Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в приватизации земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Если гражданину или представителю ЮЛ отказали в приватизации земельного надела, сделали это правомерно, это значит, что на неодобрение существуют причины. Их полный список указан в законе:
- Земельный участок располагается на красных линиях. Это означает его нахождение на территориях общего пользования, включая пределы ЛЭП, коммуникационных связей, трубопроводов, дорог различного назначения, проездов и проходов.
- Полное или частичное нахождение земельного надела в природоохранительной зоне. Например, на территории заповедника.
- Расположение на территории, которая будет подвергнута реорганизации или ее планируют отнести к особо охраняемым объектам.
- Земельный участок находится в частном владении. То есть, он выступает собственностью организации или гражданина.
- Надел относится к имуществу, которое изъято или ограничено в обороте.
- Земельный участок находится на землях, которые входят в резервный перечень (государственный). Соответственно, недвижимость может потребоваться исключительно для государственных нужд.
- Участок не может быть выкуплен, передан в собственность частному лицу. Эти действия прямо запрещены законом.
- На земле находятся строения, которое было возведено ранее и не оформлено надлежащим образом.
Отказ в приватизации земельного участка
Отказ в приватизации оспаривается заинтересованными гражданами. Они могут воспользоваться двумя путями:
- Досудебный процесс.
- Обращение за помощью к судебной инстанции.
В порядке претензионного урегулирования спорного вопроса составляется жалоба. Она адресуется тому органу, который вынес необоснованное решение. В жалобе обязательно указывается следующая информация:
- обстоятельства спорного дела: кто обращается, какую цель при этом преследует, что произошло в результате рассмотрения заявления от заинтересованных лиц;
- обоснованность вынесенной претензии: причины, по которым заявитель считает, что претензия носит необоснованный характер;
- требования к уполномоченному органу.
Жалоба на уполномоченный орган обычно направляется в прокуратуру. Это проще всего, так как поможет избавить заявителя от выбора вышестоящей инстанции. В обязанности прокуратуры входит обработка сообщения, а также выявление несоответствия законодательству, вынесение предписания об устранении нарушений.
По факту обращения необходимо написать иск. Он передается в суд районного уровня. В деле действует исключительная подсудность, что означает передачу иска по месту нахождения участка земли. Исковое заявление формируется по определенным правилам, указанным в ст. 131 ГПК РФ. В иске нужно указать следующие данные:
- обстоятельства спора: в иске указывается аналогичная информация, то та, что написана в жалобе;
- ссылка на вынесенное неодобрение, отсылка к решению муниципалитета;
- позиция истца: она должна быть аргументирована, с указанием документов, норм права, которые подтверждают правоту заявителя;
- требования о передаче в собственность земельного надела.
К иску обязательно прикладываются документы, которые связаны с земельным наделом и его характеристикой.
Основания такого отказа бывают различным, а сам отказ редко может быть непреодолимым. В любом случае имейте ввиду, что отказ в приватизации участка не может быть необоснованным.
Существуют основания для отказа в приватизации земли, которые необходимо оспаривать в установленном законом порядке. К примеру:
- На указанные участок имеют права другие лица.
- На земельном участке размещено жилое здание или иной объект капитального строительства (гараж, склад, иное строение).
- Расхождения более 10% между указанными заявителем параметрами участка и проектом межевания территории
- Территория не отнесена к какой-либо категории земель
- Выкуп участка не разрешен заявителю
- Площадь участка не соответствует виду разрешенного использования
Случаи обращение в суд для приватизации земельного участка довольно нередки.
Как правило, они связаны с незаконным отказом властей в приватизации участка или с другими неоднозначными ситуациями.
Результат решения суда по таким спорам напрямую зависит от выбора способа защиты права, оформления исковых требований и их обоснования. Судом в таких спорах оцениваются не только законность оснований отказа властного органа в приватизации, но и право гражданина на приватизацию указанного участка земли.
Обращение за помощью к адвокату в данном случае бывает необходимой мерой, т. к. вынесенное решение суда по спору о приватизации не позволит обратиться в суд еще раз, не позволит предъявить иные исковые требования и иначе обосновать их.
Для признания право собственности на земельные участок в судебном порядке необходимо будет доказать следующие факты:
Обстоятельства возникновения права собственности, закрепленные в законодательства и их распространение на ситуацию истца
Невозможность зарегистрировать право собственности в установленном порядке (к примеру, в порядке приватизации по причине отказа уполномоченного органа)
В ходе рассмотрения дела судом могут появиться и другие обстоятельства, доказывать которые придется истцу.
Отказ в приватизации земельного участка, основания
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Заявление на передачу земельного надела в частную собственность может не приниматься уполномоченными органами, если Земельный кодекс ограничивает возможность приватизации при следующих обстоятельствах:
- приватизируемый участок относится к категории земель, изъятых из оборота;
- закон запрещает оформление права собственности на конкретные виды земель;
- территория находится в резерве и будет использована для нужд государства.
Если земельный участок, подлежащий приватизации, не подпадает ни под одну из категорий «запретных» для оформления частной собственности земель, но территориальное подразделение Росреестра выносит решение об отказе, то возможны следующие основания:
- невыполнение владельцем земли формальных требований закона – например, наличие на испрашиваемом участке самовольно возведенных строений либо построек, принадлежащих третьим лицам;
- наличие разногласий по площади или границам приватизируемого участка.
Подобные основания должны не являются неустранимыми, и для завершения процедуры приватизации заявителю потребуется сформировать пакет документов, который предусматривается в конкретном регионе. Чтобы избежать излишних финансовых и временных затрат, землепользователь должен предварительно составить полный перечень необходимых для приватизации земли документов.
При сборе документации следует максимально внимательно отнестись к достоверности информации, представленной в кадастровом паспорте участка, исключить наличие расхождений между задокументированными и фактическими параметрами земельного надела.
Не предусмотрены действующим земельным законодательством отказы в приватизации земельных участков по следующим причинам:
- нахождение приватизируемого надела в пределах «красных линий», которыми обозначаются границы зон общего пользования, дорог, земель под трубопроводами или линейно-кабельными сооружениями;
- вхождение испрашиваемого для оформления в собственность участка в природный комплекс.
Подобные мотивы предоставления отказа не являются законными. Для регистрации права собственности на землю заявитель в обязательном порядке предъявляет актуальный кадастровый паспорт с указанными границами земельного участка. Этот документ подтверждает, что приватизируемый надел не располагается в зоне общего пользования и может быть оформлен в собственность.
Закон города Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы»
Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»
Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»
Обратите внимание! Приведенные ниже позиции судов основаны, в том числе на нормах, утративших силу с 01.03.2015.
Если земельный участок был предоставлен истцу во временное пользование на определенный срок, который истек и не был продлен, то приватизировать такой участок нельзя.
Несмотря на длительность пользования участком, истец не обладал правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, поэтому оснований для признания права собственности на участок за истцом не имеется.
(Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15)
Приватизировать земельный участок, границы которого не установлены согласно требованиям закона, нельзя.
Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав землепользования. Таким образом, в случае, когда границы земельного участка не определены, а на кадастровый учет он поставлен без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, такой участок не имеет индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав и не подлежит приватизации.
(Определение Московского городского суда от 18.12.2013 N 4г/4-13102)
Иск об оспаривании отказа в приватизации земельного участка подлежит отклонению, если спорный земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных нужд. Согласно закону такие участки не подлежат представлению в частную собственность (приватизации).
(Определение Московского городского суда от 20.01.2014 N 4г/4-117)
Поскольку земельный участок расположен в зоне 1 пояса санитарной охраны и на основании Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве» для него установлено ограничение «не подлежит приватизации, изъят из оборота», такой участок нельзя приватизировать.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2014 по делу N 33-34910)
Требования
В случае оспаривания отказа в приватизации земельного участка:
Основное: о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации.
Дополнительное: о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.
В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001):
Основное: о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
— С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (утратила силу 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
— Согласно положениям КАС РФ стороны спора должны именоваться административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление — административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).
— Надлежащим административным ответчиком в спорах об оспаривании отказа в приватизации земельного участка является Департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы. Именно этот орган уполномочен принимать решения о передаче в собственность граждан земельных участков от имени Правительства Москвы (например, Определение Московского городского суда от 17.12.2014 N 4г/7-13015/14).
— В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок надлежащим административным ответчиком является орган, осуществляющий государственную регистрацию, вынесший решение об отказе.
— Перед подачей административного искового заявления о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации рекомендуем ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП. Этот документ утвердил Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы для государственных нужд, который на текущий момент сохраняет свое действие. Если спорный земельный участок включен в указанные в этом документе территории, приватизировать его не представляется возможным.
— Следует иметь в виду, что в силу прямого указания закона также невозможна приватизация земельных участков, находящихся в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов (абз. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального фонда»).
— Административное исковое заявление как по иску о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации, так и по иску о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
— В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
— Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
———————————
<1> Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков данное заявление применимо к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015. Приведенные в заявлении требования основаны в том числе на ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.
В ________________________ районный суд
Заявитель: _________(Ф.И.О.)___________
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Представитель Заявителя: ___(Ф.И.О.)___
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Заинтересованное лицо: _(наименование)_
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Госпошлина: ____________________ рублей
Заявление о признании незаконным отказа
в предоставлении земельного участка
в порядке приватизации
На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________, Заявителю был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________(далее — Земельный участок).
«___» _____________ _____ г. Заявитель обратился в _______________________ с заявлением о предоставлении Земельного участка в собственность Заявителя в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015.
Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Заявителю было отказано в приватизации по причине ____________________________________________________.
По мнению Заявителя, данный отказ не соответствует законодательству, поскольку:
— На указанном Земельном участке расположено здание (строение) или сооружение, принадлежащее Заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности/свидетельством о праве на наследство/иным документом, подтверждающим право собственности Заявителя на здание (строение) или сооружение/документом, указанным в п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений.
— Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности, установленных ст. 27 ЗК РФ и препятствующих приватизации, что подтверждается: отсутствием каких-либо документов, указывающих на его принадлежность к землям с ограниченной оборотоспособностью.
Согласно п. 2 ст. 37 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
— Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд и не подлежащих приватизации, что подтверждается: нормативным актом органа исполнительной власти, подтверждающим, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
— Земельный участок был предоставлен Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения, что подтверждается: распоряжением исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
В ________________________ районный суд
Заявитель: ___________(Ф.И.О.)_________
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Представитель Заявителя: ____(Ф.И.О.)__
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Заинтересованное лицо: _(наименование)_
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Госпошлина: ____________________ рублей
Заявление о признании незаконным отказа
в государственной регистрации права собственности
на земельный участок, предоставленный до введения в действие
Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)
На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Заявителю был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________(далее — Земельный участок).
«___» _____________ _____ г. Заявитель обратился в _______________________ с заявлением о государственной регистрации права собственности на Земельный участок.
Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Заявителю было отказано в государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов на Земельный участок.
По мнению Заявителя, данный отказ является незаконным, поскольку:
— Заявитель вправе оформить право собственности на Земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30.10.2001) согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждается: актом о предоставлении земельного участка/актом (свидетельством) о праве на земельный участок/выпиской из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок (в случае предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства)/иное.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок.
На основании п. п. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 2, ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст. ст. 22, 254 — 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ПРОШУ:
- Признать отказ в государственной регистрации права собственности на Земельный участок, расположенный по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, незаконным.
- Обязать _____________________________ осуществить государственную регистрацию права собственности Заявителя на Земельный участок общей площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: _______________________, кадастровый номер ________, в установленный законом срок.
Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем. Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.
Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.
В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.
Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.
Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:
- заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
- выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
- участие в так называемой дачной амнистии;
- право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
- владение домом до 1991 года включительно;
- принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.
Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.
Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:
- участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
- приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
- отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
- земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.
Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.
Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.
Стандартный набор документации включает в себя:
- реквизиты паспорта будущих владельцев;
- ИНН каждого из них;
- правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
- документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
- правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
- справка о стоимости земли по кадастровому учету;
- документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.
Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:
- наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
- ФИО заявителя;
- его контактные данные;
- информация об участке земли (как можно более полная);
- ходатайство о предоставлении земли в собственности;
- подпись с расшифровкой;
- дата составления документа.
Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.
Как действовать при отказе в приватизации земельного участка
Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:
- профильное образование;
- участие в СРО;
- действующее удостоверение о подтверждении квалификации.
Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН, также для последующей госрегистрации прав собственности.
Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.
Эта проблема очень распространена на практике. Но она вполне решаема. Как следует из п. 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ, если долевым собственникам не удается прийти к согласию о выделе доли в натуре, то можно потребовать этого через суд. Однако для начала стоит попытаться заключить со всеми собственниками соглашение о таком выделе. Если к компромиссу прийти не получится, то необходимо готовить соответствующий иск. К нему следует приложить полный перечень относящихся к делу документов (сведения об участниках дела, правоустанавливающие документы на дом, доказательства отказа собственника в выделе доли в натуре и так далее). В судебном разбирательстве необходимо участвовать лично каждому из собственников, заявивших иск.
Многие под приватизацией понимают процесс бесплатной передачи какого-либо имущества частным собственникам. Но на сегодняшний день основным законом, формирующим понятие приватизации, является ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178. Статьей 1 указанного закона она определяется, как отчуждение в частную собственность имущества, находящегося во владении государства, его субъектов или муниципальных образований.
Приватизация земельного участка под частным домом в 2024 году
К сожалению, получить земельный надел безвозмездно могут далеко не все и не всегда. На этот счет законодательством вводятся определенные ограничения. Список подпадающих под бесплатную выдачу земли лиц установлен в ст. 39.5 ЗК РФ. При этом такая возможность имеется не только у граждан, но и некоторых юридических некоммерческих лиц.
Согласно данному положению приватизация гражданам земельных участков разрешается:
Согласно положениями ЗК РФ передача земли из собственности государства или муниципалитетов возможна только по решению наделенных такими полномочиями органов. Какой именно орган правомочен рассматривать вопросы безвозмездной выдачи земель зависит от того, кому она принадлежит. Уточнить данную информацию можно в имеющихся документах о выделении участков или в кадастровом органе (при постановке участков на учет).
Если ставится вопрос о приватизации земельного участка во владении муниципального образования, то обращаться следует в местную Администрацию. Когда речь идет о федеральном имуществе, то этот вопрос находится в ведении территориальных управлений Росимущества.
Собственно процедура получения используемой земли в порядке бесплатной передачи не так уж и сложна:
- Для начала стоит определиться имеет ли конкретное лицо в соответствии с нормами ЗК РФ правом на бесплатную передачу земель.
- Далее нужно подготовить документацию и подать ее в соответствующий уполномоченный орган. После направления (вручения) документов заявителю выдается подтверждение (расписка) об их принятии.
- Рассмотрение принятого заявления не должно превышать срока тридцати дней. Если просьба заявителя удовлетворена, то выдается решение, разрешающее приватизацию земельного участка.
- После его получения заявителем необходимо обратиться в Росреестр для юридического закрепления своих прав.
Вывод. Безвозмездная приватизация земельных участков на сегодняшний день возможна лишь в определенных в законодательстве случаях. Лицам, подпадающим под установленные законом условия, остается только собрать необходимые документы и подать свое заявление на выделение земли. Однако владельцам дачных и садовых наделах стоит поторопиться. Ведь для них установлены предельные сроки для осуществления этого права.
Видео сюжет расскажет, порядок проведения приватизация земельных участков
Основной документ, регламентирующий правоотношения в отношении такого объекта недвижимости как земля, Земельный кодекс РФ. Именно в нем содержатся нормы, определяющий порядок перехода права собственности на землю от государства к частному лицу.
ЗК РФ определяет, что приватизация может носить как возмездный, так и безвозмездный характер, в зависимости от условий возникновения прав в отношении конкретного земельного участка.
Действующие нормы Земельного кодекса РФ предусматривают следующие условия приватизации земельного участка бесплатно:
- Нахождение на нём строения, возведенного до 1992 и право на которое надлежащим образом оформлено;
- Участок был выделен до 2001 года под возведение индивидуального жилого дома;
- Участок и строения перешли по наследству до 2001 года;
- Участок предоставлен под строительство гаража в ГК или ГСК, а также под ведение садоводства или огородничества на землях сельхозназначения – «дачная амнистия».
Во всех остальных случаях оформить частную собственность на государственную землю можно только путем её выкупа в установленном порядке.
Приватизация земельного участка
Земельным кодексом РФ и рядом иных нормативных актов определен подробный порядок приватизации земельного участка. Данная процедура может незначительно отличаться по количеству и составу документов, в зависимости от назначения земельного участка, наличия на нем строений и т.д., но отличия носят не существенный характер, а только отражают особенности конкретного объекта.
Первый шаг в оформлении земли в собственность – сбор необходимых документов. Ст. 39.15 ЗК РФ содержит перечень, какие требуются документы для приватизации земельного участка:
- Заявление в органы местной власти о передачи участка в собственность – по утвержденной форме;
- Правоустанавливающие документы на строения;
- Кадастровые паспорта земельного участка и строений на нём;
- Паспорт заявителя;
- При приватизации по «дачной амнистии» необходимы документы от правления ГСК, ГК СНТ, а также копия постановления или распоряжения органов власти о выделении земельного участка.
В некоторых случаях могут понадобиться иные документы, которые зависят от конкретной ситуации, например, договор долгосрочной аренды земельного участка.
Собранный пакет документ передается в органы власти в чью компетенцию входит распоряжение землей на территории, где расположен участок. Это может быть орган местного самоуправления населенного пункта, орган по управлению имуществом регионального правительства или Росимущество – федеральный орган исполнительной власти, распоряжающийся землей, находящейся в федеральной собственности. Практика показывает, что наиболее простой вариант направить документы для приватизации – обращение в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Специалисты МФЦ подскажут, куда необходимо направить документы в конкретном случае и примут их для передачи в компетентное ведомство.
В случае отказа в приватизации у заявителя есть возможность обжаловать отрицательное решение в судебном порядке. Иск, в административном порядке, подаётся в суд по месту нахождения органа власти, отказавшего передать землю в собственность.
Если земельный участок, в отношении которого вынесено положительное решение о приватизации, ранее не был отмежеван, то перед постановкой на кадастровый учет необходимо выполнить данную операцию.
Межевание может провести любой аккредитованный кадастровый инженер на основании договора об оказании услуг. Итогом которых станет подготовка межевого плана, где отражены координаты участка на местности. Дополнительно на участке могут быть выставлены межевые знаки, обозначающие границы надела.
В случае приватизации вновь образованного участка, к которым может относиться и существующий в натуре участок, но не зафиксированный на кадастровой карте, необходимо провести его постановку на кадастровый учёт.
Для этого необходимо предоставить в органы Росреестра, в том числе через МФЦ:
- Заявление по установленной форме;
- Межевой план;
- Документы на земельный участок, в том числе распоряжение о приватизации.
За постановку на кадастровый учет заявитель должен будет оплатить госпошлину в размере 2000 рублей, а в отношении участков, оформляемых в упрощенном порядке – 350 рублей. Продолжительность регистрации составляет десять рабочих дней с момента подачи документов.
Если же земельный участок ранее на кадастровом учете уже стоял, у него есть кадастровый номер, то повторная постановка не требуется и гражданин может сразу подать документы на оформление права собственности в отношении данного участка.
Как приватизировать участок, если один из собственников против?
Шаг 1. Подготовка документов
Для приватизации земельного участка потребуются следующие документы:
- заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению)
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя
- доверенность, если заявление подает представитель
- документ, подтверждающий права заявителя на испрашиваемый земельный участок (договор безвозмездного найма и т.д.)
- схема расположения земельного участка — если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок
- выписка из ЕГРН на земельный участок (не представляется в случае, если земельный участок предстоит образовать). Вы вправе не представлять выписку из ЕГРН, поскольку орган, рассматривающий заявление, может получить их самостоятельно. Однако для ускорения решения вопроса рекомендуем собрать эти документы.
- документы, подтверждающие право на приватизацию земельного участка (в частности, приказ о приеме на работу, выписку из трудовой книжки или трудовой договор, документы, подтверждающие статус многодетной семьи)
В зависимости от того, кому принадлежит приватизируемый земельный участок, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок (если земельный участок находится в муниципальной собственности), или в территориальное управление Росимущества (если земельный участок находится в государственной собственности). Сведения о собственнике земельного участка указываются в выписке из ЕГРН. Вам должны выдать расписку, которая подтверждает получение заявления и прилагаемых к нему документов.
Срок рассмотрения заявления — 30 дней. Срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть продлен до 45 дней.
Если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, вы получите решение о предоставлении земельного участка в собственность, после чего можете сразу переходить к шагу 6. Если земельный участок предстоит образовать или его границы нужно уточнять, вы получите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заключите договор подряда с кадастровым инженером для проведения кадастровых работ по межеванию, в результате которых он подготовит межевой план. Кадастровые работы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть также проведены ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату. После выполнения кадастровых работ обратитесь в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ земельного участка либо с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, к заявлению приложите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Для этого уплатите госпошлину за регистрацию и представьте в Росреестр заявление о государственной регистрации права, документ, удостоверяющий личность, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Вы вправе сделать это по собственной инициативе, однако для ускорения процесса советуем приложить квитанцию.
Размер госпошлины за регистрацию права собственности на земельный участок:
- 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования
- 2 000 руб. — в иных случаях
Отказ Росреестра в регистрации права собственности на земельный участок может быть обжалован в суде.
В случае незаконного отказа администрации муниципального образования или Росимушества в предоставлении земельного участка в собственность, владелец земельного участка может обратиться с исковым заявлением для приватизации земельного участка через суд.
Для приватизации земли через суд необходимо подготовить исковое заявление и документы, подтверждающие право на приватизацию, описанные выше. В случае возникновения сомнений в наличии права на приватизацию у уполномоченного органа он данные сомнения указывает в своем решении. Задача владельца земельного участка опровергнуть в суде данные сомнения, для этого, возможно, потребуется представить дополнительные доказательства суду.
Для признания права собственности на дачный участок или иной земельный участок исковое заявление подается в суд по месту нахождения земельного участка (исключительная подсудность). Рассмотрение иска о признании права собственности на земельный участок облагается госпошлиной, исходя из сложившейся судебной практики, требования о признании права собственности на землю через суд рассматриваются как имущественные, не подлежащие оценки, поэтому пошлина взимается 300 рублей для физических лиц.
Важное изменение для членов СНТ, ДНТ, ОНТ: до 31 декабря 2020 года члены СНТ, ДНТ, ОНТ, созданных до 1 января 2019 года, имеют право независимо от даты вступления в члены приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, при этом земельный участок должен быть образован из земельного участка, предоставленного до 30.10.2001 года снт, днт или онт либо иной организации, при которой они были созданы и распределен по решению общего собрания членов или иного документа о распределении земельных участков данному члену товарищества (п. 2.7. ст. 3 137-ФЗ от 25.10.2001 в ред 217-ФЗ от 29.07.17 года вступает в силу с 01.09.2019). Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (п. 2 ст. 23 217-ФЗ от 29.07.17 в ред. 340-ФЗ от 03.08.2018 года).
Нет времени заниматься приватизацией земельного участка? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает услуги в сфере недвижимости с 2010 года и обладает обширным опытом приватизации имущества и судебном признании права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости. Мы предлагаем выгодные условия для владельцев недвижимости и традиционно работаем без предоплаты, что гарантирует завершение дела в вашу пользу в короткий срок (мы не получаем оплату услуг, пока вы не станете собственником земельного участка). Вы можете заказать услуги по приватизации земельного участка без предоплаты любым удобным способом: 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы.
Физические и юридические лица (граждане), а также компании, в собственности которых находятся здания, сооружения, строения имеют исключительное право на их приватизацию.
Этот процесс проводится в соответствии с ЗК РФ, иными нормативными актами. Приватизировать можно участок целиком, его отдельную часть.
- Но при соблюдении определенного условия — площадь участка или его части не должна быть меньше законодательно определенного минимума для земельного надела, который планируется приватизировать.
- В ходе передачи земли в собственность большое значение имеют признаки, ее определяющие:
- В результате приватизации участок может быть оформлен:
Показатели | Описание |
В собственность гражданина | единоличную |
В собственность | долевую |
В совместное имущество | мужа и жены, лиц, которые вместе ведут фермерское хозяйство |
Граждане, имеющие право на бесплатную передачу от государства земельного надела.
Это происходит по строго определенным основаниям:
- Участок находится в бессрочном или постоянном пользовании человека.
- Участок находится в пожизненном владении человека.
Только по этим двум основаниям человек может бесплатно приватизировать надел земли. Остальное считается незаконным.
При указанных основаниях переход правомочий собственников от государства к гражданам необходимо предоставить правоустанавливающий документ.
Закон дает выбор потенциальным владельцам — любой документ на выдел человеку земельного участка подойдет, вне зависимости от того, когда он был получен. Но у многих граждан документы на земельный надел отсутствуют.
Эта проблема решается путем обращения в уполномоченные органы, занимающиеся земельными участками в определенном регионе.
Необходимо поднимать архивы и оформлять новые документы.
По статье 36 ЗК РФ, исключительное правомочие на оформление в собственность земли с нахождением на ней построек капитального назначения имеют собственники домов и строений.
Это граждане, организации, построившие дома, сооружения, строения.
Если исключительное право одних граждан будет проигнорировано, им воспользуются те, которым это право не предоставлялось, приватизация будет засчитана в качестве незаконной.
Кроме того, если организация или гражданин захватил земельный участок в самовольном порядке, без согласования этого процесса с муниципалитетом, это считается нарушением.
В этой ситуации аннулируется право собственности, а также в отношении субъекта, ведущего противозаконную деятельность, возбуждается административно дело.
В частности, по ст. 7.1 КОАП налагаются санкции. Уполномоченный орган выносит решение об освобождении участка земли от присутствия незаконного на ней собственника.
Земли, которые не могут участвовать в обороте (статья 27 ЗК), не могут быть переданы.
К этим землям относятся территории, связанные с культурным наследием города, заповедные, особо охраняемые земли. Умышленная приватизация этих земель незаконна.
Заинтересованные лица, чьи права были нарушены в процессе приватизационного процесса, могут обратиться в местную администрацию. Именно в тот отдел, который передавал земельный участок.
По вновь открывшиеся обстоятельства, уполномоченные должностные лица, то есть представители местных органов власти, обязаны пересмотреть принятое ими решение по приватизации конкретного земельного участка, оформить по факту протокол заседания комиссии по рассмотрению конкретного случая незаконности земельного участка.
- Если в результате рассмотрения новых обстоятельств дела, комиссия принимает решение в пользу обратившегося лица, составляется административный акт, который отменяет приватизацию.
- В немедленном порядке об этом оповещается регистрирующий орган.
- Круг заинтересованных лиц, которые на практике обращаются за отменой приватизации, широк:
- Родители.
- Дети.
- Внуки.
- Супруги и т.д.
Приватизация дает гражданам и юридическим лицам права на земельные наделы, но и определенные обязанности. Включая обязанность соблюдения законодательных норм при обращении за передачей прав на имущество.
Если процесс оформления в собственность квартир, земельных участков будет сопровождаться нарушением норм права, приватизация может быть признана незаконной.
В ГК РФ установлены основные положения, по которым можно аннулировать незаконные сделки, включая приватизацию.
В качестве последствий заключения таких сделок может наступить не только административная, но и уголовная ответственность.
Перечень виновных действий, подпадающих под действия уголовных норм права, зафиксированы в соответствующем законе.
Незаконность приватизации следует правилам, которые заключены в ГК по недействительности сделок. Этой проблеме ГК выделяет 2 параграф, 9 главы.
Из понимания статьи 166 ГК РФ, незаконная сделка делится на 2 типа — ничтожная и оспоримая. Ничтожность сделки наступает вне зависимости от решения судебного органа — достаточно наличия факта ее свершения.
Оспоримость договора приватизации может наступать только после признания ее судом в этом качестве. В дополнение указанные понятия раскрываются в ст. 168 ГК РФ.
По общим правилам, сделка которая быть признана ничтожной или оспоримой. Для отмены оспоримой сделки необходимо вынесение судебного решения.
Основными критериями, на которые опираются стороны при подписании приватизационного договора, это законность и добросовестность действий участников сделки.
В иных случаях, в судебном органе будет рассматриваться вопрос о признании сделки недействительной. По правилам по подсудности, которые определены в ГПК РФ, такие дела входят в полномочия судов районного уровня.
Для признания приватизации незаконной, аннулирования ее результатов, гражданам нужно обращаться в районный суд по месту нахождения имущества.
Если оспаривается сделка по приватизации, совершенная с участием юридических лиц, то дело подлежит рассмотрению в Арбитражных судах.
Нарушения, обусловленные незаконностью оформления имущества в собственность, исправляются общим сроком исковой давности. Он составляет три года. Отсчет начинается со дня приватизации.
Если заявителю ничего не было известно о том, что началась приватизация, отчет срока происходит с момента, когда он узнал о том, что приватизация состоялась.
Если вопрос касается таких действий виновного лица, как насилие, угрозы в адрес заинтересованных лиц, исковая давность сокращается сроком до года.
Срок устанавливается со дня, когда угрозы, иные умышленные незаконные действия в адрес заявителя были прекращены.
Лица, которые на момент проведения процедуры, явились неправосубъектными в силу возраста, срок давности не ограничен. Он восстанавливается по заявлению при достижении истцом 18 лет.