Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «223 Фз Для Чайников В Схемах 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков
Срок / условия для МСП |
Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион |
|
|
7 дней |
Запрос котировок |
|
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений |
|
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
4. Изменения в порядке закупок операторов по обращению с ТКО
С 1 января 2024 года вступают в силу изменения в закон № 223-ФЗ, устанавливающие, что при расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы указанного закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Положения о закупках должны быть актуализированы, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок.
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2024 по 2024 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2024 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2024 года
С 1 апреля 2024 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2024 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
С 1 апреля 2024 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2024 году.
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2024 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2024 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
В апреле 2024 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2024 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.
Закон №223 регламентирует срок подписания договора, который заключают по результатам тендера. Минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20.
В 2019 году в Единой информационной системе (ЕИС) было зарегистрировано 96 тысяч предприятий с государственным участием. И хотя фактические закупки вели лишь 28% потенциальных заказчиков, годовой объем торгов всё равно впечатляет.
Средняя начальная цена контракта составила 12,5 миллионов рублей. Уровень конкуренции не высок – 1,6 заявки на лот. Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ не стимулируют конкуренцию, но пока это остаётся объективной реальностью и проблемой контрактной системы.
В реестре договоров за год добавилось полтора миллиона записей. В 22,5% случаев условия договоров в дальнейшем изменились, или они были расторгнуты. Общая сумма всех заключенных сделок – 21 триллион рублей.
Субъекты малого и среднего бизнеса участвовали в закупках на сумму порядка 3 триллионов рублей, средняя цена договора – 7,8 миллионов рублей. Номенклатура товаров и услуг, закупаемых исключительно у СМП, составила 371 позицию.
Отдельный закон для закупок госкомпаний был принят в связи с тем, что они в отличие от чисто бюджетных организаций, выполняющих социальные функции, ведут коммерческую деятельность, имеют живую доходную и расходную части бюджета. Конечно, поликлиника тоже может оказывать платные услуги, но их объем несопоставим с долей финансирования из бюджета и ОМС.
Если госкомпания начнет бесконтрольно тратить заработанную прибыль, неизбежно пострадает государство как акционер. Предотвратить такой бесконтрольный расход должен, по мнению законодателей, закон 223-ФЗ о госзакупках.
В законе сформулированы следующие функции государственного регулирования:
- Максимально полное удовлетворение потребностей компаний с государственным участием в необходимых им товарах, работах и услугах.
- Расширение и стимулирование участия бизнеса (в том числе СМП) в закупках в качестве поставщиков.
- Экономия денежных средств заказчиков за счёт конкурсных процедур.
- Поощрение здоровой конкуренции.
- Обеспечение прозрачности сделок.
- Исключение из практики закупок с коррупционной составляющей.
К сожалению, полностью решить поставленные задачи пока не удалось. Счетная палата и другие контрольные органы неоднократно обращали внимание на преобладание закупок у единственного поставщика, что сводит на нет идею о конкуренции и экономии средств. Отмечались и другие нарушения – необоснованное завышение начальной цены договора, незаконное авансирование, привлечение поставщиками субподрядчиков и соисполнителей вопреки условиям договора. Бо́льшая степень свободы участников сделок по 223-ФЗ сводит на нет заложенный в механизме регулирования позитив. Но альтернативы закону пока не видно.
Вот важнейшие плюсы 223-ФЗ по сравнению с 44-м законом:
- Заказчику не нужно обосновывать закупку и её начальную максимальную цену.
- Закупки планируются на календарный год.
- В документации разрешается указывать товарные знаки без обязательной расшифровки.
- Удобно проводить закупки на небольшие суммы (до 100 тысяч рублей).
- Все критерии закупок и требования к участникам разрабатываются заказчиком, которому не надо оглядываться на строгие и часто негибкие нормы закона.
- При прочих равных условиях закупка по 223-му закону занимает меньше времени, чем сделка по 44-ФЗ.
Любопытный момент. Сделки в рамках 94-ФЗ именуются государственными или муниципальными контрактами. Сделки по 223-ФЗ называются договорами.
В перечень крупнейших заказчиков входят госкорпорации:
- Агентство страхования вкладов;
- Внешэкономбанк;
- Росатом;
- Роскосмос;
- Роснано;
- Ростех.
Вести закупки в формате 223-ФЗ обязаны крупнейшие госкомпании и естественные монополии:
- Алроса;
- Аэрофлот;
- Газпром;
- Почта России;
- РЖД;
- Роснефть;
- Ростелеком;
- РусГидро;
- Сбербанк;
- Транснефть;
- Холдинг МРСК.
«Дочки» и даже «внучки» госкомпаний также обязаны осуществлять закупки по 223-ФЗ.
К ним приравниваются компании, занятые в регулируемых сферах:
- электро-, газо-. теплоснабжения;
- водоснабжения;
- водоотведения и очистки бытовых и промышленных стоков;
- утилизации мусора.
С точки зрения организационно-правовой формы под действие закона попадают все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы). Бюджетные учреждения, получающие гранты, выполняющие госконтракты или ведущие собственную коммерческую деятельность также вправе направлять средства на закупки по 223-ФЗ, но строго в рамках полученной выручки.
Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2024 году
Заявиться в качестве поставщика вправе любое юридическое или физическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы, капитала, места регистрации. Участвовать могут иностранные организации и граждане, а также консорциумы, объединенные под эгидой основного поставщика.
Заказчик вправе по своему усмотрению ограничить право на участие определенным категориям поставщиков и не допускать к участию исполнителей, сведения о которых содержатся в РНП.
Впрочем, фактически в торгах по 223-ФЗ участвуют в основном российские юридические лица, реже индивидуальные предприниматели и самозанятые и крайне редко физические лица.
Ввиду процедурных сложностей иностранные компании заявляются на торги редко, предпочитая действовать через местную дочернюю компанию или доверенного партнёра.
Для того чтобы принять участие в закупке по 223-ФЗ, участнику нужно:
- получить сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП);
- установить программное обеспечение для участия в торгах;
- зарегистрироваться на сайте ЕИС.
Выбрав закупку, в которой претендент собирается принять участие, он аккредитуется в нужном разделе ЕИС и открывает спецсчёт для перевода обеспечения. Подробнее о спецсчёте читайте в отдельной статье на нашем сайте.
Она расшифровывает и детализирует данные извещения. Часто именно в этих документах находятся важные нюансы, которые должен учесть поставщик, принимая решение об участии в конкурсе. Это касается номенклатуры поставляемых товаров, графика доставки, особенности работ на объектах и т.п. К примеру, именно в закупочной документации может быть поставлено условие, что ремонтные работы выполняются исключительно в ночное время. Невнимательность исполнителя может привести к серьезным дополнительным затратам, ведь фонд оплаты труда в этом случае увеличивается в два раза.
Также в пакете закупочной документации указывается:
- Форма и сроки подачи заявок.
- Сведения, которые поставщик должен предоставить о себе и о предлагаемом товаре или услуге.
- Порядок оплаты товара, возможность авансирования.
- Правила и возможность субподряда и привлечения соисполнителей.
- Порядок и сроки разъяснений и направления протоколов разногласий.
Закон предусматривает проведение конкурентных и неконкурентных закупок. Во втором случае это закупка у единственного поставщика.
Конкурентной считается закупка, при которой:
- Заказчик публикует на сайте госзакупок и в ЕИС тендерную документацию, либо направляет закрытое приглашение по меньшей мере двум потенциальным претендентам.
- В документации подробно прописаны условия торгов и исполнения договора.
- Обеспечена добросовестная конкуренция (искусственно не созданы условия, когда определенные поставщики имеют безусловные преимущества).
Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2024 год
Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.
К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:
- закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);
Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).
- вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;
В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.
Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:
- потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно отправляет коммерческое предложение заказчику о возможности поставить необходимую продукцию (оказать услугу, выполнить работу);
- организатор процедур направляет запрос предполагаемому поставщику (исполнителю, подрядчику) о необходимости поставить товар (оказать услугу, выполнить работу).
При проведении закупки у ЕП заказчику следует:
— оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ;
— изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг;
— проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ);
— сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.).
Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?
Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.
Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар:
— без проведения конкурентных процедур;
— вне электронной торговой площадки (далее — ЭТП).
Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок.
Отчетность по закупкам у единственного контрагента
Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет);
2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет);
3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]).
Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18).
Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.
В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.
В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).
В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.
Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:
— развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;
— информационной открытости закупки.
Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.
Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:
- определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
- направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.
[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.
[2] ст.3.6 ФЗ №223
[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).
[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223
[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.
[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.
[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.
[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.
[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».
Федеральный закон 223-ФЗ для начинающих участников торгов. Просто о сложном
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2012 г. № ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» (далее — Закон о закупках) описывает алгоритм осуществления закупки в рамках 223 ФЗ.
Согласно этого письма предусмотренные положением о закупке стадии подготовки и проведения закупки должны содержать процедурные требования к совершению заказчиком следующих действий:
- разработка и размещение на официальном сайте плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (часть 2 статьи 4 Закона о закупках), за исключением закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств (часть 3 статьи 4, часть 2, 9 статьи 8 Закона о закупках);
- выбор способа закупки (конкурс, аукцион или иной способ закупки), предусмотренный положением о закупке при наличии в таком положении порядка закупки указанным способом;
- разработка, утверждение и размещение на официальном сайте извещения и документации о проведении закупки, включающих в себя сведения, определенные частями 5, 9, 10 статьи 4 Закона о закупках;
- размещение на официальном сайте изменений, вносимых в извещение, документацию о закупке, разъяснений документации о закупке (часть 11 статьи 4 Закона о закупках);
- предоставление документации о закупке всем заинтересованным лицам (пункт 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках);
- предоставление разъяснений положений документации о закупке (ч. 11 ст. 4 Закона о закупках);
- приём заявок на участие в закупке (пункт 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках);
- оценка и сопоставление заявок на участие в закупке (пункт 11 части 10 статьи 4), включая публикацию протоколов, составляемых в ходе закупке;
- подписание договора с победителем закупки.
Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрены последствия уклонения победителя закупки от заключения договора, а именно, — включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, в положении о закупке могут содержаться положения о возможности и правомерности включения в положение, извещение, документацию о закупке тех или иных условий, при которых заказчик имеет право, а в некоторых случаях и обязан отказаться от заключения договора. В данном случае уместно провести аналогию с Законом о размещении заказов (часть 3 статьи 9 Закона о размещении заказов), согласно которому заказчик обязан отказаться от заключения договора, например, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки, установления факта проведения ликвидации участника и т. д.;
- составление и размещение заказчиком на официальном сайте протоколов, составляемых в ходе закупки (часть 12 статьи 4 Закона о закупках);
- размещение на официальном сайте не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 (часть 19 статьи 4 Закона о закупках), сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:
Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.
Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:
Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.
До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:
Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
Заказчик обращался в судебные органы.
Суд выносил вердикт в пользу заказчика.
После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:
Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.
Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.
В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.
Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.
Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:
Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.
Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте
Сравниваем 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица для чайников
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ его положения распространяются на следующих юридических лиц:
— государственные корпорации;
— государственные компании;
— публично-правовые компании;
— субъекты естественных монополий;
— организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее — регулируемые виды деятельности);
— автономные учреждения;
— хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;
— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.
Внимание!
- При определении совокупной доли участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также юридических лиц, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, в уставном капитале хозяйственных обществ необходимо руководствоваться Приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14.
- В целях применения Закона N 223-ФЗ при расчете долей юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 данного Закона, в уставных капиталах хозяйственных обществ не учитываются:
1) привилегированные акции банков, указанные в ч. 1 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ч. 5 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ);
2) привилегированные акции кредитных организаций, которые приобретаются за счет средств, определенных в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 13.10.2008 N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (ч. 6 ст. 4 данного Федерального закона).
— бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, средств, полученных от приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС), либо осуществляющие закупки для привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, далее — ЕИС);
— государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки для привлечения третьих лиц к исполнению большинства контрактов, по которым предприятие является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в ЕИС);
— государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (если положение о закупке и план закупки размещены в ЕИС согласно требованию ч. 13 ст. 8 Закона N 223-ФЗ);
- ПРИКАЗЫ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ и ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
- 649 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
- ЭКСПЕРТИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРАКТА
- ПИСЬМА ФАС
- Подтверждения соответствия требованиями опыта по контракту
- СРОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО 44 ФЗ
- ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
- НАРУШЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОВ
- ВОЗВРАТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ ПРИ НЕПОДПИСАНИИ КОНТРАКТА
- СТАТЬЯ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 05.04.2013 № 44-ФЗ
- База знаний
- Как заполнить отчеты
- Форматы первичных документов
- Электронные трудовые книжки
- Электронные больничные
- Как перевести офис на удаленную работу
- Что важно знать о 54-ФЗ
- ЭДО и как он работает
- Как ИП участвовать в тендерах
- Электронный аукцион по 44-ФЗ
- Что такое и как открыть спецсчет
Мы бюджетное учреждение, работаем по 223-ФЗ. Договор на теплоснабжение на 2024 год — 350 000,00 рублей.
1. Надо ли вносить в план закупок эту сумму?
2. Надо ли создать извещение и опубликовать этот договор в ЕИС, и ежемесячно опубликовывать отчеты (платежные поручения и акты)?
Как участвовать в закупках по 223-ФЗ
Положение о закупке регламентирует закупочную деятельность, размещается в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения / изменения (годовое – до 1 января)
Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению сведения (утверждается органами исполнительной власти или органом местного самоуправления). Оно устанавливает:
1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки;
2) способы закупок и условия их применения;
3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора в соответствии с ФЗ;
4) должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.2 ч.8 ст.3 223-ФЗ.
В случае внесения изменений в типовое положение — обязательно для применения. При изменениях в типовом положении указывается срок, в течение которого нужно внести изменения в положение или утвердить новое положение — срок не менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений.
- Неконкурентные — способы, в т.ч. у ЕП, устанавливаются положением о закупке. Порядок, условия, исчерпывающий перечень случаев закупки у ЕП на усмотрение Заказчика (с.2ст.2, ч.2ст.3, ст.3.6)
- Конкурентные – конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Для МСП только в электронной форме, для остальных – согласно положению. Заключение договора с победителями обязательно.
Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.
Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.
Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.
Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.
Разъяснение дается в течение 3 рабочих дней, если поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, размещение в ЕИС.
В любое время до окончания срока подачи заявок. Информации об отмене закупки размещается в ЕИС в день принятия решения.
Внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ
Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления или обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или решения.
Информация о заключении договора должна быть внесена в реестр договора и информации в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня заключения (в т.ч. с ЕП, стоимость которого превышает размеры ч.15 ст.4).
Исполнение, Изменение, Расторжение договора подлежит размещению в ЕИС в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Обеспечение исполнения договора в новой редакции 223-ФЗ не предусмотрено. Этот вопрос решается на усмотрение заказчика и устанавливается положением о закупке. Как правило, размер обеспечения устанавливается в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены. В случае снижения начальной максимальной цены договора размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза или требуется предоставление документов о добросовестности участника.
Еще два новшества по 223 ФЗ касаются организаций, которые должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с ПП РФ от 11.12.2014 № 1352.
Последняя редакция закона 223-ФЗ насчитывает 20 статей. В отличие от закона 44-ФЗ, который предусматривает закупки только государственными и муниципальными организациями с финансированием из бюджета разных уровней, 223-й закон допускает к участию компании со смешанным капиталом (не менее 50% госучастия).
Кроме того, в закупочной документации должны быть чётко прописаны существенные для заказчика условия, предмет торгов и сведения о нём.
Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.
Отмена определения поставщика после истечения времени отмены закупки до заключения договора возможна в случае обстоятельств непреодолимой силы.
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства №2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров.
Не могут являться участниками организатор, заказчик, а также их работники в связи с требованиями антимонопольного законодательства.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2024 году.
Подробнее о Федеральном законе 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под «обращение с отходами» подпадает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Каждый участник, независимо от того, выступает он единолично или в составе группы, должен иметь аккредитацию в случае проведения процедуры в электронной форме.
Согласно федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под «обращение с отходами» подпадает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Такая гарантия должна быть безотзывной и содержать точную сумму, срок действия и обязательства поставщика.
При размещении заказов в рамках национального (федерального) проекта или комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с 2024 года заказчик указывает в перечне объем финансирования (графа 16) и целевую статью (графа 17).
Законом № 452-ФЗ исправлены ошибки, исключены сложно реализуемые правила, установленные в старой редакции закона.
А заявка на участие в электронном запросе котировок включает обязательные документы и информацию, если того потребуют закупочные документы.
В обилии информации неопытному поставщику легко запутаться. Мы поможем преодолеть первые трудности и вступить на тернистый, но перспективный путь участия в госзакупках по 223-ФЗ.
Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:
- конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
- аукцион проводится, если основной критерий — цена;
- запрос котировок и запрос предложений используют, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
- вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
- закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
- упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).
Также в части 8 статьи 3 предусмотрено право Правительства в рамках приоритета установить минимальную долю закупок товаров российского происхождения.
Изменения заработают с апреля 2024 года, заказчикам в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок придется изменить положения о закупке. Закупки, которые начали в пределах этого срока и до публикации обновленного положения в ЕИС, завершат по старым правилам.
В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.
В законодательстве отсутствуют основания для продления срока действия плана закупок по 223-ФЗ, который размещен в ЕИС.
Кроме того, заказчики получат полномочия потребовать задекларировать ряд сведений, например факт того, что деятельность участника не приостановлена. Участники обязаны предоставить актуальные сведения на дату подачи заявки. Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.
Товаром российского происхождения в рамках данного постановления признается товар, включенный в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, или в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Заказчикам дается 90 дней на приведение положения о закупке в соответствие с новым требованием и размещение его в ЕИС. При несоответствии Положения о закупке после указанного срока закону 223 ФЗ оно будет считаться не размещенным в ЕИС, то есть заказчику придется руководствоваться законом 44-ФЗ до момента размещения корректного Положения о закупке.
- Требование об обеспечении заявки. Устанавливать его заказчикам разрешено только в том случае, если НМЦК превосходит сумму в 5 миллионов рублей. При этом размер обеспечения не может быть больше 5% от НМЦК.
- Разграничивается понятие конкурентных и неконкурентных закупок. В положении о закупках должно содержаться два перечня. К конкурентным относят закрытый и открытые конкурсы и аукционы, запросы котировок и предложений. Все они должны будут проводиться в электронной форме.
- Описание объекта закупки. Заказчикам запрещено требовать поставки товара конкурентной торговой марки. В описании закупаемого объекта рядом с указанием ТМ должна стоять надпись «или эквивалент».
- Ежемесячная отчетность. Потребуется предоставить информацию о количестве и цене заключенных договоров, в т.ч. тех, сведения о которых не были размещены в ЕИС.
- Составление извещения. По новым требованиям в извещении обязательно указывается НМЦК контракта, формулу расчета цены, стоимость единицы товара, адрес ЭТП, где реализуется закупка.
Изменения в 223-ФЗ вносятся статьей 3 505-ФЗ от 31.12.2021 года. Формально они уже вступили в силу. Однако заказчикам дали отсрочку до 01 января 2024 года. За это время они обязаны привести в соответствие с новыми правилами свои положения о закупках и разместить их в ЕИС. Если сделано это не будет, то приобретение товаров и услуг для таких организаций станет невозможным.
Специальный счет открывается уполномоченным банком и представляет собой, по сути, обычный счет, к которому составлено дополнительное соглашение. В нем говорится, в частности, о том, что банк по запросу ЭТП в одностороннем порядке будет блокировать денежные средства в обеспечение заявки, а также списывать плату за участие в закупке.
Механизм информационного взаимодействия при обеспечении заявки БГ прописан только для торгов по закону 44-ФЗ. Вместе с заявкой участник направляет оператору информацию о номере записи о банковской гарантии из соответствующего реестра. Затем оператор взаимодействует с реестром и проверяет банковскую гарантию. Далее он передает уникальный номер БГ заказчику вместе со второй частью заявки.
223-ФЗ: новые правила в 2024 году, практика закупок, спорные вопросы
Извлечение из Федерального закона от 05.04.2021 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Статья 38. Контрактная служба 1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2024 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2024 года.
В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:
В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.
6 декабря 2024 г., 30 декабря 2024 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2024 г., 12 марта, 29 декабря 2024 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2024 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2024 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2024 г., 29 июня, 3 августа, 30 октября, 28 ноября 2024 г., 1 мая, 2 августа 2024 г.
Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на «дочек» и «внучек» перечисленных юрлиц.
Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.
Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».
В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.
Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.
Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:
- за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
- за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).
В том числе любая «наличность» в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.