Основные виды использования земельного участка и вспомогательные

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные виды использования земельного участка и вспомогательные». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Состав основных ВРИ ЗУ и допустимых на участке ОКС указывается в Классификаторое ВРИ

Изменение основного ВРИ на другой вид проводится по Классификатору ВРИ. Виды, не включённые в Классификатор, в ЕГРН не вносятся.

Изменение ВРИ объектов капитального строительства, связанных с переводом:

  • жилых помещений в нежилые
  • нежилых помещений в жилые

осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Основной вид разрешённого использования земельного участка считается изменённым с момента внесения записи в ЕГРН.

Основные виды разрешённого использования земельных участков сгруппированы в Классификаторе по разделам. Они соответствуют целевыму назначению участков:

  • сельскохозяйственное
  • жилая застройка
  • общественное использование объектов капитального строительства
  • предпринимательство
  • отдых (рекреация)
  • производственная деятельность
  • транспорт
  • обеспечение обороны и безопасности
  • деятельность по особой охране и изучению природы
  • лесное
  • водные объекты
  • общее пользование территории

Каждый из разделов состоит из подразделов, объединяющих группы ВРИ земельных участков для той иной территориальной зоны.

Приложение. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Состав условно разрешённых видов использования конкретного ЗУ определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, к которой он относится.

Отличие условно разрешенного вида ЗУ и объектов капитального строительства от их основного ВРИ:

  • при выборе вида из основных ВРИ не требуется получения согласований и разрешений от органов власти
  • для выбора одного из условно разрешённых видов согласования требуются

Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ участкаа установлен Градостроительным кодексом РФ:

  • правообладатель направляет заявление в орган местного самоуправления
  • администрация:
    • организует и проводит публичные слушания
    • готовит:
      1. заключение
      2. рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный ВРИ
      3. отказ в предоставлении разрешения с указанием причин

Если решение положительное, запись об условно разрешенном ВРИ вносится в государственный кадастр недвижимости.

Вспомогательный ВРИ обеспечивает функционирование основного вида использования.

Для всех видов объектов с основными и условно разрешёнными ВРИ вспомогательные виды разрешённого использования применяются в отношении объектов:

  • технологически связанных с объектами, имеющими основной и условно разрешённый ВРИ, обеспечивающих их безопасность в соответствии с нормативно-техническими документами, в том числе:
  • проезды общего пользования
  • объекты коммунального хозяйства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, телефонизация и т.д.), необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов использования
  • автостоянки и гаражи (открытого типа, подземные и многоэтажные) для обслуживания жителей и посетителей основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов использования
  • благоустроенные детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий
  • хозяйственные площадки
  • общественные туалеты
  • объекты, необходимые для обслуживания посетителей основных, условно разрешённых, иных вспомогательных видов:
    • торговли
    • общественного питания
    • бытового обслуживания
  • объекты временного проживания, необходимые для обслужива ния посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • объекты, обеспечивающие безопасность объектов основных и условно разрешённых видов использования, включая противопожарную безопасность
  • другие

  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ ЗУ (2019) можно здесь
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года можно ознакомиться здесь
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь
  • Как провести раздел участка – здесь
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации – по кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь
  • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь

Состав земель на территории России регулирует ст. 7 Земельного Кодекса. Согласно законодательству, всего существует семь категорий земель:

  1. Земли, предназначенные для сельскохозяйственных нужд.
  2. Земли населенных пунктов.
  3. Земельные участки специального назначения (предназначенные для целей промышленности, транспорта, связи, обороны, безопасности и др.).
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.
  5. Земли лесного фонда.
  6. Земли водного фонда.
  7. Земли запаса (участки, неиспользуемые в данный момент, которые находятся в резерве страны).

Правовой режим отдельных категорий земель может предусматривать особые условия. Это необходимо для сохранения природных характеристик, присущих территории (например, участки национальных парков).

Каждая категория имеет несколько видов допустимого использования земельных участков. Что такое «разрешенное использование земли» читайте далее.

Земли населенных пунктов имеют четкую границу. Такие участки предназначены для проживания граждан и размещения необходимой инфраструктуры.

Вся земля населенных пунктов подразделяется на зоны. Они перечислены в ст. 85 ЗК РФ. Таких территориальных зон земель населенных пунктов девять:

  1. Жилые зоны.
  2. Общественно-деловые.
  3. Производственные.
  4. Инженерные и транспортные инфраструктуры.
  5. Рекреационные зоны.
  6. Участки сельскохозяйственного использования.
  7. Зоны специального назначения.
  8. Военные объекты.
  9. Иные земельные участки.

Каждая из зон имеет свои виды разрешенного использования. Для граждан интересны только жилые и сельскохозяйственные зоны, так как именно они могут быть переданы в собственность.

Земельные участки, расположенные в жилых зонах, имеют следующие виды разрешенного использования:

  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
  • ДНП (дачная застройка).

Строительство возможно на каждом из таких участков. Однако есть существенные отличия.

Земельные участки, предназначенные для ДНП и ЛПХ, подразумевают возможности застройки не зависимо от требуемых габаритов. Но тут есть весомый минус – на таких участках очень сложно прописаться.

Строения на землях ИЖС обслуживаются точно также, как и постройки городских поселений. Собственник вправе беспрепятственно здесь прописаться. Хоть и ограничений на габариты построек не предусмотрено, проект строительства необходимо будет согласовать с муниципалитетом. Минус участков ИЖС в повышенной налоговой ставке относительно земель ДНП.

Земли сельскохозяйственного назначения находятся за чертой поселений. Здесь могут размещаться сенокосы, пастбища, сады, пашни и постройки.

Целевое назначение земель сельскохозяйственного назначение для граждан может быть следующим:

  1. Личное хозяйство. Устанавливается с правом на строительство или без него.
  2. Дачное строительство. Здесь допускается постройка загородного жилого дома. В отличие от застройки на землях поселений проект строительства согласовывать не нужно.
  3. Садоводство, животноводство, растениеводство и т.д.

Существенный минус приобретения в собственность участков сельскохозяйственного назначения – практически полная невозможность прописаться в построенном жилом доме.

Для целей индивидуальной застройки и ведения личного хозяйства подойдут участки, имеющие коды 2,0 – 2,7 в разделе 2 по классификатору. Эти цифры означают, что земля может использоваться в следующих целях:

  • постройка малоэтажных жилых домов (до 3-х этажей, не подразумевающих квартирного деления);
  • выращивание плодовых, ягодных, овощных и других сельскохозяйственных культур (садоводство и огородничество);
  • подсобная постройка (возведение сараев, гаражей и т.д.);
  • постройка садовых зданий;
  • ведение личного подсобного хозяйства и организация участка;
  • постройка временных передвижных сооружений с возможностью подключения к общим техническим сетям (вагончики, кемпинги и т.д.).

При планировании предпринимательской деятельности подойдет земельный участок, имеющий вид разрешенного использования, предусмотренный в разделе 4 классификатора (коды 4.0-4,9). Целевое назначение таких участков допускает размещение объектов капитального строительства, возводимых для торговли, транспортного обслуживания, отдыха, развлечений и т.д.

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель. Согласно, ст. 37 ГрК РФ существуют:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования земель;
  • вспомогательные виды.

Основные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в классификаторе. Они не подлежат дополнительному согласованию с органами власти. Это значит, что собственник вправе распоряжаться участком по своему усмотрению в рамках закона и классификатора.

Классификатором невозможно предусмотреть все. Поэтому существуют условно разрешенные виды использования земельных участков. Это дает возможность расширить законные способы использования земли при необходимости. Перечень условно разрешенных видов устанавливается на местном уровне.

Чтобы установить на своем участке дополнительный вид допустимого использования, необходимо пройти процедуру согласования с муниципалитетом и Комиссией по землепользованию и застройке. Это может потребоваться, например, если вы на своем участке, предназначенном для ИЖС, запланируете возведение торговой точки для сбыта мелкорозничного товара.

Вспомогательные виды разрешенного использования применяются для уточнения существующего целевого назначения. Такое дополнение может потребоваться при желании собственника построить на своем участке забора, гаража или другого некрупного объекта.

Самостоятельной правовой силы эти виды не имеют, поэтому не могут выступать автономно, без связи с основным видом использования.

В градостроительных источниках законодательства эти нормы рассмотрены:

  • п. 1 ч. 3 статьи 37 ГрК РФ;
  • абз. 2 ч. 4 статьи 17 ГрК РФ.

Если организация деятельности на землях не входит в компетенцию градостроительного законодательства, то опора осуществляется на нормы статей 7 и 85 ЗК РФ. А так же – закона о Государственном кадастре.

Собственник земли выбирает основной вид разрешённого использования. По собственному усмотрению он вносит соответствующий основным параметрам, вспомогательный вид разрешённого использования. Здесь нельзя отклоняться от норм основного разрешения, их допустимо дополнять только теми действиями, которые не входят вразрез с основным видом разрешённого использования.

Соответственно, выбирать можно только те виды вспомогательных работ, которые не требуют специальной регистрации в Росреестре, и лаконично вписываются в контекст застройки.

Например, при возведении дома можно получить дополнительное разрешение на строительство надворных построек. А на землях, предусматривающих сельскохозяйственный бизнес, можно выстроить складское помещение.

Главное правило – это целесообразный синтез идей, которые дают преимущества землевладельцу и не входят в конфликт с интересами администрации и собственников соседствующих участков.

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Основные ВРИ для земель населенного пункта:

1. Жилые.
2. Зоны отдыха.
3. Места общего пользования.
4. Общественно-деловая зона.
5. Предпринимательство.

Если земельный участок разрешено использовать под жилую застройку, его относят к одному из следующих ВРИ:

• ИЖС – возведение зданий высотой до трех этажей, предназначенных для проживания людей и их личных нужд;
• дачное строительство (ДНП) – можно строить дома до трех этажей, предназначенные для загородного отдыха;
• личное подсобное хозяйство (ЛПХ) – возможно строительство жилья, хозпостроек, а также выращивание сельхозкультур и занятие животноводством;
• блокированные жилые дома – это таунхаусы, имеющие общие стены. Максимальное количество блоков – 10, этажей – три;
• передвижное жилье – размещение кемпингов и палаточных городков;
• среднеэтажная застройка – допустимо строительство жилых домов высотой до восьми этажей;
• многоэтажная застройка – постройка жилых многоквартирных домов от девяти этажей и выше;
• вспомогательные строения – на таких участках возводятся подсобные помещения для нужд коммунального хозяйства.

ВРИ земель населенных пунктов может быть основным, условно-разрешенным или вспомогательным. Категория присваивается на основании официального решения местного органа власти. При рассмотрении вопроса уполномоченные лица принимают во внимание возможность наиболее эффективного использования земельного участка.

К примеру, если рассматриваемая земельная территория находится в жилой зоне, то вероятнее всего там будет разрешено строительство продуктового магазина, детского сада, школы и т.д.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

До 2014 года, обозначенная дифференциация проводилась на основании старого классификатора назначения земельных участков , принятого Федеральным законом от 22.07.10 г., под № 167-ФЗ . На основании данного закона, правом на установление видов целевого применения земель наделялись местные органы самоуправления.

Соответственно, отсутствовал единый федеральный стандарт , а каждый регион устанавливал принципы разрешённого применения земель отдельными муниципальными актами. Административные сведения не включались в единый Государственный реестр и находились исключительно в ведении местных властей. Это существенно затрудняло ведение контроля над земельным ресурсом.

Введенный новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков предоставил возможность использования шифров, которые передаются в Государственный реестр и допускают проведение анализа и мониторинга земельных массивов , с целью максимально эффективного распоряжения таковыми:

  • гражданами;
  • юридическими лицами;
  • муниципалитетами;
  • государственными учредителями.

При различиях, выявленных из-за разночтений старых и новых кодов, приоритет получает новый классификатор разрешенного использования земельных участков.

Эта существенная характеристика надела дополняет свойства целевого назначения и подразделяется на следующие виды земельных участков по виду использования:

  • основной вид использования земельного участка;
  • условно разрешённые;
  • дополнительные.

Эти группы видов разрешенного использования земельных участков предусматривают правовые границы, в пределах которых ЗУ допускает распоряжения правообладателем, соответственно целевому назначению.

Подробнее рассмотрим, какие виды разрешенного использования земельных участков бывают в следующем видео:

Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков
1.0 – Сельскохозяйственное использование 1.1 – Растениеводство

1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

1.3 – Овощеводство

1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

1.5 – Садоводство

1.6 – Выращивание льна и конопли

1.7 – Животноводство

1.8 – Скотоводство

1.9 – Звероводство

1.10 – Птицеводство

1.11 – Свиноводство

1.12 – Пчеловодство

1.13 – Рыбоводство

1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства

1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках

1.17 – Питомники

1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства

2.0 – Жилая застройка 2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);

2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства

2.3 – Блокированая жилая застройка

2.4 – Передвижное жилье

2.5 – Среднеэтажная жилая застройка

2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)

2.7 – Обслуживание жилой застройки

3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства 3.1 – Коммунальное обслуживание

3.2 – Социальное обслуживание

3.3 – Бытовое обслуживание

3.4 – Здравоохранение

3.5 – Образование и просвещение

3.6 – Культурное развитие

3.7 – Религиозное использование

3.8 – Общественное управление

3.9 – Обеспечение научной деятельности

3.10 – Ветеринарное обслуживание

4.0 – Предпринимательство 4.1 – Деловое управление

4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)

4.3 – Рынки

4.5 – Банковская и страховая деятельность

4.6 – Общественное питание

4.7 – Гостиничное обслуживание

4.8 – Развлечения

4.9 – Обслуживание автотранспорта

5.0 – Отдых (рекреация) 5.1 – Спорт

5.2 – Природно-познавательный туризм

5.3 – Охота и рыбалка

5.4 – Причалы для маломерных судов

5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок

6.0 – Производственная деятельность 6.1 – Недропользование

6.2 – Тяжелая промышленность

6.3 – Легкая промышленность

6.4 – Пищевая промышленность

6.5 – Нефтехимическая промышленность

6.6 – Строительная промышленность

6.7 – Энергетика

6.8 – Связь

6.9 – Склады

6.10 – Обеспечение космической деятельности

7.0 – Транспорт 7.1 – Железнодорожный транспорт

7.2 – Автомобильный транспорт

7.3 – Водный транспорт

7.4 – Воздушный транспорт

7.5 – трубопроводный транспорт

8.0 – Обеспечение обороны и безопасности 8.1 – Обеспечение вооруженных сил

8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации

8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка

8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний

9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы 9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы

9.1 – Охрана природных территорий

9.2 – Курортная деятельность

9.3 – Историческая

10.0 – Лесная 10.1 – Заготовка древесины

10.2 – Лесные плантации

10.3 – Заготовка лесных ресурсов

10.4 – Резервные леса

11.0 – Водные объекты 11.1 – Общее пользование водными объектами

11.2 – Специальное пользование водными объектами

11.3 – Гидротехнические сооружения

12.0 – Общее пользование территории 12.1 – Ритуальная деятельность

12.2 – Специальная

12.3 – Запас

К ним относятся нюансы деятельности правообладателя ЗУ, которые не вносят существенных изменений в окружающий контекст застройки и не требуют регистрации в Росреестре.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допускают внесения корректив по усмотрению владельца ЗУ , для этого не нужно обращаться за специальным разрешением.

Вспомогательное использование земельных участков должно опираться на уже имеющийся основной или условно разрешённый вид, и исходить из его специфики.

Например, при допустимости надворных построек, правообладатель вправе построить гараж или иное строение. А если в его ведении только основное разрешение – обустроить место для парковки автомобиля.

Начиная с 2014 года, виды функционального использования земельных участков вносятся в , получаемую правообладателем после приобретения участка на торгах. До участия в торгах, заинтересованное лицо вправе получить данные сведения в администрации.

Если участок путём или не был приватизирован – ему присвоен основной вид разрешённого использования , на общих основаниях. Чтобы получить условное разрешение на использование земельного участка, потребуется дополнительное оформление такового в местной администрации.

При приобретении надела, данные сведения можно уточнить соответственно этому же принципу у собственника, отчуждающего земельную собственность. При необходимости – обратиться в земельный департамент (отдел) администрации.

Как показывает практика, и оглашают нормы земельного и градостроительного законодательства, нарушение установленного вида целевого назначения и перечня разрешенного использования земельных участков приводит к юридической ответственности правообладателя.

Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540

(в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 30.09.2015 N 709, от 06.10.2017 N 547, от 09.08.2018 N 418, от 04.02.2019 N 44)

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282, 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582, 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7027, 7043; N 50, ст. 7343, 7365, 7359, 7366; N 51, ст. 7446, 7448; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1663; N 30, ст. 4080; 2014, N 26, ст. 3377) приказываю:

1. Утвердить классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

2. Установить, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Министр
А.В. УЛЮКАЕВ

Каждому земельному наделу может быть присвоено несколько видов возможного использования:

  • Основной – определяется градостроительным регламентом, является главным ВРИ для участка.
  • Условно-разрешенный – дополнительный вид, может быть добавлен по инициативе владельца, но таковое добавление необходимо согласовать в Комиссии по землепользованию.
  • Вспомогательный – присваивается по умолчанию совместно с любым из вышеперечисленных видов.

Основой определения возможного использования земель является градостроительный регламент. Здесь указаны виды для каждой зоны, находящейся в ведомстве муниципального образования.

До 2015 года не было строгой регламентации основных ВРИ. С 2015 года, после принятия нового классификатора, основные виды возможного использования могут быть выбраны только из данного классификатора.

Местные органы власти могут дать владельцу участка несколько вариантов основных видов на выбор. При этом владелец может в любой момент поменять свое решение и изменить основной ВРИ в заявительном порядке, дополнительно согласовывать изменения не нужно.

Вспомогательный ВРИ (один или несколько) всегда идет совместно с основным и разрешенным. Например, для ИЖС вспомогательным видом может быть строительство бытовых построек, строительство хозяйственных построек и т.д.

Владелец надела вправе использовать любой вспомогательный вид, определенный местным градостроительным регламентом. Дополнительного согласования на использование вспомогательного ВРИ не требуется.

Земли для дачного строительства предназначены для возведения на участке жилого дома и иных хозяйственных и бытовых построек, а также для использования участка в сельскохозяйственных нуждах: выращивание садовых и овощных культур, выращивание скота и домашней птицы и т.д.

Земли для дачного строительства могут быть двух видов: с правом прописки в построенном жилом доме и без права таковой прописки.

Возможное использование надела зависит от территориальной зоны и категории земель.

Применение всех земельных наделов, вне зависимости от определенных для них вещных прав, должно производиться исключительно по целевому назначению.

В связи с этим требуется обязательное определение одного либо нескольких видов разрешенного использования. Они устанавливаются в процессе категорирования территорий и их зонирования.

Для установления этой характеристики конкретного участка земли следует удостовериться в наличии либо отсутствии соответствующего документа в муниципалитете – Правил землепользования и застройки. В соответствии с ним осуществляется деление территории на зоны, для которых устанавливаются ВРИ. Согласно актуальному ГК РФ принята следующая классификация ВРИ земельных наделов.

Основными ВРИ считаются виды использования земли, для определения которых не требуется дополнительное получение разрешения со стороны госорганов. Условно разрешенными называются формы использования земельных угодий, применение которых осуществляется после реализации публичных процедур и получения соответствующего разрешения.

Вспомогательные ВРИ определяются в качестве дополнительных к обозначенным двум видам. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков призваны уточнить уже существующее целевое назначение территории. Необходимость такого дополнения может возникнуть в связи с желанием собственника возвести на принадлежащем ему участке забор, гараж, иной малогабаритный объект.

Полезный материал о некоторых видах разрешенного использования и их отличиях:

  • ИЖС.
  • ЛПХ.
  • ЛПХ и ИЖС.
  • КФХ и ЛПХ.
  • СНТ и ИЖС.

Вспомогательные ВРИ получили применение относительно объектов, которые технологически непосредственным образом связаны с объектами с присвоенными основным и условно разрешенным видами использования.

Сюда же входят объекты, предназначенные для обеспечения безопасности основного объекта.

Для земель населенных пунктов вспомогательными ВРИ могут быть назначены:

  • объекты коммунального хозяйства;
  • подъездные пути;
  • парковочные площадки;
  • техзоны;
  • детские площадки, скверы;
  • шлагбаумы и посты охраны;
  • торговые точки.

С 2015 года устранена необходимость выполнения каких-либо дополнительных действий с целью получения согласований. Все обозначенные виды ВРИ неразрывно связаны с основными либо условно разрешенными для земли.

Для земель сельскохозяйственного назначения вспомогательным ВРИ может считаться возведение зданий, необходимых для нужд сельского хозяйства.

ВРИ вносится в ГКН на основании решения органа местного самоуправления. Для установления на своем земельном участке дополнительного вида разрешенного использования потребуется пройти процедуру согласования с муниципалитетом, к которому относится территория, а также с Комиссией по землепользованию и застройке.

Нарушение требований земельного законодательства в указанной области чревато наступлением административной ответственности.

Документальное отражение ВРИ осуществляется с помощью кадастрового паспорта. Этот параметр является одной из важных характеристик земельного надела. Она оказывает влияние на кадастровую стоимость участка, прямо влияющую на размер налога. В бумаге прописываются все ВРИ. Внесение любых изменений в этой области или включение дополнительных видов допустимого применения в дополнение к основному предусматривает обязательное отражение в кадастре.

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные.

Основные ВРИ не подлежат дополнительному согласованию с органами власти, т.е. собственник вправе использовать земельный участок в соответствии с указанным в качестве основного видом или одного из основных, если таковых указано несколько.

Условно разрешенные ВРИ дают возможность выбора способа использования участка, при этом условно разрешенный вид может быть основным или совместным с ним.

Вспомогательные виды разрешенного использования могут применяться только в качестве дополнительных к основным или к условно разрешенным и только совместно с основными или условно разрешенными видами на территории одного земельного участка.

Использовать земельный участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с видом его разрешенного использования. Например, если он имеет ВРИ под строительство и эксплуатацию складских зданий, то построить новое или реконструировать существующее и сделать потом из него офисное здание или жилой дом нельзя, т.к. назначение будет противоречить целям использования земельного участка, указанным в ГПЗУ и ЕГРН.

Вид разрешенного использования территории – это отрегулированный законодательством нормативный документ, определяющий целевое применение земли или существующих и возводимых на ней объектов.

Данная бумага необходима для четкого определения:

  • С какой целью будет использоваться земля;
  • Какие работы будут на ней проводиться – строительство, реконструкция, под сельскохозяйственные угодья;
  • Она в первую роль играет решающий фактор при кадастровой оценке площади;
  • Ею определяются границы территории.

Данную документацию определяет специальная комиссия, сформированная посредством местных органов власти или же их главой, так же эта комиссия наделена правом, изменений ВРИ.

В России ВРИ начал использоваться с 2007 года, однако он не имел четких разграничений и параметров, из-за чего возникала большая путаница.

С конца 2014 года был введен в действие новый классификатор, более усовершенствованный, он имеет:

  1. Наименование, описание и числовое значение каждого вида в отдельности.
  2. Складывается с 12 обобщенных типов или основных и 81 уточненных. Обобщенные пункты можно использоваться в случае, когда нет конкретики итогового употребления участка:
  • Эксплуатация в сельскохозяйственной сфере – растениеводство, садоводство овощеводство, животноводство, скотоводство, птицеводство и прочие;
  • Под жилые застройки – все виды жилых помещений, в том числе и передвижные, а также постройки для их обслуживания;
  • Использование объектов капитального строительства в интересах общества – коммунальное хозяйство, социальные организации, здравоохранение, учебные заведения;
  • Предпринимательство – деловые центры, офисы, рынки, центры развлечения и торговли, общественное питание, гостиничные комплексы;
  • Отдых – спорт, рыбалка, охота, причалы;
  • Производственная деятельность – промышленность легкая, тяжелая, пищевая, строительная, нефтехимическая, использование недр;
  • Транспорт – автомобильный, водный, железнодорожный, воздушный, трубопроводный;
  • Обеспечение обороны и безопасности – военные базы, расположения, полигоны, внутренний правопорядок, охрана государственной границы, обеспечение деятельности по исполнению наказаний;
  • Деятельность, относящаяся к охране и изучению природы – обеспечение курортной и исторической деятельности также входит в данную категорию;
  • Лесная – заготовительные работы по древесине и лесных ресурсов, расположение резервных лесов и плантаций;
  • Водные объекты – гидротехнические сооружение, общее и производственное применение водных просторов;
  • Общее пользование территорией – ритуальная и специальная деятельность, запас.
  1. Целевое использование – это особое направление использования земли и ее функций в интересах общества. Так как земли в соответствии с законодательством делятся на категории, принадлежность участка к одной из них, учитывая и ВРИ, определяет их целевое применение.
    Целевое назначение изменяется при переводе площади из одной категории в другую. Важно: определение к какой именно категории относится участок, может выполнить только компетентный орган и не более.
  2. Разрешенное использование – это уже нюансы эксплуатации территории в рамках зафиксированных категорий, при этом виды и условия имеются для каждой категории индивидуально, вспомогательный пункт применения земли, владелец может определить самостоятельно, а также оспорить решение местных властей по разрешению в суде.

Срок рассмотрения заявления составляет от 15 до 50 рабочих дней (в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний и рассмотрения вопроса на Градостроительном совете). Весь процесс смены ВРИ земельного участка от подачи соответствующего заявления до момента внесения изменений в ЕГРН в среднем занимает от 1,5 до 4 месяцев. При необходимости внесения изменений в ПЗЗ сроки увеличиваются до 12 месяцев.

Этапы работ

ЭТАП

Подготовка документов

Правоустанавливающих документов на земельный участок

ЭТАП

Подача заявления

  • на имя Главы муниципального образования (если документы территориального планирования отсутствуют или не утверждены)
  • через ГЗК (если земельный участок находится в Москве или документы территориального планирования утверждены)

Вспомогательный вид использования земельного участка

Вид разрешенного изменения земельных площадей формируется соответствующими инстанциями, ими также вносится корректировка при необходимости внесения изменений на вид применения территории и зданий на ней. При этом учитывается возможность осуществления такого изменения, которое затрагивает интересы общества.

Для получения изменения важно тщательно готовить документацию, учитывать особенности будущего использования площади правильность заполнения декларации и заявления, прилагать к пакету перечень документов и копий.

Виды разрешенного использования земель подробно рассматриваются в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва) +7 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

Функциональное назначение здания – это разрешенные способы использования здания, в частности, возможные способы его эксплуатации для осуществления конкретных видов хозяйственной и иной экономической деятельности.

Важно! Функциональное назначение объекта капитального строительства должно соответствовать ВРИ земельного участка, на котором он расположен. Например, если на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения объектов транспортного обслуживания и придорожного сервиса» находится здание, которое по документам БТИ или ЕГРН является автосервисом, но фактически используется как складское, то для приведения в порядок всех правоустанавливающих документов необходимо сменить функциональное назначение объекта. Изменение назначения здания – это переоборудование объекта под другой вид деятельности, отличный от изначально предусмотренного правоустанавливающими документами. При этом смена должна происходить одновременно с изменением вида разрешенного использования земельного участка или совпадать по назначению с имеющимся ВРИ.

Основные причины изменения функционального назначения объекта:

  • здание не используется под цели, под которые было построено, и требуется его перепрофилирование;
  • требуется сменить назначение части строения или только отдельных его помещений.

В случае утверждения градрегламента он включает в себя информацию о трёх категориях видов разрешённого использования (далее – ВРИ):

  • основные
  • вспомогательные
  • условно-разрешённые

Основные виды разрешённого использования отражают то назначение объектов капитального строительства, которое, по мнению разработчиков ПЗЗ, предпочтительно в рамках конкретной территориальной зоны. Правообладатель земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, вправе выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешённого использования без дополнительных разрешений и согласований (п. 4 ст. 37 ГрК РФ).

Следует помнить, что законодательство не запрещает правообладателю участка выбрать несколько основных ВРИ, что осуществляется путём внесения в ЕГРН соответствующих сведений о нескольких ВРИ на основании заявления правообладателя.

Сложившаяся судебная практика исходит из того, что выбор ВРИ должен не просто осуществляться собственником путём формирования воли, а должен выражаться в форме конкретного обращения правообладателя участка в Росреестр с заявлением об изменении ВРИ и внесением соответствующих изменений.

Так, суды исходят из того, что если изменение основного вида разрешённого использования по сравнению с данными кадастра произошло, но в ЕГРН не было внесено соответствующих изменений, то собственник может быть привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ[99].

В судебных актах указывается на то, что наличие в соответствии с градостроительным регламентом права использования участка в соответствии с новым ВРИ не отменяет следующей из системного толкования законодательства обязанности оформить в установленном порядке свой выбор ВРИ (путём внесения в ЕГРН сведений об изменении ВРИ). Соответственно, позиция судов сводится к тому, что фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешённому использованию, предусмотренному градостроительным регламентом (очевидно, за изъятиями, предусмотренными п.п. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ и ст. 85 ЗК РФ в части права в определённых случаях использовать участок без приведения ВРИ в соответствие с градрегламентом), и совпадать со сведениями, внесёнными в ЕГРН.

В п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешённого использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (далее в настоящем подразделе – Обзор), также указывается на то, что при наличии утверждённых ПЗЗ применительно к участку, находящемуся в частной собственности, изменение сведений о разрешённом использовании (основные и вспомогательные ВРИ) производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учёта документов с использованием процедуры кадастрового учёта изменений объекта недвижимости.

Также стоит отметить, что согласно ранее сформировавшейся судебной практике изменение вида разрешённого использования, отражённого в кадастре, на новый возможно только при условии уже состоявшегося изменения фактического использования земельного участка с соблюдением установленных требований[100]. При этом данный подход судебной практики с неизбежностью ставит вопрос о критериях разграничения изменения фактического использования земельного участка для целей изменения ВРИ и внесения соответствующих сведений в кадастр и использования земельного участка не в соответствии с ВРИ, указанным в кадастре, что влечёт риск привлечения правообладателя участка к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает в т. ч. допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого участка. Соответственно, изменение фактического использования участка, предполагающее необходимость получения разрешения на строительство (реконструкцию), невозможно до изменения ВРИ, а потому основания для применения приведённой судебной позиции в настоящее время отсутствуют.

Необходимо учитывать, что в соответствии с позицией, приведённой в п. 9 Обзора, ВРИ участка не может быть изменён в случае, если для запрашиваемого ВРИ градостроительным регламентом установлены предельные размеры или параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким ВРИ (например, площадь принадлежащего лицу участка, меньше предусмотренного градрегламентом минимального размера участка для запрашиваемого ВРИ).

Вспомогательные виды разрешённого использования также разрешены к выбору правообладателями участков (за исключением указанных ранее лиц) без дополнительных разрешений и согласований, но только в качестве дополнительных по отношению к основным или условно-разрешённым видам использования в силу прямого указания п. 1 ст. 37 ГрК РФ. Выбор вспомогательного вида разрешённого использования без выбора основного вида разрешённого использования противоречит ГрК РФ[101]. Например, на земельном участке может быть установлен основной вид разрешённого использования «сельское хозяйство» и вспомогательный – «природно-познавательный туризм»[102] или «для индивидуального жилищного строительства» и «торговые объекты площа��ью не более 100 кв.м»[103].

Если земельный участок входит в состав земель, в отношении которых градрегламент ещё должен быть утверждён, то необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом случае нельзя говорить о наличии основных, вспомогательных и условно-разрешённых ВРИ, которые вводятся только градрегламентом.

Во-вторых, в силу п. 3 ст. 51 ГрК РФ при отсутствии ПЗЗ не допускается выдача разрешений на строительство в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, за исключением случаев строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градрегламентов или для которых не устанавливаются градрегламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Соответственно, получается, что в случае отсутствия утверждённых ПЗЗ, составной частью которых является градрегламент, выбор правообладателями земельных участков, попадающих в соответствующую территорию ВРИ, и осуществление строительства в соответствии с выбранными ВРИ фактически невозможны, что является серьёзным ограничением в использовании земельных участков.

Необходимо отметить, что ранее действовал переходный период, допускающий выбор ВРИ и осуществление строительства на земельных участках, в отношении которых должен быть утверждён градрегламент, до его утверждения.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 закона РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) до 31.12.2017 разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства определялось в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

Также пп. 2 п. 1 ст. 4 закона № 191-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы власти в этом случае были обязаны указывать вид разрешённого использования в составе ГПЗУ. На практике, опираясь на указанные нормы, уполномоченные органы заполняли ГПЗУ в отсутствие утверждённого проекта планировки территории, внося, например, вид разрешённого использования на основании данных ЕГРН. Обоснованность таких действий подтверждалась судебной практикой [109].

Отдельно пп. 3 п. 1 ст. 4 закона № 191-ФЗ регулируются вопросы изменения вида разрешённого использования таких земельных участков. До 31.12.2017 решение об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принималось главой местной администрации с учётом результатов публичных слушаний или общественных обсуждений.

Без проведения публичных слушаний принималось решение об изменении ВРИ при условии, что выбранный ВРИ не противоречит целевому назначению земельного участка:

  • если заявителем запрашивалось изменение ВРИ на другой, предусматривающий жилищное строительство;
  • если до введения в действие ГрК РФ вид разрешённого использования объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, уже был изменён на другой по действовавшим тогда правилам.

Отдельно в ст.ст. 17.1, 17.2 закона № 191-ФЗ подчёркивалось, что до 01.07.2017 допускается выдача разрешений на строительство в отсутствие утверждённых ПЗЗ в Москве, до 31.12.2017 – в Московской области и других муниципальных образованиях.

Необходимо отметить, что срок «переходного периода» неоднократно продлевался. Однако с 2017 г. изменения законодательства в части продления сроков «переходного периода» не происходили, ввиду чего в настоящее время отсутствует процедура выбора ВРИ собственниками соответствующих земельных участков и имеются все формальные основания для применения п. 3 ст. 51 ГрК РФ, не допускающего выдачу разрешений на строительство до утверждения ПЗЗ применительно к территории, в отношении которой ПЗЗ должны быть утверждены.

1. Понятие видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом № 540[114] утверждён классификатор ВРИ земельных участков (далее – классификатор), которым с 24 декабря 2014 года для использования на будущий период введён закрытый перечень возможных видов разрешённого использования[115] и коды к ним, подлежащие применению во всех регионах РФ. Классификатор содержит пояснения по допустимой деятельности по каждому ВРИ, включая ограничения по высотности объектов жилой застройки.

Отметим, что согласно п. 11 ст. 34 закона № 171-ФЗ разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Таким образом, в отношении земельных участков, сформированных до вступления в силу Приказа № 540, изменять разрешённое использование не требуется.

При этом при образовании земельного участка по правилам п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ возможно руководствоваться ранее установленными ВРИ независимо от соответствия такого вида классификатору. Согласно положениям п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами[116].

Вместе с тем в судебной практике по земельным спорам положения классификатора применяются[117] в том числе и в делах относительно земельных участков, расположенных на территориях, где формально применяться классификатор не должен[118]. Так, суд при рассмотрении вопроса обоснованности привлечения к ответственности за использование земельного участка не в соответствии с разрешённым использованием руководствовался Приказом № 540, а не утверждёнными ПЗЗ.

П. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешённого использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

До 1 января 2024 года орган местного самоуправления муниципального образования (в федеральных городах – высший исполнительный орган региона) обязан внести изменения в ПЗЗ в части приведения ВРИ земельных участков, установленных градрегламентом, в соответствие с ВРИ земельных участков, предусмотренными классификатором (п. 12 ст. 34 закона № 171‑ФЗ). При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в ПЗЗ, в этой части не требуется.

При наличии несоответствия ВРИ земельного участка классификатору правообладатель может обратиться в уполномоченный орган (государственной власти или МСУ) с заявлением об установлении соответствия разрешённого использования участка классификатору ВРИ, решение по которому должно быть принято в течение 1 месяца (п. 13 ст. 34 закона № 171-ФЗ). Принятое решение об установлении соответствия является основанием для внесения изменений в кадастр недвижимости. Отказ или бездействие уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления могут быть обжалованы в суде[119].

Отметим, что на протяжении действия классификатора в него неоднократно вносились изменения.

Анализируя последние поправки, можно отметить, что изменениями, внесёнными Приказом Минэкономразвития России от 09.08.2018 № 418 и вступившими в силу 01.01.2019, в классификатор включены такие ВРИ, как «сенокошение» (код 1.19), «выпас сельскохозяйственных животных» (код 1.20) и «земельные участки общего назначения» (код 13.0)[120]. В связи с принятием нового закона по садоводствам[121] исключён ВРИ «ведение дачного хозяйства», скорректировано описание ВРИ «ведение огородничества» (код 13.1) и «ведение садоводства» (код 13.2). В качестве примера изменений, внесённых Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2019 № 44, можно привести следующие:

  • скорректировано описание ВРИ группы «жилая застройка»: описание ВРИ «для индивидуального жилищного строительства» приведено в соответствие с п. 39 ст. 1 ГрК РФ, внесены правки в описание ВРИ «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «блокированная жилая застройка», «среднеэтажная жилая застройка», «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка»);
  • в составе групп и подгрупп ВРИ выделены самостоятельные ВРИ: например, в составе подгруппы ВРИ «социальное обслуживание» – «дома социального обслуживания», «общежития», «оказание услуг связи»; в составе подгруппы ВРИ «культурное развитие» – «объекты культурно-досуговой деятельности», «парки культуры и отдыхa»; в группе ВРИ «земельные участки (территории) общего пользования» – «улично-дорожная сеть», «благоустройство территории» и т. д.

Как следует из п. 9 ст. 1 ГрК РФ, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее – предельные параметры) являются частью градостроительного регламента.

Регулированию предельных параметров посвящена ст. 38 ГрК РФ. Они могут включать в себя:

1) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков;
3) предельное количество этажей или предельную высоту ОКС;
4) максимальный процент застройки.

Необходимо отметить, что законодатель прямо указывает на открытый характер приведённого выше перечня (п. 1.2 ст. 38 ГрК РФ). Таким образом, при разработке ПЗЗ местные власти могут учесть особенности той или иной территории путём установления дополнительных параметров.

Также следует обратить внимание на п. 3 ст. 38 ГрК РФ, согласно которому в одной территориальной зоне могут быть установлены различные подзоны. При этом в границах территориальной зоны во всех подзонах должны быть одинаковые виды разрешённого использования, но могут отличаться предельные параметры. В качестве примера можно указать две подзоны (ТД1-1_1 и ТД1-1_2), установленные в Санкт-Петербурге в рамках одной территориальной зоны – ТД1-1. При этом виды разрешённого использования для обеих подзон одинаковы (установлены п. 2.9 Приложения 7 к ПЗЗ СПб[124]), а предельные параметры различны. Так, например, в данных подзонах отличается минимальная площадь озеленения земельных участков.

Теперь рассмотрим каждый вид предельных параметров более подробно.

С учётом того, что территориальные зоны подразумевают только определённые виды разрешённого использования, для осуществления этих видов использования участок объективно должен быть не меньше/не больше определённого размера, иначе использование участка может привести к негативным последствиям (неэффективное использование земли, нарушение права соседей на благоприятную окружающую среду или благоприятные условия жизнедеятельности).

То есть предельные размеры участков являются необходимым минимумом (максимумом) для соблюдения публичных интересов и прав третьих лиц при использовании участка в определённой территориальной зоне. Так, привычные всем дачные «6 соток» попали во многие градостроительные регламенты в виде минимально допустимого размера земельных участков в территориальной зоне, предназначенной для размещения садоводств[125]. Установление данного параметра в меньшем размере могло повлечь появление в соответствующей территориальной зоне участков, фактически не пригодных для садоводства, чрезмерную нагрузку на инфраструктуру садоводств и прочие негативные последствия.

Наравне с минимальными размерами могут устанавливаться и максимальные размеры земельных участков. Так, ПЗЗ Хабаровска в отдельных зонах для целей осуществления гражданами индивидуального жилищного строительства устанавливают максимальный размер земельного участка 2000 квадратных метров[126]. Представляется, что подобные ограничения могут быть вполне эффективными при борьбе с недобросовестными застройщиками, которые возводят на землях для ИЖС многоквартирные дома.

Предельные размеры земельных участков, в первую очередь, необходимо учитывать при формировании земельных участков. Как следует из п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Таким образом, закон запрещает формировать земельные участки меньше по площади, чем установлено градостроительным регламентом.

При этом необходимо учитывать, что, исходя из п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Т.е. если правообладатель земельного участка производит раздел земельного участка с видом разрешённого использования «для размещения многоквартирного дома» в территориальной зоне, где минимальный размер участка для данного вида использования установлен 1000 кв.м, получившиеся земельные участки будут иметь такой же вид разрешённого использования и, соответственно, не должны быть меньше 1000 кв.м.

Участок, который будет сформирован с нарушением предельных размеров, не может быть поставлен на кадастровый учёт. Этот вывод следует как из пп. 28 п. 1 ст. 26 закона 218-ФЗ, так и из правоприменительной практики государственных органов[127].

Также необходимо помнить, что предельные размеры земельных участков устанавливаются для всех участков, отнесённых к соответствующей территориальной зоне. Форма собственности или иные права на земельный участок не имеют значения. Даже если все участки после раздела останутся в собственности одного лица, орган кадастрового учёта должен отказать в постановке на учёт земельного участка с площадью меньше (больше) предельного параметра, установленного градостроительным регламентом[128].

Если участок находится в долевой собственности и при его разделе возникнет два (или более) участка, площадь которых менее установленной в качестве предельного параметра, то такой выдел доли в праве на земельный участок не допускается законом (п. 3 ст. 252 ГК РФ).

Необходимо также отметить, что установление предельных размеров участков не повлечёт необходимость приводить в соответствие с новыми параметрами участки, которые уже существовали к моменту утверждения таких параметров. Как следует из п. 8 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Однако в силу п. 9 ст. 36 ГрК РФ реконструкция указанных объектов капитального строительства может осуществляться только путём приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путём уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции.

Минимальные отступы от границ земельного участка устанавливаются градостроительным регламентом в целях определения мест допустимого размещения строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Объект капитального строительства, который будет возведён на земельном участке с нарушением указанного параметра, может быть признан самовольной постройкой, и к застройщику, допустившему подобное нарушение, может быть предъявлено требование о сносе данной постройки.

Исходя из формулировок ст. 38 ГрК РФ, установление минимальных отступов не является обязательным. Однако в соответствии с п. 1.1 ст. 38 ГрК РФ в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определённой территориальной зоне не устанавливаются предельные параметры, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные параметры не подлежат установлению. Напомним, что ранее в правоприменительной практике был сформирован подход, согласно которому в случае, если в градостроительном регламенте отсутствуют минимальные отступы от границ участка (без указания на то, что соответствующий предельный параметр не подлежит установлению), то такие отступы установлены равными нулю[129].

В то же время проектировщики и застройщики должны понимать, что отсутствие в градостроительном регламенте минимальных отступов не позволяет проектировать и строить здания без учёта отступов, установленных техническими регламентами. К примеру, жилое здание должно располагаться на расстоянии не менее 25 метров от автозаправочной станции с подземными резервуарами, даже если градостроительным регламентом установлен нулевой отступ от границы земельного участка[130].

Минимальные отступы от границ участка в обязательном порядке указываются в градостроительном плане земельного участка[131], на основании которого, в свою очередь, выполняется проектирование. Если установлены нулевые отступы, то весь земельный участок в чертеже градостроительного плана заштриховывается как место допустимого размещения объекта.

Раньше государственные и муниципальные органы зачастую допускали ошибку, толкуя указанные выше нормы таким образом, что если весь участок в чертеже ГПЗУ заштрихован как допустимое место размещения объекта, то застройщик может застроить весь участок без соблюдения иных нормативов.

Между тем минимальные отступы предназначены только для определения допустимого места размещения строения на участке. Они не определяют максимальный процент застройки участка или площадь допустимого к размещению объекта. Минимальные отступы должны определяться вне зависимости от остальных предельных параметров, таких как озеленение или обеспечение парковочными местами. Застройщик волен сам решать, где в пределах допустимого места размещения строений на участке ему возвести объект, а какую часть участка отвести под озеленение или парковочные места.

Эти параметры определяются в качестве предельно фиксированных, жёстких рамок, ограничивающих собственника или иного титульного владельца. Основной режим использования земельного участка назначается во всех случаях, предусматривающих владение наделом и извлечение из такового полезных свойств.

Если владельцу представлен только основной вид использования, то он обязан следовать регламенту, предусмотренному для целевого назначения надела, которым он владеет. Например:

  • категория ЗУ – земли поселений;
  • целевое назначение – малоэтажный жилой дом;
  • разрешенное использование земельных участков – классификатор основной.

В этом случае допускается строительство дома в 1-2 этажа, без надворных построек и гаража. Для того, чтобы обустроить усадьбу на участке, требуется получить условно разрешенное использование земельного участка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *