Штраф за несвоевременно уплаченный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несвоевременно уплаченный налог». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Налоговые нарушения и размеры штрафов

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Штрафы за несвоевременную уплату налогов

Уголовная ответственность наступает только за умышленный уход от налогов (п. 3 и 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64). К ней нельзя привлекать, если налоги занижены из-за неточностей в расчете, неверных трактовок законодательства, иных неумышленных ошибок. Нельзя говорить об уклонении от уплаты налогов, если они отражены в декларации, но не перечислены.

О неуплате налогов напрямую сказано в статьях 198 УК РФ — 199.2 УК РФ (см. таблицу 4). По данным Верховного суда, по указанным статьям в первом полугодии 2018 года осуждено 273 человека. Еще у 117 дела прекращены в связи с истечением срока давности.

Важно!

Срок давности зависит от преступления. К примеру, он составляет два года – при уклонении от уплаты налогов с физического лица. Обычно тот же срок действует при уклонении от уплаты налогов организацией. Но если у юридического лица уклонение в особо крупном размере, то срок давности возрастет до десяти лет.

Но уголовное преследование начинают чаще. Просто его нередко прекращают. Одно из оснований для прекращения – возмещен ущерб от преступления. То есть погашена задолженность по налогам, перечислены пени и штраф. Последний взимают по НК РФ. И зачастую он составляет 40% от неуплаченных налогов (штраф за намеренное занижение).

Так что оценивать вероятность уголовного преследования лучше по данным МВД. Из них видно: за девять месяцев 2018 года выявлено 6271 налоговое преступление (статистика взята из краткой характеристики состояния преступности, опубликованной на сайте МВД РФ).

Конечно, сведения за полугодие и девять месяцев несопоставимы. Да и приговор выносится не сразу. Тем не менее, разночтения в показателях существенны. Поэтому нельзя ориентироваться на незначительное количество приговоров.

Кроме того, возможна ответственность по тем статьям УК РФ, где налоги прямо не упомянуты. В первую очередь, эта статья 159 «Мошенничество». К нему могут отнести возмещение НДС с помощью недостоверных документов. Тут минимальное наказание – штраф в размере 120 000 руб. Но не исключено и лишение свободы на срок до двух лет.

Наказание по статье 159 УК РФ может быть и строже. В возмещении НДС зачастую участвуют несколько человек (руководитель и главный бухгалтер юридического лица, лица, обеспечивающие недостоверные счета-фактуры и т.д.). Их могут счесть организованной группой. Здесь максимальное наказание – лишение свободы (на срок до десяти лет) с одновременным штрафом (до 1 млн руб.).

Таблица 4. Вопросы и ответы по статьям 198 — 199.2 УК РФ

Вопрос

Ответ (информация по уголовной ответственности)

Вопросы по статье 198 УК РФ

Когда могут наказать за уклонение от уплаты налогов со своих доходов? Если от бюджета сокрыто свыше 900 тыс. руб. за три года подряд (неуплаченные налоги должны превышать 10% от всех налогов и взносов, причитающихся с физлица). Или более 2,7 млн руб.
Кого накажут? В первую очередь, предпринимателей. Но могу и других: арендодателей, продавцы дорогостоящего имущества и т.д.
Как накажут? Штрафом (от 100 до 300 тыс. руб. или в размере дохода за период от одного года до двух лет). Это наказание могут заменить принудительными работами или лишением свободы (на срок до года). Или арестом (на срок до шести месяцев).
Могут ли ужесточить наказание? Да, при уклонении от налогов в особо крупном размере. То есть когда неуплаченные налоги за три года превысили 4 500 000 руб. (и одновременно более 20% от причитающихся с физлица). Или превысили 13,5 млн руб.
И как именно ужесточат? Повышается возможный срок принудительных работ или лишения свободы (до трех лет). Это наказание могут заменить на штраф. Он тоже увеличен. И составляет от 200 до 500 тыс. руб. (или доход за 18 — 36 месяцев).

Вопросы по статье 199 УК РФ

Дарья Черепанова

  • Размер пеней для ИП
  • Расчёт пеней для ИП на примере
  • Калькулятор расчёта пеней
  • Пени для ООО
  • Сроки уплаты пеней в ИФНС
  • Как оплатить пени по налогам ИП?
  • Как Эльба поможет оплатить пени?
  • Штрафы налоговой инспекции
  • Полезно запомнить о пенях и штрафах

Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют пени и как вам их посчитали. Так вы заранее прикинете траты, если вдруг пропустили срок, и даже сможете проверить налоговую.

Пени считают за каждый день просрочки — чем дольше вы не платите, тем больше пеней начислят. При небольшой просрочке суммы получаются незначительными, поэтому предпринимателей обычно больше пугают другие вещи: штрафы и блокировки счетов.

До 25 октября Никита должен заплатить аванс по УСН за 9 месяцев— 50 тысяч рублей. Но он прождал оплату от клиента и перечислил налог только 1 ноября. Посчитаем пени за 6 дней просрочки.

Смотрим ключевую ставку на сайте ЦБ РФ — допустим, она равна 4,25%. Теперь подставим всё, что знаем, в формулу:

4,25% / 300 * 50 000 * 6 дней = 42,5 рубля.

Эту сумму придётся заплатить вместе с суммой налога.

На самом деле мало кто считает пени вручную. Удобнее использовать калькулятор.

Пени платят добровольно или по требованию налоговой. Пени по требованию нужно заплатить за 8 рабочих дней после его получения, если налоговая не установила другой срок. За пропуск срока банк заблокирует сумму долга на счёте.

Можно не дожидаться требования и перечислить пени заранее. Посчитайте их размер самостоятельно или узнайте из сверки с налоговой.

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

  1. Налоговая начисляет пени, если не вовремя заплатить налоги и взносы.
  2. Пени считаются за каждый календарный день просрочки. Размер пеней составляет примерно 10% годовых от суммы долга для ИП и около 20% — для ООО.
  3. ООО с 31 дня просрочки платят в два раза больше пеней, чем раньше.
  4. Кроме пеней налоговая может начислить штраф. Но для этого нужно неправильно посчитать налог и показать заниженную сумму в декларации. За простой пропуск срока грозят только пени.

Для начала отметим, что, по общему правилу, если дата сдачи отчётности приходится на выходной или праздник, то подать декларацию или перечислить бюджетный платёж можно в ближайший рабочий день. Нарушением также не будет считаться, если инспекторы получат отчёт уже после завершения срока сдачи – главное, чтобы отправлен он был по почте или телекоммуникационным каналам связи в нужный день до 23 часов 59 минут. Разумеется, при этом ошибок в нём быть не должно – иначе просто не останется времени, чтобы их исправить. А вот затягивать до полуночи с перечислением налога или взноса нельзя: банковский день заканчивается, как правило, около 16 часов, а в некоторых финансовых учреждениях даже раньше, следовательно, платёжки, поступившие после его окончания, «уйдут» только на следующие сутки и, что хуже, будут датированы этим днём. Однако в вопросе соблюдения срока уплаты также важна дата отправки платежа, то есть день списания суммы с расчётного счёта, и, в общем, не страшно, если этот платёж поступит по назначению несколько позже.

Индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения обязан до 30 апреля сдать декларацию по форме 3-НДФЛ за прошедший год (ст. 229 НК РФ), а кроме того, в течение 20 дней после окончания квартала отчитаться по НДС. Заплатить налог с дохода необходимо до 15 июля года (п. 6 ст. 227 НК РФ), сроки расчётов с бюджетом по НДС – не позднее 20 числа каждого из трёх месяцев после окончания отчётного квартала (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Предприниматель на УСН подаёт единую декларацию также до 30 апреля (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). Для организаций на «упрощёнке» крайний срок сдачи годовой декларации – 31 марта. Налог при этом уплачивается в течение года тремя авансами, срок перечисления которых – 25 число месяца, следующего за истекшим кварталом. Рассчитаться по итогам года ИП на УСН должен не позднее срока подачи самой декларации (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). По ЕНВД отчитываются и расплачиваются с бюджетом раз в квартал: декларацию подают до 20 числа следующего месяца (п. 3 ст. 346.32 НК РФ), а оплатить сам налог нужно до 25 числа (п. 1 ст. 346.32 НК РФ).

Первое, с чем столкнётся бизнесмен, задержавший подачу декларации более чем на 10 рабочих дней, – это приостановка операций по счёту, проще говоря, его заморозка. Право на такие меры налоговикам дают положения статьи 76 Налогового кодекса. После того как декларация будет подана, ИФНС обязана отменить своё решение в течение одного операционного дня.

Штрафные санкции, которые грозят за несданную или сданную несвоевременно налоговую декларацию, прописаны в статье 119 Налогового кодекса. Подобный проступок будет стоить как предпринимателю, так и организации 5 процентов от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для её представления. При этом размер штрафа ограничен нижним и верхним порогом: не менее 1000 рублей и не более 30 процентов указанной суммы вне зависимости от сроков опоздания. Это означает, что санкции будут применены, даже если речь идёт о несвоевременно сданной нулевой декларации или же если соответствующая сумма налога всё же была перечислена в бюджет вовремя, несмотря на опоздание со сдачей самого отчёта.

Санкции за несвоевременную уплату налога на имущество организаций

Штраф за неуплату налогов физическим лицом назначается в том случае, если виновный не своевременно выплачивал налоги, а также в том случае, если он укрывал некоторую часть выручки, что в дальнейшем было выявлено уже в ходе очередной или же внеочередной проверки инспекции. Сумма такого штрафа будет определена в зависимости от размера неуплаченных налогов или же скрытой выручки.

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

В настоящее время налоговые службы причисляют к умышленной неуплате налогов не только представление декларации с заведомо неправильными данными или же отказ от предоставления такого документа вовсе, но и сотрудничество с фирмами-однодневками. В том случае, если виновный в укрывательстве налогов будет настаивать на том, что не провел должную проверку контрагентов, и только по этой причине с ними связался, данный факт не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Обращаем ваше внимание на то, что и размер штрафов и сам факт нарушения должен быть установлен налоговой службой непосредственно в ходе проверки. Если же такой проверки проведено не было, назначение штрафа можно считать необоснованным, и следует обжаловать в судебном порядке.

Оплата штрафов за неуплату налогов должна будет производиться в течение 10-ти дней с момента формирования официального определения по такому штрафу.

Ситуация 1.

Своевременно не уплачен единый налог

В соответствии с действующим украинским законодательством, все физлица-предприниматели должны платить единый налог (ЕН) в установленные сроки:

  • ФЛП 1 и 2 группы— авансовым платежом не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца или авансовым платежом за весь отчетный период (п. 295.1 НКУ);
  • ФЛП 3 группы – на протяжении 10 календарных дней после окончания срока подачи декларации (п. 295.3 НКУ).

Ставки ЕН установлены в следующим размере, (таблица 1.1):

Таблица 1.1

Единый налог: ставки для групп плательщиков

Группа 1

Группа 2

Группа 3

До 10% ПМТГ

на 01 января

отчетного года

(в 2017 году —

(п. 293.2 НКУ)

До 20% МЗП

на 01 января

отчетного года

(в 2017 году —

(п. 293.2 НКУ)

  • (с НДС) —

3% от дохода

(п. 293.3 НКУ)

  • (без НДС) —

5% от дохода

(п. 293.3 НКУ)

ВНИМАНИЕ! Если предприниматель не платил ЕН на протяжении двух кварталов подряд, то он лишается права быть «единщиком» и обязан перейти на общую систему налогообложения.

1. Для ФЛП 1 и 2 группы:

— в размере 50% от установленной налоговой ставки за месяц + пеня, которая начисляется за каждый последующий день неуплаты (ст. 129 НКУ);

2. Для ФЛП 3 группы:

  • в размере 10% от суммы неуплаченного налогового обязательства + пеня за каждый последующий день неуплаты – если задержка до 30 календарных дней включительно, по истечении последнего дня установленного срока оплаты;
  • в размере 20% от суммы неуплаченного налогового обязательства + пеня за каждый последующий день неуплаты – если задержка свыше 30 календарных дней включительно, по истечении последнего дня установленного срока оплаты;

ВНИМАНИЕ! Пеня начисляется только с 91-го дня после предельного срока уплаты ЕН.

  1. Прежде всего, не ждать уведомления от налоговой, а самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции.
  2. Для оперативного контроля за своевременностью своих платежей и состоянием взаиморасчетов с бюджетом почаще «заглядывайте» в «электронный кабинет плательщиков налогов». В нем можно зарегистрироваться на официальном сайте Государственной фискальной службы Украины.

Пример расчета штрафных санкций за несвоевременную уплату единого налога для плательщиков 1 и 2 группы.

С 01 января 2017 года ставки ЕН для плательщиков 1 и 2 группы составили 160,00 и 640,00 гривен соответственно. Поэтому придется заплатить:

  • для ФЛП 1 группы: 160,00 х 50% х П (пеня)
  • для ФЛП 2 группы: 640,00 х 50% х П (пеня)

Пример расчета штрафных санкций за несвоевременную уплату единого налога для плательщиков 3 группы

Штраф:

Предположим, предприниматель заплатил ЕН в сумме 3 000 гривен, но на 20 дней позже установленного законом срока. В таком случае сумму задолженности умножаем на 10%, поскольку задержка составила менее 30 календарных дней.

Таким образом, сумма штрафа составит 300,00 гривен.

Расчет пени:

Пеню рассчитываем по формуле:

П = С х Кдз х 1,2 х Ос / Кд, где:

П – пеня

С – сумма задолженности в гривнах

Кдз – количество дней задержки по уплате ЕН

1,2 – коэффициент, что позволяет рассчитать 120% годовых

Ос – учетная ставка НБУ, которая действовала на день возникновения налогового долга и на день его погашения

Кд – количество дней в соответствующем календарном году

ВНИМАНИЕ! Начисление пени осуществляется не только на сумму налога, но и на сумму штрафа, и заканчивается в день погашения налоговой задолженности.

Предположим, что учетная ставка НБУ равнялась 30%, тогда размер пени составит:

3 000,00 х 20 х 1,2 х 0,3 / 365 = 59,18 гривен

Таким образом, суммарный размер начисленных штрафных санкций составит 359,18 гривен.

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя?

Единый налог уплачен не в полном объеме

Многие предприниматели могли не знать об изменении размера налоговой ставки, и заплатили сумму ЕН «по-старому».

Что за это грозит?

Необходимо заплатить в бюджет всю сумму недоимки и начисленные штрафные санкции, а именно:

  • штраф в размере 50% от соответствующей налоговой ставки за месяц + пеня, которая начисляется за каждый последующий день неуплаты (п. 291.4 ст. 291 НКУ).

Для 3-й группы плательщиков за нарушение, которое привело к занижению ЕН, предусмотрен штраф в следующем размере:

— за первое нарушение — 25% от суммы занижения;

— за повторное нарушение в течение 1095 дней — 50% от заниженной суммы ЕН.

ВНИМАНИЕ! «Единщиков» 1 и 2-й группы этот штраф не касается, так как они уплачивают фиксированную сумму ЕН.

За несвоевременную уплату ЕСВ предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаты (п. 11 ст. 25 Закона «О ЕСВ»).

За каждый день просрочки платежа на сумму недоимки начисляется пеня в размере 0,1% от суммы неуплаты за каждый день просрочки платежа.

Кроме того, за указанное нарушение предусмотрен еще и административный штраф (ст. 165.1 Кодекса Украины об административных правонарушениях),который составляет:

  • от 340,00 до 510,00 гривен – если нарушение произошло впервые;
  • от 510,00 до 680,00 гривен – при повторном нарушении в течение года.

ВНИМАНИЕ! Такое же наказание грозит и в случае неуплаты ЕСВ.

1.Не ждать уведомления от налоговой, а самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции.

2. Контролировать своевременность своих платежей и состояние взаиморасчетов с бюджетом, а также подавать отчетность в электронном виде при помощи «электронного кабинета плательщиков налогов».

Другие нарушения законодательства

Ситуация 1.

За неуплату налога в установленный срок организации начисляются пени за каждый день просрочки. Кроме того, неуплата налога в результате неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа. При этом налоговым органом применяются соответствующие меры по взысканию налога. Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговый орган может приостановить операции по счетам организации в банках, а в определенных случаях — наложить арест на имущество организации.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок образуется недоимка (п. 2 ст. 11 НК РФ), по которой налоговым органом производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 2 ст. 45 НК РФ).

В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Пеня начисляется со дня, следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, по день фактической уплаты включительно. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога как 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Налоговым правонарушением согласно ст. 116 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате неправомерных действий (бездействия), к которым, в частности, относятся занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога (сбора). Данное деяние влечет взыскание штрафа в размере 20% (а, если правонарушение было совершено умышленно, — 40%) от неуплаченной суммы налога (сбора).

При ведении предпринимательской деятельности, частной практики, организации адвокатского кабинета либо получении физическим лицом дохода, с которого налоговый агент НДФЛ не удерживает, физлицо (в статусе и без статуса ИП) обязано сдать декларацию 3-НДФЛ и при наличии подоходного налога к уплате перечислить его в бюджет. Для каждого из обозначенных действий законодательством предусмотрены определенные сроки:

  1. Отчитаться по форме 3-НДФЛ нужно не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода.

Обратите внимание! Если декларация подается на вычеты, то сроки представления для нее не устанавливаются, т. е. она может быть отправлена в налоговую инспекцию и позже указанной даты.

  1. Погасить задолженность перед бюджетом необходимо до 15 июля года, следующего за отчетным.

В 2019 году обе даты выпадают на рабочие дни. В связи с этим никаких переносов не предусматривается.

О том, какой штраф за несвоевременную уплату НДФЛ накладывается на налогоплательщика и как последний будет наказан за непредставление декларации, расскажем в следующем разделе.

Работодатель выступает налоговым агентом по НДФЛ, т. е. на него возложена обязанность по исчислению, удержанию и своевременному перечислению налога в бюджет.

Сроки для перечисления НДФЛ с различных выплат отличаются друг от друга. Например, при выплате заработной платы срок перечисления налога в госказну установлен как следующий рабочий день после осуществления выплаты. Для отпускных крайним сроком отправки налога в бюджет является последний день месяца, в котором эти отпускные выданы работнику. Подробнее обо всех сроках можно почитать здесь.

Для контроля за соблюдением налоговым агентом установленных сроков перечисления налога в бюджет внедрена отчетная форма 6-НДФЛ. Именно по ее данным налоговики сверяют правильность и своевременность поступивших в бюджет сумм. При выявлении нестыковок работодателям направляются требования о представлении пояснений. Если нарушение зафиксировано, то обязательно последуют санкции. О штрафах за несвоевременную уплату НДФЛ в 2019 году, накладываемых на налоговых агентов, поговорим далее.

Налоговый агент может не исполнять своих обязанностей из-за недобросовестности либо в силу финансовых или каких-то других обстоятельств. В подобной ситуации налоговые органы вправе привлечь его к ответственности.

Одной из мер ответственности является штраф в размере 20% от налога, удерживаемого с доходов физических лиц или перечисляемого в бюджет, в двух случаях:

[3]

  • при неудержании или неполном удержании налоговым агентом подоходного налога в установленный срок из денежных средств, выплаченных работнику;
  • при несвоевременном перечислении или неперечислении удержанной суммы налога в госказну.

Такой порядок установлен п. 1 ст. 123 НК РФ.

Штрафа не будет, согласно п. 2 ст. 123 НК РФ (новая редакция Налогового кодекса, действующая с 28 января 2019 года), если налоговый агент одновременно:

[2]

  • подал налоговый расчет 6-НДФЛ в инспекцию без опозданий;
  • отразил в расчете достоверные сведения и не занизил сумму налога;
  • самостоятельно перевел налог и пени в бюджет до того, как ИФНС обнаружила недоплату или назначила выездную налоговую проверку.

Кроме того, штраф не может быть наложен, если налоговый агент не удержал налог в связи с тем, что доход был выплачен в натуральной форме. Однако здесь потребуется своевременное представление справки 2-НДФЛ с признаком «2».

Инспекторы обнаружили, что организация как налоговый агент перечисляла удержанные суммы НДФЛ с опозданием. Нарушение срока перечисления налога стало основанием для привлечения работодателя к налоговой ответственности на основании статьи 123 НК РФ.

Организация оспорила штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ в суде. Главный аргумент — она самостоятельно выявила и устранила ошибки (то есть уплатила налог) задолго до окончания налогового периода и подачи годовой отчетности по НДФЛ. К тому же, налог перечислялся в бюджет с опозданием по техническим причинам.

Арбитражные суды и Верховный суд отказались поддержать организацию, указав на следующее. Согласно статье 123 НК РФ, ответственность устанавливается за неправомерное неудержание или неперечисление (неполное удержание или перечисление) в установленный срок сумм налога. Отсутствие задолженности по НДФЛ на момент окончания проверяемого периода не является основанием для освобождения от штрафа.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, налоговый агент может быть освобожден от налоговой ответственности при одновременном соблюдении двух условий:

  • он представил уточненную налоговую декларацию до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу;
  • до представления «уточненки» налоговый агент заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Организация дошла до Конституционного суда. В своей жалобе она указала, что положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ во взаимосвязи противоречат Конституции РФ. Обоснование — оспариваемые нормы позволяют освобождать налогового агента от штрафа лишь в том случае, если он представит уточненную отчетность. Вместе с тем, при изначально правильно составленной отчетности это условие выполнить нельзя. Получается, что освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться только те налоговые агенты, которые представляют недостоверную отчетность.

Конституционный суд отказался признать взаимосвязанные положения пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса противоречащими главному закону страны. Однако высокий суд заявил следующее: оспариваемые положения «не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, притом что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки)».

Другими словами, КС признал, что наличие «уточненки» для освобождения от штрафа необязательно. Если НДФЛ правильно исчислен в представленном расчете, налоговый агент может быть освобожден от ответственности при соблюдении следующих условий:

  • он самостоятельно (до момента, когда стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки) уплатил необходимые суммы налога и пени;
  • несвоевременное перечисление налога носило непреднамеренный характер (связано с технической или иной ошибкой).

За несдачу НДС и представление отчета позже срока положены предупреждения, штрафы и даже блокировка счетов, если опоздать с отчетом на 10 рабочих дней.

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В 2024 году сроки следующие:

  • 1 квартал — 26 апреля 2024 (срок переносится, если последний день сдачи выпадает на выходной день);
  • 2 квартал — 26 июля 2021;
  • 3 квартал — 25 октября 2021;
  • 4 квартал — 25 января 2022.

Если вы сдали декларацию по НДС на бумаге, хотя должны были сделать это в электронной форме, налоговая не примет отчет и он будет считаться непредставленным. Сроки не заморозят на то время, которое вы потратите на переделку и повторную подачу. В таком случае, если вы подаете бумажную декларацию в последний день сдачи, гарантированно придется заплатить штраф за просрочку.

Отвечать за просрочку будут:

  • организации и предприниматели (в т. ч. налоговые агенты) — штраф по ст. 119 НК РФ;
  • должностные лица организации (директор, главбух и пр.) — предупреждение или штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.

Предпринимателя нельзя оштрафовать дважды за одно нарушение, поэтому он заплатит только штраф по налоговому кодексу, а к административной ответственности привлечен не будет.

Штраф по ст. 15.5 КоАП РФ — от 300 до 500 рублей. Его размер устанавливает суд. Тут все просто, никаких нюансов.

Штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной вовремя суммы НДС по декларации. Проценты начисляют за каждый месяц просрочки, в том числе за неполные. Посчитает штраф налоговая, но мы объясним алгоритм, чтобы вы понимали, как он формируется. Для расчета надо знать сумму неуплаченного налога и количество полных и неполных месяцев, прошедших со дня, в который истек срок подачи отчета. Формула следующая:

Штраф = Неуплаченный НДС × 5 % × Кол-во полных и неполных месяцев, прошедших со дня просрочки

Важно помнить, что налог разрешается платить тремя равными платежами — не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Это значит, что штраф считают только по той сумме налога, которую уже не заплатили вовремя.

Пример. Организация сдала декларацию и заплатила налог за 1 квартал 2024 года 5 мая, а не 26 апреля, как полагается. Сумма налога, заявленного в декларации к уплате — 300 000 рублей. Но на дату сдачи отчета прошел только срок уплаты первой ⅓ платежа. Это значит, что для расчета штрафа возьмут 100 000 рублей — ⅓ от 300 000 рублей.

Просрочка составила один неполный месяц — с 26 апреля по 5 мая.

Размер штрафа составит: 100 000 рублей × 5 % × 1 месяц = 5 000 рублей.

При расчете суммы штрафа есть и ограничения — он не должен быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы неуплаченного НДС. Минимальный штраф платят, если:

  • налог заплатили вовремя, а с декларацией опоздали;
  • в декларации сумма НДС к уплате 0 рублей или заявлен налог к возмещению;
  • на дату уплаты НДС была переплата, которая покрывала сумму налога.

Штраф назначается за занижение базы по НДС, ошибки в расчетах и незаконные действия.

Штраф за неумышленную неуплату — 20 % от суммы долга. Такой размер применяется из-за случайных ошибок в расчетах, технических неполадок, низкой квалификации бухгалтера и пр. Если налоговая выяснит, что вы не заплатили НДС умышленно, штраф увеличится до 40 %. Умышленным посчитают занижение налога при «нарисованном» входящем НДС, имитации реальной деятельности и пр.

Дополнительно к сумме штрафа надо доплатить сам неуплаченный налог и пени за каждый день просрочки.

Избежать штрафа можно, если вы:

  • правильно посчитали и отразили в декларации налог, но не заплатили в бюджет вовремя;
  • занизили налог в первичной декларации, но успели погасить недоимку, пени и сдать уточненку, до того как налоговая нашла ошибку;
  • переплачивали НДС в прошлых кварталах и суммы переплаты достаточно для покрытия недоимки;
  • подали уточненку, до того как закончился срок приема первичных деклараций.

К грубому нарушению относится несвоевременное или неверное отражение операций в учете и отчетности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, бухгалтерских и налоговых регистров.

Если такие нарушения привели к занижению налоговой базы, штраф составит 20 % от суммы долга по налогу, но не меньше 40 000 рублей. Также придется погасить долг и уплатить пеню.

Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).

Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.

Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет. Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.

Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.

Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):

Республиканские

Местные

Особые режимы налогообложения

Налоги

— НДС и акцизы

— налог на прибыль

— налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

— подоходный налог с физических лиц

— налог на недвижимость

— земельный налог

— экологический налог

— налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

— налог за владение собаками

— налог при упрощенной системе налогообложения

— единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

— единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

— налог на игорный бизнес

— налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

— налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

— единый налог на вмененный доход

Сборы (пошлины)

— сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

— офшорный сбор

— гербовый сбор

— консульский сбор

— государственная пошлина

— патентные пошлины

— таможенные пошлины и таможенные сборы

— утилизационный сбор

— сбор на финансирование государственных расходов

— курортный сбор;

— сбор с заготовителей

— сбор за осуществление ремесленной деятельности

— сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

В случае неуплаты налогов (сборов) в бюджет, когда это выявлено контролирующими органами, плательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) будут обязаны:

Во-первых, эти налоги все же уплатить, в любом случае неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);

Во-вторых, дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Беларуси, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Пример расчета пеней:

Сумма неуплаченного налога — 100 000 000 руб.

Период просрочки — с 01 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.

Ставка рефинансирования в периоды неуплаты налога:

25% — с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки — 366)

24% — с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки — 10)

Формула расчета пеней:

(100 000 000 * 366 * 25% / 360) + (100 000 000 * 10 * 24% / 360) = 26 083 333 руб.

Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в описанном примере составил 26 083 333 руб.

В-третьих, за неуплатой налога следует административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.

Для юридических лиц и ИП размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (но не менее 2 базовых величин для ИП и 20 базовых величин для ЮЛ). При этом для привлечения ЮЛ и ИП к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога с их стороны умышленно или по неосторожности. Предполагается, что ЮЛ и ИП должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.

Административная ответственность за неуплату налогов установлена также для должностных лиц ЮЛ, по вине которых произошла неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн руб.).

Для плательщиков — физических лиц (не являющихся ИП и должностными лицами ЮЛ) размер штрафа за неуплату налогов составляет:

  • 15% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5/10 базовой величины — если неуплата налога произошла по неосторожности (то есть плательщик мог не осознавать своей обязанности платить налог, однако при определенной степени внимательности и предусмотрительности должен был и мог это узнать);
  • 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 базовых величин — если неуплата налога произошла умышленно (то есть плательщик знал о том, что он должен платить налог, но сознательно его не платил, желая при этом причинить вред бюджету, или допуская причинение такого вреда, или ему было безразлично, что он причиняет вред бюджету).

В случае, если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно оплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.

В-четвертых, неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для ИП, должностного лица ЮЛ и физлица, который не является ИП и должностным лицом ЮЛ, если будет доказано, что эти лица уклонялись от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн руб.).

Стоит учитывать, что привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет, а также не освобождает ЮЛ от административной ответственности в виде штрафа (в случае привлечения к уголовной ответственности должностного лица этого ЮЛ).

Подробнее об уголовной ответственности смотрите в вопросе № 5.

Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:

  • Если плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
  • Если плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках — проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
  • Неуплата или неполная уплата плательщиком (должностным лицом ЮЛ) налогов в размере не более 1% от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица — за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
  • С 22 апреля 2016 г. также не будет являться административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.

Несвоевременное перечисление НДФЛ и страховых взносов

Неуплата налогов — длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).

За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов (то есть если в отношении плательщика 01.03.2016 составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 01.09.2016).

Дела об административных правонарушениях, связанные с неуплатой налогов, могут рассматривать органы Комитета госконтроля Республики Беларусь и налоговые органы.

При обнаружении факта неуплаты налогов составляется протокол об административном правонарушении. Он вручается под роспись лицу, в отношении которого составлен. В случае неявки лица для подписания копия протокола направляется этому лицу по почте.

Дальше назначается дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем извещается плательщик, который вправе присутствовать при рассмотрении этого дела со своим защитником или представителем. И по итогам рассмотрения дела в случае признания плательщика виновным уполномоченным лицом налогового органа или органа Комитета госконтроля уже выносится постановление о наложении административного взыскания.

Уклонение от уплаты налогов закон связывает с сознательным (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить установленные законом налоговые платежи в бюджет.

Уголовным преступлением уклонение от уплаты налогов становится при одновременном выполнении следующих условий:

  • если оно совершается умышленно строго определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь способами (способы установлены в ч. 1 ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
  • причиняет ущерб в крупном или особо крупном размерах.

Способы уклонения от уплаты налогов, при которых может наступить уголовная ответственность:

1) Сокрытие налоговой базы — это умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это когда плательщик получает доход, подлежащий налогообложению, но умышленно не отражает этот доход в своей налоговой отчетности (по сути утаивает его, скрывает факт получения этого дохода).

Примером сокрытия объекта налогообложения является ситуация, когда лицо получает доход от участия в деятельности иностранной организации (имеет счет в иностранном банке, с которого снимаются деньги, или корпоративную карточку, на которую перечисляется доход) или получает доход от деятельности в сети Интернет, однако эти доходы не отражаются плательщиком в налоговой декларации (по сути утаиваются от налоговых органов Республики Беларусь).

Сокрытие налоговой базы имеет место при приеме выручки от реализации товаров, работ, услуг без отражения ее в учетных документах с целью утаивания полученного дохода.

Здесь отметим, что если лицо занимается предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП или ЮЛ и от этой деятельности получает доход, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности не за уклонение от уплаты налогов, а за незаконную предпринимательскую деятельность.

2) Умышленное занижение налоговой базы — выражается в ситуациях, когда в документы налогового учета заведомо вносятся не соответствующие действительности сведения и они приводят к уменьшению размера сумм налогов, подлежащих уплате (это может быть необоснованное завышение затрат, учитываемых при налогообложении, необоснованное принятие к вычету НДС и т.п.).

Как пример: ситуация, когда ЮЛ или ИП сознательно взаимодействуют с лжеструктурами, то есть оформляют не соответствующие действительности товаросопроводительные документы на поставку или приемку товара (так называемые бестоварные накладные), что приводит в результате к недоплате НДС и налога на прибыль.

3) Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) — проявляется, если умышленно не предоставить ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности с целью уклониться от уплаты налога.

4) Внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений — умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога.

*Чаще всего в практике встречаются первые два способа уклонения от уплаты налогов (путем сокрытия и занижения налоговой базы).

Для цели привлечения к уголовной ответственности под ущербом, причиненным уклонением от уплаты налогов, понимается не величина сокрытой или заниженной налоговой базы, а сумма неуплаченного (не поступившего в бюджет) налога. Установленные пени и штрафы за неуплату налогов в эту сумму не включаются.

При этом крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 1000 базовых величин — это 210 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к менее тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь.

Особо крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 2500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 2500 базовых величин — это 525 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь.

К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут привлечь физических лиц, на которых возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.

Это:

  • физические лица — плательщики;
  • индивидуальные предприниматели;
  • руководители (директора) ЮЛ-плательщиков;
  • бухгалтеры и другие должностные лица ЮЛ-плательщиков, если на них (руководителем организации) были специально возложены соответствующие полномочия;
  • лица, которые фактически осуществляли руководство ЮЛ-плательщиком (учредители, члены наблюдательного совета и т.п.) при условии, что действующий руководитель или другое лицо, которые обязаны исчислять налоги и вести налоговую отчетность, не знали о своем участии в уклонении от уплаты налогов;
  • лица, организовавшие или склонившие действующего руководителя к уклонению от уплаты налогов, или содействовавшие такому уклонению советами, указаниями и т.п., такие лица несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в зависимости от способа своего участия.

Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:

  • в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;
  • в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.

В нашем государстве все налогоплательщики (в нашем случае это физические лица) должны вносить в государственный бюджет такие имущественные налоги:

  1. Транспортный.
  2. Земельный.
  3. На имущество физлиц.

Каждый налог предусматривает свой срок уплаты, и именно в этот срок нужно вложиться, чтобы внести необходимую сумму. Это совершается на основании документа – уведомления из налоговой инспекции. Если была допущена неуплата какого-либо налога, то такого безответственного налогоплательщика ждет несколько вариантов наказания:

  • пени (это особый вид взыскания задолженностей в виде денежной суммы, которая начисляется исходя из размера самого налога);
  • денежные штрафные санкции (такие денежные суммы определяются в процентном соотношении от размера неуплаченного налога);
  • судебные взыскания.

Если требования налоговой инспекции не будет выполнено в установленный срок, то на нерадивого налогоплательщика будет подано исковое заявление в суд. Только так можно законным путем можно взыскать положенные деньги с должника.

Но бывают случаи, когда плательщик налогов не получил уведомления от налоговиков и именно поэтому не произвел уплату какого-либо налога. Дело в том, что служба налоговой инспекции не высылают такого уведомления на дом плательщика налогов в случае, если общая сумма по налогам, обязательным для уплаты, составляет до 100 рублей. В обычных случаях это уведомление может быть передано несколькими способами:

  1. Лично в руки под расписку.
  2. Заказным письмом по почте (оно считается полученным после того, как прошло шесть рабочих дней с момента отправления документа – НК, статьи № 52 и № 6.1).
  3. В виде электронного письма по Интернету.

Его направят только в конце годового налогового периода – НК, статья № 52, пункт 4.

Штрафы за несвоевременную сдачу деклараций

Налоговая законодательная система нашего государства предусматривает денежные штрафы за неуплаченные или уплаченные не в полном размере суммы обязательных налогов.

  1. Если уплата не была произведена в результате:
    • заниженной налоговой базы;
    • неверно исчисленного налога;
    • каких-то других неправомерных действий (либо полного бездействия):
Штрафы для плательщика налогов (от неуплаченной суммы) в зависимости от видов ответственности
налоговая административная уголовная
20%
  1. Правонарушения, перечисленные в первом пункте, но совершенные умышленно (согласно НК, статье № 122, пункт 4 и пояснениям к данной статье):
Штрафы для плательщика налогов (от неуплаченной суммы) в зависимости от видов ответственности
налоговая административная уголовная
40%
  1. Если было произведено сокрытие финансов или имущества компании (это касается и ИП), за счет которых должно быть проведено взыскание налогов, совершенное налогоплательщиком (то есть лицом, что выполняет управленческие функции в этой компании) в крупном размере:
Санкции для плательщика налогов в зависимости от видов ответственности
налоговая административная уголовная
Несколько вариантов:· от 200 тысяч до 500 тысяч;· в размере зарплаты (или другого вида дохода осужденного плательщика налогов) за время от полутора до 3-х лет;

· работы принудительного типа на период до 5 лет с лишением права работать на определенной должности (с лишением права заниматься определенным бизнесом) на период до 3-х лет или без такового;

· лишение свободы на период до 5 лет с лишением возможности работать на определенных должностных постах или заниматься некоторыми видами деятельности на период до 3-х лет или без такового.

Статья № 199.2 УК нашего государства.

Речь идет о возросших пенях за несвоевременно уплаченные налоги. Это связано с тем, что такие пени за просрочку налоговых выплат напрямую зависят рефинансированных ставок – 8,25% (в соответствии с российским законодательством). А с начала 2016 года такая процентная ставка была поднята до размера ключевой – до 11%. Такое решение было принято Центральным банком нашего государства для уравнивания ставок с тем, чтобы выплаты по нарушениям законодательных норм налоговой системы были удобны для налогоплательщиков и налоговых органов. Это можно рассмотреть на таком примере: рефинансированная ставка применяется для определения процентов, которые должны быть начислены на всю сумму задолженности в том случае, когда налогоплательщик просит об отсрочке (либо рассрочке) уплаты налога. Но для таких отсрочек понадобятся веские отдельные основания. С использованием этой ставки также проводят расчеты размеров процентов для налоговых органов. Именно они должны заниматься перечислениями налогоплательщику, когда инспекционные органы неправомерно заблокировали его банковский счет.

Ставка налога при растаможке электромобилей

В 2018 году ожидаются два основных изменения в административной ответственности в области налогового законодательства нашего государства.

Новшества 2018 года касаются штрафных санкций за не представленные в Пенсионный фонд и ФСС информационные отчеты. Дело в том, что если такую информацию не передать в Пенсионный фонд своевременно, то должностные лица (это может быть как директор компании, так и главный бухгалтер), которые несут ответственность за заполнение подобных бумаг, обязаны будут выплатить штрафные санкции от 300 рублей до 500. Такие же штрафы положены за следующие правонарушения:

  • за подачу неверных сведений в ПФР в искаженном виде;
  • за переданные данные о персонифицированном учете в неполном объеме в Пенсионный фонд;
  • за СЗВ-М, годовую отчетность о стаже (согласно статье КоАП 15.33.2 и ФЗ № 250 – статья № 7, пункт 5 от 03.07.16);
  • за несвоевременное представление в ФСС данных по выплатам пособий (больничных, по уходу за инвалидами детского возраста, социальных выплат на погребение и стоимости услуг на него в соответствии с гарантированным перечнем) – согласно КоАП, статья № 15.33, часть 4 и ФЗ № 250, статья № 7, пункт 4.

Такие штрафные санкции начали взиматься за перечисленные нарушения налогового законодательства уже с 1 января 2017 года.

Также с начала 2017 года начал действовать закон о налоговой ответственности за то, что физическое лицо не сообщит необходимую информацию об объектах, облагаемых налогом – имущественным, земельным, транспортным.

Специалисты рекомендуют заранее ознакомиться с будущими нововведениями, чтобы не быть оштрафованными по незнанию.

На нашем сайте вы за считанные минуты можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

  • Бизнес
  • Бытовые проступки
  • ГИБДД
  • Документы
  • ЖКХ

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Законники, 2024 | Все права защищены