Условия и порядок приватизации муниципальной собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия и порядок приватизации муниципальной собственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Статья 29. Порядок и условия приватизации муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

Подпункт 8 пункта 2 статьи 3 применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением: (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

8.1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ)

8.2) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

4. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

Шаг 1. Подготовка документов

Для приватизации земельного участка потребуются следующие документы:

  • заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению)
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя
  • доверенность, если заявление подает представитель
  • документ, подтверждающий права заявителя на испрашиваемый земельный участок (договор безвозмездного найма и т.д.)
  • схема расположения земельного участка — если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок
  • выписка из ЕГРН на земельный участок (не представляется в случае, если земельный участок предстоит образовать). Вы вправе не представлять выписку из ЕГРН, поскольку орган, рассматривающий заявление, может получить их самостоятельно. Однако для ускорения решения вопроса рекомендуем собрать эти документы.
  • документы, подтверждающие право на приватизацию земельного участка (в частности, приказ о приеме на работу, выписку из трудовой книжки или трудовой договор, документы, подтверждающие статус многодетной семьи)

В зависимости от того, кому принадлежит приватизируемый земельный участок, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок (если земельный участок находится в муниципальной собственности), или в территориальное управление Росимущества (если земельный участок находится в государственной собственности). Сведения о собственнике земельного участка указываются в выписке из ЕГРН. Вам должны выдать расписку, которая подтверждает получение заявления и прилагаемых к нему документов.

Срок рассмотрения заявления — 30 дней. Срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть продлен до 45 дней.

Если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, вы получите решение о предоставлении земельного участка в собственность, после чего можете сразу переходить к шагу 6. Если земельный участок предстоит образовать или его границы нужно уточнять, вы получите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заключите договор подряда с кадастровым инженером для проведения кадастровых работ по межеванию, в результате которых он подготовит межевой план. Кадастровые работы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть также проведены ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату. После выполнения кадастровых работ обратитесь в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ земельного участка либо с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, к заявлению приложите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Для этого представьте заявление о предоставлении вам в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Повторного представления вместе с заявлением документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения, не требуется. Основанием для предоставления земельного участка в собственность гражданина бесплатно является выданное вам ранее решение уполномоченного органа о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Для этого уплатите госпошлину за регистрацию и представьте в Росреестр заявление о государственной регистрации права, документ, удостоверяющий личность, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Вы вправе сделать это по собственной инициативе, однако для ускорения процесса советуем приложить квитанцию.

Размер госпошлины за регистрацию права собственности на земельный участок:

  • 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования
  • 2 000 руб. — в иных случаях

Отказ Росреестра в регистрации права собственности на земельный участок может быть обжалован в суде.

В случае незаконного отказа администрации муниципального образования или Росимушества в предоставлении земельного участка в собственность, владелец земельного участка может обратиться с исковым заявлением для приватизации земельного участка через суд.

Для приватизации земли через суд необходимо подготовить исковое заявление и документы, подтверждающие право на приватизацию, описанные выше. В случае возникновения сомнений в наличии права на приватизацию у уполномоченного органа он данные сомнения указывает в своем решении. Задача владельца земельного участка опровергнуть в суде данные сомнения, для этого, возможно, потребуется представить дополнительные доказательства суду.

Для признания права собственности на дачный участок или иной земельный участок исковое заявление подается в суд по месту нахождения земельного участка (исключительная подсудность). Рассмотрение иска о признании права собственности на земельный участок облагается госпошлиной, исходя из сложившейся судебной практики, требования о признании права собственности на землю через суд рассматриваются как имущественные, не подлежащие оценки, поэтому пошлина взимается 300 рублей для физических лиц.

Важное изменение для членов СНТ, ДНТ, ОНТ: до 31 декабря 2020 года члены СНТ, ДНТ, ОНТ, созданных до 1 января 2019 года, имеют право независимо от даты вступления в члены приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, при этом земельный участок должен быть образован из земельного участка, предоставленного до 30.10.2001 года снт, днт или онт либо иной организации, при которой они были созданы и распределен по решению общего собрания членов или иного документа о распределении земельных участков данному члену товарищества (п. 2.7. ст. 3 137-ФЗ от 25.10.2001 в ред 217-ФЗ от 29.07.17 года вступает в силу с 01.09.2019). Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (п. 2 ст. 23 217-ФЗ от 29.07.17 в ред. 340-ФЗ от 03.08.2018 года).

Нет времени заниматься приватизацией земельного участка? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает услуги в сфере недвижимости с 2010 года и обладает обширным опытом приватизации имущества и судебном признании права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости. Мы предлагаем выгодные условия для владельцев недвижимости и традиционно работаем без предоплаты, что гарантирует завершение дела в вашу пользу в короткий срок (мы не получаем оплату услуг, пока вы не станете собственником земельного участка). Вы можете заказать услуги по приватизации земельного участка без предоплаты любым удобным способом: 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы.

Конституция РФ предусматривает несколько разновидностей собственности – государственная, муниципальная и частная. В 90-х годах прошлого века были разработаны правовые механизмы, позволяющие перевести имущество в частную собственность. Благодаря этому можно осуществить приватизацию государственного и муниципального имущества.

При этом следует учитывать, что существует жилой и нежилой фонд. Порядок приватизации в обоих случаях имеет существенные отличия.

Большинство граждан, которые далеки от государственного управления, знакомы только с одной стороной процедуры – когда квартира передается в частное владение безвозмездно. В отношении объектов нежилого фонда законодательством предусмотрена оплата.

Отличие жилого и нежилого фонда:

  1. Категория включает помещения, в которых на законных основаниях проживают граждане. Среди них частные многоквартирные дома, а также общежития. К этой категории также включат здания, которые используются для временного проживания – гостиницы.
  2. Нежилой фонд включает здания и сооружения, которые используются с определенной целью (за исключением проживания). К ним относят складские, спортивные, офисные, больничные и другие объекты.

Действующая правовая база позволяет получить муниципальное/государственное имущество из нежилого фонда в собственность физическим и юридическим лицам.

Получить в частное распоряжение можно только ту собственность, которая не пребывает исключительно в распоряжении государства (объекты и земли стратегического значения).

Объектом, который будет передан гражданам/учреждению в собственность, может быть:

  • предприятие;
  • образовательные учреждения;
  • офис;
  • больницы;
  • культурный объект;
  • торговые помещения;
  • земля;
  • природный объект и другие.

Согласно установленным нормативным актам передача имущества из нежилого фонда в частное владение производится за деньги. Зачастую проводятся торги (организуется аукцион), в результате которого определяется будущий владелец.

А также возможен выкуп на правах арендатора помещения, где базовым основанием будет договор найма. Их организация требует соблюдения, предусмотренного законом распорядка.

Существует несколько условий, которые могут изменить порядок проведения приватизации.

Чтобы выполнить все на основании закона, требуется учитывать такие нюансы:

  • кому переходит в собственность – физическим или юридическим лицам;
  • расположение помещения – общежитие, многоквартирный или жилой дом.

Руководствуясь такими данными можно переходить к процедуре приватизации. Для этого нужно выполнить действия согласно установленному порядку.

Оформить право собственности на нежилое помещение позволено физическим лицам. Граждане, которые имеют на руках договор найма жилья в муниципальной собственности, могут обратиться с намерением приватизировать арендуемую квартиру.

Вместе с этим возможна приватизация части нежилого помещения, среди которой будет доля чердака или отдельная подвальная комната.

Приватизация государственного и муниципального имущества по 178-ФЗ: что нового

Предприниматели, которые имеют на руках договор аренды помещения, могут сэкономить денежные средства. Когда помещение общежития используется для коммерции, оно переводится в нежилой фонд.

Такими являются:

  • магазины;
  • салоны услуг;
  • офисы;
  • другие объекты для ведения коммерческой деятельности.

Оптимальным решением будет регистрация нежилого помещения. Нормы действующего права направлены на бизнесменов, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Предоставление услуг и торговля выступают двигателем к оформлению права собственности.

Для тех, кому необходимо знать, как оформить в собственность нежилое помещение, следует ознакомиться с предусмотренным порядком. Процедура включает несколько шагов и требует соблюдения поэтапного выполнения.

Вне зависимости от того, кто выступает субъектом при регистрации собственности (юридическое или физическое лицо), начальные этапы едины для всех участников процесса.

Порядок приватизации нежилых помещений требует точности и достоверности предоставляемых данных.

Необходимо выполнить такие действия:

  1. Обратиться в соответствующий орган с заявлением о намерении осуществить передачу имущества в свое распоряжение на правах владельца.
  2. Заявитель собирает соответствующий пакет документов и вместе с заявлением представляет уполномоченным должностным лицам.
  3. Ожидать решение рассмотрения. Это потребует месяц.
  4. Ответ предоставляет комиссия, которая занимается процедурой отчуждения муниципальное имущество.
  5. Следующий этап требует внесения оплаты государственной пошлины, которая устанавливается.
  6. Последующим шагом будет обращение в орган регистрации имущества с соответствующим заявлением и полученным постановлением.
  7. Получить выписку из ЕГРП.

Свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение сейчас не выдается. Для регистрации нужно обратиться в Единый государственный реестр прав (дальше ЕГРП).

Это учреждение содержит актуальную информацию о состоянии всех типов недвижимости, вне зависимости от того, кто выступает правообладателем. Потребуется подождать около месяца, чтобы получить выписку из ЕГРП.

На последнем этапе, пока новый владелец ожидает ответа от соответствующего учреждения, администрация выдаст технические документы на приобретенную собственность.

К ним относятся:

  • кадастровый паспорт;
  • план;
  • технический паспорт;
  • договор о приватизации и другие.

На практике процедура очень схожа с оформлением права собственности жилого помещения. Однако есть различия, которые нельзя упускать, чтобы не допустить ошибки.

Особе внимание нужно уделить оформлению заявления.

Структура документа очень важна и должна вмещать такую информацию:

  • сведения об органе или уполномоченном лице, которые принимают прошение на рассмотрение;
  • паспортные данные заявителя;
  • основания для переоформления;
  • список прилагаемых документов.

Завершение требует стандартного оформления, которое включает дату составления и личную подпись. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется предварительно скачать и ознакомиться с образцом заявления.

Чтобы осуществить оформление нежилого помещения в собственность нужно обращаться в районную администрацию. Здесь формируется комиссия, которая будет принимать решение об отчуждении муниципальной собственности.

Ответ заявитель получит в письменной форме, где будет указано решение. На это потребуется два месяца.

Если имущество является спорным и затрагивает интересы нескольких граждан, преимущество будет у того, кто имеет на руках договор об аренде. Имеет значение также срок. Когда он превышает три года у одного из арендаторов, приватизация будет определена в его пользу.

Приватизация земельного участка

Чтобы приватизировать жилое помещение, заявителю потребуется получить согласие всех зарегистрированных в квартире лиц, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Отсутствие заявление даже одного из участников процесса послужит приостановкой оформления документов.

Исключения составляют лица, временное отбывающие наказание в местах лишения свободы, солдаты, проходящие срочную военную службу, недееспособные граждане.

Если таковые члены семьи зарегистрированы в квартире, то заявителю потребуется предоставить справки, подтверждающие сей факт (выписка ).

Приватизация муниципального имущества проводится также в три шага. Единственным отличием является то, что решение принимается региональными, а не государственными органами, то значительно упрощает процедуру.

В целом, процесс приватизации муниципального имущества схож с оформлением государственной недвижимости.

Но есть несколько нюансов:

Наиболее часто переоформление квартиры в собственность происходит на уровне муниципалитета

объясняется это тем, что получить недвижимость от государства сейчас практически невозможно, а если такое и происходит, то большая часть квартир не подлежит приватизации. Касается это, например, жилья в домах, расположенных на территории военных городков. Получить его можно, им продолжают пользоваться члены семьи после смерти военного, но оформить в собственность такую квартиру нельзя

Имущество от муниципалитета передается

как правило, с меньшей стоимостью, чем от государства. На практике недвижимость данного типа реализуется собственнику с аукциона.

Приватизация земельных участков

расположенных на территориях муниципальных сельских округов, проводится на условиях, принятых региональными властями

Чтобы оформить нежилое помещение в свою собственность, потребуется пройти процедуру возмездной приватизации.

Для этого необходимо:

Обратиться в администрацию города

и подать заявление на проведение приватизации. Сразу предъявляется собранный пакет документов

На рассмотрение документов

уходит около 30 дней, после чего административными органами выносится решение

В случае положительного решения

в указанные сроки заявитель должен оплатить указанную стоимость имущества

об уплате предъявляется административным органам

Проводится переоформление имущества

в течение последующих двух месяцев. по окончании процесса заявителю выдается свидетельство о присуждении права собственности

Процедура оформления нежилого помещения может иметь некоторые нюансы, в зависимости от региона.

При возникновении спорных ситуаций, решить которые самостоятельно не получается, заявителю нужно обратиться с исковым заявлением в суд.

Предварительно рекомендуется получить консультацию у юристов или воспользоваться помощью адвоката для повышения вероятности положительного решения.

В территориальный судебный орган подается исковое заявление. в котором указывается следующая информация:

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества включает в себя следующие этапы:

  • Чёткое планирование будущего процесса оформления;
  • Подготовка акта для принятия и утверждения требований, согласно которым будет проходить приватизация и переход имущества в категорию частной собственности;
  • Оформление приватизации

После подачи соответствующего заявления муниципальному органу, определяется, в чьей собственности на данный момент находятся указанные в запросе объекты, возможно ли их передать и на каких условиях. Окончательное решение всегда за правительством Российской Федерации, с которым муниципалитет обязательно согласовывается.

Способы приватизации могут быть разные, но их на самом деле очень мало. Органы самоуправления не станут предлагать заинтересованному лицу несколько участков на выбор. Будет только один, в соответствии с действующим законодательством и в зависимости от обстоятельств. Спорить с муниципалитетом и требовать другого варианта не целесообразно. Если, по мнению заинтересованного лица, орган самоуправления действовал незаконно и вынес противоречащее решение, оспорить его можно разве что в суде, но решения могут быть весьма непредсказуемы.

Приватизация (оформление в собственность) государственной и муниципальной земли

Несмотря на то, что процессы приватизации муниципальной и государственной собственности весьма похожи, на практике они имеют некоторые отличительные черты. В первую очередь, следует отметить, что жильё оформляется в собственность именно на муниципальном уровне, а не на государственном. Не смотря на то, что есть небольшое количество государственного жилья, на сегодняшний день это скорее исключение из правил. Некоторая жилплощадь приватизации не подлежит вовсе, и касается это жилья в военных городках и воинских частях. Жить в таких квартирах можно даже после выхода на пенсию по выслуге или инвалидности, но приватизировать – нельзя.

Следующим моментом является тот факт, что приватизировать муниципальные объекты обычно разрешают, если их стоимость не слишком высока и они не могут быть полезны государству сейчас или в ближайшей перспективе. Поэтому практикуется продажа некоторых недвижимых объектов на торгах (аукционе).

Земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в ведомстве местного органа самоуправления, чаще всего расположены вдали от населённого пункта в сельском округе. Соответствующее положение относительно приватизируемого имущества может здесь иметь некоторые поправки, внесённые актами местных муниципальных органов.

В основном выделяют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. Непосредственная подача заявления на приватизацию абсолютно любого объекта, что допускается переводить в распоряжение частных лиц.
  2. Льготная приватизация муниципального жилья лицами, кому в соответствии с нормами законодательства предоставляются те или иные льготы. К примеру, инвалиды могут рассчитывать на получение жилья от государства на льготных условиях и снижение социальных расходов. А дети-сироты получают от государства временное жильё, что они впоследствии смогут приватизировать.
  3. Безвозмездное отчуждение гос. имущества. Допускается лишь в отношении жилья, предоставляемого из государственного либо муниципального фонда согласно программам обеспечения людей жильём.

Каждый человек должен определиться, каким именно способом он хочет и может осуществить процедуру. К примеру, приватизировать жильё бесплатно могут лишь те граждане, которым гос. жильё уже выдано по соответствующему соглашению во временное пользование.

Итак, каков порядок и условия приватизации муниципальной собственности? Закон конкретно регламентирует порядок отчуждения гос. объектов в правомочие собственности обычных граждан, особенности приватизации. Правила планирования приватизации довольно просты.

Так, чтобы такое отчуждение было полностью законным, людям и организациям необходимо осуществить действия в следующем порядке:

  • обозначение конкретного объекта недвижимости и установление формы владения для него;
  • установление основания для бесплатной приватизации, если такое есть;
  • подача заявление в уполномоченное учреждение, в управлении которого находиться объект;
  • получение одобрения соответствующего органа;
  • сбор документации для участия в процедуре;
  • участие в процедуре;
  • получение соответствующего соглашения с гос. учреждением;
  • регистрации правомочия собственности в регистрирующем госоргане.

Законодательством предусмотрены следующие способы приватизации муниципальной собственности:

  • во-первых, продажа муниципальной собственности на аукционе. Данный способ применяется при отсутствии предъявления каких-либо условий по отношению к приватизируемому имуществу. Правом приобретение муниципальной собственности наделяется тот покупатель, который обеспечит предложение в процессе аукциона наиболее высокой цены. Аукцион проводится на принципе открытости. При участии в аукционе только одного участника он признается несостоявшимся. Для принятия заявок на участие в аукционе по приватизации муниципальной собственности дается 25 дней. Обработка заявок занимает 5 рабочих дней с момента окончания срока приема заявок. Проведение аукциона обязательно в течение 3 рабочих дней с момента признания заявок участников аукциона. Подтверждение участия в аукционе осуществляется путем внесения задатка, величина которого должна составлять не менее 20% от начальной цены муниципальной собственности;
  • во-вторых, продажа акций на специализированном аукционе. Данный способ приватизации применяется для открытой продажи акций, по результатам которой победители аукциона получают акции по единой цене. Данный аукцион проводится на принципы открытости. При участии в аукционе только одного участника аукцион признается несостоявшимся. Заявки на аукцион принимаются в течение 25 дней. Проведение аукциона осуществляется по истечении 10 дней с момента признания заявителей участниками аукциона;
  • в-третьих, конкурс на продажу акций, долей в уставных капиталах и объектов культурного наследия. Данный способ приватизации муниципальной собственности применяется по отношению к долям в уставных капиталах, превышающих 50% их величины, объектам культурного наследия, в отношении которых установлены определенные условия владения. Приватизация муниципальной собственности в ходе конкурса осуществляется тем покупателем, который предложит более высокую цену при условии соблюдения определенных требований. Конкурс проводится на принципе открытости. Участники конкурса открыто заявляют предложения по ценам;
  • в-четвертых, продажа муниципальной собственности путем публичного предложения. Данный способ применяется при признании аукциона несостоявшимся. Информация о продаже размещается в средствах массовой информации или иными способами публичного размещения в течение 3 месяцев с момента признания несостоявшимся аукциона.

Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Приватизация муниципального имущества возможна по одной из трех законодательно утвержденных схем. Термин «приватизация» известен уже давно, так принято называть процесс передачи из государственной собственности частому владельцу. Данный процесс получил популярность еще в перестройку, продолжается он сейчас.

Понятие приватизация допускается рассматривать в двух смыслах. Так принято называть процесс, когда производится безвозмездное отчуждение имущества гражданину или семье. Если разбираться шире, то закон о приватизации государственного и муниципального имущества дает возможность приватизировать не только квартиру, так любой гражданин, а также коммерческая организация сможет получить нежилое помещение или даже объект культуры, исключая то, которое по закону, может находиться исключительно в ведении государства.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по жилищным делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Заказать обратный звонок, юрист перезвонит через 10 минут

Приватизировать государственное муниципальное имущество можно по одной из следующих схем:

  1. Получение жилья всегда является бесплатным, оно может быть выполнено только гражданами, которые проживают в нем. Не является приватизаций передача имущества, которое принадлежит городу, но продается по рыночной цене.
  2. Приватизация муниципального имущества, если им выступает земля, может быть платной, но возможна полностью бесплатная передача для граждан, у которых ранее был участок, который они унаследовали или получили в бессрочное владение.
  3. Оформление передачи предприятия или прочего имущества, которая осуществляется абсолютно безвозмездно, в этом случае получателем часто выступает не только определенный человек, но и крупная организация.

Основное ее преимущество заключается в том, что жилец становится полным ценником и получает право распоряжения квадратными метрами по своему желанию. Их можно будет завещать, подарить или продать, сделать любую другую имущественную операцию.

Неприватизированную площадь не получится сделать залогом, а ее продажа будет сопровождаться рядом трудностей. Сдать подобную недвижимость в аренду также бывает проблематично.

Из неприватизированной жилплощади не получится выписать жильца, не возместив расходов. Это актуально и в случаях, когда их долги за предоставленные услуги довольно велики. Если сносят ветхий дом, а имущество не находилась в собственности граждан, будет предоставлена другая жилплощадь.

В общежитиях более выгодно оставаться нанимателем. Квартиру данного типа бывает сложно продать, но возможно со временем наступит расселение, которого все ожидает. После приватизации стоимость квартплаты немного повысится. Если жилье пострадает и виной этому будет собственник, государство не предоставит ему аналогичное.

Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Для всех порядок приватизации муниципального имущества одинаков и подразумевает обязательную явку в ЖЭК всех совершеннолетних членов семьи, подписание ими заявления установленной формы. Осуществлять этот процесс следует на каждого совершеннолетнего человека, если хоть один из них выступает противником этого, в приватизации будет отказано всем.

Если имеются несовершеннолетние, нужно представить их документы, заполнить бланк на приватизацию муниципального имущества, прописывают данные на всех прописанных пользователей, также новорожденных или временно отсутствующих лиц, все же сохраняющих права на жилье.

Также следует оставить информацию, которая необходима для выполнения приватизации: площадь муниципального имущества, номер счета. Мастером или соответствующей технической службой выдают оформленный техпаспорт.

Необходимо обратиться в отдел, занимающийся приватизацией, узнать все положения и правила. Такой отдел обязательно присутствует в любой местной администрации. Рассмотрим, какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры:

  1. Паспорта, а также бумаги, служащие удостоверением личности.
  2. ИНН.
  3. Заявление установленной формы.
  4. Справка, взятая в ЖЭКе.
  5. Техпаспорт на жилье.
  6. Справки, подтверждающие наличие льгот у членов семьи.

Если кто-то был прописан в квартире, нужно будет собирать справки с прежних мест жительства, чтобы установить периоды прописки и уточнить, принимал ли человек участие в процессе приватизации ранее. Далее план предусматривает оплату установленных квитанций, если это требуется. Свидетельство, подтверждающее собственность, выдается спустя месяц после регистрации поданного заявления, это устанавливает закон.

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *