Платят ли налог с субсидии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платят ли налог с субсидии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Первый вариант: бюджет компенсирует налогоплательщику его затраты на закупку имущества, работ или услуг. В этом случае сумму компенсации облагать НДС не нужно. Но вот по активам, которые были приобретены за счет такой субсидии, входной НДС принять к вычету нельзя. Это запрещено пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ. А если налог уже был принят к вычету, его придется восстановить (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Второй вариант: компания получает субсидию в качестве компенсации выпадающих доходов. Сумму такой компенсации нужно учесть в выручке и обложить НДС (п. 1 ст. 162 НК РФ). Зато уплаченный за счет такой субсидии входной НДС можно принять к вычету (ст. 171 и 172 НК РФ).

Третий вариант: налогоплательщик получает компенсацию выпадающих доходов из-за того, что применял государственные регулируемые цены или давал скидки покупателям по требованию законодательства. Это как раз тот случай, по поводу которого налогоплательщик обратился за разъяснением в Минфин России. При этих обстоятельствах платить НДС с субсидии не нужно. А по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет субсидии, можно получить вычет входного НДС.

Как при исчислении налогов учитывать субсидии, полученные из различных бюджетов

Бывают еще и довольно экзотические субсидии. Каждую такую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Например, в письме Минфина России от 05.06.2020 № 03-07-11/48581 чиновники рассказали о том, как они видят ситуацию, когда за счет средств субсидии, предоставленной бюджетом субъекта РФ в виде безвозмездного вклада в имущество организации, та оплачивает покупку основного средства. Можно ли в таком случае принять входной НДС к вычету?

Согласно НК РФ (подп. 6 п. 3 ст. 170) восстановлению подлежат суммы НДС, принятые к вычету по приобретенным товарам, в том числе основным средствам, в случае получения налогоплательщиком из бюджетов РФ субсидий на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение таких товаров. Документами о предоставлении данных субсидий должно быть предусмотрено возмещение затрат на оплату приобретенных товаров с включением в состав таких затрат предъявленных сумм НДС. При этом указанные суммы налога подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором получены суммы субсидий.

Суммы НДС, восстановленные в указанном случае, не включаются в стоимость товаров, в том числе основных средств, а учитываются единовременно в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

В связи с этим суммы НДС, принятые к вычету по объекту основных средств, подлежат восстановлению, если затраты на оплату данного объекта возмещаются за счет средств субсидии, полученной налогоплательщиком в виде безвозмездного вклада в имущество организации. При этом суммы налога, восстановленные при получении указанной субсидии, не включаются в стоимость основного средства, а учитываются единовременно в составе прочих расходов. И только если документами о предоставлении вышеуказанных субсидий из бюджета предусмотрено возмещение затрат на оплату приобретенных товаров без включения в состав таких затрат сумм входного НДС, суммы налога по таким товарам можно все-таки возместить.

В России существуют разные виды господдержки:

  • Финансовая: субсидии, гранты, льготы.

  • Имущественная: предоставление прав на пользование государственным имуществом на льготных условиях.

  • Информационная: создание федеральных и региональных информационных систем.

  • Консультационная: профессиональные консультации в виде обучающих курсов о создании и ведении бизнеса.

  • Образовательная: подготовка и переподготовка сотрудников.

В каждом регионе предусмотрены свои программы поддержки и выплаты из региональных фондов.

  • На лизинг оборудования. Субсидия на уплату до 70% первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. Назначается также по конкурсному отбору.

  • На возмещение ставок по кредитам. Компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на поддержку и развитие деятельности.

  • На участие в выставках. Компенсация до 50% затрат. Выставка в России – до 350 тыс. рублей, выставка за рубежом – до 700 тыс. рублей.

  • На рекламу в размере до 300 тыс. руб, но не деньгами, а товарами или услугами на рекламную компанию вашей деятельности. Предположим, если вы хотите сделать сайт, или вам надо вести инстаграм.

  • На транспортировку товаров за рубеж, сертификацию продукции, получение патентов и свидетельств – до 3 млн рублей.

Обстоятельства для отказа:

  • Неправильный выбор направления ведения бизнеса. Государство не поддерживает производство алкоголя и табачных изделий, банковскую сферу, области страхования.

  • Повторная подача заявления на субсидию. Вероятность отказа 80%.

  • Неграмотный бизнес-план. Недостаточно подробное рассмотрение доходов и расходов, отсутствие необходимых расчетов, слишком продолжительный срок окупаемости, нет описания экономической и социальной значимости.

  • Завышенный объем необходимого финансирования.

  • Отсутствие описания направления расходования средств. Важно показать, на что будут израсходованы деньги. Без этого госорганы не смогут контролировать целевое расходование денег.

Данным видом финансирования могут воспользоваться и те, кто приступает к регистрации бизнеса, и те, кто занимается коммерческой деятельностью не более двух лет. Гранты индивидуальным предпринимателям распределяются по итогам конкурсов. Чаще всего их получают инновационные предприятия, проекты с высокой социальной значимостью, производство и агропромышленный сектор, торговля.

Объем финансирования зависит от бюджета региона. Для подтверждения своих претензий на получение гранта надо доказать принадлежность своей компании к категории МСП и соответствовать всем перечисленным ранее условиям.

Выплатой грантов обычно занимаются Фонд содействия инновациям и Фонды поддержки предпринимательства, которые действуют в каждом регионе страны. Всю актуальную информацию можно узнать на сайтах фондов.

Наиболее популярной и востребованной программой поддержки от Фонда содействия инновациям является программа УМНИК. В ее рамках молодые разработчики и исследователи от 18 до 30 лет могут получить финансирование на реализацию своих научно-исследовательских проектов. Проекты должны быть коммерчески ориентированы.

В некоторых случаях индивидуальным предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование в десятки миллионов рублей. Для этого предусмотрены микрозаймы размером от 100 тысяч до 5 миллионов рублей. Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по льготной ставке.

Назначение полученных средств как всегда целевое. При сумме до 300 тысяч рублей банк требует залог в виде движимого или недвижимого имущества, либо поручительство. При сумме выше требуются оба вида гарантии.

Гарантийную поддержку при получении банковских кредитов предпринимателям оказывает МСП Банк. Организация помогает получить субъекту МСП кредит при недостаточном залоге и берет на себя роль поручителя.

  • Выплаты на детей с 3 до 7 лет
  • Туристический кэшбэк
  • Повышение социальных пенсий
  • Запись в первый класс
  • Декларация о доходах за 2020 год
  • Субсидии на оплату услуг ЖКХ
  • Экзамены на права
  • Льготные кредиты для бизнеса
  • Субсидии за трудоустройство безработных

«Коронавирусная» субсидия: как учесть в бухгалтерском и налоговом учете

  1. Безвозмездная помощь в размере 12 130 рублей на каждого сотрудника не облагается налогом. Но и расходы за счёт этих денег не уменьшают налогооблагаемую базу. А вот НДС брать к вычету можно.
  2. Отсроченные арендные платежи, кредиты и проценты по ним при методе начисления учитывают в расходах как обычно, независимо от того, когда на самом деле заплатили. При кассовом методе только после перечисления денег.
  3. Льготные кредиты и проценты по ним не считаются доходом и не облагаются налогом. Расходы за счёт таких кредитов можно списывать как обычно, и принимать к вычету НДС.

Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.

НДС

Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста. Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат. Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.

Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.

Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.

В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.

В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно. И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.

Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.

Координаты
Реклама

Вопрос: Областной Союз садоводческих, огороднических некоммерческих объединений является основанной на членстве некоммерческой организацией.

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан в области ежегодно получают субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта на возмещение части затрат произведенных в соответствующем году на приобретение имущества общего пользования, а также затрат произведенных на выполнение определенного вида работ. Данная субсидия, по нашему мнению, является целевой, так как предназначена для определенной цели — возмещения части затрат на приобретение имущества общего пользования или выполнение работ собственникам приобретенного имущества.

При этом приобретенное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением за счет целевых взносов имущество общего пользования, а также результаты выполненных работ в соответствии со статьями 1, 4 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» являются общей собственностью членов такого объединения.

Таким образом, имущество общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения приобретается и создается исключительно за счет целевых взносов, а все приобретенное и созданное за счет целевых взносов имущество является собственностью членов соответствующего объединения (а не собственностью соответствующего объединения). Субсидия из бюджета области выделяется с целью возмещения части расходов на приобретение (создание) имущества общего пользования. То есть по смыслу вышеупомянутых норм права денежные средства, полученные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением в виде субсидии, подлежат распределению между членами такого объединения, вносившими целевые взносы на приобретение (создание) этого имущества, а это в свою очередь значит, что у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при получении субсидии на возмещение соответствующих затрат возникает обязанность по ее целевому использованию — распределению между садоводами — членами соответствующего объединения.

Субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение части затрат, связанных с приобретением (созданием) имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного НКО предоставлены не в оплату стоимости выполненных НКО работ (оказанных услуг), а именно для осуществления уставной деятельности. Это в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ позволяет не учитывать их при определении налоговой базы. Поэтому данные средства не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом обязательно должен вестись раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Хвостова С. В., заместитель директора – руководитель аудиторской практики ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, N 3

Практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, подпадают под налогообложение. При этом подход контролирующих органов основан на том, что многие субсидии либо не являются целевыми согласно ст. 251 НК РФ, либо прямо не поименованы в перечне, установленном ст. 251 НК РФ, который является закрытым.

Некоторые доходы освобождаются от НДФЛ. В их числе — компенсационные выплаты (в пределах установленных норм), связанные с бесплатным предоставлением жилья и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

Таким образом, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемые гражданам в соответствии с Жилищным кодексом РФ, не облагаются НДФЛ.

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

Автор: Т. Ю. Кошкина

Комментарий к Письму Минфина России от 17.02.2016 № 03-07-11/8728.

Бюджетные субсидии – важная мера поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей. Для них получение денег, безусловно, – благо, а вот бухгалтеру это сулит дополнительные проблемы, в частности, в отношении НДС.

Облагаются ли налогом зачисленные на расчетный счет денежные средства? Нужно ли восстанавливать суммы «входного» налога, ранее правомерно принятые к вычету? Частично на эти вопросы ответил Минфин в комментируемом письме. Рассмотрим данную позицию финансового ведомства, а также вспомним, какие разъяснения чиновники давали раньше. Кроме того, выясним, каково мнение судей по спорным вопросам.

Минфин предупреждает, что налоговые последствия зависят от вида предоставленной субсидии. Если она выделена из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), начислять НДС не нужно, поскольку полученные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Однако в этом случае необходимо восстановить суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, оплаченным за счет средств такой субсидии. Обязанность восстановления налога закреплена в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Проиллюстрировать эту ситуацию можно следующим образом.

Приобрел товары (работы, услуги), принял их к учету, получил счет-фактуру

Применил вычет НДС со стоимости покупок

Получил субсидию на возмещение части стоимости приобретенных товаров
(работ, услуг)

Восстановил часть «входного» НДС со стоимости покупок

Рис. 1. Порядок действий налогоплательщика при получении субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, понесенных в связи в приобретением товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в облагаемой НДС деятельности.

Вторая ситуация, которую рассмотрел Минфин: субсидии предоставлены в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В этом случае полученные суммы в общеустановленном порядке включаются в базу по НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 162 НК РФ. В данной норме указано, что база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, также в общем порядке принимаются к вычету в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

Вновь представим ситуацию в виде схемы.

Внимательный читатель, безусловно, заметил, что в первом случае Минфин говорит о субсидиях из федерального бюджета, во втором – просто о субсидиях. Дело в том, что субсидии могут предоставляться хозяйствующим субъектам из федерального, регионального и местного бюджетов. Если субсидия предоставлена в целях возмещения затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), начислять НДС не нужно независимо от уровня бюджета, из которого налогоплательщику выделены деньги. Таким образом, несмотря на то, что в комментируемом письме речь идет только о субсидиях из федерального бюджета (первая ситуация), вывод об отсутствии обязанности начисления НДС актуален и в случае получения субсидии из бюджета субъекта РФ или муниципального образования (см. дополнительно Письмо Минфина России от 22.05.2015 № 03-07-11/29662).

Этот вывод основан на формулировке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ: НДС восстанавливается в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Следовательно, если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат выделены без учета НДС, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не применяется и суммы налога не восстанавливаются. Такие разъяснения даны Минфином в письмах от 23.10.2015 № 03-07-11/60945 и от 02.10.2015 № 03-07-11/56446.

В силу БК РФ субсидии юрлицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), ИП, а также физлицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторым исключением), выполнением работ, оказанием услуг.

Указанные субсидии предоставляются на определенные цели. Переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц не возможна.

Денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку указанные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).

При этом в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат. Поэтому суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.

Если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Бюджетные субсидии и НДС: когда налог платить не надо, а возмещать можно

Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н), ведется на счете 86 «Целевое финансирование».

В первую очередь получателю средств следует определить в учетной политике метод отражения бюджетных средств: по мере поступления средств на расчетный счет или же по мере возникновения права на них. Подтверждением возникновения права на бюджетные средства могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы (п. 5 ПБУ 13/2000).

В зависимости от выбранного метода получение субсидий отражается следующим образом:

  • по мере возникновения права на бюджетные средства получатель сначала отражает возникшую задолженность записью: Дебет 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами», Кредит 86, затем на дату фактического поступления средств на расчетный счет (в кассу) делается запись: Дебет 51 «Расчетный счет» (50 «Касса»), Кредит 76;
  • по мере поступления средств на расчетный счет (в кассу) получатель делает бухгалтерскую запись: Дебет 51, Кредит 86 на сумму поступивших средств (п. 7 ПБУ 13/2000).

В дальнейшем по мере расходования субсидий они списываются со счета 86. Порядок списания зависит от характера расходов, на финансирование которых были предоставлены бюджетные средства (капитальные или текущие расходы).

Суммы бюджетных средств, направленные на финансирование текущих расходов, списываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом суммы целевого финансирования признаются в качестве доходов будущих периодов (составляется запись: Дебет 86, Кредит 98 «Доходы будущих периодов») в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода (Дебет 98, Кредит 91 «Прочие доходы и расходы») при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начислении оплаты труда и осуществлении других расходов аналогичного характера (абз. 1, 3 п. 9 ПБУ 13/2000).

Если бюджетные средства предоставлены в более поздний отчетный период, чем тот, в котором осуществлены расходы, то организация отражает возникновение задолженности по таким средствам и относит их на финансовый результат в составе прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000) с отражением непосредственно на счете 91, субсчет 1 «Прочие доходы», без использования счета 86.

По нашему мнению, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности. Поэтому можно в этом случае сумму предоставленных бюджетом средств отразить записью по кредиту 86 и дебету 76 (или по другим счетам, на которых подлежат учету полученные активы), а затем признать прочий доход записью по дебету 86 и кредиту 91, субсчет 1 (п. 7 ПБУ 13/2000).

Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются со счета учета целевого финансирования на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом суммы целевого финансирования учитываются в качестве доходов будущих периодов при принятии объектов внеоборотных активов к учету с последующим отнесением в течение срока полезного использования указанных объектов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (п. 9 ПБУ 13/2000).

В бухгалтерском балансе бюджетные средства отражаются по строке 1530 «Доходы будущих периодов» только в следующих случаях: бюджетные средства направлены коммерческой организацией на финансирование расходов (п. 9 ПБУ 13/2000); не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования, предоставленного организации, учитываемых на счете 86 (п. 20 ПБУ 13/2000). При этом если величина неиспользованных средств целевого бюджетного финансирования существенна для организации, то она показывает соответствующую сумму обособленно по отдельной строке в разд. V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса (п. 20 ПБУ 13/2000, п. 11 ПБУ 4/99).

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете 91, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000). Следовательно, признанные в качестве доходов отчетного периода суммы бюджетных средств должны отражаться в отчете о прибылях и убытках по строке 2340 «Прочие доходы».

Что касается других форм бухгалтерской отчетности (в частности, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и пояснительной записки, в которых также должна находить отражение информация о помощи из бюджета), то, поскольку организация является субъектом малого предпринимательства, она вправе не представлять их в составе бухгалтерской отчетности, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, установлены в ст. 251 НК РФ, перечень их является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.

НК РФ предусматривает особый порядок признания субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ. Такие субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения (абз. 1 п. 4.3 ст. 271 НК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 4 ст. 223 НК РФ).

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При уплате НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет средств субсидий, выделенных из областного, городского бюджета (отличного от федерального), оснований для восстановления налога, принятого к вычету по этим товарам (работам, услугам), не имеется.

В случае оплаты НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет собственных средств налогоплательщика налог подлежит вычету на общих основаниях.

Проанализировав законодательные нормы и разъяснения контролирующих органов, предлагаем следующий порядок учета субсидий, выделяемых субъектам малого и среднего предпринимательства на основе примера.

Пример. ООО «Альфа» в рамках реализации проекта по организации производства в 2012 г. получило субсидию в соответствии с программным мероприятием «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве» из федерального бюджета в размере 500 000 руб.

Согласно смете расходов направлены на реализацию проекта: оплату материалов — 170 000 руб., приобретаемых основных средств — 260 000 руб., компенсацию расходов по аренде помещения — 70 000 руб.

Согласно учетной политике субсидии принимаются к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000. Договор о предоставлении целевых бюджетных средств в форме субсидии заключен в декабре 2012 г. и денежные средства поступили в декабре. Договор с поставщиком материалов заключен в ноябре, материалы также поступили в ноябре (170 000 руб., в том числе НДС — 18%). Арендная плата уплачивалась с ноября по декабрь 2012 г. (2 месяца по 35 000 руб., в том числе НДС — 18%). Основное средство было приобретено и принято к бухгалтерскому учету в январе (260 000 руб. с учетом НДС — 18%). Амортизационные отчисления составили 8813,56 руб/мес. (вторая группа — 25 месяцев).

В таблице приведены соответствующие бухгалтерские записи.

1.1. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям. Субсидии предусмотрены малоимущим семьям.

2.1. Нет, пока у вас открыто ИП ни на какие выплаты рассчитывать вы не можете.

3.1. У юристов нет функциональной возможности обращаться к клиенту в личные сообщения первыми. Также по правилам сайта юрист не имеет права рекламировать свои услуги. Поэтому Вам необходимо выбрать юриста на сайте и обратиться к нему в личные сообщения для того, чтобы обговорить условия оказания услуг.

3.2. Консультации юриста по интересующим вас вопросам по правилам этого сайта могут оказываться только на платной основе ст 779 ГК РФ
Что конкретно вас интересует В личное сообщение обращаются клиенты а не юристы
Вначале нужно знать вопросы а потом определяется цена услуги Она напрямую зависит от сложности вопросов.

4.1. Вы можете сходить в местную администрацию и уточнить перечень необходимых документов на субсидии.

4.2. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг – это денежные выплаты, которые предоставляются, если семья платит за жилищно-коммунальные услуги более 22 процентов от своих доходов (расходы на ЖКУ учитываются по средним тарифам и в пределах социальной нормы площади жилья).
Рассчитанный размер субсидии ограничивается начисленной платой за ЖКУ, уменьшенной на размер предоставленных получателю субсидии либо членам его семьи ежемесячных денежных компенсаций на оплату ЖКУ.
Если нужна квалифицированная консультация напишите мне, помогу.

5.1. Первым делом возьмите письменный отказ, где должно быть все указано, и мотивированно, чтобы видеть на что они ссылаются, и на какую норму закона, и затем пробуйте обжаловать в судебном порядке.

6.1. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

7.1. Какие документы должен предоставить ИП НА ЕНВД И УСН для оформления субсидии на жильё узнавайте в социальном отделе администрации.

8.1. Ваш вопрос требует изучения ситуации и ознакомления с документами. Обратитесь к юристам на платной основе.
Удачи Вам и всех благ!

9.1. Требование налоговой правомерны.
НК РФ Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики обязаны:
5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов

Спасибо за вопрос, надеюсь, что помогла Вам разобраться.

9.2. При оформлении субсидии я предоставила декларацию по УСН за 2015 г.Но у меня требуют ещё книгу расходов и доходов. Правомерно ли это?-Вполне правомерно. Как ИП должны ее вести.

10.1. ИП работает на УСН. В 2015 и 2016 году получали субсидии на возмещение части затрат в области растениеводства и животноводства (за молоко). Облагается ли сумма субсидий налогом 6% по УСН (доходы)? В общий доход включали субсидии, но в налогооблагаемую базу не включали.[quote][/quote]
По этому вопросу Вам следует обратиться в ИФНС и получить подробную и исчерпывающую консультацию.

11.1. Это зависит от договора, на основании которого было перечисление. Если пожертвование на уставную деятельность, то нет, не облагается.

Господдержка бизнеса в 2024 году

22.1. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям. Субсидии предусмотрены малоимущим семьям.

23.1. К сожалению, нет.Возврат налога возможен в том случае, если Вы вложили в покупку собственные средства, работаете официально. Ст.220 НК РФ.

23.2. Если Вы имеете ввиду имущественный налоговый вычет, то не сможете получить вычет, так как со средств материнского капитала и субсидии вычет не предоставляется.

  1. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  2. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
  3. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
  4. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.

Представителям малого и среднего бизнеса (МСП), ведущим деятельность в пострадавших от коронавируса отраслях экономики (перечень утвержден постановлением правительства от 24.04.2020 № 576), начиная с весны 2020 года выплатили несколько видов субсидий:

  • на выплату заработной платы в размере 12 130 рублей (за май и июнь 2020);
  • на профилактические меры по борьбе с коронавирусом;
  • региональные и отраслевые субсидии.

Минфин напомнил, что в Налоговый кодекс РФ внесли поправки, в соответствии с которыми субсидии в размере 12 130 рублей (один МРОТ) на каждого сотрудника не нужно включать в доходы при расчете налога на прибыль. Аналогично эти средства не учитываются при формировании налоговой базы на упрощенной системе налогообложения (УСН). В тексте письма об этом сказано так:

Субсидии, полученные указанными налогоплательщиками в соответствии с постановлением № 576, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 60 п. 1 статьи 251 НК.

Одновременно не учитываются в налоговой базе расходы, осуществленные организацией или ИП за счет субсидированных из бюджета средств.

Налог с полученных субсидий платить не нужно.

В Налоговый кодекс внесли дополнения, согласно которым «коронавирусные» субсидии не считаются доходом для налога на прибыль (НДФЛ для ИП), УСН и ЕСХН (п. 82 ст. и пп. 60 п. 1 ст. НК РФ).

НДС при получении «коронавирусной» субсидии начислять также не нужно. Его платят только с тех видов государственной помощи, которые связаны с реализацией товаров или услуг по сниженным ценам (п. 1 ст.162 НК РФ). А в данном случае такой связи нет, поэтому нет и необходимости начислять НДС.

При использовании ЕНВД или патентной системы суммы поступлений, в том числе и субсидии, в принципе не влияют на облагаемую базу.

Расходы, которые оплачены за счет государственной помощи, нельзя учесть для уменьшения облагаемой базы (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Правда, здесь можно прибегнуть к хитрости. Субсидию можно потратить не только на зарплату, но и на другие цели (п. 1 Правил, утвержденных постановлением № 576). Поэтому бизнесмен может направить полученные от государства деньги на оплату тех затрат, которые и так не уменьшают облагаемую базу. Например — заплатить за счет субсидии сам налог на прибыль или упрощенный налог.

Чтобы подтвердить, что субсидия использована для финансирования необлагаемых затрат, можно издать соответствующий приказ. Но как к подобным действиям налогоплательщика в дальнейшем отнесутся проверяющие — пока неясно.

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Полученные на развитие бизнеса субсидии облагаются налогами. Независимо от того, на каком режиме налогообложения находится индивидуальный предприниматель или организация, общие правила отражения субсидии в составе доходов таковы:

1. В течение двух налоговых периодов (календарных лет) со дня получения субсидии, она включается в состав доходов на ту же дату, когда признаются расходы, которые произведены за счет нее и в такой же сумме.

3. Если к концу второго года субсидия или часть ее еще не израсходована, то остаток включается в доходы в конце этого года.

Данный порядок налогообложения субсидий касается налогоплательщиков на ОСНО, УСН и ЕНВД.

Налогоплательщики на УСН на общих основаниях включают субсидию в состав доходов одновременно с признанием расходов, произведенных за счет нее. Однако следует помнить, что при реализации покупных товаров, приобретенных за счет субсидии, в момент поступления денежных средств от покупателя отражается выручка от продажи. И получается, что единым налогом облагается вся выручка без уменьшения ее на себестоимость товаров.

Рассмотрим пример. Предприниматель получил субсидию в размере 50 000 руб. и закупил на эту сумму товары, которые реализованы за 60 000 руб. В этом случае в графе 5 отражается расход, равный покупной стоимости товаров, в сумме 50 000 руб. В графе 4 отражается: доход в сумме израсходованной субсидии 50 000 руб. и выручка от продажи в сумме 60 000 руб. Единый налог составит: 60 000 * 15% = 9 000 руб.

Следует также помнить, что при использовании объекта налогообложения «доходы – расходы» сумма субсидий (отраженная в доходах) учитывается при расчете минимального налога. Изменим условия предыдущего примера. Пусть получена субсидия в размере 100 000 руб., на которую приобретены товары, далее имела место их реализация, выручка составила 105 000 руб. Кроме того, имели место и другие расходы (заработная плата, аренда и т.п.) на сумму 95 000 руб. Единый налог составит: (105 000 руб. — 95 000) * 15% = 1 500 руб. Минимальный налог: (100 000 + 105 000) * 1% = 2 050 руб. Поэтому в бюджет нужно заплатить минимальный налог.

Полученные на УСН субсидии облагаются налогами в общем порядке. Субсидия может отражаться в доходах по мере ее расходования, если налогоплательщик ведет учет израсходованных сумм. Поэтому в Книге учета доходов и расходов отражается сумма субсидии одновременно с расходами, т.е. в одинаковых суммах делаются записи в графе 4 (на сумму субсидии) и в графе 5 (на сумму расхода, произведенного за счет субсидии).

Если ведется такой учет, то доходы в виде субсидии не переносятся в декларацию по УСН и не учитываются в расчете единого налога. Если же учет расходов не ведется, то сумма субсидии включается в состав доходов и налоговую базу по налогу при УСН.

Жилищные субсидии с 2008 года подоходным налогом не облагаются

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.

Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридичес­ким лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:

— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *