Закон О Разграничении Зем Участков С 2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон О Разграничении Зем Участков С 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закрепление границ земельного участка является необходимой процедурой для собственника в ситуациях:

  • узаконивания площади надела, если со временем размер участка изменился в большую или меньшую сторону;
  • совершении любых сделок с земельным наделом;
  • выделении доли в собственности нескольких владельцев и оформлении на нее права отдельно от других;
  • решении споров о границах с собственниками соседних участков;
  • восстановлении границ, если они были определены ранее, но в генеральном плане территории отсутствуют (участки в СНТ).

Процесс включает в себя:

  1. Подготовительные работы, направленные на изучение имеющихся технических документов, а также проверку специальных геодезических границ и знаков на местности;
  2. Разработка задания на проведение межевых работ и оповещение собственника (собственников) земли о дате их проведения;
  3. Оповещение соседей о проведении межевых работ;
  4. Установление на местности координатных точек участка, определение его площади и составление чертежного плана;
  5. Согласование результатов работ с муниципалитетом;
  6. Оформление межевого дела и плана.

Межевание является частью кадастровых работ и регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ. В этом документе указан весь комплекс работ, которые должны проводиться с целью учета недвижимых объектов в государственном кадастре. В том же числе и подготовка межевого плана.

Определение местоположения участка, границ и площади – важная составляющая, необходимая для кадастрового учета. Ведь постановка на учет невозможна без точных данных по земельному участку.

Закон о земельном кадастре 28-ФЗ действовал с 2000 года. Но за все время его действия лишь чуть больше трети земель России оказались занесенными в базы кадастра. На сегодняшний день этот закон утратил силу и вместо него приняли от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Услуги специалистов по межеванию всегда требовали определенных финансовых затрат. Но поправки в ЗК РФ с 01.06.2015 года обязали муниципальные власти выделять средства из бюджета на эти цели. Таким образом, начиная с 1 июня 2015 года и заканчивая 1 марта 2026 года, уточнение территории участка могло бы стать для граждан абсолютно бесплатным. Эта норма нашла отражение в Федеральном законе «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» от 23.06.2014 №171-ФЗ.

Что такое межевание земельного участка по новому закону 2024 года?

Проводить процесс установки границ участка, его площади и точного расположения может только специалист. Таковым является кадастровый инженер. Это может быть любое лицо (физическое, юридическое или индивидуальный предприниматель), но обязательно иметь на то официальный документ.

Аттестат, выданный и зарегистрированный в Росреестре, является подтверждением того, что он обладает достаточной квалификацией для оказания подобной услуги.

Чтобы получить такой аттестат, к кандидатам предъявляется ряд требований:

  • необходимо иметь профессиональное образование;
  • сдать экзамены на подтверждение квалификации;
  • к самостоятельной работе инженер будет допущен лишь после двухгодичной стажировки в качестве помощника кадастрового инженера со стажем.

Далее остается зарегистрировать участок земли, для чего понадобится подготовить еще несколько документов, которые потребуется предъявить в регистрирующий орган.

Кроме межевого плана нужно взять с собой паспорт и документы, подтверждающие право на участок. Заявление установленной формы можно заполнить непосредственно в органе Росреестра. Если интересы собственника представляет доверенное лицо, то необходимо представить соответствующую доверенность.

Остается оплатить государственную пошлину (стоимость 350 руб.) и дождаться внесения изменений в базу данных. Срок регистрации установлен законодательством и не может быть более 10 дней. Результатом завершения регистрационного учета станет выписка из ЕГРН.

Ссора из-за раздела участков земли превратила двух соседей в врагов

В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

Что ждет садоводов и дачников в 2024 году: главные изменения

В январе 2024 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

  • не позднее 1 марта — годовой платеж;
  • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Такие условия можно свести к следующему:
  1. присоединяемая земля должна находиться только в собственности муниципалитета или Российской Федерации, но никак не в частной;
  2. по упрощенной процедуре и безвозмездно можно рассчитывать на увеличение площади не более чем на 10 % от основного участка;
  3. права на земельный участок должны быть надлежащим образом зарегистрировано в Едином реестре прав на недвижимое имущество;
  4. прирезка не должна производиться за счет земель общего пользования;
  5. в каждом регионе установлены свой максимальный размер земельного участка для разных целей. Соответственно, с учетом прирезки, величина надела не должна выходить за указанные пределы;
  6. присоединяемый надел не должен относиться к землям сельхозназначения или быть выделенным под застройку. Не могут присоединяться участки, где проходят дороги и коммуникации, а также земли лесного фонда;
  7. из присоединяемых земель в силу площади или расположения нельзя создать новый участок;
  8. увеличение может быть произведено не более чем на минимальный размер участка, установленный в данном регионе. Во многих регионах минимальный размер земельного надела составляет 200 кв.м. Соответственно, на прирезку, превышающую 200 квадратов, рассчитывать не приходится;
  9. у добавляемой земли должен быть аналогичный вид разрешенного землеиспользования. Такие участки должны быть предназначены только под индивидуальную застройку, садоводство или огородничество. Иного вида разрешенного землепользования для прирезки не предусмотрено;
  10. добавляемый участок должен принадлежат к тому же кадастровому кварталу, а также к той же территориальной зоне, что и основная земля.

Максимальный размер земельного участка определяется в каждом регионе индивидуально. Уточнить такую величину можно уточнить в земельном комитете при местной администрации. Либо же скачать на официальном интернет-портале Федеральной государственной информационной системы территориального планирования Правила землепользования и застройки нужного населенного пункта (или района).

Перед тем, как начинать процедуру увеличения, необходимо оформить свой основной участок в собственность должен образом. Для этого нужно провести межевание надела, в ходе которого будут уточнены его размер и границы. Проводятся эти действия кадастровым инженером, имеющим лицензию на проведение межевых работ.

ВАЖНО !!! При межевании желательно присутствие соседей-землевладельцев, которые подписывают акт согласования границ, чтобы потом не было взаимных претензий.

Следующий шаг – постановка надела на регистрационный учет в Федеральной кадастровой службе. Для этого нужно обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на землю в МФЦ либо непосредственно в региональное подразделение Росреестра.

После того, как основной участок должным образом оформлен, приступают собственно к присоединению.

О разграничении государственной собственности на землю

Плата при оформлении прирезки рассчитывается исходя из стоимости участка, находящегося в федеральной собственности, часть из которого переходит в собственность гражданина в порядке перераспределения. Она не должна превышать 15 % от определенной кадастровой стоимости федерального участка.

ВНИМАНИЕ !!! Рассчитывается плата исходя из площади присоединяемой земли.

Например:

Общая площадь земельного участка, находящегося в федеральной собственности – 1000 кв. м.

Общая кадастровая стоимость федерального участка составляет 4 000 000 рублей

К частному землевладению отходят 200 кв. м.

15 % от 4 млн. – это 600 000 рублей.

К гражданину переходит 1/5 федерального надела, соответственно, он должен выплатить 20 % от указанных 600 000 рублей. Такая сумма составит 120 000 рублей.

К плате за землю добавляется расходы на межевые работы. Муниципалитеты могут устанавливать свой размер и порядок оплаты присоединенной земли.

Часто у садоводов возникают вопросы, можно ли увеличить площадь надела в СНТ за счет ЗОП. В индивидуальном порядке нельзя. Такое увеличение за счет земель общего пользования возможно только в том случае, если перераспределение земель будет производиться в пределах всего СНТ.

Таким образом, увеличение своего землевладения за счет земель Федерации и муниципалитетов возможно, но процедура не так проста и, в большинстве случаев, не является бесплатной.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

Для проведения межевания заказчик должен обратиться к кадастровому инженеру для заключения договора подряда. Для этого владельцу участка необходимо представить:

  • документы, подтверждающие наличие законного права на участок (договор, постановление органов власти, свидетельство о наследстве и т.д.);
  • документы, удостоверяющие личность заказчика.

Всю остальную необходимую информацию инженер получит в результате межевых работ на местности, а также из ранее собранных кадастровых сведений о смежных участках.

Совет специалиста. В некоторых случаях для оформления прав на землю не требуется межевание. Например, программа «дачной амнистии», утвержденная Федеральным законом № 93-ФЗ, допускается упрощенный порядок регистрации ряда объектов (участки для гаражей, дач и т.д.) без межевания. Однако для распоряжения такими объектами после января 2018 года все равно потребуется провести межевые работы.

В соответствие со ст. 22 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве», межевое (землеустроительное) дело включает в себя землеустроительную документацию на каждый объект недвижимости. Состав сведений землеустроительных дел определен Инструкцией Роскомзема от 08.04.1996 года.

Межевое дело подлежит утверждению после его формирования, а затем направляется в государственный архив для хранения. В случае изменения сведений об участке, которые потребовали проведение дополнительных межевых работ, в межевое дело также вносятся изменения.

Межевые работы в Москве и Санкт-Петербурге, как и в других регионах страны, могут проводить только кадастровые инженеры, имеющие профессиональный аттестат. Каждый кадастровый инженер должен состоять в составе профильной саморегулируемой организации (СРО).

По итогам выполненных работ кадастровый инженер направляет межевой план в следующие органы:

  • для Москвы – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве;
  • для Санкт-Петербурга – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу;
  • Ленинградская область и московский регион – аналогичные кадастровые учреждения при Управлении Росреестра.

Чтобы быстро и качественно сделать межевание участка, необходимо грамотно подойти к выбору кадастрового инженера.

  • страница1

Изменения 2024 по земельному налогу

Шаг 1, как поясняют в Росреестре, — договориться самим членам садоводческого объединения: все ли согласны потратиться на комплексные кадастровые работы.

Шаг 2 — уточнить в местных органах власти, не планируется ли проведение таких работ за счет бюджета на территории, куда входит СНТ. Нужно подать от имени СНТ запрос и дождаться ответа.

Шаг 3 — выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда — на выполнение именно комплексных кадастровых работ.

Шаг 4 — все споры по итогам работ рассматриваются в согласительной комиссии, после чего карта-план территории (в нашем случае садового товарищества) утверждается местным органом власти и направляется в Росреестр. Самим садоводам в индивидуальном порядке никуда с документами бегать не надо.

Уже возник вопрос, а можно ли заказать комплексные работы не для всего товарищества, а для части участков — если, допустим, кто-то не хочет платить даже 1200 рублей или просто в этом нет нужды, поскольку с границами все в порядке и они уже стоят на учете. Как пояснили в Росреестре, такого закон не предусматривает. Но комплексные кадастровые работы по любому не проводятся для тех участков, сведения о границах которых уже есть в ЕГРН (единый госреестр недвижимости), соответствуют установленным требованиям и не содержат никаких ошибок.

Кстати, по той же схеме комплексные кадастровые работы могут заказать и члены гаражных кооперативов — это законом тоже предусмотрено.

На бесплатное межевание можно рассчитывать, обратившись в государственные геодезические компании.

Помимо всего прочего, в каждом регионе формируется список частных фирм, которые действуют на основании государственного или муниципального контракта. В таких организациях также можно отмежевать землю бесплатно.

Для того, чтобы осуществить заказ, необходимо обратиться в государственную межевую компанию или в администрацию города для того, чтобы указать свое право на проведение процедуры межевания бесплатно.

Как правило, сроки межевательных процедур прописываются в договоре с геодезической компанией, однако, на законодательном уровне имеются свои временные рамки.

Так, работа по межеванию должна быть выполнена в срок, не превышающий пяти дней, а готовые документы выдаться в срок, не превышающий двух недель. Другое дело обстоит с регистрацией земли. Здесь процедура может занять месяц.

Межевание оформляется путем издания специального акта, именуемого межевым планом. Именно в нем четко прописаны границы земельного участка, его расположение на публичной геодезической карте и иные существенные сведения.

Здесь все зависит от того, зарегистрировано ли право на ваш земельный надел или нет. В том случае, если регистрация не имело место, то в качестве основания для регистрации и будет служить межевой план.

Также без межевого плана невозможно осуществить куплю-продажу земли.

С одной стороны, закон не принуждает межевать свои участки в обязательном порядке, с другой — собственники непромежёванного земельного участка не могут распоряжаться своим имуществом в полной мере. Нотариусы отказываются заверять сделки с участками, которые не были промежёванны, и координаты которых отсутствуют в единой базе Росреестра. Также местная администрация отказывает в выдаче документов для строительства, если границы участка не определены. Однако несмотря на ограничения в правах, многие владельцы участков сомневаются в необходимости этой процедуры и не спешат определять и регистрировать координаты границ. Для принятия взвешенного решения о целесообразности проведения межевания, нужно понимать, что это за процедура и для чего её проводят.

Действующее законодательство позволяет собственнику самостоятельно принимать решение о необходимости уточнения границ. Однако закон ограничивает владельца в правах на отдельные виды манипуляций с землёй. Такой участок невозможно продать, подарить, оставить в залог и выполнять другие юридические действия. На юридически неоформленной территории не допускается регистрация зданий, из-за этого в них невозможно прописаться. Также разделение и объединение земли возможно только на размежёванном участке. Владельцу непромежёванной земли грозят потери незарегистрированной площади за счёт претензий со стороны соседей.

Участок с незарегистрированными границами влечёт за собой большие риски для собственников. Юристы АН «Правозем» столкнулись со случаем, когда собственник долгое время обрабатывал землю и построил на ней дом. А через 10 лет узнал, что эта земля ему не принадлежит, и его участок находится в другом месте. Поэтому юристы советуют уточнить границы как можно скорее, ведь при накладке границ закон будет на стороне того, кто зарегистрировал границы раньше.

Процедура определения границ включает несколько этапов. На первом этапе заключается договор с клиентом, и кадастровые инженеры согласуют проведение работ в градостроительном комитете. Вместе с этим изучается документация: законность прав владельца на землю, есть ли сведения об этом участке в ЕГРН, уточняются координаты опорной межевой сети.

На втором этапе работы ведутся непосредственно на месте. Определяются границы территории, и проводится съёмка. Выясняются особенности участка для дальнейшего занесения сведений в межевой план. Третий этап предназначен для обработки полученных сведений, составления акта согласования границ и подписания его с владельцами смежных участков. Если нужно, на участке устанавливаются межевые знаки, и подписывается акт о передаче межевых знаков хозяину. На четвёртом этапе межевой план подаётся в Росреестр для учёта и регистрации или внесения изменений в существующие сведения.

Кадастровые инженеры АН «Правозем» выезжают на местность для определения точных границ, делают съёмку участка, определяют расположение границ на местности, выставляют точные межевые знаки и помогают согласовать границы с соседями. Юристы агентства рекомендуют начинать строительство или ставить забор только после уточнения границ, чтобы избежать в будущем конфликтных ситуаций.

Если собственник раньше не уточнял границы участка, процедура межевания называется первичной. В некоторых случаях требуется процедура повторного межевания. Оно проводится на основе первичного, чтобы подтвердить, изменить или уточнить уже установленные границы. Повторить межевание нужно, если в процессе использования параметры участка, в частности границы, были изменены его владельцем по согласованию с соседями. Также нужно, если собственнику разрешили присоединить часть бесхозной земли или в случае разделения надела на отдельные участки.

Кроме того, перепроверить координаты границ придётся при выявлении реестровой или технической ошибки. Мы рекомендуем повторно уточнить границы собственного участка при планировании его продажи. Наличие нового межевого плана послужит доказательством чистоты будущей сделки купли-продажи и повысит стоимость земли. А вот после смены хозяина повторно межевать участок не требуется.

Если на недвижимое имущество претендуют несколько наследников, после определения долей участок подлежит межеванию. Обязательной эта процедура будет и в том случае, если наследники не договорятся о совместном владении участком или один из наследников планирует отчуждение своей доли другому лицу. При наследовании участка с неустановленными границами одним собственником, оформить наследство возможно и без межевания. Но обязанность по уточнению границ ляжет на нового собственника, если он захочет продать доставшийся по наследству участок.

Также при наследовании потребуется уточнить границы, если участком не пользовались долгое время. Это убережёт наследника от посягательств недобросовестных соседей, которые задумали увеличить свой участок. При утере документов на наследуемый участок межевание поможет определить точные границы землевладения.

Не глядя на то, что люди надеялись, будто новый закон не распространяется на садовые территории, все же подобное условие актуально и в этом случае.

Получается, процедура рекомендована для хозяев любого типа земли, которая официально является собственностью. Почему столь серьезное решение имеет официальный статус? Первоначально важно отметить то, что в РФ есть действительно много земельных участков, занятых капитальными сооружениями, не прошедшими официальную регистрацию. То есть, с них никто не заплатил земельный налог. Посчитать только, что в Московской области в течение прошлого года таких было порядка 600 тысяч, а по государству цифра окажется однозначно выше.

Большая часть земель относится к садовым товариществам, огородным хозяйствам, кооперативам дач, и выдавалась представителям компаний еще в советские, а после и постсоветские времена. Не переживать по поводу необходимости проведения границ территории могут лишь те владельцы, которые в прошлом оформили документы, и на руках у них есть соответствующий акт. Если в архиве у Вас не хранится этот документ, либо приобрели участок недавно, нужно запросить в государственном реестре выписку по территории, и по ее итогам уже принять решение – требуется проведение процедуры либо нет.

Буквально некоторое время назад без межевания с землей доступно было делать практически все что угодно, особенно передавать в наследство. Ныне такого шанса больше не будет, и решать касательно недвижимости, если не посещать разнообразные инстанции, однозначно не получится. Если Вас все еще терзают сомнения, важно ли межевать участок, или данная процедура бессмысленная, первоначально хорошо подумайте, есть ли в планах на ближайшее будущее менять собственника территории. Вдруг ответ отрицательный, можно и подождать, пока паника, которая началась в данной сфере с начала текущего года, немного спадет, а после все же найдите время, с целью зафиксировать пределы индивидуального участка.

Процедура сложная только на словах, в действительности, порядок межевания земли понятный, главное – простой, пусть отнимает практически 1,5 месяца.

Первоначально есть этапы, которые следует выполнить:

  • Определитесь с геодезической компанией, подпишите все необходимые бумаги, где можно обсудить объем и период выполнения работ, более того дополнительные услуги, если они важны;
  • Соберите пакет документов:
  1. паспорт собственника;
  2. свидетельство о праве собственности на земельный участок и договор основания (купли-продажи, дарения, мены или завещание);
  3. доверенность и паспорт доверителя в случае, если от имени собственника выступает представитель;
  4. справку, подтверждающую отсутствие на участке электрических кабелей (выдают в Горсвете вашего района);
  5. справку об отсутствии на участке общественных коммуникаций (выдают в Администрации вашего района).
  • Поясните соседям то, что будет проводиться межевание, и они тоже должны в этом поучаствовать. Все следует сделать в письменном виде, напечатать или написать – не существенно. В документе указывается дата, время проведения мероприятия, более того подпись ставит каждый сосед. Все это следует передать инженеру-геодезисту в канун межевания;
  • Важно Ваше присутствие во время проведения любых работ, так как будет составлен акт, в нем, не считая хозяина, должна стоять подпись смежных соседей, если они лично присутствовали, затем геодезиста, а еще человека от администрации, приглашенного для контроля;
  • Поинтересуйтесь у инженера о точной дате, когда будет официально готов план участка, ведь его следует забрать и хранить у себя.

По сути, людям начинает казаться, что в межевании их территории заинтересовано исключительно государство, так как это чревато новыми налоговыми платежами. Но, в данном положении вещей также реально найти и опровержение, геодезисты все могут объяснить доступным языком.

Очевидно, что при продолжительном использовании земли, передаваемой в наследство или просто другому человеку за деньги, пределы понемногу смещаются. Может даже выйти так, что частично Ваша земля ныне в пользовании соседа, но человек вовсе не в курсе этого. Более того, интерес способно банально представлять плодовое дерево, клумба, колодец, прочее, в частности предмет, который не первый год вызывает споры между соседями.

Официальная процедура, а которой идет речь в этой статье, достаточно сложный процесс не просто по времени, но и по средствам. Сначала должен провести работу геодезист, затем начинается сбор справок, оплачивается госпошлина, а также нужны деньги на прочие расходы. По сути, в завершении хозяин земли потратит 20-25 тысяч рублей, если говорить о дачной территории, и порядка 40 тысяч, если речь идет о больших участках в селах, поселках.

Начисление штрафа за несоблюдение сроков межевания территории временно не происходит. Но это далеко не повод, чтобы игнорировать хотя бы сбор документов.

Единым землепользованием является надел, который разделен социальными объектами или общественными территориями. То есть единое землепользование — это участок, который состоит из нескольких кусков земли. При этом каждый кусок земли имеет личный кадастровый номер, а также обособленные контуры.

Термин единое землепользование подразумевает определённое количество обособленных кусков земли, которые образовывают один участок. Каждый кусок земли имеет личные границы, кадастровый номер, а также геодезические данные. Кроме этого, геодезические данные могут быть объединены.

Также земельные наделы делятся на 2 типа:

  • условно обособленные;
  • обособленные.

Главное отличие между ними заключается в местоположении контуров. Условные земельные участки не имеют так называемый контур. Он, как правило, прилегает к соседним участкам, которые не входят в ЕЗ.

Все условные земельные наделы называются смежными. Потому что они расположены вблизи соседних участков ЕЗ. Но в то же время они разделены существующими границами.

Чаще всего статус единого землепользования присваивается землям садоводческих товариществ и объединений. Садоводческие товарищества часто имеют в собственности земельные наделы, расположенные отдельно друг от друга.

Каждый отдельный земельный участок садоводческого товарищества имеет в государственном земельном кадастре соответственный номер.

В то же время они подпадают под статус единого землепользования.

Ранее крупные сельскохозяйственные объединения и предприятия имели в собственности большие земельные участки, которые в свою очередь, могут делиться на обособленные. Существует много примеров, когда землям присваивался статус единого землепользования.

Порядок присвоения статуса очень прост. Поэтому не составляет труда определить статус того или иного куска земли.

Но так как в 2007 году было введено понятие многоконтурные участки, то необходимо правильно определять статус. Так как данные понятия имеют ряд принципиальных отличий.

Прежде всего, используется различная правовая база. Но в то же время система учёта практически аналогична.

Многоконтурный надел формируется в том случае, если существует необходимость объединения нескольких земельных участков, которые имеют собственные замкнутые контуры. Кроме этого, участки можно классифицировать по субъектам формирования. Всего есть две разновидности формирований — с вкраплениями и обособленными контурами. Наделы с обособленными контурами плотно прилегают друг к другу.

Исходя из этого, следует вывод, что сегодня землям, которые подпадают по статус ЕЗ, присваивается статус многоконтурные участки. При необходимости можно отделить несколько кусков земли от ЕЗ. В таком случае они будут регистрироваться как отдельные. В то же время оставшиеся земельные наделы оформляются как многоконтурные.

Объединение нескольких участков осуществляется при помощи межевого плана. Его необходимо представить в орган исполнительной власти. Также межевой план должны утвердить органы государственного регулирования.

Этот закон напрямую касается сделок с земельными участками, поскольку они также являются недвижимостью и на них можно оформить право собственности.

Существует ряд участков, которые находятся в пользовании владельцев. По ФЗ №218 их нельзя продать до тех пор пока участок находится в собственности муниципалитета, а не настоящего владельца.

Кадастровые работы состоят из нескольких этапов:

  1. Подготовительные работы. Владелец участка обращается с заявлением в коммерческую организацию кадастровых инженеров. Далее заключается договор между заказчиком и исполнителем. Возможно внесение предоплаты. Кадастровый инженер изучает документы по участку.
  2. Непосредственно выезд на участок. Определение границ на местности, установка колышков, определение площади участка. В некоторых случаях оформление акта согласования.
  3. Обработка всех данных и оформление документов по ним.
  4. Передача сведений в Росреестр.
  5. Обработка всех данных, присвоение кадастрового номера, внесение сведений в ЕГРН.

Тем, чьи участки были внесены в госкадастр по упрощенной схеме, то есть без межевания, необязательно прибегать к этой процедуре.

  1. Для начала сделайте запрос с подробным описанием проблемы в администрацию.
  2. Если администрация проблему не решит, то можете использовать письменный отказ, как основание в нарушении ваших материальных прав для досудебного административного разбирательства.
  3. Досудебное административное разбирательство — это прокуратура. Пишите жалобу и ждите ответа. В случае отказа придется оспаривать результаты межевания земельного участка уже в судебном порядке.

Возможно вашу веру в суды укрепит судебная практика: Постановление Пленума ВАС РФ и ВС РФ № 10/22, постановление Пленума ВАС РФ № 54. Пензенский областной суд как-то разъяснял и давал аналитику по рассмотрению споров связанных с земельным законодательством, попытайтесь найти обзор практики от 2014 года.

Межевание является частью кадастровых работ и регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ. В этом документе указан весь комплекс работ, которые должны проводиться с целью учета недвижимых объектов в государственном кадастре. В том же числе и подготовка межевого плана.

Определение местоположения участка, границ и площади – важная составляющая, необходимая для кадастрового учета. Ведь постановка на учет невозможна без точных данных по земельному участку.

Закон о земельном кадастре 28-ФЗ действовал с 2000 года. Но за все время его действия лишь чуть больше трети земель России оказались занесенными в базы кадастра. На сегодняшний день этот закон утратил силу и вместо него приняли от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Услуги специалистов по межеванию всегда требовали определенных финансовых затрат. Но поправки в ЗК РФ с 01.06.2015 года обязали муниципальные власти выделять средства из бюджета на эти цели. Таким образом, начиная с 1 июня 2015 года и заканчивая 1 марта 2026 года, уточнение территории участка могло бы стать для граждан абсолютно бесплатным. Эта норма нашла отражение в Федеральном законе «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» от 23.06.2014 №171-ФЗ.

Как же сделать межевание земельного участка? Всю правовую основу по обязательным мероприятиям, включающим подготовку и проведение межевания, можно прочитать в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221. В него внесен ряд поправок, вступивших в силу с 1 января 2019 года. Отметим все этапы последовательно:

К ним относятся:

  1. Доверенность (при необходимости).
  2. Гражданский паспорт владельца участка;
  3. Документы, подтверждающие право собственности на землю:
  • договор купли-продажи ЗУ;
  • свидетельство о регистрации недвижимости или наследовании;
  • договор дарения;
  • если участок был предоставлен администрацией, потребуется предоставить необходимый документ.

Если участок земли не имеет подключения к централизованным коммуникациям, то потребуются справка.

Проводить процесс установки границ участка, его площади и точного расположения может только специалист. Таковым является кадастровый инженер. Это может быть любое лицо (физическое, юридическое или индивидуальный предприниматель), но обязательно иметь на то официальный документ.

Аттестат, выданный и зарегистрированный в Росреестре, является подтверждением того, что он обладает достаточной квалификацией для оказания подобной услуги.

Чтобы получить такой аттестат, к кандидатам предъявляется ряд требований:

  • необходимо иметь профессиональное образование;
  • сдать экзамены на подтверждение квалификации;
  • к самостоятельной работе инженер будет допущен лишь после двухгодичной стажировки в качестве помощника кадастрового инженера со стажем.

Далее остается зарегистрировать участок земли, для чего понадобится подготовить еще несколько документов, которые потребуется предъявить в регистрирующий орган.

Кроме межевого плана нужно взять с собой паспорт и документы, подтверждающие право на участок. Заявление установленной формы можно заполнить непосредственно в органе Росреестра. Если интересы собственника представляет доверенное лицо, то необходимо представить соответствующую доверенность.

Остается оплатить государственную пошлину (стоимость 350 руб.) и дождаться внесения изменений в базу данных. Срок регистрации установлен законодательством и не может быть более 10 дней. Результатом завершения регистрационного учета станет выписка из ЕГРН.

Ссора из-за раздела участков земли превратила двух соседей в врагов

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Федеральный закон от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

  • Порядок возмещения убытков при ограничении прав на землю. (см. главу 19 «Зоны с особыми условиями использования территорий» Земельного кодекса РФ, далее — ЗК РФ).
  • Более подробное, нежели ранее, регулирование земельного сервитута. В частности, установлено, что непубличные сервитуты подчиняются гражданскому законодательству, а публичные — нормам ЗК РФ. (см. главу 5.7 «Установление публичного сервитута» ЗК РФ).
  • Отмену предъявления разрешения на строительство для подготовки техплана на объекты общего использования садоводческого или огороднического некоммерческого объединения в период с 01.01.2021 по 01.01.2024 (ч. 10 ст. 70 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2021 № 218-ФЗ).

Обратите внимание! Правки связаны с совершенствованием законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и посвящены разделу земельного участка для целей ст. 13 закона «Об участии в долевом строительстве…» от 30.12.2021 № 214-ФЗ.

Как только участок будет поставлен на учет и ему присвоят номер (что подтверждается соответствующим документом), можно продолжать кадастровые работы. Их должен выполнять кадастровый инженер, который произведет все необходимые замеры и подготовит документы для внесения данных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). От владельца потребуются следующие основные документы:

Если после проведения замеров площадь окажется больше, чем указано в документации, то существует возможность увеличить ее до фактической. Это предусмотрено федеральным и региональным законодательством. Если же фактическая площадь окажется меньше, то этот факт также можно будет документально подтвердить, чтобы не переплачивать земельный налог.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

Новый закон позволяет создавать с 1 января 2024 года садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества . В СНТ будут расположены садовые земельные участки, в ОНТ – огородные земельные участки.

Для строительства жилого или садового дома на садовом участке необходимо подавать Уведомление о планируемом строительстве объекта. Затем обращаться к кадастровому инженеру за техническим планом, и подавать Уведомление об окончании строительства в органы местного самоуправления. В ответ застройщик должен получить Уведомление о соответствии построенного объекта параметрам строительства (соблюдение отступов от границ участка и др.).

У вас есть возможность выбрать ту компанию, которая предлагает услуги по более низким ценам, чем конкуренты. Главное, чтобы фирма имела лицензию на инженерно-геодезические работы и присутствовала на этом рынке достаточно долгое время.

В новом году вступает в силу принятый еще летом 2024 года закон для дачников и садоводов. “Дачная революция” кардинально меняет многие стороны жизни садоводческих товариществ, о чем говорилось и писалось очень много. Одна из тем, по поводу которой переживают садоводы — можно ли будет пройти процедуру межевания после вступления в силу нового закона и обязательно ли это. Разберемся более подробно. Можно ли будет осуществить межевание земельного участка после 1 января 2024 года, является ли межевание обязательной процедурой и в каких случаях.

Это быстро и бесплатно! Федеральный закон от 17 июля г. Принят Государственной Думой 4 июля года Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации федеральную собственность , собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований муниципальную собственность.

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • ЗК РФ планируют дополнить гл. 2.1 «Разрешенное использование земельных участков». В настоящее время о нем говорится только в ст. 37 ГрК РФ. Под разрешенным понимается допустимое использование в соответствии с законодательством. В отношении одного участка устанавливаются несколько видов допустимого использования. К деятельности, осуществляемой независимо от разрешенного вида использования земли, относятся установка межевых знаков, охрана госграницы, охота в пределах охотничьих угодий, разрешенное недропользование и т. д. Виды разрешенного использования земель устанавливаются тремя регламентами: лесохозяйственным, градостроительным и положением об особо охраняемых территориях. Наряду с обычными видами разрешенного использования земель предусмотрены условно разрешенное (т. е. требующее дополнительного оформления разрешительных документов) и вспомогательные виды.
  • Планируют ввести норму, дозволяющую отчуждение доли неделимого земельного участка одновременно с расположенным на нем объектом недвижимости. При этом преимущественное право покупки у других субъектов долевой собственности не возникает.

Отдельного нормативного правового акта, регулирующего исключительно положения о межевании в Российской Федерации не существует.

Законом о межевании земельных участков в РФ можно назвать Земельный кодекс, он был принят в январе 2001 года. Кодекс состоит из глав и статей. В нем отражены основные положения по поводу процесса размежевания, государственного кадастра, прав и обязанностей отдельной группы лиц.

Законодательство о межевой деятельности включает в себя и основные понятия, которыми необходимо оперировать в данном процессе:

  1. Межевание – это установление и оформление границ на участке вашей земли.
  2. Межа – граница земельных владений.
  3. Право собственности на землю – возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ею.
  4. Садоводческие земли – земли, не предназначенные для ИЖС, а приспособленные для выращивания фруктовых и плодовых овощных культур.
  5. Перемежевание – повторное межевание, которое осуществляет специально уполномоченное лицо уже на отмежеванном участке в целях уточнения тех или иных сведений.
  6. ЗОП – земли общего пользования.

Это далеко не весь перечень понятий, используемых при данной процедуре, однако они являются основными и наиболее часто используются.

Закон О Разграничении Зем Участков С 2021

Порядок межевания состоит, в сущности, из нескольких этапов.

В силу закона собственник должен оформить договор с компанией, имеющей лицензию на совершение процедуры. В договоре определяется и стоимость работы. Межевать участок необходимо по правилам, предусмотренным российским законодательством.

Это и был первый этап процедуры.

Что касается второго этапа, то здесь нужно провести сбор необходимых документов. В их перечень входят следующие акты:

  • паспорт собственника;
  • свидетельство о праве собственности;
  • согласие соседей, если участок находится на пересечении с другим;
  • акты об отсутствии или наличии коммуникаций на участке.

Никаких других документов геодезическая служба потребовать не имеет права.

Третьим шагом является оповещение соседей по участку о проведении соответствующих работ. Такое уведомление должно происходить в срок, не превышающий семь суток, в противном случае, соседи имеют право потребовать прекращения подобного рода работ.

За отдельную цену вопросом уведомления может заняться и геодезическая компания. Понятие и определение процедуры оповещения в таком случае должно быть прописано в самом договоре.

Четвертым шагом становится приезд на место сотрудников геодезической фирмы для проведения необходимых замеров, определения границ земельных участков и подписания контрольных актов. В этот момент цена по договору, предусмотренная изначально, увеличена быть не может.

Необходимо внимательно прочитать текст составленного акта, так как именно по нему будет подготовлен межевой план. Это относится и к садовым участкам в СНТ, и для дачных земель. Сроки межевания земли, установленные в договоре так же не должны быть нарушены.

Концом данной процедуры является пятый этап. После проведения последних необходимых действий, исполнение договора знаменуется изданием специального акта – межевого плана. Он необходим при регистрации права собственности на землю и проведении иных юридически значимых действий с землей.

Новый закон обязывает провести процедуру межевания всех тех лиц, которые занимают земельные участки соответствующего целевого назначения.

Как правило, отмежевать землю надо тогда, когда она подлежит последующей продаже. При отсутствии межевания многие юридически значимые действия с землей провести не удастся. Разумеется, что если земля уже отмежевана, то повторно делать эту процедуру нет необходимости. Речь идет только о тех участках, данных о которых в публичной кадастровой карте нет. В некоторых регионах РФ эта процедура бесплатна, о чем уже говорилось выше.

На бесплатное межевание можно рассчитывать, обратившись в государственные геодезические компании.

Помимо всего прочего, в каждом регионе формируется список частных фирм, которые действуют на основании государственного или муниципального контракта. В таких организациях также можно отмежевать землю бесплатно.

Для того, чтобы осуществить заказ, необходимо обратиться в государственную межевую компанию или в администрацию города для того, чтобы указать свое право на проведение процедуры межевания бесплатно.

Как правило, сроки межевательных процедур прописываются в договоре с геодезической компанией, однако, на законодательном уровне имеются свои временные рамки.

Так, работа по межеванию должна быть выполнена в срок, не превышающий пяти дней, а готовые документы выдаться в срок, не превышающий двух недель. Другое дело обстоит с регистрацией земли. Здесь процедура может занять месяц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *