Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой Процент Налог На Имущество С 2024 Года На Сооружения Налоговая База По Которым Определяется Как Кадастровая Стоимость». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»
В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2024 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2024 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2024 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.
Налог на имущество организаций — основные изменения с 2024 года
Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.
Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.
1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected] «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».
2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ)), вступающей в силу с 01.01.2020, определено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций будут являться:
- недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как среднегодовая стоимость;
- недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ следовало исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по:
«иным объектам недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренных в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.»
Таким образом, из поправок, внесенных Законом № 325-ФЗ в статью 378.2 НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), следовало, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате налог на имущество организаций, исчисленный по этой кадастровой стоимости.
То есть данные изменения влекли обязанность налогоплательщиков с 01.01.2020 исчислять налог на имущество по кадастровой стоимости фактически по всем объектам недвижимости, по которым определена кадастровая стоимость. При этом не имело значения, содержится ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.
В связи с резонансом, вызванным предстоящим порядком исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости по всей недвижимости (который многократно увеличивал налоговую нагрузку на налогоплательщиков), были внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Так, 28 ноября 2019 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. ЗЗЗ.33 и 378.2 части II НК РФ» (далее — Закон № 379-ФЗ), уточняющий перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.
Такими объектами согласно новой («последней») редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ считаются:
«жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».
При этом приходится признать, что и в этот раз не обошлось без неясностей.
Так, в данной формулировке остается не вполне понятным смысловое назначение союза «а также», который разделяет перечисляемые объекты налогообложения и с точки зрения правил русского языка позволяет толковать новую формулировку подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ одним из двух вариантов.
Вариант 1: союз «а также» не имеет самостоятельной смысловой функции и использован исключительно для интонационного «разбавления» текста из 8-ми однородных членов предложения (жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения). Таким образом, в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится ко всем перечисленным объектам.
Вариант 2: союз «а также» является смысловым разделителем перечисленных объектов на две самостоятельные части:
1) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства,
2) а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения, расположенные на земельных участках…
-
Победное шествие самозанятых по стране. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики
173 0
Написать комментарий
Теперь нужно разобраться, что именно считается недвижимостью, согласно российскому законодательству. В соответствии с Налоговым кодексом, недвижимым имуществом считается:
- квартира, комната в коммуналке, общежитии;
- частный дом;
- строения жилого характера на участках, отведённых под ИЖС, ЛПХ, а также на территориях садоводческих участков;
- недостроенные сооружения;
- гаражи, боксы, помещения, здания (магазины, офисы – любые стационарные объекты;
- доли в вышеуказанных объектах.
Упрощенная формула расчета выглядит так:
Н = (Б-НВ)*Д*С.
Н – непосредственно налог;
НВ – налоговый вычет;
Б – базовая величина (кадастровая стоимость объекта);
Д – доля владения;
С – ставка.Налоговый вычет – это необлагаемые налогом квадратные метры жилого имущества. Он распространяется на все категории собственников и составляет:
- 50 кв. метров для частных домов;
- 20 кв. метров для квартир;
- 10 кв. метров для комнат.
При владении помещением в долевой собственности, вычет применяется к общей кадастровой стоимости жилья. При этом налог начисляется каждому пропорционально его доле. Например, если брать вышеуказанный случай: дом 100 квадратов, два собственника, владеющие в равных долях, кадастровая стоимость – 1 млн.
В этом случае облагаемые налогом квадратные метры делятся пополам и умножаются на ставку. Так рассчитывается налог каждого собственника.
Базовая налоговая ставка установлена Налоговым кодексом. Она может быть увеличена или уменьшена муниципалитетом.
Вид объекта Ставка, % Жилые дома, квартиры, их части, а также гаражи 0,1 Объекты «роскоши» с кадастровой стоимостью более 300 млн. руб 2 Прочие недвижимые имущественные объекты 0,5 Калькулятор для расчета налога на имущество физлиц работает на официальном сайте ФНС. Для работы с ним понадобится кадастровый номер объекта.
С 1 января 2020 года в Налоговый кодекс внесены изменения касательно налога по кадастровой стоимости на имущество организаций, а именно:
- В отношении налоговых ставок на имущество организаций по кадастровой стоимости уточнена предельная налоговая ставка не выше 2 процентов во всех регионах страны. До 2020 года для Москвы и остальных регионов действовали разные ограничения. (Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
- Добавлены объекты налогообложения (жилые, садовые дома, гаражи и пр.). То есть, теперь юрлица, обладающие объектами, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, должны платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. (Изменения внесены Федеральным законом от 28.11.2019 N 379-ФЗ).
- Если до 1 января 2020 года условием по уплате налога по кадастровой стоимости для организаций было право собственности, то теперь к этому еще добавилось имущество, находящееся в доверительном управлении, и полученное по концессионному соглашению. (Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
- С 2020 года организациям не нужно сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество, остались только налоговые декларации, форма которых, кстати, тоже видоизменилась. (Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ, Приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405).
Налог на имущество организаций
Одним из важных изменений, которое вступит в силу в 2024 году, является более точное объяснение, какие объекты недвижимости облагаются налогом на имущество юридических лиц. В соответствии с новой редакцией статей Налогового Кодекса, четко определяется, что налог на имущество юридических лиц будет исчисляться на основании его кадастровой стоимости независимо от факта принятия объекта недвижимости к учету в качестве основных средств.
Новая трактовка объекта налогообложения отражает существующую действительность. Действующие в 2024 году положения Налогового Кодекса не позволяют избежать начисления налога на имущество юридических лиц на основании его кадастровой стоимости только по причине того, что недвижимость была принята к учету как товар, а не основное средство.
Именно такое мнение превалировало в налоговых инспекциях, что неоднократно являлось предметом споров и обращений юридических лиц за разъяснениями в вышестоящие инстанции. При этом Министерство Финансов четко разъясняло, что налог на имущество организаций начисляется только на основные средства, товары не подлежат обложению «кадастровым» налогом.
Принятые поправки исключили возможность разночтений, но, к сожалению, не в пользу налогоплательщиков.
Самым важным нововведением принятого закона для налогоплательщиков является кардинальная смена политики начисления налога на имущество юридических лиц на основании его кадастровой стоимости. С 2024 года у юридических лиц отпадает необходимость сверяться с перечнем объектов недвижимого имущества, для которых в качестве базы для исчисления налога используется его кадастровая стоимость.
Не несет позитивные перемены новый закон и для юридических лиц на УСН — с 2024 года им также придется платить налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Это актуально при условии, что такая стоимость была определена ранее.
Тогда отпадает необходимость сверяться с региональным перечнем — юридическому лицу все равно придется заплатить именно «кадастровый» налог.
Исходя из всего вышесказанного, непонятно, зачем будут нужны региональные перечни. Тем не менее, их актуальность не отпадет в 2024 году.
Это связано с тем, что УСН могут выбрать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели (ИП), а новый закон никак не затрагивает исчисление налога на имущество для них. ИП по-прежнему будут сверяться с региональными перечнями для выбора базы начисления налога на имущество.
На данный момент пользователи спецрежимов (УСН, ЕНВД, патент, ЕСХН) налог на имущество юридических лиц не платят. В общем случае.
Однако есть целый ряд объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости. На такие объекты льгота по налогу на имуществу не распространяется.
Процедура отнесения конкретной недвижимости налогоплательщика к подобным объектам достаточно трудоемкая:
- Должна быть проведена кадастровая оценка объекта.
- Недвижимость должна соответствовать определенному типу объекта, указанному в НК РФ (торговые центры, офисы и т. д.).
- Данный тип объекта должен быть подтвержден региональным законом как объект налогообложения.
- Регион должен составить перечень конкретных объектов, которые будут облагаться налоговом исходя из кадастровой стоимости. В перечне указываются точные адреса /кадастровые номера объектов недвижимости.
Несмотря на то, что большинство субъектов РФ подготовили достаточно обширные перечни, подавляющая часть недвижимости в них все же не попала. Т. е. подлежала обложению налогом на имущество исходя из остаточной, а не кадастровой стоимости, и не подлежала налогообложению вовсе в случае с пользователями спецрежимов.
С 1 января 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 29.09.2020 № 325-ФЗ, который фактически упраздняет данную льготу для пользователей спецрежимов и меняет порядок расчета налога на имущество для всех остальных.
Налог на имущество по кадастровой стоимости нужно будет начислять по всей недвижимости, если у нее определена такая стоимость. Не будет иметь значения, упомянута ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.
Произойдет это из-за изменения пп. 4 п.1 ст. 378.2. На данный момент в этом пункте в качестве объектов налогообложения указаны жилые дома/помещения, которые не являются основными средствами в целях бухгалтерского учета, то есть, например, купленные/построенные для перепродажи.
После изменения формулировка будет следующая:
«4) иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.».
Напомним, что с начала 2024 года законодательно отменено налогообложение движимого имущества, поэтому все изменения касаются только объектов недвижимости. Обязательным условием для налогообложения этих активов является запись о них в ЕГРН либо наличие документов, подтверждающих невозможность перемещения.
- Обновлен список объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. С 2024 года предприятие будет уплачивать НИ при владении такими объектами, за которые налог платят физлица, например, жилые помещения, хозяйственные строения, гаражи и машино-места. Базой для расчета НИ становится кадастровая стоимость этих активов (п. 69, 70 ст. 2 закона № 325-ФЗ).
Переход к расчету налога на имущество юридических лиц в 2024 г. по кадастровой стоимости должен быть законодательно утвержден региональной властью. По имуществу с неопределяемой стоимостью по кадастру, НИ в текущем периоде исчисляют исходя из его среднегодовой стоимости (п. 3 ст. 375 НК РФ). При этом объект должен числиться на балансе компании.
Наряду с этим сокращено количество облагаемых НИ активов, расположенных в специальных административных районах (п. 10 ст. 2 закона № 324-ФЗ) – Калининградской области, Приморском крае — не уплачивают НИ с водных и гражданских воздушных судов, зарегистрированных в соответствующих реестрах.
- Упразднен критерий обязательности наличия права собственности для уплаты налога, т.е. компании, распоряжающиеся активами по праву хозяйственного ведения или концессионному соглашению, должны рассчитывать и перечислять НИ по кадастровой стоимости так же, как если бы эти активы были у них в собственности (п. 69 ст. 2 закона № 325-ФЗ).
- Ставка налога на имущество в 2024 году снижена. С 01.01.2020 максимальный размер ставки налога на имущество, облагаемое исходя из кадастровой стоимости — 2% (ст. 380 НК РФ). Теперь она применяется во всех регионах (ранее действовали территориальные ограничения), региональные власти не вправе устанавливать размер ставки, превышающий этот уровень.
Отменены ограничения по ставкам объектов, являющихся неотъемлемыми технологическими частями (магистральным трубопроводам, линиям электропередач и т.п.).
Часть VI. Важные нюансы налога на имущество
Обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (по итогам отчетных периодов — I квартал, I полугодие, 9 месяцев) будет отменена начиная с налогового периода 2024 года. Изменение предусмотрено Федеральным законом от 15.04.2020 № 63-ФЗ — п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу.
Таким образом, с 1 января 2024 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода.
С налогового периода 2024 года станет возможно представлять единую налоговую отчетность по налогу на имущество организаций, что будет закреплено в п. 1.1 ст. 386 НК РФ.
Новшество предполагает следующие возможности для налогоплательщика: если он состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, то он вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему усмотрению. Но об этом желании он должен поставить в известность налоговый орган по субъекту РФ.
Стоит отметить, что представление единой налоговой отчетности нельзя применять в случае, если законом субъекта введены нормативы отчисления от налога на имущество организаций в местные бюджеты.
Представление единой декларации является не обязанностью, а правом налогоплательщика. Поэтому он может представлять декларацию по налогу на имущество в каждый налоговый орган, в котором состоит на учете по месту нахождения объектов недвижимости.
С 2015 года в ряде регионов страны начали определять налогооблагаемую базу по некоторым объектам налогообложения для расчета имущественного налога с использованием кадастровой стоимости объекта.
С 01.01.2020 расширен перечень объектов, которые могут облагаться налогом по кадастровой стоимости. К таковым могут относиться жилые помещения, гаражи, машино-места и прочее (подп. 4 п. 1 ст. 378.2). По каким именно объектам платить налог исходя из кадастровой стоимости, будут решать регионы.
Информацию о виде стоимости имущества, используемом в процессе налогового расчета, необходимо уточнить на сайте региональной администрации или в территориальном органе ФНС.
Кадастровую цену на все имущественные объекты плательщик может выяснить самостоятельно в органах Росреестра.
Кадастровая цена в отношении части имущественного объекта (например, доли в праве на здание) определяется как соразмерное процентное значение, рассчитанное от общей кадастровой стоимости объекта. Если в собственности плательщика находится административно-деловой или торговый центр либо какая-то часть указанных объектов, то для расчета налога для подобных зданий, помещений и их частей берется исключительно кадастровая стоимость недвижимости, независимо от их включения в перечень (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).
Важно! С 2024 г. если стоимость торговой или офисной недвижимости, включенной в региональный перечень, не определена на начало года, надо начислять налог по среднегодовой стоимости.
Для отнесения имущества к налогооблагаемому должны быть выполнены следующие требования:
— недвижимое имущество учитывается на балансе в качестве основных средств (если налоговая база в отношении него установлеан как среднегодовая стоимость);
— недвижимое имущество находится на территории РФ и принадлежит организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или по концессионному соглашению (если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости).
В налоговую базу должны быть включены все используемые основные средства. Это касается и тех имущественных объектов, в отношении которых нет подтверждения наличия зарегистрированных прав, а также документов, регламентирующих ввод в эксплуатацию и перевод на балансовый счет 01.
Важно! Собственники имущества, для которого кадастровая стоимость определена, обязаны уплачивать имущественный налог, даже если они используют упрощенную систему налогообложения.
Расчет налога на имущество за 1 квартал 2024 года рекомендовано проводить по следующему алгоритму:
1. В первую очередь определяемся со всеми объектами налогообложения, для которых рассчитывается налог на имущество. Далее уточняем в региональном законодательстве, какие льготы и преференции могут быть применены плательщиком.
2. Устанавливаем размер налоговой базы для каждого объекта имущества. Возможные варианты: среднегодовая или кадастровая стоимость имущества. Выбор зависит от региона местонахождения имущества и его включения в региональный кадастровый перечень. В случае расчета среднегодовой стоимости имущества плательщика остаточная стоимость формируется на установленную дату по правилам ведения бухгалтерского учета согласно ПБУ 6/01, а со следующего 2022 г. — согласно ФСБУ 6/2020.
3. Уточняем ставку налога, установленную региональными органами власти. Максимально возможная ставка при расчете по среднегодовой стоимости — 2,2 %, при расчете по кадастровой стоимости — 2%. Необходимо помнить, что для разных имущественных объектов ставки, установленные властями субъекта РФ, могут отличаться.
4. Рассчитываем сумму по имущественному налогу к уплате в бюджет.
Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога
Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога / 4
Сумма налога к доплате за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей
Налоговая база при кадастровой стоимости имущества = Кадастровая стоимость имущества по данным
РосеестраНалоговая база при среднегодовой стоимости = Ост. ст. на 01.01 + Ост. ст. на 01.02 + Ост. ст. на 01.03 + Ост. ст. на 01.04…+ Ост.ст. на 1-е число месяца, следующего на отчетным кварталом / количество отчетных месяцев + 1
Ост. ст. — остаточная стоимость имущества
Ост. ст. = первоначальная стоимость — амортизацияКак быть, если плательщик владеет имуществом неполный год?
Налог на имущество по кадастровой стоимости при неполном годе владения = Кадастровая стоимость х Ставка х Число месяцев владения имуществом / Количество месяцев в отчетном периоде
Налог на имущество по оценочной стоимости при неполном годе владения = Оценочная стоимость (среднегодовая) х Ставка х Число месяцев владения имуществом / Количество месяцев в отчетном периоде
Важно! С 2019 года приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/[email protected] были введены новые формы декларации по имущественному налогу. За 2020 год нужно было отчитываться на бланке в редакции приказа от 28.07.2020 № ЕД-7-21/[email protected] Возможно будут изменения и в бланке за 2024 год. Если у плательщика возникнет необходимость в представлении уточненных деклараций за прошлые периоды, следует оформить их на бланках, действовавших в соответствующий период.
Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[3] п. 1 ст. 386 НК РФ был дополнен нормой, согласно которой в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Новшества вступили в силу с 01.01.2021 и применяются начиная с представления деклараций по налогу на имущество организаций за налоговый период – 2020 год.
Сегодня объектом обложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество. Возникает резонный вопрос: зачем в налоговую декларацию включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств, если оно не облагается налогом?
Можно предположить, что все-таки будут реализованы планы в отношении налога на имущество организаций, приведенные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2022 и 2024 годов. В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» документа сказано, что прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций. То есть все вернется на круги своя: движимое имущество вместе с недвижимым будет облагаться налогом на имущество. При этом будет снижена налоговая ставка.
Возможно, такие изменения будут приняты в связи с тем, что заинтересованные министерства и ведомства никак не могут установить единые критерии отнесения имущества к недвижимости. Предполагается, что результатом станут упрощение администрирования налога и снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.
При этом необходимо определить оптимальный размер предельной налоговой ставки, обеспечивающий, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).
Теперь в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. В нее добавлен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может входить в любую из них.
Раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» заполняется российскими и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, учитывающими на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества. Он заполняется организацией один раз в одной из представляемых ею деклараций за соответствующий налоговый период.
Раздел состоит из двух граф:
-
в графе «Субъект Российской Федерации (код)» указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации» к порядку заполнения декларации;
-
в графе «Среднегодовая стоимость объектов движимого имущества (в рублях)» – отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в субъекте РФ, код которого указан в соответствующей графе «Субъект Российской Федерации (код)».
При отсутствии у организации объектов налогообложения по налогу разд. 4 не заполняется.
В Письме от 21.01.2021 № 03-05-04-01/3279 Минфин дал разъяснения по вопросу включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ в такой декларации отражаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Представители Минфина пришли к выводу, что при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ следует применять положения абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.
Данные разъяснения доведены до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, Письмом ФНС РФ от 22.01.2021 № БС-4-21/[email protected]
Теперь напомним порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления.
Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
Из приведенных норм следует, что установленный ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости не распространяется на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386).
В приложении 6 «Коды налоговых льгот» к порядку заполнения декларации наименования льгот с кодами 2010501 и 2010505 приведены в соответствие ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ[4].
Данные льготы действуют в отношении организаций, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые были освобождены от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и в части установленной законом субъекта РФ налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Внесенными поправками были уточнены виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.
Кстати, ФНС рекомендовала применять данные коды налоговых льгот в таком варианте еще в Письме от 20.10.2020 № БС-4-21/[email protected]
* * *
В форме декларации по налогу на имущество организаций появился новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. При определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ нужно руководствоваться положениями абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ. Также было изменено приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы.
[1] «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected]».
[2] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected]».
[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций определены в ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Помимо таких льгот, регионы могут вводить дополнительные льготы.
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций в городе Москве установлены Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций»:
Налоговая ставка, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, применяется с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям (ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64):
1) расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
2) используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
3) расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением.
Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, утверждается Правительством Москвы.
Налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость установлены статьей 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций»:
1. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:
1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей части, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.
2. Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:
1) налогоплательщиками для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
2) научными организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.
2.1. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, используемой налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, с применением коэффициента 0,75 к указанной кадастровой стоимости при одновременном соблюдении следующих условий:
2) площадь, используемая налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, находится в нежилом здании (строении, сооружении), расположенном на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает только размещение объектов промышленности и (или) производства и (или) административных зданий (строений, сооружений) промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок промышленности;
3) по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлено, что не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), расположенного на земельных участках, указанных в пункте 2 настоящей части, или на смежных с ними земельных участках, используется налогоплательщиком для осуществления его производственной деятельности. При этом указанное здание (строение, сооружение) или помещения в нем находятся в собственности налогоплательщика или закреплены за ним на праве хозяйственного ведения;
2.1.1. В целях применения части 2.1 настоящей статьи размер площади объекта налогообложения, используемой налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, определяется по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода. В случае отсутствия в результатах указанных мероприятий информации о наличии рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность, налогоплательщик имеет право предоставить иные документы, подтверждающие размер площади объекта налогообложения, используемой налогоплательщиком для размещения указанных рабочих мест в отчетном (налоговом) периоде, за который заявлена налоговая льгота.
2.2. Налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость увеличенной на коэффициент 2 минимальной площади номерного фонда гостиницы, расположенной в принадлежащих налогоплательщику здании (строении, сооружении) или помещениях в здании (строении, сооружении), при наличии по состоянию на 1 января налогового периода выданного аккредитованной организацией свидетельства о присвоении гостинице категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения. Минимальная площадь номерного фонда гостиницы определяется в соответствии с требованиями к минимальной площади номеров для соответствующей категории гостиницы, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Если минимальная площадь номерного фонда гостиницы, расположенной в принадлежащих налогоплательщику здании (строении, сооружении) или помещениях в здании (строении, сооружении), увеличенная на коэффициент 2, превышает общую площадь такого здания (строения, сооружения) или таких помещений, то налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости общей площади здания (строения, сооружения) или помещений в здании (строении, сооружении), в которых расположена гостиница.
Льгота утрачивает силу с 1 января 2025 года (часть 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 01.04.2015 N 14.
В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2024 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:
- уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
- внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.
С 1 июля 2024 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2024 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или
Ставка налога на имущество организации по кадастровой стоимости 2021
Согласно действующим нормам фискального законодательства, расчет имущественного налога зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой.
ВАЖНО! С 01.01.2019 правила расчета изменены. Теперь налоговая база по налогу на имущество — это недвижимость. Движимые активы полностью исключены из налогооблагаемых объектов. Введено законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.
Имущественный взнос — региональное обязательство. Ставки, срок уплаты авансовых платежей, льготы и освобождения обязаны устанавливать органы власти соответствующего региона, субъекта или области.
Чиновники определили, что расчет налога на недвижимость ведется двумя способами. Первый, общепринятый вариант, — это исчисление налогооблагаемой базы исходя из среднегодовой стоимости недвижимых активов. Второй — расчет по кадастровой цене. Второй вариант более простой, но применяют его только в отношении закрытого перечня объектов. Все имущество, стоимость которого определяется по кадастру, указано в п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ.
Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости имущества для налога на имущество нельзя включать объекты, по которым начисляется налог по кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.
О том, как рассчитать и учесть налоги кадастровой стоимостью, мы рассказали в специальной статье «Учет налога на имущество юрлиц, исходя из кадастровой стоимости».
Вычисление осуществляем по формуле:
СрГодСт = (ОС1 + ОС2 + … + ОСп1 + ОСп2) / (М + 1),
где:
- СрГодСт — среднегодовая стоимость имущества за налоговый период;
- ОС1, ОС2… — остаточная стоимость (ОС) имущества на 1-ое число каждого месяца налогового периода;
- ОСп1 — ОС имущества на 1-ое число последнего месяца налогового периода;
- ОСп2 — ОС имущества на последнее число последнего месяца налогового периода;
- М — количество месяцев в налоговом периоде.
По общим правилам, налогоплательщики обязаны исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (кварталов). Например, чтобы рассчитать авансовый платеж за 9 месяцев 2024 года, в знаменателе укажите 10 (9+1). Полученную сумму разделите на 4, и только потом примените налоговую ставку.
Налоговики наказывают за существенные ошибки в расчетах налоговиков. Чтобы исключить неточности в исчислении фискальных платежей, рассчитывайте налог на имущество в 2024 году для бюджетных учреждений и коммерческих организаций, используя бесплатный онлайн-калькулятор.
Для проверки потребуется указать текущую ставку налогового обязательства и внести сведения об остаточной стоимости недвижимых активов, которые признаны налогооблагаемыми объектами.
ВАЖНО! Данные в онлайн-калькулятор вносите на основании отчетных данных бухгалтерского учета. Для этого подготовьте заранее оборотную ведомость или карточки по счетам 01 и 03 на соответствующие учетные даты в разрезе объектов учета.
Налоговые ставки устанавливаются законами муниципальных образований и зависят от местного порядка определения налоговой базы, однако не могут превышать следующие значения:
Ставка Объект налогообложения 0,1% жилой дом или его часть, квартира или ее часть, комната;
проектируемый жилой дом, строительство которого еще не завершено;
единый недвижимый комплекс в составе хотя бы одного жилого дома;
гараж и машино-место;
строение или сооружение хозяйственного типа площадью до 50 кв. метров, расположенное на земельном участке для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества или индивидуального жилищного строительства;2% Объект налогообложения из перечня а. 2 п. 10 и п. 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ, а также объект, кадастровая стоимость которого более 300 000 000 рублей 0,5% Иные объекты налогообложения Если представительными органами муниципальных образований не определены налоговые ставки, то применяются налоговые ставки, указанные в Налоговом Кодексе РФ.
Как видно из двух примеров выше, при владении одним и тем же объемом недвижимости, но при разном расчете налогооблагаемой базы, сумма итогового налога может значительно отличаться.
Однако, чтобы не допустить резкого увеличения налоговой нагрузки, приняты смягчающие меры. Если налог от кадастровой стоимости получается выше, чем от инвентаризационной, то применяются понижающие коэффициенты.
Так, в течение первых 4 лет после введения в муниципальном образовании правил по кадастровой стоимости сумма налога рассчитывается по формуле:
Сумма налога = (Сумма налога по кадастровой стоимости – Сумма налога по инвентаризационной стоимости) * Понижающий коэффициент + Сумма налога по инвентаризационной стоимости
Размер понижающего коэффициента в этом случае зависит от года:
- В первый год – 0,2
- Во второй год – 0,4
- В третий год – 0,6
- В четвертый год – 0,8
- С пятого года рассчет на основании кадастровой стоимости
Налог на имущество рассчитывается налоговой службой и направляется по месту жительства физического лица в виде налогового уведомления. В нем отражена информация о сумме налога, и сроках его уплаты.
Как правило, налоговые уведомления направляются гражданам РФ с апреля по ноябрь, но не позднее тридцати дней до даты оплаты.
Срок уплаты налога на имущество установлен до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если сроки оплаты налога на имущество будут нарушены, то к нарушителю могут быть применены взыскания и ограничительные меры. Например:
- Начисление пени на сумму недоимки за каждый календарный день просрочки в размере 1/300 от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
- Удержание задолженности из заработной платы через работодателя.
- Ограничение на выезд из страны.
За неуплату налогов мера наказания в виде штрафов к физическим лицам не применяется.
Порой налоговые уведомления не доходят до адресата. Однако, это не означает, что налог не начислен и лицо освобождено от уплаты. В таком случае, лучше самостоятельно уточнить информацию по начисленным налогам и возможным задолженностям лично или через онлайн-сервисы.
\n\n
Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным законом, в котором предусмотрены региональные особенности.
\n\n
Как соотносятся общие правила и региональные особенности
\n\n
Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.
\n\n
Так, субъект РФ может утвердить региональным законом свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать в общем случае 2,2%. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.
\n\n
\n\n
С 2024 года изменятся правила расчета налога на имущество организаций
\n\n
В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.
\n\n
\n\n
Налог начисляют только на недвижимое имущество. При этом выделены две группы, и для каждой действуют свои правила:
\n\n
1. Объекты, облагаемая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости. Налог на имущество нужно начислять, только если они отражены на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01. Налог начисляется на все указанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.
\n\n
2. Объекты в РФ, облагаемая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, если они принадлежат организации на праве собственности, хозяйственного владения или получены по концессионному соглашению. Налог на имущество нужно начислять независимо от того, отражены такие объекты по дебету счета 01 или нет.
\n\n
Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.
\n\n
\n\n
Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.
\n\n
Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.
\n\n
\n\n
Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2%. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать установленных в НК РФ значений.
\n\n
Субъекты РФ вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.
\n\n
Узнать, какие ставки и льготы введены в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.
\n\n
Похожие записи: