Какой налог платят во франции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой налог платят во франции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во Франции три вида основных прямых налогов:

  • подоходный налог (impôt sur le revenu)
  • социальные отчисления (charges sociales/cotisations sociales)
  • НДС (taxe sur la valeur ajoutée TVA)

Так же необходимо оплатить налог на жилье и недвижимость. При продаже недвижимости или земли на сумму более 1,3 млн евро — налог на прирост капитала (impôt sur les plus values).

Налоги и налоговая система во Франции

Вы обязаны платить налоги, если:

  • постоянно проживаете во Франции или имеете недвижимость. В случаях когда ваш супруг/супруга и дети проживают во Франции, а вы работаете заграницей, вы все еще можете считаться налоговым резидентом Франции.
  • проживаете во Франции более 183 дней в календарном году — не обязательно подряд.
  • ведется финансовая деятельность во Франции.
  • есть активы во Франции.

Вы можете уменьшить налоговый счет , за счет возмещения налогов, выплат пособий и предоставления льгот.

Возврат налогов, льготы и пособия предоставляются в этих случаях:

  • если вы работаете по профессии и зарабатываете ниже определенного уровня — la prime pour l’emploi (PPE)
  • выплачиваете отчисления на социальное страхование наемных рабочих
  • имеете любые расходы, связанные с профессиональной деятельностью (до 12 305 €)
  • ухаживаете за пенсионером старше 75 лет
  • потеряли прибыль от аренды недвижимости (до 10 700 €)
  • есть убытки от деловой или профессиональной деятельности
  • выплачиваете алименты на несовершеннолетних детей, не являющихся членами вашей финансовой семьи
  • используете энергосберегающие приборы в доме
  • инвестируете средства в французскую страховую компанию Assurance Vie.

Имея низкие доходы, можно получить освобождение от выплаты местного налога на недвижимость.

Налогообложение юридических лиц во Франции

Для обычных граждан Франции применяется прогрессивная шкала ставок налога на доходы, состоит она из 5 позиций:

Доход, EUR Ставка, %
До 9,964 0
9,964 — 27,519 14
27,519 — 73,779 30
73,779 — 156,224 41
Выше 156,224 45

Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд, система взиманий намного более запутана. Налогом облагается не весь доход. От общей суммы (например, 30 000 EUR) вычитается 9 964 EUR, оставшаяся часть облагается по 14% ставке. Один человек или семейная пара с детьми также выплачивают разные суммы с одного и того же дохода.

Доходы нерезидентов подлежат фиксированной ставке 20% или 30% (в 2019 году на доход 2018 года) на основе чистого налогооблагаемого дохода Франции.

Ставка в размере 30% увеличена на 10 процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом и вытекает из закона о финансах 2018 года, который принят в результате сокращения социальных сборов для нерезидентов из ЕЭЗ.

С точки зрения применения двух ставок, для дохода до €27,519 ставка остается облагаемой налогом на 20%. Арендный и связанный с ним инвестиционный доход облагается налогом в размере 30%.

В результате одновременных изменений обязательств по социальным сборам, вступающих в силу с 2019 по 2018 год, совокупная ставка социальных сборов и подоходного налога по доходам нерезидентов ЕЭЗ, полученным из французских источников, снизится до 27,5% (с 37,2%) при условии, что доходы не превысят вышеуказанный порог.

Этот вид налога является основным косвенным налогом, он приносит в бюджет около 45% всех фискальных поступлений. Разделяется на следующие категории:

Ставка, % Вид товара или услуги
19,6 Стандартная, на все товары, услуги
22 Предельная, на предметы роскоши, средства передвижения, алкогольную и табачную продукцию
7 Сокращенная, на товары культурного назначения
5,5 Сокращенная, на товары и услуги первой важности (за исключением медикаментов и жилья)

Важно: некоторые виды расходов освобождены от НДС, например, медицина, образование, страховка, словом то, что можно назвать социально необходимыми продуктами.

Этот вид подлежит уплате 1 раз в год. Облагается дом или квартира, обязаны платить и арендаторы, проживающие в помещении с начала налогового года. Суть в том, что облагается налогом главное место проживания, размер выплат зависит от состава семьи, уровня доходов и времени проживания. Если это не постоянное место, то размер приравнивается в налогу на недвижимость.

С 1 января 2019 года лица, застраховавшиеся на случай смерти и инвалидности, должны уплатить специальный налог (TSA – taxe spéciale sur les conventions d’assurance). Его размер составит 9% от общей суммы страховки.

Для нерезидентов, продающих квартиру или дом во Франции и покидающих её, налог на прирост капитала больше не подлежит уплате, если они покидают страну не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в который был совершён переезд, и это было их основным местом жительства.

Налоговая азбука: сколько и за что платят работники и предприниматели во Франции

Если декларация о доходах подана с опозданием в 1 месяц, размер штрафа будет 10%, более месяца – 40%, в дальнейшем эти суммы могут вырасти до 250 000 EUR. Кроме того, уклонист может лишиться права водить автомобиль, человека могут посадить в тюрьму, арестованы могут быть также и все его счета.

Несмотря на всю строгость законов и высокий уровень налогообложения французская фискальная система славится солидной социальной направленностью, разработаны налоговые льготы, скидки и кредиты, позволяющие гражданам комфортно существовать при существующем положении дел.

Особое место в налогообложении французского государства имеет один важный налог. Это налог на недвижимость во Франции. Совершать выплаты необходимо владельцам:

  • арендованных помещений, в которых имеется мебель;
  • арендуемого имущества, в котором нет мебели;
  • имущества на территории французского государства (квартира или дом могут быть предоставлены в аренду любому лицу).

Если владелец квартиры или дома планирует продать свое имущество, то ему также предстоит выплатить налог государству. В этом случае выплата будет определяться как налог на прирост капитала.

Этот вариант отлично подходит для тех лиц, которые активно занимаются благотворительностью. Налогоплательщик имеет право на декларацию своих расходов в размере 470 евро. Для того чтобы подтвердить эти расходы, нужно представить соответствующие документы.

Благотворительность актуальна только тогда, когда налогоплательщик несколько превышает планку собственных доходов. При превышении этой планки налогоплательщик может попасть в совершенно иную налоговую категорию. Это предполагает, что налоги при этом будут несколько выше.

Доходы физических лиц, и граждан и нерезидентов, подлежат обложению подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале, причем максимальная ставка достигает планки в 45 % для тех, кто заработает в 2024 году 156 244 евро и более. Применение ставок происходит по следующей схеме.

Диапазон, евро в год Процент Подоходный налог во Франции (формула и годовая сумма в евро)
до 9 964 0 необлагаемый минимум
от 9 964,01 до 27 519 14 (27519–9964) * 14 % = 2457,70
от 27519,01 до 73 779 30 (73779–27519)*30 %+2457,70 = 16 335,70
от 73 779,01 до 156 244 41 (156244–73779)*41 %+16335,70 = 50146,35
свыше 156 244,01 45 Сумма превышения * 45 % + 50 146,35

Прерогатива членства в ЕС оплачивается каждой страной-участницей. За право беспошлинной торговли и свободного перемещения французы должны ежегодно перечислять 0,3 % от суммы уплаченного в бюджет НДС и установленный процент от валового национального дохода. Ставка последнего пересматривается каждый год.

Необходимая сумма формируется за счет надбавки в 2,3 % к величине акцизов при реализации алкоголя, табачных изделий, бензина, то есть всю ту продукцию, на которую распространяются акцизы во Франции.

Налоги во Франции: виды платежей, особенности налогообложения

Общими для предприятия и простых граждан можно считать косвенные налоги на потребление: НДС и акцизы. И, хотя обязанность по их перечислению в бюджет и отчетности лежит на субъектах предпринимательства, фактическим плательщиков этих сборов в составе конечной стоимости является все же потребитель.

Кроме того, на равных условиях организациями и физлицами уплачиваются:

  • налог на операции с недвижимостью – при продаже собственности в бюджет перечисляется 2-8 % от стоимости;
  • сбор за транзакции с ценными бумагами на сумму 300 000 евро – 16 % от выручки;
  • налог при продаже движимого имущества – 7,5 % при продаже движимого предмета или ювелирных украшений;
  • взносы с продажи предметов искусства – 4,5 %, если сделка заключена на сумму 20 000 евро и более;
  • налог на недвижимость и земельные участки – местный налог, установленный для всех типов недвижимого имущества и приравненных к ним объектов. Базой обложения является кадастровая стоимость, а ставки утверждаются на местном уровне.

Для начинающих и мелких предприятий льготы выражаются, в основном, в снижении стандартных ставок и временном освобождении от уплаты налоговых обязательств. Кроме того, есть возможность получить компенсацию 6% первоначальной ставки по кредиту, взятого на развитие бизнеса. Для этого достаточно платить работникам зарплату в размере 2,5 МРОТ, установленного во Франции.

Вычеты для физических лиц устанавливаются для каждого вида сбора отдельно. Поддержку в виде снижения налоговой базы и освобождения от уплаты чаще получают семьи с детьми, инвалиды и пенсионеры, получающие минимальное или близкое к нему по размеру пособие. Поскольку эти категории могут применяться одновременно, правительство установило ограничение: общая сумма снижения налогового обязательства за год не должна превышать 10 000 евро на одного получателя доходов. В то же время, если по итогам года возврат составил меньше 8 евро, то он плательщику не перечисляется.

Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.

В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.

При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:

  • штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
  • арест собственности и средств на банковских счетах;
  • лишение водительских прав на срок до 3 лет;
  • тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.

Перечень видов фискальных сборов во Франции приближается к отметке в 200 наименований. И поскольку их список и условия применения ежегодно обновляются, разобраться во всех тонкостях можно только при помощи квалифицированного налогового консультанта. Тем не менее такая развитая система взносов в местные и федеральный бюджеты позволяет поддерживать социальную защиту французского населения на довольно высоком уровне.

Французская система налогообложения характеризуется строгостью налоговых выплат и в то же время социальной направленностью, льготами и системой скидок.

Налоги во Франции для иностранцев

Между Россией и Францией установлено соглашение об избежании двойного налогообложения. Это означает, что Вам не надо платить высокие налоги во Франции, если налог на российские доходы уплачен в РФ.

Наша компания, с помощью французских бухгалтеров, организует своевременное и грамотное заполнение и подачу налоговых деклараций во Франции.

А также помогаем с подготовкой и нотариальным переводом необходимых документов в РФ и у французских присяжных переводчиков. Решаем все организационные и юридические моменты с налоговой и банком по уплате налогов клиента.

Особенности налогов на недвижимость во Франции

  1. Налоги с доходов (сюда входят подоходный налог (impôt sur le revenu), налог на прибыль юр.лиц (impôt sur les sociétés), солидарный налог на состояние (impôt de solidarité sur la fortune)
  2. Налоги на расходы: (НДС (TVA), акцизные сборы (Droits de régie)
  3. Местные налоги (налог на землю без построек (taxe foncière sur les propriétés non-bâties), налог на землю с постройками (taxe foncière sur les propriétés bâties), налог на жилье (taxe d’habitation)

В соответствии с французским законом «О финансах» с 2024 года уплачиваются следующие ставки налогов

Подоходный налог. Включает все доходы, полученные плательщиком за отчетный период во Франции и за ее пределами. Плательщиками подоходного налога являются все физические лица, достигшие совершеннолетия, предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Также его платят иностранцы, работающие на территории республики. Под доходами имеется в виду не только заработная плата, но и другие начисления: проценты по депозитным вкладам, ренты, пенсия и т.д.

Назначение фискальной системы во Франции – сохранение высокого уровня жизни населения в среднем по стране за счет перераспределения доходов. Уровень отчислений в социальные фонды равен 40%. В среднем по ЕС норматив не превышает 30%.

Бюджет страны формируется первоначально по доходной части, в которой 90% — это налоговые поступления. Количество и удельный вес косвенных отчислений превышают прямые: 60% против 40%.

Отчисления, оставляемые в распоряжение региональных органов власти, соответствуют 60% от государственного бюджета.

В компетенции муниципалитетов и департаментов установка нормативов в допустимых границах:

  • на земельные участки;
  • жилую собственность;
  • профессию.

Главные налоги во Франции:

  • на добавленную стоимость;
  • достаток;
  • профит;
  • на АО;
  • операции с ценными бумагами;
  • наследство;
  • собственность.

Законодательная база для налогообложения во Франции – Налоговый Кодекс. Дополнением служат ежегодно издаваемые комментарии к нормативным актам, утвержденным на текущий год парламентом.

Подобная практика имеет положительные и отрицательные стороны:

  • Положительный момент: быстрое реагирование на изменение условий. Так, с 1 января 2020 года во Франции вводится новый сбор на цифровые услуги, не дожидаясь принятия общеевропейского норматива.
  • Нестабильность и правовая сложность затрудняют применение законов мелкими и средними предпринимателями из-за дорогих услуг высококвалифицированных консультантов.

Теневой сектор экономики Франции оценивается в 171 млрд. евро (15% от ВВП). В России доля таких активов составляет 44% от ВВП (221 млрд. евро).

Сбор с физлиц уплачивается с суммарной величины полученных в течение года денежных средств за вычетом расходов на детское образование, помощь родителям, коммунальные услуги, медицинское страхование, перечислений в благотворительные фонды.

Для определения подоходного налога во Франции учитываются:

  • заработная плата;
  • пенсия;
  • стипендия;
  • денежные переводы;
  • социальные субсидии;
  • поступления от коммерческой и некоммерческой деятельности.

Платить НДФЛ во Франции обязаны все лица, проживающие на ее территории на законных основаниях, независимо от гражданства. Нерезиденты декларируют доходы, полученные на территории государства, французы обязаны указать и средства, полученные в других странах.

Платежной единицей, на которую производится начет, считается семья:

  • муж;
  • жена;
  • дети до 18 лет;
  • неженатые дети до 21 года;
  • дети-студенты до 25 лет;
  • родители при совместном проживании.

Гражданский брак не учитывается. Холостые и бездетные лица считаются семейной единицей. Величина подоходного налога на физических лиц зависит от величины среднего достатка на 1 члена семьи. Для определения высчитывается семейный коэффициент. Его применение дает привилегию семьям с детьми, в особенности многодетным, по сравнению с бездетными холостяками.

Норматив имеет разрядность – от 0 до 45% при необлагаемом минимуме – 5963 евро и максимальном – свыше 150 тыс. евро. Попытка ввести 75% сбор с богатых граждан, имеющих свыше 1 млн. евро, привело к переезду и выводу бизнеса в другие страны (пример – Депардие, ставший гражданином РФ). Действие нормы закона было отменено.

Строгие налоговые законы Франции дают юридическим лицам множественные поблажки

Сбор за эксплуатацию жилья устанавливают местные органы власти. Предельная величина – не более, чем в 2,5 раза выше среднерегионального за прошлый год. Плательщиком является тот, кто занимает жилую площадь: арендатор или собственник.

Сбор на имущество (жилье и денежные средства на банковском счете) устанавливается на объекты свыше 700 тыс. евро: от 0,55% до 1,83%.

Плательщиками являются французские и иностранные частные, государственные, коммунальные предприятия, организации. Профит, полученный от производства товаров, услуг, добычи полезных ископаемых, подлежит ежегодному декларированию до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Ставка имеет прогрессивную шкалу, зависящую от результата деятельности (евро/год):

  • до 18120 – 0%;
  • до 38120 – 15%;
  • свыше 38120 – 33,3%.

Исключения имеют:

  • сельхозкомпании – 20,9;
  • компании, добывающие полезные ископаемые, — 50%;
  • организации, производящие энергосберегающее оборудование, — 0%.

Перечисления в бюджет осуществляются поквартально авансовыми платежами.

НДС во Франции имеет градацию, зависящую от социальной значимости товаров и услуг.

Ставки для групп товаров и услуг:

  • 22% — на предметы роскоши;
  • 19,6% — основной перечень;
  • 7% — культурного назначения;
  • 5,5% — продукты питания, лекарства, коммунальные, транспортные услуги.

Перечисляет платежи в бюджет производитель и реализатор.

Работодатель делает перечисления от годового фонда оплаты труда:

  • 4,5% — до 36 тыс. евро;
  • 8,5% — до 71,7 тыс. евро;
  • 13,6% – свыше 71,7 тыс. евро.

Отчисления распределяются между социальными фондами: на выплату пенсий, больничных листов, пособий по безработице.

Налоги с продажи товаров во Францию

Принципиальное отличие от нашей системы налогообложения физических лиц состоит в том, что во Франции подлежит обложению подоходным налогом (L’impôt sur le revenu) не каждый человек в отдельности, а домохозяйство (foyer). Законодательство Франции рассматривает большое число возможных вариантов состава семьи (домохозяйства):

  • супружеские пары (также к этой категории относятся живущие по договору) с детьми до 18 лет либо с детьми до 25 лет, если они являются студентами, либо с другими иждивенцами;
  • холостые, разведенные;
  • вдовы, вдовцы
  • незначительным ростом ВВП ( примерно 1,4% );
  • 10% уровнем безработицы среди молодежи, что в 2 раза превышает аналогичный показатель в Великобритании и Германии;
  • большими социальными расходами.

Восстановление экономической ситуации во Франции идет гораздо медленнее, чем в других европейских странах. Доход населения остается стабильным, но при этом большая часть зарплаты идет на налоги и другие социальные взносы.

Мигранты во Франции чаще всего устраиваются на низкооплачиваемые должности с минимальной заработной платой ( 1,2-1,4 тысячи евро ). Это в основном должности в сфере обслуживания: такие как официанты, бармены, горничные в отелях. Достаточно просто найти работу и в строительной сфере.

Квалифицированным специалистам найти подходящую работу с достойным уровнем заработной платы будет гораздо сложнее, ведь иностранцу придется получить специальную Голубую Карту ЕС, которая будет подтверждать наличие высшего образования и профессиональный опыт не менее 5 лет.

Высокий уровень дохода во Франции возможен только при наличии соответствующего образования и квалификации, а уровень жизни многих людей не отличается от российского.

Все субъекты, которые интересуются тем, какой налог во Франции им придется уплачивать со своих доходов, зачастую оказываются неприятно удивлены полученным ответом, потому что ставки очень и очень значительные, в особенности для тех категорий населения, которые имеют чрезвычайно высокие доходы. Подоходный налог во Франции несколько лет назад претерпел значительные изменения, и повышения ставок вызвали большой общественный резонанс. Многие категории населения поддержали политику правительства в отношении сверхбогатых граждан, но при этом был ряд видных деятелей, которые предпочли демонстративно отказаться от французского гражданства, дабы избежать чрезмерных отчислений.

Для того чтобы узнать, сколько процентов налог во Франции должно уплатить то или иное физлицо, необходимо сначала определить, к какой группе плательщиков данный человек относится. От этого будет зависеть размер ставок, применяемых к поступлениям.

Подоходный налог во Франции установлен по прогрессивной шкале, которая традиционно считается более социально справедливой, позволяет избежать так называемой «уравниловки» в налогообложении разных слоев населения. Диапазон величин составляет от 0 до 56%.

Если сравнивать французский подоходный налог с аналогичным по крупнейшим западноевропейским странам, а также США, то можно сделать вывод, что именно здесь установлены самые высокие ставки.

Чтобы рассчитать, какой налог во Франции подлежит уплате с поступлений гражданина, необходимо также обратить внимание на семейное положение. Дело в том, что подоходный платеж рассчитывается по-разному для одиноких граждан и для членов их семей. Важны и другие нюансы:

  • гражданин может быть разведен, но иметь несовершеннолетнего ребенка;
  • при налогообложении семей учитывается также количество малолетних детей и другие обстоятельства.

При определении базы при расчете НДФЛ крайне важно перед оплатой произвести все необходимые вычеты из полученных средств — другими словами, вычесть все расходы, которые не облагаются (например, на медицинское обслуживание, на образование детей, расходы по обеспечению членов семьи, которые не имеют собственного источника средств, и так далее). Грамотное использование вычетов позволяет значительно уменьшить базу.

Отдельные льготы предоставляются некоторым категориям граждан: военнослужащим, лицам, которые осуществляют активную благотворительную деятельность, и так далее. Все обстоятельства, на которые ссылается плательщик для получения льгот, должны быть надлежащим образом подтверждены официальными документами.
Помимо подоходного налога трудоустроенные граждане также уплачивают суммы по социальному и медицинскому страхованию. Они удерживаются работодателем из зарплаты сотрудника.

Налог на прибыль во Франции обязаны уплачивать все юридические лица, занимающиеся той или иной коммерческой деятельностью. Не только предприятия-резиденты, но и иностранные корпорации определены в законодательстве. Налог на прибыль во Франции для нерезидентов распространяется на всю прибыль, полученную на французской территории.

Чтобы определить, сколько процентов налог во Франции должно перевести в бюджет коммерческое предприятие, надо сначала рассчитать сумму чистой прибыли за отчетный период. Это связано с тем, что для корпоративного налога установлена прогрессивная ставка:

  • Если сумма ЧД за год не превышает 38120 евро, для плательщика устанавливается сниженная ставка —15%.
  • В случае превышения вышеуказанного размера ЧД предприятие будет платить на общих основаниях по ставке 33,33%.

При определении общего размера ЧП из всех поступлений компании за год вычитаются расходы и убытки, связанные с коммерческой деятельностью.

Налоговая система Франции

Многие специалисты считают, что НДС изначально ведет свое происхождение именно из Франции. В данном государстве он имеет чрезвычайно обширную сферу применения, обеспечивает значительный объем поступлений в государственный бюджет. При этом предусмотрен ряд товаров/услуг, в стоимость которых не включаются надбавки, например, образовательные и медицинские услуги, а также деятельность казино.

  • Обычная ставка НДС во Франции установлена в размере 20%.
  • Для некоторых товаров/услуг может применяться повышенная ставка — до 33%. Это касается в основном предметов роскоши, алкогольной и табачной продукции и так далее.

НДС во Франции является одним из основных налогов потребления, поступающих в государственный бюджет. Данным налогом облагаются товары и услуги, произведенные и используемые на территории страны. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость во Франции составляет 20%. Повышенная ставка доходит до 33,3 % и применяется к алкоголю, табачным изделиям, автомобилям и другим предметам роскоши (например, к мехам). Пониженные ставки 10, 5,5 и 2,1% действуют для книг, товаров первой необходимости и некоторых медикаментов, отпускаемых по рецепту.

Подоходный налог считается одним из важнейших элементов французской налоговой системы. Он охватывает все доходы, полученные как во Франции, так и за ее приделами. При расчете налогооблагаемой суммы учитывают заработную плату, пенсию, ренты, награды, проценты по депозитным вкладам и прочие виды доходов. Кроме этого, налог оплачивают не только жители Франции, но и иностранные граждане, которые получают официальный доход на территории страны.

Главной особенностью налога на доходы является то, что для его расчета берется не конкретное физическое лицо, а семья налогоплательщика (супруги, дети и иждивенцы). Одинокие люди считаются семьей из одного человека.

Прогрессирующая шкала ставок охватывает 5 групп налогоплательщиков с диапазоном от 0 до 45% в зависимости от суммы годового дохода. Франция уже имеет негативный опыт по введению так называемого «налога на богатство», суть которого заключалась в том, что доход свыше 1 миллиона евро облагался по ставке 75%. В итоге нововведения не оправдали себя, поэтому на данный момент повышенный процент подоходного налога для миллионеров отменен.

Во Франции при операциях с недвижимостью налогом облагается сумма, равная разнице между ценой ее продажи и покупки с учетом некоторых расходов.

С августа 2015 года единая ставка налога составляет 40,5% и включает в себя:

  • налог на прирост капитала – 19% (налоговая льгота в размере 4–6% предоставляется при владении недвижимостью более 5 лет, свыше 22 лет – нулевая ставка);
  • социальный сбор — 15,5% (также есть налоговые скидки 1,6–9% в зависимости от срока владения недвижимостью, свыше 30 лет – нулевая ставка);
  • добавочный налог – до 6% (зависит от налогооблагаемой суммы).

С 2012 года во Франции введен новый налог в размере 0,2% на операции с ценными бумагами. Он касается только крупнейших французских компаний, рыночная капитализация акций которых превышает 1 миллиард евро.

Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.

Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов — косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Основные федеральные налоги:

  • НДС;
  • подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий;
  • пошлины на нефтепродукты;
  • акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта);
  • налог на собственность;
  • таможенные пошлины;
  • налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Основные местные налоги:

  • туристский сбор;
  • налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);
  • налог на профессию;
  • налог на уборку территории;
  • налог на использование коммуникаций;
  • налог на продажу зданий.

В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

Акциз занимает немалую долю налоговых поступлениях Франции. Он включается в отпускную цену на алкоголь, табачные изделия, сахар, соль и некоторые другие товары массового спроса. Акцизный сбор направляется не только в государственный, но и в местные бюджеты страны.

Важным источником доходов бюджета служат акцизы. Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы.

К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим или адвалорным ставкам и выступают, помимо источника доходов бюджета, важным инструментом экономической политики государства, направленным на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства.

Общая ставка налога на прибыль во Франции в течение последних лет составляет 33,33%. При этом существуют льготы для малого и среднего бизнеса: для доходов до 38120 евро действует ставка 15%, доходы свыше этой суммы рассчитываются по стандартной ставке. Крупные компании, наоборот, уплачивают дополнительный социальный сбор в размере 3,3% от средней суммы налога.

От налога на прибыль полностью освобождаются компании, которые занимаются производством, продажей или лизингом энергосберегающего оборудования. Предприятия, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, также имеют определенные льготы.

Декларация за отчетный (предыдущий год) подается предприятиями до 1 апреля. В течение года компанией вносятся авансовые платежи, которые суммируются и на момент подачи декларации пересчитываются в соответствии с фактической чистой прибылью.

Налог на прибыль корпораций взимается с частных и государственных компаний, ассоциаций и партнерств, занимающихся предпринимательской деятельностью и не освобожденных от этого налога. Как резиденты, так и нерезиденты уплачивают данный налог в части прибыли, полученной от деятельности во Франции. Налогооблагаемой базой является годовая прибыль корпорации, декларацию о которой каждое предприятие представляет в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным. До окончательного расчета с бюджетом корпорация ежеквартально вносит авансовые платежи. Стандартная ставка налога равна 33,33%, однако существуют и пониженные ставки, которые применяются к доходам от земельных участков, сельскохозяйственных ферм и ценных бумаг и варьируются от 10 до 24%. От данного налога могут быть освобождены при соблюдении ряда условий сельскохозяйственные кооперативы и инвестиционные компании. Кроме того, французское законодательство предоставляет льготу по учету убытка компании в течение последующих 5 лет.

Во Франции работодатель сам оплачивает социальные взносы за своего работника, отчисляя их из его заработной платы. Ежемесячные обязательные отчисления в фонды медицинского, пенсионного и социального страхования составляют 15,5%. Эти средства направляются в государственный бюджет для дальнейшей оплаты больничных листов, медицинских страховок и пособий по безработице. Налог на доходы, описанный выше, рассчитывается уже исходя из суммы дохода за вычетом социальных взносов.

Для всех французских компаний обязательным является налог на профессиональное обучение, ставка которого составляет 0,5% от общего фонда заработной платы плюс 0,1%. Исключением являются государственные органы, отраслевые ассоциации и организации сферы образования. При использовании работодателем непостоянной рабочей силы ставка налога повышается до 2%, а при активном участии в образовательной системе, наоборот, допускаются налоговые скидки. Дополнительный сбор в размере 0,3% предназначен для профессиональной подготовки молодежи.

При покупке жилья, построенного более пяти лет назад, в государственный бюджет страны, а также в бюджет департаментов и коммун покупатель платит регистрационные сборы (les droits d’enregistrement). Суммарно размер регистрационных сборов составляет 5,81 % от vстоимости приобретаемого объекта (в департаментах Индр, Изер и Морбиан — 5,1 %).

При покупке новостройки уплачивается НДС (la taxe sur la valeur ajoutée, TVA) в размере 20 %, который чаще всего включается в стоимость приобретаемой недвижимости, и сбор в размере 0,71498 % от стоимости объекта.

Стоимость нотариального оформления сделки рассчитывается исходя из стоимости объекта.

Какие налоги платят во Франции?

Разница между ценой, по которой объект был куплен, и ценой, по которому он был позже продан, облагается налогом на прирост капитала (l’impôt sur les plus-values immobilières).

Первая продажа недвижимости резидентами может быть освобождена от уплаты налога на прирост капитала.

Недвижимость нерезидентов рассматривается как вторичное место проживания и, соответственно, с них взимается налог на прирост капитала.

Для резидентов ЕС ставка налога составляет 19 %, для российских налоговых резидентов — 33,33 %. Если нерезидент Франции является резидентом не сотрудничающего государства, например, Брунея или Гватемалы, ставка составляет 75 %.

Если недвижимость продается по истечении пяти лет после приобретения, то налог понижается за каждыйгод владения свыше пяти лет. При продаже по истечении более 22 лет недвижимость автоматически освобождается от данного налога. Для определения налогооблагаемой базы из цены продажи вычитается цена приобретения и расходы.

При продаже жилья во Франции бывшими резидентами прирост капитала (на сумму не более 150 тыс. евро) также освобождается от уплаты налога. Для этого налогоплательщик должен пробыть резидентом страны в течение двух лет до выезда, а жильё продано — в течение пяти лет.

При продаже недвижимости, в случае если доход превышает 50 тыс. евро, взимается дополнительный налог, ставка которого варьируется от 2 до 6 %.

В соответствии с законодательством страны, французская недвижимость, находящаяся во владении нерезидента, облагается налогом на наследство (l’impôt sur les successions).

Французский налог на наследство исчисляется исходя из стоимости объекта. Налогом не облагается имущество, которое переходит от одного супруга к другому. При передаче недвижимости в наследствоот родителей детям применяются ставки от 5 до 45 %. В случае передачи наследства братьям и сёстрам применяются ставки от 35 % до 45 %, племянникам и родственникам до четвертой степени родства — фиксированная ставка 55 %, а лицам, не состоящим в родстве с наследодателем, — 60 %.

Чтобы легально избежать уплаты налогана наследство, рекомендуется оформлять недвижимость на компанию. В этом случае будут применяться законы той страны, резидентом которой являлся собственник.

На сегодняшний день перечень всех взимаемых налогов содержит более двухсот позиций. Вся фискальная система по принципу действия во многом похожа на системы других стран Европы, но ряд особенностей все же сохраняется:

  • в среднем граждане выплачивают около 40 % дохода в различные социальные фонды (жители других стран Европы платят около 30 % дохода в среднем);
  • для всей системы характерно доминирование косвенных налогов, именно во Франции впервые появился налог на добавленную стоимость (1954 год);
  • в данный период времени наблюдается снижение ставок налогов для физических лиц, но при этом постепенно отменяются и льготы по налогообложению;
  • постепенная децентрализация системы.

Условно все виды взиманий можно разделить на три категории:

  • косвенные налоги (налоги на потребление);
  • налоги на получаемый доход;
  • налоги на собственность.

Среднестатистического жителя более всего касаются налоги на доходы физических лиц, НДС, налоги на собственность и некоторые другие.

Доходы нерезидентов подлежат фиксированной ставке 20% или 30% (в 2020 году на доход 2018 года) на основе чистого налогооблагаемого дохода Франции.

Ставка в размере 30% увеличена на 10 процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом и вытекает из закона о финансах 2018 года, который принят в результате сокращения социальных сборов для нерезидентов из ЕЭЗ.

С точки зрения применения двух ставок, для дохода до €27,519 ставка остается облагаемой налогом на 20%. Арендный и связанный с ним инвестиционный доход облагается налогом в размере 30%.

В результате одновременных изменений обязательств по социальным сборам, вступающих в силу с 2020 по 2018 год, совокупная ставка социальных сборов и подоходного налога по доходам нерезидентов ЕЭЗ, полученным из французских источников, снизится до 27,5% (с 37,2%) при условии, что доходы не превысят вышеуказанный порог.

Этот вид налога является основным косвенным налогом, он приносит в бюджет около 45% всех фискальных поступлений. Разделяется на следующие категории:

Ставка, % Вид товара или услуги
19,6 Стандартная, на все товары, услуги
22 Предельная, на предметы роскоши, средства передвижения, алкогольную и табачную продукцию
7 Сокращенная, на товары культурного назначения
5,5 Сокращенная, на товары и услуги первой важности (за исключением медикаментов и жилья)

С 1 января 2020 года лица, застраховавшиеся на случай смерти и инвалидности, должны будут уплатить специальный налог (TSA – taxe spéciale sur les conventions d’assurance). Его размер составит 9% от общей суммы страховки.

Для нерезидентов, продающих квартиру или дом во Франции и покидающих её, налог нп прирост капитала больше не подлежит уплате, если они покидают страну не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в который был совершён переезд, и это было их основным местом жительства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *