Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Убийство по мотиву кровной мести, религиозной, расовой, национальной ненависты или вражды: специфические мотивы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Согласно ст. 105 УК РФ убийство — это умышленное причинение насильственной смерти человеку. Причины и мотивы предумышленного лишения жизни могут быть самыми разными. Ст. 105 УК РФ гласит, что лицо, совершившее данное преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности. Обвиняемый приговаривается к заключению, после того как его вина в действиях, приведших к биологической смерти потерпевшего (одного или нескольких), будет доказана.
Обратите внимание!
Преступление расценивается как тяжкое независимо от личности жертвы. Моральный и нравственный облик потерпевшего не учитывается при вынесении судебного решения.
Определяющую роль при назначении наказания играют причины совершения преступления и его способ. Эти факторы определяются в качестве смягчающих либо отягчающих обстоятельств.
Убийство по мотиву кровной мести
Статья 105 УК РФ определяет убийство как причинение другому человеку смерти и указывает две категории преступления:
- обычное;
- совершенное при определенных отягчающих обстоятельствах.
Все особенные условия перечисляются во второй части. Среди них есть несколько отягчающих мотивов, в том числе ненависть экстремистского характера (к расе, религии и т. д.). Она вынесена в отдельный пункт «л».
Мотив, занимающий лидирующее место, согласно судебной практике, это месть. В ряде случаев именно желание отомстить толкает человека к преступлению. Исторически оно уходит к кровной мести, являющейся основоположником остальных видов возмездия, известных в обществе.
Обратите внимание!
Мотив закреплен в ч. 1 ст. 105 УК РФ, применяемой при исключении мести должностному лицу и обычая кровной мести. Исключением для данной статьи является вражда по причине национальностей, рас и религий.
Месть относится к социально опасному явлению. Она является пережитком прошлого и зачастую возникает из бытовых отношений и конфликтов между людьми. Преступник хочет испытать удовлетворение, когда мстит за причиненные в прошлом поступки. Главным определяющим фактором мести становится обида и злой умысел.
Для людей, совершающих злодеяние из желания отомстить, это действие является справедливым возмездием за причинённое родственнику или близкому зло. Если убийца действовал искренне, ожидать раскаяния от него не следует. С точки зрения исследователей, изначально кровная месть была личной, затем стала родовой. Отомстить могли сын за отца или отец за сына, брат за брата или их дети. В настоящее время обычай существует в большинстве своём у народов, проживающих на территории Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана.
Для того чтобы предотвратить убийства по указанным мотивам, в своё время были созданы специальные комиссии по примирению враждующих сторон, но убийства по этой причине всё ещё происходят. Как правило, потерпевшая сторона при примирении снимает все претензии к виновному. Прокуратура и суд идут на встречу в случае решения проблемы враждующими сторонами. Правоохранительные органы не станут открывать уголовного дела, если произошла драка без ранений или с небольшими ранениями ножом.
Если родственники убитого или обиженного не желают отказываться от применения, они подлежат ответственности по статье 231 УК РФ.
Субъективная сторона характеризуется обязательным признаком – мотивом.
Суть мотива кровной мести состоит в обязанности родственников обиженного убить обидчика или его родных.
Квалификация по мотиву кровной мести не зависит от того, где было совершено убийство.
Субъект – лицо, принадлежащее к народности или этнической группе, у которых существует обычай кровной мести.
Конструктивные признаки этого убийства – наличие обычая кровной мести и мотива кровной мести.
18 ноября 2003 года Мосгорсуд вынес пяти скинхедам обвинительные приговоры за убийство «по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды» (ст. 105, п. 2 «л»). Заур Рафиев получил шесть лет тюрьмы, Алексей Баранов и Константин Заголо — пять и пять с половиной лет в воспитательной колонии, еще двое были освобождены от ответственности (один по причине несовершеннолетия, другой — невменяемости). В марте 2002 года в Москве подростки убили гражданина РФ армянского происхождения.
11 марта 2004 года горсуд Санкт-Петербурга приговорил 18-летнего Вячеслава Прокофьева к семи годам в воспитательной колонии за убийство на почве расовой ненависти. В сентябре 2002 года в составе группы скинхедов он убил торговца из Азербайджана Магомеда Магомедова. Еще один участник нападения был осужден на четыре года колонии, третий — признан виновным в разжигании национальной розни (ст. 282 УК) и отпущен за истечением срока давности.
30 сентября 2004 года Воронежский облсуд приговорил по ст. 105 ч. 2 «л» студента юридического колледжа Владимира Какушина и грузчиков ОАО «Металлопрофиль» Романа Леденева и Евгения Шишлова к 9, 10 и 17 годам колонии строгого режима соответственно. 21 февраля 2004 года в Воронеже они убили студента Воронежской государственной медакадемии из Гвинеи-Бисау Амару Лиму.
14 мая 2005 года Мосгорсуд приговорил членов неформальной группы «Скинхед» Никиту В. и Романа С. к девяти с половиной и шести с половиной годам лишения свободы соответственно за убийство по мотивам национальной ненависти. В декабре 2003 года в Москве подростки убили гражданина Азербайджана Этибара Мамедова и нанесли ножевые ранения гражданину Армении Геворгу Айрапетяну, которому удалось выжить благодаря вмешательству прохожих.
2 сентября 2005 года Приморский краевой суд приговорил к 13 годам колонии строгого режима 20-летнего Ивана Назаренко. 4 сентября 2004 года он в составе группы подростков напал на гражданина КНДР, нанеся ему смертельные ножевые удары в грудь и голову. В то же время присяжные не признали его вины в совершенном месяцем ранее убийстве гражданина Китая.
27 марта 2006 года Мосгорсуд приговорил по ст. 105 п. 2 «л» 21-летнего Александра Копцева к 13 годам колонии. По решению судьи в приговоре из пункта «л» было исключено слово «вражда». Кроме того, была исключена ст. 282 УК («Возбуждение национальной или религиозной вражды»). 11 января 2006 года осужденный с ножом напал на прихожан любавичской синагоги в Москве, ранив девять человек.
- К вопросу о мотиве расовой и национальной ненависти или вражды при совершении убийства по П. «л» Ч. 2 ст. 105 УК РФ 2010 / Горелов Павел Сергеевич
- Криминологический анализ преступлений против личности, совершаемых несовершеннолетними по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы 2017 / Магомедов Нефтулла Камалутдинович
- Убийство по экстремистским мотивам: вопросы примененияи совершенствования уголовного законодательства России 2013 / Сидоров Борис Васильевич, Бабичев Арсений Георгиевич
- Детерминанты убийств по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы 2016 / Букалерова Людмила Александровна, Остроушко Александр Владимирович, Рустамов Нофель Эльдар Оглы
- Мотив национальной ненависти или вражды: проблема юридической идентификации термина 2016 / Малаев Алексей Петрович
- Албогачиева М. Из истории борьбы с кровной местью в Ингушетии // Антропологический форум. — 2011. — № 14. — С. 3-22.
- Безроков А. О. Уголовная ответственность за убийство, совершенное по мотиву кровной мести // Научный журнал КубГАУ. — 2012. — № 77(03). — С. 1-10.
- Борзенков Г. Н. Преступления против жизни и здоровья: закон и правоприменительная практика: Учебно-практическое пособие. — М.: ИКД Зерцало-М, 2009. — 256 с.
- Бородин С.В. Преступления против жизни. СПб.: Издательство Юридический центр Пресс, 2003. — 467 с.
- Бутырева Н. В. Психологические аспекты убийства по мотиву кровной мести. // Прикладная юридическая психология. Рязань, 2012. — № 3. — С. 84-92.
- Диасамидзе Г.И. Убийство на почве кровной мести по советскому уголовному праву: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Гиви Ибрагимович Диасамидзе. — Свердловск, 1974. — 30 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Сайгитов У.Т. Влияние традиций и обычаев на преступность в Республике Дагестан // Журнал российского права. – 2004. — № 3. — С. 43-47.
- Халифаева А. Р. Правовая система Дагестана после присоединения к России // Законность. — 2004. — N 9. — С. 56-58.
- Яни П. С. Уголовная ответственность за убийство: Лекция / ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ. М., 2002. — 40 с.
Жизнь общества на ранних этапах его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития человека как существа общественного. Такое самоуправление основывалось на определенных правилах поведения, создаваемых обществом (родом , племенем) и названных обычаями.
Обычаи — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение наиболее устойчивые нормы и правила взаимоотношений между людьми, охраняемые общественным мнением и характерные для семейно-бытового уклада жизни определенного народа или группы, близких по своему историческому прошлому, языку и культуре .
В русской литературе встречается такое понятие обычая как: общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного порядка; привычный образ действий, поведения, привычка, обыкновение
Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов .
Обычаи и традиции коренятся в материальных жизненных отношениях и, вместе с тем, являются продуктами определенных общественно-исторических условий. В них, как в зеркале, отражаются почти все призна ки, черты и элементы культуры того или иного народа, они составляют как бы «скелет соответствующей культуры»
Изучая культуру определенного народа можно выделить характерные черты обычаев в целом: они исходили от рода, племени и выражали его волю и интересы; действовали в силу не только привычки, но и осознания необходимости ее соблюдения в интересах всего племени или рода, слепое подчинение им обусловлено страхом перед гневом богов и предков (старейшин рода, племени), — они поддерживались общественным мнением, а в отдельных случаях их соблюдение обеспечивалось мерами принуждения (например, изгнание из рода или племени и др.)
Обычаи любого народа — явление социальное, которое требует к себе конкретно исторического подхода. Обычаи, привычки и традиции появились одновременно с возникновением человеческого общества. Поэтому важно не забывать исторической связи между древними обычаями и традициями и их современным проявлением, рассматривать каждый вопрос, в том числе и кровную месть, с точки зрения того, как он возник, какие основные этапы прошел в своем развитии, и с учетом этого развития делать выводы о его сохранении, изменении или искоренении из жизни отдельного общества. Именно обычаи и традиции помогают новым поколениям воспринимать мысли и чувства людей, живших задолго до них. Одновременно и новые поколения, вернее каждое из них, вносят свой вклад в уже существующие обычаи, что обусловлено конкретными историческими событиями, новыми правилами поведения людей, особенностями климатических условий и пр. Иначе говоря, важнейшей социальной функцией обычаев и традиций является передача от предшествующих поколений к последующим социально-полезного опыта посредством подражания поведению и действиям старших.
Вместе с тем, отдельные обычаи передают негативный опыт, способствуют разложению нравственных устоев общества, приводят к неоправданным жертвам или нечеловеческому существованию. Одним из таких обычаев является кровная месть, масштабы которой хотя и уменьшаются, но тем не менее, этот мотив воздействия на лиц, нанесших обиду, в ряде регионов продолжает оставаться незыблемым правилом поведения.
Обычаи бывают разными: благородными, способствующими позитивному развитию общества (коллективизм, храбрость в борьбе за интересы рода, племени, уважение к старшим, защита женщин, детей и т. д.); и низменными, жестокими, тормозящими этот процесс (людоедство, кровная месть и др.) . Поэтому одни обычаи и традиции целесообразно поддерживать, продолжать, с другими следует бороться, искоренять.
Обычаи наряду с национальными традициями, и формированием положительных нравственных качеств в родовом обществе развивали «жестокость, фанатизм», чему является ярким свидетельством кровная месть.
Кровную месть считают «прообразом» смертной казни, отношение к которой неоднозначно в мировом сообществе. Под кровной местью понимают возмездие виновному лицу или его родственникам за совершенную им тяжкую обиду со стороны пострадавшего или его родственников. Этот обычай был широко распространен в эпоху первобытнообщинного строя и сохранился до наших дней у ряда народов. Его действие выражается в том, что человека за нанесенную им тяжкую обиду (убийство или ранение) ли-шают жизни, либо сами потерпевшие, либо его родственники . Кровная месть, в особенности за убийство, в древности у всех народов являлось не только правом, но и обязанностью родственников потерпевшего .
Как мотив кровную месть рассматривает статья 105 Уголовного кодекса Российской Федерации часть 2 (п. 1). В числе особенностей данного правонарушения:
- Отсутствие расширенного толкования. Криминалисты не принимают причину произошедшего убийства, если правонарушитель не относится к народности, хранящей соответствующие традиции.
- Объяснить убийство у женщины как преступление очень сложно (согласно обычаю, мстят только мужчинам).
- Отсутствие косвенного умысла (умысел может быть исключительно прямым).
Особенностью правонарушений такого типа является то, что поводом к совершению убийства могут стать любые действия, которые признаны по местным обычаям оскорблением. Нередко убийство может стать причиной начала серии убийств в тех случаях, когда родственники потерпевшего принимают решение отомстить за его смерть. В таких случаях события могут приобрести массовый характер и стать причиной смерти нескольких человек.
Правонарушения этого типа отличаются высоким уровнем общественной опасности, поскольку неуравновешенные граждане нередко берут пример с преступников. Внешне мотивация в таких случаях остаётся прежней (возмездие за смерть родственника или нанесённую обиду), но, по сути, злоумышленник таким способом самоутверждается или компенсирует причинённые ему когда-то другими лицами страдания (душевные или физические).
В действующем законодательстве отсутствует ограничение по половому признаку, то есть, убийцей по мотиву кровной мести может быть как мужчина, так и женщина. Не имеет значения также принадлежность потерпевшего к группе населения, для которой такие действия являются исполнением традиции.
Преступление «Угроза убийством» описано в ст.119 УК. Оно носит порой не меньшую опасность, чем то же покушение, и именно поэтому квалифицируется судом как особо тяжкое. За его совершение предусмотрено реальное наказание в виде лишения свободы сроком от двух лет.
Покушение на убийство — это попытка убийства или обнаружение преступления убийство на стадии замысла, подготовки, конкретных действий (покупка пистолета, нанятый киллер и т.д.). Угроза же убийства — это самостоятельное преступление при котором в составе есть свои особые признаки. Угроза осуществляется устно, письменно, демонстративно, например конкретными жестами, показывание оружия и т.д. Угроза должна быть не двусмысленной, не высказанной намеками, которые каждый может понять по-своему. При этом следует учесть, что угроза должна быть серьезной (не шуткой) и подразумевать взаимодействие, то есть либо знакомство лиц, либо ситуацию, которая могла сделать их врагами (месть ученика учителю, вражда соседей, ссоры с кем-то и т.д.). При этом виновный по сути не производит никаких реальных действий по осуществлению высказанной угрозы и не имеет замыслов убийства человека, которому он угрожал. Чаще всего целью является просто желание напугать.
В судебной практике часто случаются ситуации, когда совершенные преступления пытаются переквалифицировать на более «легкие» статьи, выдавая их за другие, чтобы получить минимально возможные по закону наказания. Убийство, как особо тяжелое преступление имеет несколько судебных «лазеек», как считают преступники, и порой пытаются выдать свое преступление за убийство в состоянии аффекта или за совершенное по неосторожности. Как правило, такая симуляция приводит впоследствии только к увеличению наказания, так как показывает, что была предварительная подготовка, злой умысел, чтобы скрыть полностью или частично реальные следы и мотивы преступления.
Анцупов Дмитрий, Адвокат
Первоочередной задачей следственных органов является установление побудителя к совершению преступления – мотива. Для того чтобы правильно квалифицировать преступление, необходимо установить, что убивший человека злодей руководствовался именно желанием отомстить обидчику близкого ему человека. Иногда действия виновного квалифицируются по ст. 102 УК, поскольку причиной совершения преступления являлся не мотив кровной мести, а угроза совершения убийства.
Преступая нормы законов и совершая убийства из кровной мести, люди редко задумываются о наказании, которое им придётся понести согласно российскому законодательству. Уголовный кодекс Российской Федерации определяет преступное деяние как тяжкое, и мера пресечения избирается согласно статье 105 УК РФ. Наказание за убийство человека составляет от 8 до 20 лет лишения свободы. При свершении особо тяжкого злодеяния тюремное заключение может стать пожизненным. Какие-либо работы и другие формы наказания данной статьёй закона не предусмотрены.
Убийства из кровной мести относятся к категории тяжких преступлений, сложных для квалификации. Рассмотрение уголовного дела требует не только тщательного анализа ситуации, но и высокого уровня квалификации следственных и судебных органов.
Важнейшим условием реальной гарантированности равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, расы и отношения к религии (ст. 19 Конституции РФ) является усиление уголовной ответственности за преступления, совершенные по мотиву политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Для применения п. л» ч. 2 ст. 105 УК необходимо установить конкретный специальный мотив из числа названных в законе (побуждения политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или вражды в отношении какой-либо социальной группы.). Этот мотив может сочетаться с другими побуждениями (корысть, хулиганские мотивы), в то же время он должен среди них доминировать.
Доминирующим побуждением здесь выступает стремление виновного учинить физическую расправу с потерпевшим в связи с его политической, идеологической, расовой или национальной принадлежностью или вероисповеданием и, тем самым, унизить честь и достоинство определенной нации, расы или конфессии. Сюда также относится желание возбудить, спровоцировать национальную, расовую или религиозную вражду или рознь (например, вызвать путем убийства обострение межнациональных отношений, массовые беспорядки и т.п.). Названный мотив может быть единственным, но может сочетаться с другими мотивами, например, это может быть также отмщение потерпевшему за несогласие поддержать националистическую или религиозную дискриминацию.
Под национальной, расовой или религиозной ненавистью или враждой понимаются конфликты, возникающие на этнической, национальной, религиозной основе между представителями разных национальностей, рас или конфессий. Данный вид убийства предполагает нетерпимость к другой национальности или расе и перерастание её в межличностные отношения (при ненависти), либо агрессивными выпадами, физической расправой или угрозой таковой, уничтожением или повреждением имущества и т.п.
Как правило, такие убийства совершаются с прямым умыслом, поскольку реализуют специальную цель виновного. Однако в отдельных случаях здесь возможен и косвенный умысел, когда причинение смерти потерпевшему сознательно допускается ради достижения других целей, связанных с реализацией мотивов национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды (например, поджог храма, в котором находятся люди, к судьбе которых субъект относится безразлично). Виновный стремится спровоцировать обострение межнациональных (религиозных) отношений на определённой территории или мстит потерпевшему за несогласие поддержать националистическую (религиозную) дискриминацию.
Убийство на почве религиозной ненависти или вражды, как правило, предполагает межличностные неприязненные отношения, обусловленные непримиримостью к представителям другой конфессии. Данный вид убийства может сочетать в себе элементы национальной и расовой вражды.
19 Конституции равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальной, расовой или религиозной принадлежности.
В отличие от п. “м” ст. 102 УК РСФСР 1960 г. новая редакция данного квалифицирующего признака говорит об убийстве не «на почве ”, а именно по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды. Поэтому для применения п. «л” ч. 2 ст. 105 УК Рф необходимо установить соответствующий мотив. Мотив может быть обусловлен ненавистью к потерпевшему как к представителю определенной национальности, расы или религии либо может служить проявлением шовинистического мировоззрения, ксенофобии или религиозной нетерпимости, когда ненависть или вражда распространяется на лиц всех иных национальностей ияи всех иноверцев. Названный мотив может быть единственным, но может сочетаться с другими мотивами, например, местью за какие-либо действия потерпевшего или хулиганскими побуждениями. В последнем случае квалификация убийства по п. “л” или “и” зависит от того, какой мотив явился преобладающим, судя по обстоятельствам дела (повод к преступлению, способ, обстановка совершения преступления и т. д.).
Обычай кровной мести, сохранившийся в отдельных местностях Российской Федерации (например, в Дагестане, Чечне, Ингушетии), состоит в том, что в случае убийства или причинения вреда здоровью или оскорбления какого-либо липа потерпевший либо его родственники обязаны отомстить обидчику, лишив его жизни. Со своей стороны, родственники новой жертвы тоже считают себя обязанными выполнить обычай кровной мести (“кровь за кровь»). Этот процесе может длиться долго, приводя к гибели многих людей.
В отличие от простого убийства из мести при убийстве по мотиву кровной мести виновный руководствуется не столько чувством личной неприязни к потерпевшему, сколько стремлением соблюсти обычай, дабы не подвергнуть позору себя и свой род.
Убийство с целью использования органов или тканей иотериевшего (п. “м” ч. 2 ст. 105 УК РФ) — новый квалифицирующий признак, не известный ранее действовавшему законодательству. Введение этого признака обосновывается тем, что благодаря успехам медицины в области трансплантации органов и тканей человека появился соблазн к изъятию нх цеиой жизни потерпевшего.
Изъятие органов или тканей убитого может быть совершено и для любого последующего использования, не исключая каннибализма или ритуальных действий на почве суеверия.
Убийство, совершенное при квалифицирующих признаках, предусмотренных двумя н более пунктами ч. 2 ст. 105 УК РФ, должно квалифицироваться по всем этим пунктам (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ). При этом приходится сталкиваться с проблемой конкуренции квалифицирующих признаков. Обычно речь идет о конкуренции мотивов: корысть или стремление облегчить совершенно другого преступления? Хулиганские побуждения или месть за выполнение общественного долга? В таких случаях требуется выделить доминирующий мотив, который определяет квалификацию.
Political, ideological, national, racial, religious hatred or enmity as motives of fulfilment of a crime
In article are the analysis of the contents of concepts of political hatred, ideological hatred, national, racial, religious hatred or enmity is made. The author offers own interpretation of the specified motives of crimes.
У многих из нас такое словосочетание связывается со средневековьем, отсутствием цивилизации, даже дикостью. Однако этот обычай кое-где существует до сих пор. Если говорить о России, то первыми на ум приходят республики Северного Кавказа.
Кровную месть как мотив рассматривает вторая часть 105-й статьи УК РФ, пункт «е.1». Криминалисты отмечают несколько особенностей такого преступления:
- Расширительное толкование мотива невозможно. Это означает, что коренной житель Северной Осетии может объяснить своё преступление желанием отомстить за родовые обиды. Если человек не принадлежит народности, которая хранит подобные традиции, такой мотив криминалистами не принимается.
- Убийство женщины не может быть объяснено мотивом кровной мести (такова специфика обычая).
- Умысел только прямой.
В зависимости от всех черт преступления кара может быть весьма суровой. «Кровный» мотив считается отягчающим обстоятельством.
По пункту е.1 не предусматриваются какие-либо работы, только лишение свободы. Кровный мститель может быть осуждён на 8 – 20 лет, при этом на один – два года будет назначено ограничение свободы.
Тюремный срок может стать пожизненным. Не исключается смертная казнь. О том, что такое убийство по мотиву религиозной ненависти и вражды, читайте далее.
Конституция России призвана обеспечить права и свободы любому человеку. Нет и не может быть разделения людей по их отношению к религии.
Религиозная ненависть и/или вражда в качестве мотива убийства рассматриваются во второй части 105-й статьи пунктом «л». Религиозный мотив причинения смерти может сочетаться с другими отягчающими обстоятельствами, например, с хулиганскими побуждениями, кровной местью.
Преступник не обязательно может иметь цель убить конкретного человека. Жертва может быть выбрана потому, что смерть именно этого представителя той или иной религиозной конфессии может обострить межнациональную рознь, привести к массовым беспорядкам.
Умысел может быть как прямым, так и косвенным. О втором случае можно говорить, если преступник поджигает церковь и не задумывается, сколько человек и кто именно при этом погибнет.
Поскольку религиозная ненависть и/или вражда относится к отягчающим обстоятельствам, кара за это преступление будет такой же, как в ранее рассмотренном случае. То есть в случае убийства на религиозной почве речь идет о лишении свободы на 8-20 лет, а то и на пожизненный срок.
А теперь давайте рассмотрим убийства по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной ненависти.
В Омске в отношении сразу двух журналистов недавно была проведена проверка их действий на экстремизм. Позже появилась информация, что в экстремизме пытаются обвинить и зоозащитников, конфликтующих с директором «Спецавтохозяйства» Евгением Вольфом.
Первые две истории, к счастью, закончились благополучно. К вызывающей массу вопросов третьей истории мы ещё вернёмся. Тем не менее вопрос о том, как всем нам — журналистам, волонтёрам, общественникам, блогерам, просто неравнодушным горожанам, которым Конституция гарантирует свободу слова – не попасть под уголовную статью за экстремизм, не теряет актуальности.
Как известно, в современном российском законодательстве существуют нормы, позволяющие наказывать за то, что все мы публично делаем высказывания, которые могут быть оценены, как «экстремистские». Наличие таких норм как раз и создаёт серьёзный риск в том числе для законопослушных граждан быть привлечёнными к ответственности. Как однажды заметил в одном из постов в The Volokh Conspiracy Илья Сомин, теоретически правоохранитель может начать преследование практически ЛЮБОГО лица по причине того, что инфляция массива запретительных норм делает преступником практически каждого, учитывая положение несогласных с политикой государства в современной России и распространение Интернета, используя который люди значительно чаще допускают радикальные высказывания, чем в реальности, злоупотребляя тем самым «экстремистскими» статьями УК и КоАП РФ.
Согласно ФЗ 114 «О противодействии экстремистской деятельности» и ФЗ 35 «О противодействии терроризму» за осуществление экстремистской и террористической деятельности предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Административная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ и действует, если преступление совершено впервые В частности, согласно статье 20.3.1., возбуждение ненависти либо вражды, а так же унижение человеческого достоинства, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации или сети Интернет, влекут за собой для физических лиц наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до 15 суток. Для юридических лиц — это штраф от 250 000 до 500 000 рублей.
- Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
- Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
- Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
- Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
- Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
- Наследственное право Махмутова М.М.
- Международное публичное право Шевчук Д.А.
- Международное право Глебов И.Н.
- Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
- Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
Статья 105 УК РФ определяет убийство как причинение другому человеку смерти и указывает две категории преступления:
- обычное;
- совершенное при определенных отягчающих обстоятельствах.
Все особенные условия перечисляются во второй части. Среди них есть несколько отягчающих мотивов, в том числе ненависть экстремистского характера (к расе, религии и т. д.). Она вынесена в отдельный пункт «л».
Данный пункт имеет продолжительную историю, связанную с развитием борьбы с экстремизмом, о котором стали особенно много говорить после Второй мировой войны. После трагических событий тех лет были приняты международные декларации и конвенции, устанавливающие необходимость гарантирования всех прав и свобод человека, его защиту от любого рода дискриминаций.
Мотивы, предусмотренные пунктом «л» ч.2 ст. 105 УК РФ можно разделить на две части:
- вражда из-за политических, идеологических взглядов, на почве принадлежности к расе и национальности;
- религиозная ненависть.
Первая часть представляет собой неприязнь к характеристикам конкретного человека, то есть не к личности, а именно к его принадлежности к ненавистной преступнику расе или нации, идеологии.
Ненависть | Характеристика |
Идеологическая | Неприязнь к чужой идеологии, то есть совокупности взглядов и идей по отношению к конкретному вопросу |
Политическая | Неприязнь, вызванная связью потерпевшего с политическими партиями, органами власти, общественными объединениям, а также его политическими убеждениями |
Расовая | Отношение к человеку, как к низшему, связанное с его принадлежностью к какой-либо расе (негроидной, монголоидной, др.). Ненависть основана на внешнем биологическом различии людей, цвете глаз и кожи, разрезе глаз |
Национальная | Неприязнь к этнической общности, объединенной территорией, языком, культурой и другими признаками |
Такие убийства бывают громкими, направленными на открытую демонстрацию своей ненависти. Если же их целью является разжигание национальной или другой вражды, то преступление квалифицируется сразу по двум статьям, а именно по п. «л» ч.2 ст. 105 и п. «а» ч.2 ст. 282 УК РФ (отдельная норма о возбуждении вражды). Это правило установлено в ППВС № 11 от 28.06.2011.
Важно! Если жертва относилась к какой-либо неприятной потерпевшему расе, но убийство было совершено по личным мотивам, например, из-за бытовой ссоры, то оно не подлежит квалификации по п. «л». о статье 282 Уголовного кодекса РФ
Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной ненависти является особо тяжким, из чего следует и высокая строгость наказания за его совершение. Санкция у статьи альтернативная и содержит:
- лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного до двух лет;
- пожизненное лишение свободы;
- смертную казнь.
В ходе судебного рассмотрения дел об убийствах по п. «л» ч.2 ст. 105 УК РФ основной упор делается на доказывание мотива, о чем свидетельствует и судебная практика.
Пример 1
К. являлся индивидуальным предпринимателем и занимался розничной торговлей. Хозяином соседнего павильона был М. — мужчина кавказской внешности. К. неоднократно выражал свою неприязнь к М., между ними происходили стычки. В результате последней из ссор К. нанес М. несколько ножевых ранений в грудь, чем причинил смерть.
В ходе разбирательства К. утверждал, что убийство не имело ничего общего с национальной ненавистью, так как причиной преступления послужил долг в 300$ со стороны М. Суд, однако, квалифицировал деяние по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как посчитал сумму долга незначительной для того, чтобы она стала поводом для лишения жизни человека.
Пример 2
Во время ссоры, произошедшей при совместном распитии спиртных напитков, С. набросился на Д., ударил его несколько раз тупым предметом по голове, после чего задушил бельевой веревкой.
Между мужчинами произошел конфликт на почве их религиозных воззрений. Адвокат просил назначить С. наказание по ч.1 ст.
105, так как обвиняемый и жертва имели одно вероисповедание, поэтому религиозная ненависть отсутствовала.
Суд же постановил, что ненависть между мужчинами в любом случае возникла на почве религиозных взглядов (пусть и в рамках одного вероисповедания) и стала мотивом для убийства. Наказание было назначено по п. «л». ч.2 ст. 105 УК РФ.
Пример 3
Поведение потерпевшего классифицируют по трем основным видам: отрицательное, положительное и нейтральное. В частности, В. С. Минская полагает, что предпочтительнее говорить об отрицательном поведении потерпевшего, способствующем совершению преступления.
В этой связи ею отмечено, что действия лиц, могущие причинить фактический вред интересам отдельной личности и общества, могут оцениваться государством и обществом с точки зрения их полезности и вредности, и в этом смысле они могут быть названы положительными или отрицательными [2, С. 37].
Следует отметить и то, что при посягательстве в отношении нескольких потерпевших в числе последних могут оказаться лица обоего пола, а также различного возраста. Поэтому при исследовании свойств личности потерпевшего не представляется возможным ограничить черты личности четкими пределами.
Для целей данного исследования следует выделить два типа потерпевших: С виктимологической точки зрения, жертва (потерпевший) — это лицо физическое или юридическое, охраняемым интересам которого причинен (может быть причинен) вред.
Жертвами в виктимологии признаются и жертвы покушений, близкие родственники погибших жертв, «виновные жертвы». Виктимологическое понятие жертвы не связано с процессуальным признанием гражданина таковым [1, С. 12].
- а) с точки зрения поведения потерпевшего в предшествующий преступлению период, и в период самого преступления, («динамическая сторона»);
- б) со статической точки зрения, учитывая пол, возраст, национальность, служебное положение и т. д.
Кроме того, судебно-психиатрическая экспертиза для определения психического и физического состояния подозреваемого относительно его вменяемости и способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы назначалась в 59% случаев изученных уголовных дел.
Из изученного нами 231 уголовного дела участие специалиста-психолога в осмотре места происшествия с целью получения первичной информации о причастности к совершению преступления какой-либо неформальной группы не было выявлено ни разу. Преступления против личности по мотиву национальной ненависти или вражды? Думается, такое положение не может быть признано удовлетворительным.
Противодействие преступлениям на почве ненависти. Уголовно-правовые, криминалистические и психолого-правовые аспекты / Под науч. ред.
При расследовании преступлений против личности, совершаемых по мотиву национальной ненависти или вражды, судебные экспертизы являются практически обязательным процессуальным действием.
Своевременное назначение любых видов судебных экспертиз оказывает положительное влияние на расследование уголовных дел, поскольку их результаты имеют существенное доказательственное значение. Думается, что соотношение данных понятий следует рассматривать исходя из этимологии данных слов.
В Толковом словаре русского языка «ненависть означает чувство сильной вражды, злобы, вражда – это отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью.
Заметим, что сравнительно-правовое исследование также показало, что понятие «социальная группа как квалифицирующий признак преступлений в законодательстве зарубежных стран, как правило, не выделяется.
Для многонационального и межконфессионального Казахстана вопросы правового обеспечения и регулирования межэтнического равноправия являются одними из наиболее актуальных.
Интеграция нашей страны в международные политико-правовые и социально-экономические процессы, вхождение в ООН, ОБСЕ, Организацию исламского сотрудничества и т. д.
предопределили необходимость приведения национальных стандартов в соответствие с международными требованиями по вопросам национальной политики.
Уголовная ответственность за убийство при отягчающих обстоятельствах Скачать 165788 0 0
… обстоятельства, названные в Общей части УК РФ, конкретизируются в отдельных составах Особенной части. Это относится в полной мере и к обстоятельствам, отягчающим ответственность за убийство, при отягчающих обстоятельствах. Например, такие обстоятельства из числа названных в ст. 63 УК РФ, как совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений, совершение преступления с особой …
Ответственность за убийство с отягчающими обстоятельствами Скачать 71285 0 0
… убийства, предлагаемая Н.И. Загородниковым, не может быть принята в остальной части. С нашей точки зрения, неправильно разрывать характеристику отягчающих обстоятельств, относящихся к субъективной стороне и к субъекту убийства. Отягчающие обстоятельства, характеризующие субъективную сторону, — это мотивы, которыми руководствуется виновный, либо цель, которую он ставит перед собой, совершая …
Уголовная ответственность за умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами Скачать 87929 0 0
… связи между деянием (действием или бездействием) и наступлением вреда или угрозой наступления вреда. В ч. 3 ст. 30 УК РФ говорится о возможности покушения на преступление путем умышленного бездействия. 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО ПРИ ОТЯГЧАЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ 3.1 Общая характеристика квалифицирующих признаков убийства при отягчающих обстоятельствах Как свидетельствует следственная и …
Убийство при смягчающих обстоятельствах Скачать 40264 0 0
… принято относить к так называемому «простому» составу убийства, то есть к убийству, совершенному без отягчающих и смягчающих обстоятельств. Характерно, что дореволюционное российское уголовное законодательство рассматривало в качестве убийства при смягчающих обстоятельствах убийство матерью «прижитого ею вне брака ребенка при его рождении»[5]. Убийство матерью новорожденного ребенка во время или …
Подобное намеренное причинение смерти предельно схоже с предыдущим случаем. Не случайно в УК РФ мотивы идеологического, политического, расового или национального характера объединены с религиозными.
В данном случае речь идёт о преступлении повышенной общественной опасности. Национальная/расовая ненависть часто приводит к убийствам повышенной жестокости.
Политические убийства часто демонстративны, совершаются в присутствии большого числа людей. Количество случайных жертв может быть при этом довольно велико. При любом из четырёх перечисленных мотивов (или их сочетании) преступление будет квалифицировано по пункту «л» второй части статьи 105.
Во всех трёх рассмотренных случаях речь идёт о квалифицированном составе преступления. Это означает, что злодеяние совершено при отягчающих обстоятельствах.
Суд может назначить кару, о которой уже говорилось выше.
О известных случаях убийств на почве политической, идеологической, расовой, национальной вражды расскажет следующее видео:
Как мотив кровную месть рассматривает статья 105 Уголовного кодекса Российской Федерации часть 2 (п. 1). В числе особенностей данного правонарушения:
- Отсутствие расширенного толкования. Криминалисты не принимают причину произошедшего убийства, если правонарушитель не относится к народности, хранящей соответствующие традиции.
- Объяснить убийство у женщины как преступление очень сложно (согласно обычаю, мстят только мужчинам).
- Отсутствие косвенного умысла (умысел может быть исключительно прямым).
Особенностью правонарушений такого типа является то, что поводом к совершению убийства могут стать любые действия, которые признаны по местным обычаям оскорблением. Нередко убийство может стать причиной начала серии убийств в тех случаях, когда родственники потерпевшего принимают решение отомстить за его смерть. В таких случаях события могут приобрести массовый характер и стать причиной смерти нескольких человек.
Правонарушения этого типа отличаются высоким уровнем общественной опасности, поскольку неуравновешенные граждане нередко берут пример с преступников. Внешне мотивация в таких случаях остаётся прежней (возмездие за смерть родственника или нанесённую обиду), но, по сути, злоумышленник таким способом самоутверждается или компенсирует причинённые ему когда-то другими лицами страдания (душевные или физические).
В действующем законодательстве отсутствует ограничение по половому признаку, то есть, убийцей по мотиву кровной мести может быть как мужчина, так и женщина. Не имеет значения также принадлежность потерпевшего к группе населения, для которой такие действия являются исполнением традиции.
Сирик Мaринa Сергеевнa,кaндидaт юридических нaук, доцент,зaв.кaфедрой уголовного прaвa, процессa и криминaлистики,филиaл ФГБОУ ВО «Кубaнский госудaрственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк Васильев Алексей Михайлович,доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессоркафедры уголовного права, процесса и криминалистики,филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк
Убийство по мотиву кровной мести
Аннотация.В статье рассматриваются особенности квалификации убийства по мотиву кровной мести. Делается вывод, чтоубийство, совершенное по мотиву кровной мести, может повлечь ответную «месть за месть», привести к дальнейшему насилию, породить «цепь» убийств, долгий кровавый конфликт, что, безусловно, значительно повышает степень его общественной опасности по сравнению с «простым» убийством. Необходимо соблюдать принципы законности и справедливости, правильно понимать субъективные признаки деяния, позволяющего квалифицировать его как убийство по мотиву кровной мести.Ключевые слова: убийство, кровная месть, потерпевший, квалификация.
Покушение на совершение убийства — это преступление, которое осуществляется с целью лишения жизни человека, но не доведенное преступником до логического (задуманного заранее) конца по независящим от него причинам, а именно в связи с оказание потерпевшему помощи органами полиции, медработниками, подоспевшей на крики общественностью и т.п. Здесь не имеется в виду, что преступник в процессе противоправных действий одумался и сам прекратил убивать человека. Если представить ситуацию тезисно, то умысел именно убить (не избить) есть, действия на убийство есть, но смерть по факту не наступает. Преступление рассматривается ст.105 и ст.30 Уголовного Кодекса.
Если умысел был только на избиение человека по какой либо личной причине, то преступление может быть квалифицировано как причинение умышленно или по неосторожности тяжелого вреда здоровью.,
Статья 105 УК РФ определяет убийство как причинение другому человеку смерти и указывает две категории преступления:
- обычное;
- совершенное при определенных отягчающих обстоятельствах.
Все особенные условия перечисляются во второй части. Среди них есть несколько отягчающих мотивов, в том числе ненависть экстремистского характера (к расе, религии и т. д.). Она вынесена в отдельный пункт «л».
Данный пункт имеет продолжительную историю, связанную с развитием борьбы с экстремизмом, о котором стали особенно много говорить после Второй мировой войны. После трагических событий тех лет были приняты международные декларации и конвенции, устанавливающие необходимость гарантирования всех прав и свобод человека, его защиту от любого рода дискриминаций.
Контекст
ВС РФ отмечает рост числа приговоров по делам об экстремизме
Протоиерей Чаплин предлагает четче определить, что такое экстремизм
ФСИН разрешили определять места отбывания наказания для экстремистов
Бастрыкин: почти все экстремистские преступления-2010 удалось раскрыть
МОСКВА, 9 июн — РАПСИ, Мария Гусарова. Верховный суд РФ рекомендует российским судам при рассмотрении дел экстремистской направленности не путать вражду с ненавистью, а законодательной власти страны — дать точное определение понятию «социальная группа», к которой злоумышленники испытывают ненависть или вражду.
Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной ненависти является особо тяжким, из чего следует и высокая строгость наказания за его совершение. Санкция у статьи альтернативная и содержит:
- лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного до двух лет;
- пожизненное лишение свободы;
- смертную казнь.
Каждому человеку на конституционном уровне предоставляется свобода вероисповедания. В это право входит как возможность относить себя к любой религии, так и не исповедовать ее вовсе. Выбор должен уважаться и приниматься всеми.
Но религиозная ненависть существует и включает в себя неприязнь к представителям конкретного вероисповедания, к объектам и предметам их культуры, местам их сборов.
Убийства, совершенные по мотиву ненависти, связанной с религией, являются распространенным явлением. Они основаны на нетерпимости преступника, и могут быть вызваны:
- отказом потерпевшего исповедовать конкретную религию;
- сменой им вероисповедания;
- попыткой навязать преступнику свою веру;
- принадлежностью к иной конфессии и т. д.
Жертва может быть как знакома с убийцей, так и быть его случайным выбором по принципу принадлежности к какой-либо конкретной религиозной группе.
Так как религиозный и другие возможные экстремистские мотивы совершения преступления заключены в один пункт, за совершение убийства из-за вероисповедания в качестве наказания можно также получить:
- лишение свободы (8-20 лет) с ограничением свободы (1-2 года);
- пожизненное лишение свободы;
- смертную казнь.
Важно! В ч.2 ст. 105 в качестве возможного наказания перечислена смертная казнь, но в Российской Федерации она на данный момент не применяется, так как того требуют нормы международного права.
Умышленное убийство, совершенное с целью скрыть другое, совершенное самим убийцей преступление должно квалифицироваться не только по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК, но по совокупности также и по статье, предусматривающей ответственность за преступление, которое пытается скрыть убийца.
б) Совершение убийства с целью облегчить совершение преступления.
Этот вид умышленного убийства имеет место в случаях, когда преступник с целью облегчить совершение задуманного преступления убивает какое-либо лицо, чтобы затем уже совершить намеченное преступление. К этому же виду относятся и случаи, когда преступник совершает убийство в процессе другого преступления с целью облегчения его совершения. При этом не имеет значение, мог ли потерпевший действительно помешать совершению преступления или убийца лишь предполагал это.
Для убийства, совершенного с целью облегчить совершение другого преступления не имеет значение, было ли совершено задуманное преступление или нет. Даже в том случае, если лицо добровольно откажется от совершения другого преступления, его действия будут квалифицированы по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК.
Интересным представляется мнение, высказанное Н.И. Загородниковым. В своей работе он пишет, что: «если виновный, совершив убийство, тем самым намеревался облегчить совершение другого преступления, то эти действия, помимо убийства, образуют состав подготовки к совершению другого преступления».17 Следовательно, действия виновного должны квалифицироваться по п. «к» ч. 2 ст. 105 и ст.30 УК, предусматривающей ответственность за готовящееся преступление.
в) Умышленное убийство, сопряженное с изнасилованием.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 28 января 1999 года разъяснил, что под убийством, сопряженным с изнасилованием, следует понимать убийство в процессе изнасилования или с целью скрыть его, а также совершенное, например, по мотивам мести за оказанное при изнасиловании сопротивление.
Такое убийство может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. С прямым умыслом совершаются убийства, когда виновный стремится скрыть совершенное изнасилование и лишает жизни потерпевшего после изнасилования. С прямым умыслом совершаются также и убийства, когда виновный убивает потерпевшего спустя какое-то время после изнасилования в связи с намерениями потерпевшего подать заявление в органы власти об изнасиловании.
Несколько другой характер носят убийства, которые совершаются при преодолении сопротивления жертвы. В этих случаях убийство может быть совершено с косвенным умыслом.
Поведение потерпевшего классифицируют по трем основным видам: отрицательное, положительное и нейтральное. В частности, В. С. Минская полагает, что предпочтительнее говорить об отрицательном поведении потерпевшего, способствующем совершению преступления. В этой связи ею отмечено, что действия лиц, могущие причинить фактический вред интересам отдельной личности и общества, могут оцениваться государством и обществом с точки зрения их полезности и вредности, и в этом смысле они могут быть названы положительными или отрицательными [2, С. 37].
Идеологическая ненависть (вражда) отчасти включает в себя политическую и социальную ненависть (вражду), однако имеет при этом более широкое наполнение, сводясь в целом к неприятию иной системы взглядов и идей, мировоззрения.
Бидова Б. Б. Соотношение принципов уголовного законодательства и уголовно-правовой политики // Молодой ученый. 2013. № 10. — С.
Попов Л. Н. Убийства при отягчающих обстоятельствах. — СПб.: Приор, 2008. — С. 886. Бидова Б. Б. Преступления, квалифицированные наличием экстремистских мотивов // Молодой ученый. 2013. №11.