В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня инициатива президента по совершенствованию пенсионной системы приобрела форму законопроекта. Соответствующие поправки внесены в Государственную думу.

Владимир Путин, напомним, предложил, в частности, снизить возраст выхода на пенсию для женщин, установить льготы для многодетных матерей, а также защитить права граждан старшего возраста на рынке труда.

Свои поправки внесли в Нижнюю палату и депутаты от партии «Единая Россия».

Обращение Владимира Путина, посвященное изменениям в пенсионном законодательстве, задало тон корректировкам в первоначальном проекте правительства.

Президент скорректировал их в наиболее чувствительной части – женщины должны будут выходить на пенсию в 60, а не в 63 лет. Еще более важно, что в случае с многодетными семьями срок выхода женщин на пенсию будет значительно меньше чем 60 лет.

Если в семье трое детей, то в 57 лет, если четверо – в 56, а если пять и более – то пенсия полагается уже в 50 лет.

В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

После развала Советского Союза и обретения Россией государственного суверенитета на наших глазах затевалось множество реформ, призванных облегчить нам жизнь. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система.

На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтобы условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт резкого повышения возрастного пенсионного ценза для госслужащих.

Напомним основные вехи этой эпопеи. Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях.

Документом вводилось четыре вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели.

Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус.

Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден Пенсионный фонд России.

Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и период вынужденного отсутствия — службы в армии, декрета, ухода за больными и т. д.

; сама же пенсия рассчитывалась за любые пять лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом, и институт индексации пенсий.

Потом в 1992 году, в результате выхода соответствующего президентского указа, появились негосударственные пенсионные фонды (НПФ), и в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию.

И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно вырос — за следующие два года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения.

Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая, правда, на сегодня уже упразднена.

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии.

При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через шесть лет, когда стала понятна роль НПФ в финансировании будущих пенсий.

Главным в этом всём можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате Кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание трехуровневой системы пенсий.

Первая — социальная пенсия. Она являлась «фундаментом» — ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось — ранее установленный минимум для пенсий.

Далее — страховая пенсия. Она стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.

И, наконец, накопительная негосударственная пенсия, которая воспринималась в качестве бонуса, добавляемого к двум другим пенсиям. Само собой разумеется, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

После нулевых была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии.

В Кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной.

Страховую часть считали, исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным.

Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года — в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу.

Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000 + 1000», можно было до начала 2015 года.

  • Над пенсиями в России опять навис топор
  • Профессор Кричевский: Путина с пенсиями подставили дилетанты из его окружения
  • Пенсионный стаж: как теперь считать будут
  • Возможная индексация пенсий — подачка с барского стола, чтобы пригасить социальные протесты
  • Господа пенсионеры, ваша соцкарта бита!

Послание президента: какие изменения ждут россиян

К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа.

И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения.

Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии.

В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс.

в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был.

Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000+1000», можно было до начала 2015 года.

На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы.

И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне.

В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц.

Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

Разместить резюме Добавить вакансию

Апрель

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Видео 21128

28523

17460

12274

Фото 7771

Нет! «Основной», или общеустановленный пенсионный возраст, дающий право на страховую пенсию по старости (это основная пенсия в стране) и социальную пенсию, остается прежним. Два года назад власти страны приняли решение поднять его, и с 1 января 2019 года он планово, поэтапно поднимается. С этой точки зрения ничего менять не планируется.

Напомним: для постепенного повышения пенсионного возраста в России предусмотрен переходный период продолжительностью 10 лет. Он начался в 2019-м и завершится в 2028 году. В 2029 году пенсионный возраст для мужчин будет составлять 65 лет, для женщин — 60 лет. Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Так называемый «старый» пенсионный возраст на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин установлен:

  • для получателей накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (накопительная пенсия формируется у всех граждан 1967 года рождения и моложе, деньги копятся на специальных пенсионных счетах в Пенсионном фонде России или негосударственном пенсионном фонде);
  • для участников программ негосударственного пенсионного обеспечения (добровольных накоплений, которые формируются на индивидуальных пенсионных счетах в НПФ).

Здесь нет никаких ограничений: вам нужно зайти на страничку негосударственного пенсионного фонда — например, к нам на НПФ «САФМАР» — и заключить договор онлайн. Далее вносить средства на пенсионный счет, и по достижении прежнего пенсионного возраста вам начнут выплачивать пенсию.

Накопить на старость лишь мечтать осталось

В статье проанализированы проблемы формирования средств Пенсионного фонда РФ, пенсионного обеспечения граждан РФ, направления реформирования пенсионной системы

Пенсионная система, проблемы пенсионного обеспечения, формирование пенсионного фонда РФ, реформирование пенсионной системы РФ.

В нынешнее время Пенсионное обеспечение населения в России характеризуется значительным количеством проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне [1,с.69]; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

[1]

На пенсионную систему России также негативно влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.

Низкий размер пенсий является одной из наиболее проблемных характеристик деятельности ПФР. Недостаточная ресурсная база не позволяет достичь рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) уровня пенсионного обеспечения. По оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы [1,с. 72]. Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста — бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Соцопросы показали, что этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров [3].

  1. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  2. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
  3. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
  4. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
  5. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.

Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования — так называемая «новая пенсионная формула» — действует в России с 2015 года. Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. В рубли накопленные баллы переводятся при назначении пенсии.

Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов. Планировалось, что в полной мере норма начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно было иметь 6,6 баллов.

На момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость балла, установленную на дату обращения за пенсией. Стоимость устанавливается государством и ежегодно индексируется. К баллам, умноженным на стоимость, прибавляется фиксированная выплата — гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере. Все вместе и есть размер страховой пенсии.

По данным ПФР, на 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составляла 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии — 3 935 рублей.

В среду, 17 октября, ЦИК, как мы уже рассказывали, принял решение о прекращении подготовки «пенсионного» референдума. Причина — ни одна из пяти групп так и не смогла собрать федеральную инициативную группу. Как заявила глава Центризбиркома Элла Памфилова, «не может ЦИК носиться за инициаторами с какими-то процессуально-организационными памперсами».

Напомним: 29 сентября в Москве в организационном собрании участвовали уполномоченные из 13 регионов. Тогда как закон требует, чтобы вокруг одной формулировки вопроса объединились подгруппы минимум из 43 субъектов. Собрание было де-юре неправомочным, но его участники все равно подали в ЦИК ходатайство о регистрации федеральной группы. И — получили от ворот поворот.

Ключевой момент для понимания ситуации с референдумом — статистика, которую привел член ЦИК Евгений Колюшин. КПРФ пыталась зарегистрировать 51 подгруппу — и получила 47 отказов. Зато в поддержку формулировки инициаторов из Подмосковья были зарегистрированы все 24 подгруппы. Не получали отказов и инициаторы из Нижнего Новгорода и Вологодской области — зарегистрировали по 20 подгрупп. Почему ЦИК не угодили только коммунисты, которые первыми предложили провести референдум, и без особых проблем собрали 51 региональную подгруппу (вместо 43 требуемых) — вопрос почти риторический.

Сергей Удальцов: «Пятая колонна» окопалась во властных кабинетах и переходит в наступление

Ранее секретарь алтайского обкома КПРФ Мария Прусакова жаловалась на несовершенство закона о референдуме. В нем отсутствует механизм координации действий участников региональных подгрупп. Пригласить к участию в собрании смогли не всех и, по идее, именно ЦИК должен был взять на себя такую работу, считает она. В ближайшее время КПРФ внесет в Госдуму пакет поправок, без которых закон о референдуме останется «мертворожденным», пообещала Прусакова.

По мнению других экспертов, главное противоречие в законе «О референдуме» — ЦИК может утвердить любое количество вариантов вопросов по одной теме, а в регионах возможно зарегистрировать только одну инициативную подгруппу, которая будет продвигать только свою формулировку. Именно на этом противоречии власть сыграла, и смогла административно «забодать» референдум.

Чисто технически это было сделано с помощью фейковых инициативных подгрупп. Всюду, где КПРФ пыталась зарегистрировать свои подгруппы, тут же всплывали фейковые подгруппы, которые каким-то чудом успевали раньше подать заявление о проведении референдума.

И все же попытку проведения референдума нельзя считать напрасной. Обратившись для канализации протеста к теме референдума, власть показала, что этот инструмент находится в области действующего законодательства. А значит, может быть использован на практике.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Какие изменения предложил внести в пенсионное законодательство Президент РФ

Как уже говорилось, Кабмин не поддержал выставленную инициативу. В первую очередь это обосновывается созданием долгосрочной перспективы по формированию финансовой основы для систематической индексации пенсии, которая бы превышала инфляцию. Необходимо это для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации финансовой системы к складывающимся демографическим условиям.

Более того, было отмечено, что предложенные изменения на текущий момент являются неэффективными, поскольку они не подтверждаются статистическими данными, которые были бы получены в ходе правоприменения и анализа действующих норм.

Вопрос о снижении пенсионного возраста будет звучать еще достаточно долго. Однако не стоит рассчитывать на положительный исход и возврат к старому режиму. Единственное на что действительно можно рассчитывать – это введение дополнительных поправок, по которым можно было бы рассчитывать на досрочный уход на заслуженный отдых.

10 марта 2024 г.

Что можно было бы спокойно, через профессиональные обсуждения сделать с глубоко больной российской пенсионной системой за эти шесть лет переходного периода?

Во-первых, решить наконец проблему досрочных пенсий. Это касается прежде всего тех, кто работает во вредных условиях труда и на Крайнем Севере. Сейчас Пенсионный фонд выплачивает им пенсию, в том числе и за льготные годы. Может быть, пора создать на базе нынешних негосударственных пенсионных фондов обязательную корпоративную страховую систему, которая взяла бы на себя эти выплаты? Взносы могли бы взять на себя предприниматели, имеющие такого рода рабочие места, вместе с самими работниками. Ведь если будет обеспечен стабильный рост оплаты труда, допустим, на 3–4% в год, то 1% от нее можно было бы отчислять и самолично на собственную старость.

Во-вторых, нужно начать обсуждение эффективности пенсионного обеспечения людей «в погонах». Сейчас это деньги не Пенсионного фонда, а напрямую федерального бюджета. Основные критерии при выходе на заслуженный отдых — выслуга лет и денежное довольствие по последней должности. Не подвергая их сомнению (это общемировая практика) нужно, видимо, заново обосновать параметры стажа, более тщательно их детализировать по различными группам служивых людей. Ровно то же самое относится и к пенсионному обеспечению госслужащих, которое обеспечивает Пенсионный фонд. Целью этого пересмотра должна стать не примитивная экономия бюджетных средств, а более точное покрытие рисков, которые связаны с несением военной и гражданской службы.

В-третьих, нужно стремиться к возвращению российской пенсионной системы страхового характера. Сейчас мы наблюдаем многочисленные признаки, не позволяющие считать ее страховой:

— балльный подход к исчислению пенсионных прав означает, что правительство своими решениями может фактически произвольно менять размер будущей пенсии;

— существование верхнего размера заработка, с которого берутся взносы в Пенсионный фонд, обесценивает связь между заработком и будущей пенсией, особенно для людей с высокими зарплатами;

— индексация пенсий может быть в любой момент прекращена, как это произошло в отношении работающих пенсионеров, или заменена произвольными, никак не связанными с ростом стоимости жизни выплатами (вспомним единовременные 5 тыс. руб. в 2017 году);

— обязательный накопительный элемент, введенный после длительного обсуждения в 2002 году, четыре года назад был тихо ликвидирован под видом «заморозки», что означает изменение правил игры задним числом. А это наихудшее, что может делать государство, надеющееся хоть на доверие к себе со стороны общества;

— средства, поступающие в Пенсионный фонд из зарплат конкретных людей, становятся там федеральной собственностью, то есть национализируются.

К сожалению, вместо решения всех вопросов сейчас, после объявления о повышении пенсионного возраста, велика вероятность хаотических и неэффективных действий, вызванных ложно понятой реакцией общества.

Ко второму чтению пенсионного законопроекта правительство может, например, предложить немного снизить планку предлагаемого возраста выхода на пенсию — с 65 до 63 (для мужчин) и с 63 до 60 (для женщин). Но это не поможет сгладить тот негативный эффект, который уже есть.

Или пообещает сделать чуть побольше плановую индексацию пенсий. В результате, как уже агитируют федеральные телеканалы, средняя пенсия ежегодно будет увеличиваться не на 500, как в последние годы, а на целую тысячу рублей. Только вот надо понимать, что обещанный рост пенсии на 7–8% на практике может не перекрывать инфляцию потребительской корзины пожилых людей. Ведь, как известно, на фоне средних цифр цены растут наиболее ощутимо именно для малообеспеченных слоев, к которым относится большинство пенсионеров. Да и какая связь между ростом выплат нынешним пенсионерам и порушенными жизненными планами работающих людей?

Лишь введение предлагаемого переходного периода, учитывая все экономические, социальные и политические реалии, может сделать повышение пенсионного возраста эффективным проектом. В противном случае правительство и президент столкнутся с масштабным кризисом доверия и разговоры о «прорывах» в развитии экономики можно будет забыть.

В кабмине рассказали о судьбе пенсионной системы

Помимо рисков, касающихся общей отмены пенсий, в правительство нередко вносятся предложения о прекращении государственного субсидирования для отдельных категорий граждан:

  1. В 2016 году Министерство финансов Российской Федерации предлагало отменить пенсии работающим пенсионерам.
  2. В том же 2016 году Владимир Назаров (директор НИФИ) предлагал поменять военную пенсию на социальный контракт.
  3. Летом 2018 года в Министерство финансов поступило предложение о сокращении пенсионных дотаций у депутатов и чиновников.

Таким образом, отмена пенсионных отчислений в адрес конкретных категорий граждан России – намного более вероятный вариант, по сравнению с полным прекращением государственного обеспечения.

Татьяна Голикова – не последний человек в государственном аппарате Российской Федерации. Она занимала немалое количество важных должностей: от депутата Государственной Думы до заместителя председателя Правительства России по социальным вопросам. Пребывая в статусе министра здравоохранения, Татьяна внесла ряд спорных поправок, касающихся функционирования медицинской отрасли. В 2019 году, она, вместе со своим коллегой Максимом Топилиным, выдвинула ряд предложений, суть которых заключается в снятии пенсионеров с государственного обеспечения.

Предложение, внесенное весной 2019 года, подлежит активному обсуждению со стороны прочих государственных служащих и социальных деятелей. Законопроект, подготовленный Татьяной Голиковой, предлагает перевод всех пенсионеров на накопительную пенсию, что, в свою очередь обозначает полное их снятие с государственного обеспечения. Закон об отмене пенсии на сегодняшний день находится на рассмотрении.

Пресс-служба Минфина подтвердила «Известиям», что сейчас совместно с Банком России завершается доработка документа по представленным замечаниям и предложениям. И ведомство планирует внесение его в правительство в нынешнем году. Пресс-служба Центробанка также заверила, что регулятор продолжает взаимодействие с финансовым ведомством по разработке документа.

Пенсия (особенно государственная) — это наследие индустриальной эпохи. В условиях, когда большая часть населения стала работать на промышленных предприятиях, всю жизнь выполняя тупую техническую работу с невероятным уровнем отчуждения от труда, пенсия стала универсальным механизмом решения целого ряда проблем. Важнейшая из этих проблем — среднестатистическая невозможность с определенного времени выполнять свою работу из-за дряхлости — сейчас практически потеряла свою важность, по крайней мере, до возраста 70 лет. Что касается восприятия пенсии как «заслуженного отдыха», то обоснованность постановки такого рода вопроса для безусловно трудоспособных 55–65-летних мужчин и женщин скорее лежит за пределами социально-экономической логики, противоречит ценности труда как органичного человеческой жизни процесса. Это легко решается в нормальной экономике персональным выбором и частным капиталом, определяется глобальными трендами развития современного общества.

В современном обществе подавляющая часть людей занята в третичном секторе экономики. Накопление становится важным фактором независимости от государства. Современный человек практически в любой сфере имеет возможность двигаться вверх по служебной лестнице и со временем переходить из непосредственного производства товаров и услуг к управлению, образованию или наставничеству, аналитике и исследованиям. И это становится не только вопросом карьеры и дохода, но возможностью очень сильно продлить период продуктивной части жизни. Даже если с возрастом человек не может заниматься физическим трудом в прежнем объеме, он трансформирует свой опыт в физически легкую, но дорогостоящую с точки зрения рынков работу, выстроенной на основании его опыта.

Как и любой социально и экономически значимый процесс пенсионная система в нормальной экономике всегда обоснована в первую очередь экономической логикой и экономической эффективностью. Говоря проще, ни в одной экономически успешной (и, кстати, социально ориентированной) стране пенсия не выплачивается только потому, что людям нужна помощь, потому что они заслужили. Или потому, что так исторически сложилось. Пенсионная система развитых стран мира — это мощнейший и невероятно эффективный инвестиционный механизм. В большинстве из них пенсионные фонды концентрируют большие объемы капиталов, чем банки, и являются важнейшим сегментом мировой экономики, который обеспечивает долгие инвестиции. Понятно, что логика возникновения пенсионной системы, включая государственную, на политическом уровне может быть детерминирована и социальными задачами, и представлением о социальной справедливости. Но существование этой системы на базовом уровне вызвано именно ее эффективностью и основным функциональным назначением — обеспечением экономики «долгими» деньгами.

Пенсионная система России — историческое наследие распределительной и плановой системы народного хозяйства, распространенное на население, по роду занятости вырванное и из мирового разделения труда, и из объективности рыночных процессов. Говоря проще, размер российской пенсии, как и стоимость труда человека работающего (или работавшего в советское время) на государство, чаще всего вообще никак не зависит ни от рынка труда, ни от рыночной стоимости произведенного им продукта. То есть, кто и сколько должен получать, зависит не от того, сколько в реальности человек произвел в стоимостном выражении работы, а от того, насколько важным был в какой-то, выбранный государством, момент его труд для обороны, бюрократических задач, государственных представлений об инвестициях в основные фонды.

Все это привело к тому, что при включении России в мировую экономику:

  • во-первых, формат и качество производимых товаров и услуг не соответствовал спросу;
  • во-вторых, дисбаланс между отраслями с точки зрения их модернизации был слишком большой, чтобы не наносить ущерба;
  • в-третьих, большая часть работы значительной части населения, включая сделанную до 1991 года, просто пропала с точки зрения капитала. При огромных объемах вложенного за всю свою жизнь труда, большинство населения не создало ничего полезного с точки зрения процессов мировой экономики. Они просто не заработали стране на пенсию.

Поэтому пенсия в России — это не эффективный инвестиционный механизм и даже не инструмент реализации социальной справедливости. Это социальное пособие, которое по традиции выплачивают людям, достигшим определенного возраста, чтобы они не умерли с голоду.

Однако в России все-таки есть рынок, бизнес, конкуренция и частная собственность, и поэтому ни один существующий институт, включая пенсионную систему, не может не иметь экономического значения. Пенсионная система — это один из важнейших в стране факторов регулирования потребления.

Триллионы рублей, пока еще стабильно выдаваемые государством малообеспеченным слоям населения, — это те доходы, которые люди тратят в первую очередь на продукты, лекарства, одежду, товары повседневного массового спроса. Не секрет, что долгие годы единственным драйвером российской экономики было потребление, а перераспределение дохода маленькими порциями в пользу самой массовой категории населения приводило к разгону инфляции на рынках товаров массового потребления и торможению потребления в более высокодоходных сегментах.

Однако, если кто-то (без какой бы ни было своей вины, кроме молчаливого соглашательства с экономическим безумием советского государства) десятилетиями получал под видом пенсии незаработанное социальное пособие, то кто-то эти доходы недополучал. В��я пенсионная система формируется за счет налогов на фонд оплаты труда, и взнос в пенсионный фонд практически в два раза превышает подоходный налог. Большинство населения вообще не знает о существовании этого налога. По сути, он является наказанием для бизнеса за активность и создание рабочих мест.

Провал пенсионной реформы признали эксперты: «Оказалась плохой идеей»

Страна много лет жила за счет нефтегазовой ренты, постепенно проедая свое будущее и накапливая проблемы. Как и любая петрократия, путинская Россия вместо решения проблем занималась практиками, которые скорее напоминают карго-культ или шаманизм. Причем, планирование государственной экономической политики, базирующейся на надежде на рост цен на углеводороды, сопровождается одновременно уверенностью в том, что государство способно вручную управлять сложнейшими процессами, принципы функционирования которых непонятны. Накопительные взносы россиян изымали на Крым, а теперь — после выборов — уже даже этого становится недостаточно.

Грядущее повышение пенсионного возраста это — инстинкт самосохранения (впервые за долгое время), включившийся у власти, исходя не из мнимых угроз, а из реальной проблематики. Однако возможность действительно решить проблему таким способом вызывает огромные сомнения.

Во-первых, увеличение пенсионного возраста — это просто способ затыкания дыр в бюджете ПФР. Оно не решит проблему снятия с бизнеса чрезмерных налогов на ФОТ. Тем более, что обсуждается уже, по сути, одновременно повышение и пенсионного возраста, и размера налогов на фонд оплаты труда. И даже повышение НДС.

Во-вторых, повышение пенсионного возраста не решает проблему экономического базиса для существования пенсионной системы. То есть, превращение пенсионной системы, пусть и в отдаленном, но известном, будущем, в эффективный инвестиционный механизм.

В-третьих, повышение пенсионного возраста не увязывается с постепенным переходом на накопительную пенсию, предполагающим уход в перспективе от экономического неэффективного принципа солидарности поколений к модели, при которой гражданин может обеспечить себе пенсию без помощи государства и иметь возможность использовать ее как капитал.

В-четвертых, повышение пенсионного возраста не связано с повышением размера пенсии, которое остро необходимо не только потому, что за последние годы отсутствия экономической политики и неадекватного поведения России на внешнеполитической арене наши пенсионеры превратились в нищих людей. Но и потому, что только достойный размер пенсии будет способствовать модели потребления, которая обеспечит и текущее функционирование продуктового ритейла с фармацевтикой, и развитие экономики.

В-пятых, российские бюджетные учреждения и госсектор — это не только исторически сложившиеся способы внеэкономического снижения показателей безработицы, но и мощнейшие лоббисты своих интересов перед бюджетом. Опыт российских реформ показывает, что освобождение федерального бюджета от необходимости в таких масштабах субсидировать Пенсионный фонд приведет не к сокращению бюрократии, снижению налогов и трат, а к росту государственных расходов на «великие» стройки, «инновации», очередные «национальные проекты» и иные способы распила средств.

В-шестых, никто в здравом уме не сомневается, что повышение пенсионного возраста — лишь один из инструментов выкачивания денег из населения и региональных бюджетов в условиях выпадающих доходов. Есть и другие. Такие, например, как концессии, с помощью которых регионы и города отдаются на откуп монополиям.

В-седьмых, не надо забывать, что российское государство — довольно слабое, и в случае серьезных волнений не всегда способно жестко разгонять акции протеста. Причем, одно дело — разгонять и не согласовывать антикоррупционные митинги, а другое дело — протест, происходящий по модели протеста против монетизации льгот. Также не стоит забывать, что значительная часть пенсионеров просто не в курсе, что митинги надо заявлять заранее, а дороги перекрывать нельзя.

Таким образом, на мой взгляд, решение федеральных властей о повышении пенсионного возраста можно считать адекватной реакцией на сложившуюся ситуацию. И, тем не менее, — это просто способ затыкания дыр.

Справедливости ради следует отметить, что и российская оппозиция предлагает (из-за страха и желания поймать протестную волну) меры вовсе не являющиеся решением проблемы. Так, уже универсальным стало предложение по ликвидации дефицита Пенсионного фонда путем перенаправления дивидендов государственных корпораций и налога на добычу полезных ископаемых. По сути, это хоть и логичный и безопасный для общества подход, но не более чем такой же временный способ выгадать немного времени, не решая проблему в корне.

Для начала необходимо определиться с приоритетами: мы хотим вечно заниматься затыканием дыр, убивая при этом экономику, или, пусть медленно, но все-таки решать самую масштабную проблему современной России? На мой взгляд, в любой вариант реформ должны быть положены следующие условия и принципы:

  1. Отмена налогов на фонд оплаты труда для работодателя. Налоговым агентом должен стать вместо работодателя сам человек. Только в том случае, если малый бизнес получит возможность развиваться, получит средства для инвестиций, будет избавлен от необходимости вести бессмысленный учет кадров и отчетность по сотрудникам перед внебюджетными фондами, появится шанс на экономическое развитие и создание рабочих мест.
  2. Превращение пенсионной системы в инвестиционный механизм. Выстроить систему экономических, политических и правовых гарантий долгосрочного функционирования пенсионных фондов. Обеспечить возможность прямых и портфельных инвестиций в широкий спектр ценных бумаг и секторов экономики.
  3. Переход к накопительной системе. Возможность выбора форматов накоплений, включая модель для граждан младше 40 лет с отменой для них государственной пенсии и необходимости финансировать нынешних пенсионеров по принципу солидарности поколений.
  4. Увеличение пенсионного возраста только одновременно с существенным увеличением размера пенсий, чтобы покупательная способность пожилых оказывала положительное влияние на модель потребления.
  5. Настоящая федерализация страны, позволяющая регионам и муниципалитетам самостоятельно управлять налогами, повышать инвестиционную привлекательность.
  6. Частичный, но существенный демонтаж лишних функций на федеральном уровне власти. Приватизация госсектора экономики, снятие с государства лишних бюрократических и контролирующих функций, выстраивание системы, в которой коммерческие инвестиции придут в самые важные для человека сферы — образование и здравоохранение.

Дмитрий Холявченко, специально для Тайги.инфо

В парламенте новые меры единодушной поддержки не получили. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала инициативу минтруда, отметив, что помощь теперь станет более адресной.

«Такая поддержка должна быть справедливой — если всем раздавать, вне зависимости от доходов семьи, то она обесценивается. Надо помогать только тем, кто действительно нуждается», — уверяла она.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в свою очередь, призывал чиновников «для начала ввести повышенный налог на «подозрительно богатых», а уже потом задумываться о «подозрительно бедных».

В понедельник глава Счетной палаты Алексей Кудрин выступил с предложением расширить круг получателей пособий и выплачивать их не только семьям с детьми.

«Мы считаем возможным рассматривать пособия по социальной поддержке, которые исходили бы из дефицита семьи, и распространять на другие категории населения, не только имеющие детей. В таком случае мы видим пути снижения бедности и достижения тех целей, которые поставил президент», — предлагал Кудрин на заседании бюджетного комитета Совета Федерации.

Президент Владимир Путин за последние месяцы неоднократно обещал побороть бедность в кратчайшие сроки. В сентябре прошлого года на встрече с членами Совета Федерации он анонсировал появление социальных контрактов для малоимущих граждан, а в декабре на ежегодной пресс-конференции озвучил план по сокращению числа россиян, живущих за чертой бедности: к 2030 году их число должно уменьшиться до 6,5% с нынешних 13,5%.

  • Внесены изменения в законы о страховых пенсиях и о накопительной пенсии

    1. 1В России ограничили выдачу детских пособий “подозрительно бедным”. Как это будет работать?
    2. 2После крупного ДТП в Москве с участием блогера Эдварда Била возбуждено уголовное дело
    3. 3Российские войска — у границы с Украиной. Ждать ли новой войны?
    4. 4″Ну вы подставили». В суде огласили прослушку полицейских из дела Голунова
    5. 5Заряжать или не заряжать? Как продлить жизнь батареи вашего ноутбука
    6. 6Первоапрельская новость, но не шутка: 10 странных событий последних дней
    7. 7Коллекционер или оружейный барон? Откуда у «мытищинского стрелка» такой огромный арсенал
    8. 8″Только старый рентген». Путин заявил, что в Латвии не умеют лечить Covid-19 — правда ли это?
    9. 9Как день рождения Владимира Познера вызвал новые протесты в Грузии
    10. 10Страны ОПЕК+ договорились увеличить нефтедобычу. Нефть дорожает
    • Анастасия Заворотнюк впервые за долгое время пообщалась с телевизионщиками
    • Дочь Серова рассказала о состоянии одинокого отца и его главной женщине в жизни
    • Совращенный Владимир Познер рассказал о беременности замужней любовницы
    • В Минтруде заявили об адресной помощи семьям с детьми
    • Названная «полной дурой» Рудковская попросила не считать ее любовницей
    • «Думайте о черном дне»: Гурченко обратилась к поклонникам спустя 10 лет после кончины
    • Пугачеву и Вайкуле перестали различать
    • Россиян удивили нестабильные заработки Алины Кабаевой
    • Михаил Боярский рассказал о мучениях неукротимой Людмилы Гурченко
    • Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова расплачиваются за ошибки самым дорогим.

    Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось 4 вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели. Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус. Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден ПФР.

    К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа. И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения. Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

    В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

    • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
    • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
    • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

    В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

    В правительстве не поддержали проект о снижении пенсионного возраста

    После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии. В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

    На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы. И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

    Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне. В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц. Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

    И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

    С 2024 г. повышается планка выработки и количества ПБ, необходимых для начисления пенсии. Чтобы начать получать страховое обеспечение, человек обязан подтвердить, что у него:

    • начислен 21 балл;
    • есть 12 лет трудового стажа.

    Если же ПБ не хватает, претендент может внести в ПФР деньги в виде добровольных страховых взносов. В таком случае баллы зачислят в следующем году и тогда пенсию назначат. В ином случае, даже когда он достиг нужного возраста, ему откажут.

    Практика наделения своих воинов появилась еще в древние времена. В старинных летописях можно встретить сведения о наделении князьями и воеводами своих подданных, участвовавших в военных походах или охраняющих владения князя, пожизненным денежным довольствием или земельным наделом.

    Со временем такая практика становилась все более популярной, и стала распространяться не только на военных, но и на государственных служащих.

    С развитием промышленного производства, строительством многочисленных заводов и железных дорог, многочисленными увечьями рабочих при строительстве, появилась и необходимость уплаты пособий. Во второй половине 19 века был принят закон, обязывающий владельцев частных заводов и частных железных дорог формировать отчисления из заработной платы рабочих, и за счет этих денег, в случае получения увечья или профессионального заболевания, выплачивать пособия.

    С приходом советской власти все накопленные деньги были национализированы в бюджет молодой социалистической республики, «в общий котел».


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *