Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда водителей по новым правилам 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Разговор о приказе Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”.
С 1 января 2024 года Минтранс вводит новые профессиональные и квалификационные требования, а также новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда работников-водителей.
Сокращение еженедельного отдыха
Если речь идет о грузоперевозках на большие расстояния, позволяется назначать 12-часовой рабочий день, но дополнительно должно считаться время на охрану груза.
Увеличена продолжительность еженедельного непрерывного отдыха — 45 часов (напомним, что для «обычных» работников, в соответствии со статьей 110 Трудового кодекса РФ, еженедельный непрерывный отдых не может быть меньше 42 часов). Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что если Ваша организация занимается приемом водителей на работу, то до 1 января 2024 года ей придется пересмотреть порядок приема на работу, а также разработать новые формы документов.
Особенности увеличения продолжительности рабочего времени до 12 часов
С 2024 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:
- возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
- допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.
Например, традиционное понятие “стажировка” с 1 января будет заменено на понятие “испытание”.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах “а” и “б” настоящего пункта, устанавливается работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
До 2024 года МРОТ определялся, исходя из стоимости потребительской корзины. По новым правилам такой привязки больше не будет – теперь МРОТ определяется по медианной зарплате.
Действие Перечня не распространяется на женский труд в фармацевтической промышленности, медицинских организациях, научно-исследовательских лабораториях, организациях по оказанию бытовых услуг населению.
Приложения к 424 приказу Минтранса фактически узаконивают ежедневные переработки и разрешают сон «на руле».
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
В ЕСТР и других подобных законах, касающихся РТО, каждое слово, каждая буква, каждая закорючка отшлифованы десятилетиями использования на практике миллионами водителей, руководителей, контролёров. А у нас считается, что этими словами можно вертеть как угодно.
Сварка – это процесс соединения металлов и пластмасс без использования крепежных деталей и приспособлений. Сварка позволяет надежно соединять металлические элементы при ремонте, изготовлении деталей взамен поврежденных, а также при создании различных новых изделий – от решетки для поджаривания мяса до спортивного автомобиля.
Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований данного документа и только в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Документ прошёл регистрацию в Минюсте, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и вступает в силу с 01.01.2021. При этом согласно пункту 2 приказа № 424, утверждённые особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, действуют аж до 01.01.2027 г.
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.
Работодателям необходимо ознакомиться с данными изменениями во избежание получения штрафов за неправильно организованный процесс труда, а шоферы должны знать свои права согласно новым нормам.
При этом работники должны не только знать порядок действий при ЧС, но и подтверждать свои знания на тренировках и учениях.
Время управления автомобилем можно увеличить с 9 до 10 часов в сутки, но не более двух раз в течение календарной недели, причем без применения суммированного учета рабочего времени (СУВР).
ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.
По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:
- до 10 часов – в обычных условиях;
- до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
- до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются.
Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
То, что в новом 424-м Приказе, как и в прошлом 15-м, опять не смогли отказаться (хотя бы для междугородных перевозок) от понятия «ежедневная работа (смена)», ещё как то можно понять: ведь оно имеется в нашем Трудовом Кодексе, с оглядкой на который разрабатывался приказ.
Еженедельный отдых можно сокращать
Управляющие автобусом (пригород и город) получили право на перерыв до 10 минут, а длительность отдыха за первые 4,5 ч составит 45 минут.
Что касается второго этапа, то его традиционное название “стажировка” заменили на новый термин “испытание”.
Если раньше водитель при превышении времени по графику был обязан добраться до ближайшей стоянки для ночевки, сегодня можно двигаться до своего города, любого места, но не дольше 2 ч.
Максимальная продолжительность времени управления автомобилем
Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов.
Документ регламентирует, что перерывы для исполнения рабочих обязанностей также будет учитываться, как время труда.
Попробуем рассчитать зарплату, исходя из традиционной 5-дневной рабочей недели и оклада 30 000 рублей.
Составили для вас памятку, в которой вы сможете проверить и “освежить” свои знания, чтобы избежать штрафа “за тахограф”.
Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2024 года
Продолжать вести трудовые книжки на работников, подавших соответствующее заявление, и на работников, которые не подали никакого заявления.
С 2024 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды прохождения медосмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля;
- иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
Как контролируется соблюдение норм водителями в 2024 году
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.