541 Приказ Минздрава: должностные инструкции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «541 Приказ Минздрава: должностные инструкции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 09.04.2018 N 214н)

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. I), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350), приказываю:

Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» согласно приложению.

Министр
Т.А.ГОЛИКОВА

Приложение
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 23 июля 2010 г. N 541н

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541Н

1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V — «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».

2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее — квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.

<*> Наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования.

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации. Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Для президента медицинской организации — стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организует работу коллектива учреждения по обеспечению деятельности надзорных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выполнению возложенных на них задач, по оказанию и предоставлению качественных услуг населению. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс учреждения. Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и общественными объединениями по вопросам защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вносит в органы государственной власти предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства. Осуществляет анализ деятельности учреждения и на основе оценки показателей его работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы учреждения, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками учреждения своих должностных обязанностей. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Представляет учреждение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения, факторы среды обитания человека; принципы организации труда, планово-экономической и финансовой деятельности учреждения; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; формы и методы организации гигиенического образования и воспитания населения; порядок ведения первичной учетно-отчетной документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Медико-профилактическое дело», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет.

Для главных врачей федеральных государственных учреждений здравоохранения — Центров гигиены и эпидемиологии — высшее профессиональное образование по специальности «Медико-профилактическое дело» и послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет.

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью больницы (дома) сестринского ухода, хосписа. Обеспечивает паллиативное лечение пациентов, соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов работы больницы (дома) сестринского ухода, хосписа. Осуществляет организацию медицинской помощи и социальной реабилитации больных, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации, рационального использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов больницы (дома) сестринского ухода, хосписа. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс больницы (дома) сестринского ухода, хосписа. Осуществляет анализ деятельности больницы (дома) сестринского ухода, хосписа и на основе оценки показателей работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам больницы (дома) сестринского ухода, хосписа своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы больницы (дома) сестринского ухода, хосписа, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует и обеспечивает получение работниками больницы (дома) сестринского ухода, хосписа дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками своих должностных обязанностей. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов. Представляет больницу (дом) сестринского ухода, хоспис в государственных органах, органах местного самоуправления, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления в здравоохранении; организацию труда, планово-экономической и финансовой деятельности больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; статистику состояния здоровья населения; критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; порядок заключения и исполнения договоров; организацию экспертизы трудоспособности в лечебно-профилактических организациях; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы; медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения; основы педагогики; основы медицины катастроф; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Сестринское дело», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью», стаж работы в медицинских организациях не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела», стаж работы в медицинских организациях не менее 10 лет.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью молочной кухни. Обеспечивает соблюдение санитарных правил и норм и правил эксплуатации оборудования молочной кухни, выполнение требований санитарно-эпидемического режима, рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов, своевременное снабжение производства высококачественными продуктами в необходимом ассортименте. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс молочной кухни. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; основы организации питания здоровых и больных детей; технологию приготовления блюд для здоровых и больных детей в зависимости от их возраста; санитарно-гигиенические требования к производству продуктов питания; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы экономики, организации производства и управления, трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Управление сестринской деятельностью» без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела» или «Диетология», стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Должностные обязанности. Осуществляет руководство всеми видами деятельности подчиненных подразделений станции скорой медицинской помощи на основе единоначалия в пределах прав, полномочий, предоставленных руководителем станции. Участвует в организации рационального подбора кадров, распределении и использовании бригад скорой медицинской помощи всех типов. Совместно с руководителями подчиненных подразделений рассматривает предложения работников по совершенствованию работы станции и представляет их руководителю станции. Принимает участие в организации и работе медицинских советов, конференций и совещаний. Организовывает работу с заявлениями, письмами и жалобами населения. Организует и обеспечивает получение работниками дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. По поручению руководителя станции принимает участие в международных мероприятиях по вопросам, связанным с развитием здравоохранения, в конференциях, семинарах, выставках, а также в работе комиссий и штабов по вопросам оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим, в том числе во время чрезвычайных ситуаций. Проводит анализ сведений о госпитализации больных и нагрузке стационаров, моргов и трупохранилищ. Осуществляет контроль за ежедневной доставкой трупов умерших и погибших в морги и трупохранилища. Организовывает и контролирует соблюдение санитарно-эпидемического режима на станции. Выполняет функциональные обязанности других заместителей руководителя станции при их отсутствии. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Проводит клинико-экспертную работу, включающую: анализ диагностических и тактических ошибок в деятельности выездных бригад; анализ случаев смерти больного и (или) пострадавшего до прибытия и в присутствии выездных бригад; проведение экспертной оценки медицинской документации выездных бригад, объема, качества и своевременности оказания скорой медицинской помощи, правильности диагностики, применения лекарственных препаратов, показаний к госпитализации; разрабатывает мероприятия, направленные на предупреждение и недопущение нарушений законодательства в сфере здравоохранения, оказания при оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств; правила внутреннего трудового распорядка станции скорой медицинской помощи и служебную документацию, регламентирующую ее деятельность; порядок составления графиков работы и расстановки медицинского персонала; теоретические основы и организации здравоохранения; организацию социальной и медицинской реабилитации; теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы; организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы педагогики; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», послевузовское образование и (или) дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Скорая медицинская помощь» или «Организация здравоохранения и общественное здоровье», стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.

В целях установления требований к медицинскому персоналу около десяти лет назад в России был принят приказ Минздрава от 23 июля 2010 года N 541н. Этот нормативный документ утвердил действующую редакцию Единого квалификационного справочника, который содержит требования к наличию особых навыков и знаний у разных категорий медицинского персонала.

Поскольку, как уже было отмечено, эта область быстро развивается, документ регулярно пересматривается и обновляется. Это делается, чтобы обеспечить соответствие содержащихся в нем требований текущему состоянию отрасли. Например, последние изменения в него были внесены приказом Минздрава от 9 апреля 2018 года N 214н. Основной частью этого документа становится приложение к нему: это сам справочник должностей и профессий в области здравоохранения с указанием квалификационных требований к каждой из них.

Во вводной части документа отмечается, что основная цель его разработки – это база для качественного отбора медицинского персонала для профильных организаций, а также корректная расстановка конкретных специалистов на имеющихся позициях. Для простоты ориентирования в тексте документа основная часть квалификационного справочника разделена на несколько блоков:

  • общие положения, устанавливающие правила применения сформулированных квалификационных требований и специфику их практической реализации в медучреждениях;
  • квалификационные требования к должностям представителей руководящего состава;
  • требования к должностям специалистов среднего звена;
  • требования к позициям, занимаемым младшим медицинским персоналом;
  • требования к позициям прочих специалистов, вовлеченных в деятельность лечебно-трудовых мастерских, действующих при медучреждениях.

Положения, содержащиеся в справочнике, также должны обеспечить единообразный подход к определению требований к идентичным должностным позициям.

Структура анализируемого нормативного документа представляет собой комплекс описаний конкретных профессий, сгруппированных по их уровню в служебной иерархии медицинской организации. При этом для каждой должностной позиции в квалификационном справочнике устанавливаются:

  • должностные обязанности в соответствии с занимаемой позицией. Они определяются согласно должностной инструкции, которая составляется руководством предприятия с учетом положений приказа № 541н;
  • список навыков и знаний, которые должен иметь специалист, находящийся на конкретной должности. Эти навыки могут носить как практический, так и теоретический характер и приобретаться в ходе обучения или работы. Также в этом разделе отражается состав нормативной базы, применяемой для регулирования деятельности сотрудника в определенной медицинской сфере;
  • требования к квалификации специалиста. В этом разделе отражается необходимый уровень образования для данной должности, а также условия относительно практического опыта работы по специальности и его длительности.

Должностная инструкция для работников медицинских учреждений

Кроме определения требований к сотрудникам, занимающим конкретные должности, в приложении к приказу определены унифицированные требования к формированию названий конкретных позиций. Это сделано для обеспечения единообразия такого наименования в разных типах врачебных организаций, что дает удобство ориентирования пациентов и облегчение вопросов учета стажа работы медперсонала.

При определении названий занимаемых должностей приказ требует придерживаться следующих принципов:

  • если работа сотрудника предполагает управление работой младшего персонала, к его должности присоединяется уточнение «старший»;
  • к должностям заместителей руководителей медучреждений присоединяются уточнения, демонстрирующие области, в которых они заняты — например, «по хозяйственной части», «по работе с младшим медицинским персоналом»;
  • названия должностей начальников структурных подразделений организаций дополняются указанием на профиль их деятельности – например, «хирург», «онколог» и проч.;
  • наименования должностей медицинского персонала формируются в соответствии с полом занимающих их сотрудников – например, они могут обозначаться как «медсестра» и «медицинский брат», «акушер» и «акушерка» и т.д.

В исключительных случаях лица, не имеющие требуемого образования, но обладающие большим опытом работы по специальности и качественно выполняющие свои обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут назначаться на должности, требующие специального образования. В этой ситуации работодатель должен принять меры, чтобы они получили такое образование как можно быстрее.

Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:

  • осуществление властных (управленческих) полномочий;
  • выполнение организационно-распорядительных функций;
  • выполнение административно-хозяйственных функций.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), равно как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит специальных норм, касающихся статуса руководителя медицинской организации. Однако с рядом базовых требований, касающихся данной должности, медицинская организация сталкивается еще на стадии получения лицензии для осуществления медицинской деятельности.

Так, одним из обязательных лицензионных требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – ПП РФ № 291), является наличие у руководителя медицинской организации:

  • высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • стажа работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования); не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).

То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.

Кроме того, словосочетание «руководитель медицинской организации» встречается в Кодексе административных правонарушений Российской Федерации. Так, в статье 6.29 предусмотрена ответственность для руководителя медицинской организации за непредставление или несвоевременное представление уведомления о возникновении конфликта интересов в уполномоченный орган. За это правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Подробнее конфликт интересов с участием главного врача рассмотрим далее.

Безусловно, наибольший интерес для описания правового статуса руководителя медицинской организации представляют должностные обязанности, которые и наделяют его статусом «должностного лица». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н), главный врач наделен широким спектром должностных обязанностей, которые можно условно классифицировать по группам:

Классификация должностных обязанностей главного врача
Организационные Управленческие Обеспечительные
  • Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению;
  • Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией;
  • Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации;
  • Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации;
  • Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация;
  • Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы;
  • Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами;
  • Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках.
  • Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации;
  • Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору;
  • Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
  • Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей;
  • Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов;
  • Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В связи с тем, что спектр обязанностей главного врача очень широк, предполагается, что он знает основные нормативные акты Российской Федерации, а также нормативные акты и процедуры, непосредственно связанные с деятельностью медицинской организации.

Так, руководитель медицинской организации должен знать Конституцию РФ; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.

Требования к квалификации предъявляются следующие:

Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Важно отметить, что Приказ № 541н не ограничивается должностью главного врача в качестве руководителя медицинской организации. В Приказе также упоминаются такие наименования должностей как президент, директор, заведующий, управляющий, начальник.

Из всех этих наименований отдельное упоминание получил президент, для которого дополнительно предъявляются требования, касающиеся стажа работы в медицинских организациях – он не должен быть менее 25 лет. Примечательно, что данное требование не соотносится с положениями профессионального стандарта, который будет рассмотрен далее.

Корректность использования этих наименований как взаимозаменяемых ставится под вопрос все в том же Приказе № 541н, который содержит примечание, согласно которому наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования. Это примечание вступает в некоторый диссонанс с ПП РФ № 291, утверждающим лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, согласно которому наличие высшего медицинского образования у руководителя медицинской организации обязательно и не ставится под сомнение.

Похожий вопрос возникает у руководителей частных медицинских клиник. До соответствующего решения Верховного суда существовало мнение, согласно которому руководитель медицинской организации не был обязан иметь высшее медицинское образование. Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг медицинских организаций на предмет соблюдения данного лицензионного требования. Некоторые организации обжалуют предписания надзорного органа. Так поступила и одна из стоматологических клиник, убежденная в возможности отсутствия высшего медицинского образования у своего руководителя.

В своем Определении от 19 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13416 Верховный суд поддержал выводы кассационной инстанции, подтвердив, что образовательный ценз для руководителей медицинских организаций является лицензионным, а значит обязательным требованием. Руководителем является то лицо, которое указано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно это лицо должно отвечать лицензионным требованиям.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу выпускал и Минздрав в письме от 07.04.2017 г. № 17-2/2125.

Тем не менее, ни разъяснения Минздрава, ни выводы Верховного суда не соотносятся с возникшей правовой коллизией. Фактически, руководитель юридического лица и руководитель медицинской организации – это не одно и тоже. Для руководителя юридического лица действующим законодательством не предусмотрено наличие высшего медицинского образования. Таким образом, понятия «руководитель юридического лица» и «руководитель медицинской организации» нуждаются в разграничении.

В связи с тем, что в должностные обязанности руководителя медицинской организации входят также и управленческие функции, связанные с принятием решений, на данную категорию работников распространяются особые ограничения.

Кроме того, эти ограничения распространяются и на иных медицинских работников, так как они способны влиять на решения, принимаемые пациентами.

Речь идет об ограничениях, предусмотренных статьей 74 ФЗ № 323 – «Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности».

В соответствии с этой статьей, руководители медицинских организаций не вправе:

Запрет Исключение
Принимать от производителей лекарств, их поставщиков и представителей подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. Исключение касается только денежных средств, полученных по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической или научной деятельности.
Заключать с такими компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. За исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
Получать от таких компаний образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам. Кроме случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий.
Осуществлять прием представителей компаний. За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий.
Выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Все эти запреты направлены на исключение возможности возникновения конфликта интересов в медицинской организации.

Контроль соблюдения указанных ограничений предусмотрен, в том числе, Приказом Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (пункт 2), согласно которому такая форма контроля является одной из ключевых задач медицинской организации при проведении внутреннего аудита.

Нарушение указанных ограничений ведет к наложению ответственности на медицинского работника или руководителя медицинской организации. На данный момент Кодекс административных правонарушений РФ (далее- КоАП РФ) не содержит отдельного состава для данного правонарушения.

Попытки дополнить КоАП РФ предпринимались в 2016 году (проект Федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения»), однако в 2018 году этот законопроект был отклонен. Таким образом, учитывая отсутствие специального состава правонарушения, медицинскому работнику за нарушение данных ограничений может грозить дисциплинарная ответственность.

Должностные инструкции медицинских работников

Понятие «конфликт интересов» в законодательстве Российской Федерации содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Тем не менее, не смотря на существующее определение этого понятия, ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» дает специальное определение этого понятия в статье 75:

Конфликт интересов – это ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.

Наличие специального определения свидетельствует о распространенности практики возникновения конфликта интересов в здравоохранении, а также о высоком риске возникновения конфликта интересов. В связи с этим, ФЗ № 323 предусматривает механизм урегулирования такого конфликта.

Данный механизм предусматривает наличие у медицинского работника обязанности в письменной форме сообщить о существовании конфликта интересов руководителю медицинской организации, который, в свою очередь, в семидневный срок обязан в письменной форме уведомить об этом Министерство здравоохранения.

Невыполнение обязанности по представлению информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности является составом правонарушения, предусмотренного статьей 6.29 КоАП РФ. Ответственность по данной статье предусмотрена следующая:

  • Для медицинского работника — штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей;
  • Для руководителя медицинской организации — штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Непосредственно урегулированием конфликта интересов занимается специальная Комиссия Минздрава по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Порядок работы Комиссии регламентирован Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н.

Для урегулирования конфликта интересов проводится заседание Комиссии с участием медицинского работника, в ходе которого уточняются обстоятельства возникновения конфликта интересов. По итогам заседания выносится одно из следующих решений:

  • О рассмотрении поступившего уведомления, если изложенные в нем обстоятельства не входят в компетенцию Комиссии, и передача в уведомления в компетентные органы;
  • О не подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности;
  • О подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности.

В последнем случае, если Комиссия установила факт действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий Комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение 3 рабочих дней, а при необходимости — немедленно.

Следует отметить, что отдельные эксперты критикуют существующую систему урегулирования конфликта интересов в здравоохранении, указывая на ее коллизионность. В частности, они указывают на неопределенность составляющих правового понятия «конфликт интересов» применительно к сфере здравоохранения. В качестве примера они приводят интересное судебное решение, являющееся примером практики по статье 6.29 КоАП РФ (невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности).

Речь идет о решении Оренбургского областного суда от 11 ноября 2016 года по делу № 21-578-2016. По материалам дела врач государственного медицинского учреждения направил пациента на диагностическое исследование в частную клинику, в которой этот врач работал по совместительству. Изначально прокуратурой и территориальным управлением Росздравнадзора этот факт был квалифицирован как конфликт интересов, а при пересмотре федеральным Росздравнадзором и районным судом, а в последствии и областным судом — как ситуация, в которой отсутствуют признаки конфликта интересов. В указанном решении суд заново сформулировал определение для понятия «конфликт интересов», и оно отличается от положений ФЗ № 323. Определение звучит следующим образом:

«Конфликт интересов — ситуация, когда медицинский работник заинтересован не в оказании качественной медицинской помощи, а в получении прибыли от пациента. При этом между получением медицинским работником выгоды и его дальнейшим исполнением своих профессиональных обязанностей должна быть установлена причинная связь».

Таким образом, при применении 75 статьи ФЗ № 323, а также при применении статьи 6.29 КоАП РФ возможны коллизии. Представляется, что определение «конфликта интересов» при осуществлении медицинской деятельности должно быть доработано.

Деятельность руководителей медицинских организаций связана не только с огромным объемом различных по своей природе функций, за невыполнение или некорректное выполнение которых существует риск быть привлеченным к ответственности, но и с трактовкой действующего законодательства, определяющего, в том числе, требования к лицам, занимающим эту должность.

Существующие в законодательстве нюансы и противоречия создают лишние сложности при осуществлении должностных обязанностей руководителя медицинской организации.

Представляется, что нормативные акты и отдельные их нормы, регламентирующие профессиональную деятельность руководителей медицинских организаций, нуждаются в доработке и гармонизации друг с другом. До тех пор следует внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов и судебной практикой.

  • В.Н. Зимина
  • С.Ю. Дегтярева
  • Е.Н. Белобородова
  • А.В. Соловьева
  • Е.И. Кулабухова
  • О.О. Винокурова
  • М.А. Аганин
  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.040 Труд. Занятость

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н

В должностную инструкцию медработника желательно включить раздел, посвященный ограничениям, налагаемым на медицинских работников.

Довольно часто уполномоченные лица данный раздел не включают в текст инструкции, аргументируя это тем, что знакомят сотрудника с ограничениями иным способом.

Однако во избежание недоразумений между администрацией лечебного учреждения и сотрудником лучше все же прописать все ограничения в инструкции.

Должностная инструкция является своеобразной настольной книгой для сотрудника, поэтому в документе нелишне будет отразить и информацию о конфликте интересов врача и пациента, который может возникнуть в ходе осуществления медработником своей деятельности.

Пример из практики: И., работая в должности акушера-гинеколога, назначала своим пациенткам при выявлении кандидоза лекарство N; кому-то оно помогало, кому-то нет, и продолжалось все это до той поры, пока одна из женщин не решила сдать препарат на экспертизу.

Согласно заключению эксперта, в составе лекарства содержались вещества, которые при длительном применении способствовали появлению и развитию раковых клеток; его же эффективность при лечении кандидоза была минимальна.

После того как было проведено внутреннее расследование, администрация лечебного учреждения выяснила, что за назначение данного препарата врач получала процент от аптеки (продавался он только в одной аптечной сети). В итоге врач была уволена и в отношении нее завели уголовное дело.

При этом в должностной инструкции врача не было ни слова сказано о том, что она может нести ответственность за сотрудничество с фармкомпаниями. Администрация медицинской организации считала, что работник должен сам ознакомляться с нормативными актами, касающимися сферы его деятельности.

Между тем, чтобы избежать конфликта интересов, достаточно указать в должностной инструкции медработника дополнительный раздел, который так и будет называться — «Конфликт интересов», и отразить в нем следующие пункты:

  1. При возникновении в деятельности сотрудника ситуации, ведущей к конфликту интересов, он должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменном виде.
  2. Руководитель в срок не позже 7 рабочих дней должен довести ситуацию до главного врача.
  3. В случае если со стороны непосредственного руководителя не поступило никаких действий на заявление работника, он вправе напрямую обратиться к главному врачу.
  4. До поступления указаний от вышестоящего руководителя (главного врача) никаких самостоятельных действий по разрешению конфликта работник предпринимать не должен.

Помимо включения в текст должностной инструкции положений о конфликте интересов желательно также издать соответствующий локальный акт за подписью главного врача, в котором будут описаны:

  • ситуации, которые подпадают под конфликт интересов;
  • порядок действий медицинского персонала при возникновении таких ситуаций;
  • ответственность в случае несоблюдения требований законодательства.

1.1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации, с целью выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.

1.2. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.3. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским работником, имеющим соответствующий сертификат.

1.4. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].

1.5. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам должен знать:

– постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей;

– порядок и правила обращения с инструментами, предназначенными для измерения артериального давления, пульса, температуры тела, определения реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе;

– методы проведения предрейсовых осмотров водителей;

– правила внутреннего трудового распорядка организации;

– основы организации труда;

– правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.6. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

На медицинского работника по предрейсовым медицинским осмотрам возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление контроля за состоянием здоровья водителей.

2.2. Проведение предрейсовых медосмотров перед началом рабочей смены, включающих:

– сбор анамнеза;

– определение артериального давления и пульса;

– определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;

– при наличии показаний – любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.

2.3. Занесение результатов проведенного предрейсового медицинского осмотра в журнал.

2.4. Принятие решения о допуске водителей к работе.

2.5. При допуске к рейсу медицинский работник на путевых листах ставит штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр” и подпись.

2.6. В случае необходимости оказание первой помощи.

2.7. Оформление в установленном порядке направления в лечебные учреждения водителей.

2.8. По результатам предрейсового медицинского осмотра ведение полицевого учета отстраненных от работы водителей, для чего используются бланки карт амбулаторного больного (форма 25). Занесение результатов освидетельствования в карту (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

2.9. Анализ причин отстранения водителей от работы.

2.10. Принятие участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий, с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие.

2.11. Проведение анализа эффективности предрейсовых медицинских осмотров водителей.

2.12. Один раз в год составление списка лиц, состоящих на диспансерном учете, а также при первичном выявлении больных с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе.

2.13. Информирование руководителя организации о результатах осмотра.

Дополним выводы Федеральной службы по труду и занятости и скажем, что должностная инструкция – это тот документ, которым, устанавливается развернутая регламентация действий работника на рабочем месте особенно в части прав и обязанностей, конкретных работ и поручений в рамках трудовой функции.

В предыдущем материале мы обращали внимание на то, что уточненные применительно к условиям работы права и обязанности работника относятся к числу дополнительных условий трудового договора, то есть не подлежат обязательному включению в договор.

Кроме того, в ряде случаев по определенному виду ответственных работ не целесообразно загромождать текст трудового договора перечислением всего того, что работник должен ежедневно выполнять.

Поэтому, на практике должностная инструкция становится тем документом, на основании которого, с работника в дальнейшем можно «спросить» выполнение, поручаемой работы по занимаемой должности.

Например, Верховный суд, рассматривая законность судебных актов по иску о признании приказа об увольнении медицинской сестры дома-интерната для престарелых и инвалидов незаконным, в своих выводах опирался на положения должностной инструкции (Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 11.07.2012 года по делу № 364/2012).

прямо сказано: «Квалификационные характеристики… применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций». Федеральная служба по труду и занятости применительно к работникам любых должностей в Письме от 9 августа 2007 г.

Абдыкаликова 30 ноября 2009 года Утвержденыприказом Министра здравоохраненияРеспублики Казахстанот 26 ноября 2009 года № 791 Сноска. Квалификационные характеристики в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 24.08.2012 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V — «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».

N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»

  • Определение требований к квалификации, к конкретной должности. В числе этих требований может быть образование, необходимость в специальной подготовке, опыт работы на той же должности.
  • Установление обязанностей. В числе обязанностей может быть перечень исполняемых работ, объем работы, степень ответственности сотрудника.

2.7. Проведение совместно с социальными работниками, психологом, врачом-реабилитологом реабилитационных мероприятий с целью сохранения навыков самообслуживания, компенсации социальной недостаточности у пациентов.

Сноска. Подраздел 31 с изменением, внесенным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 13.06.2016 № 500 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием: биолог; зоолог; инструктор-методист по лечебной физкультуре; медицинский психолог; медицинский физик; судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик); химик-эксперт медицинской организации; эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений; эмбриолог; энтомолог. 1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал): акушер; гигиенист стоматологический; заведующий молочной кухней; заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра); заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушер, медицинская сестра); заведующий кабинетом медицинской профилактики — фельдшер (медицинская сестра); заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; зубной врач; зубной техник;

Если медицинское образование у сотрудника отсутствует, перед началом работы санитарка должна пройти специальное обучение. На должность она назначается приказом главного врача. Курирует работу младшего персонала старшая медсестра.

Дополнительные должностные обязанности есть у сотрудников специализированных подразделений (рентгенологического отделения, морга и др). Трудятся санитары в спецодежде, которой их должен обеспечить работодатель.

Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело» без предъявления требований к стажу работы.

Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.

Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация.

Например, Верховный суд, рассматривая законность судебных актов по иску о признании приказа об увольнении медицинской сестры дома-интерната для престарелых и инвалидов незаконным, в своих выводах опирался на положения должностной инструкции (Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 11.07.2012 года по делу № 364/2012).

Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.

Эти требования содержатся в следующих основных нормативных актах:

  • Трудовой кодекс РФ;

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;

  • Приказ Минздравсоцразвития № 541н от 23.07.2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;

  • Приказ Минздрава России № 707н от 08.10.2015 г. «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»»;

  • Приказ Минздрава России № 83н от 10.02.2016 г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

  • Нормативные положения профессиональных стандартов, которые в настоящее время приходят на смену квалификационным требованиям: специалиста по педиатрии (Приказ Минтруда России № 400н от 25.06.2015 г.); врача – стоматолога (Приказ Минтруда России № 227н от 10.05.2016 г.); младшего медицинского персонала (Приказ Минтруда России № 2н от 12.01.2016 г.) и др.

Для подготовки должностной инструкции также должны приниматься во внимание порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (и, следовательно, медицинскими работниками) на основании ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Приказ Минздравсоцразвития РФ №541н от 23.07.2010 г.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

Общие положения Трудового кодекса РФ не относят должностную инструкцию к числу документов, подлежащих обязательному оформлению при трудоустройстве. Однако, в медицинских организациях должностная инструкция должна быть разработанная для каждого медицинского работника. Это специальное требование законодательства об основах охраны здоровья граждан в РФ.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями (п. 1 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11. 2011 г.).

Косвенно необходимость наличия должностной инструкции подтверждается такими нормативными документами как квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих.

Например

В квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития № 541н от 23.07.2010 г., Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» прямо сказано: «Квалификационные характеристики… применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций».

Аналогичные выводы содержаться в письме № 6234-ТЗ от 24 ноября 2008 г.

Дополним выводы Федеральной службы по труду и занятости и скажем, что должностная инструкция – это тот документ, которым, устанавливается развернутая регламентация действий работника на рабочем месте особенно в части прав и обязанностей, конкретных работ и поручений в рамках трудовой функции.

Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.

Эти требования содержатся в следующих основных нормативных актах:

Трудовой кодекс РФ;

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;

Приказ Минздравсоцразвития № 541н от 23.07.2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;

Приказ Минздрава России № 707н от 08.10.2015 г. «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»»;

Приказ Минздрава России № 83н от 10.02.2016 г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

Нормативные положения профессиональных стандартов, которые в настоящее время приходят на смену квалификационным требованиям: специалиста по педиатрии (Приказ Минтруда России № 400н от 25.06.2015 г.); врача – стоматолога (Приказ Минтруда России № 227н от 10.05.2016 г.); младшего медицинского персонала (Приказ Минтруда России № 2н от 12.01.2016 г.) и др.

Для подготовки должностной инструкции также должны приниматься во внимание порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (и, следовательно, медицинскими работниками) на основании ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Многие работодатели не придают особого значения должностной инструкции, считая, что раз в Трудовом кодексе (как, впрочем, и в иных нормативных актах) практически нет требований о ее наличии, то данный документ необязателен. Действительно, по общему правилу трудовая функция работника указывается в трудовом договоре. Однако если достаточно подробно прописать обязанности работника в трудовом договоре, то он значительно увеличится в объеме. Поэтому основная масса специалистов в области трудового права рекомендуют расписывать функции работника именно в должностной инструкции (в отдельном документе). О том, как ее составить, на что обратить внимание и какие особенности учесть при составлении должностной инструкции для медицинских работников, расскажем в статье.

Характеристики, содержащиеся в разделе ЕКС, могут применяться в качестве нормативных документов, например, при отсутствии должностных инструкций в случае решения вопроса о систематическом неисполнении трудовых обязанностей. Безусловно, они являются основой для разработки должностных инструкций, так как содержат конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Квалификационная характеристика каждой должности из ЕКС содержит три раздела:

– «Должностные обязанности». Здесь установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования;

– «Должен знать». В этом разделе содержатся основные требования, предъявляемые к работнику, в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;

– «Требования к квалификации». Здесь определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

Отметим, что при разработке инструкций следует обратить внимание и на Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

Внесение поправок в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении работника. И только после того, как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно поправки в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее корректировок не влечет необходимости изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, после чего письменно ознакомить с ней работника.

  • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11.

Трудовые проверки становятся новыми налоговыми. Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников.

Станьте гуру кадрового учета. Сейчас наш мега-популярный онлайн-курс по заполнению кадровых документов со скидкой 50 %.

Куча образцов документов и советов от практиков. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

  • Нормативные документы
  • Письма
  • Программное обеспечение
  • Образец уведомления об осуществлении деятельности в сфере ОМС
  • Сроки подачи уведомления
  • Нормативные документы
  • Письма ТФОМС Курской области
  • Программное обеспечение
  • Реестр МО Курской области
  • Реестр СМО Курской области
  • Реестр экспертов
  • Информация для ТФОМС
  • Ресурсы в Интернете
  • Образцы бланков, заявлений, уведомлений

Квалификационные характеристики работников в сфере здравоохранения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *