Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить срок возврата валютной выручки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Базовый нормативный акт валютного законодательства — Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Он требует, чтобы юрлица и ИП, которые сотрудничают с зарубежными контрагентами, проходили валютный контроль и ставили сделки на учет.
Второй по важности акт валютного контроля — инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И. Она устанавливает порядок оформления валютных операций.
Ну и, разумеется, нельзя забывать о Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Даже если суммы расчетов невелики, банки обязаны контролировать операции, чтобы пресечь вывод капитала за рубеж через фиктивные сделки.
Например:
аванс зарубежному партнеру без последующего ввоза товара (ложный импорт);
оплата за консультационные услуги по стоимости, многократно превосходящей цены на аналогичные виды услуг;
закупка товара через страну таможенного союза, если производитель находится в другом государстве.
Контролю подлежат:
Все платежные операции между резидентами и нерезидентами.
Важно: валюта расчетов значения не имеет. Даже если зарубежный контрагент произвел оплату по контракту в рублях, сделка подлежит контролю.
Все перемещения ценных бумаг и денег через границу РФ.
Все расчеты между нерезидентами в рублях.
Все расчеты между резидентами в валюте.
В общем порядке расчеты в валюте между резидентами запрещены. Но есть ряд исключений. Например, когда российская организация выплачивает работникам аванс в валюте для покрытия командировочных расходов в зарубежных поездках.
Расчеты между резидентами и нерезидентами в принципе не ограничены. Но порядок оформления операций жестко регламентирован. Нужно соблюдать сроки платежей по контракту и вовремя представлять в банк правильно оформленные документы.
Чем больше сумма сделки, тем жестче контроль со стороны банка:
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
Последующий, проводимый после завершения сделки.
Регулирование в этой области осуществляют:
Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ. ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами. В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
Любые операции между нерезидентами и резидентами.
Рублевые сделки между нерезидентами.
Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма
Экспорт
Импорт или кредитование
до 200 тыс. руб.
документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб.
контракт для регистрации
свыше 6 млн руб.
контракт для регистрации
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
до 10 дней
от 5 до 15 тыс. руб.
от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней
от 20 до 30 тыс. руб.
от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней
от 40 до 50 тыс. руб.
от 4 до 5 тыс. руб.
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
При подготовке контракта следует:
внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
предусмотреть страхование коммерческих рисков.
При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Основной нормативный акт, который регулирует операции с валютой в РФ – это закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ. На его основании Правительство РФ и другие государственные органы принимают разъясняющие документы. Один из самых важных таких нормативных актов, в котором подробно расписан порядок оформления валютных операций – это инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И.
Рассмотрим основные термины, связанные с валютным контролем.
Резиденты (юридические лица) – организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их филиалы, в том числе – за рубежом. Кроме того, к резидентам относится само государство, его дипломатические представительства за границей, а также субъекты федерации и муниципалитеты.
Резиденты (физические лица) – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в РФ.
Нерезиденты (юридические лица) — организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, в том числе их филиалы на территории РФ. Также к нерезидентам относятся дипломатические представительства других стран в РФ и международные организации.
Резиденты (физические лица) – все иностранные граждане и лица без гражданства, кроме перечисленных в п. 2.
Уполномоченные банки – российские кредитные организации, которые имеют право проводить валютные операции.
Органы валютного контроля – структуры, которые осуществляют общий надзор за валютными операциями, а также издают нормативные акты в этой области. На сегодня это – ЦБ РФ и Правительство РФ (в лице налоговой и таможенной службы).
Агенты валютного контроля (АВК) — организации, которые непосредственно проводят валютные операции и проверяют их соответствие закону. Кроме уполномоченных банков, к АВК относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
Государство организует валютный контроль для ограничения оттока капитала и поддержки национальной валюты. Также эта процедура позволяет выявить различные незаконные налоговые «схемы» с участием иностранных контрагентов.
Обязательному валютному контролю подлежат следующие категории сделок:
Между резидентами и нерезидентами. Здесь важно понимать, что даже если российская компания рассчитывается с иностранным партнером в рублях, то это все равно – валютная операция, подлежащая контролю.
Валютные сделки между резидентами.
Рублевые сделки между нерезидентами.
Любые перемещения денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.
Так как мы говорим об экспортно-импортных операциях с точки зрения российской компании, то далее будем рассматривать сделки, относящиеся к п. 1 и 4.
Чтобы проводить расчеты с иностранными партнерами, российская компания должна открыть счет в одном из уполномоченных банков и подписать контракт.
В контракте, в зависимости от его категории, необходимо указать точные сроки оплаты, поставки товаров (оказания услуг), возврата аванса либо гашения займа.
Порядок проведения банком валютного контроля в первую очередь зависит от суммы сделки. Ее нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату подписания контракта. Далее процедура будет зависеть от масштаба сделки в рублевом эквиваленте.
Если контракт небольшой – на сумму менее 200 тысяч рублей, то никаких документов в банк предоставлять не нужно. Бизнесмен только должен сообщить кредитной организации код валютной операции (приложение 1 к инструкции № 181-И).
Для более крупных сделок порядок зависит от категории операции: экспорт, импорт или расчеты по кредитам.
Сумма сделки, руб.
Экспорт
Импорт / кредит
от 200 тыс. до 3 млн
предоставить в банк контракт
от 3 млн до 6 млн
предоставить в банк контракт
зарегистрировать контракт в банке
свыше 6 млн
зарегистрировать контракт в банке
При сделках среднего масштаба бизнесмен должен предоставить в банк контракт. Кредитная организация на основе этого документа определит код операции.
Если же сделка — крупная (свыше 6 млн руб. для экспорта или свыше 3 млн руб. – для импорта и кредита), то банк не просто берет контракт у бизнесмена, но и ставит его на учет, присвоив уникальный номер.
Эта процедура заменила оформление паспортов сделок, которые действовали до марта 2018 года. Экспортеры могут зарегистрировать не только готовый контракт, но и его проект. В этом случае документ необходимо подписать у иностранного покупателя и предоставить в банк в течение 15 дней после регистрации.
Для всех крупных контрактов, которые банк ставит на учет, бизнесмен должен составлять специальную форму, предусмотренную приложением 6 к инструкции № 181-И — справку о подтверждающих документах (СПД).
СПД содержит перечень документов, связанных с исполнением контракта. В ней указываются суммы и сроки поступления денежных средств на счет в российском банке.
Сдать СПД в банк нужно в течение 15 дней по окончании месяца, в котором была исполнена сделка. В зависимости от категории контракта это может быть:
При отгрузке на экспорт или импортных закупках – месяц, в котором оформлена декларация.
При оказании услуг – месяц, в котором подписан акт сдачи-приемки.
При возврате займа или аванса иностранным контрагентом – месяц, когда на счет российской компании поступили деньги.
Профилактика нарушений валютного законодательства
Нарушения в области валютного контроля делятся на две основные категории: неверное оформление (непредставление) необходимых документов и непоступление валютной выручки.
Санкции за ошибки в оформлении документов при первом нарушении составляют до 5 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб. – для организаций. Если ошибка допущена повторно, то сума штрафа существенно возрастет. Виновному лицу придется заплатить до 15 тыс. руб., а организации – до 150 тыс. руб. (п. 6 и 6.4 ст. 15.25 КоАП).
Наказание за несвоевременную сдачу документов в банк зависит от периода просрочки. Максимальные штрафы предусмотрены при нарушении срока более чем на 30 дней: до 5 тыс. руб. для должностного лица и до 50 тыс. руб. – для организации (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП).
За нарушение сроков возврата валютных средств штраф на организацию составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы просрочки за каждый день. Одновременно с этим может быть применен и фиксированный штраф в размере от 0,75 до полной суммы невозврата. Виновное должностное лицо при любом варианте будет оштрафовано на сумму от 20 до 30 тыс. руб. (пп. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП).
Административное наказание применяется при сравнительно «небольших» масштабах нарушений, на сумму до 9 млн рублей по текущему валютному курсу. Если же за рубежом «зависли» более крупные суммы, то к виновным лицам будет применена ст. 193 УК РФ. Максимальные санкции по ней (при отягчающих обстоятельствах) могут достигать штрафа в 1 млн руб. и лишения свободы на срок до 5 лет.
Нарушения порядка расчетов с иностранными партнерами приведут компанию к серьезным потерям. А в ряде случаев виновные лица даже могут лишиться свободы. Можно ли избежать подобного исхода? Самый простой ответ: если не нарушать закон – не будет и наказания.
Но не все в подобной ситуации зависит от доброй воли российского бизнесмена. Например – иностранный партнер не оплатил товар в срок, указанный в контракте. Но в общем случае виновной все равно окажется российская компания. Такова позиция не только контролирующих органов, но и Конституционного суда (определение от 19.05.2009 № 572-О-О).
Наказание не будет применено только в случае, когда причиной неисполнения контракта стали форс-мажорные обстоятельства: стихийное бедствие, военные действия и т.п. А за «обычную» недобросовестность иностранного партнера будет отвечать российская сторона сделки.
Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, можно использовать следующие варианты защиты:
Застраховать риски неполучения выручки или непоступления импортных товаров, по которым перечислена предоплата.
Воспользоваться банковской гарантией. Эта услуга во многом напоминает страхование, но предоставляется кредитными организациями.
Провести расчеты с помощью аккредитива. В этом случае покупатель сразу резервирует средства на специальном счете. Поэтому поставщик может быть уверен, что после отгрузки товара банк перечислит ему полагающуюся сумму.
Также можно и перенести срок оплаты. Но нужно подписать дополнительное соглашение к контракту и предоставить его в банк до окончания первоначального срока.
При проведении экспортно-импортных операций важно соблюдать требования валютного законодательства. Контроль банков здесь будет тем строже, чем больше сумма сделки.
Бизнесмен должен внимательно следить за соблюдением сроков поступления денег от иностранных партнеров. Чтобы защитить себя от возможных санкций, можно застраховать сделку или воспользоваться услугами банка, снижающими риски при расчетах: гарантией либо аккредитивом.
Комитет
Цели и задачи
Руководство
Структура
Коллегия
Приемная
Информация для заявителей
График приёма граждан и представителей юридических лиц
график выездного личного приема, прямые и горячие линии Комитета области
Электронное обращение
Для обращений граждан
Для обращений юридических лиц
Электронныя звароты
Звароты грамадзян
Звароты юрыдычных асоб
Правовые основы деятельности
Назначения
История комитета
Пресс-центр
Новости
Фотогалерея
Видео
Публикации о КГК
Контактная информация
Интернет-опрос
Координация контрольной деятельности
К сведению руководителя при проведении проверки
Права и обязанности проверяющих и субъектов хозяйствования при проведении проверок.
План выборочных проверок в Гомельской области
Дополнительная информация
Анонсы
В помощь руководителям
Контрольная деятельность
Годовые отчеты
Результаты контрольной деятельности
Комментарии
Вопрос-ответ
Контактная информация Комитета госконтроля Гомельской области
Обратная связь
Валютный контроль при реализации экспортного проекта: минимизация рисков
Пунктом 3.6 Инструкции № 138-И установлена обязанность резидента по идентификации поступивших на его расчетный счет в валюте РФ от нерезидента денежных средств по контракту, по которому оформлен ПС, путем представления в Банк СВО, а также документов, связанных с проведением валютной операции, в срок непозднее15 рабочих дней после датызачисления на расчетный счет денежных средств.
В соответствии с требованиями Инструкции № 138-И (пункт 5 Приложения 6 «Порядок формирования ведомости банковского контроля по контракту») информация в разделе IV «Сведения о контроле исполнения требований статьи 19 Федерального Закона о валютном регулировании и валютном контроле» ВБК по ПС отражается в случае отсутствия у банка ПС информации о получении резидентом в ожидаемые сроки от нерезидентов денежных средств за переданные нерезиденту товары/работы/услуги, на условиях отсрочки платежа или в случае отсутствия информации о передаче в ожидаемые сроки нерезидентом резиденту товаров/работ/ услуг, в счет осуществленного резидентом ранее авансового платежа.
Следовательно, если при наличии документа (например, дополнения к контракту/договору), изменяющего сроки поступления денежных средств от нерезидента, в формах валютного контроля не были своевременно (в течение 15 рабочих дней с даты оформления документа, являющегося основанием для корректировки) скорректированы (увеличены) ожидаемые сроки, информация о признаках наличия возможного нарушения Закона будет отражена в разделе IV ВБК по ПС. Ещё раз напоминаю также о внесении корректировок ожидаемых сроков и в случае переоформления ПС в связи с пролонгацией срока действия контракта (договора).
Рекомендации: своевременно направлять в Банк ПС корректирующие СВО/СПД при подписании дополнительных соглашений (изменений), влияющих на указанные в СВО/СПД максимальные ожидаемые сроки;
Если условиями внешнеторгового контракта (договора) предусмотрена оплата банковских комиссий за счет резидента, и такая комиссия была удержана из причитающихся резиденту по контракту (договору) денежных средств, для отражения Банком факта удержания банковской комиссии в ВБК по ПС клиенту необходимо представить в Банк СПД с указанием в графе 4 СПД кода вида подтверждающего документа 16_3.
В качестве документа, являющегося подтверждением обоснованного недопоступления валютной выручки, на основании которого составляется СПД, представляется СВИФТ-сообщение, в котором содержится информация об удержанных комиссиях/возмещенных расходах банка-нерезидента, или указаны одновременно сумма переведенных нерезидентом средств и сумма средств, зачисленных на счет резидента в Банке.
Если условиями внешнеторгового контракта (договора) не определено, за чей счет производится оплата банковских комиссий, либо предусмотрена оплата банковских комиссий нерезидентом, но при этом фактически такая комиссия была удержана из причитающихся резиденту денежных средств, данный факт может свидетельствовать о признаках возможного нарушения резидентом пункта 1 части 1 статьи 19 Закона (репатриация денежных средств не в полном объеме).
Рекомендации: оговаривать во внешнеторговых контрактах условия и порядок оплаты банковских комиссий. При наличии условия оплаты банковской комиссии за счет резидента и при поступлении выручки от нерезидента с удержанием иностранными банками такой комиссии своевременно представлять в банк СПД с кодом вида подтверждающего документа 16_3 и документом, подтверждающим удержание комиссии.
В соответствии с требованиями пункта 9 Инструкции № 138-И в случае ввоза товара на территорию РФ на условиях представления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа) резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары, представляет в Банк ПС СПД.
Рекомендации: не забывать представлять в Банк СПД на ДТ в случае, если товар (часть товара), ввезенный по этой ДТ, поставлен в счет ранее осуществленного авансового платежа.
В соответствии с требованиями Инструкции № 138-И (п. 9 Приложения 5 «Порядок заполнения справки о подтверждающих документах») «в случае если в подтверждающем документе содержится информация о товарах/работах/услугах и аренде, часть из которых была передана (выполнена, оказана) нерезиденту на условиях предоставления резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты, либо часть из которых была получена от нерезидента (выполнена, оказана нерезидентом) в счет ранее переведенного аванса от резидента, то а графе 9 указываются, соответственно, признак 2 или 3. При этом в графе 6 указываются общая сумма по подтверждающему документу, а через разделительный символ «/» – сумма, соответствующая признаку 2 или 3.
Например, в подтверждающем документе, оформленном при вывозе товаров с территории Российской Федерации, указана общая стоимость 25000 долларов США, при этом часть товаров на сумму 10000 долларов США была уже оплачена нерезидентом. Таким образом, часть товара на сумму 15000 долларов США поставлена на условиях предоставления резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты. В этом случае в графе 6 указывается 25000/15000, а в графе 9 — признак 2.».
Обратите внимание: если часть суммы подтверждающего документа (далее — ПД), соответствующая признаку поставки 2,не отражена в СПДчерез символ «/», при контроле исполнения ожидаемых сроков автоматически будет учтена общая сумма ПД (а не та часть ПД, по которой в действительности ожидается поступление экспортной выручки).
Рекомендации: при оформлении СПД корректно заполнять графу 9 с учетом всех сведений об оплате за товар (работы, услуги), идентифицируемые в оформляемой СПД.
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Подписан подготовленный Минфином России закон о либерализации ответственности за невозврат валютной выручки. Целью закона является смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении внешнеторговой деятельности. В частности, им предоставляется дополнительная возможность для урегулирования проблем с иностранными контрагентами без рисков применения к ним санкций.
Закон включает три основные новации.
Снижение пороговых сумм штрафов за невозврат валютной выручки и дифференциация их размеров. Сейчас такой штраф для юрлиц и индивидуальных предпринимателей может составлять от 75% до 100% от незачисленной на счет банка суммы. Закон снижает его размер:
до 3-10% — по внешнеторговым договорам в рублях;
до 5-30% — по аналогичным договорам в валюте.
Применение более мягких мер ответственности к резидентам, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности:
за нерепатриацию экспортной выручки в рублях и в иностранной валюте — предупреждение или штраф в размере от 3% до 5%;
за невозврат аванса по импорту в рублях и в иностранной валюте — штраф в размере от 3% до 5%.
исключение административной ответственности резидентов за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным операциям уполномоченным банкам, если задержка представления составит менее 90 дней.
Более того, законом предусмотрено полное освобождение участники ВЭД от мер ответственности в ряде случаев:
если резидент перевел экспортную выручку на счет в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления денежных средств на зарубежный счет резидента;
если сумма внешнеторгового контракта резидента не превышает 200 тыс. рублей или эквивалент этой суммы в иностранной валюте;
если срок нерепатриации резидентом денежных средств не превысил 45 дней со дня окончания срока, установленного во внешнеторговом контракте.
Закон подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», который входит в нацпроект «Международная кооперация и экспорт».
Минфин сообщает о смягчении административной ответственности для российских экспортеров и импортеров. В частности, снижены пороговые суммы штрафов за невозврат валютной выручки и дифференцированы их размеры. Предусмотрены более мягкие меры ответственности к резидентам — профучастникам ВЭД:
— за нерепатриацию экспортной выручки — предупреждение или штраф в размере от 3% до 5%;
— за невозврат аванса по импорту — штраф в размере от 3% до 5%.
Исключена административная ответственность за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным операциям уполномоченным банкам, если задержка составит менее 90 дней.
Перечислены другие случаи полного освобождения участников ВЭД от мер ответственности.
Написать комментарий
Организация приобрела материалы и оплатила в рублях по установленному курсу. При приемке материалов нескольких позиций не было. По какому курсу организации должны вернуть остаток денежных средств за непоставленные материалы?
Несвоевременный возврат валютной выручки влечен административную ответственность
Валютная выручка и действия с ней регулируются различными документами: инструкциями Центробанка, законами (федеральными и региональными), подзаконными актами министерств и ведомств.
Главное условие, которое закреплено в этих законах — обязательная продажа валютной выручки, которая получена резидентами на таможенной территории Российской Федерации.
Законом устанавливается минимальная доля, которая должна подлежать обязательной перепродаже. Поскольку российский рубль не является полностью конвертируемой валютой, то в пользу страны необходимо продать от 10% до 30% от общего объема валютной выручки. Осуществляется такая продажа резидентами (физическими или юридическими лицами).
Продажа свыше 30% нецелесообразна,так как повлечет значительный отток иностранного капитала из нашей страны.
Особенности обязательной перепродажи устанавливаются в законах. Это делается, чтобы права резидентов не нарушались, но при этом государству поступала определенная доля денежных средств от деятельности, выполняемой на ее территории.
Она может продаваться следующими способами:
банкам и кредитным организациям, уполномоченным на это ЦБ РФ;
посредством валютных бирж;
Центробанку РФ без посредников.
Среди предлагаемых вариантов, чаще всего, используется продажа через уполномоченные банки, так как это наиболее просто и доступно. Центральный банк для некоторых особых случаев устанавливает индивидуальный размер продаваемой части валютной выручки.
Чтобы выполнить продажу обязательной части валютной выручки, необходимо знать, по какому курсу можно это сделать. Для этого используется тот курс валюты другого государства по отношению к национальной валюте, который зафиксирован на внутреннем рынке в РФ. Он фиксируется на момент продажи, и по нему происходят все дальнейшие расчеты.
Обязательная продажа части валютной выручки в некоторых случаях может быть отменена или изменен ее порядок. Например, она снижается, если резидентом осуществлялись платежи и определенные виды расходов в валюте другой страны. Однако учитываются только платежи, связанные со сделками данного резидента.
В документах прописаны ситуации, когда резидента могут освободить от обязательной перепродажи. Например, в нынешних условиях валютная выручка от экспорта вообще не предполагает обязательной продажи.
Чтобы получить доход, государству необходимо правильно рассчитать базу, с которой будет происходить обязательная продажа.
Это определяется тем, какие товары или услуги предлагает своим покупателям экспортер, каков уровень цен на них, условиями сделки, а также действующими межправительственными соглашениями и сделками.
Большое значение имеет тот курс, по которому осуществлялись продажа товаров и предоставление услуг.
Показатели размера выручки в валюте имеют значение не только при расчете дохода государства. Валютная выручка показывает реальную эффективность экспорта в стране. Чистый размер нетто-выручки — это остаток брутто-выручки, образовавшийся в результате вычитания накладных расходов. Это расходы на транспортировку, хранение, страховку товара, комиссионные платежи и обязательные сборы на таможне.
Репатриация валютной выручки осуществляется регулярно — это один из механизмов контроля внешнеэкономической деятельности резидентов. Наряду с обязательной продажей выручки, другие меры по контролю и воздействию на экспортеров позволяют влиять на положение российской валюты, привлекать или сокращать количество экспорта.
Резиденты в случае, если они выполняют внешнеэкономические операции, обязаны делать возврат валюты на территорию РФ после ее получения. Необходимо ввозить ту валюту, которая выручена в результате продажи товаров и предоставления услуг вне страны. Также осуществляется возврат валюты, оплаченной за работы и товары, которые не были предоставлены.
Сроки репатриации прописывается в законе и подробнее раскрываются в заключенных внешнеэкономических договорах резидентов. Репатриация валютной выручки устанавливается с целью регулирования оттока капитала из страны.
Репатриация валютной выручки: истина в вине… или в невиновности?
Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.
Внимание! Рекомендуем ознакомиться: “Федеральный закон от 20 июля 2024 г. № 218-ФЗ смягчил валютное законодательство”.
Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.
Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.
Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.
В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.
Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.
При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.
Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.
Помимо проверки контрагента, ключевое внимание должно быть уделено составлению внешнеторгового контракта, в максимальной степени отражающего все условия внешнеэкономической сделки, обязательства сторон и их ответственность за неисполнение.
Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.
В отдельных случаях стоит рассмотреть возможность получения банковской гарантии под контракт поставщика.
В ходе исполнения контракта контрагенту должны направляться уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
До начала исполнения контракта участником ВЭД должен быть разработан фактический план действий в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту.
Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.
Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.
Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.
На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.
Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.
В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.
Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.
При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.
Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.
Валютные операции: что потребует банк
Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.
Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.
Статья 19 (ч.1.) Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 03.07.2016) (далее по тексту – Закон) обязывает резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Требования ст. 19 Закона применяются при условии осуществления резидентом внешнеторговой деятельности, то есть деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п.
Чтобы сохранить этот материал визбранное, или Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
Чтобы сохранить этот материал визбранное, или Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»?
Удалить Материал удален из «Избранного»
Минфин готов поверить, что бизнес вернет валютную выручку без риска штрафа Евгений Разумный / Ведомости Смягчение валютного контроля за бизнесом чиновники обсуждают уже несколько лет. Весной 2017 г. с такой просьбой экспортеры обратились к президенту Владимиру Путину, который поручил освободить их от оформления паспортов сделок и снизить штрафы за невозврат выручки в Россию. Спустя год первыми смягчения контроля дождался бизнес, попавший под санкции.
Валютная оговорка в договоре, образец
Штрафы за нарушение валютного контроля
Переоценка валютных средств
Валютный счет: курсовые разницы
Когда предоставляется справка о валютных операциях?
Все, кто интересуется экономикой, слышали о проблеме, связанной с «утеканием» капиталов за рубеж. Государство борется с ним различными способами. Один из путей, позволяющий ограничить «вывоз» капитала – репатриация валютной выручки. Рассмотрим, в чем заключается это ограничение и какие последствия оно влечет за собой для бизнесменов, занимающихся внешней торговлей.
Поступление денежных средств за отгруженные товары является основным способом завершения экспортной операции. По общему правилу оплата при экспорте должна поступать на счета экспортеров, за исключением денежных средств, перечисленных в подп. 1.8 п. 1 Указа № 178, подп. 1.4 п. 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее — постановление № 101). Например, на счет экспортера могут не зачисляться денежные средства:
направляемые на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;
в виде предоставленной нерезиденту финансовой скидки, предусмотренной внешнеторговым договором;
направляемые нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и резидентом (в данном случае новый кредитор становится экспортером).
Справочно. Финансовая скидка — это вознаграждение (премия) без изменения цены единицы отгруженного товара, представляющее собой разницу между контрактной стоимостью товара и суммой полученных денежных средств, предоставляемое нерезиденту за выполнение им определенных условий договора.
Смягчение валютного законодательства в России с 1 января 2024 года
За отгруженные на экспорт товары экспортер вправе получить оплату в белорусских рублях от иного резидента в порядке, установленном постановлением № 101. Резиденты-экспортеры вправе получить денежные средства, причитающиеся им за отгруженные на экспорт товары, от иных резидентов в качестве прекращения нерезидентами обязательств перед резидентами-экспортерами с сохранением сроков завершения экспортной операции. Иной резидент вправе перечислить белорусские рубли в счет исполнения обязательства нерезидента по внешнеторговым договорам, заключенным между резидентом-экспортером и нерезидентом, если по условиям договора (с учетом дополнительных соглашений к нему) в качестве валюты платежа предусмотрен белорусский рубль. Согласно п. 7 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, если иное не определено актами валютного законодательства Республики Беларусь, при совершении валютных операций между резидентом и нерезидентом по экспорту либо импорту изменение валюты обязательств допускается при изменении денежных обязательств нерезидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях.
Пример. Экспортер (предприятие «А») поставляет товар нерезиденту. Нерезидент не может оплатить товар, но имеет должника на территории Республики Беларусь (предприятие «Б»). В счет исполнения обязательств «Б» перед нерезидентом последний с согласия предприятия «А» переводит на предприятие «Б» свой долг перед предприятием «А». Предварительно дополнительным соглашением к договору между предприятием «А» и нерезидентом должно быть предусмотрено условие об установлении белорусских рублей в качестве валюты платежа. После перевода долга предприятие «Б» проведет оплату в пользу предприятия «А» в белорусских рублях. Получение оплаты от предприятия «Б» как от нового должника будет являться для предприятия «А» завершением экспортной операции.
Операция при экспорте может быть завершена поступлением денежных средств (за вычетом дисконта, если данный вид вознаграждения предусмотрен договором) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией). Датой завершения операции является дата поступления денежных средств от фактора.
Необходимо принимать во внимание особенности при заполнении статистической отчетности и учитывать, что к просроченной дебиторской задолженности относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами или законодательством. Статистическая отчетность 12-ф (расчеты) урегулирована Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.01.2014 № 9.
В письме Национального статистического комитета Республики Беларусь от 03.02.2014 № 01-11-40/211 «О порядке заполнения формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты)» указано, что при заполнении формы 12-ф сумма задолженности по договорам скрытого факторинга включается в совокупную задолженность за полученные товары, работы, услуги.
Справочно. Указ № 178 не разграничивает открытый и скрытый факторинг. Следовательно, поступление денежных средств от банка-фактора как по договору открытого факторинга, так и по договору скрытого факторинга является основанием для завершения соответствующей экспортной операции.
В случаях, когда в договорах не указаны конкретные сроки расчетов, в просроченную задолженность по внешним расчетам включается задолженность, не погашенная в течение 90 дней с даты отражения в бухгалтерском учете.
В Указе Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей» закреплено, что при расчетах по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, экспортеры вправе принимать от нерезидентов в качестве оплаты векселя, выпущенные или авалированные банками-нерезидентами, соответствующими критериям, установленным Национальным банком Республики Беларусь. Датой завершения операции будет являться дата поступления на счет экспортера денежных средств (за вычетом дисконта по векселю) от юридических лиц, включенных Национальным банком в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими операции по учету векселей, выполняющих функцию расчетных документов по внешнеторговым договорам.
Справочно. Под учетом векселей понимается приобретение (с дисконтом по векселю) лицом, не являющимся первым векселедержателем, права получения оплаты по векселю до наступления срока платежа по нему без права регресса.
Завершением экспортной операции может являться не только получение денежных средств в счет оплаты за отгруженные товары, но и получение возмещения. Предусмотрено получение следующих видов возмещения:
страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;
иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов.
Пример. При утрате или повреждении отгруженной на экспорт продукции в период перевозки до момента доставки грузополучателю перевозчик признан обязанным возместить грузоотправителю-экспортеру причиненный ущерб, а поступление денег от перевозчика в счет возмещения ущерба будет являться основанием для прекращения экспортной операции по отгрузке товара в части суммы полученного возмещения.
В ситуации, когда произошла отгрузка товара на экспорт, но нерезидент-покупатель не может оплатить товар в необходимый срок, экспортер вправе расторгнуть договор поставки (по основаниям, установленным договором и законодательством, применимым к договору) и заключить новый внешнеторговый договор с иным нерезидентом, предметом которого будет являться продажа отгруженных по ранее заключенному внешнеторговому договору товаров. Допустимым является заключение нескольких новых внешнеторговых договоров с несколькими нерезидентами-покупателями в случае невозможности реализации товаров по одному внешнеторговому договору. Датой завершения экспортной операции по первому договору поставки будет являться дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров нерезиденту-покупателю по новому внешнеторговому договору.
Справочно. Согласно Указу № 178 разрешено при повторной продаже отгруженных на экспорт товаров не возвращать соответствующие товары на территорию Республики Беларусь.
При совершении повторной реализации за пределами Республики Беларусь экспортеру необходимо проанализировать возможные налоговые последствия, связанные с реализацией товаров на территории иного государства.
Справочно. Заключение нового договора с первоначальным нерезидентом-покупателем не будет являться способом завершения экспортной операции.