Земельный налог для физлиц в 2024 году: ставки, размер, расчет, срок уплаты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог для физлиц в 2024 году: ставки, размер, расчет, срок уплаты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Земельный налог в 2024 году для физических лиц

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Некоторые плательщики могут воспользоваться льготами федерального и местного уровня. Если налоговый орган располагает информацией о праве плательщика на льготу, она будет учтена при расчете налога. Но если налогоплательщик заметил при получении уведомления, что льгота не учтена, ему нужно подать в ИФНС заявление по форме из приказа от 14.11.2017 № ММВ-7-21/[email protected] Заявление предоставляется только один раз — далее льгота действует автоматически.

Земельный налог для физических лиц и ИП в 2024 году

Объект налогообложения

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Расчет налога на землю в РК производится исходя из того, где находится земельный участок и занят ли он постройками жилищного фонда.

Земельный налог = Налоговая база х Налоговая ставка (с учетом корректировок).

Налоговой базой является площадь земельного участка или земельной доли.

Юридическими лицами и ИП сумма налога исчисляется самостоятельно. Для физических лиц исчисление суммы налога производится налоговыми органами.

В случае прекращения владения или пользования земельным участком, налог рассчитывается за период фактического пользования.

На сегодняшний день утверждены такие ставки на земельный налог:

Вид населенного пункта

Базовые ставки налога на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые ставки налога на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Города:

Алматы

28,95

0,96

Нур-Султан

19,30

0,96

Актау

9,65

0,58

Актобе

6,75

0,58

Атырау

8,20

0,58

Тараз

9,17

0,58

Караганда

9,65

0,58

Кызылорда

8,68

0,58

Кокшетау

5,79

0,58

Костанай

6,27

0,58

Павлодар

9,65

0,58

Петропавловск

5,79

0,58

Талдыкорган

9,17

0,58

Уральск

5,79

0,58

Усть-Каменогорск

9,65

0,58

Шымкент

9,17

0,58

Алматинская область:

Города областного значения

6,75

0,39

Города районного значения

5,79

0,39

Акмолинская область:

Города областного значения

5,79

0,39

Города районного значения

5,02

0,39

Остальные города областного значения

85 % от ставки, установленной для областного центра

0,39

Остальные города районного значения

75 % от ставки, установленной для областного центра

0,19

Поселки

0,96

0,13

Села (аулы)

0,48

0,09

Для физических и юридических лиц установлены разные сроки уплаты земельного налога.

Если вы физическое лицо, владеющее земельным участком, то произвести уплату налога на землю в бюджет вам необходимо до 1 октября года, следующего за отчетным годом (например, за 2019 год налог уплачивается не позднее 1 октября 2020 года).

Если же вы являетесь юридическим лицом, то оплатить вам необходимо в такие сроки: не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года. Оплата производится частично, равными долями.

Если же уплата земельного налога не была произведена вовремя, на всю сумму начисляется пеня. Начисление происходит за каждый день просрочки в сумме 1,25-кратной ставки, установленной Национальным Банком Республики Казахстан.

Если вы желаете узнать, есть ли у вас задолженность по налогам, сделать это можно следующими способами:

Обратиться непосредственно в отделение Налоговой службы. При себе необходимо иметь ИИН или БИН и паспорт.

Если же у вас нет времени на личное посещение Налоговой службы, тогда узнать о возможной задолженности можно в режиме онлайн. А именно: на портале Электронного правительства или же на сайте Комитета государственных доходов. Для этого вам необходимо иметь при себе/знать свой ИИН или БИН.

Первый микрокредит без переплат!

Сумма: до 130 000 тенге.

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Социальный налог в РК

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

  • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

  • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

  • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

    Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

    Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

    Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

    • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
    • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

    Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

    Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

    Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

    Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

    Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

    Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

    Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

    Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

    Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

    Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

    В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

    Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

    Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

    Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

    Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

    Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

    Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

    И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

    К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

    Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

    Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

    Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

    Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

    Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

    Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

    Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

    • не позднее 1 марта — годовой платеж;
    • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

    Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

    Вопреки ожиданиям, никаких изменений в порядок исчисления и уплаты налога на землю для физических лиц в 2024 году внесено не было. В качестве налоговой базы, согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ, будет по-прежнему выступать кадастровая стоимость земельного участка. Для определения размера налога будут использоваться сведения, находящиеся в государственном кадастре недвижимости на 1 января года, который принимается в качестве отчетного периода.

    Для того чтобы узнать стоимость земельного участка, налогоплательщику необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальное отделение Росреестра или сформировать соответствующий запрос на официальном сайте государственного органа в сети интернет.

    В том случае, если установленная стоимость, на основании которой исчисляется налог, превышает рыночную стоимость участка, необходимо произвести его переоценку, иначе размер налогового платежа будет неоправданно большим. В том случае, если в присланном налоговом уведомлении имеются ошибки в расчетах или исходных данных, необходимо отправить запрос на их исправление в ФНС – для этого к каждому уведомлению прикрепляется форма для обратной связи с налоговым инспектором.

    Земельный налог в 2021-м: идём на снижение

    Процентная ставка налога на землю устанавливается властями муниципальных образований, но, при этом, не может превышать следующих значений:

    а) 0,3% для участков, относящихся к следующим категориям:

    • земли сельскохозяйственного назначения;
    • земли, предназначенные для возведения жилых строений или занятые такими строениями и сопутствующей им инфраструктурой;
    • земли, предназначенные для ведения подсобного или дачного хозяйства, садоводства и огородничества;
    • земли, предназначенные для обеспечения безопасности, обороны и таможенных нужд.

    б) 1,5% для прочих земельных участков.

    В том случае, если участок находился в собственности в течение неполного отчетного периода, размер налога исчисляется пропорционально временному периоду, на протяжении которого земля принадлежала налогоплательщику.

    Внесение обязательного платежа производится в бюджет того муниципального образования, в котором располагается земельный участок. Уплатить налог необходимо до 1 октября года, следующего за налоговым периодом, по которому он исчисляется.

    Произвести уплату налога можно на основании соответствующего уведомления, которое должно быть отправлено территориальным отделением налоговой службы не позднее, чем за 30 дней до наступления даты, в которую должен быть осуществлен платеж. В том случае, если уведомление из ФНС о необходимости уплаты налога не пришло, стоит самостоятельно обратиться в территориальное отделение налоговой для получения точной информации о размере платежа, подлежащего внесению в бюджет.

    Итак, никаких изменений в законодательстве, которые могут повлиять на порядок расчета и уплаты земельного налога, в 2024 году не будет. Расчет суммы платежа будет производиться на основании кадастровой стоимости земли путем исчисления суммы процентной ставки, размер которой установлен действующим законодательством.

    В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

    Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

    • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
    • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
    • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
    • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
    • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка — в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

    Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

    С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

    Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2024 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

    • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
    • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
    • за 1-й квартал 2024 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
    • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
    • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

    Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

    Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС — такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

    КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

    Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

    Ставка земельного налога – это законом установленное число в процентах на единицу налоговой базы, при помощи которого рассчитывается сумма налога за землю.

    В связи с этим, налоговую ставку нужно знать абсолютно всем налогоплательщикам (в том числе и по налогу за землю), поскольку отсутствие этой информации не позволит рассчитать размер налога, который предстоит уплатить в местный бюджет. Это очень важный элемент налогообложения.

    Любые государственные изменения нечасто радуют граждан, особенно если они касаются повышения цен, налогов, коммунальных платежей и т. д. Еще до 2016 года величина уплаты налога на землю начислялась в зависимости от балансовой стоимости земельного участка. Она была сравнительно низкой, как следствие – итоговая сумма также не была тягостной для собственников.

    В связи со вступившими в силу изменениями, земельный налог в 2020 году начисляется, учитывая кадастровую стоимость участка земли, что предусматривает его возможное увеличение для определенных граждан на солидную сумму.

    Но чтобы избежать резкого подъема увеличения налога на землю для населения, было принято решение постепенно повышать фискальную базу – каждый год в течение 5 лет на 20%. То есть при начислении уплаты за 2020 год учитывается стоимость земельного объекта в размере 80% от реальной.

    Кадастровая стоимость объекта (еще ее называют налоговой базой) определяется расчетными организациями, учитывая ряд параметров, главные из которых – это местоположение земельной территории, ее предназначение, вид разрешенной деятельности и другие нюансы. Она заносится в реестр недвижимости и напрямую влияет на величину налогов.

    Рыночная стоимость участка земли – это цена, установлена собственником-продавцом с учетом рынка недвижимости, и с которой согласен покупатель. Чтобы выгодно ее установить, владельцы часто прибегают к помощи независимых экспертов.

    Узнать кадастровую стоимость объекта можно здесь – https://kadastr.ktotam.pro/, заполнив форму с адресом или введя кадастровый номер земельного участка:

    Кадастровая стоимость чаще всего выше рыночной приблизительно на 25%, но бывает и еще больше. Более того, расчеты, проведенные разными экспертами, могут отличаться. Все это приводит к тому, что владельцы земельных наделов обращаются в суд с оспариванием оценки кадастровой стоимости, потому как величина налогов на землю получается завышенной.

    Если иск был удовлетворен, то проводился перерасчет налогов и налогоплательщик платил меньшую сумму от начисленной ранее за текущий период.

    В 2020 году изменения и дополнения, касающиеся земельного налога, коснулись 5 направлений.

    1. Увеличение суммы налога на землю.
      Если за предыдущий год налог на землю рассчитывался с учетом 80% кадастровой стоимости объекта, то начиная с 2019 года и далее уже будет учитываться полная стоимость – 100%. То есть до 1.12.2020 население будет платить за предыдущий – 2019 год еще по сниженным тарифам, а когда в 2024 году будет проводиться оплата за 2020, то уже по новым тарифам.
    2. Переоценка кадастровой стоимости.
      Уточню, что на момент написания статьи это только в планах. Глава министерства земельных и имущественных отношений по Московской области Аверкиев заявил, что возможно будет проведена переоценка кадастровой стоимости. Это связано с тем, что подобные мероприятия проводились около 7 лет тому назад, а цена земельных участков за это время существенно снизилась. Если это произойдет, то можно ждать снижения кадастровой стоимости земельных объектов, и, соответственно, уменьшения земельного налога.
    3. Реформирование системы кадастровой оценки.
      Начиная с 2019 года государство планирует всю деятельность, связанную с оценкой кадастровой стоимости объекта, возложить на государственную структуру «Центр кадастровой оценки». Поскольку раньше этим занимались частные кампании и результаты оценки схожих объектов могли сильно разниться. Чиновники надеются, что подобное нововведение позволит выстроить единый план по оценке земельных участков.
    4. О переоценке имущества.
      Еще одно новшество, вступившее в силу с начала 2019 года, касается переоценки имущества. Если раньше гражданин, не согласившийся с суммой начисленного земельного налога, обращался в Ростреестр за переоценкой, то добиться перерасчета можно было на действующий и предыдущий налоговый период. Теперь же, начиная с 1.01.2019, пересчет будет распространяться только на последующие налоговые периоды.
    5. О перерасчете для физических лиц.

    Всех налогоплательщиков сбора на землю можно разделить на 2 группы:

    1. Физические лица – сюда относятся владельцы отдельных участков и индивидуальные предприниматели.
    2. Юридические лица – к этой категории относятся разные организации и коммерческие структуры.

    Каждая из этих групп имеет часть лиц, кто не платит земельный налог, или платит по льготным тарифам.

    Организации, которые сюда относятся, можно разделить по типам и направлениям их деятельности:

    • социальная сфера;
    • религиозное направление;
    • наука;
    • исследовательские, опытные, научные учреждения;
    • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ.

    Все они полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Уточнить подробности этого списка можно в ФНС.

    А также не облагается налогами земля:

    • находящаяся в аренде или в срочном пользовании;
    • которая входит в водные и лесные фонды РФ;
    • с расположенными на ней объектами культуры, истории, науки;
    • изъятая из оборота (заповедники, парки, объекты армии и ФСБ, кладбища).

    Следующая группа – это категория граждан, которая по законам РФ освобождена от уплаты налога на землю или делает это по сниженным тарифам. Сюда относятся:

    • герои СССР;
    • пенсионеры – участники военных действий;
    • пострадавшие в авариях с выбросом радиоактивных веществ;
    • лица, начавшие заниматься сельскохозяйственной деятельностью, им позволено не вносить взносы за землю первые 5 лет.

    Тема, касающаяся оплаты земельных налогов, вызывает много вопросов. Самые распространенные из них:

    Кому платить земельный налог? – Данные средства направляются в бюджет того региона, к которому принадлежит земельный участок.

    Платить налоги на землю нужно в местном регионе, к которому территориально относиться земельный участок.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Сроки, обозначенные законодательством для уплаты налога на землю физическими и юридическими лицами, отличаются между собой.

    Когда платят земельный налог физические лица? – После того как получат уведомление от НС с указанным суммой налога за землю и сроком уплаты. Согласно изменениям ФЗ №320 от 23.11.2015 оплатить нужно до 1 декабря того года, который наступит после «оплачиваемого». То есть, до 01.12.2020 необходимо внести взнос на землю за 2019 год.

    Даже если уведомление не пришло, НС обязуют население самостоятельно обратиться в инспекцию и сообщить о наличии в них земельных участков.

    Срок уплаты земельных налогов для юридических лиц совершенно другой, и отличается:

    • во-первых – ежеквартальными авансовыми платежами;
    • во-вторых – часть платежа за последний квартал нужно будет внести до 1 февраля текущего года.

    При неуплате земельного налога налоговый кодекс предусматривает наказания – это пеня по земельным налогам или штраф, размером 20 или 40% от общей суммы, что зависит от тяжести нарушения.

    Изменения 2024 по земельному налогу

    Согласно законодательству, штрафы для физических лиц за неуплату налога или просрочку платежа не предусмотрены. Если налогоплательщик нарушил сроки оплаты, то предусмотрена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. Но взыскать средства ФНС может только после решения суда.

    Изменений по земельному налогу с 2024 года будет немало. Вводится единый срок уплаты. Налог на землю на 2024 год увеличится, зато упрощается процедура предоставления документов для оформления льгот.

    Рассчитав время владения участком, плательщики земельного налога должны оплачивать платеж за один год после получения уведомления с квитанцией из налоговой службы.

    Налог на землю платят собственники земли, а также владельцы, которым принадлежат участки земли на таких правах как: пожизненное наследуемое владение либо постоянное пользование участком.

    В случае принадлежности участка физическому лицу по договору аренды, сбор платить не нужно.

    Стоимость участка по кадастру, применяемая при расчете платежа, напрямую зависит от количества соток, принадлежащих собственнику.

    Площадь земельного участка, которая не облагается налогом – это, согласно налоговому законодательству, шесть соток от участка налогоплательщика, который относится к следующим категориям:

    • герои-инвалиды I, II групп;
    • дети-инвалиды;
    • ветераны ВОВ;
    • герои СССР и т. д.

    Эти 6 соток — и есть необлагаемая налогом сумма земельного налога для лиц, которые могут пользоваться данными льготами.

    Размер налога на земельный участок в 2024 году зависит от основного фактора – стоимости земли по кадастру, которая постепенно растет к 2020 году. Налоговая база по земельному налогу определяется местными органами управления.

    Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются исходя из категории земель. Однако ставка для физического лица не может быть больше 0,3 процента.

    Производит начисление земельного налога физическим лицам налоговая служба, после чего направляет об этом уведомление собственнику.

    Итак, каким образом произвести снижение ставки земельного налога? Снизить размер сбора помогут льготы, точный перечень которых можно выяснить в территориальном налоговом органе, администрации. К некоторым из льготников относятся:

    • ветераны ВОВ;
    • инвалиды I и II групп;
    • лица, пострадавшие при Чернобыльской катастрофе.

    Помимо льгот, необходимо учитывать коэффициент использования земли. Если владелец приобрел землю и продал её в тот же год, то расчет следует проводить с учетом коэффициента использования, он будет выглядеть следующим образом:

    Фактическое использование земли/12 месяцев = Коэффициент использования земли.

    Размер земельного налога для физических лиц

    Если уведомление об уплате налога на земельный участок не пришло, следует обращаться в налоговую инспекцию. При обращении необходимо иметь паспорт, ИНН, а также быть готовым по требованию предоставить адрес участка.

    Есть несколько причин, почему не присылают налог на землю:

    • письмо с квитанцией задержалось либо потерялось во время пересылки;
    • ошибочная отсылка другому человеку.

    В любом случае при задержке уведомления об уплате ЗН лучше сразу обращаться в налоговую инспекцию.

    Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2020 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

    Произведем расчет земельного налога в 2020 году:

    980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

    где:

    11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

    Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

    • авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
    • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
    • по итогам 2020 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

    ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

    Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

    Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

    Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

    Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

    Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

    • Определим налоговую базу:

    (980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

    • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

    784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

    Подробнее о льготах, установленных НК РФ, читайте в статье «Объект налогообложения земельного налога».

    Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

    Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

    Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

    А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

    Таким образом, каждый муниципалитет принимает решение или постановление, в котором определены налоговые ставки. То есть, сведения о действующих ставках вашего земельного налога по кадастровой стоимости содержатся в местных документах. Для уточнения информации обращайтесь в территориально подразделение налогового органа.

    Ставка по кадастровой стоимости земельного налога – это величина, без которой невозможно посчитать сумму, подлежащую уплате. Эта цифра для нас так же важна, как и размер кадастровой стоимости.

    Как рассчитывается земельный налог

    Этот тип налогового обложения иногда называют «местным». Власти регионов вправе самостоятельно регулировать ставку. Но это позволительно только в ограничительных рамках, установленных на уровне федерации.

    Самая высокая ставка на земельный налог 0,3% устанавливается для следующих территорий:

    1. Земледельческих, промышленных, а также жилых местностей, которые используются по назначению (выращивание агрокультур и т.п.).
    2. Земель с жилыми зданиями, объектов жилищно-коммунального хозяйства, участками для застройки жилыми зданиями.
    3. Участков, на которых реализуются собственное хозяйство — растениеводство, скотоводство.
    4. Местностей, предназначенных обеспечивать потребности таможни, безопасность и оборону РФ.

    Максимальная процентная ставка 1,5% устанавливается для остальных налогооблагаемых объектов.

    Регионы вправе снижать ставку на десятую процента. Разрешается использовать дифференцированный метод расчета, учитывая назначение, месторасположение и вид земель. Когда местные власти не постановили свои значения, налог берется максимальный.

    Если физлицо имеет землю во владении менее 12 месяцев, применяется особая формула для подсчета — ЧПМВ/12:

    • «ЧПМВ» — число месяцев полного владения;
    • «12» — количество месяцев в налоговом периоде.

    Так как НП длится ровно 12 месяцев, то в знаменателе всегда будет стоять 12.

    В любой системе налогообложения присутствуют льготы для отдельных социальных групп. Существуют федеративные льготы, которые действительны по всей стране, и местные, имеющие силу на территории региона.

    Полностью отменяется уплата налога для малочисленных северных народов, жителей восточной части России (ДВ), регионов Сибири. Кроме того, общины этих народов, которые самостоятельно организуют свой быт и сохраняют традиционный жизненный устой также освобождаются от налогообложения.

    Понижение суммы выплат предусмотрено для:

    • героев РФ и СССР, носителей ордена славы;
    • людей с ограниченными возможностями и военных ветеранов, включая ветеранов ВОВ;
    • инвалидов с рождения и инвалидов с присвоенными группами: первая, вторая;
    • людей, пострадавших от выброса радиоактивного излучения на ЧАЭС, пострадавших на Каштымской аварии или Семилапатинском испытательном полигоне;
    • физлиц, числившихся в особых подразделениях, испытавших ядерные установки или устранивших последствия ядерного взрыва на военном объекте;
    • граждан, заболевших лучевой болезнью в процессе военного обучения или испытания.

    Льготы для этих лиц распространяются по всей территории России и предполагают уменьшение выплат на 10 000 рублей.

    Власти регионов составляют нормативные акты, в которых регламентируется налоговый сбор, порядок применения, а также указывается категория граждан с определенными льготами.

    То есть, если на уровне федерации пенсионеры не являются льготниками, то внутри субъекта власти способны внести их в список таковых:

    • В Московской области малоимущие граждане (доход меньше удвоенного прожиточного минимума) могут претендовать на льготу;
    • В Санкт-Петербурге — одиноким людям пенсионного возраста в связи с возрастом или инвалидностью. Если один объект недвижимости расположен на одной территории, а его площадь не больше 2500 м2, налог не взимается. Если пенсионер владеет несколькими участками небольшой площади (до 2500) — льгота не действительна;
    • В области Уральского федерального округа — неработающим пенсионерам;
    • В Ростовской — по достижении преклонного возраста.

    Подробней о льготах можно прочесть на портале Налоговой службы. Льготники должны лично обращаться в органы по месторасположению участка земли. Субъект составляет свои нормативные акты, по которым и устанавливается порядок, срок начисления. Однако последний не может выходить за рамки НП.

    Гражданин должен с полным пакетом документов прийти в орган налоговой службы и подать заявление. Льготное право может возникнуть или закончиться посреди года. Такое обстоятельство решается формулой подсчета, описанной ранее.

    Налоговый сбор утверждается в конце календарного года. Выносится он согласно правовым актам в виде процента от налоговой базы с необходимыми поправками.

    Нельзя путать процентную ставку по налогу и окончательную его сумму. Последняя высчитывается, опираясь на несколько показателей:

    • СКЗУ — стоимость по кадастру земельного участка;
    • СД — собственническая доля;
    • ПС — процентная ставка;
    • ВК — владельческий коэффициент.

    Налог на участок земли — СКЗУ × СД × ПС × ВК.

    Стоит упомянуть о коэффициентах, повышающих сумму налога. Они предусматриваются для участков, которые приобретены с целью постройки жилища. Они не применяются только для юридических лиц — коэффициент №2, коэффициент №4.

    Сообщены сроки уплаты земельного и транспортного налогов в 2024 году

    Власти субъектов могут регулировать не только размер земельного налога, льготные группы, но и сроки его уплаты. Физические лица должны вносить в налоговый бюджет средства не позже 1 декабря следующего за НП года. В 2020 году — это 1 февраля.

    Оплата производится в любом кредитно-финансовом учреждении или на специальных онлайн сервисах.

    Физические лица платят налог на земельный участок каждый год по присланному налоговому уведомлению. В нем можно найти информацию о предмете налогообложения, налоговой базе, перечисленных средствах и сроке исчисления.

    Налоговый орган отправляет уведомление по адресу налогоплательщика не позже месяца до следующего платежа.

    Бывает, что уведомление из ФНС не приходит в назначенное время. Тогда налоговые сотрудники рекомендуют отправиться в налоговую инспекцию лично по месторасположению участка земли.

    При фиксации плательщиком неточностей в уведомлении, которые прямым или косвенным образом влияют на исчисляемую сумму, он должен воспользоваться специальной формой для обратной связи, которая прилагается к уведомлению.

    Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

    Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

    Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

    Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

    • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
    • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
    • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
    • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
    • чернобыльцам;
    • пенсионерам и предпенсионерам;
    • всем, у кого есть трое и более детей.

    В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

    Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

    Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

    Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

    • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
    • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
    • чернобыльцам;
    • одному из родителей многодетной семьи.

    Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

    Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.

    Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:

    • квартира;
    • дом;
    • комната;
    • гараж;
    • машино-место;
    • иные здания и сооружения.

    Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.

    Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:

    • Герои Советского Союза и Российской Федерации;
    • кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
    • ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
    • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
    • чернобыльцы;
    • пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
    • военнослужащие со стажем работы более 20 лет;
    • многодетные родители.

    Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.

    Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:

    • 50 кв.м. в отношении дома;
    • 20 кв.м, в отношении квартиры;
    • 10 кв.м. в отношении комнаты.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *