ФНС в 2018 г. будет списывать долги граждан по налогам и страховым взносам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС в 2018 г. будет списывать долги граждан по налогам и страховым взносам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это значить, что начиная с 1 января 2018 года, с индивидуальных предпринимателей и физических лиц будут списываться долги, признанные безнадежными к взысканию. Индивидуальных предпринимателей освободят от задолженности по налогам, возникшей до 1 января 2015 года, и по страховым взносам, начисленным до 1 января 2017 года,а с обычных граждан будут списаны долги по имущественным налогам: транспортному, земельному, налогу на имущество.

Списание долгов по налогам и страховым взносам (налоговая амнистия 2018)

По каким налогам будут списаны долги

Рассмотрим перечень основных налогов, по которым в 2018 году ожидается списание недоимки.

  • Транспортный налогСписанию подлежит вся задолженность, возникшая до 1 января 2015 года, а также пени, начисленные на нее до дня принятия решения о списании долга
  • Земельный налог
  • Налог на имущество
  • Налог по УСН, ЕНВД, ПСН, НДФЛСписанию подлежит долг по всем налогам, уплачиваемым в связи с применением налоговых режимов (единый налог по УСН, ЕНВД, ПСН, а также НДФЛ), возникший до 1 января 2015 года, а также пени и штрафы с момента возникновения до дня принятия решения о списании
  • Страховые взносы

Взносы на обязательное страхование, подлежащие уплате в ПФР, ФФОМС, ФСС, возникшие за период до 1 января 2017 года

Важно: Введены льготы по земельному налогу для пенсионеров на федеральном уровне в размере 600 кв.м. Это означает, что налог не будет взыскиваться с 6 соток земли пенсионера, что значительно облегчит налоговую нагрузку на указанную категорию лиц.

Рассмотрим более подробно порядок и особенности списания задолженности каждой из указанной выше категории лиц.

Согласно изменениям, вносимым в НК РФ в 2018 году, с физических лиц будет списана безнадежная задолженность по:

  • Транспортному, земельному и имущественному налогу, образовавшаяся за периоды до 1 января 2015 года включительно, а также пени, начисленные на указанную недоимку с периода образования задолженности и до момента вынесения решения налоговым органом.При этом не имеет значения размер недоимки, причина ее возникновения, а также материальное положение должника. По закону вся сумма указанной задолженности будет признана безнадежной к взысканию, подлежащей списанию в одностороннем порядке налоговым органом.
  • НДФЛ, подлежащая уплате в связи с получением гражданином дохода, с которого работодателем не был исчислен и уплачен в бюджет налог.

Данная ситуация затрагивает случаи, когда гражданин получил от работодателя доход, с которого не был исчислен и уплачен в бюджет НДФЛ.

Напомним, что работодатель является налоговым агентом по отношению к своему работнику, в связи с чем он обязан самостоятельно рассчитывать и перечислять в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, о чем, в свою очередь, обязан отчитаться в справке по форме 2-НДФЛ.

Если работодатель по какой-то причине не может перечислить НДФЛ в бюджет, он должен уведомить об этом работника и налоговый орган. В этом случае обязанность уплатить налог ложится на плечи работника.

Законом о налоговой амнистии суммы задолженности по НДФЛ, образовавшиеся в результате описанной выше ситуации, подлежат списанию за период с января 2015 года по январь 2017 года.

Также, как и в случае с ИП, законодатель ограничил перечень доходов, подлежащих списанию.

Федеральным законом от 28.12.17 № 436-ФЗ законодатели преподнесли налогоплательщикам — физическим лицам приятный новогодний подарок в виде списания долгов по налогам. О том, кому именно и по какой процедуре спишут задолженности по налогам и взносам, читайте в сегодняшнем подробном комментарии.

Решение о списании задолженности по страховым взносам в отношении предпринимателей (как действующих, так и бывших), а также иных самозанятых граждан будут принимать налоговые органы по месту их жительства. Суммы недоимки, пеней и штрафов при этом будут определяться на основании сведений, которые были переданы налоговикам внебюджетными фондами в начале 2017 года. Также предусмотрен механизм запроса в органах ПФР сведений, подтверждающих основания возникновения и наличие задолженности.

Вступившие в силу положения закона, затронут большое количество граждан. Под действие закона попадают как физические лица, так и индивидуальные предприниматели, но с определенной оговоркой:

  • Все индивидуальные предприниматели (ИП) по всем налоговым долгам имеющимся на 1 Января 2015 года. Будет списана вся имеющаяся задолженность по налогам (страховые взносы к налогам не относятся!), штрафам и пеням;
  • ИП не ведущие активной деятельности (не действующие) и не сдающие отчетность, имеющие задолженность по страховым взносам. Будут списаны долги по страховым взносам образовавшимся на 1 Января 2017 года;
  • Владельцы личного автотранспорта, долги по транспортному налогу на 1 Января 2015 года;
  • Пенсионеры и льготники;
  • Владельцы земельных участков.

Важно! Индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность и сдающим отчетность, долги по страховым взносам, списаны не будут!

При этом, долговая амнистия затронет указанные лица, вне зависимости от имеющегося размера задолженности и финансового положения гражданина. И даже если по имеющимся недоимкам уже принято судебное решение, дело находится в производстве у судебных приставов (ФССП России), такой долг также будет аннулирован, при условии, что он был образован до 2015 года. Здесь правда есть нюансы, в случае если по исполнительному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, то сбор придется оплатить, т.к. к нему новый закон отношения не имеет.

Кроме того, приняты некоторые поправки в действующее налоговое законодательство. Согласно им, освободятся от уплаты подоходного налога иностранные компании, которые принимают участие в добыче полезных ископаемых. Также будут изменены условия начисления страховых взносов для ИП, адвокатов и нотариусов. В частности, это касается порядка признания невозможным взыскания задолженности.

Стоит отметить, закон по налоговой амнистии не предусматривает какой-либо компенсации, в случае если гражданин или Индивидуальный Предприниматель, своевременно производил оплату налогов и страховых взносов. Вернуть выплаченные средства, благодаря амнистии не получится.

Описанные выше проблемы не актуальны для тех граждан, которые уже закончили свою трудовую деятельность ввиду преклонного возраста. Пенсионеры освобождены от уплаты некоторых имущественных налогов, в частности от выплат за один гараж, один дом или единственную квартиру. Однако, налог на владение землей для этой категории граждан не отменяли. Исключением являются лишь те части страны и ее регионы, в которых приняты дополнительные меры по оказанию материальной помощи в виде особых льгот данному слою населения.

Несоразмерность налога на земельные участки и пенсии большинства граждан, заставили государство обратить внимание на данную проблему. Так, в качестве примера можно рассмотреть Подмосковные участки в стандартные «шесть соток». На них начисляется налог от 15 до 20 тысяч рублей в гуд, что для большинства пенсионеров, живущих лишь на государственное пособие, может оказаться неподъемным. В связи с чем, было принято решение внести изменения в действующее налоговое законодательство касательно налогообложения пенсионеров.

В 2018 году на федеральном уровне предложено включить пенсионеров в число тех льготников, которые имеют послабления по земельному налогу. Изменениям подвергнется и сама система предоставления некоторых льгот. Так, если до 2018 года инвалиды, а также ветераны уже имели льготы на земельный налог, в виде вычета по 10 тыс. руб., то теперь предполагается взимать налог только с той земли, которая превышает площадь в 6 «соток».

Обусловлена такая необходимость тем, что налог на землю рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Но ни для кого ни секрет, что в большинстве случаев она весьма завышена, так как рассчитывается без учета индивидуальных особенностей владения и ситуации на рынке. Далеко не у всех есть финансовая, а в отношении инвалидов и ветеранов, физическая возможность оспаривать в суде кадастровую стоимость. Итогом всего этого становятся существенные переплаты со стороны граждан. При этом вычет в размере 10 тыс. рублей не сильно снижает налоговую нагрузку.

Согласно предложенным поправкам, для льготной категории физических лиц, в том числе и для пенсионеров, планируется начислять налог лишь на часть земельного участка. То есть, если во владении находится шесть «соток», то такая земля вовсе не будет облагаться платежами. Если же льготник обладает участком в размере 9 «соток», то налог будет начисляться только на три из них; 10 «соток» — на четыре из них и так далее. В случае, если участок не единственный, то налоги на второй и последующие участки будет взиматься в полном объеме.

Амнистия по транспортному налогу, изменение начислений за земельные участки — не последнее положительное нововведение. В 2018 году будут избавлены от излишних платежей те граждане, которые получили, так называемую «финансовую выгоду».

Нередко возникают практически абсурдные ситуации. К примеру, гражданин имеет непогашенный долг перед одним из операторов сотовой связи, а сам давно пользуется услугами другой компании. Подобные задолженности, как правило, составляют незначительные суммы (до 1 000 рублей). Оператор, часто списывает их как безнадежные. А налоговые органы в свою очередь видят в этом финансовую выгоду гражданина и накладывают на нее налог в размере равном 13% от общей суммы.

Конечно, сборы такого рода невелики, но и неприятны. Теперь физлица освобождаются от уплаты налога за подобные «доходы». Касается это и тех платежей, которые были начислены в период с 2015 по 2017 года включительно.

Принятые меры по избавлению физических лиц от накопившихся долгов имеют множество особенностей и нюансов, которые необходимо учитывать.

Вот перечень основных из них.

  1. Амнистия по долгам затрагивает только те виды задолженностей, которые образовались по имущественным налогам. К таковым относятся выплаты за владение землей, личным транспортным средством, недвижимым имуществом в виде квартиры, дачи, дома и т.д. Это значит, что под амнистию не попадут задолженности по выплате госпошлины, подоходного налога от реализации имущества, алиментов и прочих обязательных сборов.
  2. Помимо самой задолженности по налогам, также списываются пени и штрафы, которые были начислены за период, предшествующий принятию закона об амнистии. То есть если гражданину будут прощены некоторые сборы, которые он должен был выплатить до начала 2015 года, то начисленные штрафы и пени будут аннулированы в том числе и за период после начала 2015 года, вплоть списания долга.
  3. На право использования налоговой амнистии не оказывает влияние общая сумма долга, а также финансовое положение должника. То есть налоговые органы не будут уточнять ситуацию об имеющихся доходах и месте работы. Все эти факторы, а также причины образования задолженности не помешают воспользоваться налоговой амнистией.
  4. В отношении НДФЛ, который должен был уплатить работодатель, но в случае если он не сделал этого, то обязанность перекладывалась на самого работника. Такие задолженности тоже попадают под налоговую амнистию и будут списаны.

Стоит напомнить, что работодатель является налоговым агентом, который должен самостоятельно исчислять и выплачивать подоходный налог за своих работников. Но иногда возникают ситуации, когда по каким-то причинам руководитель предприятия этого не делает. В этом случае ответственность за уплату НДФЛ возлагается на само физическое лицо.

Особое внимание нужно обратить на тот перечень налогов, который включает в себя сборы, не попадающие под налоговую амнистию. К их числу относится:

  • заработная плата;
  • полученные гражданами дивиденды;
  • выигрыши и призы, которые были получены за участие в конкурсах, викторинах и играх.

С полным списком налогов, которые не подлежат списанию, можно ознакомиться в п.72 ст.270 НК РФ.

Как уже было сказано выше, индивидуальные предприниматели освобождаются от выплаты образовавшихся задолженностей. В число таких долгов попадают:

  • налоги, подлежащие выплатам в связи с использованием режимов налогообложения (ПСН, УСН, ЕНВД и НДФЛ).
  • страховые взносы;

Данная процедура также имеет ряд особенностей.

  1. По страховым взносам будут списаны долги, образовавшиеся на 1 января 2017 года, только тем предпринимателям, которые не вели деятельность и не сдавали отчетность!
  2. По налогам будут списаны все долги, которые образовались на 1 января 2015 года, включая все пени и штрафы.
  3. Размер и причины образования задолженностей не повлияют на их списание. Списание долгов будет произведено вне зависимости от этих факторов.
  4. Наряду с самим налогом будут списаны и пени со штрафами, которые были начислены с момента образования задолженности, вплоть до ее аннулирования.

Кроме того, стоит учитывать, что существует перечень налогов для ИП, которые не попадают под амнистию. К их числу относятся:

  • акцизы;
  • сборы за добычу полезных ископаемых;

Также не подлежит амнистии НДС, которым облагается переправляемый через границу России товар.

Амнистия по долгам 2018 предполагает максимально упрощенную процедуру списания, которая будет проводиться налоговой службой по месту учета физического лица. От гражданина не потребуется никаких заявлений и справок. Процедура будет проведена автоматически, без его участия.

Принятый закон не предусматривает обязательств со стороны налоговой по уведомлению о произведенном списании долга. Также не установлено и конкретного срока осуществления процедуры. Поэтому, чтобы узнать было ли проведено списание, каждый гражданин может самостоятельно обратиться с соответствующим запросом в тот налоговый орган, который ведет свою непосредственную деятельность по месту учета физического лица.

Таким образом будет осуществлена поставленная Президентом РФ Путиным В.В. задача: освободить граждан от накопившихся долгов, которые образовались в большинстве своем по обстоятельствам, не зависящим от самого человека, и сделать это максимально дебюрократизированным способом, не заставляя должников обращаться в налоговые органы.

В конце 2017 года Правительством РФ был рассмотрен законопроект № 300200-7, который подразумевал некоторые поправки в действующее налоговое законодательство. Они касаются в первую очередь контролируемых иностранных компаний (сокращенно — КИК) а также, такой категории коммерсантов, как индивидуальные предприниматели, юристы, ведущие самостоятельную практику, адвокаты и нотариусы.

Первоначально законопроект предусматривал следующий перечень поправок в действующее в РФ налоговое законодательство.

  1. Уточнение условий, на основании которых КИК могут быть освобождены от взимания налогов с прибыли.
  2. Более детальная проработка правил переноса убытков, понесенных иностранной компанией, на будущее.
  3. Уточнение порядка, по которому будут определяться доходы и расходы, полученные физическими лицами вследствие проведения различных операций с ценными бумагами (акции, векселя и прочее).
  4. Изменение порядка осуществления так называемого налогового вычета при реализации имущественных прав или материальных ценностей в ходе упразднения КИК.

В последствии законопроект подвергся некоторой корректировке и в него был внесен ряд дополнений. Так, он предусматривает, что в действующем законодательстве РФ, которое отражает порядок налогообложения в стране, будут дополнительно внесены следующие уточнения.

  1. Иностранные компании могут быть освобождены от взимания налогов с доходной части, при условии что они заняты в проектах по разработке и добыче сланцев, руды и прочих полезных ископаемых.
  2. Вступит в силу абсолютно новый порядок, по которому определяется уровень прибыли или убытков иностранных предприятий от выбытия финансовых активов.
  3. Резиденты технико-внедренческой, а также промышленно-производственной так называемой особой экономической зоны (ОЭЗ) будут иметь право на пользование пониженными тарифами по выплате страховых взносов.
  4. Изменятся некоторые существующие положения таможенного регулирования и будут разработаны новые.
  5. Для ИП, адвокатов и нотариусов будут установлены новые основания для признания задолженности по взносам страхового вида невозможной для взыскания. Порядок проведения данной процедуры также будет несколько изменен.

В отношении обычных граждан амнистия по налогам в 2018 году регламентируется законом № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года. Закон призван регулировать порядок и сроки проведения списания пени и штрафов.

Основанием к его принятию стало заявление Владимира Путина о том, что граждан необходимо освободить от накопившихся долгов перед государством. Закон об амнистии по налогам вступил в силу с 29 Января 2017 года. Исключением являются некоторые его положения, которые предусматривают иной срок начала действия.

От задолженности по НДФЛ могут быть освобождены только граждане, которые получили доход, но взносы не были уплачены в бюджет, при соблюдении условий:

  • в период получения дохода в рамках от 01.01.2015 г. до 01.01.2017 г.;
  • организация представила сведения по форме 2-НДФЛ о доходе гражданина в налоговую инспекцию.

Возникновение такой ситуации возможно в случае списания образовавшихся долгов у гражданина перед иными организациями, например, операторами связи, коммунальщиками и прочими. По факту человеком доход получен не был, но форма 2-НДФЛ подана и налоговики должны исчислить налог.

Освобождение не коснется НДФЛ с полученного дохода:

  • в качестве оплаты труда, выполненных работ, оказанных услуг и т.д.;
  • материальной выгоды;
  • в качестве призов, выигрышей и иных подобных доходов от лотерей, конкурсов;
  • проценты, дивиденды по вкладам и ценным бумагам;
  • в натуральной форме.

Да, возможно. В зависимости от размера и срока невыполненных обязательств это может быть административный порядок списания либо судебный — через банкротство.

К примеру, просрочки по налогам и взносам старше 5 лет списываются налоговой. Фискальная амнистия позволяет списать старые долги в беззаявительном порядке, а все формальности обязана выполнить налоговая инспекция. Чтобы полностью избавиться от долгов банкам, МФО и поставщикам через банкротство, ИП должен подтвердить признаки несостоятельности. Обо всех способах расскажем ниже.

Освобождение ИП от долгов означает, что его кредиторы не получат деньги. Поэтому сложно представить, чтобы предпринимателю простили долги без каких-либо условий. Это возможно в рамках налоговой амнистии, которую государство проводит с 2018 г.

Законом № 436 в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, позволяющие избавиться от старых налоговых долгов. Вот в чем заключается суть этой программы:

  • по налогам физических лиц и ИП, возникшим до 2015 г., ФНС спишет долги, если они не взыскивались через суд;
  • аналогичным образом списывается недоимка по страховым взносам, возникшая до 2017;
  • не нужно подавать заявление и подтверждать просрочку, ИФНС все сделает самостоятельно.

Цель программы очевидна. Если налоговая инспекция уже не может взыскать безнадежный и устаревший долг, нет смысла отражать ее в документах и программах, тратить государственные деньги на направление требований и писем.

Фискальная амнистия распространяется не только на закрытые ИП, но и на действующих индивидуальных предпринимателей, физических лиц.

Банкротством может воспользоваться не только физическое лицо, но и действующий предприниматель. После завершения банкротного дела ИП будет снят с учета в ИФНС, все его лицензии и разрешения аннулируются, а долги списываются — как предпринимательские, так и личные потребительские.

Для списания задолженностей придется пройти процедуру реализации имущества, где могут продать:

  • задействованное в предпринимательской деятельности, например, оборудование, товарный знак;
  • личное: автомобиль, машиноместо, часть недвижимости, кроме единственного жилья.

Подробнее о реализации имущества в этой статье.

Можно забыть о долгах, если кредитор пропустит срок давности по взысканию. Согласно ГК РФ, судебное взыскание осуществляется в пределах трех лет. Этот срок отсчитывается с момента нарушения обязательства. Но для применения последствий при пропуске срока давности есть ряд нюансов:

  • если кредитор подаст иск по просроченному долгу, а ответчик не заявит о пропуске срока, суд подтвердит долг, выдаст исполнительный лист или приказ;
  • если по истечении сроков давности неплательщик подпишет документ о признании долга, акт сверки взаиморасчетов или иной аналогичный документ, три года на взыскание начнут течь заново;
  • даже после истечения сроков давности кредитор может использовать другие способы воздействия. Напомним, что пропуск срока давности не означает автоматического аннулирования долгов.

Так как кредитор заинтересован в возврате долга, рассчитывать на пропуск сроков давности не стоит.

Если по задолженности уже есть вступившее в силу решение или судебный приказ, применить последствия пропуска срока давности нельзя.

Россиянам в 2018 году спишут налоговые долги общей суммой более 40 млрд.рублей

Пандемия коронавируса сказалась на всех сферах деятельности, в том числе на малом и среднем бизнесе ИП. Ввиду снижения платежеспособности населения и закрытия торговых точек, многие предприниматели вообще не получали доход на протяжении 1.5-2 месяцев.

Государство не предложило полностью списать долги, возникшие из-за кризиса. Однако уже с момента первого обращения В. Путина в конце марта 2020 года были введены меры поддержки граждан и бизнеса. Эти меры позволяли снизить нагрузку или получить льготы:

  • был объявлен мораторий на возбуждение банкротных дел по инициативе кредиторов (сам ИП мог подать на банкротство по общим правилам);
  • на 2 и 3 квартал 2020 введено освобождение малого и среднего бизнеса от налогов (кроме НДС и НДФЛ за наемных работников);
  • предприниматели из пострадавших отраслей имели право потребовать временного снижения ставок аренды государственного, муниципального и частного имущества. Увы, стоимость аренды снизить удавалось редко;
  • ставка страховых взносов была снижена до 0% на наемных работников во 2 квартале 2020 г.;
  • до конца 2020 были приостановлены все контрольные и надзорные проверки со стороны ФНС, других государственных ведомств;
  • приостанавливалось взыскание по налоговым долгам, штрафам и пени.

При наличии убытков или снижении доходов более чем на 10% в 2020 г., ИП получало рассрочку по налоговым платежам до 6 месяцев. Если предоставить обеспечение, то рассрочку предоставляли на период до 12 месяцев.

Также для предпринимателей, работающих в наиболее пострадавших отраслях, государство выделяло субсидию по 12130 рублей в месяц на каждого работника и на самого ИП. Эти деньги можно получить на период апрель-июнь 2020, а расходовать — не только на зарплату, но и на другие цели.

Большинство мер поддержки из-за пандемии коронавируса предоставлялись без заявлений от предпринимателей и организаций. Однако для получения субсидий по 12130 рублей, кредитов под 0% на выплату зарплаты или кредитных каникул до 1 октября, необходимо было подавать заявление.

Банкротство является единственной процедурой, позволяющей легально списать долги ИП, избавиться от претензий со стороны банков, налоговых органов, других кредиторов.

Недостатком банкротства является ряд ограничений для физ. лица, а также потеря имущества. Лучше заранее просчитать все риски и последствия перед подачей документов на банкротство, так как в некоторых случаях заявителя могут привлечь к ответственности по УК РФ или КоАП РФ, оспорить его сделки.

По вопросу возможности списания налоговой задолженности, ст. 59 НК РФ говорит о возможности признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию в следующих случаях:

  1. в случае ликвидации юрлица, исключения юрлица из ЕГРЮЛ по решению налоговой
  2. в случае признания ИП банкротом в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые не погашены из-за недостаточности имущества должника
  3. если гражданин признан банкротом
  4. если гражданин умер или объявлен умершим, списание осуществляется в той части, которая превышает размер наследства
  5. если судом принят акт, согласно которому налоговой пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности
  6. в иных случаях

Списание налогов по налоговой амнистии налоговыми органами осуществляется самостоятельно.

В отдельных случаях по технической ошибке или по другим причинам налоговой может быть не произведено списание налога, в связи с чем за физлицом или ИП будет числиться задолженность. В такой ситуации налогоплательщику следует обратиться с заявлением в налоговую, в котором указать просьбу о списании задолженности.

При этом порядок не предусматривает инициирование процедуры признания задолженности безнадежной к взысканию по заявлению налогоплательщика, поскольку налоговая сама принимает решение списывать налоги или нет.

Налогоплательщики могут обратиться с административным иском в суд о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. В иске подлежат указанию следующие сведения:

  1. название суда, который будет рассматривать иск
  2. сведения об истце (ФИО, адрес, номер телефона)
  3. сведения об ответчике-налоговой (наименование, адрес, ИНН)
  4. название документа – административное исковое заявление
  5. в тексте иска должны быть изложены обстоятельства дела, почему задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию с правовым обоснованием
  6. в просительной части излагаются конкретные требования, которые истец просит суд удовлетворить
  7. в перечне приложения указываются прикладываемые к иску документы
  8. в конце иска должна стоять подпись истца

Для расчета срока исковой давности имеет значение сумма задолженности, сроки исполнения требования.

Налоговая выставляет физлицу требование об уплате налога, штрафа, пени и устанавливает срок исполнении такого требования. После истечения срока исполнения требования налоговый орган обращается в суд в течение 6 месяцев, если задолженность превышает 3 тыс. р. Если сумма задолженности равна или менее 3 тыс. р., тогда задолженность взыскивается по истечении 3-х лет, когда истечет срок исполнения требования. Срок обращения в суд 6 месяцев.

Сроки исковой давности для взыскания задолженности с юрлиц считаются так же, как и для взыскания с физлиц.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:

  • налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.

При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;

  • не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
  • не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;

В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.

В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).

Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.

Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:

  • с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
  • с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;

Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.

Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).

В России ввели «налоговую амнистию» для граждан

Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:

  • налоговая задолженность полностью погашена;
  • налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
  • сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
  • суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
  • в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.

Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).

Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.

Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.

При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.

Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.

1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).

Законодательство о налогах и сборах, представляющее собой, по сути, административную отрасль права, и построено таким образом, что взыскание соответствующей налоговой задолженности с юридических лиц производится в бесспорном порядке. При несогласии налогоплательщика с таким взысканием, он вправе оспорить ненормативные акты налогового органа действия или бездействие их должностных лиц (п. 12 ст. 21 НК РФ).

При этом в соответствии со ст. 79 НК РФ излишне взысканные налоговым органом с налогоплательщика денежные средства подлежат возврату с начислением процентов, что является компенсацией потерь налогоплательщика.

Вместе с тем, из этого правила о бесспорном взыскании налоговой задолженности с налогоплательщика, имеются исключения. Налоговый орган осуществляет взыскание такой задолженности через суд в следующих случаях:

— с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает 5.000.000 рублей;

— со счетов взаимозависимых компаний в случаях, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ;

— если налоговая задолженность возникла в результате переквалификации сделки;

— когда задолженность возникла по результатам проверки, проведенной ФНС России;

— если задолженность взыскивается с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

— когда налоговый орган пропустил срок на взыскание задолженности за счет денежных средств налогоплательщика (п. 3 ст. 46 НК РФ);

— если налоговый орган пропустил срок на взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Прежде чем обратиться в суд, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ).

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налоговым органом налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Тем самым, налоговый орган информирует налогоплательщика об имеющихся у него суммах недоимок, штрафов и пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Наиболее часто применяемым на практике случаем является ситуация, связанная со взысканием с налогоплательщика денежных средств, предусмотренная под. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, а именно: с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Включение в НК РФ указанной нормы направлено на защиту имущественных прав налогоплательщиков — юридических лиц и предпринимателей от неправомерных притязаний налоговых органов, связанных с произвольной квалификацией сделок по усмотрению налоговых органов.

Иными словами, налоговые органы при проведении налоговых проверок, изменив квалификацию совершенных налогоплательщиком сделок, не вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки по налогам, штрафы и пени в бесспорном порядке.

Законодатель, предоставляя налогоплательщику дополнительную защиту при совершении налоговым органом такой переквалификации, посчитал, что основания подобной переквалификации сделок и доначисления налогоплательщику налогов, начисления пеней и привлечения к ответственности подлежат особой проверке, осуществляемой исключительно в судебном порядке, поскольку при вынесении налоговым органом ненормативного акта между сторонами уже существует спор, связанный с определением налоговым органом действительной сущности хозяйственной операции, совершенной налогоплательщиком.

Указанные отношения можно рассматривать, как некую дополнительную форму контроля за правомерностью действий налогового органа при проведении налоговой проверки юридических лиц, наряду с административным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов.

В НК РФ отсутствуют понятия «юридическая квалификация сделки» и «юридическая переквалификация сделки». Законодатель решил не стеснять себя в этом случае какими-либо рамками закона.

На основании ст. 431 ГК РФ можно сделать вывод о том, что квалификация сделки — это определение ее предмета и существенных условий и, исходя из этого, определения вида обязательства. Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2002 N 282-О разъяснил, что правовая квалификация сделок означает выяснение реальных отношений между сторонами сделки (была ли совершена купля-продажа, мена и т.д.). При этом вид сделки устанавливается исходя из предмета договора, его существенных условий и последствий, к которым она приведет.

В ГК РФ предусмотрена возможность переквалификации сделок, например в ст. 170 ГК РФ установлено право переквалификации притворной или мнимой сделки. Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрытия другой сделки. Мнимая сделка — сделка, осуществленная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

В ситуации с притворной сделкой одна сделка выдается за другую. В случае, когда имеет место быть мнимая сделка, то совершенная сделка в налоговых целях является нереальной (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

При переквалификации сделки налоговый орган самостоятельно, по своему усмотрению, выбирает вид обязательства который, как ему кажется, наиболее соответствует данным правоотношениям, заменяя волю сторон своей волей.

Налоговый орган, переквалифицируя сделку, определяет, какая сделка должна быть совершена вместо той, которую заключили стороны.

С 1 января прошлого года налоговая взыскивает страховые взносы. Вроде бы ничего страшного, такую передачу полномочий переживали не в первый раз. Предполагалось, что это благо для всех, т.к. упрощается отчетность для налогоплательщиков, а бюджет должен дополнительно получить, по разным оценкам, до сотни млрд. рублей в год. Ожидания оправдались, но только для бюджета. Для многих компаний и индивидуальных предпринимателей передача функций администрирования взносов обернулась миллионными несуществующими долгами, которые инспекции принудительно взыскивают просто «на ура».

Дело в том, что для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на начало 2017 года и передать данную информацию в ФНС до 1 февраля 2017 года (Письмо ФНС, ПФР от 26.01. 2017 № БС-4-11/[email protected]/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Однако передача сальдо прошла не так гладко, как хотелось бы.

Списание задолженности по налогам и сборам

Для того чтобы было проще сориентироваться в рассмотренной ситуации и не потерять драгоценное время, предлагаем следующий алгоритм возврата ошибочно взысканных страховых взносов:

1 этап

  • С территориальным органом ПФР провести сверку и получить справку о состоянии расчетов по состоянию на 01.01.2017 года.
  • Собрать документальное подтверждение фактов своевременной уплаты сумм страховых взносов (платежные поручения с печатью банка) и их взыскания налоговым органом (решение о взыскании сумм страховых взносов, пени штрафа за счет денежных средств в банке плательщика, инкассовые поручения, выписки операций по лицевому счету).

2 этап

  • В УФНС по субъекту подать жалобу о признании незаконным решения о взыскании сумм страховых взносов, пени. Жалоба подается через инспекцию, вынесшую решение. Не забудьте приложить к жалобе доказательства (копии документов, упомянутые в 1 этапе алгоритма).

    Срок ответа на жалобу — один месяц. После получения ответа на жалобу от УФНС либо по истечении месячного срока, плательщик вправе обращаться с заявлением в суд с требованием о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов.

  • В территориальный орган ПФР подать:

    Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (рекомендуемый образец — Приложение № 2 к Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года»). Решение о возврате принимается в течение 10 рабочих дней.

    Письмо с просьбой направить запрос в территориальный налоговый орган для подтверждения факта излишне уплаченных (взысканных) сумм (рекомендуемый образец запроса в Приложении к письму ПФР от 12.10.2017 № ТД11/51037)

  • В территориальный и вышестоящий органы ПФР подать заявления о направлении в УФНС корректных сальдовых остатков на 01.01.2017 в электронном виде.
  • В территориальный налоговый орган подать заявление о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пени, а также процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ.

3 этап

  • По истечении 10 дневного срока для вынесения территориальным органом ПФР решения о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов:

    Подать жалобу в вышестоящий орган ПФР (например, в Москве и МО — Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2).

    Жалобу в прокуратуру на бездействие территориального органа ПФР.

  • По истечении месячного срока для ответа на жалобу, поданную в УФНС по субъекту РФ (при неполучении от налогового органа ответа) подать:

    Жалобу в прокуратуру на бездействие налогового органа,

    Заявление в арбитражный суд с требованием вернуть излишне взысканную сумму страховых взносов, процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ, а также возместить судебные расходы (исходя из практики, ответчиками могут быть ПФР и налоговый орган)

Если в месячный срок УФНС вынесет решение, и оно будет отрицательным, необходимо подать заявление в арбитражный суд. В случае вынесения УФНС положительного решения по жалобе (о признании недействительными мер принудительного взыскания сумм страховых взносов) — в судебном порядке надо попытаться взыскать проценты на излишне взысканную сумму страховых взносов.

Надеемся, что данная статья поможет на практике предпринять правильные действия для возврата излишне взысканных сумм страховых взносов.

Большинству граждан все равно придется платить НДФЛ со старых доходов.

Налог простят только тем налогоплательщикам, которые получали доход с 1 января 2020 года до 1 декабря 2020 года, при этом их налоговый агент не удержал с дохода НДФЛ и отправил справку 2-НДФЛ в налоговую.

Так обычно происходит, когда кто-то не платил за услуги связи, а потом выбросил симку. Сотовый оператор ждет, а потом списывает безнадежный долг. По закону с такого долга нужно удержать НДФЛ. Оператору удержать его не с чего, и он просто уведомляет налоговую о списанном долге и начисленном налоге.

Во всех остальных случаях НДФЛ придется платить:

  • с зарплаты или вознаграждения по гражданско-правовому договору;
  • с дивидендов и процентов по вкладам;
  • с материальной выгоды по ст. 212 НК;
  • с выгоды в натуральной форме по ст. 211 НК — подарков или имущества;
  • с выигрышей и призов.

Да, это и есть материальная выгода по ст. 212 НК, то есть амнистия на нее не распространяется. Если на работе когда-то выдали беспроцентный заем и не удержали налог при экономии на процентах, придется заплатить.

Если банк рефинансировал валютную ипотеку и снизил ставку и таким образом образовалась экономия на процентах, НДФЛ не спишут ни за 2020, ни за 2020 год. Придется платить.

Еще физлицам простят часть долгов по транспортному, земельному и налогу на имущество.

Простят только те долги, которые образовались до 1 января 2015 года. Их официально признают безнадежными вместе со всеми пенями и штрафами. Причина недоимки, статус налогоплательщика и материальное положение не имеют значения.

Нет, если взносы уплачены, вернуть их нельзя. Это касается вообще всех долгов — даже доначисленных по максимальной ставке. Кто не успел погасить, платить не будет. А кто заплатил сам или с кого долги взыскали принудительно, деньги не вернет.

Еще нельзя избавиться от недоимки, по которой есть решение суда. Даже если эта сумма начислена из-за несданной декларации, долг образовался до 1 января 2020 года и пока не взыскан.

Согласно утвержденному в конце 2020 года закону, налоговая амнистия позволила избежать платежей таким категориям людей:

  1. Физическим лицам, которые имели долги за имущество. При этом списываются и начисленные пени. Не требуется уплачивать задолженность, которая сформировалась вплоть до начала 2015 года.
  2. Индивидуальным предпринимателем и физическим лицам, ранее задействованным в предпринимательской деятельности, упразднились долги налогам, как раз за ведение указанной деятельности. При этом списываются долги и по пеням, и по штрафным санкциям. Срок льготы ограничивается 1 января 2020 года. Но к данной амнистии не подлежат лица, которые осуществляли следующие виды деятельности: добыча полезных ископаемых, вывоз товаров за территорию Российской Федерации.
  3. Лица занимающиеся или ранее осуществляющие частную практику, а также категория граждан из предыдущего пункта освобождаются от оплаты страховых взносов и пеней за период времени до начала 2017 года. При этом данная сумма определяется произведением величины минимального размера оплаты труда за конкретный год в восьмикратном размере на период осуществления предпринимательской или частной деятельности и на соответствующий тариф страховых взносов.

2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Амнистия для ИП распространяется только на долги по налогам (кроме нескольких исключений). Также должны быть аннулированы соответствующие этим долгам пени и штрафы.

Обратите внимание, что амнистия для предпринимателей позволяет списать только задолженность, появившуюся до 1 января 2015 года. При этом будут списаны как долги ИП, продолжающих вести деятельность, так и физических лиц, закрывших ИП.

Примечание.В первой редакции законопроекта предполагалось, что будут списаны также долги по страховым взносам, однако эта информация впоследствии была исключена. Кроме того, должны быть списаны только долги, которые появились до 1 января 2020 года, хотя в первоначальной редакции предполагалась другая дата – 1 января 2017 года.

Налоговая амнистия для физических лиц, по ст. 12 436-ФЗ, предусматривает безнадежность и списание недоимок и задолженностей по пеням, которые налоговые органы начислили на конкретную недоимку. Они должны значиться к дате списательного решения по таким налогам физических лиц:

  • транспортный;
  • имущественный;
  • земельный.
Вид налога Кто платит
Транспортный налог Обязаны платить все владельцы транспортных средств, подлежащих налогообложению (абз. 1 ст. 357 НК РФ).
Имущественный налог Платят собственники недвижимости (неважно, будет ли он резидентом, нерезидентом или лицом без гражданства), которая является объектом налогообложения и находящееся на территории РФ (ст. 400 НК РФ).
Земельный налог Облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Например, у физлица имелась задолженность по транспортному налогу – 100 тыс рублей на начало 2020 года. Соответственно были начислены пени на конец 2020 года в размере 10 тыс рублей. Итого сумма недоимки: 110 тыс. рублей. Вся эта сумма будет списана по системе налоговой амнистии.

Амнистируют исключительно те задолженности физических лиц по налоговым платежам, которые появились по состоянию до начала 2015 года. Списывать их нужно потому, что истечение трех лет с момента образования налоговых недоимок далеко не всегда значит, что ФНС не сможет их взыскать. Вопрос сроков исковой давности в налоговой сфере имеет ряд тонкостей, о которых можно прочесть в статье «Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц».

Лица, достигшие пенсионного возраста, освобождаются от уплаты имущественного налога в единичном числе. То есть не требуется вносить средства за один автомобиль, дом, гараж. При этом от оплаты земельного налога пенсионеры не освобождены.

Естественно, что их величина разнится для различных регионов. Налогообложение дачного земельного участка в Подмосковье составит порядка 20 000 рублей, а это большая сумма и уж тем более для пенсионеров. Такие расценки образовались из-за перехода к расчету налога от кадастровой стоимости.

В связи с этим была принята налоговая амнистия для данной категории граждан. Их освободили от уплаты налогов за землю, размер которой составляет не более 6 соток. При превышении установленного показателя пенсионеру понадобится оплатить сумму, которая включает в себя размер налога за имеющиеся сотки, за вычетом шести.

То есть при владении десятью сотками, внести налог потребуется за четыре. Если у пенсионера в собственности находится несколько земельных участков, то он не теряет своего права. Ему необходимо самостоятельно определиться с землей, на которую будет предоставлена налоговая амнистия.

Да, ИП тоже попадут под амнистию по некоторым налогам.

Предпринимателям простят долги, которые накопились до 1 января 2015 года и до сих пор не взысканы. Пени и штрафы по такой недоимке тоже платить не придется. Это касается, например, НДФЛ, ЕНВД, налога по УСН и патентам, но не касается акцизов. Но это тоже понятно без амнистии: такие долги безнадежные по закону.

Со страховыми взносами за себя все несколько сложнее. Если предприниматель не вел деятельность и не сдавал отчеты, а ему за это начислили взносы по максимальной ставке, он тоже сможет не платить доначисленные суммы.

Списание долгов / 13:50 31 мая 2018
Утвержден порядок списания недоимок по «старым» взносам

Вопросам списания задолженности по налогам с физических лиц и лиц, осуществляющих трудовую деятельность в частном порядке, посвящены ст. 11 и 12 закона № 436-ФЗ. Они касаются и списания задолженности по налогам ИП в ПФРтоже.

В ст. 11 закона № 436-ФЗ речь идет о страховых взносах и санкциях по ним, числящихся за самозанятым лицом (в т. ч. уже утратившим этот статус) на 01.01.2017. Решение о списании этих сумм примет налоговый орган на основании переданных ему из ПФР данных.

Ст. 12 закона № 436-ФЗ отведена имущественным налогам (транспорт, имущество, земля) физлиц (напомним, что к физлицам в части этих налогов приравнены ИП) и иным налогам, уплачиваемым ИП, кроме НДПИ, акцизов и налогов, уплачиваемых на таможне. Долги по таким налогам и санкциям по ним, образовавшиеся до 01.01.2015 (в т. ч. это касается и налогов, не уплаченных ИП, уже утратившими такой статус), признаются безнадежными и будут списаны налоговым органом.

В отношении НДФЛ следует обратить внимание на подп. «г» п. 2 ст. 2 закона № 436-ФЗ. Его текст дополняет еще одним пунктом перечень доходов, не подлежащих обложению этим налогом (т. е. приведенных в ст. 217 НК РФ). Согласно этому пункту от НДФЛ освобождаются полученные в период 2015-2017 годов доходы, налог с которых налоговый агент не удержал, сообщив об этом в ИФНС. Исключением из них будут доходы:

  • в виде оплаты за труд;
  • дивидендов и процентов;
  • матвыгоды;
  • имеющих натуральную форму (в т.ч. подарков);
  • в форме выигрышей и призов от участия в мероприятиях состязательного характера.

То есть большая часть доходов, полученных физлицом, по этому пункту от налога освобождена не будет.

Ошибочный долг по страховым взносам — 2018: алгоритм действий

Сроки для списания задолженности по налогам по введенным законом № 436-ФЗ основаниям не установлены.

Очевидно, что службам, ответственным за эту процедуру, понадобится некоторое время для анализа данных по долгам и сбора (при необходимости) документальных свидетельств о невозможности взыскания.

Потребуется ли налогоплательщику писать заявление о списании задолженности по налогам и нужен ли образец такого заявления? Необходимости предпринимать какие-либо действия в отношении долгов, подпадающих под изменения, внесенные законом № 436-ФЗ, у должников нет. В тексте каждой из внесенных поправок указано, что решение принимается тем органом, который будет осуществлять списание, на основании имеющихся у него данных. В ст. 11 и 12 закона № 436-ФЗ содержится лишь уточнение того, какой именно налоговый орган будет принимать такое решение.

Установленные ст. 59 НК РФ основания, допускающие списание долгов по налоговым платежам, в конце 2017 года дополнены еще рядом оснований (закон № 436-ФЗ). В соответствии с ними будут списаны не доступные к взысканию для ИФНС долги:

  • работодателей и ИП за себя по уплате страховых взносов и санкций по ним, имеющихся по состоянию на 01.01.2017;
  • физлиц, ИП и иных частнопрактикующих лиц по уплате налогов и санкций по ним, имеющихся по состоянию на 01.01.2015 (кроме НДПИ, акцизов и налогов, уплачиваемых на таможне).

Решения в отношении списания будет принимать орган, учитывающий соответствующую задолженность. Налогоплательщику никаких действий в связи с этим предпринимать не нужно.

  • признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимки (задолженность) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (ПФ РФ, ФСС РФ) которые до 1 января 2017 года должны были уплатить ИП, нотариусы, адвокаты (и иные лица, занимающиеся частной практикой), а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам;
  • признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимки (задолженность) по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, появившиеся до 31 декабря 2014, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам;
  • признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимки (задолженность) по налогам, а также по штрафам и пеням, возникшим до 31 декабря 2014 года, которые должны были уплатить индивидуальные предприниматели и бывшие индивидуальные предприниматели (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации);

Такой термин как «налоговая амнистия» не раскрывается законодательных актах, но чаще под данным понятием чаще всего подразумевают освобождение:

  • от фактических обязательств по уплате (исчислению и уплате) налогов по тем или иным основаниям;
  • ответственности за нарушения тех или иных обязательств, связанных с уплатой (исчислением и уплатой) налогов.

Приведем некоторые примеры налоговых амнистий, которые проводились относительно недавно:

Когда Что было
1993 год Проведена налоговая амнистия. Юридические и физические лица могли открыто заявлять о своих недоимках и перечислять их в казну без последствий. Амнистия длилась месяц и 3 дня.
2007 год – период амнистии распространялся на весь 2007 год;

в мероприятии могли участвовать только физические лица — ИП и обычные граждане;

– к погашению предъявлялись доходы, полученные до 2006 года, т. е. в 2005 году.

2015 год Государство разрешило некоторым налогоплательщикам подавать специальные декларации с указанием своих активов в виде имущества и денежных средств, прежде хранимых тайно в течение полугода — июль-декабрь 2015 года. Основание: Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

При этом стоит заметить, что приведенное определение «налоговой амнистии» и амнистии прошлых лет предусматривали, что налогоплательщики обязаны или уплатить в бюджет налоги без штрафных санкций или сдать декларацию о налогах. При этом полного прощения задолженности не было. Поэтому широкомасштабными амнистиями назвать их можно «с натяжкой».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *