Порядок распределения субсидий из федерального бюджета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок распределения субсидий из федерального бюджета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • страница1

Предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.07.2020 N 1032, от 30.11.2020 N 1976)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Российской Федерации
А. БЕЛОУСОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 мая 2020 г. N 696

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.07.2020 N 1032, от 30.11.2020 N 1976)

1. Настоящие Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно — кредиты, субсидии).

2. Субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее — получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.

3. Субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цель, предусмотренную пунктом 1 настоящих Правил (далее — лимит бюджетных обязательств).

4. Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии:

предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее — субсидия по процентной ставке);

списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее — субсидия по списанию).

5. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«заемщик» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников;

«кредитный договор (соглашение)» — кредитный договор (соглашение), заключенный с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в период с 1 июня по 1 ноября 2020 г. на возобновление деятельности на срок до 30 июня 2024 г.;

«возобновление деятельности» — расходы, связанные с осуществлением любой предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика, платежей по процентам и по основному долгу по кредитным договорам (соглашениям), заключенным в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 — 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 — 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке», либо в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости», за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976)

«реестр заемщиков» — сформированный получателем субсидии по форме согласно приложению N 1 реестр заемщиков, с которыми заключены кредитные договоры (соглашения) на возобновление деятельности;

Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 N 696

Письмо Минфина России от 19.01.2019 № 01-02-01/06-1523 в Правительство Российской Федерации о применении отдельных положений Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 Письмо Минфина России от 19.01.2019 № 01-02-01/06-1523 в Правительство Российской Федерации о применении отдельных положений Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 Отправить по электронной почте Письмо Минфина России от 19.

Приложение 8. ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства учреждений культуры и архивов, относящихся к государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также объектов капитального строительства, относящихся к собственности муниципальных образований, в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2019 годы)» (далее соответственно — субсидии, Программа).

2. Федеральным органам исполнительной власти в срок до 1 января 2015 г.

внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также в иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы предоставления субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), в целях их приведения в соответствие с настоящим постановлением.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Субсидии из федерального бюджета

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается Правительством РФ.

Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом изюминок, установленных Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административном территориальном образовании».

Межбюджетные трансферты из бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения властями субъектов РФ и муниципальными властями бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Порядок распределения субсидий из федерального бюджета

6.1. Предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта РФ из бюджета по субъектам РФ на очередной финансовый год и плановый период для субсидий утверждается Правительством РФ.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 года. — закон от 28.12.2017 N 434-ФЗ.

Статья 132. Субсидии бюджетам субъектов РФ из бюджета

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Перечень и распределение бюджетных ассигнований на соответствующие цели формируются в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РФ на соответствующий период, установленными актами Президента РФ и Правительства РФ (п. 3 Правил формирования и распределения субсидий). Предложения по перечню, а также по объемам бюджетных ассигнований с соответствующими обоснованиями представляются субъектами бюджетного планирования до 1 мая текущего финансового года в Минрегион, Минфин и Минэкономразвития.

Субъекты бюджетного планирования разрабатывают правила предоставления и распределения в отношении каждого вида субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, согласовывают их с Минрегионом и Минфином и представляют в Правительство РФ одновременно с материалами, которые вносятся для рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В случае если субсидии предоставляются на реализацию целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), правила предоставления и распределения этих субсидий устанавливаются соответствующими долгосрочными (федеральными) целевыми программами.

Правила предоставления субсидий должны содержать следующие положения (п. 6 Правил формирования и распределения субсидий):

  • целевое назначение субсидий;
  • условия предоставления и расходования субсидий, в том числе требования к программам (планам) преобразований в соответствующей сфере, если одним из условий предоставления субсидий является необходимость проведения таких преобразований;
  • критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий;
  • методика распределения субсидий между субъектами РФ;
  • методика расчета уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета расходного обязательства в отношении каждого субъекта РФ;
  • порядок оценки эффективности использования субсидий;
  • сроки и порядок представления отчетности о выполнении условий предоставления субсидий;
  • основание, порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий в случае невыполнения субъектами РФ условий предоставления субсидий;
  • порядок утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов РФ.

Правила предоставления субсидий могут предусматривать возможность заключения соглашения между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета (п. 9 Правил формирования и распределения субсидий).

Если наличие соглашения Правилами формирования и распределения субсидий предусмотрено, то оно должно содержать следующие положения:

  • наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходное обязательство субъекта РФ, на исполнение которого предоставляется субсидия;
  • осуществление контроля за соблюдением субъектом РФ условий, установленных при предоставлении субсидии;
  • сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

Размер софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидий определяется по формуле (п. 12 Правил формирования и распределения субсидий):

Y = Y / РБО ,
i m i
где Y — уровень софинансирования расходного обязательства субъекта
i
РФ;
Y — средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта
m
РФ за счет субсидий, определяемых в соответствии с правилами предоставления
субсидий;
РБО — уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на
i
очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с Методикой
распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от
22.11.2004 N 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов РФ».

Обратите внимание! Субъект бюджетного планирования при определении уровня софинансирования расходных обязательств субъекта РФ вправе предусмотреть в правилах предоставления субсидий дополнительные показатели, используемые для определения уровня софинансирования соответствующего расходного обязательства субъекта РФ за счет средств федерального бюджета. Однако уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ не может быть установлен выше 95% и ниже 5% расходного обязательства (п. 13 Правил формирования и распределения субсидий).

Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ и для последующего их перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. В целях определения объема и срока перечисления средств в рамках предусмотренной субъекту РФ субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет главному распорядителю средств федерального бюджета заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые установлены главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 15 Правил формирования и распределения субсидий). В заявке указываются:

  • необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется;
  • срок возникновения денежного обязательства субъекта РФ в целях исполнения соответствующего расходного обязательства.

Эта информация учитывается главным распорядителем средств федерального бюджета при формировании прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

Правила распределения субсидий из федерального

Исходя из достижения целевых значений показателей эффективности, а именно количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), обеспеченных жилыми помещениями в отчетном периоде, Минфин осуществляет оценку эффективности расходов бюджетов субъектов РФ, источником софинансирования которых являются субсидии (п. 8 Правил N 1203).

Значения указанных показателей для субъектов РФ устанавливаются Минфином при выделении субсидий отдельным документом.

В случае если в отчетном финансовом году субъектом РФ показатели эффективности использования субсидий не достигнуты и отклонение показателей эффективности от установленных значений этих показателей для субъекта РФ составляет более 50%, объем предоставляемых бюджету субъекта РФ в текущем финансовом году субсидий подлежит сокращению из расчета 0,5% объема субсидий за каждый процентный пункт снижения значений показателей эффективности (п. 13 Правил N 1203). Высвобождающийся объем перераспределяется между бюджетами других субъектов РФ, имеющих право на получение субсидий.

к государственной программе Российской Федерации “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности”

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2018 N 305)

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по реализации мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом” (далее соответственно – Государственная программа, региональная программа переселения, субсидия), в том числе:

а) по предоставлению информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам Государственной программы и членам их семей;

б) по содействию в трудоустройстве и занятости участников Государственной программы и членов их семей;

в) по оказанию поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств;

г) по содействию в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей, включая выделение переселенцам жилых помещений для временного размещения, обеспечение жилыми помещениями для временного размещения или компенсацию найма жилья на срок не менее шести месяцев либо осуществление иных мероприятий;

д) по социальному обеспечению участников Государственной программы и членов их семей и оказанию им медицинской помощи;

е) по информированию потенциальных участников Государственной программы.

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

  • субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
  • юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.

Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.

Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативно-правовые документы
      • Раздел Градостроительство, жилищная политика, жилищное строительство

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативно-правовые документы
      • Раздел Инвестиции, финансы

А также в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.060 Финансы. Банковское дело. Денежные системы. Страхование

А также в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.160 Законодательство. Администрация

от 10 февраля 2017 г. № 169

МОСКВА

Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федеральною бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления и распределения

субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов

Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

2. Установить, что разъяснения по применению Правил,

утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство

строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 169

ПРАВИЛА

предоставления и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъскгов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды

1. Настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее — субсидии из федерального бюджета).

2. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в 2017 году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее — общественные территории), дворовых территорий (далее соответственно — государственная программа субъекта Российской Федерации, муниципальная программа).

3. В целях настоящих Правил под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами).

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2024 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований). А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы). Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб., финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП).

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий. Так, Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм (Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р). Аналогичный подход выбрали в Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509): большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай (Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од). В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Второй этап процедуры взаимодействия – рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований). В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;

  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета – редкость. В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5 % действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области – порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом (Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п). В нем приведены три основных метода расчета:

  • плановый метод – расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);

  • метод индексации – объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;

  • нормативный метод – расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению – путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований – в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2024 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться. Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей. Например, в Свердловской области решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение (Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а). В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

* * *

В настоящее время органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие – в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2024 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

Как получить федеральную субсидию в 2020 году

Порядок предоставления такого типа субсидий несколько отличается от стандартного субсидирования населения.

Наряду с этим также отличаются и правила составления и подачи заявки, а именно:

  1. Рассчитывать на предоставление такой субсидии могут лишь гражданские служащие и сотрудники государственных структур и предприятий.
  2. Обращение делается не в компетентные органы власти, а напрямую через непосредственное руководящее звено.
  3. Выделение средств не нуждается в предоставлении подтверждающих документов, так как все государственные служащие или сотрудники стают ежегодную отчетность в прозрачной форме.
  4. Для получения субсидии потребуется лишь написать соответствующее заявление и передать его своему руководителю.

Порядок получения субсидии существенно проще, чем оформление материальной помощи через соцзащиту или иной уполномоченный орган власти.

При оформлении от кандидатов требуется соблюдать следующие условия предоставления субсидии из федерального бюджета Российской Федерации:

  • обязательно наличие статуса гражданского служащего или сотрудника некоммерческой организации;
  • предоставить руководству основания для получения финансовой поддержки;
  • написать соответствующее заявление по форме своего подразделения или предприятия;
  • указать средний уровень дохода на каждого из членов семьи.

При необходимости потребуется своевременно передать руководству копии необходимых затребованных документов. Оформляется субсидия для предоставления гражданским служащим.

Государственная гражданская служба и работа в некоммерческих структурах, также поощряется, как и служба в рядах Вооруженных Сил РФ.

На размер компенсации здесь влияют следующие факторы:

  • должность, занимаемая в государственном учреждении;
  • гражданское звание;
  • срок прохождения службы или работы;
  • характеристика гражданина, на момент запроса субсидии;
  • материальное положение кандидата.

С учетом этих факторов выводится окончательная сумма субсидии, которая в последствии перечисляется по вашим зарплатным реквизитам.

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2015 год

Комментируемая статья регулирует субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ практически каждый год принимает новый нормативный правовой акт, предусматривающий правила предоставления конкретной субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 N 375 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Федеральное агентство лесного хозяйства, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 852 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Постановлением Правительства РФ от 06.06.2012 N 560 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2014 N 255 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 N 1119 утверждены Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков.

Судебная практика.

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 N 18АП-7562/2013 суд указал, что на основании пункта 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Таким образом, получаемые на этом основании субсидии не являются результатом какой-либо экономической деятельности истца, не являются доходом, как понимается гражданским законодательством при осуществлении нормального гражданского оборота, и регулируются специальными нормами БК РФ, следовательно, данная сумма не может быть признана убытками.

Анализ субсидий, выделяемых из Федерального бюджета РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020)

      «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 28.11.2018 N 457-ФЗ (ред. от 22.12.2020)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

    • Федеральный закон от 06.06.2019 N 133-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году»

    • Федеральный закон от 14.11.2017 N 315-ФЗ (ред. от 28.11.2018)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 24.02.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

    • Федеральный закон от 24.02.2021 N 20-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей»

    • Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 24.02.2021)

      «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 14.12.2020 N 423

      «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61773)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.11.2020 N 358

      «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидии Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61842)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 12.03.2020 N 86

      «О признании утратившим силу приказа Управления делами Президента Российской Федерации от 22 ноября 2018 г. N 489 «Об утверждении Положения об осуществлении Управлением делами Президента Российской Федерации внутреннего финансового аудита» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2020 N 58072)

    Все документы >>>

    В 2019 году продолжает реализовываться программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 — 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» (далее – Программа).

    Программа льготного кредитования субъектов МСП, как основная часть федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», будет продлена на весь срок его реализации. В рамках Программы в 2019 году планируется предоставить льготных кредитов МСП в размере 1 трлн рублей, а к 2025 году совокупный объем долгового портфеля субъектов МСП планируется увеличить до 10 трлн рублей.

    Программа льготного кредитования субъектов МСП предусматривает следующие основные параметры: льготная ставка не более 8,5 % годовых для конечного заемщика, расширение перечня приоритетных отраслей, расширение перечня уполномоченных банков, включая некрупные региональные банки, (включая банки с базовой лицензией), которые имеют опыт кредитования МСП.

    Сроки льготного кредитования:

    до 10 лет на инвестиционные цели в размере от 3 млн рублей до 1 млрд рублей;

    до 3 лет – на пополнение оборотных средств в размере от 3 млн рублей до 100 млн рублей.

    Программа ориентирована на реализацию инвестиционных проектов, пополнение оборотных средств, создание или приобретение основных средств, включая строительство, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе проведение инженерных изысканий, подготовку проектной документации.

    Обязательным условием для заемщиков является реализация проекта в приоритетных отраслях: сельское хозяйство, строительство, здравоохранение, образование, обрабатывающее производство, услуги в сфере туризма (внутреннего и въездного), деятельность в области культуры, спорта, деятельность профессиональная, научная и техническая, информация и связь, транспортировка и хранение, водоснабжение, водоотведение, организация сбора, обработки и утилизации отходов, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (кроме ресторанов), деятельность в сфере бытовых услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, розничная/оптовая торговля при условии заключения кредитного договора(соглашения) на инвестиционные цели, розничная торговля на территории моногородов, розничная/оптовая торговля на территориях ДФО, СКФО, Республики Крым и Севастополя.

    Для участия в Программе министерство экономического развития Российской Федерации утвердило перечень из 70 уполномоченных банков, из них 22 банка осуществляют деятельность на территории Краснодарского края: ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), Газпромбанк (АО), АО «Россельхозбанк», АО «МСП Банк», ПАО «Промсвязьбанк», АО «АЛЬФА-БАНК», АО Банк «Национальный стандарт», ТКБ Банк (ПАО), Банк «Возрождение» (ПАО), АО «Райффайзенбанк», ПАО РОСБАНК, ПАО «Совкомбанк», ПАО «АК БАРС» БАНК, ПАО КБ «Центр-инвест», АО «АБ «РОССИЯ», АО «Банк Интеза», АО «Нефтепромбанк», АО «СМП Банк», МОРСКОЙ БАНК (АО), КБ «Кубань Кредит» ООО, ОАО «Юг-Инвестбанк».

    Перечень приоритетных отраслей экономики

    АО «Корпорация «МСП» совместно с Минэкономразвития России разработала Программу стимулирования кредитования субъектов МСП, которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 3 млн руб. для субъектов МСП, реализующих деятельность в приоритетных отраслях экономики на уровне 9,6% годовых, для остальных отраслей, в том числе торговля — 10,6% годовых. Указанную программу реализует АО «Корпорация «МСП» с 2015 года.

    Также, в 2019 году стартовала федеральная программа льготного кредитования субъектов МСП, реализуемая Министерством экономического развития РФ совместно с АО «Корпорация «МСП». Кредиты по льготной ставке предоставляются субъектам МСП уполномоченными банками. Правила предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 года № 1764 (далее – Программа 1764). Основными условиями предоставления субсидий – конечная ставка для субъектов МСП не выше 8,5% годовых. Сумма кредита для субъектов МСП составляет от 500 тыс. рублей до 1 млрд.рублей на срок не более 10 лет – на инвестиционные цели и от 500 тыс. рублей до 500 млн. рублей на срок не более 3 лет – на оборотные цели.

    Условия кредитования субъектов МСП
    по Программе стимулирования кредитования субъектов МСП и Программы 1764

    Программа стимулирования кредитования (АО «Корпорация «МСП»)

    Постановление 1764 (Минэкономразвития РФ)

    48 уполномоченных банков в РФ, из них Пермском крае:

    1. ПАО Банк ЗЕНИТ;

    2. ПАО АКБ «Урал ФД»;

    7. ПАО АКБ «Металлинвестбанк»;

    8. ПАО «Совкомбанк»;

    9. ПАО АКБ «СвязьБанк»;

    10. АКБ «Ижкомбанк» (ПАО);

    11. ПАО «АК БАРС» БАНК

    90 уполномоченных банков в РФ, из них в Пермском крае – 15 банков:

    1. ПАО «Промсвязьбанк»
    2. АО «АЛЬФА-БАНК»
    3. СДМ-Банк» (ПАО)
    4. АО «МСП Банк»
    5. ТКБ БАНК (ПАО)
    6. АО «Райффайзенбанк»
    7. ПАО РОСБАНК
    8. АО «Россельхозбанк»
    9. ПАО Сбербанк
    10. ПАО «Совкомбанк»
    11. Банк ВТБ (ПАО)
    12. ПАО «АК БАРС» БАНК
    13. Банк Газпромбанк (АО)
    14. АО «СМП Банк
    15. ПАО Банк «ФК Открытие».

    Инвестиционные, пополнение оборотных средств

    Инвестиционные, пополнение оборотных средств.

    9,6% – приоритетные отрасли

    10,6% – другие отрасли

    8,5% для приоритетных отраслей

    От 3 млн. рублей до 1,0 млрд. рублей

    От 500 тыс. руб. до 1 млрд рублей на инвестиционные цели (до 2 млрд.руб. для туристической, гостиничной деятельности и предприятий общественного питания)

    – от 500 тыс. руб. до 500 млн. на оборотные цели

    На усмотрение Уполномоченного банка (кредит может быть предоставлен на срок более 3 лет, при этом срок льготного фондирования по Программе не должен превышать 3 года).

    Постановление от 18 сентября 2019 года №1204. В правила предоставления субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам МСП по льготной ставке, внесены изменения в целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов МСП. В частности, верхняя граница размера кредита на инвестиционные цели во всех отраслях повышена с 1 млрд рублей до 2 млрд рублей. Это позволит расширить финансирование капиталоёмких проектов, в частности, в сфере строительства, в том числе строительства жилья.

    1. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
    2. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
    3. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
    4. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
    5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

    1. Поступлении субсидии из бюджета на лицевой счет учреждения отражается в меню «Денежные средства» – «Расчетно-платежные документы» документом «Кассовое поступление» на основании Выписки из лицевого счета. На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:

    ДТ 4.201.11.510 – КТ 4.205.31.661

    ДТ 4.17.01.131

    ДТ 4.508.10.131 – КТ 4.507.10.131 – отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде субсидии на выполнение задания.

    Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:

    • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • из местных бюджетов.

    Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов – это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера – она относится к субсидии текущего характера.

    Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.

    В соответствии п. 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, принимаются к учету в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов. Основанием отразить в учете доходы будущих периодов является соглашение, заключенное между учредителем и учреждением. По мере реализации условий предоставления субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) доходы будущих периодов признаются доходами текущего года.

    Порядок отражения субсидии на иные цели в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0, аналогичен порядку отражения субсидии на выполнение государственного задания. Рассмотрим основные бухгалтерские записи по учету субсидии на иные цели:

    1. Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:

      07060000000000000150.5.507.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)

    2. Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии на иные цели:

      07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) – 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)

    3. Получена субсидия на лицевой счет учреждения:

      00000000000000000000.5.201.11.510 – 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)

      07060000000000000150.5.17.01.152 (162)

    4. Исполнение плана текущего финансового года по доходам

      07060000000000000150.5.508.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)

    5. Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года:

      07060000000000000150.5.401.40.152 (162) – 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).

    Финансовая поддержка лиц и органов осуществляется различными способами. Выделяют следующие виды:

    • Софинансирование оплаты услуг ЖКХ.

    Физические лица могут получить выплату в случае, когда уплата коммунальных платежей требует затрат большей части заработка. Сумма зависит от дохода семьи и регионального законодательства.

    • Жилищные субсидии.

    Помощь для получения жилья может быть предоставлена для живущих в ветхом или аварийном строении, воспитанникам детских домов, военным, многодетным малоимущим семьям, молодым семьям, участникам ВОВ, бюджетным работникам и жителям Крайнего Севера. Сумма зависит от региона (в некоторых субъектах РФ субсидии выделяются не по всем категориям граждан) и группы, к которой относится физическое лицо.

    • Субсидии на детей.

    Так как рождаемость в России находится не на самом высоком уровне, власти принимают все меры для стимулирования рождения детей. Для этого назначаются различные выплаты: материнский капитал (466 617 рублей на первого ребенка, 616 617 рублей на второго и третьего), жилищные для семей, малоимущим семьям с детьми (прожиточный минимум в субъекте).

    • Субсидии на открытие и развитие бизнеса.

    Получить выплату могут только официально безработный гражданин. Сумма платежа составляет 59000 рублей. Для получения необходимо создать и защитить бизнес-план в центре занятости. Главное условие: перспективность проекта и действие бизнеса на протяжении одного года. При нарушении правил средства придется вернуть. Если предприниматель проработал более года, то может быть назначена субсидия размером в 300000 рублей.

    • Субсидии инвалидам.

    Размер выплат для лиц с ограниченными возможностями зависит от группы инвалидности (их всего три). В 2020 году сумма для первой степени составляет 3626 рублей, также важно учитывать доход инвалида. Если он составляет ниже установленного прожиточного минимума, то ему будет начисляться и социальная доплата из федерального бюджета.

    • Субсидии по автокредитованию.

    Государство гарантирует выплаты в 10% от стоимости автомобиля для первоначального взноса по кредиту. На дальнем Востоке сумма увеличена и составляет 25%. При этом стоимость автомобиля не должна превышать 1 млн. рублей.

    • Субсидии при техногенных и природных катастрофах.

    Эти выплаты касаются лиц, которые пострадали от наводнений, пожаров, взрывов на промышленности, катаклизмов. Субсидия составляет 10000 рублей из бюджета региона и столько же из федерального. При этом общая сумма не должна превышать 50 тысяч на семью. Лицам, попавшим в заложники, сумма составляет 100000 рублей.

    • Военные субсидии.

    Военным положена жилищная выплата для покупки жилья или строительства. Сумма зависит от звания, выслуги лет и количества членов семьи.

    Для получения более подробной информации нужно изучить законодательство субъектов и особенности положения лица.

    • Субсидия выплачивается на безвозмездной основе — от получателя не требуется возвращать деньги.

    Но есть одно исключение: если средства были потрачены не по назначению.

    Такая ситуация возникает чаще всего при предоставлении их нижестоящему бюджету.

    • Кроме того, субсидия является софинасированием. То есть она не покрывает все расходы, а лишь уменьшает бремя. Часть средств получатель должен вложить самостоятельно.
    • Еще одним свойством является целевой характер, то есть потратить средства можно только на строго определенную цель.
    • Такой тип выплат имеет существенные отличия от других типов финансовой поддержки. Так, она может быть предоставлена не только из государственного, но и из регионального бюджета.

    Бюджетный кодекс РФ регламентирует предоставление субсидий в соответствии с определенными целями.

    • Государство и региона чаще всего осуществляют поддержку среднего и малого бизнеса. Бюджет берет на себя некоторую часть расходов, снижая нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен может использовать средства для расширения дела. При этом налоговые платежи возрастают с ростом доходов.
    • Также бюджетными средства поддерживаются бизнесмены, осуществляющие социально значимый бизнес, которые практически нерентабелен.

    Пример. Предприниматель работает в сельской местности и развивает сельское хозяйство, оказывая при этом социальную помощь гражданам. Но бизнес себя не окупает и стоит на грани разорения. В этом случае власти региона могут предоставить субсидии для поддержки бизнеса.

    • Еще одной целью является помощь начинающим бизнесменам для запуска деятельности. В этом случае имеет место конкурс среди желающих.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *