Как перевести землю сельхозназначения в другую категорию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перевести землю сельхозназначения в другую категорию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию? В федеральном законе прописаны все условия, при которых такая смена возможна. Перевод выполняется в следующих обстоятельствах:

  • консервация земли;
  • организация природоохранных заповедников;
  • строительство производственных объектов на сельхозземлях;
  • строительство магистралей, ЛЭП и др;
  • объединение негодных земель с лесным, водным фондами или фондом запаса;
  • добыча полезных ископаемых;
  • строительство объектов ЖКХ;
  • исполнение международных гарантий в оборонных целях.

Для начала перевода земель сельхозназначения в другую категорию надо написать и отдать лично ходатайство в исполнительный орган госвласти или местные управляющие органы, которые могут решать такие вопросы.

Можно выслать пакет документов по почте заказным письмом, не забыв поставить свою подпись.

В составленном заявлении требуется указать:

  • кадастровый номер переводимого участка;
  • категорию земли, в которой числится переводимый участок и ту, в которую его нужно перевести;
  • объяснения необходимости замены на другую;
  • полномочия на землю, на перевод которой составляется заявление.

Не всегда при смене категории можно получить желанное решение. После рассмотрения иска о переводе исполнительные органы выдают:

  • согласие на смену категории;
  • отказ в смене.

Также отказ можно получить, если:

  • с пакетом документов обратилось лицо, которое не указано в федеральном законе;
  • не были исполнены все требования к ходатайствам.

Такой отказ по закону должен последовать в тридцатидневный срок после принятия исполнительным органом. Обоснование отказа должно быть обязательно прописано в сопроводительном документе.

Это дает возможность:

  • исправить ошибки;
  • подать ходатайство повторно.

О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

  • Земли водного фонда
  • Земли запаса
  • Земли лесного фонда
  • Земли населенных пунктов
    • ИЖС
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Земли промышленности и иного специального назначения
  • Земли сельскохозяйственного назначения

В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей

  • Аренда земли
  • Инженерные изыскания
  • Кадастр
  • Категории земель
  • Межевание
  • Порядок застройки
  • Приватизация
  • Специальные программы
  • Границы участка
  • Данные из ЕГРН
  • Кадастровые работы

Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти, а также ходатайства о переводе земель из одной категории в другую могут рассматриваться органами местного самоуправления.

В соответствии с законодательным актом, регламентирующим процесс перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, данный процесс является обязательным.

Полный перечень категорий предусмотрен в Земельном кодексе РФ.

Согласно российскому законодательству под категориями земель подразумевается подразделение участков на группы по их целевому назначению. Всего в вышеуказанном Кодексе выделяется несколько категорий, среди которых:

  • земли сельхозназначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности;
  • земли особо охраняемых территорий;
  • лесные земли;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Как перевести землю из сельхозназначения в ИЖС в 2024 году

На данный момент задача по первоначальной установке точной категории конкретного земельного участка уже не является первоочередной. Сейчас все больше внимания уделяется задаче по правильному организационно-правовому сопровождению перевода земель из одной категории в другую.

В качестве критерия для выбора компетентного органа, осуществляющего отнесение земель к категориям, на законодательном уровне было определено использовать понятие собственность земель.

  • Так, к примеру, если речь идет об участке, находящемся в федеральной собственности, то исключительно Правительство РФ имеет право принимать решение об осуществлении перевода.
  • Если же рассматривается земельный участок, находящийся в собственности определенного субъекта государства, то вопросами о его переводе должен заниматься исполнительный орган данного конкретного субъекта.
  • В случае, когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной собственности, решение о переводе земель должно приниматься на муниципальном уровне, находящимися там органами самоуправления.

Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.

В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.

Кроме того, данный уполномоченный орган должен выполнять определенные функции, если речь идет об изменении границ, находящихся в пределах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва.

Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.

Любой перевод земель в другую категорию в рамках одного участка должен регулироваться на законодательном уровне. Для некоторых из участков устанавливаются определенные правила, к примеру, для земель сельхозназначения, земель запаса и земель населенных пунктов. На данный момент правовое регулирование такого процесса осуществляется на основе нескольких актов, среди которых:

  • Земельный кодексРФ;
  • Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
  • прочие акты, которые принимаются в порядке, установленном федеральном законодательством, на субъектном и муниципальном уровне.

Если остановится подробнее на прочих законодательных актах, которые, как правило, распространяются только на ряд субъектов, находящихся на территории Российской Федерации, можно выделить закон «Об охране озера Байкал», акт об искусственных участках, создающихся на водных объектах, относящихся к собственности страны.

Земельное право и, соответственно, происходящая на его основании земельная политика, основывает все свои действия на необходимости обеспечить охрану земель сельскохозяйственного назначения. Ведь такие участки принято считать незаменимыми для жизнедеятельности человека, к тому же, их плодородность очень сложно восстановить.

Следовательно, из-за изменения категории с сельхозназначения на другую государство теряет не только средство производства, активно использующееся в сельском хозяйстве, но и важный компонент природной среды. Именно эта причина является обоснованием того, что заниматься вопросами перевода земель может только орган публичной власти, при этом не имеет никакого значения, муниципальная это собственность или частная.

Как правило, подобный перевод земель лесного фонда осуществляется только для удовлетворения целей, установленных в Лесном кодексе РФ, а именно — для проведения изыскательных работ, которые оговариваются в соответствующем акте федерального законодательства.

Осуществление прочих видов деятельности, не установленных в вышеперечисленных актах не допускается на основании действующего на территории страны и отдельных муниципальных образований закона.

Для совершения любых действий, не соответствующих существующей категории земель, требуется перевести землю в другую категорию. Однако совершить перевод лесных земель проблематично, ведь поданное в уполномоченный орган власти ходатайство будет тщательно рассматриваться на протяжении последующих двух недель на предмет возможности дачи указания на проведение такой процедуры.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Перевод земель из сельскохозяйственной категории в другие осуществляется в общем случае следующим образом:

  1. Подготовка требуемых документов;
  2. Обращение в экологическую комиссию для проведения экспертизы;
  3. Получение заключения комиссии;
  4. Подача ходатайства в орган исполнительной власти субъекта федерации;
  5. Рассмотрение ходатайства – 60 дней;
  6. Принятие акта о переводе земельного участка в запрашиваемую категорию или отказ в таком переводе;
  7. Внесение сведений о новой категории земли в реестр недвижимости.

Чтобы перевести земельный участок из сельскохозяйственной категории в городскую или промышленную, необходимо обратиться в органы исполнительной власти региона, предоставив документы на участок и ходатайство с аргументированным обоснованием перехода. Чтобы избежать отказа, при заполнении ходатайства следует учитывать требования местного законодательства к процедуре.

Землевладельцы обязаны соблюдать правила пользования участками в зависимости от их принадлежности к определенной категории. Всего их семь:

  1. Сельскохозяйственные земли.
  2. Земли запаса.
  3. Земли населенных пунктов.
  4. Земли специального назначения (для целей промышленности и т.д.).
  5. Лесной фонд.
  6. Водный фонд.
  7. Особо охраняемые территории.

Это разделение необходимо для защиты земли от несанкционированного использования, а также для сохранения ее полезных свойств. К примеру, не допускается строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения или строительство завода на территориях, относящихся к особо охраняемым.

Если в перечне разрешенного использования участка нет необходимой для пользователя деятельности, единственный выход для возможности ее осуществить – перевести землю в другую категорию.

Однако на осуществление этой процедуры необходимо иметь соответствующие права.

Законным правом подать заявление на изменение категории земли обладают:

  • собственники;
  • лица, владеющие участками на правах аренды;
  • пользователи надела на правах наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Разрешение на перевод может дать только местная администрация. Процедура осуществляется в общем порядке, но есть и исключения. Например, жители Дальнего Востока, Сибири и Крайнего севера могут рассчитывать на индивидуальное рассмотрение их вопроса. Но и для них есть непреложные правила.

Так, перевод территорий, относящихся к категории земель населенных пунктов, а также внесение новых участков из других категорий допускается только после пересмотра границ рассматриваемого населенного пункта. Этот момент строго контролируется действующими нормативными актами РФ.

С 05 января 2005 года действует усовершенствованная версия законодательных актов, регламентирующих изменение земельной категории. Корректировка не может быть осуществлена, если законодательно это не допустимо.

При этом компетенция по переводу земель распределяется следующим образом:

1) перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Заявление пишется в свободной форме, но в тексте обязательно должна содержаться следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • адрес местоположения;
  • текущая и желаемая категории;
  • данные заявителя;
  • данные о документе, дающем право на перевод надела в другую категорию (выписка из ЕГРН, договор аренды и т.д.).

К заявлению прикладываются следующие документы:

  • проект землеустройства с обоснованием изменения категории;
  • выписка из ЕГРН, в которой излагаются полные сведения о земельном участке;
  • копия общегражданского паспорта (для физических лиц) или выписки из ЕГРЮЛ (для организаций);
  • заключение экологической экспертизы, если ее проведение требуется для внесения изменений;
  • письменное согласование перевода, полученное от собственника участка, если это не заявитель.

В заявлении можно указать о необходимости смены категории участка или о выводе земли из состава определенной категории для дальнейшего присвоения новой.

Практически все документы могут быть получены муниципалитетом самостоятельно путем использования межведомственного обмена. Однако согласие собственника и копия документа, удостоверяющего личность, должны быть обязательно приложены заявителем.

Решение по заявлению принимается в установленные сроки, а именно:

  • 3 месяца – если ходатайство для утверждения направляется в Правительство РФ;
  • 2 месяца – если решение принимается муниципалитетом.

Вердикт направляется заявителю в течение 14 дней с момента рассмотрения. Письменное решение органов власти является бессрочным.

Отнесение земель к категориям. Перевод земель

Ситуация с изменением категории земель населенных пунктов тоже имеет ряд сложностей. Эта процедура возможна только тогда, когда рассматриваемая территория будет включена в состав населенного пункта путем корректировки административных границ поселения.

Разрешение на такие действия получить чрезвычайно сложно. На практике таких случаев мало.

Перевод земель специального назначения, в частности промышленных, реализуется гораздо проще, чем изменение участков других категорий. Однако и тут в некоторых случаях действуют запреты на осуществление процедуры.

Перевод невозможен, если:

  • почвенный слой сильно загрязнен;
  • на территории находятся заброшенные или аварийные здания;
  • на территории оборудована свалка.

Но и в этих случаях можно попытаться получить разрешение. Сделать это можно путем утверждения проекта рекультивации или произвести мероприятия по восстановлению поверхности земельного участка по решению собственника.

Перевод таких земель в другую категорию возможен только после проведения экологической экспертизы (п. 1 ст. 10 ФЗ № 172). В случае положительного решения изменение осуществляется по общим правилам.

Если в результате экспертизы обнаружиться, что смена вида допустимого использования приведет к утрате природоохранного, культурно-исторического, оздоровительного или иного важного значения, то в осуществлении процедуры по изменению будет отказано.

Для изменения категории земель лесного фонда также потребуется соблюсти некоторые условия:

  • корректировки должны быть согласованы с существующей документацией по территориальному планированию территории и лесоустройству;
  • смена расположения границ населенного пункта;
  • необходимость в отведении участков под застройку или строительство линейных объектов.

Если заявитель не преследует вышеперечисленные цели, то перевод возможен после положительного решения в результате проведения экологической экспертизы. Эта процедура заказывается на основании существующих документов по лесоустройству в конкретном регионе.

Субъекты перевода земель из одной категории в другую:

Инициировать процедуру перевод категории назначения земель могут следующие лица:

  • собственники земельных участков;
  • собственники недвижимости, расположенной на земельных участках, подлежащих переводу;
  • пользователи недр данных земельных участков;
  • юридические или физические лица, обладающие соответствующим разрешением на разработку земельного участка под строительство и размещение объектов;
  • государственные органы, желающие произвести перевод земель в иную категорию;
  • иные лица, заинтересованные в переводе земель.

Субъектный состав определяется исходя из принадлежности земельного участка, земля федеральной собственности изменяет свою категорию на основании акта Правительства РФ. Органы власти субъектов осуществляют перевод земель относящихся к региональной собственности. Муниципальные земельные участки, которые не предназначены для сельскохозяйственного использования изменят категорию на основании решения органа местного самоуправления.

  1. Информация о земле. Содержится в выписке из кадастрового паспорта объекта недвижимости, а так же выписке из единого государственного реестра прав.
  2. Информация о заявителе. Обратиться с требованием о переводе земель может как физическое (в том числе, в качестве индивидуального предпринимателя), так и юридическое лицо. Следовательно, в зависимости от статуса обратившегося к заявлению необходимо приложить соответствующую выписку из единого государственного реестра или копию паспорта.
  3. Сведения о соблюдении обязательных требований. Данная информация является обязательной в случаях, прямо предусмотренных законом, например, заключение государственной экологической экспертизы.
  4. Калькуляция последствий. Необходимо проанализировать последствия перевода земли из одной категории в другую с указанием возможных потерь для сельского хозяйства.
  5. Согласие иных лиц. В данном случае имеется в виду наличие письменного согласия всех правообладателей участка на изменение категории земли.

Важно: Заявление о переводе земель из одной категории в другую подлежит обязательному рассмотрению не позднее месячного срока. Отказ в удовлетворении заявления о переводе земель из одной категории в другую может быть обжалован.

Перевод земель из одной категории в другую регулируется законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ. При этом для перевода определенных земель из одной категории в другую установлены свои основания указанным законом, в каждом конкретном случае следует обращаться к статьям ФЗ № 172.

Закон говорит о следующих основаниях для перевода земель по категориям:

  1. в связи с консервацией земель
  2. создание особо охраняемых природных территорий
  3. если устанавливаются или изменяются черты населенных пунктов
  4. включение непригодных для сельхозпроизводства земель в состав земель лесного фонда, водного фонда или запаса
  5. перевод определенных земель в другую категорию, если их невозможно использовать по целевому назначению
  6. размещение объектов гос. или муниципального значения
  7. в связи с прекращением существования водных объектов, изменения русла, границ, местоположения водных объектов
  8. из земель запаса могут быть переведены земельные участки в другую категорию земель с учетом целей такого перевода и при условии формирования в установленном порядке соответствующего земельного участка
  9. другие основания, установленные законом

ВАЖНО: обратите внимание, что в указанных законах случаях требуются определенные документы, а именно, заключения, наш земельный юрист проконсультирует Вас по данному вопросу.

Для расчета стоимости услуг наших адвокатов по переводу земель из одной категории в другую необходимо воспользуйтесь ниже приведенной информацией:

  • Наименование услуги
  • Цена перевода категории земель
  • Консультация по изменению категории земель при заявке на сайте
  • Консультация об изменении земель из одной категории в другую
  • 500 рублей
  • Выездная консультация по вопросу вариантов использования земель
  • 3 000 рублей
  • Письменное правовое заключение по возможности изменения категории земель и шагов к этому
  • 5 000 рублей
  • Составление адвокатских запросов, с целью сбора документов для перевода категории земель
  • 1 500 рублей
  • Представление интересов доверителя в госорганах по вопросу изменения категории земель
  • от 10 000 рублей
  • Обжалование действий, решений госорганов, суда, связанных с переводом земель из одной категории в другую,
  • 3 000 рублей
  • Оформление перевода земли «под ключ»
  • 30 000 рублей

Оформление земли в собственностьэто возможность пользоваться и распоряжаться земельным участком, но данное пользование должно соответствовать разрешенному использованию, в связи с чем, к нам все чаще стали обращаться не только с вопросом оформления, но и с вопросом о необходимости решения задачи изменения назначения земли.

Мы готовы взять на себя все хлопоты процедуры перевода земли из одной категории в другую без аукциона, если у Вас споры о границах земельных участков, необходимо отмеживать участок, имеется кадастровая ошибка, то и эта проблема нам под силу, позвоните, и Ваш вопрос начнет решаться в кротчайшие сроки.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Можно ли земли сельхозназначения перевести в ИЖС и сколько это стоит

С целью эффективного использования территорий произведено деление всего земельного фонда на категории. В статье 7 ЗК РФ перечислены земли:

  • населенных пунктов (поселений);
  • сельскохозяйственного назначения (далее – СХН);
  • специального назначения (земли промышленности, транспорта, связи, безопасности и пр.);
  • особо охраняемые природные;
  • лесного и водного фонда;
  • госзапаса.

Граждане РФ вправе возводить индивидуальное жилье только при первых двух категориях и только при наличии соответствующего вида разрешенного использования. К примеру, построить дом и прописаться в нем можно на сх землях садоводства (с разрешения муниципальных властей) или на участке ИЖС.

Переоформление земли сельхозназначения под ИЖС регламентируется несколькими нормативными актами. Во время перевода надо руководствоваться:

  • Земельным Кодексом (N 136-ФЗ).
  • Законом «Об обороте земель сельхозназначения» N 101-ФЗ.
  • Законом «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» N 172-ФЗ.

Как и при ИЖС, в некоторых случаях сельхоз земли (например, относящиеся к СНТ — садовому некоммерческому товариществу) можно использовать для жилищного строительства, а также для последующей прописки. Естественно, возникает вопрос о целесообразности перевода участка в ИЖС.

Преимущества земель ИЖС в том, что они изначально приспособлены для строительства жилых объектов с нуля, для этого не требуется дополнительное разрешение муниципальных властей. Другие плюсы:

  • Проведение и ремонт коммуникаций проводится владельцами участков независимо друг от друга, что освобождает от обязательного паевого взноса.
  • Участок земли ИЖС является полностью частным, его хозяину не надо следовать правилам СНТ или ДНТ.

Сельскохозяйственные земли переводят в ИЖС на основе порядка, прописанного в статьях 2-5 Федерального закона №172-ФЗ. Чтобы переоформить земли, заявителю нужно пройти следующие этапы:

  1. Проверить, подходит ли участок для перевода в ИЖС.
  2. Подготовить и предоставить документы, обосновать необходимость перевода земель.
  3. Получить итоговое решение. При положительном ответе обратиться в Росреестр для внесения изменений в ЕГРН.

Возможны случаи, когда в рассмотрении заявления может быть отказано из-за неправильно составленного ходатайства или неполного пакета документов. Это не надо расценивать, как категоричный отказ местной администрации. Достаточно просто переделать заявление и доложить недостающие бланки и формы. Если с этим возникнут сложности, то целесообразно обратиться за помощью к юристу.

Согласно статье 3 № 172-ФЗ ходатайство на перевод сельхоз земли в ИЖС граждане должны направлять в орган местного самоуправления, в чьем ведомстве находится участок. Способы подачи документов:

  • напрямую в местную администрацию;
  • почтой или через представителя (с описью вложений и уведомлением о вручении); через МФЦ;
  • через Единый портал Госуслуг (в электронной форме с прикреплением отсканированных образов прилагаемых документов).

Срок оказания услуги — 2 месяца. По истечению этого времени заявитель имеет право получить либо акт об одобрении перевода земельного участка в другую категорию, либо задокументированный отказ.

Как перевести земельный участок в другую категорию земель

Перевод в ИЖС делается в заявительном порядке. Владелец земли подает ходатайство с указанием следующей информации:

  • Данные о заявителе (для физлиц — ФИО, паспортные данные, телефон; для юрлиц — полное наименование, адрес, телефон).
  • Адрес земельного участка.
  • Точная площадь и кадастровый номер участка.
  • Действующая и желаемая категория и вид разрешенного использования земли.
  • Причина, по которой заявитель желает перевести свои земли в ИЖС.

Общая стоимость перевода участка зависит от площади земель, кадастровой цены и других параметров. К тому же может потребоваться проведение дополнительных землемерных работ, оплата которых возлагается на собственника участка.

Госпошлина за перевод земель не требуется. Но нужно покрыть изменения кадастровой стоимости. Оно составляет 30 % от стоимости участка, определенного в кадастровых документах.

Если срок действия последних оценочных работ истек, то надо будет провести новую оценку. Это обойдется примерно в 3000 руб. Выписка из Росреестра стоит 250 руб.

Экологическую экспертизу лучше проводить только по запросу от администрации, так как она не всегда требуется, а стоит дорого. Цена на такую услугу в разных регионах отличается и зависит от особенностей расположения земель. В Московской области, например, экоэкспертиза стоит от 60 000 до 180 000 руб.

Процедурой перевода могут заниматься владельцы, землепользователи среди которых простые и юридические лица, предприниматели или общины из числа малых коренных поселений страны, а также в некоторых случаях органы муниципальной власти.

Подробное описание действий необходимых для процесса пописаны в ФЗ 172, пункте 3:
  • сбор документов;
  • подача заявления с бумагами в соответствующий орган;
  • дождаться получения ответа;
  • регистрация полученных результатов.

Конечно не всегда после проведенных действий будет положительный результат, так как иногда заявители получают отказ.

Чтобы перевести земли из одного статуса в другой заявителям следует обратиться в такие организации как:
  • в государственные органы региона, в случае если участок относится к водным или территориям из лесного фонда, а также к категории сельхоз земли;
  • в администрацию населенного пункта в котором он находится если собственником является муниципальный орган или частное лицо;
  • если владельцем является государство, то в данной ситуации придется обратиться к правительству страны.

Само заявление составляется в свободной форме или же на специальном бланке, образец заполнения или написания всегда можно найти в интернете.

На рассмотрение поданного пакета документов, исполнительному органу отведено 2 месяца для органов городских и муниципальных органов, 3 месяца если рассматривать будет Правительство РФ. После того как будет принято решение неважно положительное оно или отрицательное исполнительный орган должен предоставить результаты в течении двух недель с момента его принятия.

Ксерокопия о принятом решении направляется в уполномоченный орган Федеральной Службы государственной регистрации, в отдел кадастра и картографии в течение десяти дней с момента вынесения результата. В соответствии с ФЗ 172 ст.5 изменения вносятся в ЕГРН.

Также следует помнить, что уведомление за предоставленную услугу, в данном случае смену статуса земли предоставляются на безвозмездной основе. А вот услуга по внесению изменений в ЕГРН в соответствии со ст.333.33 Налогового Кодекса РФ потребует оплаты пошлины в размере 350 руб. Как только изменения будут внесены пользователь, владелец сможет использовать угодья в соответствии с присвоенным статусом.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Чтобы построить жилой дом, получить объекту адрес и провести коммуникации за счет муниципалитета, необходимо участок из земель сельскохозяйственного назначения перевести в участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

При этом изменить только вид разрешенного использования земли не удастся — нужно менять категорию земель на «земли населенных пунктов» (ст. 7 ЗК РФ) с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство». При этом важно, что перевести земельный участка в другую категорию могут только собственники. Арендаторы не имеют такого права.

Перевод земель СХН в другую категорию допускается в исключительных случаях (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). Единственное законодательно подходящее основание — изменение черты населенных пунктов, а подходящее условие — включение участка в границы населенного пункта в порядке утверждения или изменения генерального плана.

Чтобы получить итоговый разрешительный документ — акт о переводе земель из одной категории в другую, нужно пройти сложный бюрократический путь. Потребуется, в частности, убедить муниципальные органы в необходимости такого перевода, предоставить объемный пакет документов (согласно ст. 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). Например. жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут подробно ознакомиться с порядком перевода земель в ИЖС, с требованиями, предъявляемыми к ходатайству, на сайте Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом: информация о порядке перевода, требования к заявлению и документации, как составить ходатайство. Там же опубликован регламент предоставления госуслуги.

Помимо формальных проблем с документами, поводом для отказа в переводе участка земель СХН под ИЖС является ситуация, при которой земельный участок удален от населенных пунктов, не граничит с ними; перевод вступает в противоречие с генпланом; участок относится к охраняемой зоне или имеет вкрапления лесного фонда. Если же вблизи участка уже имеются жилые постройки, проведены коммуникации, проблем с переводом земель, как правило, не возникает.

Перевод земель из одной категории в другую

Есть мнение, что закон не запрещает построить дом фермера на земле сельхозназначения лицу, занятому индивидуальной трудовой деятельностью. «Дом фермера» — это не особый статус недвижимости. Данный термин упоминается лишь в Санитарных правилах 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». В соответствии с п. 5.2.4 правил «в сельских поселениях для семей, ведущих индивидуальную трудовую деятельность, следует применять жилые дома с местом приложения труда (дом врача… дом фермера и др.)».

Также фермеры ссылаются на Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В ст. 6 этого закона сказано, что в состав имущества фермерского хозяйства могут входить хозяйственные и иные постройки, необходимые для ведения хозяйства. Если исходить из того, что жилой дом может быть отнесен к «иным постройкам», то строительство на землях сельхозназначения правомерно.

Однако результаты судебных споров свидетельствуют об обратном: ни Земельный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не дают право фермеру возводить жилой дом на землях СХН, а для жилого дома обязательна определенная категория земель (см. определения Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 № 1586-О, Калужского областного суда от 11.09.2013 по делу № 33-2150/2013). Жилой дом нельзя отнести к «иным постройкам», это не средство производства.

Но в каждом правиле есть исключения: так, фермер после нескольких лет судебных тяжб все же зарегистрировал свой дом на землях КФХ через суд (см. постановление ФАС Центрального округа от 19.03.2015 № Ф10-262/2015 по делу № А08-875/2012).

Подведем итоги.

По общему правилу, чтобы построить дом на территории земель СХН и не нарушить закон, необходимо изменить категорию земельного участка и получить нужный вид разрешенного использования — под ИЖС. Если это невозможно, к вам могут быть приняты меры: оспорить сделки, начислить штрафы, снести дом, изъять участок.

В соответствии с нормами права перевод возможен только в рамках установленных законодателем категорий. Например, Земельным кодексом РФ не установлена такая категория, как «земли общего пользования». В нормативных актах этот термин применяется как обозначение имущества общего пользования, в который могут быть включены и земельные участки (ст. 85 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ-217), но данное понятие не используется в списке категорий, установленном в ст. 7 ЗК РФ.

Вот список категорий земель, официально утвержденный в действующем российском законодательстве:

  • земли сельхозназнчения, предоставленные для нужд сельского хозяйства и выделенные для этих целей, расположенные за границами населенных пунктов;
  • земли непосредственно самих населенных пунктов;
  • земли промышленности и транспорта, а также энергетики, радиовещания, обороны и земли иного спецназначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов, имеющие особое значение для отраслей народного хозяйства или охраны природы, отнесенные к данной категории актами федеральной или региональной власти;
  • земли лесного фонда, непосредственно леса и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства;
  • земли водного фонда, занятые водными объектами и гидротехническими сооружениями;
  • земли запаса, находящиеся в гос или муниципальной собственности.

Сразу нужно уточнить, что региональные власти не вправе расширить этот перечень, а собственники обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Вид разрешенного использования может быть выбран и изменен владельцем из числа установленных при зонировании территории совершенно самостоятельно. Но категория земель — это понятие более общего уровня и сменить ее гораздо сложнее.

Процесс перевода урегулирован в 172-ФЗ о переводе земель или земельных участков из одной категории другую, в 2019 году в него не вносятся изменения (по крайней мере, подобных законодательных инициатив пока не заявлено).

[1]

Необходимо заметить, что сменить категорию можно далеко не всегда. Для каждой категории установлен перечень ограничений или прямой запрет. Перевод сельхозземель допускается только в исключительных случаях, список которых, впрочем, достаточно велик:

  • консервация;
  • создание особо охраняемых зон;
  • формирование черты населенных пунктов;
  • размещение промобъектов при соблюдении пределов средней кадастровой стоимости участков;
  • включение земель в состав лесного или водного фонда, если для сельского хозяйства они непригодны;
  • строительство дорог и других объектов, в том числе по добыче полезных ископаемых, при утверждении проекта рекультивации;
  • размещение объектов, имеющих большое общественное значение;
  • выполнение международных договоров и обязательств.

Очевидно, что простому обывателю надеяться на смену категории земель сельхозназначения рассчитывать не стоит. Гораздо проще, если участок относится к землям населенных пунктов, землям запаса или промышленности (хотя и здесь есть определенные ограничения). Например, в последнем случае перевод не допускается в случае, если земли загрязнены и отсутствует проект рекультивации.

Земли лесного или водного фонда, особо охраняемых зон допускается переводить только в рамках данного небольшого перечня категорий (исключение — если водный объект прекратил существование и есть заключение экологической экспертизы).

Сам порядок достаточно прост и не предусматривает уплату каких-либо пошлин. Необходимо подать заявление в уполномоченный муниципальный орган, предоставить заявление (ходатайство), документы на собственника (его согласие, если обращается не сам владелец). В самом ходатайстве необходимо указать кадастровый номер, категорию и обоснование перевода: цель, необходимость использования в составе испрашиваемой категории, финансово-экономическое обоснование.

Куда обращаться непосредственно? К примеру, в Приказе Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 17.12.2013 N 34 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Прием и рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую».

Согласно этому документу в Ленинградской области необходимо обращаться в Леноблкомимущество, структурные подразделения, непосредственно предосатвляющие государственную услугу: общий отдел Леноблкомимущества; сектор по землеустройству Леноблкомимущества. Сайт Госуслуги также предлагает возможность подать заявление при помощи сети Интернет. Как в Московской области, так и в Ленинградской области и в иных областях, можно обратиться в МФЦ.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию в 2019 году, как и ранее, запрещен, кроме отдельных случаев, о которых уже сказано, однако на них могут быть образованы садовые и дачные участки. Это не новшество в правовой системе России, однако сейчас эта норма закреплена конкретно в специальном законе.

С 1 января 2019 года подобное правило установлено в п. 11 ст. 23 ФЗ-217. На садоводческом же участке можно разместить как садовый так и жилой домик. Объект ИЖС должен соответствовать установленным требованиям в ст. 39 ГрК РФ, то есть, должен быть отдельно стоящим с количеством этажей не более 3 (надземных), высотой не более 20м, не предназначенным для раздела, а используемым для проживания и удовлетворения бытовых нужд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *