Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан —

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 22.07.2008 N 145-ФЗ)

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 22.07.2008 N 145-ФЗ)

(часть вторая введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ)

13 июня 1996 года N 63-ФЗ

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 145-ФЗ)

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

а) группой лиц;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений (действующая редакция)

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей
  • Решение Верховного суда: Определение N 51-АПУ16-4, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Ануфриева Д.А отменена, он освобожден из-под стражи в зале суда. Ануфриев Д.А. оправдан по обвинению в совершении преступлений предусмотренных частью 2 статьи 209 УК РФ, частью 3 статьи 260 УК РФ на основании п. 1 части 2 статьи 302 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления…
  • Решение Верховного суда: Определение N 44-АПУ16-2, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Данные обстоятельства позволяют считать наказание, назначенное каждому из осужденных справедливым и не подлежащим смягчению. Показания Новикова относительно обстоятельств совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, были даны в условиях когда он был изобличен совокупностью доказательств, поэтому отсутствуют основания для признания его показаний смягчающим наказание обстоятельством, предусмотренным п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела признание исковых требований не является смягчающим наказание обстоятельством…
  • Решение Верховного суда: Определение N 56-АПУ14-35СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Суд неправильно указал, что в июле 2008 года созданная Ермаченко В .П группа имела своей целью совершение тяжких преступлений, поскольку в этот период времени преступление, предусмотренное ст. 260 ч. 3 УК РФ, относилось к категории небольшой тяжести. Нарушены требования ст. 338, 339 УПК РФ при формулировании вопросного листа. Вопросный лист и приговор, в том числе в части описания действий иных, кроме осужденных, лиц, не соответствуют обвинительному заключению…

Административная ответственность за незаконную рубку предусмотрена для тех случаев, когда причиненный ущерб не превышает 5000 рублей. Регламентируется она КОАП ст. 8 подпунктом 28.

В соответствии с ней размер штрафа может составлять:

  1. Для физлиц от 3 до 4 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 20 до 40 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 200 до 300 тыс. рублей.

В случаях, когда в процессе незаконной рубки были задействованы механизированные средства размеры штрафов существенно возрастают:

  1. Для физлиц от 4 до 5 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 40 до 50 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 300 до 500 тыс. рублей.

Кроме того в отдельных случаях к перечисленным штрафам могут применяться и другие меры взыскания. Например, конфискация техники или объектов незаконной вырубки.

Также КОАП предусматривает ответственность и за сбыт и покупку незаконно вырубленной древесины.

Если сумма причиненного в результате незаконной вырубки ущерба превышает 5000 рублей, к нарушителям могут применяться меры уголовной ответственности. Они четко прописаны в ст. 260 УК РФ. Согласно им могут применяться штрафы в размере до 500 тыс. рублей. В отдельных случаях размер денежного взыскания приравнивают к доходу нарушителя. При этом для расчета используют размер его заработка за последние 3 года.

Кроме денежных взысканий эта статья также предусматривает до 480 часов обязательных работ или 2 лет исправительных. При особо крупных размерах вырубок к нарушителям применяется такая мера, как лишение свободы. При этом срок заключения в зависимости от обстоятельств может доходить до 2 лет и сопровождаться штрафом от 100 до 200 тыс. рублей.

При определении меры наказания суд обязательно принимает во внимание размер причиненного ущерба. При этом он учитывает следующие критерии:

  1. Ущерба свыше 5000 рублей будет достаточно для возбуждения уголовного дела.
  2. При ущербе свыше 50 тыс. рублей он будет считаться особо крупным.
  3. При превышении порога в 150 тыс. рублей ущерб отнесут к категории особо крупных.

Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений

При вырубке леса с нарушениями действующего законодательства РФ в области экологии такие действия квалифицируются по ст. 260 УК РФ при условии, что результатом этого стало причинение значительного ущерба. Наказаниями за них становятся штрафы, различные виды работ или даже заключение в тюрьму. Суд избирает конкретную меру исходя из обстоятельств происшествия.

1. Статья является традиционной — ответственность за лесное браконьерство имеет многовековую историю. Цель статьи — охрана древесно-кустарниковой и иной лесной растительности. Сфера ее действия распространяется на широкий круг лиц-лесопользователей. Статья содержит несколько простых материальных составов административных правонарушений, различающихся между собой по предмету посягательства и объективной стороне (ч. 1), и квалифицированные составы, сформулированные по признаку средств совершения правонарушения (ч. 2).

2. Предметами правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии — на корню.

Лесное законодательство и законодательство о семеноводстве дают определения лесного сеянца, лесного саженца, молодняка естественного происхождения, самосева, подроста. Все они — предметы данного правонарушения.

Отметим, что Правительством РФ принято Постановление от 18 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Не являются предметом данного правонарушения: деревья и кустарники, образующие защитные лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов и озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках; деревья и древостой, поваленные с корнями ветром, буреломные деревья, сломанные ветром (обычно ниже расположения кроны), валежник, деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины.

3. Объективная сторона основных составов правонарушений, предусмотренных данной статьей, выражается в активных действиях, в ряде случаев содержится указание на средства совершения правонарушения как обязательный признак.

4. По ч. 1 данной статьи незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка — отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.

5. Второй основной состав — повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, по объективной стороне может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п.

Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.

6. Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.

7. Субъективная сторона незаконной рубки лесных насаждений — деревьев, кустарников и лиан, а также самовольное выкапывание их, — умышленная вина, повреждение лесных насаждений — вина в форме умысла или неосторожности.

8. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ значительно усилена административная ответственность за совершение действий, перечисленных в комментируемой статье, с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (см. ст. 260 УК РФ с комментариями). Установлена подлежащая обязательному применению дополнительная мера административного наказания в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

По сравнению с санкциями ч. 1 данной статьи в ч. 2 значительно увеличены размеры административных штрафов.

9. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч. 2 — судьями (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов (ч. 1, п. 32 ч. 2 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи — также должностными лицами государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (п. 8 ч. 5 ст. 28.3).

В настоящее время в Российской Федерации наибольшее распространение получила незаконная рубка или повреждение до степени сокращения роста лесных насаждений или отнесенных к ним деревьев.

Уголовное наказание и штраф за незаконную вырубку леса устанавливается:

  • статьей 8.28 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоаП);
  • статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК);
  • Постановлением пленума Верховного Суда РФ №21 от 18.10.2012.

В зависимости от серьезности правонарушения суд будет ориентироваться на разные статьи законодательства. Правила применения статей в судебной практике по незаконной вырубке регламентированы Постановлением пленума Верховного суда.

Незаконное уничтожение лесов наносит значительный экологический и материальный урон, в связи с чем является серьезным правонарушением. Штраф за вырубку деревьев предусмотрен значительный – его сумма может достигать сотен тысяч рублей. К ответственности призывается любой гражданин, совершивший несанкционированный сруб, будь то индивидуальный предприниматель или дачник.

Приговор № 1-76/2017 от 20 октября 2017 г. по делу № 1-76/2017

Для нарушителей, совершивших уголовное правонарушение, предусматривается значительный штраф. За вырубку деревьев в большом размере (сумма, составляющая до 50 тыс. руб. ущерба) назначается денежное взыскание, которое может достигать 500 тысяч рублей.

Лица, которые совершили преступления, воспользовавшись служебным положением, или нанесли крупный ущерб своим деянием, обязаны выплатить от пятисот тысяч до миллиона рублей.

Нарушения, размеры которых оценены как особо крупные, влекут за собой штраф суммой от одного до трех миллионов рублей.

В случае административного правонарушения предусмотрены следующие денежные взыскания:

  • физические лица – до 4 тысяч рублей;
  • уполномоченные лица – до 40 тысяч рублей;
  • организации – до 300 тысяч рублей.

За использование механизмов и специальной техники, повлекшее повреждение лесных насаждений, также взимается штраф:

  • для физических лиц – до 5 тысяч рублей;
  • для уполномоченных лиц – 20-40 тысяч рублей;
  • для юридических организаций – от 200 до 300 тысяч рублей.

Интересную стратегию борьбы с незаконными вырубками разрабатывают в Румынии. Ее суть заключается в чипировании каждого спиленного дерева. Во время заготовки лесорубы будут обязаны забивать в каждое бревно специальный чип. В нем будет содержаться информация о месте заготовки и времени заготовки. Впоследствии для считывания этой информации достаточно будет всего одного смартфона.

Подобные системы отслеживания уже достаточно давно используются в пищевой промышленности. Например, для определения происхождения говяжьих туш. Согласно мнению разработчиков глобальное внедрение этой системы позволит почти полностью искоренить проблему незаконной вырубки.

С июля 2017 года на территории Приморского края для контроля вырубки лесов используется специальная спутниковая система «КЕДР». За время своей работы она помогла выявить 17 случаев нарушений на сумму около 3 млн. рублей.

Закон о «лесной амнистии» 2017 принят и вступил в силу

Любые лица, обладающие полномочиями могут задержать правонарушителя, если тот был замечен на месте преступления. После чего его отводят в ближайшее отделение полиции, где происходит оформление.

Список граждан с полномочиями:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • национальная гвардия;
  • государственные инспекторы лесных хозяйств.

Впрочем, решить проблему на месте невозможно. Для того чтобы наказание было назначено, гражданину придется посетить судебную инстанцию.

Самыми первыми инспекторами нарушений закона по вырубке леса и иных зон растительности являются лесники, егеря и прочие служащие лесхозпромышленности РФ. После этого они в 90% случаев (если не удалось нейтрализовать преступление) подают сведения о незаконной порубке леса в соответствующие первичные инстанции – полицию Федерации России. Если так называемый «порубочный билет» (выдается в Москве в Департаменте природопользования) отсутствует в наличии у пойманного нарушителя, тогда его действия будут расценены как противозаконные.

Пример 1: Приговор суда г. Чита по делу №1-86/2018.

Климов Д.А. осужден из-за несанкционированной (незаконной) вырубки леса, с мерой ответственности:

  • обязательный труд – 180 часов;
  • отстранение от работы, где требуются водительские права, сроком на 1,5 года.

Основанием служили вещественные доказательства и свидетельства очевидцев, проживающих поблизости у лесного массива. Виновник спиливал сосны с целью продажи на склад. Ущерб измерялся в значительных размерах.

Пленум Верховного суда по незаконной рубке лесных насаждений от 18 октября 2012 г. установил, что при рассмотрении подобных экологических преступлений суд должен учитывать все обстоятельства происшествия, а также все нормативно-правовые акты, имеющие к нему отношение.

Если рассмотреть судебную практику по ст. 260 УК РФ, то можно заключить, что часто гражданин несет ответственность в случае отсутствия у него разрешения на вырубку леса или кустарников либо при нарушении условий, что указаны в этом документе.

Поэтому чтобы избежать ответственности по комментируемой статье, нужно в первую очередь оформить себе разрешение для проведения подобных действий. Также нужно строго следовать условиям, указанным в этом документе.

Мы подготовили таблицу, в которую включили:

  • размер ущерба;
  • размер штрафов без учета отягчающих обстоятельств;
  • размер штрафа с учетом отягчающих обстоятельств и их описание;
  • другие виды наказания, не связанные с лишением свободы;
  • лишение свободы.
Размер ущерба Размер штрафа в тысячах рублей без учета отягчающих обстоятельств Размер штрафа в рублях с учетом отягчающих обстоятельств и их описание Другие виды наказания, не связанные с лишением свободы Лишение свободы
Незначительный Граждане 3-4, должностные лица 20-40, юридические лица 200-300. С применением механизмов (но не подпадающих под уголовное наказание) Граждане 4-5, должностные лица 40-50, юридические лица 300-500, плюс конфискация орудий совершения правонарушения.
Значительный До пятисот или в размере зарплаты/дохода за срок до трех лет. Группой или с использованием служебного положения штраф 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. До 480 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ, до двух лет принудительных работ со штрафом в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.. До двух лет и штраф в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Крупный 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. Организованной группой по предварительному сговору штраф 1-3 миллиона рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет, до пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. До четырех лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Особо крупный 1000-3000 рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет. До пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. До семи лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет.

1. Створення не предусмотренных законами Украина военизированных формирований или участие в их деятельности — наказывается лишение свободы на срок от двух до ‘пяти лет.
2. Создание НЕ предусмотренных законом ВООРУЖЕННЫХ формирований или участие в их деятельности — наказывается Лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Руководство указанным в частях первой или второй настоящей статьи формирования, их финансирование, поставки им оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или военной техники — наказываются лишение свободы на срок от ‘пяти до десяти лет.

4. Участие в составе предусмотренных частями первой или второй настоящей статьи формирований в нападении на предприятия, учреждения, организации или на граждан — наказывается лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет.

5. Деяние, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия, — Наказывается лишение свободы на срок от десяти до ‘пятнадцати лет.

6. Освобождается от уголовное ответственности по этой статье лицо, находившееся в составе указанных в этой статье формирований, за действия, предусмотренны частями первой или второй настоящей статьи, если оно добровольно вышла из такого формирования и сообщила о его существовании органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Примечание. 1. Во военизированнымы следует понимать формирования, Которые Имеют организационную структуру военного типа, а именно: единоначалия, подчиненность и дисциплину, и в которых проводится военная или Строевая или физическая подготовка.

2. Во вооруженным формированиям следует понимать военизированные группы, незаконно имеющие на вооружении пригодной для использования огнестрельное, взрывчатое или другое оружие.

1. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету преступления, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований, может быть квалифицирована как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Одними из основополагающих нормативно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой темы, являются Лесной и Уголовный Кодексы Российской Федерации. Как уже стало понятно из названия данной темы, предметом рассматриваемого преступления являются лесные насаждения, к которым на основании положений ст.16 ЛК РФ относятся деревья, лианы, кустарники, произрастающие в лесных насаждениях или иной местности. На основе этой же статьи к вырубке допускаются только следующие виды:

  • спелые, перестойные насаждения;
  • средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные лесные насаждения при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
  • лесные насаждения любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13 («Лесная инфраструктура»), 14 («Лесоперерабатывающая инфраструктура») и 21 («Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры») настоящего Кодекса.

Принимая во внимание вышеприведённые аспекты, следует обратиться к положениям статьи 260 Уголовного Кодекса РФ, которая и устанавливает наказание за рассматриваемый вид браконьерства.

Следует понимать, что действующее законодательство не ограничивает установление ответственности только Уголовным Кодексом. В Кодексе об Административных Правонарушениях РФ (КоАП РФ) присутствуют статьи под номером 8.25/8.28/11.25, также имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому злодеянию, например 8.28:

Состав Вид наказания Размер/Срок
Часть 1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан Штраф для граждан От 3000 до 4000 рублей
Штраф для должностных лиц От 20000 до 40000 рублей
Штраф для юридических лиц От 200000 до 300000 рублей
Часть 2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния Штраф для граждан От 4000 до 5000 рублей
Штраф для должностных лиц От 40000 до 50000 рублей
Штраф для юридических лиц От 300000 до 500000 рублей
В качестве дополнительного наказания может быть использована конфискация орудия правонарушения
Часть 3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния Штраф для граждан От 200 до 500 рублей
Штраф для должностных лиц От 500 до 1000 рублей
Штраф для юридических лиц От 5000 до 10000 рублей

Итак, данная таблица приведена для большей наглядности того, насколько схожи составы рассматриваемого правонарушения и преступления. Ключевыми отличительными признаками, которые следует учитывать при соответствующей квалификации, являются обстоятельства совершения злодеяния и размер причинённого ущерба. В случае с правонарушением (8.25 КоАП РФ) у виновного уже имеется соответствующее разрешение на использование предметов лесного фонда, и данное лицо лишь нарушает порядок, установленный в отдельно взятом разрешении, а состав статьи 260 УК РФ исключает наличие законного дозволения. Вторым ключевым признаком (от 8.28 КоАП РФ) является фактически причинённый ущерб, который в соответствии со ст. 260 УК РФ носит характер не менее значительный.

В последнее время участились случаи осуществления незаконных действий в экологической сфере, особенно часто это происходит в отношении лесных насаждений.

При этом виновные лица не предполагают, что за подобную «деятельность» действующим законодательством установлена ответственность. В связи с этим попытаемся разобраться, как происходит назначение наказания за незаконную рубку лесных насаждений и куда обращаться.

В соответствии со ст. 8.28 КоАП РФ за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений, самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников и лиан правонарушителю может быть назначено наказание в виде административного штрафа:

  • для граждан – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 20 до 40 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.

При этом размер наказания за указанные действия увеличивается при применении виновным лицом механизмов и автомототранспортных средств.

Незаконная вырубка леса как вид уголовно-наказуемого преступления

С целью защиты зеленых насаждений и лесов от незаконной вырубки и уничтожения, в нашей стране предусмотрена статья, которая регламентирует наказание за такие действия. Согласно ст.

260 Уголовного кодекса РФ незаконная рубка, повреждение лесных и кустарниковых заграждений, лиан, прочей растительности влечет за собой штраф в размере средней заработной платы за три года (около 500 тыс. 2 лет. Так что незаконная вырубка леса карается по всей строгости закона, о чем должны знать все граждане нашей страны, осознавая всю степень ответственности за такие действия.

На любые действия, связанные с валом леса, должна присутствовать разрешительная документация. Если ее нет или она предоставлена не в полном объеме, то такая деятельность будет преследоваться законом.

Для каждого отдельного случая подбирается индивидуальный пакет документов. Его состав зависит от дальнейших целей по применению древесины или эксплуатации очищаемых площадей.

Основополагающим разрешительным документом является порубочный билет. Его можно получить самостоятельно, собрав перечень документов или поручить компании, специализирующейся на подобных видах услуг. Выдает такое разрешение Департамент природопользования района, в котором предполагается использовать лесные ресурсы.

  • Заявление. Оно формулируется на основании причин, по которым планируется валка леса, спиливание или другие действия. Они должны быть аргументированными и не ущемляющими интересы других граждан.
  • Информация о местности, где будут проходить работы по вырубке деревьев или кустарников. Предоставляется план с очертанием границ, договор аренды или купли-продажи участка.
  • Описание и при необходимости характеристики насаждений, подлежащих уничтожению.
  • Заверенное соглашение с компанией, которая будет проводить работы по вырубке.

На основании вышеперечисленных документов, соответствующих нормативному оформлению, выдается разрешение или порубочный билет.

Отсутствие заверенных разрешений от государственных органов, договоров, а также нарушения общепринятых регламентов, является подтверждением, что проводится незаконная вырубка деревьев или других насаждений.

Если обработка участка проходит в рамках индивидуального строительства или для дальнейшей сельскохозяйственной деятельности, фермерства, то разрешительную документацию получать не нужно. Работы, проходящие на личной или домовладельческой территории, не предусматривают получение порубочного билета.

Возможны варианты масштабного уничтожения леса в качестве санитарной рубки, например, после глобального пожара. Работы согласуются с прикрепленным лесным хозяйством.

Назначение штрафов и исправительных работ предполагается при нарушениях, которые принесли умеренный вред. Для таких случаев используется статья КоАП РФ 8.28, где прописаны размеры штрафных санкций и условия их присвоения.

Административные наказания для каждого из типа лиц, принимавших участие в незаконной вырубке леса, имеют следующие отличия:

  • Физические лица облагаются штрафом от 3 тыс. рублей при отсутствии специальной техники или оборудования для спила деревьев. В случае применения вспомогательных устройств штраф будет от 4 тыс. рублей с конфискацией древесины, оборудования.
  • Должностные лица могут быть оштрафованы минимум на 20 т. если не было использовано спецоборудование. При наличии различных механизмов, оборудования штраф может доходить до 50 тыс. рублей с конфискацией продукции и техники.
  • Юридические лица несут ответственность, начиная с 200 тыс. В случае использования транспорта, вспомогательных устройств для вырубки леса – все подлежит конфискации, вместе с добытыми природными ресурсами, налагается штраф до полумиллиона рублей.

Степень административной ответственности определяется не только размером причиненного ущерба, но и целью завладения природными ресурсами. Например, штраф за заготовку древесины для личного применения, в частности отопления, будет меньше, чем за использование ресурсов для дальнейшей продажи.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Незаконной является только такая вырубка леса, от которой страдает государственная собственность. То есть вырубать насаждения на личном участке можно без ограничений. Совсем другое дело – насаждения в:

  • Гослесфонде.
  • Парках и аллеях.
  • Вдоль железных и автомобильных дорог.

К этим категориям также относятся сельхозугодья и лесопитомники. При этом неважно были ли они специально посажены человеком или выросли самостоятельно. Произрастание на территории перечисленных участков является ограничением для вырубки.

Для того, чтобы срубить хоть одно дерево на данных участках, нужно получить разрешение муниципалитета. Следовательно, если это разрешение выдано незаконно или были нарушены его условия, в том числе и касающиеся сроков вырубки, она будет признана незаконной.

Наименование нарушения и размер штрафа

Нормативный правовой акт

Требование, установленное законодательством

Ответственность по статьей 260 УК РФ

Нарушение срока разработки проекта освоения лесов или использование лесного участка без проекта освоения лесов

Размер административного штрафа:

50 тысяч рублей (для индивидуального предпринимателя) или 150 тысяч рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока

Приказ Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»

Арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы

Использование лесного участка без подачи лесной декларации

Размер административного штрафа:

20 тысяч рублей (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 70 тысяч рублей (для юридического лица)

Размер административного штрафа:

за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, без подачи лесной декларации – 25-кратная стоимость заготовленной древесины, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»

Приказ Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»

Арендатор обязан в порядке, установленном законодательством РФ, подавать лесную декларацию

Не предоставление (несвоевременное предоставление) отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении

Размер административного штрафа:

на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 КоАП РФ)

Приказ Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»

Арендатор обязан представлять отчеты, предусмотренные статьями 49, 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса РФ

Несвоевременная передача лесного участка после истечения срока действия договора или несвоевременная передача лесного участка при досрочном прекращении срока действия договора

Размер административного штрафа:

Не выполнение мероприятий по лесовосстановлению

Размер административного штрафа:

на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей

Приказ Минприроды России от 25.03.2019 № 188 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений»

Пункт 6: лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления:

а) лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом РФ;

б) органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;

в) лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов;

г) лицами, осуществляющими строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующими об изменении их границ, в том числе в целях перевода земель лесного фонда, включенных в состав лесопарковых зеленых поясов, в земли иных категорий.

Оставление не вывезенной древесины в установленный срок

Размер административного штрафа:

на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей

Приказ Минприроды России от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»

Подпункт «з» пункта 12: не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Сдвигание порубочных остатков к краю леса

Размер административного штрафа:

на граждан — от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей

Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»

Пункт 15: при разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса)

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений

Размер административного штрафа:

на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Размер административного штрафа:

на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Часть 1 статьи 8.28: запрещена незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

Незаконная вырубка леса: ответственность по УК РФ

1. Общественная опасность незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) заключается в неконтролируемом уничтожении древесно-кустарниковой растительности, в подрыве этим экологической безопасности общества.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной, ч. 2 — квалифицированный и ч. 3 — особо квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1 — 2) и средней (ч. 3) тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах; экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.

3. Предметом посягательства признается сырорастущая древесно-кустарниковая растительность в своем естественном состоянии (на корню). Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.1998 N 14 подчеркивает: «Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий». Не могут являться предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.д., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Следует иметь в виду и то, что предмет посягательства является разграничителем ответственности за незаконную рубку (а равно повреждение) деревьев, кустарников, лиан в уголовно-правовой (ст. 260 УК) и административно-правовой (ст. 8.28 КоАП) сферах.

4. Лес — охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на землях лесного фонда и землях иных категорий, а также населяющих его животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

5. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на: а) защитные; б) эксплуатационные; в) резервные. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: а) обороны и безопасности, на которых расположены леса; б) поселений, на которых расположены городские леса; в) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (см. ст. 10, 23 ЛК).

5.1. К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Можно выделить следующие категории защитных лесов: а) расположенные на особо охраняемых природных территориях; б) расположенные в водоохранных зонах; в) выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов); г) ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры) (см. ст. 12, 102 ЛК).

5.2. К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (см. ст. 12, 108 ЛК).

5.3. В защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов, к которым относятся: а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; в) постоянные лесосеменные участки; г) заповедные лесные участки; д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; ж) другие особо защитные участки лесов (см. ст. 102 ЛК).

5.4. К резервным относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (см. ст. 109 ЛК).

6. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия — незаконной рубке либо незаконном повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

6.1. Рубка — отделение сырорастущего ствола от земли, например, срубкой, спиливанием, ��орчеванием и тому подобными способами. Как правило, незаконная рубка производится при лесозаготовках, прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и других работах.

1. Предметом преступления являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Не являются предметом преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

3. Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

4. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

5. Обязательным признаком является размер совершенного деяния. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 тыс. рублей.

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г., касающееся рассматриваемых вопросов, содержит официальные разъяснения, которыми обязаны руководствоваться все нижестоящие суды, а также органы дознания и предварительного следствия.

Этот нормативный акт содержит официальную дефиницию «рубки» и разъясняет наиболее важные моменты, имеющие решающее значение для единообразного толкования и применения правовых норм.

Рубкой лесных насаждений и деревьев (кустарников, лиан), не относящихся к лесным насаждениям, признаётся любое действие по разделению основной части (ствола) объекта и корневой системы, в том числе спиливание, срезание или срубание.

Помимо прочего, незаконными такие действия будут в следующих случаях:

  • когда они производятся в отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов;
  • когда они произведены сверх разрешённого лимита;
  • когда они произведены с нарушением разрешённого возраста или породы вырубленного дерева;
  • когда они произведены за границами выделенного участка, указанными в оформленных документах.

Статья за незаконную рубку предусматривает возможность совершения преступного деяния только с прямым умыслом.

Такая форма вины обязательно включает:

  • осознание противоправности и наказуемости своего деструктивного поведения;
  • предвидение неизбежности наступления последствий;
  • желание совершить запрещённое деяние.

Мотивация, побудившая к преступлению, особого значения не имеет. Как правило, субъектами, преступающими закон, в таких случаях движет желание незаконного обогащения (корысть).

Основной состав (ч. 1. ст. 260 УК РФ) не указывает на какие-либо специальные требования к лицу, совершающему деликт. Это предполагает, что субъект является общим – психически полноценное (вменяемое) лицо, достигшее на момент совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.

Часть 2 статьи 260 УК РФ предусматривает особый (специальный) субъект, признаки которого будут рассмотрены ниже. Девиантное поведение таких лиц представляет большую степень общественной опасности, в связи с чем для них предусмотрена более строгая мера наказания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *