об обращении взыскания на земельный участок оценка земельного участка осуществляется судебным приставом-исполнителем по правилам статьи 85 Закона об исполнительном производстве.
59. Пока иное не доказано заинтересованными лицами, принадлежность должнику-гражданину движимого имущества, на которое можно обратить взыскание, в помещении либо на ограждённом (защищённом) от доступа иных лиц земельном участке, находящимися в собственности и (или) во владении должника, презюмируется.
60. Предметы обычной домашней обстановки и обихода в силу абзаца четвёртого части 1 статьи 446 ГПК РФ являются имуществом, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. К таким предметам может быть отнесено минимально необходимое имущество, требующееся должнику-гражданину и членам его семьи для обеспечения реальной возможности удовлетворения повседневных бытовых потребностей в питании, отдыхе, лечении, гигиене. При этом антикварные вещи, вещи, представляющие художественную, историческую или иную культурную ценность, независимо от их целевого назначения к указанным предметам относиться не могут.
Вопрос об отнесении определённого имущества должника-гражданина к предметам обычной домашней обстановки и обихода разрешается судебным приставом-исполнителем с учётом конкретных обстоятельств, касающихся назначения имущества, его цены, фактического использования, наличия или возможности замены на аналогичное имущество меньшей стоимости, а также местных обычаев.
61. Вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит разрешению судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя (части 1 и 2 статьи 77 Закона об исполнительном производстве). Бремя доказывания принадлежности имущества должнику в этом случае возлагается на заявителя.
Правомерные владение и пользование третьими лицами имуществом должника не препятствуют разрешению вопроса об обращении на него взыскания, однако эти обстоятельства могут быть квалифицированы в качестве обременения данного имущества и учитываться при оценке его стоимости.
Исполнительное производство условно можно разбить на несколько стадий:
- возбуждение исполнительного производства. На данной стадии взыскатель подает приставу заявление о необходимости возбуждения исполнительного производства;
- извещение приставом должника о необходимости добровольно исполнить содержащиеся в исполнительном листе требования и указание, о негативных последствиях для него, в случае отказа;
- в случае отказа должника в добровольном порядке исполнить постановление пристава-исполнителя, то последний приступает к поиску денежных средств и иного имущества должника;
- наложение ареста на денежные средства должника, а при их недостаточности на имущество;
- перевод денежных средств со счета должника, а в случае их нехватки — реализация имущества должника с последующим перечислением вырученных денежных средств взыскателю. Излишние денежные средства, полученные от реализации имущества передаются должнику за вычетом расходов на исполнительное производство;
- прекращение исполнительного производства. После совершения вышеуказанных исполнительных действия, пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства в связи с его исполнением.
Вышеуказанные стадии являются условными и изменяться в зависимости от ситуации. Пристав может приостановить исполнительное производство, прекратить его без взыскания и т.д. Для взыскателя необходимо отслеживать действия пристава и обжаловать его неправомерные действие или бездействие старшему судебному приставу, прокуратуру и суд.
Мнение эксперта
Случаи, когда данный вопрос должен рассматривать пристав-исполнитель, определяются основаниями, указанными в ст. 43 ФЗ-229. Так обращаться в местное подразделение ФССП следует, если:
- стороны заключили мировое соглашение;
- вступило в законную силу постановление об отмене исполнительного документа или решения суда, на основании которого он был выдан;
- взыскатель отказался от получения обязательств должника, о чем подал в суд соответствующее заявление;
- вступило в законную силу решение суда о признании исполнительного документа недействительным;
- юридическое лицо, являющееся должником по делу, ликвидировано;
- обязанность должника по уплате алиментов прекратилась, например, в виду того, что получатель достиг совершеннолетия;
- долг признан безнадежным.
В суд с заявлением о прекращении исполнительного производства (статья 439 ГПК РФ) необходимо обращаться в случаях:
- смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, при отсутствии правопреемства;
- утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия;
- отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю.
Заявление о прекращении исполнительного производства подается в суд в том районе, где происходит исполнение судебным приставом-исполнителем. При обращении заявитель не оплачивает госпошлину в суд. Согласно статье 440 ГПК РФ суд должен рассмотреть заявление в срок 10 дней. В судебное заседание вызываются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их явка необязательна.
Рассмотрев заявление о прекращении исполнительного производства суд выносит определение, которое может быть обжаловано путем подачи частной жалобы в вышестоящий суд. Срок обжалования составляет 15 дней.
В результате кассационного обжалования определением президиума Архангельского областного суда от 16.12.2022 г. вышеуказанное решение суда отменено. В связи с этим и по указанию ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство должно быть прекращено судебным приставом-исполнителем ввиду отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 43, 45 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»,
- Кассационное определение от 16.12.2022 г.
Неверов И.А. 20.12.2022 г.