Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «России закон о дорожном движении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
(в ред. Федеральных законов от 02.03.99 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 23.07.2010 N 169-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 26.04.2013 N 65-ФЗ, от 07.05.2013 N 92-ФЗ (ред. от 02.07.201З), от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 437-Ф3, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 08.06.2015 N 143-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 340-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 01.05.2016 N 126-ФЗ, от 03.07.2016 N 259-ФЗ, от 03.07.2016 N 296-ФЗ, от 26.07.2017 N 204-ФЗ, от 20.12.2017 N 398-ФЗ (ред. от 30.10.2018), от 29.12.2017 N 443-ФЗ, от 03.08.2018 N 283-ФЗ (ред. от 30.07.2019), от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2018 N 508-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
15 ноября 1995 года
Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:
дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ)
дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 437-Ф3)
парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения. (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 126-ФЗ)
аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 296-ФЗ)
тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности. (в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ)
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 192-ФЗ)
координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
осуществления деятельности по организации дорожного движения;
материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;
проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;
осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Федеральный закон о безопасности дорожного движения в РФ
1. Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:
вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде;
проводить мероприятия по профилактике аварийности.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
1. На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению.
2. Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
3. Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.
За организацию дорожного движения будут отвечать местные власти
Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.
Статья 2. Основные принципы организации дорожного движения в Российской Федерации
Основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются:
1) соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения;
2) обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации;
3) приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов;
4) приоритет развития транспорта общего пользования;
5) создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;
6) достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения;
7) обеспечение экологической безопасности.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) владелец парковки — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, во владении которых находится парковка;
2) документация по организации дорожного движения — документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения и содержащая соответствующие инженерно-технические, технологические, конструктивные, экономические и иные решения;
3) интенсивность дорожного движения — количество транспортных средств и (или) пешеходов, проходящих за единицу времени в одном направлении на определенном участке дороги;
4) мониторинг дорожного движения — сбор, обработка, накопление и анализ данных об основных параметрах дорожного движения;
5) организация дорожного движения — деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения;
6) эффективность организации дорожного движения — соотношение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов до и после реализации мероприятий по организации дорожного движения при условии обеспечения безопасности дорожного движения;
7) парковка общего пользования — парковка (парковочное место), предназначенная для использования неограниченным кругом лиц;
8) платная парковка — парковка общего пользования, используемая на платной основе;
9) пропускная способность дороги — максимальное значение интенсивности дорожного движения в одном направлении на определенном участке дороги при условии обеспечения безопасности дорожного движения;
10) технические средства организации дорожного движения — сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства).
Статья 4. Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации
1. Правовое регулирование организации дорожного движения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, а также актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов в области организации дорожного движения.
2. Отношения в области организации дорожного движения могут также регулироваться нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
3. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения устанавливаются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
ФЗ №196 распространяется на всех, кто имеет отношение к ситуациям на дорогах: органов государственной власти, водителей, пешеходов, производителей техники, перевозчиков людей и грузов.
Основные цели закона:
- обеспечить безопасность на дорогах;
- защитить здоровье, жизнь граждан;
- минимизировать негативные последствия ДТП.
Во многом безопасность движения зависит от компаний, выполняющих транспортные перевозки. Требования к их работе следующие:
- создать условия для качественной работы водителей;
- организовать для них режим отдыха и труда;
- ввести порядок прохождения регулярных медицинских осмотров;
- застраховать транспорт;
- оснастить спецсредствами контроля над скоростным режимом и рабочим графиком водителей.
Установлена ответственность госорганов за состоянием дорог, находящихся в их ведении. Разграничены полномочия между федеральными государственными органами и властью субъектов в области контроля над дорогами.
Общественные объединения могут исследовать причины аварий и проводить мероприятия для профилактики ДТП.
Для получения права на вождение необходимо пройти медицинское освидетельствование, сдать экзамен и получить удостоверение на право вождения определенной категории транспорта.
Гарантируется право на свободное перемещение по дорогам и получение от должностных лиц информации об их состоянии. В случае ДТП пострадавшие имеют право на бесплатную медицинскую помощь и возмещение ущерба, причиненного здоровью и транспорту.
Правительство внесло в правовой акт больше конкретики. Усилены требования к организациям, осуществляющим перевозку грузов и пассажиров. Перевозчики обязаны:
- проводить осмотр транспортных средств;
- обеспечить места для стоянки авто;
- организовать медицинские осмотры шоферов перед рейсами и после;
- назначить лицо, ответственное за безопасность перевозок.
Предприниматели должны проходить осмотры лично, если они самостоятельно осуществляют перевозки. Запрещается прием на работу водителей без российских прав, исключение сделано для граждан Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении.
Статья 46. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
1. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.
Давайте сделаем главный вывод который можно извлечь из этой ключевой поправки (в двух словах).
- Есть основные и общие требования обеспечения БДД к организациям эксплуатирующим транспорт. Эти требования изложены в соответствующей нормативной базе.
- Дополнительные требования сформулированные в соответствующих нормативных документах теперь предъявляются к организациям, которые занимаются перевозочной деятельностью в рамках Устава автомобильного транспорта ФЗ-259, а также к тем организациям, которые перемещают людей и грузы для собственных нужд на автобусах и/или грузовых авто.
- Организации, эксплуатирующие транспортные средства и перемещающие людей и/или грузы на легковых аавтомобилях для собственных нужд, выполняют только основные и общие требования по обеспечению БДД.
- Мое экспертное мнение!
Новая формулировка очень хорошо отработана. Данная поправка очень хорошо распределяет основные и дополнительные обязанности между теми кто занимается перевозочной деятельностью и теми кто перемещает людей и/или материальные объекты для собственных нужд с привязкой к типу транспорных средств.
Очень удачная формулировка. Если вы меня спросите почему, то я отвечу так.
Был следующий перекос:
К примеру, почему в организации, которая на автобусе перевозит «вахтовиков» не должна иметь квалифицированный (обученный и аттестованный) персонал? На дороге общего пользования жизнь и здоровье «вахтовиков» в автобусе также важна, как и жизнь и здоровье пассажиров в междугороднем автобусе.
Одни занимаются перевозочной деятельностью, а другие — нет (перевозят для собственных нужд). Перекос, верно?
Или к примеру, для чего иметь квалифицированный (обученный и аттестованный) персонал в ИП, где всего два человека которые красят заборы и передвигаются на заказы на транспортном средстве? Тоже перекос, верно?
Такие примеры (и не только) я обязательно подробно разберу в обновленном видео-семинаре [Погружение в статью 20]. Статья 20 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» будет освещена полностью и представлена вам.
- Внимание!
У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
5.1. Пассажиры обязаны:
— при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле —быть в застегнутом мотошлеме;
— посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
5.2. Пассажирам запрещается:
— отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
— при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
— открывать двери транспортного средства во время его движения.
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
— ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
— ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
— ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
— ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
— КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
— Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
— при дорожно-транспортном происшествии;
— при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
— при ослеплении водителя светом фар;
— при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
— при посадке детей в ТС, имеющее опозновательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Для целей, преследуемых Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» используются следующие основные термины:
- Дорожное движение — сочетание социальных отношений, возникающее при перемещении водителей, пассажиров и грузов в пределах дорог;
- Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — аварийное событие, в результате которого повреждено транспортное средство и погибли или были ранены граждане;
- Участник дорожного движения — лицо, являющееся водителем, пассажиром транспортного средства или пешеходом;
- Дорога — территория, обустроенная для передвижения на автомобилях;
- Транспортное средство — машина, предназначенная для сухопутной перевозки людей и грузов;
- Парковочное место — специально выделенный участок, помеченный специфическим знаком, на территории которого водитель уполномочен припарковать свой транспорт;
- Аварийно-опасный участок дороги — участок общей площадью от 200 до 1000 метров (в зависимости от населённости конкретного пункта), на территории которого зафиксировано наибольшее количество ДТП за текущий год.
Полный перечень основных понятий, используемых в изучаемом Федеральном законе, предоставляется в статье 2 рассматриваемого нормативно-правового акта.
В рамках подробного изучения ФЗ 196 рекомендуется обратить особое внимание на следующие статьи:
- Ст. 12 — определяет основные требования по обеспечению безопасности на дорогах России. В частности, определяются нормы проведения ремонтных работ;
- Ст. 19 — устанавливает прямые основания для запрета пользования транспортными средствами. Речь идёт о запрете эксплуатации неисправного автомобиля, а также управление машиной в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- Ст. 20 — устанавливает требования к юридическим лицам. В частности, предприятия и индивидуальные бизнесмены, ведущие на территории РФ деятельность, связанную с дорожным движением, обязаны:
- Организовывать занятость водителей, соответствующую регламенту текущего Федерального закона;
- Соблюдать режим трудовых будней и отдыха водителей;
- Обеспечивать условия для прохождения курсов повышения квалификации;
- Упразднять опасность дорожно-транспортных происшествий и минимизировать последствия уже случившихся ДТП;
- Обеспечивать удовлетворительное техническое состояние принадлежавших данным лицам транспортных средств;
- Ст. 23 — устанавливает требования к обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его формирования. В частности устанавливается, что снижение уровня безопасности при изменении автомобильного потока не допускается;
- Ст. 25 — предоставляет классификацию транспортных средств по следующим категориям:
- «А» — мотоциклы;
- «В» — небольшие автомобили;
- «С» — средние автомобили с небольшой вместимостью пассажиров;
- «D» — автомобили с большим количеством сидячих мест (более 8);
- «E» — прицеп, в случае присовокупления такового к транспортному средству, указывается сочетание букв (например, DE);
- «Tm» — трамваи;
- «Tr» — троллейбусы;
- Иные типы транспорта, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Также в статье 25 ФЗ-196 определяется порядок получения водительских прав.
Регулировка деятельности на дорогах, а также определение мер безопасности и основных правил, которых должны придерживаться не только водители транспортных средств, но и пешеходы, в РФ происходит на основании следующих актов:
- ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в котором чётко определены правовые основы в области безопасности дорожного движения. Основными задачами нормативного акта являются охрана имущества, здоровья, жизни людей, защита законных интересов и прав, интересов общества и страны в целом по вопросам, касающимся предупреждения наступления аварий, связанных с автотранспортными средствами и тяжести от их наступления;
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, основным направлением которого является повышение эффективности применения транспортных средства, а также определение основных способов, отвечающих за безопасность на дорогах;
- ПДД, утверждённые вышеназванным Постановлением. Эти нормы содержат в себе основы поведения на дороге, обозначение знаков, разметки, которые неукоснительно должны соблюдать все члены движения на дороге. Основным назначением ПДД является снижение аварийности и наведение порядка и безопасности на дорогах.
Вышеназванные акты являются основными, при регулировании вопросов, касающихся передвижения транспортных средств и пешеходов. Однако не стоит забывать о том, что вопрос безопасности на дорогах зависит не только от правил передвижения, но также от технического состояния транспорта, порядка его досмотра, допуска и пр.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Многих интересует вопрос, а что главнее Федеральный Закон о дорожном движении или ПДД? И что делать, если ПДД противоречат положениям, прописанным в законе?
Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует разобраться в приоритетности нормативных актов и их юридической значимости.
По своей сути закон — это основа, при помощи которой функционирует всё государство и его подданные. Он является обязательным для исполнения на территории государства как его гражданами, так и иностранными подданными.
Постановление Правительства по своей сути является подзаконным актом, который создаётся на основании закона. Этот документ не может изменять закон, но в какой-то мере он может его дополнять. Если впоследствии обнаруживается несоответствие текста Постановления требованиям Закона, такой текст признаётся недействительным.
Иерархия законов была создана с целью упорядочения чтения нормативных актов и с целью избежания наличия противоречий между существующими нормами. Федеральные Законы в этой иерархии обладают высшей юридической силой.
Соответственно, если в ПДД обнаружится несоответствии норм положениям ФЗ, руководствоваться стоит нормами именно ФЗ, поскольку Постановление не вправе изменять нормы ФЗ, а вправе только их дополнять или расширять.
Говоря о правах и обязанностях участников перемещения, следует обратиться к ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения. Названной статьёй регламентируется то, что право каждого гражданина на безопасность на дороге гарантируется государством, при этом такое право не должна нарушать права иных участников движения.
Участники имеют следующие права:
- Свободно перемещаться по дороге и получать всю информацию относительно безопасности своего передвижения;
- Иметь и получать в срок сведения о причинах запрета передвижения;
- Получать сведения относительно качества продукции, связанной с безопасностью на дороге;
- Получать своевременную медицинскую помощь при аварии;
- Требовать возмещения ущерба в результате происшествия с виновных лиц;
- Обжаловать действия должностных лиц, участвующих в организации безопасности перемещения на дороге.
Помимо указанного, все стороны должны неукоснительно соблюдать требования в области безопасности передвижения.
С 14 декабря 2020 года начали действовать отдельные нововведения, касающиеся:
- обозначения такого понятия, как велосипедная зона;
- обозначения такой должности как регулировщик, а также установление дополнительных требований к лицам на указанную должность;
- порядка предъявления карточки на транспорт, осуществляющий международные перевозки;
- дополнительных требований при оказании международных перевозок;
- лиц, обладающих правом на остановку транспортного средства;
- распространения действия сигнала светофора с силуэтом пешехода.
- относительно движения на территории дворовой и велосипедных зон;
- относительно перемещения на территории, размеченной специальным знаком для движения маршрутных средств;
- относительно поворота налево и разворота на дорогах с трамвайным движением;
- порядке передвижения в велосипедной зоне;
- стоянки транспортных средств, относящихся к транспорту консульств, дипломатических представительств.
Закон РФ «О дорожном движении», а также ПДД являются одним из немногих видов норм, куда постоянно вносятся изменения, ответственность за нарушение которых ужесточается.
Читать так же: Закон об ООО
Регулировка деятельности на дорогах, а также определение мер безопасности и основных правил, которых должны придерживаться не только водители транспортных средств, но и пешеходы, в РФ происходит на основании следующих актов:
- ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в котором чётко определены правовые основы в области безопасности дорожного движения. Основными задачами нормативного акта являются охрана имущества, здоровья, жизни людей, защита законных интересов и прав, интересов общества и страны в целом по вопросам, касающимся предупреждения наступления аварий, связанных с автотранспортными средствами и тяжести от их наступления;
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, основным направлением которого является повышение эффективности применения транспортных средства, а также определение основных способов, отвечающих за безопасность на дорогах;
- ПДД, утверждённые вышеназванным Постановлением. Эти нормы содержат в себе основы поведения на дороге, обозначение знаков, разметки, которые неукоснительно должны соблюдать все члены движения на дороге. Основным назначением ПДД является снижение аварийности и наведение порядка и безопасности на дорогах.
Вышеназванные акты являются основными, при регулировании вопросов, касающихся передвижения транспортных средств и пешеходов. Однако не стоит забывать о том, что вопрос безопасности на дорогах зависит не только от правил передвижения, но также от технического состояния транспорта, порядка его досмотра, допуска и пр.
В связи с этим существует огромный перечень нормативных актов ведомств, касающихся перемещения на дорогах. Например, Приказ Минтранспорта РФ от 20 августа 2004 г. № об определении норм рабочего времени и времени, полагающегося на отдых, для водителей.
Общее количество актов, основным назначением которых является установление безопасности на дорогах, уже давно в РФ перевалило за 50. В этот список не входят ГОСТы, руководящие документы.
Технический регламент– документ, устанавливающий требования, являющиеся обязательными для исполнения стран-членов союза.
В сфере автотранспорта, прицепов и шасси существуют правила, регламентирующие безопасность средств на колесах.
Регламент определяет необходимые требования безопасности, которые носят обязательный характер. В каждом регламенте имеются правила для определенного вида продукции.
Регламент для транспорта содержит требования к конструкции. Они зависят от категории ТС.
Сертификат соответствия удостоверяет соответствие той продукции, о которой идет речь в данном регламенте, определенным правилам.
Для получения сертификата соответствия проводятся специальные исследования.
Постановление о ПДД было принято в 1993 году.
В себе этот документ содержит правила (нормы), которые следует неукоснительно соблюдать всем участникам дорожного движения, во избежание аварийных ситуаций, итогом которых может явиться летальный исход.
Состоит этот документ из следующих разделов:
- ПДД, включающие в себя 25 статей и 3 приложения, касающихся дорожных знаков, разметки и организации движения в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи;
- Основных положений при эксплуатации транспорта, а также обязанностей лиц, выпускающих такой транспорт в рейс. Названные нормы регламентируют, в каком должны быть все составляющие конструкции авто, на основании чего определяется их состав, какие должны быть параметры, а также технические характеристики.
Читать так же: Куда уходят налоги
Многих интересует вопрос, а что главнее Федеральный Закон о дорожном движении или ПДД? И что делать, если ПДД противоречат положениям, прописанным в законе?
Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует разобраться в приоритетности нормативных актов и их юридической значимости.
По своей сути закон — это основа, при помощи которой функционирует всё государство и его подданные. Он является обязательным для исполнения на территории государства как его гражданами, так и иностранными подданными.
Постановление Правительства по своей сути является подзаконным актом, который создаётся на основании закона. Этот документ не может изменять закон, но в какой-то мере он может его дополнять. Если впоследствии обнаруживается несоответствие текста Постановления требованиям Закона, такой текст признаётся недействительным.
Иерархия законов была создана с целью упорядочения чтения нормативных актов и с целью избежания наличия противоречий между существующими нормами. Федеральные Законы в этой иерархии обладают высшей юридической силой.
Соответственно, если в ПДД обнаружится несоответствии норм положениям ФЗ, руководствоваться стоит нормами именно ФЗ, поскольку Постановление не вправе изменять нормы ФЗ, а вправе только их дополнять или расширять.
Говоря о правах и обязанностях участников перемещения, следует обратиться к ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения. Названной статьёй регламентируется то, что право каждого гражданина на безопасность на дороге гарантируется государством, при этом такое право не должна нарушать права иных участников движения.
Участники имеют следующие права:
- Свободно перемещаться по дороге и получать всю информацию относительно безопасности своего передвижения;
- Иметь и получать в срок сведения о причинах запрета передвижения;
- Получать сведения относительно качества продукции, связанной с безопасностью на дороге;
- Получать своевременную медицинскую помощь при аварии;
- Требовать возмещения ущерба в результате происшествия с виновных лиц;
- Обжаловать действия должностных лиц, участвующих в организации безопасности перемещения на дороге.
Помимо указанного, все стороны должны неукоснительно соблюдать требования в области безопасности передвижения.
С 14 декабря 2020 года начали действовать отдельные нововведения, касающиеся:
- обозначения такого понятия, как велосипедная зона;
- обозначения такой должности как регулировщик, а также установление дополнительных требований к лицам на указанную должность;
- порядка предъявления карточки на транспорт, осуществляющий международные перевозки;
- дополнительных требований при оказании международных перевозок;
- лиц, обладающих правом на остановку транспортного средства;
- распространения действия сигнала светофора с силуэтом пешехода.
- относительно движения на территории дворовой и велосипедных зон;
- относительно перемещения на территории, размеченной специальным знаком для движения маршрутных средств;
- относительно поворота налево и разворота на дорогах с трамвайным движением;
- порядке передвижения в велосипедной зоне;
- стоянки транспортных средств, относящихся к транспорту консульств, дипломатических представительств.
Закон РФ «О дорожном движении», а также ПДД являются одним из немногих видов норм, куда постоянно вносятся изменения, ответственность за нарушение которых ужесточается.
Нормы регламента не распространяются на следующие колесные средства:
Нормы регламента не распространяются на авто, используемое исключительно для соревнований
- на транспорт с максимально возможной скоростью меньше 25 км/ч;
- авто используется исключительно для соревнований;
- средства категории L и М, срок эксплуатации которых превышает 30 лет;
- транспорт с оригинальной конструкцией кузова, рамы, двигателя;
- средства категории N и М, которые не применяются с целью получения дохода, со сроком эксплуатации больше 50 лет;
- транспорт, прибывший на таможенную территорию на срок меньше 6 месяцев;
- авто, являющиеся имуществом дипломатических и консульских представителей;
- внедорожники, предназначенные для транспортировки больших грузов.
196 ФЗ о безопасности дорожного движения в последней редакции
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:
дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
организация дорожного движения — комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Многие по ошибке считают, что рассматриваемого типа законодательный документ распространяет свое действие только лишь на водителей.
На самом же деле под действие данного законодательного документа подпадают все юридические и физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации и каким-либо образом принимающие участие в движении на территории страны.
В свою очередь иностранные граждане, оказавшиеся в РФ, также обязаны соблюдать местные ПДД.
Основные категории лиц, которые, как правило, являются участниками дорожного движения:
- Непосредственно водители.
- Пешеходы.
Причем на первых возлагается гораздо большая ответственность, чем на вторых. Так как автомобиль сам по себе является источником повышенной опасности в движении.
Потому водитель несет большую ответственность чем, например, пешеход.
Для использования автомобиля необходимо будет в обязательном порядке подготовить специальный документ – водительское удостоверение.
Права на управление транспортным средством имеют специальный формат.
Данный документ подразумевает, что водитель имеет право осуществлять процесс управления транспортным средством на территории страны.
Для получения данного документа понадобиться выполнение определенных требований.
К основным таковым является:
Показатели | Описание |
Гражданин имеет достаточный возраст | причем в ряде случаев он несколько превышает совершеннолетие, иногда же возможно получение отдельных категорий ВУ до 18 лет |
Пройдено обучение на водительские права в специальной автошколе | после чего был сдан соответствующего типа экзамен в ГИБДД |
Именно в соответствии с данным федеральным законом осуществлено формирование правил дорожного движения.
Важно отметить, что существует достаточно широкий перечень разделов ПДД которые регулируются как раз Федеральным законом №196-ФЗ от 10.12.95 г. «О безопасности дорожного движения».
Существует специализированный государственный орган занимающийся регулированием и надзором в данной сфере – это дорожная полиция.
ГИБДД уполномочена осуществлять проверку транспортных средств, документов у всех граждан управляющих автомобилями.
Причем если ранее осуществлять проверку документов возможно было только лишь на стационарных постах ГИБДД, то сегодня остановка работником полиции может иметь место даже при отсутствии такового.
Существует много разных важных аспектов непосредственно связанных с использованием автомобиля на дороге, а также с другими моментами, имеющими непосредственное отношение к процессу оформления.
Важно заранее проработать все основные моменты.
К таким относятся:
Показатели | Описание |
Сам законодательный документ обязательно ежегодно реформируются | вносятся различного рода правки |
Штрафы периодически увеличиваются | размер их определяется в каждом случае в индивидуальном порядке, но в соответствии с «тарифной сеткой» КоАП РФ |
Использование этого федерального закона связано с целым рядом сопроводительной документации — работа обязательно осуществляется в совокупности со всеми нормативными документами.
Касается это и использования дорожной инфраструктуры на территории нашей страны, прилегающих к ней территорий.
Федеральный закон 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
196 Федеральный Закон. Как разобраться, что делать? С чего начать?
Обеспечение безопасности дорожного движения согласно статье 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ.
1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования данного законопроекта, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта.
Основная идея законопроекта заключается в создании единого дорожного законодательства, которое должно представлять собой систему законодательных и подзаконных актов, основанных на едином терминологическом подходе.
Целью законопроекта является создание правовых условий для успешного функционирования дорожного движения на территории Российской Федерации.
В задачи данного законопроекта входит определение правовой природы дорожного движения, общих условий его функционирования, прав и обязанностей и участников дорожного движения, защита их прав и законных интересов, а также ответственность государства перед гражданами и обществом за обеспечение безопасного и беспрепятственного дорожного движения, установления полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предметом законопроекта является регулирование отношений, возникающих в процессе дорожного движения.
Действие законопроекта будет распространяться на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, занятых в сфере дорожного движения.
2. Место будущего закона в системе действующего законодательства.
В настоящее время в стране практически отсутствует должная нормативная правовая база, регламентирующая систему организационно-планировочных и иных инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Регулируемые вопросы во многих случаях носят фактически эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с проведением подобных организационно-планировочных и иных инженерных мероприятий. Это обстоятельство является одной из причин того, что в городах постоянно возникают заторы, затруднено и существенно ограничено дорожное движение.
Решение проблем успешного и безопасного функционирования процесса перемещения людей и грузов по автомобильным дорогам требует кардинальных изменений в нормативной правовой базе, регулирующей отношения в сфере дорожного движения. Необходимо принятие основополагающего законодательного акта, который явился бы фундаментом всей системы соответствующих законодательных, подзаконных актов и отраслевых нормативных правовых актов. Эта система, основываясь на принципах и положениях Конституции РФ, требованиях международных конвенций и соглашений РФ, а также едином терминологическом подходе, будет способствовать обеспечению эффективного и безопасного функционирования дорожно-транспортного комплекса, защите интересов личности, общества и государства в сфере дорожного движения.
Таким законодательным актом должен стать федеральный закон «О дорожном движении». Учитывая сложность сферы дорожного движения, многообразие общественных отношений, свойственных этой сфере, данный федеральный закон нельзя отнести ни к одной из отраслей права российского законодательства. Закон будет иметь комплексный характер, отдельные положения которого свойственны таким отраслям права, как: административное, гражданское, финансовое и др. В этом законе должны найти отражение нормы, присущие также многим отраслям российского законодательства. В целом можно говорить о формировании на базе федерального закона «О дорожном движении» дорожно-транспортного законодательства как самостоятельной единой отрасли российского законодательства. До сих пор в российском праве не существовало такой отрасли законодательства.
По своей конструкции федеральный закон «О дорожном движении» не должен являться ни Основами законодательства РФ, ни кодифицированным актом. Отношения в сфере дорожного движения наряду с положениями этого закона будут регулироваться такими существующими в настоящее время законодательными актами, как: Основы законодательства РФ о нотариате, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.; такими кодифицированными законодательными актами, как: Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и др.; другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
3.Анализ нормативной базы, действующей в сфере дорожного движения.
Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере дорожного движения, обусловливают наличие множества нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере. Вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, отраслевые и межотраслевые нормативные правовые акты, законодательные и подзаконные акты субъектов РФ.
В настоящее время в России правовое регулирование вопросов дорожного движения в основном осуществляется Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и обеспечивает регулирование вопросов, с��язанных с охраной жизни, здоровья и имущества граждан, защитой их прав и законных интересов, а также защитой интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению БДД к юридическим лицам (далее — ЮЛ) и индивидуальным предпринимателям (далее — ИП) при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены в ст. 20 Закона «О БДД».
Так, согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О БДД» ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД;
- соблюдать режим труда и отдыха водителей[1];
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих БДД[2];
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям БДД и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих БДД, в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД[3];
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП)[4], а также причины нарушений ПДД с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать[5] проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями автомобильного транспорта навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
- обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортного средства[6];
- оснащать автотранспортное средство техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы)[7].
В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона «О БДД» ЮЛ и ИП, осуществляющие при эксплуатации транспортных средств перевозки автомобильным транспортом, должны:
- соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом[8];
- назначить ответственного за обеспечение БДД, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью[9];
- обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок[10];
- обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключить договоры со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств и об их техническом обслуживании и о ремонте;
- организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств[11].
Обратите внимание!
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной эксплуатации автотранспортных средств, периодичность проведения соответствующих проверок утверждены Приказом Минтранса № 7.
ЮЛ и ИП обязаны за свой счет организовывать медицинское обеспечение БДД (ст. 23 Федерального закона «О БДД»), а именно:
- обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) медицинские осмотры[12];
- предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры[13].
К сведению
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О БДД»:
-
обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортных средств, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб;
-
обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя автотранспортных средств, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Чтобы разобраться, кто именно должен выполнять требования ч. 1 и 4 ст. 20, а также ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О БДД» (в отношении послерейсоваго медицинского осмотра), проанализируем некоторые понятия, которые содержатся в данных статьях, а также других нормативно-правовых актах РФ, связанных с деятельностью по эксплуатации транспортных средств и перевозке пассажиров и грузов.
Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2 Федерального закона «О БДД»).
К сведению
Трактовка термина «пассажир» в контексте Федерального закона «О БДД» неоднозначна, так как в соответствии с действующим законодательством под пассажиром понимается как лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (ПДД), так и физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства (см. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; далее — Федеральный закон «УАТ»).
[1] Установлен Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.
[2] Определены Приказом Минтранса России от 14.05.2015 № 172.
[3] Приведены в Правилах дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее — ПДД).
[4] В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 и Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22.
[5] В соответствии с требованиями Федерального закона «О БДД» и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[6] В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ.
[7] Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения автомобильного транспорта тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213, Приказами Минтранса России от 21.08.2013 № 273, от 13.02.2013 № 36.
[8] Установлены Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (далее — Приказ Минтранса № 7).
[9] См. Приказ Минтранса России от 20.03.2017 № 106.
[10] Определены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287.
[11] В порядке, установленном Приказом Минтранса России от 06.04.2017 № 141.
[12] Порядок проведения установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.
[13] Порядок проведения установлен Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.
Н. Панфилов
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2018.
Закон РФ "О безопасности дорожного движения"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины: дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
ФЗ 196 О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ФЗ 196 о безопасности дорожного движения — это один из основных федеральных законов, которым руководствуются юридические лица, при эксплуатации транспортных средств. В данной теме мы осветим вопрос о внесении изменений в статью 20 Федерального закона ФЗ 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
Для целей, преследуемых Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» используются следующие основные термины:
- Дорожное движение — сочетание социальных отношений, возникающее при перемещении водителей, пассажиров и грузов в пределах дорог;
- Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)— аварийное событие, в результате которого повреждено транспортное средство и погибли или были ранены граждане;
- Участник дорожного движения— лицо, являющееся водителем, пассажиром транспортного средства или пешеходом;
- Дорога — территория, обустроенная для передвижения на автомобилях;
- Транспортное средство— машина, предназначенная для сухопутной перевозки людей и грузов;
- Парковочное место — специально выделенный участок, помеченный специфическим знаком, на территории которого водитель уполномочен припарковать свой транспорт;
- Аварийно-опасный участок дороги— участок общей площадью от 200 до 1000 метров (в зависимости от населённости конкретного пункта), на территории которого зафиксировано наибольшее количество ДТП за текущий год.
Полный перечень основных понятий, используемых в изучаемом Федеральном законе, предоставляется в статье 2 рассматриваемого нормативно-правового акта.
Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, изданные на территории современной России, регулярно проходят процедуру актуализации собственного текста. В процессе актуализации в статьи, документы или отдельные их пункты вносится ряд модифицирующих поправок, устаревшие положения закона при этом лишаются фактической юридической силы.
Данная процедура необходима для обеспечения легитимности нормативного акта в интенсивно меняющейся политической и социальной атмосфере современной Российской Федерации.
Последние поправки в Федеральный закон о дорожном движении были введены 26 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа был применён Федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 204-ФЗ.
Посредством поправок, пункт 13 статьи 25 изучаемого нормативного акта дополнился абзацем. Текст данного абзаца гласит, что нормы, указанные в этой части, не относятся к гражданам Киргизии, а также стран, в которых русский язык закреплён в качестве официального.
Имеется в виду положение, запрещающее управление автотранспортным средством на основании иностранных водительских прав.