Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 201.13 закона о банкротстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС15-12057, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Вместе с тем суды установили, что месячный срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 201.13 Закона о банкротстве, Зверева П.К. пропустила в отсутствие к тому уважительных причин…
- Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС15-12057, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Одновременно Федосеевой (Зверевой) П.К. заявлено ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 201.13 Закона о банкротстве для предъявления участником строительства денежного требования, мотивированное неполучением ею уведомления конкурсного управляющего…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-4100/14, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Вместе с тем суд апелляционной инстанции посчитал, что требование в виде убытков является самостоятельным и предъявленным 30.04.2013, то есть с пропуском месячного срока, установленного статьей 201.13 Закона о банкротстве. В связи с этим на основании пунктов 4 и 5 статьи 142 Закона о банкротстве требование заявителя в части включения 2 194 190 рублей убытков признано подлежащим удовлетворению после погашения требований кредиторов, включенных реестр…
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 24.02.2021 N 23-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию»
-
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 24.02.2021)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 267-ФЗ (ред. от 24.02.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2021 N 772-р
«О признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 31.05.2010 N 858-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2021 N 757-р
«О назначении генерального директора — председателя правления ОАО «Российские железные дороги»»
-
Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2021 N 771-р
«Об обеспечении казначейского сопровождения»
-
Положение Банка России от 02.08.2019 N КФН-2019
(ред. от 09.03.2021) «О Комитете финансового надзора» (утв. решением Совета директоров Банка России, протокол от 26.07.2019 N 19)
-
Приказ ФНС России от 12.02.2021 N ЕД-7-8/[email protected]
«О внесении изменений в Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом ФНС России от 15.08.2016 N СА-7-8/[email protected]» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2021 N 62813)
-
Информация ФНС России
«Завершается прием уведомлений о переходе на УСН от бывших плательщиков ЕНВД»
Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.
Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.
С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.
В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищает ИП, чей бизнес относится к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2024 года.
Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.
Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.
Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.
Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.
Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.
Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:
- процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
- это бесплатно;
- срок процедуры 6 месяцев;
- списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.
Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.
Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.
Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.
По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении единственный элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.
Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.
Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.
Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.
ст 201.13 . Закон О несостоятельности (банкротстве) 2021
Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» весной 2024 года. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.
Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.
Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.
Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.
Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.
Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.
Как граждане теперь могут бесплатно списать безнадежные долги
Принят Государственной Думой 21 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года
Статья 1
Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.
Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.
Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).
Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.
Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:
- неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
- сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.
На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.
Ходатайство о применении стадии допускается к обсуждению и последующему голосованию в случае предоставления документа не позже, чем за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.
Один экземпляр поступает в распоряжение временного управляющего, другой — в арбитражный суд. Перечень документов, подтверждающих возможность проведения финансовой санации и прилагаемых к ходатайству, определен статьями 77 и 78 закона о банкротстве.
К общим обязательным бумагам относятся: гарантия обеспечения выполнения обязательств (поручительство, залог, гарантии банков, государственных или муниципальных учреждений), план финансового оздоровления, график погашения задолженности.
В период финансового оздоровления предпринимается ряд действий:
- отменяются решения по взысканию долга, принятые до суда;
- вводится запрет на выдачу дивидендов и выплату процентов по ценным бумагам;
- запрещается проводить бартерные, зачетные и другие операции с обязательствами;
- снимается арест с активов организации, прекращается начисление каких-либо финансовых взысканий.
Арбитражный управляющий — лицо, отвечающее за исполнение плана финансовой санации.
Процедура проводится в течение двух календарных лет. Это максимальный срок, определенный законодательством для стадии финансовой санации. В том случае, когда предпринятые меры не привели к реанимации бизнеса, принимается решение о переходе к внешнему управлению или продаже активов (конкурсному производству).
Закон разрешает подписать мировое соглашение на всех этапах банкротства. Предложение об урегулировании конфликта может быть инициировано должником или кредиторами, но его реализация возможна только при согласии двух сторон. Если инициативу проявляют кредиторы, то это решение утверждается на общем собрании. После подписания мирового соглашения процедура ведения дела о финансовой несостоятельности автоматически прекращается.
В документе прописывается:
- порядок погашения задолженности;
- график платежей;
- форма проведения расчетов и суммы (в том числе процентные ставки).
В документе могут содержаться другие условия, не противоречащие законодательству, а также принимать участие третьи лица. Чаще всего это инвесторы, заинтересованные в сохранении бизнеса (физические и юридические лица).
Банкротство юридического лица — это прекращение деятельности организации по решению арбитражного суда в связи с признанием финансовой несостоятельности.
Заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве имеют права подавать:
- должник;
- кредиторы;
- уполномоченные органы (ФНС, прокуратура, Минфин и государственные организации).
Важно! Заявитель имеет право выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего, который наделен полномочиями управлять компанией-должником во время проведения процедуры банкротства. Исходя из этого положения, в определенных ситуациях выгодно первому подать заявление в арбитраж.
Закон определяет обязанность должника подавать иск в арбитраж о признании себя банкротом в течение одного месяца с момента выявления признаков финансовой несостоятельности.
Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:
- потеря финансов;
- утрата репутации надежного бизнес-партнера;
- пристальный надзор со стороны органов правосудия.
Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.
В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.
Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:
- учредители;
- генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
- лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.
Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.
Причины есть:
- Во время реструктуризации, при которой должник продолжает выплачивать кредиты на удобных для себя условиях, не начисляются повышенные проценты, пени и штрафы. Дополнительные списания со стороны банка или МФО исключены.
- При реализации имущества можно отказаться от оплаты долга. При этом должник не лишится единственного жилья и личных вещей. Скорее всего, он вообще ничего не потеряет: у людей, оказавшихся в долговой яме, как правило, нет дополнительного имущества.
- Если у должника есть дополнительное имущество (в том числе, малоликвидное — дача, старая машина, гараж), его смогут продать без непосредственного участия бывшего владельца. Если рыночная стоимость такого имущества не покрывает даже часть долга, цена продажи уже не волнует должника. Так или иначе, задолженности исчезнут.
- Наконец, должнику уже не нужно брать дополнительные кредиты или займы, чтобы расплатиться с другими кредиторами, усугубляя свою ситуацию. Все будет намного проще.
На практике процедура, несмотря на некоторые ограничения и сложности, открывает путь в нормальную жизнь — без звонков от коллекторов и нервов.
Закон о банкротстве юридических лиц
В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», можно начинать процедуру банкротства с любой суммой долга. Условия, которым должен соответствовать заявитель:
- у гражданина недостаточно имущества для того, чтобы рассчитаться с кредиторами;
- наступление обстоятельств, при которых должник больше не сможет выплачивать кредиты – имеются все признаки потенциального банкротства;
- должник не имеет средств для ежемесячной оплаты взносов.
Из ФЗ был убран пункт о минимальном размере долга и просрочке, однако, исходя из сложившейся юридической практики, для начала судебного разбирательства сумма задолженности должна быть не менее 350 000 рублей. В этом случае затраты на проведение процедуры будут целесообразны. К тому же, должнику будет гораздо проще найти финансового управляющего, имея большой долг и имущество в собственности, поскольку данные специалисты работают за процент от реализации собственности.
Подавать заявление на банкротство физлица могут также и кредиторы, но для них условия остались прежними:
- просрочка по кредитам и другим выплатам — более 90 дней;
- общая сумма задолженностей гражданина — более 500 тысяч рублей.
Если человек накопил долгов на сумму, превышающую 500 000 рублей, то обратиться в суд за признанием неплатежеспособности становится его обязанностью, а не правом. Если этого не сделать, то на физлицо налагается штраф или другие санкции.
ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физических лиц дает точную инструкцию гражданам, пожелавшим списать долги:
- Необходимо подготовить заявление в Арбитражный суд по месту жительства. В заявлении требуется указать свои данные (паспортные, контактные, а также семейное положение), сумму долгов и всех кредиторов, сведения о доходах и имуществе, план действий, которые вы хотите предпринять, чтобы выбраться из долговой ямы. План действий приводить необязательно, но с ним суд скорее примет ваше заявление в работу. Кроме заявления нужно собрать документы, подтверждающие задолженность и уровень доходов.
- Если процедура инициируется, нужно оплатить услуги финансового управляющего и все необходимые судебные расходы. Стоимость услуг управляющего составляет не менее 25 000 рублей. Эти деньги должник должен положить на счет Арбитражного суда.
Далее с участием должника и финансового управляющего проводится первое судебное заседание, на котором определяется, каким путем будет идти процедура банкротства.
Считать, что, став банкротом, вы избавитесь от всех финансовых проблем, не стоит. Некоторые долги, к сожалению, останутся за вами.
Процедура НЕ избавит от долгов по алиментам, а также перед гражданами, которым должник ранее нанес физический или моральный ущерб (например, при ДТП). Индивидуальные предприниматели останутся должны своим работникам, если ранее не выплатили заработную плату. Долги не списываются и в некоторых других случаях. Как правило, речь идет о физических лицах, которым был нанесен вред действиями должника.
Суд может задержать заявление и не отправить его в производство по двум причинам:
- недостаточно полный пакет документов;
- отсутствие госпошлины и средств на оплату услуг финансового управляющего.
Все, что останется должнику после внесения денег, — это предоставить имущество для реализации или выплатить долги в рамках реструктуризации.
На фоне большого числа заемщиков, у которых нет ликвидного имущества, либо которые по разным причинам не могут пройти процедуру банкротства через суд, в сентябре 2020 года были приняты дополнения к ФЗ №127. Законодатели решили проблему введением новой процедуры – внесудебного банкротства. Она позволила сделать признание неплатежеспособности гораздо легче, быстрее и дешевле для тех, кто соответствует следующим условиям:
- сумма долга от 50 000 до 500 000 рублей;
- нет открытой процедуры банкротства через Арбитражный суд;
- у должника нет собственности, которая может быть изъята для погашения задолженности, о чем имеется постановление ФССП о закрытии исполнительного производства.
Для инициирования банкротства необходимо обратиться в МФЦ, написать заявление и подать небольшой пакет документов. Для большинства должников даже не понадобится сопровождение юристов – предполагается, что сотрудники центров будут помогать гражданам в составлении заявления.
Новая процедура позволит быстро закрывать вопросы с кредиторами и избежать накопления огромной задолженности.
Закон о банкротстве физических лиц №127-ФЗ
Федеральный закон № 127 «О несостоятельности…» был дополнен десятой главой довольно давно. Популярность процедуры растет год от года: все больше должников, которые не справляются с кредитной нагрузкой, проходят банкротство, и все чаще они инициируют это самостоятельно, без помощи кредиторов. Так, в 2019 году более 90% новых дел появилось после заявления самих граждан.
Когда закон о банкротстве только был принят, он скорее рассчитывался на предпринимателей и тех, кто обладает достаточно крупными средствами. Это было понятно хотя бы потому, что изначально оплачивать нужно было достаточно крупные судебные издержки – госпошлину в 6 000 рублей, не менее 25 тысяч за деятельность финансового управляющего, а также публикацию информации о себе в газете «Коммерсант». Уже в 2018 году были приняты первые поправки, нацеленные на то, чтобы услуга признания себя несостоятельным была доступна для широких слоев населения. И первое, что было сделано – значительно уменьшена сумма государственной пошлины, до минимальных 300 руб. С того момента вся экономическая сфера ждала закон об упрощенном банкротстве физических лиц 2020 и 2024 года, чтобы общая цена процедуры стала по карману действительно обанкротившимся людям.
Многим должникам объявление себя банкротом просто остается недоступно из-за высокой стоимости судебных издержек и юридических услуг. Не менее 40 тысяч рублей понадобится на все, плюс заказ юриста, а без него многие просто не справятся самостоятельно. И хоть процесс избавления от долгов эффективный, он весьма затратный. Есть минусы:
- Согласно последней редакции ФЗ, подать иск могут не только люди, имеющие свыше полумиллиона долга, но и те, у кого накопилось меньше обязательств. Но на практике суды часто отказывают таким истцам, находят множество причин, чтобы избежать заседания «по мелочам».
- Затраты очень велики и в ряде случаев просто не окупают результатов.
В связи с этими проблемами законодательные органы еще с 2016 года разрабатывали комплекс мер, направленных на упрощение процедуры. И уже 13 февраля в первом чтении был рассмотрен и принят новый закон 2020 и 2024 года о банкротстве без суда.
Перечень бумаг несколько уменьшился. Теперь потребуется собрать:
- Справка из ФНС о доходах или их отсутствии. Можно взять онлайн через кабинет налогоплательщика.
- Подтверждение отсутствия (наличия) судимости – заказ осуществляется через Госуслуги.
- Справки из Росреестра и ГИБДД, что на заявителе нет зарегистрированного жилья, кроме единственного, и транспортных средств.
- Выписка из БКИ, чтобы узнать обо всех активных и закрытых кредитных обязательствах.
Из хороших новостей:
- Полностью списываются задолженности.
- На момент рассмотрения дела останавливается начисление процентов и штрафов.
- Приостанавливается общение между кредиторами (или представителями коллекторских агентств) и должниками.
- Завершаются действующие исполнительные производства.
Физическое лицо не несет никакой ответственности, ничем по закону не ограничено. Хотя банки неохотно дают новые займы банкротам. Но есть ограничения, которые касаются ИП:
- 5 лет нельзя регистрироваться как индивидуальный предприниматель.
- Запрет в течение десятилетия на занятие руководящих постов в банковской сфере.
Закон о банкротстве физических лиц 2020 и 2024 года
Как у любого законопроекта, у этого есть положительные и отрицательные стороны. Вот что говорят эксперты.
Достоинства Недостатки Значительно сниженная стоимость. Это будет практически бесплатно, как ряд других государственных услуг. Строгие критерии отбора. Предполагается, что получить услугу сможет очень ограниченное число граждан, полностью соответствующие условиям. Снижение порога. Людям, которые не могли расплатиться с небольшими задолженностями, приходилось просто умышленно увеличивать их, фактически копить до 300-500 тысяч. Длительный срок. Понадобится ждать не менее одного года для этого, а по прежней системе иногда решение принималось в два раза быстрее. Простота процесса. Судебное заседание часто пугает граждан. А внесудебный порядок позволят сделать все легко и без стрессов. Кредитор может подать в суд в любой момент, инициировав банкротство. Тогда упрощенка превращается в обычную судебную рутину. В целом схема остается прежней с некоторыми нюансами. Опишем каждый этап. Понадобится принести (оригиналы и копии):
- Личные бумаги: паспорт, СНИЛС, ИНН.
- Кредитный договор, платежные извещения, расписки и все остальное, что подтверждает сумму долга.
- Справка с места работы о доходах.
- Выписка из трудовой книжки, приказа о занятости или из ЦЗН о том, что должник безработный.
- Все данные о собственности – ценности, транспортные средства, недвижимость.
Кроме этого, понадобится доказать, что вы не являетесь частным предпринимателем, а также не проходили процедуру банкротства в течение последних 5 лет.
Если ежемесячно должник получает не меньше, чем 25-30 тысяч рублей, то часто принимается такое решение. Банки пересматривают условия кредитования, а также приостанавливают начисление штрафов. Они назначают новые условия – более скромную сумму в месяц, небольшой процент. Если заемщик справляется с новыми обязательствами в установленный срок, то он так и не признается банкротом.
Федеральный закон № 289-ФЗ от 31.07.2020 года о внесении изменений в Закон о банкротстве в части внесудебного банкротства граждан вступает в силу уже с 1 сентября 2020 года. Данные изменения, как представляется, являются первой ласточкой изменения целого ряда институтов банкротства в РФ в 2020 году.
Указанным законом устанавливаются правила проведения процедуры банкротства граждан во внесудебном порядке и без прямого участия арбитражного, финансового управляющего.
Верховным судом РФ в Государственную Думу внесен законопроект № 598603-7, предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению требований кредиторов от арбитражных судов к арбитражным управляющим. Проект уже был одобрен Государственной Думой в первом чтении.
В настоящее время включение требований кредиторов в реестр требований и исключение из него происходит исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.
Целью законопроекта является предполагаемое совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами и снижение нагрузки на суды за счет возложения на арбитражных управляющих полномочий по рассмотрению бесспорных требований, по которым у участников дела о банкротстве нет возражений. Предполагается, что это позволит сэкономить объем средств федерального бюджета и трудозатраты работников суда.
Вместе с тем, в законопроекте, как представляется, не учтены в полной мере все реалии сегодняшнего дня и особенности правоприменительной практики законодательства о банкротстве, а также уже накопленный негативный опыт злоупотреблений со стороны лиц, участвующих в делах о банкротстве.
Прежде всего, законопроектом не приняты в расчет трудности, с которыми может столкнуться арбитражный управляющий при рассмотрении отдельных требований, поскольку в отличие от судей, наличие обязательного высшего юридического образования для арбитражного управляющего не требуется, а, следовательно, он не сможет с должной компетенцией принимать решения относительно спорных и сложных юридических вопросов, таких как, наличие признаков ничтожных сделок, аффилированности кредитора и должника, установления залогового, субординированного характера требований кредиторов, соблюдение сроков исковой давности и т.д.
Обзор изменений в Закон о банкротстве во второй половине 2020 года
В заключение рассмотрим еще один проект изменений в Закон о банкротстве, подготовленный Минэкономразвития России и пока не внесенный в Государственную Думу.
Сразу обращает на себя внимание изменение наименования самого федерального закона: «О реструктуризации и банкротстве». Таким образом, законодатель уделяет особое внимание процедуре реструктуризации долгов, которую предлагают применять не только в отношении гражданина, но также и в отношении коммерческих участников делового оборота, к юридическим лицам.
Данная поправка должна прекратить практику назначения арбитражного управляющего–«своего человека», а также исключить возможность осуществления контролируемого банкротства. В обновленной статье 45 указано, что арбитражный управляющий будет назначаться исключительно в соответствии с рейтингом, то есть в случайном порядке. Вознаграждение управляющему за работу будет иметь фиксированный размер и определяться длительностью процедуры банкротства. Чем больше времени занимает процедура, тем меньше вознаграждение для управляющего (ст.1, п.23).
В порядке продажи активов должника предлагается возможность выставлять все имущественные активы, используемые для предпринимательства, и продавать их по частям. Одним из базовых условий поправки является требование продавать имущество как можно дороже, с наименьшими расходами и как можно быстрее.
При продаже имущественных активов должника нужно соблюдать следующие правила:
- если в результате первых торгов имущество банкрота не удалось продать, то, начиная с вторых торгов, оно должно будет продаваться по частям;
- заново определяются сроки проведения повторных торгов для продажи имущественных активов должника.
Сообщение о проведении торгов имуществом банкрота должно публиковаться на специальном интернет-портале за 30 календарных дней до их начала. (ст.92, п.1). Эта поправка должна помочь привлечь внимание к торгам как можно большего числа потенциальных покупателей – физических и юрлиц.
В процессе проведения торгов имущества его стоимость должна будет пошагово повышаться или понижаться. На каждом из шагов можно представлять только одну цену. По мнению специалистов, это поможет избежать резкого удешевления стоимости имущественных активов должников. На сегодня имущество банкрота продается примерно в 5 раз дешевле его реальной стоимости, соответственно кредиторам возвращается только 5% долгов.
С апреля месяца текущего года в течении полугода действует мораторий на возбуждение судебного делопроизводства по делам, касающихся банкротства.
На указанный период должник может получить рассрочку на погашение своих задолженностей. В это число попадают индивидуальные предприниматели, хозяйствующие субъекты с правом юрлица, находящихся под внешним управлением. Все они получили право на обращение в АС с иском о предоставлении отсрочки по представлению суда на срок, начиная с даты 1-го собрания кредитодателей должника (ФЗ за номером 127, ст.9.1, п.3.1 от 26.10.2007г.).
Рассрочка предоставляется должникам при соблюдении следующих условий.
- Прибыль банкрота за текущий период должна быть меньше на 20% от прибыли, полученной за аналогичный временной промежуток предыдущего года. В ситуации, когда в процедуре банкротства не прошел ни один отчетный период, необходимо сравнивать прибыль банкрота за два предыдущих перед возбуждением процедуры банкротства года.
- У банкрота нет долгов перед гражданами за причинение вреда их здоровью или жизни, а также долгов по оплате выходного пособия и долгов по выплатам работникам, трудящихся по трудовому договору.
- Собрание кредитодателей банкрота постановило не подписывать мирное досудебное соглашение или воздержалось от его принятия.
- В судебное учреждение кредиторами не подавалось исковое заявление с требованием о признании должника банкротом на период действия моратория в соответствии со ст.9.1, п.2.
- Должник подал в судебное учреждение исковое заявление на признание его банкротом не менее, чем за 30 календарных дней после даты начала моратория на процедуры банкротства.
Обанкротившийся субъект хозяйствования может в самостоятельном порядке подавать исковое заявление с просьбой о начале процедуры банкротства. Для этого предприятие-должник должно не вводить мораторий в отношении его, подав соответствующее заявление в письменной форме. К введению процедуры банкротства можно приступать после опубликования этого заявления.
Определяя круг лиц, к которым применяются мораторные правила, Верховный суд указал, что для применения моратория достаточно установить соответствие лица формальным критериям, установленным Правительством.
Так, положения о моратории автоматически распространяются на все организации и ИП из пострадавших отраслей, а также организации, включенные в перечень системообразующих и стратегических.
Доказывать признаки недостаточности имущества такой организации или ее неплатежеспособности необходимости нет. При этом необходимо учитывать, что мораторий не распространяется на лица, в отношении которых на день введения моратория уже было возбуждено дело о банкротстве.
Таким образом, определяющим фактором при установлении возможности применить к тому или иному лицу мораторные правила является дата включения отрасли, к которой относится такое лицо, в перечень пострадавших или системообразующих и стратегических отраслей.
Разъясняя положения Закона о банкротстве по данному вопросу, Пленум ВС РФ однозначно установил, что если кредитор имеет к должнику требование, которое возникло после начала действия моратория, то такое требование необходимо квалифицировать как текущее, и указанный кредитор не вправе инициировать дело о банкротстве до истечения трехмесячного срока с момента прекращения действия моратория (т.е. до 8 апреля 2024 г.).
По истечении указанного трехмесячного срока к квалификации будут применяться общие правила статьи 5 Закона о банкротстве.
Положениями ст. 9.1 Закона о банкротстве на период действия моратория было приостановлено начисление финансовых санкций по денежным обязательствам, возникшим до введения моратория. В состав понятия «финансовые санкции» входят следующие начисления:
- неустойка (статья 330 ГК РФ);
- проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ);
- пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ) и др.
Верховный суд разъяснил, что взыскать указанные начисления за период действия моратория не получится даже в том случае, если они заявлены в общеисковом порядке.
Однако справедливости ради стоит отметить, что из данного правила предусмотрено исключение.
Так, если истцу удастся доказать, что ответчик в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, и ссылки на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения ответчика, суд вправе удовлетворить такой иск. При этом возражения должника о наличии моратория в данном случае должны быть отклонены судом, рассматривающим дело.
Вышеуказанные ограничения вполне ожидаемо не распространяются на требования о взыскании процентов за пользование денежными средствами, предоставленными по договорам (в том числе по займу или кредитному договору), либо в качестве коммерческого кредита, поскольку указанные начисления не носят санкционного характера.
Резюмируя изложенные выше особенности применения банкротного законодательства с учетом свежих разъяснений ВС РФ необходимо упомянуть также еще один важный момент. Лицам, участвующим в банкротных процессах в 2024 году важно помнить, что предусмотренные мораторием мероприятия предоставляли должникам не только преимущества, но и наложили определенные на них дополнительные ограничений.
Так, законодатель, стараясь сохранить баланс интересов, запретил этим лицам, к примеру, выплачивать дивиденды и распределять прибыль. Не все компании готовы были к подобным ограничениям в своей деятельности, поэтому в практике известны случаи добровольного отказа компаний от действия моратория.
Отказ лица от применения в отношении его моратория вступает в силу с момента опубликования сообщения об этом в Федресурсе. При подготовке настоящего материала удалось найти информацию об отказе от применения моратория в отношении более чем 500 (пятиста) лиц, в числе которых ПАО «ВЫМПЕЛКОМ», ПАО «ТУЛЬСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД», ПАО «НОВАТЭК» и др.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в момент вступления в силу отказа от моратория, к отказавшемуся лицу не применяются обозначенные в первыдущих пунктах особенности банкротных процедур, считаю установление данного обстоятельства первостепенным при определении кредитором стратегии своих действий в отношении несостоятельного контрагента.
С целью упрощения процедуры определения относимости лица к перечню наиболее пострадавших отраслей ФНС России разработала и разместила на своем официальном сайте соответствующий электронный сервис. В этом же сервисе можно найти информацию о лицах, отказавшихся от применения моратория.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.
-