Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить субсидии на оплату ЖКХ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Госвыплаты могут оформить малоимущие граждане Украины, то есть те, чьи расходы на оплату ЖКХ превышают доходы. При этом подать заявление в местный орган соцзащиты может не только владелец недвижимости, но и любое прописанное с ним лицо, а также квартиросъёмщики, предоставив договор аренды.
Если жилище не имеет подключения к газовым, электрическим или паровым котлам отопления, то можно оформить субсидию на покупку средств для отопления помещения. В этом случае выплаты производятся только в наличной форме.
Как оформить субсидию в Украине?
Перед оформлением субсидии стоит ознакомиться со списком категории граждан, которым не положены выплаты:
- Владельцы автотранспортных средств, год выпуска которых не превышает пяти лет. Исключения составляют автомашины, полученные по социальным программам.
- Собственники жилых помещений, общая площадь которых составляет более 120 кв. м. для квартиры и 200 кв. м. для дома. Под данное правило не попадают: дома семейного типа и рассчитанные для многодетных семей.
- За последний год было получено наследство, дар или совершена крупная покупка на общую сумму от 50 тысяч гривен.
- Официально неработающие граждане и не вставшие на учёт в Службу занятости.
- Имеется долг по коммунальным платежам в сумме, превышающей 340 гривен.
Одно из условий оформления субсидии — предоставить комиссии, подтверждающие доход документы. Но что делать, если Вы относитесь к категории неработающих граждан Украины?
Ответ довольно простой. Для того чтобы доказать, что Вы относитесь к временно не трудоустроенным лицам необходимо встать на учёт в Центр занятости. В связи с тем, что доход указывается за последние полгода, то Вам потребуется предоставить справку с последнего места работы и с Центра занятости. Таким образом, Вы докажете, что встали на учёт с целью найти новую работу, а не оформляете субсидию из корыстных целей.
Субсидия в Украине: как оформить, рассчитать, кому положена
Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев, и рассчитывается:
- на неотапливаемый сезон — с 1 мая по 30 сентября;
- на отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля.
При этом размер субсидии на отопительный сезон для домохозяйств, использующих природный газ / электрическую энергию для индивидуального отопления, рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.
Для арендаторов жилого помещения (дома) субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается при наличии договора найма (аренды) с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев и до конца месяца, в котором истекает срок действия договора найма (аренды). На следующий срок субсидия назначается по личному обращению арендатора.
Субсидия для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива назначается один раз в календарный год по личному обращению граждан.
После окончания срока получения субсидии структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения самостоятельно осуществляют расчет субсидии на следующий период для домохозяйств, получающих субсидию в предыдущем периоде (кроме арендаторов жилого помещения, лиц, которым субсидия была назначена по месту регистрации пребывания, и лиц, которые обращаются за субсидией на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива).
Жилищная субсидия рассчитывается на всех членов домохозяйства. Количество членов домохозяйства определяется на начало месяца, с которого назначается жилищная субсидия.
В состав домохозяйства включаются лица, зарегистрированные и фактически проживающие в жилом помещении (доме), на которых рассчитываются социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания и доходы которых учитываются при назначении жилищной субсидии.
При назначении жилищной субсидии учитываются также доходы членов семьи в случае, когда их зарегистрированное (фактическое) место жительства отлично от адреса домохозяйства (кроме доходов родителей в случае назначения субсидии студентам, которые зарегистрированы в общежитии по месту учебы, и доходов одного из родителей ребенка в случае назначения субсидии другому родителю с ребенком в случае, когда родители разведены). При этом социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания по адресу домохозяйства на таких лиц не рассчитываются..
В случае, если в составе домохозяйства количество фактически проживающих зарегистрированных членов домохозяйства меньше количества членов домохозяйства, зарегистрированных в жилом помещении (доме), по решению комиссии социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания рассчитываются на фактически проживающих зарегистрированных по данному адресу членов домохозяйства .
По решению комиссии доходы членов домохозяйства, зарегистрированных в жилом помещении (доме), но фактически по данному адресу не проживающих, в совокупный доход домохозяйства не учитываются
На основании решения комиссии управляющие, объединения, исполнители коммунальных услуг не начисляют платы за жилищно-коммунальные услуги, взносы / платежи в оплату расходов на управление многоквартирным домом на членов домохозяйства, которые зарегистрированы, но фактически не проживают в жилом помещении (доме).
Если в жилом помещении (доме) есть несколько разделенных лицевых счетов, для назначения жилищной субсидии состав каждого из таких домохозяйств определяется по решению комиссии на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства. При этом в состав различных домохозяйств в пределах одного жилого помещения (дома) не могут входить члены одной семьи.
В состав домохозяйств, которые являются детскими домами семейного типа (с момента их создания) и приемными семьями, а также семьями (кроме многодетных семей), в которых не менее года проживают трое и более детей, учитывая тех, над которыми установлена опека, по решению комиссии могут включаться дети, которые не зарегистрированы в таком жилом помещении (доме), но фактически в нем проживают.
При назначении жилищной субсидии социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания рассчитываются на детей — членов домохозяйства, которые не зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически в нем проживают. При этом доходы таких детей (при наличии) в совокупный доход домохозяйства не учитываются.
Для расчета жилищной субсидии среднемесячный совокупный доход учитывается:
- за III-IV кварталы предыдущего календарного года — в случае, когда жилищная субсидия назначается с начала неотопительного сезона (1 мая – 30 сентября);
- за I-II кварталы текущего календарного года — в случае, когда жилищная субсидия назначается с начала отопительного сезона (1 октября – 30 апреля);
- за два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением жилищной субсидии, — в случае, когда жилищная субсидия назначается не с начала отопительного (неотопительного) сезона.
В таком же порядке рассчитывается среднемесячный совокупный доход при назначении жилищной субсидии без обращения на следующий сезон домохозяйствам, которые получали ее в предыдущем отопительном (неотапливаемом) сезоне.
Жилищная субсидия на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива назначается исходя из размера дохода лиц за предыдущий календарный год.
В случае назначения жилищной субсидии с начала отопительного (неотопительного) сезона доходы в виде пенсии учитываются в размере начисленной пенсии за последний месяц предыдущего отопительного (апрель) или неотопительного (сентябрь) сезона. В случае назначения жилищной субсидии после начала отопительного (неотопительного) сезона учитывается размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается жилищная субсидия.
Доходы от реализации молока учитываются в размере 30 процентов начисленных сумм.
Если в составе домохозяйства или в составе семьи члена домохозяйства есть лица, достигшие 18-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии, и в этом периоде:
- по информации ДФС, Пенсионного фонда Украины, у них вообще отсутствуют доходы, которые учитываются при назначении жилищной субсидии; или
- они получали среднемесячный совокупный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы, установленной на начало периода, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии; и / или
- они не оплатили единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере не менее минимального, суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии
Таким домохозяйствам (в том числе по решению комиссии) в расчет совокупного дохода домохозяйства включается среднемесячный доход таких лиц в размере:
- половины одного прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, — в случае, когда такие лица в течение этого периода находились на срочной военной службе;
- одного прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, — в случае, когда такие лица в течение этого периода учились на дневной форме обучения в учреждениях среднего образования, профессионально-технических учебных заведениях, учреждениях высшего образования или зарегистрированы в службе занятости как ищущие работу, и в этот период учились в центрах профессионально-технического образования Государственной службы занятости;
- одного прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы — в отдельных случаях по решению комиссии в случае, когда такие лица находятся в сложных жизненных обстоятельствах;
- фактически полученных такими лицами доходов — в случае, когда такие лица в течение этого периода получали хотя бы один из следующих видов доходов: пенсию, стипендию, пособие при рождении (усыновлении) ребенка, помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, помощь по присмотру за лицами с инвалидностью I и II группы вследствие психического расстройства, помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью, временную государственную социальную помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получила права на пенсионную выплату, пособие по безработице;
- фактически полученных такими лицами доходов — в случае, когда такие доходы в течение этого периода получало лицо, по состоянию на конец этого периода не достигшее 18-летнего возраста;
- фактически полученных такими лицами доходов — в отдельных случаях по решению комиссии;
- двух размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы — в случае назначения жилищной субсидии на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива и оплату жилищно-коммунальных услуг;
- трех размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, — во всех остальных случаях.
Для физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения, независимо от полученных (неполученных) доходов в совокупный доход за каждый месяц учитывается доход, исчисленный в таких размерах минимальной заработной платы, установленной по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы:
- одной минимальной заработной платы — для плательщиков единого налога первой группы;
- двух минимальных заработных плат — для плательщиков единого налога второй группы;
- трех минимальных заработных плат — для плательщиков единого налога третьей группы.
При этом для физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога первой — третьей групп,не учитывается доход, полученный самозанятым лицом, и доход от осуществления предпринимательской деятельности, информацию о которых подано ГФС на запрос структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения. Система налогообложения и группа плательщика единого налога для упрощенной системы налогообложения определяется на начало месяца, с которого назначается жилищная субсидия.
В случае если на момент обращения за назначением жилищной субсидии лицо является неработающим пенсионером, который декларирует отсутствие в последнем месяце периода, за который учитываются доходы, других доходов, кроме пенсии, в его среднемесячный совокупный доход учитывается размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается жилищная субсидия.
Как оформить субсидию в Украине (инструкция 2020)
Всем, кто обратиться за назначением субсидии впервые после 1 января 2019 года, субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг будет назначена в денежной форме.
С 1 мая 2019 года назначение жилищной субсидии домохозяйствам, которые такую субсидию получали в течение отопительного сезона 2018/19 не в денежной форме, будет осуществляться только после представления новых заявления и декларации, в которых обязательно указывается номер мобильного телефона заявителя.
Потребителям, оформившим субсидию до 31 декабря 2018 года, она будет предоставляться привычным образом – средства будут напрямую перечисляться поставщикам услуг и управителям. Для потребителей, оформивших субсидию после 1 января 2019 года, средства на оплату услуг ЖКХ будут перечисляться со счета в АО «Ощадбанк», но при этом специально открывать счет не нужно, т.к. деньги будут перечисляться со счета Министерства социальной политики, но учет при этом будет вестись по каждому субсидианту отдельно.
Для тех, кто получает субсидию в денежной форме, расчеты будут происходить в следующем порядке:
1) на счета для выплаты жилищных субсидий зачисляются суммы средств, перечисленных Минсоцполитики, с предоставлением АО «Ощадбанк» реестров начисленных субсидий, подлежащих зачислению на такой счет и отражению таких средств в автоматизированных системах банка в разрезе учетных записей получателей жилищной субсидии;
2) со счета для выплаты жилищных субсидий средства в разрезе получателей жилищных субсидий перечисляются управляющим, объединениям и исполнителям коммунальных услуг, информация о которых указана в заявлении, согласно поданным ими реестрам о суммах начисленных платежей за услуги;
3) по итогам отопительного сезона суммы неиспользованных средств перечисляются со счета для выплаты жилищных субсидий на текущие счета получателей жилищной субсидии в АО «Ощадбанк», открывающиеся банком получателю жилищной субсидии на основании заключенного между Минсоцполитики и АО «Ощадбанк» договора;
4) на конец календарного / бюджетного года остатки средств, учитываемых на счете для выплаты жилищной субсидии по учетным записям получателей жилищной субсидии, не возвращаются в государственный бюджет.
Перечисление средств со счета для выплаты жилищных субсидий на счета управляющих, объединений, исполнителей коммунальных услуг осуществляется АО «Ощадбанк» в такой последовательности:
1) управляющие, объединения, исполнители коммунальных услуг, заключившие с АО «Ощадбанк» договоры, подают ежемесячно до 13 числа (включительно) АО «Ощадбанк» реестры получателей жилищной субсидии вместе с данными об учетных записях получателей жилищной субсидии, начисленные суммы за потребленные услуги в предыдущем месяце и общие суммы к уплате, включающие задолженность (переплату) за предыдущие периоды отдельно по каждому виду услуги, кроме расходов на управление многоквартирным домом
2) АО «Ощадбанк» на основании полученных реестров начисленных сумм платежей осуществляет ежемесячно до 18 числа перечисления средств общими суммами со счета для выплаты жилищной субсидии на счета управляющих, объединений, исполнителей коммунальных услуг с предоставлением реестров начисленных сумм платежей, с указанием информации о перечислении средств.
Перечисление средств за услуги (расходы) осуществляется в такой последовательности: поставка тепловой энергии, поставка и распределение природного газа или поставка и распределение электрической энергии при наличии соответствующего вида индивидуального отопления, снабжение горячей воды, централизованное водоснабжение, централизованное водоотведение, снабжение и распределение электрической энергии, поставка и распределение природного газа, обращение с бытовыми отходами, услуги по управлению многоквартирным домом, взносы за установление, обслуживание и замену узлов коммерческого учета, за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах по индивидуальным договорам.
Получатель жилищной субсидии может определить другую последовательность перечисления средств за услуги (расходы) путем подачи соответствующего заявления структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения.
3) АО «Ощадбанк» в течение суток после осуществления перечисления средств информирует получателя субсидии путем направления ему смс-сообщение о состоянии расчетов за услуги. В смс-сообщении обязательно указываются данные об имеющемся остатке платежа по каждому виду услуг и перечень услуг, по которым от управляющих, объединений, исполнителей коммунальных услуг АО «Ощадбанк» не получены реестры начисленных сумм платежей.
После окончания отопительного сезона остатки средств на счету для выплаты жилищной субсидии, отраженные на учетных записях получателей жилищной субсидии, которые образовались по состоянию на 1 июня, выплачиваются получателям жилищных субсидий АО «Ощадбанк» путем перечисления таких средств на текущие счета указанных лиц, открытые в АО » Ощадбанк «, о чем АО » Ощадбанк » информирует получателей субсидии путем отправки смс-сообщений.
Жилищная субсидия — денежное пособие, предоставляемое государством на оплату коммунальных услуг. Она относится к невозвратной помощи и никак не отражается на форме собственности недвижимости.
После присвоения субсидии, устанавливается размер обязательного платежа, остальная часть покрывается из бюджета. В случае, если фактическая стоимость услуги составила меньше суммы обязательного платежа, то оплачивается только фактическая сумма потребления. Если выше — потребитель обязан покрыть полную разницу между стоимостью и предоставляемой государством скидкой.
Пособие назначается на основе осмотра материальных и бытовых условий семьи. Покрытие стоимости присваивается лицу, на чье имя зарегистрированы счета в коммунальных предприятиях, но распространяется на общий счет за коммунальные платежи.
В некоторых случаях, субсидия может быть оформлена на человека, не являющегося фактическим владельцем жилья, но проживающим на его территории. Например, если имеет место договор аренды и квартиросъемщик оплачивает коммунальные счета в соответствии с договором по аренде. Данный вопрос требует отдельного рассмотрения и решается органами местного самоуправления.
Если жилье не подключено к центральному отоплению, не отапливается газовыми или электрическими котлами, владелец имеет право получить денежную компенсацию за приобретение твердых и жидких топлив на отопление. Такая помощь выплачивается наличными деньгами.
С 2018 года в Украине изменился порядок распределения субсидий. Ввиду этого, право на предоставление скидок утратили:
-
Трудоспособные люди, не имеющие официального места работы и не зарегистрированные в Центре занятости. В данном случае в доход вписывается три прожиточных минимума, что делает получение невозможным.
-
Обладатели жилплощади с высокой квадратурой. Для получения помощи размер квартиры не должен превышать 120 кв.м. Для дома установлено ограничение в 200 кв.м. Ограничение не учитываются только для детских домов семейного типа и для многодетных семей.
-
Владельцы автотранспорта, если с момента его выпуска прошло не более 5 лет. Ограничения не распространяется только на мопеды и машины, выданные по социальным программам.
-
Люди, совершившие покупку одним платежом на сумму более, чем 50 000 грн.
-
Арендодатели, которые не подали декларацию о доходах до сдачи квартиры в съем.
-
Граждане, которые менее, чем за год до оформления заявки на субсидию получили в наследство движимое или недвижимое имущество.
-
Владельцы домов и квартир, чья суммарная задолженность за услуги ЖКХ за последние два месяца превышает 20 минимальных зарплат.
Для получения пособия следует подать соответствующее заявление в местные органы социального обеспечения. Рекомендуется подавать документы до наступления отопительного сезона, но документы для начисления субсидий на текущий год принимают до декабря месяца. Сумма оплаты ЖКХ пересчитывается с момента подачи заявления, в случае одобрения.
Платежки растут: как оформить субсидию на коммуналку
С 1 мая 2018 декларация для предоставления субсидий изменилась. Всего она содержит пять разделов, в которых нужно указать полную информацию по жилью, зарегистрированных и проживающих на его территории граждан, а также подробную информацию о доходах и расходах семьи.
- 1 раздел. В первом разделе указывается информация по заявителю, жилью и особам, проживающих в нем. В первом пункте указывается ФИО заявителя. Далее требуется подставить соответствующие значения характеристик жилья, количество отапливаемой и общей площади, этажность дома. В последнем пункте раздела требуется заполнить таблицу, указав ФИО всех зарегистрированных жильцов, паспортные данные и ИНН, даты рождения и семейное положение.
- 2 раздел. Второй раздел содержит аналогичную таблицу, в которую нужно вписать те же данные, что и в предыдущей, только о лицах, которые фактически проживают на жилплощади, но не являются зарегистрированными на ней. К семейному положению следует дописать связь жильца с владельцем жилья.
- 3 раздел. Данный раздел предназначен для описания доходов, каждого члена семьи, который фактически проживает на территории жилой площади, вне зависимости от регистрации. Указывается ФИО, вид и сумма дохода, а также наименовании организации, которая его выплачивает.
- 4 раздел. Здесь требуется указать данные о транспортных средствах, находящихся во владении любого из проживающих, выпуск которых был менее пяти лет назад. Указывается ФИО владельца, гос.номер, марка и по необходимости ставится отметка о социальной организации, выдавшей автомобиль.
- 5 раздел. В последнем разделе указывается информация о покупках, сумма которых превышала 50 000 грн. ФИО человека, оплатившего товар или услугу, вид покупки, стоимость и дата покупки. Вписывать следует только покупки, совершенные в течении последних 12 месяцев.
Образец заполнения декларации на субсидию
С заполненными документами следует обратиться в Собес и передать документы инспектору, закрепленному за домом.
Далее органы социальной политики проверяют соответствие указанных данных с фактическими, полученными через государственную фискальную службу и выносят решение о назначении или неназначении субсидии.
Проверка занимает 10 рабочих дней, на протяжении этого времени должен состояться визит инспектора, который проверит соответствии указанных и фактических жильцов.
Назначается помощь на 12 календарных месяцев. При этом может быть прекращена на время неотопительного сезона. Субсидия может быть активной только в отопительный сезон, когда общая стоимость счета за ЖКХ большая, а неактивной если плата за отопление отсутствует и квитанция за ЖКХ имеют меньшую сумму к оплате.
Для квартирантов срок субсидии устанавливается до окончания арендного договора, предоставленного в орган соц.политики, но не более, чем на год.
Субсидия – это государственное возмещение расходов на жилищно-коммунальные услуги. Она начисляется:
- если расходы на коммуналку оказались выше предельного уровня (обязательного платежа), вычисляемого исходя из доходов всех членов домохозяйства;
- в пределах социальных норм потребления.
Предоставляется в денежной форме для:
- Покупки сжиженного газа с целью приготовления пищи, а также твердого и жидкого печного бытового топлива тем потребителям, которые не пользуются централизованным отоплением, электроэнергией или газом.
- Компенсацию квартплаты за управление многоквартирным домом, в том числе там, где создано ОСМД или жилищно-строительный кооператив;
- Оплаты коммунальных услуг. Их список:
- поставка и распределение природного газа;
- поставка и распределение электроэнергии;
- поставка тепловой энергии;
- снабжение горячей водой;
- централизованное водоотведение;
- обращение с бытовыми отходами;
- установка, обслуживание и замена узлов коммерческого учета тепловой энергии, горячей и питьевой воды;
Ранее скидка отображалась непосредственно в квитанциях на ЖКУ. Ныне помощь предоставляется только в денежной, наличной или безналичной, форме. Цены в платежках указываются полностью.
На объем помощи влияют два основных фактора:
- Количество потребляемых услуг и тарифы на них;
- Число членов домохозяйства и их суммарные доходы.
Механизм расчета устроен таким образом, чтобы наибольшую помощь получили домохозяйства с наименьшими доходами и с наибольшими тратами на ЖКУ.
Размер поддержки утверждается на 12 месяцев, но пересчитывается отдельно для отопительного и неотопительного периодов: летом компенсация часто вовсе не начисляться из-за отсутствия расходов на отопление.
Каждому домохозяйству сумма высчитывается в индивидуальном порядке. Однако предварительно ее можно просчитать и самому.
Для этого, используя нижеприведенную формулу, необходимо узнать уровень оплаты за ЖКУ, который субсидианты будут обязаны заплатить из собственных средств – так называемый обязательный платеж:
Среднемесячный доход домохозяйства на каждого члена семьи/на прожиточный минимум (2189 грн с 1 декабря 2020 года)/2×15%.
Согласно схеме, в семье из 4 человек с ежемесячным доходом в 20 тыс. грн. на каждого домочадца приходится по 5 тыс. грн.
Как рассчитать субсидию в Украине? Порядок и особенности начисления субсидий
Субсидия не засчитывается на объем услуг, потребленных сверх социальных норм. Соцнормы существуют для всех видов сервиса, включая дома с централизованным отопления (не более 0,0383 Гкал на м2); отапливаемые газом (4 м3 на м2 площади); или электрической энергией (30 кВт на м2).
Соцнормы касаются и площади жилья. Нынешние нормативы на одного человека: 13,65 м2 + 35,22 м2 на семью. Норма для семьи из 4 человек составляет 89,22 м2.
Нормативы разнятся в зависимости от наличия в доме тех или иных услуг: наличие газовой плиты и центрального водоснабжения дает право пользоваться 3,3 м3 газа в месяц на человека, а при отсутствии водоснабжение параметр повышается до 5,4 м3 газа.
Подробная информация о соцнормах – в постановлении КМУ.
Можно получить уже за месяц, когда заявление было подано. Она будет назначена до конца отопительного сезона (с октября по апрель), а после последует перерасчет с учетом изменений затрат.
С момента получения документов от заявителя и после сбора информации, необходимой для проверки указанных данных, органы имеют 10 дней, чтобы принять решение и уведомить кандидата о том, позитивное оно или негативное, или назначить проверку комиссии.
На сайте Кабмина можно подать заявку и декларацию в электронной форме, не выходя из дома.
При нажатии кнопки «Подать заявку и декларацию» система перенаправит пользователя на сайт Министерства социальной политики. Там нужно зарегистрироваться или войти – есть три варианта на выбор:
- с помощью электронного адреса;
- с идентификацией электронной цифровой подписью (ЭЦП);
- с идентификацией BankID.
Во всех трех вариантах нужно будет заполнить необходимые документы, а при необходимости и распечатать. Второй пункт – направить их в электронной форме на предварительное рассмотрение.
Если обратившийся использовал для идентификации э-мейл, ему нужно будет подать надлежащим образом оформленные документы в бумажном виде. В двух других вариантах (ЭЦП или BankID) – можно «быстро и безопасно подать документы в электронной форме».
Пример заполненной заявки:
Субсидия доступна всем гражданам, кроме тех, которые были исключены из общего списка Кабинетом Министров. По общему правилу право на льготу имеют все граждане, у которых плата за жилищно-коммунальные услуги в границах норм потребления превышает объём определённого Кабинетом Министра Украины обязательного платежа.
Такое случается в семьях с большим количеством детей, у семей с небольшим доходом.
Новые правила получения субсидии в 2020 году: что нужно знать
Правила начисления субсидии, её размер и льготные категории меняются каждый год. Размеры льгот зависят от того, какие финансовые резервы заложены на это в бюджете на каждый отчётный год.
В 2019 году из перечня граждан, которые имеют право на коммунальную субсидию, были исключены:
- Должники по оплате коммунальных услуг, если их общий долг превышает 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
- Собственники новых автомобилей (моложе пяти лет). Исключение: мопеды или автомобили, выдающиеся социальными органами.
- Работоспособные граждане, которые не работают, не учатся и не зарегистрированы в центре занятости.
- Собственники недвижимости, которые не включили в декларацию доходы от сдачи имущества в аренду.
- Собственники больших жилых помещений (более 120 квадратов в квартире или 200 квадратов в доме). Исключение: многодетные семьи, детские дома семейного типа.
- Люди, которые совершили одноразовую трату более 50 тысяч гривен (исключение – образовательные услуги).
- Граждане, которые на протяжении года перед подачей заявления получили в наследство земельный участок, квартиру, дом или автомобиль.
Людям, которые хотят получить субсидию, нужно внимательно изучать актуальную для их отчётного года документацию. Люди, которые были исключены из списка в 2019, в 2020 точно не станут льготниками снова, а вот новые исключения могут появиться.
Интересно! Субсидия на коммунальные услуги – это временная льгота, которую государство передаёт населению для того, чтобы сбалансировать их расходы и доходы.
Эта возможность помогла многим семьям вовремя оплачивать коммунальные услуги и не накапливать долги за крупные платёжки, например, за зимнее отопление.
Монетизация субсидий – это процедура, инициированная Правительством Украины, призванная стимулировать потребителей коммунальных услуг к экономии.
Благодаря этому процессу льготы на оплату воды, электричества и газа (либо твёрдого топлива для отопления дома) украинцы будут получать не в форме уменьшенного счёта, а в виде живых денег, перечисленных на их банковские счета.
Монетизация подарила упрощённую формулу определения размера субсидии. Теперь время года и количество потребляемых коммунальных услуг для расчёта не учитываются. Работа с формулой выглядит следующим образом:
- Складывается весь доход всех членов семьи, проживающих на одной жилплощади.
- Полученная сумма делится на количество членов семьи, работающих и нет.
- Полученное число делится на прожиточный минимум, актуальный на момент назначения льготы.
- Остаток делится на коэффициент 2 и умножается на 15%.
Полученное число – это процентная ставка субсидии. В дальнейшем она умножается на общий доход семьи, который высчитывался в пункте 1. Полученное число и будет той суммой, которая поступит на карточку в виде льготы.
Оформление субсидии для более чем половины украинских семей – это единственный способ оплачивать коммунальные услуги своевременно и в полном объёме. Повышение зарплат не соразмерно с повышением цен, поэтому практически 80% украинцев получили право на эту льготу.
Право оформить субсидию есть у каждого украинца, который попадает под классифицирующие признаки нуждающейся семьи: их суммарный доход и расходы на коммунальные услуги не сопоставимы.
После реформы 2018 года сменился механизм оформления субсидии. Ранее заявления принимались один раз в год, и расчёт льготы начинался с мая месяца. Теперь же субсидия оформляется дважды в году – в мае и в октябре. Большинство категорий граждан получают пролонгацию льготы без дополнительного переоформления. Дополнительное заявление необходимо только в некоторых случаях:
- Если была совершена покупка дорогостоящих предметов роскоши.
- Приобретался автомобиль.
- Покупалась недвижимость.
- В составе семьи есть трудоспособный человек который не учится и не стоит на учёте на бирже труда, и он декларирует нулевой доход.
Также после реформы переоформиться (или оформиться заново) необходимо людям, которые:
- Арендуют жилплощадь.
- Семьям, у которых изменился состав семьи.
- Семьям, которые хотят получать субсидию на твёрдое топливо.
- Семьям, которые получали субсидию не на всех зарегистрированных членов.
- Семьям, у которых долг за коммунальные услуги превышает 2 месяца.
Оформить субсидию просто. Собрав нужные документы, заявителю нужно:
- Прибыть в местное управление труда и социальной политики.
- В селе – передать документы в сельскую раду.
- В отдалённых сёлах или при невозможности прибыть на место лично – отправить рекомендованным письмом к органам социальной защиты населения по месту проживания.
Для всех трёх способов обращения порядок рассмотрения и перечень необходимых документов одинаковый. На рассмотрение вопроса службе даётся 10 рабочих дней (две календарные недели).
Важно! За это время они проверяют подлинность данных, изложенных в документах, и рассчитывают индивидуальную льготу для семьи.
Субсидия автоматически насчитывается на следующий срок без дополнительных заявлений, кроме ситуаций, описанных выше.
Оформление субсидии – один из простейших процессов в вопросе сбора необходимых документов.
Совет! Если у семьи нет никаких дополнительных особенностей, то им нужно подать только две бумаги: заявление и декларации доходов на каждого трудоспособного члена семьи.
Из этого правила есть некоторые исключения:
- При оформлении субсидии на арендованное жильё нужно приложить копию договора аренды.
- Если в составе семьи есть нетрудоспособные члены – приложить копии документов, которые подтверждают этот факт.
- Если за последний отчётный период была серьёзная трата (покупка недвижимости, автомобиля) приложить все документы и указать в заявлении источник получения средств.
Субсидии в Украине: оформление, расчет и как начисляется
В Украине действуют следующие особенности в начислении субсидий:
- Субсидию не назначат при наличии в семье автомобиля моложе пяти лет. Этот пункт не касается транспортных средств, предоставленных органами социальной защиты населения, а также мопедов (в исключительных случаях решение о назначении субсидии при наличии транспорта моложе 5 лет может принять Комиссия).
- Доходы от сдачи недвижимости в аренду, а также денежные переводы из-за границы должны указываться в графе «доходы» с указанием сумм за месяц.
- Если Вы являетесь владельцем квартиры с площадью более 120 м2 или дома – 200 м2, то Вам придется оплачивать коммунальные услуги в полном размере. Исключением для этого пункта являются дома для приемных семей и детские дома семейного типа.
- В постановлении Кабмина написано: «..зареєстровані у службі зайнятості як такі, що шукають роботу, і в цей період навчалися в центрах професійно-технічної освіти Державної служби зайнятості» либо просто учились на дневной форме (не от центра занятости), т.е. нужно либо именно учиться, либо получать пособие по безработице. Просто состоять на учете в ЦЗ и получать субсидию не получится.
- Если в периоде доходов для субсидии у кого-то из семьи нет доходов и взносов на стаж, то субсидию по решению Комиссии смогут назначить, если домохозяйство расположено в селе, райцентре, либо у такого человека есть справка ВКК о тяжёлой болезни, алко-, нарко-зависимости, либо об отбывании наказания, либо для назначения субсидии нужно будет оплатить себе на стаж добровольные взносы ЕСВ не менее, чем за 3 месяца в периоде доходов для субсидии и задекларировать свои неофициальные доходы.
- Совершеннолетним без доходов и ЕСВ смогут назначить субсидию без Комиссии, если в периоде доходов такой человек учился на Дневном отделении (из размера 1 прожиточного минимума) либо находился на Срочной службе (из размера половины прожиточного минимума), но для подтверждения этого понадобятся справки.
- Потребление газа для нужд отопления, так называемая социальная норма, получила более реальные размеры – 4,5 м3 на единицу отапливаемой площади жилья (с 1 мая эту норму ещё уменьшают до 4 м3 на единицу отапливаемой площади жилья). Для электрического отопления эта норма составит 30 кВт на метр.
- При обращении лиц за субсидией, у которых размеры жилья находятся выше нормы, она может быть увеличена не более, чем на 30% от соцнормы для количества прописанных (проживающих). Но это условие актуально только для неработающих нетрудоспособных граждан. Прежняя норма — 75 м2 для 1-2 нетрудоспособных лиц — уже недействительна.
- Внутренне перемещенные лица с 1 мая 2018 года могут оформить субсидию без наличия договора аренды жилья. Это будет делаться на основании поданного заявления и декларации, где указано домохозяйство, а также справки ВПЛ о регистрации по данному адресу.
- Поданное лицами заявление на начисление субсидии стало поводом для обследования органами социальной защиты материально-бытовых условий. На основании акта будет приниматься решение о назначении помощи.
- Упростилась процедура получения помощи и для лиц из объединённых территориальных громад. Теперь ОТГ вправе принимать письменные обращения от граждан и передавать их в органы социальной защиты населения. Этот механизм такой же, как у поселковых и сельских советов.
С 14 августа 2019 года Кабинет министров Украины изменил порядок выплаты жилищных субсидий. Теперь получатель может самостоятельно выбирать банк, в котором ему удобно получать выплаты. Так, информацию о платежных реквизитах пенсионеров Пенсионный фонд передает автоматически. И такие льготники получают субсидии вместе с пенсиями.
За субсидией может обратиться любой совершеннолетний прописанный (либо арендатор по договору аренды или справке ВПЛ, либо студент в общежитии). Субсидия оформляется и начисляется любому совершеннолетнему лицу, прописанному и/или проживающему в квартире (кто владелец жилья и на чьё имя открыты счета по оплате услуг ЖКХ-значения для субсидии не имеет). Если субсидируемое жилье сдается в аренду по официально оформленному договору и в нем указано, что обязанность оплачивать коммунальные услуги лежит на арендаторе, то он имеет право оформить субсидию на свое имя, не будучи зарегистрированным в данной квартире.
В расчете субсидии принимаются во внимание:
- количество лиц, зарегистрированных в данной квартире или доме, а также доходы непрописанных членов семьи, т.е. непрописанных супругов и несовершеннолетних детей, — это условие касается всех прописанных (либо арендующих жильё) по адресу обращения за субсидией;
- совокупный доход семьи (с учётом непрописанных членов семьи):
- за предыдущий календарный год — для субсидий наличкой (на карту) на покупку твёрдого топлива или сжиженного газа (в баллонах);
- за 2 квартала, предшествующих месяцу перед месяцем начала субсидии — для обычных субсидий только на централизованные жилищно-коммунальные услуги;
- размер жилищно-коммунальных платежей согласно текущим тарифам рассчитывается только на количество прописанных (либо на указанных в договоре аренды арендаторов) либо на зарегистрированных по данному адресу ВПЛ, если таковые обращаются за субсидией по месту фактического проживания вместо хозяев жилья. Но соцнормы по кубам, киловаттам и размеру жилплощади не добавляются за непрописанных членов семьи / не указанных в договоре аренды или справке ВПЛ, несмотря на приплюсованные за них доходы.
В Украине нет ограничений по материальному положению и наличию частной собственности у лиц, претендующих на субсидию (кроме возраста транспортных средств и очень больших размеров жилплощади, на которую обращаются за субсидией). Основанием для отказа в субсидии может стать наличие покупки кем-либо из членов семьи в течение предшествующих 12 месяцев на сумму свыше 50000 грн; наличие в семье транспорта моложе 5 лет, а также размер площади жилья, превышающий 120 кв.м. для квартиры или 200 кв.м. для частного дома, при этом не суммируются площади, если в семье есть несколько домов/квартир, но если в одном жилом помещении отапливаемая площадь превышает 120/200 кв.м. для соответствующего вида жилья, то субсидию не смогут назначить даже по решению Комиссии, кроме приёмных многодетных семей и детских домов семейного типа.
Расчет совокупного дохода семьи включает большинство видов доходов, получаемых зарегистрированными в квартире или доме лицами, а также членами их семей. Сюда относятся пенсии, стипендии, пособия и другие доходы (зарплата учитывается без учета подоходного налога). В перечень средств, которые не учитываются при подсчете суммарного дохода, входят:
- алименты на детей;
- социальная помощь от государства на воспитание детей-сирот и детей, лишенных опеки родителей;
- разовые пособия от государства;
- регресс;
- адресная помощь внутренне перемещенным лицам;
- доходы от банковских депозитов.
Особый подход применяется к льготным категориям населения. При предоставлении субсидии лицо, имеющее право на льготы по квартплате, может либо воспользоваться льготой, либо получать субсидию (причём, приоритет за субсидией, т.е. если льготник не отказался письменно от получения субсидии, то пока субсидия нулевая — льгота действует, но когда получится хоть 1 копейка субсидии — льготу автоматически с этого месяца заберут).
Право на получение субсидии также имеют:
- безработные граждане, не состоящие на учете в Центре занятости (от безработных теперь требуется наличие взносов на стаж (ЕСВ) либо справки ВКК, иначе субсидию смогут назначить только в селе, райцентре и только по решению Комиссии);
- владельцы 2-х и более автомобилей при условии возраста транспорта не менее 5 лет с даты выпуска;
- владельцы более 1 жилого объекта недвижимости;
- арендодатели;
- лица, оплатившие покупку или услугу на сумму 10 и более прожиточных минимумов (до 50 тыс. грн приобретения и оплаты не влияют на субсидию).
Официально нетрудоустроенным гражданам размер дохода может установить Комиссия с учётом оплаты взносов на стаж — до размера 3 прожиточных минимумов.
Срок действия субсидии составляет 12 месяцев (с 1 мая по 30 апреля с пересчётом отдельно на отопительный и на неотопительный периоды).
Одним из новшеств Кабмина стала дифференциация процента обязательного платежа при оплате ком.услуг. Теперь его величина зависит от суммы общего дохода семьи и определяется индивидуально при калькуляции размера субсидии органами социальной защиты. Размер субсидии равен величине расходов на оплату услуг ЖКХ за вычетом обязательного платежа для данной квартиры или домохозяйства.
Как рассчитать субсидию в 2020 году? Для этого применяется специальная формула начисления, которая выглядит так:
Ро = Кд/Кг х Рг,
где Ро – это часть, которую семья должна оплатить за ком.услуги, Кд – коэффициент дохода семьи, или отношение общего дохода семьи в пересчете на одного ее члена к прожиточному минимуму на момент определения размера субсидии, Кг – базовый коэффициент дохода, который равен 2 прожиточным минимумам на 1 человека на месяц (Кг = 2), и Рг – базовая норма уплаты за ком.услуги (Рг = 15%).
Право на выдачу субсидии получают лица или семьи, расходы которых на квартплату превышают размеры обязательного платежа. Как считать процент обязательного платежа? Для этого потребуется вычислить доход всех членов семьи за 2 квартала, предшествующих месяцу перед месяцем начала субсидии.
К примеру, семья из 2-х человек с суммарным совокупным доходом за последние полгода в 60000 грн и суммой ежемесячной квартплаты в 2500 грн претендует на получение субсидии. Рассчитать субсидию для данного примера можно так:
1) средний доход семьи в месяц равен 60000 / 6 месяцев = 10000 гривен;
2) усредненный доход на 1 человека в месяц равен 10000 / 2 = 5000 грн;
3) полученная цифра делится на прожиточный минимум на 1 число месяца начала субсидии: 5000 /2027 = 2,5.
- С 1 января 2020 года усреднённый прожиточный минимум составляет 2027 гривен;
- С 1 июля 2020 года — 2118 гривен;
- С 1 декабря 2020 года прожиточный минимум предполагается 2189 гривен.
4) полученный результат делится на 2 (базовый коэффициент для расчета) и умножается на 15% (базовая норма расчета за квартплату): 2,5 / 2 × 15% = 18,75% — процент обязательного платежа;
5) доход на семью в месяц умножается на полученный процент: 10000 × 18,75% = 1875 грн – размер обязательного платежа для данной семьи;
6) субсидия составит 2500 – 1875 = 625 гривен.
Это приблизительный результат, так как начисление субсидии в Украине происходит отдельно для каждого из видов коммунальных услуг. При этом потребление семьей каждого вида услуг сравнивается с установленными нормами, а затем определяется доля стоимости конкретной услуги в общей сумме квартплаты. Фактический процент платежа и сумма субсидии могут несколько отличаться.
Чтобы уволенному пенсионеру посчитали субсидию из расчёта одной пенсии (без зарплаты и др. доходов), нужно чтобы пенсия была единственным доходом в последнем месяце периода доходов.
Субсидия распространяется на конкретный перечень услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ. При выдаче субсидии на коммунальные услуги применяются определенные нормы использования, на которые может быть предоставлена скидка.
Социальные нормы действуют в том числе на тариф по квартплате, централизованному отоплению в домах без теплосчётчиков, газовому индивидуальному отоплению, а также по водоснабжению.
Итак, максимальный тариф по квартплате, подлежащий субсидированию, рассчитывается следующим образом:
СНжу = (Пмин * 0,15)/48,87
где СНжу — социальный норматив жилищной услуги, затрат на управление многоквартирным домом, гривен на 1 кв. метр;
Пмин — законодательно установленный на соответствующую дату размер прожиточного минимума на одного человека в расчёте на месяц, гривень;.
На данный момент усреднённый Пмин = 2027 грн/мес., т.е СНжу = (2027х0,15)/48,87 = 6,22 грн/кв.м. (т.е. до этой границы тариф по квартплате субсидируется полностью, а если, например, у кого-то по квартплате тариф = 6, или 7, или даже 11 грн/кв.м, то субсидируют только 5,69 грн/кв.м, а излишки пользователю придётся оплачивать самостоятельно).
Максимальный тариф по централизованному отоплению без теплосчётчика, подлежащий субсидированию, рассчитывается следующим образом:
СНот = (Пмин * 2)/62,52,
где СНот — социальный норматив оплаты за тепловую энергию для централизованного отопления (теплоснабжения) абонентами, дома которых не оборудованы домовыми и/или квартирными приборами учёта, гривен на 1 кв. метр;
Пмин — законодательно установленный на соответствующую дату размер прожиточного минимума на одного человека в расчёте на месяц, гривень;.
На данный момент усреднённый Пмин = 2027 грн/мес., т.е СНот = (2027х2)/62,52 = 64,84 грн/кв.м. (т.е. до этой границы тариф по отоплению без теплосчётчика субсидируется полностью, а если, например, у кого-то по отплению тариф = 60, или 84, или даже 230 грн/кв.м, то субсидируют только 59,28 грн/кв.м, а излишки пользователю придётся оплачивать самостоятельно).
Призначення житлових субсидій
Норматив | Назначение |
---|---|
30 кВт•ч на 1 м2 площади | На отопление жилья (в отопительный период) |
110 кВт•ч на 1 прописанного (или проживающего по аренде) + 30 кВт•ч на каждого следующего, но не более 230 кВт•ч в месяц |
В домах, оборудованных стационарными электроплитами (при наличии горячего водоснабжения) |
130 кВт•ч на 1 прописанного (или проживающего по аренде) + 30 кВт•ч на каждого следующего, но не более 250 кВт•ч в месяц |
В домах, оборудованных стационарными электроплитами (при отсутствии горячего водоснабжения) |
70 кВт•ч на 1 прописанного (или проживающего по аренде) + 30 кВт•ч на каждого следующего, но не более 190 кВт•ч в месяц |
В домах, не оборудованных стационарными электроплитами (при наличии горячего водоснабжения) |
100 кВт•ч на 1 прописанного (или проживающего по аренде) + 30 кВт•ч на каждого следующего, но не более 220 кВт•ч в месяц |
В домах, не оборудованных стационарными электроплитами (при отсутствии горячего водоснабжения) |
Норматив | Назначение |
---|---|
2,0 м3 на человека | Централизованная холодная вода |
1,6 м3 на человека | Централизованная горячая вода |
3,6 м3 на человека | Централизованная холодная вода (при отсутствии горячего водоснабжения) |
3,6 м3 на человека | Централизованное водоотведение |
Финансовая помощь в виде компенсации затрат по выставленному счету за потребленный газ с 01.02.2019 предусматривается в виде наличных денег.
При расчете суммы применяются:
- Социальные нормы, разработанные и установленные на Украине.
- Корректирующие коэффициенты.
- Прочие нормативы.
Социальная норма показывает, на какую площадь будет распространяться льгота.
Она рассчитывается исходя из следующего:
- Базового норматива, составляющего на Украине 4 м³ на 1 м² жилья (согласно постановлению КМУ № 1176, обновленному 27.12.2018).
- Региона.
- Этажности здания.
Социальная норма позволяет выяснить, для какого типа жилья предусмотрена финансовая помощь, а норматив и коэффициент определяет, на какой метраж площади она распространяется.
В итоге самостоятельно высчитать размер льготы можно по условной формуле.
Чтобы понять, как получить этот вид помощи, необходимо ознакомиться с установленными на государственном уровне правилами ее официального формирования.
Чтобы начать оформлять государственную субсидию, гражданин может подать соответствующее заявление в Управление труда и социальной защиты населения (собес).
Список необходимых документов, чтобы иметь льготы на Украине:
- Украинский паспорт.
- Декларация, предусматривающая внесение в нее отчета о доходах, а также имеющемся имуществе заявителя.
- Справки или выписки, указывающие на доход совершеннолетних членов семьи.
- Трудовая книжка, если на текущий момент человек не работает.
- Идентификационный налоговый номер.
- Расчетные листки за услуги ЖКХ, электроэнергию или теплоснабжение.
- Банковский счет для перевода в гривнах утвержденной льготы.
Сверка данных по документам происходит путем посещения государственной комиссией жилья для оценки материально-бытовых условий семьи. Результаты фиксируются в акте, подписанном обеими сторонами.
Документы для оформления субсидии должны готовиться корректно. В случае обнаружения ошибок, несоответствий договор на материальную помощь расторгается.
Оформление субсидии на Украине требует следующего:
- Создания и регистрации заявления на субсидию по установленной форме на бланке.
- Предоставления личных документов и прочих бумаг, содержащих сведения об условиях проживания и доходах в режиме онлайн или в офис территориального подразделения собеса лично. Документы могут быть направлены также почтовым отправлением.
Можно воспользоваться консультацией оператора, позвонив по номеру телефона горячей линии.
При положительном решении по заявлению сотрудники управления соцзащиты обязаны ежемесячно проверять оплату единых обязательных социальных отчислений (ЕСВ) со дня использования гражданином субсидии. Если платежи перестанут поступать, договор с государственным уполномоченным органом на начисление этой помощи будет расторгнут. А получатель обязан будет вернуть в этом случае уже использованные денежные средства.
Право получить субсидию от государства могут те семьи, чьи расходы на оплату услуг ЖКХ превышают размер установленного обязательного процента (в 2018 году это 15% от совокупного дохода семьи).
В некоторых случаях возможно получение субсидии наличными средствами:
- для приобретения твердых и жидких видов бытового печного топлива и сжиженного газа;
- при условии, что жилье не обеспечивается газо-, тепло-, электроснабжением для отопления;
- на один вид топлива, если жилье обогревается в зимний период сразу несколькими способами (печное отопление, электроэнергия, природный газ).
В 2018 году право на назначение субсидии получили:
- не трудоустроенные (безработные трудоспособные граждане), в том числе не состоящие на учете в Службе занятости;
- владельцы 2-х и более транспортных средств;
- владельцы нескольких объектов недвижимого имущества;
- лица сдающие свою недвижимость в аренду;
- граждане, оплатившие покупку или услугу на сумму превышающую 10 прожиточных минимумов.
Как оформить субсидию онлайн (пошаговая инструкция)
Согласно обновлениям правительственной программы субсидирования в назначении и переоформлении субсидий в 2020 году в будет отказано:
- арендодателям, которые не декларировали доходы от сдачи в аренду собственного имущества;
- лицам, которые совершили единоразовую покупку или оплатили услуги на сумму, превышающую 50 000 грн;
- владельцам новых транспортных средств (выпущенных позднее 2013 года), за исключением машин, выданных органами соцобеспечения и мопедов;
- лицам, имеющим задолженность по оплате услуг ЖКХ, превышающую 20 необлагаемых налогом минимумов;
- владельцам жилья большой площади (квартиры свыше 120 м² и дома свыше 200 м²), за исключением домохозяйств зарегистрированных в качестве детских домов семейного типа, многодетных и приемных семей;
- лицам, которые в течение календарного года перед оформлением субсидии законным способом (в том числе по праву наследования) получили в собственность земельный участок, транспортное средство, дом или квартиру;
- безработным трудоспособным гражданам, которые на момент получения субсидии не учатся, и не состоят на учете в Службе занятости (для таких лиц в качестве дохода учитывается сумма, равная трем прожиточным минимумам).
Получить субсидию возможно на период от даты обращения для ее оформления (переоформления) до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 календарных месяцев.
Субсидию на отопительный и неотапливаемый сезоны рассчитывают отдельно:
- 1 октября – 30 апреля (отопительный период);
- 1 мая – 30 сентября (неотапливаемый сезон).
Срок пользования субсидией для арендаторов рассчитывается по следующим правилам:
- устанавливается только при наличии актуального договора найма жилого помещения;
- не продлевается автоматически.
Стоит знать! Если домохозяйство использует индивидуальное отопление электричеством или природным газом, получить субсидию на отопительный сезон можно в период 16 октября – 15 апреля.
Начисление помощи по оплате услуг ЖКХ возможно за прошедший период, но не более чем за 6 месяцев:
- при обращении в течение двух календарных месяцев от начала отопительного (неотапливаемого) сезона (начисляется с начала соответствующего периода);
- при изменении материального положения, начиная от даты возникновения права на субсидию.
Важно! Автоматический перерасчет субсидии на следующий период возможен только при своевременной оплате коммунальных услуг. При наличии задолженности более 2-х месяцев субсидия не продлевается.
Переоформлять жилищную субсидию и подавать новые заявления необходимо:
- Внутренне перемещенным лицам (переехавшим в другие регионы из АРК Крым и зоны проведения АТО). Для получения помощи на оплату услуг ЖКХ им требуется получить и предоставить акт обследования бытовых условий проживания.
- Для получения наличной помощи для оплаты твердых и жидких видов топлива и сжиженного газа.
- При изменении количества фактически проживающих в субсидируемом жилье лиц.
Норматив | Назначение |
30 кВт /м2 | На отопление жилья (в отопительный период) |
110 кВт при количестве проживающих до 2 человек + 30 кВ на каждого следующего, но не более 230 кВт суммарно за месяц |
В домах, где установлены электрические плиты (при наличии централизованной подачи горячей воды) |
130 кВт при количестве проживающих до 2 человек + 30 кВт на каждого следующего, но не более 250 кВт суммарно за месяц |
В домах, где установлены электрические плиты (при отсутствии подачи горячей воды) |
70 кВт при количестве проживающих до 2 человек + 30 кВт на каждого следующего, но не более 190 кВт суммарно за месяц |
В домах, где нет стационарных электрических плит (при условии подачи горячей воды централизованно) |
100 кВт при количестве проживающих до 2 человек + 30 кВт на каждого следующего, но не более 220 кВт суммарно за месяц |
В домах, не оборудованных стационарными электроплитами (при отсутствии горячего водоснабжения) |
Норматив | Назначение |
2,4 м³/чел | Централизованная поставка холодной воды (при наличии горячего водоснабжения) |
1,6 м³/чел | Централизованная поставка горячей воды |
4,0 м³/чел | Централизованная поставка холодной воды (при отсутствии горячего водоснабжения) |
4,0 м³ /чел | Централизованный водоотвод |
По актуальным правилам норма обеспечения жильем на человека составляет 13,65 м2 + 35,22 м2 на семью.
Норма | Назначение |
48,87 м2 | Для 1 человека |
62,52 м2 | Для 2 человек |
76,17 м2 | Для 3 человек |
89,82 м2 | Для 4 человек |
Важно! Семьи, в которых есть 1-2 нетрудоспособных гражданина, могут увеличить норму жилья до 75 м2, независимо от количества проживающих.
На субсидии в 2024 выделили меньше денег: кто и как может получить
Норматив | Назначение |
4,5 м³ на 1 м2 площади | На отопление в отопительном сезоне |
3,3 м³ на человека | Для приготовления пищи |
5,4 м³ на человека | Для приготовления пищи и подогрева воды (при наличии газовой плиты, отсутствии горячего водоснабжения и водонагревате |
10,5 м³ на человека | Для приготовления пищи и нагрева воды (при наличии газовых плиты и водонагревателя) |
В Кабинете министров сообщается: субсидии планируется давать тем семьям, где на оплату коммунальных услуг тратится больше 15% общей прибыли. Об этом указано в программе действий правительства:
«В семье украинцев не должно уходить больше 15% прибыли за оплату коммунального обслуживания. Если затраты превышают этот уровень, необходима государственная поддержка», – утверждается в документации.
Правительство имеет планы по снижению цены энергоресурсов с помощью усиления конкуренции на энергетическом рынке, активации собственной добычи энергоресурсов, в первую очередь нефти и газа. Кроме того, кабинет министров хочет изменить поставки энергетических ресурсов в Украину, а также в будущем создавать запасы энергоресурсов на 2 месяца.
Кстати, по законопроекту госбюджета на 2024 год, внесенному правительством, планируется снижение затрат на субсидии на 14,5%. В правительстве сообщили, что этих средств будет достаточно для всех, кто обратится за субсидией.
По результатам рассмотрения заявки на получение субсидии, Комиссия, занимающаяся вопросами назначения жилищных субсидий, может удовлетворить заявление и предоставить субсидирование на всю общую площадь дома либо квартиры, при условии превышение социальной нормы, рассчитанной для домохозяйства, не более чем на 30%.
Вследствие обновления правительственной программы предоставление доплат на оплату коммунальных платежей, назначение жилищной субсидии происходит с учетом имущественного положения соискателя. В связи с этим примерно 15-20% субсидиантов лишаются льгот на услуги ЖКХ.
В соответствии с обновленными правилами назначения и новым порядком переоформления субсидий на 2020 год, право на получение субсидии потеряли следующие категории граждан:
- арендодатели, которые не задекларировали доходы от сдачи имущества в аренду;
- лица, которые совершили единовременную покупку или оплатили услуги стоимостью более 50 000 гривен;
- собственники автомобилей со дня выпуска которых прошло менее 5 лет (исключение составляют мопеды или машины, выданные соцорганами);
- лица, которые в течение 12 месяцев перед обращением за субсидией получили наследство или иным законным способом приобрели право собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство;
- должники по оплате жилищно-коммунальных услуг, общая сумма задолженности которых превышает 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн);
- собственники жилых помещений с большой квадратурой: площадь квартиры превышает 120 кв. м, а дома – 200 кв. м. (ограничение не распространяется на детские дома семейного типа, приемные и многодетные семьи);
- лица трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся и не состоят на учете в Центре занятости как безработные. Таким гражданам органы УТиСЗН автоматически зачисляют в доход три прожиточных минимума, что существенно снижает вероятность начисления субсидии.
Коммунальная субсидия предоставляется с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев и рассчитывается:
- на неотапливаемый сезон – с 1 мая по 30 сентября;
- на отопительный сезон – с 1 октября по 30 апреля.
Для арендаторов жилья (квартирантов) правила получения субсидии несколько иные. Возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется при наличии договора найма (аренды). Субсидия предоставляется до конца месяца, в котором истекает срок действия договора аренды, но не более чем на 1 год. Автоматического переоформления субсидии для квартирантов не предусмотрено и для дальнейшего получения компенсации на оплату ЖКХ арендатору необходимо лично обратиться в УТиСЗН.
Для домохозяйств, использующих природный газ/электроэнергию для индивидуального отопления, размер субсидии на отопительный сезон рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.
В некоторых случаях субсидия может быть назначена за прошедший период. В частности, при обращении в течение двух месяцев с начала отопительного (неотопительного) сезона субсидия назначается с начала такого сезона. Подобная норма действует и в отношении граждан, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. Субсидия им может быть назначена со дня возникновения соответствующего права, но не более чем за 6 месяцев до обращения за субсидией.
При отсутствии изменений в семье перерасчет субсидий осуществляется автоматически и не требует дополнительного обращения в органы соцзащиты. Однако основным моментом для сохранения жилищной субсидии является своевременное погашение своей части платежа за услуги ЖКХ.
Переназначения жилищной субсидии на следующий отопительный (неотапливаемый) сезон для некоторых категорий субсидиантов осуществляется после предоставления новых заявлений и деклараций. В частности, это:
- внутренне перемещенные лица. Для оформления субсидии ВПО больше не нужно подавать договор найма жилья, основанием для начисления компенсации является акт обследования материально-бытовых условий семьи;
- граждане, которые обращаются за денежными выплатами на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива;
- семьи, в которых количество фактически проживающих зарегистрированных лиц в прошлом сезоне меньше, чем количество прописанных.