Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реестр скважин на воду». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Данный электронный каталог содержит сведения о геологических документах, хранящихся в федеральном и территориальных фондах геологической информации. Текущее пополнение каталога проводится, как правило, раз в две недели по мере поступления новых отчетов и других документов на хранение.
Электронные каталоги геологических документов
Данный электронный каталог содержит сведения из учетных карточек по всем видам геологической изученности. Предусмотрен переход от выбранных карточек к соответствующему отчету в каталоге геологических документов.
Подземные воды уже не одно столетие используются на территории России в целях водоснабжения. Первые промышленные водозаборные узлы, предназначенные для водоснабжения Москвы, были построены ещё в 18 веке в районе современных Мытищ. Но все же столетия назад основным источником водоснабжения были поверхностные воды. Первые попытки изучения подземных вод в России были предприняты на рубеже 19-20-го веков. А промышленное освоение подземных вод началось в 1930-е годы в период сталинской индустриализации. Именно тогда началась разведка подземных вод на территории Московской области, а также в индустриальных районах.
Но поистине грандиозных масштабов исследования достигли в 1950-1970-х годах. В этот период были изучены запасы подземных вод на большей территории Советского Союза. В особо важных и крупных городах, таких как Москва, Алма-Ата, Курск и другие, построили сети наблюдательных скважин. Они были предназначены для отслеживания уровня и качества подземных вод с целью контроля за их рациональным использованием. То есть они были нужны для того, чтобы качество подземных вод не ухудшалось, а их запасы попросту не закончились.
Поскольку сеть скважин была достаточно редкой, а для глубокого анализа требовалось больше наблюдательных скважин, было принято решение о регистрации всех вновь пробуренных скважин. В 1957 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.08.1957 года № 910 «Вопросы Главного управления геологии и охраны недр при Совете Министров РСФСР» на правах министерства РСФСР было образовано Главное управление геологии и охраны недр при Совете Министров РСФСР (Главгеология РСФСР). На базе Московской геологоразведочной экспедиции был организован центр государственного мониторинга состояния недр. Этот орган просуществовал до 2007 года.
До введения закона РФ «О недрах» при бурении новой скважины каждая буровая организация составляла паспорт скважины и учетную карточку. Далее паспорт и учетная карточка отвозились в Территориальный центр государственно мониторинга состояния недр (ТЦГМСН). Там скважине присваивали уникальный номер Государственного водного кадастра (ГВК) и отправляли учетную карточку на хранение в Территориальный фонд геологической информации (ТФГИ). Функция ТЦГМСН была возложена на Московскую Геологоразведочную экспедицию.
Сводный государственный реестр участков недр и лицензий
Московская геологоразведочная экспедиция или Территориальное геологическое управление Центральных районов (ТГУЦР) Мингео РСФСР переименовано приказом № 110 от 27.02.1980 года в Производственное геологическое объединение Центральных районов (сокращенно – ПГО «Центргеология»). Это организация, которая в Советские годы отвечала за геологоразведочные работы на подземные воды в Центральном Федеральном округе. В ее состав входили геологоразведочные экспедиции всех областей ЦФО: Курской, Воронежской, Тульской, Тверской, Владимирской и т. д. Функции организации включали проведение работ по поиску и оценке запасов месторождений подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых на территории ЦФО. Кроме того, она отвечала за мониторинг состояния недр во всех областях ЦФО.
В 2001 году организацию вновь переименовали – теперь она стала называться ФГУП «Геоцентр-Москва» МПР РФ. В 2007 году после упразднения Государственного водного кадастр и сокращения числа ФГУП, организация акционировалась и переименовалась в ОАО «Геоцентр-Москва». Организация стала простой геологоразведочной компанией средней руки без каких-либо перспектив к росту. В 2018 году, после присоединения к АО «Росгеология», ОАО «Геоцентр-Москва» в очередной раз переименовался. Теперь он называется АО «Центральное ПГО». В настоящее время мониторинг состояния недр этой организацией не ведется. Территориальный цент государственного мониторинга закрылся. Т.е. отдел, который принимал отчеты от владельцев скважин с 2018 года не работает. В настоящее время ведется мониторинг только по государственной сети скважин. За это отвечает ФГБУ «Гидросецгеология». Частично функции ТЦ ГМСН ОАО «Геоцентр-Москва» принял на себя Центрнедра. Ведутся переговоры об открытии ТЦ ГМСН на базе Центрнедра.
За весь государственный мониторинг России отвечает ФГБУ «Гидроспецгеология». Поскольку количество скважин на территории РФ очень большое, Гидроспецгеология возлагает часть полномочий по мониторингу на региональные представительства или сторонние организации. До 2018 года Гидропецгеология наделяла ОАО «Геоцентр-Москва» полномочиями по мониторингу на территории ЦФО. Однако, с 2018 года данные полномочия закончились.
Сегодня весь мониторинг ведётся силами ФГБУ «Гидроспецгеология». Именно на эту структуру на сегодняшний день возложены обязанности по мониторингу водозаборных скважин.
- Юридические лица
- СНТ
- Физические лица
- Лицензирование
- Ответы эксперта
- Новости
Этапы, следующие за получением лицензии на пользование недрами:
- Работы по бурению.
- Обустройство санитарной зоны.
- Государственная экспертиза соответствия документации.
- Постановка скважины на учет.
- Пробный забор воды.
- Получение технического паспорта.
Согласовав проект и получив лицензию на бурение, можно приступать к работам. Их могут осуществлять компании, имеющие соответствующие разрешительные документы. После их выполнения, скважина ставится на учет, производится оборудование санитарной зоны и документы подаются на специализированную экспертизу.
Документы для постановки на кадастровый учет подаются в органы, регистрирующие любую другую недвижимость в соответствующем населенном пункте. Это могут быть местные районные советы или другие органы власти.
В зависимости от особенностей геологии региона, плотности населения, удаленности от цивилизации и прочих факторов, различают несколько основных способов получать воду из недр земли:
- Неглубокая скважина (как правило до 30 м). Вода добывается из песчаных водоносных горизонтов.
- Артезианская скважина. Известняковые водоносные горизонты, глубиной от 50 м.
Её глубина нечасто превышает 30 м. Добывать воду неглубокого залегания достаточно просто. Вам не понадобится проходить разрешительную процедуру, а стоимость бурения достаточно низкая. На первый взгляд может показаться, что получать воду на небольших глубинах выгодно с любой точки зрения, но это не совсем так. Целый ряд недостатков может изрядно подпортить вам быт и усложнить ведение хозяйства.
Песчаные горизонты сильно подвержены внешним факторам, что ставит под сомнение целесообразность бурения на небольшие глубины. Добывая воду на глубине до 30 м, высока вероятность попадания в воду отходов близлежащих промышленных предприятий, что в лучшем случае может испортить вкус воды. Не стоит забывать о климатическом и погодном факторе. Засушливый сезон вполне может способствовать истощению водоносного горизонта.
При глубине от нескольких десятков до сотен метров, вода добывается из известняковых горизонтов. Глубина залегания известняка достаточно большая и начинается в среднем на уровне 50 м. Это усложняет техническую сторону вопроса. Выполнить бурение будет сложнее, дольше и дороже. Данные факторы часто отпугивают хозяев частных участков.
Высокая цена, необходимость получения лицензии и сложность процедуры кажутся непосильной задачей. Однако познакомившись с вопросом ближе, все становится не так страшно. Выгода от пользования артезианской скважины в разы превосходит аргументы против её бурения.
Сравнивая особенности добычи воды из песчаных и известняковых горизонтов, получим основные и неоспоримые преимущества последних:
- высокая производительность — в связи с насыщенными и богатыми на воду известняковыми слоями, водой можно обеспечить целые коттеджные поселки;
- вода глубокого залегания всегда будет кристально чистой и иметь отменный вкус;
- полная независимость от засушливых сезонов – известняковые горизонты имеют свою геологическую природу, которая не подвержена влиянию погоды и особенностей климата;
- отсутствие негативного влияния экологии и техногенных факторов – глубина залегания позволяет избегать попадания в воду последствий деятельности человека.
Закон о регистрации скважин на воду
Государство всегда будет контролировать полезные ископаемые и всех, кто пользуется недрами, при этом регулирование водопользования находится на первом месте из-за ограниченности запасов и тесной связи качества воды с благополучием и эпидемиологической обстановкой. Практически повсеместно потоки питьевого качества отбирают из пластов с помощью скважин на воду, при правильной организации добыча может приносить немалый доход. Соответственно, государство пытается контролировать деятельность по разработке и получать свою часть дохода с помощью принятых законов и лицензирования. Конечно, отдельного закона о скважинах на воду властями еще не принято, но этого и не требуется, так как большая часть вопросов урегулирована действующими нормами законодательства и подзаконными актами.
Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду
На сегодняшний день основные вопросы, связанные с регистрацией скважин, получением разрешений и лицензии на осуществление добычи воды, урегулированы следующими актами:
- Законом РФ от 1992 года №2395-I «О недрах» с изменениями и дополнениями;
- Постановлением Верховного Совета РФ от 1992 N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», с изменениями;
- Инструкцией Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994г, зарегистрированной в Министерстве юстиции под № 583. Документ определяет практический механизм выполнения норм закона № 2395-I.
К сведению! Ответственность за нарушение норм закона о водопользовании определена статьей 7.3 Кодекса об административных правонарушениях. За проведение работ по обустройству скважины под воду без получения лицензии предусматривается наказание штрафом.
Для физлиц постройка скважины под воду с нарушением норм закона наказывается штрафом 3-5 тыс. рублей, для юрлиц – 88-100 тыс. рублей, для руководителей предприятий и фирм нарушение закона влечет за собой штраф 30-50 тыс. рублей.
Что можно по закону без регистрации и лицензии
Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции.
Кроме того, законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:
- Забор воды через скважину или колодец должен осуществляться из водоносных пластов, которые по закону не подлежат регистрации в государственном реестре водных запасов общегосударственного значения;
- Добыча воды осуществляется с водозабора, не используемого для систем центрального водообеспечения и водоснабжения городского или местного значения;
- Скважина дебитует в сутки не более 100 кубов воды;
- Отбор воды производится только для собственных нужд и не связан с ведением предпринимательской деятельности, как это трактуется законом.
Само собой разумеется, что контролирующие органы прекрасно осведомлены о возможностях местных водоносных слоев, глубине залегания воды, ее качестве и средних дебитах скважин, пробитых в большинстве частных домовладений, как говорится, «до песка». Периодически проводятся инспекции и проверки. Владельцев водозаборов, не укладывающихся по характеристикам в рамки, прописанные законом, первоначально предупреждают. При повторном нарушении закона штрафуют и выносят предписание о необходимости регистрации скважины на воду в установленном законом порядке. В случае невыполнения условий лицензирования закон требует прекратить отбор и заглушить скважину за счет нарушителя.
Как регистрируется водоносная скважина
Иногда владельцы водозаборных мелких скважин, пробуренных до верхнего водяного пласта, сознательно игнорируют процесс регистрации. Дебит такого водозабора редко когда превышает 500 л/ч, мощная водоотдача на глубинах около 20-ти метров — скорее исключение, чем правило. Другое дело артезианская скважина, ее бурение, обустройство и лицензирование является достаточно трудоемким занятием, не говоря уже о проблемах с законом.
К сведению! Все водоносные артезианские пласты с высоким качеством воды, соответственно, построенные скважины и водозаборы находятся на учете у государства.
Пробитая на глубину залегания известняковых пластов, она может легко в разы превысить ограничение в 100 кубов в сутки. Обычно глубина залегания таких водоносов составляет не менее 50 м, но существуют выходы пластов с чистой водой на 30-ти и даже 20-ти метровых отметках. Если на участке есть такой выход, то скважину обязательно нужно регистрировать по закону.
Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду
По закону бурение ствола артезианской скважины должна выполнять специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию на проведение буровых работ. Найти такую контору несложно, но они вряд ли воз��мутся бурить ствол до оформления пакета разрешительных документов. Кроме того, стоимость работ составляет от 5 до 10 тыс. долл., поэтому артезианку нередко пробивают в складчину.
Порядок регистрации скважины как объекта недвижимости – общие сведения
26.05.2020 19:00:56
- Вода
- Минеральная вода
- Природные ресурсы
У желающих организовать водоснабжение в загородном доме нередко возникают вопросы, связанные с выбором места бурения скважины – есть ли в этом месте вода и если да, то на какой глубине. Кадастры скважин на воду содержат такую информацию. О проблеме выбора места, где необходимо бурить скважину, мы писали в статье «Как выбрать место для бурения скважины на воду». Там мы советовали либо опросить ближайших соседей, имеющих скважины или колодцы, а также привлечь Его Величество Интернет для максимального сбора информации по гидрогеологии интересующего района, либо заказать гидрогеологические исследования, вплоть до бурения разведочной скважины (см. статью «Разведочное бурение скважин»). Но есть еще один массив информации, который поможет определиться с выбором места под скважину. Называется этот массив кадастром скважин на воду. Кадастр скважин – это информация об имеющихся скважинах с их полной характеристикой – местонахождении, глубиной, диаметром и дебетом. Существует множество самых разнообразных кадастров скважин. Основной из них – это «Государственный водный кадастр» (ГВК), где содержатся сведения обо всех водных объектах России. Все артезианские скважины (то есть скважины, пробуренные на второй и ниже водоносный слой) подлежат постановке на учет в этом реестре с присвоением им номера.
Подземные воды залегают в горных породах недр земли (водоносных слоях) на различной глубине от поверхности и пополняются за счет длительной фильтрации атмосферных осадков, грунтовых вод, воды открытых водоемов через многометровые слои породы.
Отличительные особенности артезианских вод — залегание ниже одного или нескольких слоев водоупорных пород и отсутствие пополнения водоносного слоя с поверхности непосредственно над ним. Это обеспечивает артезианским водам высокую защищенность от химического и микробиологического загрязнения. Такие воды имеют высокие санитарно-эпидемиологические достоинства, которые на большинстве территорий позволяют пить их без предварительной обработки: вода обладает природной чистотой в бактериальном отношении, имеет постоянный химический состав.
Подземные воды нескольких водоносных слоев, гидравлически связанных между собой, образуют горизонты, которые распространяются на большие площади, формируя водоносный комплекс (подземный водный объект).
На территории области выделяются 29 основных водоносных горизонтов. Наибольшее значение имеют подземные воды водоносного верхне-каменноугольного карбонатного комплекса (в основном гжельско-ассельского и касимовского водоносных горизонтов). На них основано водоснабжение самых крупных городов и поселков, таких как Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Курлово, Кольчугино, Александров, Киржач, Струнино, Карабаново, Петушки, Покров, Костерево Собинка, Лакинск, Меленки, Судогда, частично Владимир и др. Часть подземных вод подается в Московскую область. Наименее обеспечены подземными водами Вязники и Владимир.
Следовательно, пробурив новую скважину или получив существующую в наследство от предыдущих владельцев предприятия, обладатель артезианской скважины не может забыть о ее существовании. Он должен либо постоянно поддерживать ее в надлежащем санитарно-техническом (рабочем) состоянии, либо законсервировать или ликвидировать. Для выполнения требований законодательства необходимо провести ревизию территории объекта с целью выявления, с последующим восстановлением или ликвидацией, всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, создающих опасность загрязнения водоносного горизонта
Каждую скважину оборудуют аппаратурой для систематического контроля соответствия дебита проектной производительности, уровня воды, отбора проб воды для лабораторных исследований. Для защиты от внешнего воздействия устье (оголовок) скважины обваловывается и располагается в наземном павильоне или подземной камере. Павильон (камера) имеет герметичные пол, стены, крышу и герметично закрытые люки, располагаемые над устьем для монтажа и демонтажа скважинных насосов, проведения других ремонтно-восстановительных работ.
По периметру водозаборного сооружения организуют зону санитарной охраны с мероприятиями режимного характера: первый пояс ЗСО имеет радиус от 30 м до 50 м во все стороны от павильона (камеры) скважины (размер ЗСО устанавливают органы Роспотребнадзора). Территория первого пояса ЗСО водозабора (скважины) должная быть спланирована, огорожена, озеленена и благоустроена. В первом поясе ЗСО запрещены все виды деятельности, непосредственно не связанные с подачей и обработкой воды, допускаются только санитарный уход и рубка зеленых насаждений.
Водозаборные сооружения (скважину), устроенные, как описано выше, владелец обязан постоянно поддерживать в заданном санитарно-техническом состоянии.
Процесс регистрации и получения документов на артезианскую скважину
Вариант первый. Водозабор эксплуатируется в постоянном режиме для получения подземных вод, используемых предприятием для питьевых, хозяйственно-бытовых, технологических и других целей (скважина рабочая).
1.Постоянно должны проверяться и восстанавливаться санитарно-техническое состояние (особенно герметичность) оголовка скважины, люков, крыши и пола павильона, трубопроводов.
Вариант второй. Водозабор не эксплуатируется в постоянном режиме, а предназначен для получения подземных вод при чрезвычайных и экстренных ситуациях (скважина резервная).
Довольно часто при многолетней эксплуатации скважин наблюдаются случаи ухудшения состояния водозабора — уменьшение дебита, ухудшение качества воды, практически полное зарастание сечения труб железистыми отложениями, появление пескования, приводящего к заиливанию скважины и выходу из строя водоподъемного оборудования, и т.п. Для своевременного обнаружения данных процессов и предусмотрены регулярные инструментальные и лабораторные наблюдения.
Ухудшение качества отбираемых вод и уменьшение дебита скважины свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии подземных вод и могут быть связаны со многими причинами. Для установления их владелец водозабора должен привлечь специализированную организацию, которая, в зависимости от своего технического и гидрогеологического состояния, даст рекомендации о возможности дальнейшей эксплуатации, проведении ремонтно-восстановительных работ, консервации или ликвидации скважины. На основании данных рекомендаций владелец скважины по согласованию с органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора принимает решение о проведении необходимых мероприятий. Консервация и ликвидация дефектных скважин заметно сокращают площади загрязненных подземных вод и понижают их минерализацию.
Вариант четвертый. Скважины водозаборов, которые непригодны к эксплуатации по геологическим, техническим, технологическим, экологическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам, подлежат ликвидации.
НЕ БРОСАЙТЕ СКВАЖИНУ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ!
Из всего сказанного выше следует, что водозаборные сооружения типа артезианских скважин не могут быть брошены по чьему-либо желанию, а владельцы территории, на которой они находятся, обязаны привести их в надлежащее санитарно-техническое состояние и содержать по одному из четырех указанных вариантов.
При этом все работы по исследованию, восстановлению, ремонту, консервации и ликвидации артезианских скважин должны проводить только специализированные организации в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией, имеющей положительные заключения органов Роспотребнадзора и Ростехнадзора.
Каждый пользователь (владелец) водозаборных сооружений оформляет и хранит пакет документов, включающий следующее:
- Для каждой артезианской скважины — собственный паспорт, в котором указаны все геологические, гидрогеологические, технические свойства и санитарная характеристика скважины, в дальнейшем подлежащие контролю.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам.
- Программа производственного контроля за хозяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод, согласованная с органами Роспотребнадзора.
- Лицензия на право пользования недрами (водопользование).
- Результаты лабораторного контроля качества подземной воды (протоколы).
- Эксплуатационные журналы учета.
- Акт о ликвидации или консервации скважины.
Если каждый владелец водозаборных сооружений станет выполнять названные требования законодательства по охране недр и подземных вод от загрязнения, у жителей области будет запас чистых подземных вод питьевого качества.
Учетная карточка представляет собой унифицированную форму, которая содержит основные технические сведения по скважине.
Ориентировочная цена: от от 17 000
Срок выполнения: 0,5 месяца
Многие счастливые обладатели земельных участков, оформив право собственности, считают все свои обязанности по регистрации объекта выполненными. Но это не совсем так. Оборудованную скважину на воду законодательство требует зафиксировать документально. Водоносные пласты (горизонты) относятся к полезным ископаемым, и их добыча регулируется законом «О недрах». Для того чтобы не иметь проблем и не выплачивать существенные штрафы, необходимо точно знать, какая глубина скважины подлежит обязательному лицензированию, а какая — нет.
Сложнее всего получить лицензию на водопользование и бурение артезианской скважины. Необходимый горизонт располагается между непроницаемыми для жидкостных сред твердыми пластами породы. Именно поэтому данный водоресурс особенно охраняется государством и не может раздаваться бесконтрольно. Для бурения такой скважины необходимы следующие документы:
Позиция законодателя такова: недра, в том числе и подземные воды, являются народным достоянием. Следовательно, недропользователь обязан компенсировать расходование «достояния» отчислениями в бюджет.
Вроде бы все логично. Федеральный закон «О недрах» действует в России с 1992 года. Налог платят все, кто использует техническую воду в промышленных масштабах, арендует озера и морские порты, ставит гидроэлектростанции, готовит бутилированную воду на продажу и т.п.
Юридические лица и ранее были обязаны получать лицензию на бурение и эксплуатацию скважин в трех случаях:
– если вода шла на продажу;
– если объем водозабора составлял более 100 м3 в сутки;
– если забор воды осуществлялся с глубины более 40 метров.
Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Закон о садоводстве и огородничестве от 29.07.2017 №217-ФЗ
Правила охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №94 от 11.02.2016 г.
Гражданам, не оформившим скважины, дали три года на оформление разрешительных документов без проведения дорогостоящих процедур – с 2016 по 2019 год включительно.
В ходе «водной амнистии» владельцев освободили от оплаты госпошлины в размере 7500 рублей за оформление лицензионного соглашения.
Избавили от необходимости заказывать геологоразведочные работы и проходить процедуру госэкспертизы запаса подземных вод.
Под «упрощенку» попали действующие скважины, оформленные гражданами и дачными товариществами ранее или в льготный трехлетний период.
Однако начиная с 2020 года бесплатный порядок оформления перестанет действовать, а за нарушение правил недропользования станут серьезно штрафовать.
Водозабор, не оформленный по всем правилам, использовать запретят. У граждан осталось еще немного времени на подачу заявки и оформление разрешения на водозабор по упрощенной схеме.
Теперь давайте разберемся, кому следует оформить разрешительные документы и в дальнейшем платить налог на воду. А кому можно об этом не беспокоиться.
Водопользование осуществляется в целях получения коммерческой выгоды; слой, питающий частную скважину, является объектом водозабора для центрального водоснабжения; водозабор происходит с артезианского горизонта.
Ресурсы в подземном водном объекте учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых, к которым относятся питьевые, лечебные минеральные, теплоэнергетические, промышленные и технические воды.
Расход воды превышает 100 м3 в сутки. Как раз в эту категорию плательщиков могут попасть садоводческие и огороднические хозяйства. Речь о скважинах, которые находятся в коллективном пользовании всех членов садоводства или дачного товарищества, и вода из них поступает на все участки.
Если эксплуатация скважины не требует получения лицензии. То есть вода используется с так называемого «верховодка» (до 20 метров глубины) и для личных целей – своего дома и огорода. Кроме того, расход не превышает 100 м3 в сутки.
Если расход воды идет на тушение пожаров и ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Если вода используется для орошения сельхозугодий, водопоя животных и птиц.
Если вода используется для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.
Вряд ли владелец домика в деревне, который решил пробурить скважину для питья и полива огорода, знает, на какой глубине расположен тот самый облагаемый налогом водоносный горизонт. Обычные колодцы сооружают глубиной до пяти метров.
Под лицензирование и налогообложение они не попадают. Грунтовые воды водоразборных колонок расположены приблизительно на глубине от шести до 20 метров. Тоже остаются бесплатными. Но для того, чтобы стопроцентно знать, что вы не получите штраф от надзорных органов и не обязаны платить налоги, нужно определить гидрогеологические характеристики участка.
Самостоятельно это сделать невозможно. В этом вся соль! Получается, прежде чем приступить к бурению скважины на загородном участке , необходимо провести ряд согласований. От вас потребуют получения технического паспорта, понадобится проектная документация на бурение, получение разрешения и лицензии.
Для этого необходимо будет познакомиться с такими организациями, как региональное управление Федерального агентства водных ресурсов, Росприроднадзор и местный филиал Министерства природных ресурсов.
Если скважина не признана артезианской, пейте воду на здоровье. Если все же признана артезианской, готовьтесь поставить на нее водосчетчик и снимать показания расхода воды. А также платить налог.
Налог на артезианскую скважину в частном доме варьируется в зависимости от потребления ресурса и территориального расположения владений.
Госуда́рственный во́дный рее́стр (ГВР) – систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, и их использовании; о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования.
Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и территориальными органами агентства.
1. Федеральная государственная автоматизированная система лицензирования недропользования (ФГИС «АСЛН»)
Федеральная государственная автоматизированная система лицензирования недропользования (ФГИС «АСЛН») создана по приказу Роснедр от 05.04.2011 № 353 в целях обеспечения планирования, анализа и мониторинга состояния лицензирования пользования недрами. Содержит сведения и скан-образы лицензионных документов, включает встроенную интернет-ГИС для пространственного анализа лицензионной деятельности. На ее основе осуществляется поддержка оказания государственных услуг в электронном виде, информационная поддержка формирования перечней участков недр, предлагаемых в пользование, подготовки и проведения конкурсов и аукционов и лицензирования по результатам проведения конкурсов и на бесконкурсной основе; оперативный учет и мониторинг движения выданных лицензий, включая переоформления, дополнения, досрочные прекращения, ограничения, аннулирования; получение сводной информации по состоянию лицензирования.
ФГИС «АСЛН» содержит подраздел электронных копий протоколов ГКЗ/ТКЗ и ЦКР/ТКР, включает данные статистической отчетности недропользователей о выполнении условий пользования недрами и обеспечивает ее электронный сбор. Оперативное ведение централизованной базы данных системы осуществляется совместно территориальными органами Роснедр и ТФГИ, а также государственными органами власти субъектов РФ (в части лицензий ОПИ и ПВ на участках местного значения) в удаленном online-режиме. ФГИС «АСЛН» интегрирована с порталом государственных услуг (функций) Роснедр и «Личным кабинетом недропользователя».
2. Федеральная государственная информационная система учета и баланса подземных вод (ФГИС «Учет и баланс подземных вод»)
Федеральная государственная информационная система учета и баланса подземных вод (ФГИС «Учет и баланс подземных вод») введена в эксплуатацию на основании приказа Роснедр от 14.06.2012 № 685. В соответствии с приказом Роснедр от 20.06.2017 № 277 «Об обеспечении подготовки и ведения государственного баланса запасов подземных вод» информационная система обеспечивает автоматизированное ведение учета и формирование баланса запасов питьевых и технических, минеральных и теплоэнергетических подземных вод и лечебных грязей на территориальном, региональном и федеральном уровнях. Сопряжена с оперативной базой электронных копий протоколов ГКЗ/ТКЗ и ЦКР/ТКР в части актуализации запасов месторождений подземных вод по результатам государственной экспертизы. Включает данные статистической отчетности недропользователей о выполнении условий пользования недрами по добыче подземных вод и обобщенную информацию. Оперативное ведение централизованной базы данных системы осуществляется совместно территориальными органами Роснедр и ТФГИ, а также государственными органами власти субъектов РФ (на участках местного значения) в удаленном online-режиме.
3. Федеральная государственная справочно-информационная система результатов экспертизы проектов и смет на геологическое изучение недр (ФГИС «СИБД»)
Федеральная государственная справочно-информационная система результатов экспертизы проектов и смет на геологическое изучение недр (ФГИС «СИБД») введена в эксплуатацию согласно приказу Роснедр от 03.09.2014 № 498.
ФГИС «СИБД» – это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизации и информационно-аналитической поддержки организации экспертизы проектов геологического изучения недр, обеспечения ведения централизованного учета и мониторинга прохождения проектов на проведение геолого-разведочных работ и результатов их экспертизы на территории Российской Федерации.
4. Информационная система регулирования использования минерально-сырьевых ресурсов РФ (ИС РИМСР – ИС «Недра»)
Информационная система «Недра» (ИС «Недра») представляет собой двухуровневый территориально распределённый программно-информационный комплекс, состоящий из большого количества фактографических баз данных и обеспечивающих их работу программных модулей и приложений.
Введена в эксплуатацию согласно приказу Минприроды России от 19.04.2001 № 330 «О вводе в эксплуатацию пускового комплекса информационной системы регулирования использования минерально-сырьевых ресурсов», эксплуатируется в соответствии с приказом Роснедр от 21.12.2009 № 1296 «Об организационных мерах по эксплуатации, совершенствованию и развитию информационной системы регулирования использования минерально-сырьевых ресурсов (ИС «Недра»)».
5. Федеральная государственная информационная система «Портал государственных услуг (функций) Федерального агентства по недропользованию» (ФГИС «Портал госуслуг (функций) Роснедр»)
ФГИС «Портал государственных услуг (функций) Федерального агентства по недропользованию» разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», внедрена приказом Роснедр от 10.07.2013 № 593.
ФГИС «Портал госуслуг (функций) Роснедр» обеспечивает:
- отправку и получение межведомственных запросов в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;
- автоматизированное выполнение межведомственных запросов для получения сведений из реестра лицензий на пользование недрами;
- формирование Сводного государственного реестра работ по ГИН;
- прием заявлений на получение государственных услуг от пользователей ЕПГУ и «Личного кабинета недропользователя», а также информирование заявителей о статусе рассмотрения указанных заявлений.
ФГБУ «Российский федеральный геологический фонд» действует в целях удовлетворения государственных и общественных потребностей в геологической информации о геологическом изучении, минерально-сырьевых ресурсах и использовании недр Российской Федерации, в целях организационного, научно-методического, программно-технического обеспечения единой государственной системы сбора, хранения, защиты и предоставления информационных ресурсов в области геологии и недропользования в Российской Федерации, оказания информационно-аналитических и иных услуг организациям и частным лицам.
Паспорт на скважину: кто выдает и как оформить, что отражается в паспорте
Пробуренный источник при отсутствии технического паспорта будет считаться несуществующим. Это означает, что пользование водозабором, в соответствии с российским законодательством, окажется незаконным. Являясь объектом недропользования, скважина на воду должна быть учтена в Государственном водном реестре. После занесения в данный реестр и получения всех соответствующих разрешений она регистрируется под собственным кадастровым номером.
Паспорт на скважину нельзя назвать формальной бумагой. В нем отражена ценная информация о водозаборе. Если при внесении данных были допущены неточности, это может привести к неверному подбору скважинного оборудования и малоэффективной работе источника. В случае, если объекту потребуется ремонт, неверные данные введут обслуживающий персонал в заблуждение, что скажется на качестве и скорости ремонтных работ.
Чтобы избежать таких неточностей, все этапы бурения и обустройства гидротехнического сооружения фиксируются в протоколе, чтобы в дальнейшем перенести необходимую информацию в документы по объекту.
Бурение, регистрация и лицензирование скважин регулируется Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». К дополнительным законодательным документам можно отнести:
- Постановление Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами»;
- Инструкцию Комитета по недрам от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.1994 N 583).
Ответственность за нарушение законодательства в отношении водопользования предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Но она прописана только для тех, кто не оформил лицензию на пользование недрами.
Правила регистрации колодцев и скважин установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Правда, не все колодцы надо регистрировать – регистрации в кадастровой палате подлежат только те скважины, которые не подходят под условия статьи 19 Закона «О недрах».
Когда владелец сталкивается с проблемой отсутствия воды на дачном участке, проблема может быть решена двумя способами:
- подключиться к основному водопроводу (при наличии);
- пробурить собственную скважину или выкопать колодец.
В первом случае проблем не будет – даже если вода в основном водопроводе из скважины, за ее регистрацией должно следить садовое общество. Единственное, что надо сделать владельцу участка – это поговорить с главой товарищества и договориться о подключении к основному водопроводу. Стоимость подключения к основному водопроводу зависит от региона (в Московской области дороже, в регионах – дешевле), а также от необходимости проводить трубы и устанавливать дополнительное оборудование.
Если у садового общества или товарищества нет общего водопровода, то владельцу участка ничего не остается, как бурить собственную скважину. И тут возникает множество вопросов: регистрация, лицензия, налоги и другие.
Всю информацию о регистрации и получении лицензии можно узнать в отделе Федеральной кадастровой палаты в регионе проживания или на официальном сайте.
Главное здесь то, что владельцу участка не нужно оформлять лицензию на пользование недрами только при соблюдении определенных условий:
- скважина должна быть малого диаметра;
- вода поступает из первого водоносного слоя земли;
- объем потребляемой воды не более 100 кубометров в сутки;
- вода используется исключительно для личных нужд.
Кроме того, законодатель ввел одно значимое ограничение: граждане не имеют право бурить и обустраивать артезианскую скважину. Такое право закреплено только за организациями и садовыми обществами.
Глубина бурения устанавливается на местном уровне, она зависит от климатических условий и предполагаемого места скважины. Максимальная глубина колодца согласно статье 19 Закона «О недрах» не может превышать 5 метров или глубины, установленной в регионе. Законодатель сделал такую оговорку, так как главное условие, чтобы источник централизованного водоснабжения находился ниже, чем глубина личной скважины.
Организации, индивидуальные предприниматели и садовые общества имеют право использовать воду для предпринимательской деятельности, а также бурить более глубокие и большие в диаметре скважины. Но для этого им нужно получить лицензию на пользование недрами и зарегистрировать водозаборное сооружение в кадастровой палате. В лицензии прописываются условия пользования недрами и срок действия данного права.
Стоит отметить, что если предприятие или садовое товарищество получило лицензию, то использовать его водозаборное сооружение можно только на платной основе.
Лицензию необходимо оформлять, если предприятие или общество планирует:
- осуществлять коммерческую деятельность;
- извлекать более 100 кубометров воды в сутки;
- пробурить скважину ниже источника централизованного водоснабжения.
Кроме этого, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право пробурить артезианскую скважину.
Перед тем, как бурить скважину, юридическим лицам нужно сначала оформить право на проведение геологического изучения почвы. Такой документ (лицензия) должен быть подписан Министерством экологии и природных ресурсов. По данному разрешению в течение 5 лет юридическое лицо имеет право проводить исследование. На практике план территории с предполагаемой скважиной оформляется в течение нескольких месяцев.
Далее проводится предварительный расчет планируемого объема водопотребления, и этот расчет должен быть согласован с Федеральным агентством водных ресурсов.
Для получения лицензии от Министерства экологии и природных ресурсов организация должна подать заявление, собрать пакет документов и уплатить государственную пошлину. Документы могут быть составлены самостоятельно или через специализированную компанию.
Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подаст документы, в которых содержатся ошибки или заполнит заявление неправильно, то Минприроды откажет в выдаче лицензии. В этом случае при повторной подаче заявления на оформление лицензии необходимо будет еще раз оплатить государственную пошлину.
В заявлении указывается:
- наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
- юридический и фактический адреса заявителя;
- контактный номер телефона;
- заявляемый срок действия лицензии;
- целевое назначение лицензии (геологическое изучение, добыча подземных вод, смешанная);
- другая информация.
Перечень обязательных документов для оформления лицензии:
- уставные документы;
- финансовая отчетность за прошлый год;
- документы, подтверждающие полномочия заявителя (решение учредителей, приказ о назначении на должность генерального директора и дополнительные сведения о руководителе);
- свидетельство о праве собственности на землю, где будет располагаться скважина, и кадастровый паспорт;
- генплан с указанием месторасположения скважины.
В зависимости от вида лицензии дополнительно предоставляются документы, указанные в таблице.
Лицензия на геологическое изучение | Лицензия на добычу подземных вод | Совмещенная лицензия | |
---|---|---|---|
Паспорт скважины и другая техническая документация | + | + | |
Гидрогеологическое заключение | + | + | |
Договор со специализированной организацией на проведение работ |
+ | + | |
Оценка запасов подземных вод | + | ||
Проект зон санитарной охраны | + | ||
Санэпидемзаключение на вид деятельности | + |
Размер государственной пошлины за оформление лицензии на пользование подземными водами составляет 7 500 рублей.
Срок рассмотрения заявок и выдачи лицензий – от 40 до 60 дней.
Лицензия может быть аннулирована при условии, что лицензиат нарушил нормы пользования недрами (загрязнение, бесконтрольное расходование, запущенное состояние водозаборного сооружения).
Проектная документация на скважину: подробный чек-лист
Все юридические лица обязаны зарегистрировать скважину перед ее использованием, так как она считается объектом недвижимости. Регистрацию скважин производит Федеральная кадастровая палата. Для того чтобы зарегистрировать водозаборное сооружение, владельцу участка необходимо представить:
- заявление о постановке на учет;
- документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, на котором расположена скважина;
- технический план или паспорт проекта водозаборного сооружения;
- копию лицензии на право пользования подземными водами;
- акт и протокол, выданные эксплуатационной комиссией;
Весь пакет документов можно подать лично, направить письмом с объявленной ценностью по Почте России или же через интернет при наличии электронной подписи. Не позднее 7 рабочих дней Росреестр обязан рассмотреть заявление о государственной регистрации объекта недвижимости (скважины).
Скважина будет внесена в реестр объектов недвижимости, ей будет присвоен кадастровый номер. Кроме этого, водозаборное сооружение будет отмечено на общероссийской кадастровой карте.
Размер налога зависит от количества потребляемой воды. На лицензированную водозаборную станцию при ее принятии в использование (регистрации) устанавливается счетчик.
Налог рассчитывается за каждую тысячу кубометров воды и увеличивается на специальный коэффициент указанный в пункте 1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ (в 2020 году – 2,31, в 2024 – 2,66). Ставка налога устанавливается на местном уровне в зависимости от месторасположения скважины и размера водного бассейна (от 160 до 650 рублей).
Стоит отметить, что нет разницы, какую воду извлекает лицензиат: из артезианской скважины или из верхнего слоя почвы. Главное – количество потребляемой воды.
Налог рассчитывается каждой организацией самостоятельно и уплачивается ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции.
Иногда владельцы водозаборных мелких скважин, пробуренных до верхнего водяного пласта, сознательно игнорируют процесс регистрации. Дебит такого водозабора редко когда превышает 500 л/ч, мощная водоотдача на глубинах около 20-ти метров — скорее исключение, чем правило. Другое дело артезианская скважина, ее бурение, обустройство и лицензирование является достаточно трудоемким занятием, не говоря уже о проблемах с законом.
К сведению! Все водоносные артезианские пласты с высоким качеством воды, соответственно, построенные скважины и водозаборы находятся на учете у государства.
Пробитая на глубину залегания известняковых пластов, она может легко в разы превысить ограничение в 100 кубов в сутки. Обычно глубина залегания таких водоносов составляет не менее 50 м, но существуют выходы пластов с чистой водой на 30-ти и даже 20-ти метровых отметках. Если на участке есть такой выход, то скважину обязательно нужно регистрировать по закону.
Скважина и карьеры объекты НВОС? Да!
Получить лицензию на уже действующую скважину зачастую сложнее, чем на новую. Но делать это необходимо по закону в любом случае, особенно, если скважина дает хороший дебит чистой воды. Сегодня источник качественной воды может оказаться не менее прибыльным, чем нефтяная жила, вопрос только в организации процесса сбыта. Поэтому есть смысл искать способ, как узаконить и оформить водозабор.
Для регистрации действующей скважины необходимо подать в отдел лицензирования местного управления МПРиЭ заявление, документы на участок, в том числе генеральный план и решение Роспотребнадзора о санитарном благополучии участка.
Нередко инспекция выезжает для проверки на местности указанных в заявлении сведений, поэтому придумывать и сочинять небылицы с целью получить заветную регистрацию нет смысла. Однажды отказав, природопользовательские чиновники крайне неохотно дают разрешение по повторному обращению. Кроме того, может быть выставлено предписание о постройке ограждения или сносе ряда объектов, расположенных на даче в санитарной зоне ствола. По закону необходимо выполнить требования и в трехдневный срок письменно проинформировать инспекцию о проведенных мероприятиях. Сам процесс выдачи лицензии займет не более трех дней.
Еще один часто встречаемый вопрос – надо ли регистрировать скважину, если она уже есть на приобретенном участке. Подобные случаи встречаются довольно часто, у находящихся на территории гидротехнических сооружений нет соответствующей документации. Кроме того, иногда прошлые владельцы просто не знали, как узаконить скважину на участке. Когда же об этом узнает инспекция, у хозяев начинаются некоторые неприятности. Как правило, в течение определенного времени им предписывается все узаконить.
Это большой комплекс мероприятий, в котором предусмотрены:
- Обследование скважины.
- Установка крана для отбора проб воды для того, чтобы определить химические и бактериологические качества воды.
- Установка оборудования (счетчиков), чтобы вести учет потребляемой воды.
- Подготовка документации.
- Создание проекта на бурление скважины.
- Изготовление паспорта на скважину.
- Оформление специального документа на водопользование.
Теперь можно рассмотреть все пункты более подробно.
При проведении обследования артезианской скважины следует определить ее динамический уровень воды, конструкцию, в каком состоянии находится насосная станция для счетчика воды и сливной кран, чтобы с него брать пробы. Также обязательно будут проверять географические координаты местоположения скважины, сделают привязку на карту региона, ограждения и размеры, пометят отсутствие/наличие посторонний строений, септиков, ям и прочих источников загрязнения.