Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание бездействий налоговых органов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
Несмотря на широкое использование в действующем законодательстве понятия «ненормативный правовой акт», его определения там нет. Однако этот пробел восполнен судебной практикой.
Судебная практика
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2009 по делу № А70-1763/2008 отмечено, что ненормативный правовой акт представляет собой «акт индивидуального характера, изданный уполномоченным должностным лицом, влекущий возникновение, изменение или прекращение прав, обязанностей лица, которому он адресован, обязательный для исполнения и, как следствие, влекущий наступление неблагоприятных последствий в случае его неисполнения».
Применительно к налоговым отношениям особое значение приобретает определение ненормативного акта, которое дал Пленум ВАС РФ.
Судебная практика
В п. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 5) отмечено, что «под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика».
Неясность приведенного определения на практике породила значительное количество споров о применении его в отношении большого круга документов, принимаемых налоговыми инспекциями. За более чем десятилетнюю историю в судебной практике накопилось много правовых позиций по этим спорам, которые могут быть полезны для налогоплательщиков.
Первое, на что следует обратить внимание, – к ненормативным правовым актам, подлежащим обжалованию, не относятся акты налоговых проверок. Об этом также сказано в п. 48 постановления Пленума ВАС РФ № 5: содержащееся в ст. 137 и 138 НК РФ понятие акта, подлежащего обжалованию, отлично по своему значению от понятия акта, указанного в ст. 100 и 101.1 НК РФ.
Данное разъяснение полноценно воспринято нижестоящими судами.
Судебная практика
ФАС Поволжского округа в постановлении от 16.04.2012 по делу № А12-12971/2011 указал, что акты об обнаружении фактов, которые свидетельствуют о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 123 НК РФ), не могут быть обжалованы. Дело в том, что они составляются рядовыми сотрудниками налоговых инспекций, а не руководителями (заместителями руководителя) ИФНС, как того требует постановление Пленума ВАС РФ № 5.
В 2010 г. сложившаяся по рассматриваемому вопросу судебная практика была оценена Конституционным Судом РФ.
Судебная практика
В определении от 27.05.2010 № 766-О-О КС РФ подчеркнул, что акт налоговой проверки, как следует из положений ст. 100 НК РФ, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта ИФНС принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования, среди прочего, было проверено соблюдение налоговой инспекцией требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
На основе этой правовой позиции арбитражные суды стали приходить к выводу о том, что акт проверки носит не властный характер, а лишь констатирующий.
Судебная практика
ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.01.2011 № А12-9819/2010 отметил, что «действия инспектора по составлению акта проверки по своей правовой природе имеют констатирующий, а не властный, обязывающий характер. Обжалуемые действия по составлению акта, как и сам акт камеральной налоговой проверки, не содержат обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия». Следовательно, акт налоговой проверки не отвечает признакам ненормативного акта, подлежащего обжалованию.
Порядок обжалования действий налоговых органов
Куда более неоднозначными являются выводы судов о возможности обжалования решений вышестоящих налоговых органов, принятых в порядке административного обжалования решений налоговых инспекций. Напомним, что с 01.01.2009 в НК РФ был установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к ней. При применении этого положения возникала масса споров (в том числе противоречивая судебная практика) относительно его распространения на обжалование решений налоговых инспекций, принятых в порядке ст. 101.4 НК РФ, решений об отказе в возмещении сумм НДС, подачи в суд заявления имущественного характера о возврате налога и т.п.
С августа 2013 г. данная проблема во многом снята в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Этим законом введен обязательный досудебный порядок обжалования всех актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц.
В то же время как до августа 2013 г., так и после этой даты, для налогоплательщиков актуален ряд правовых позиций арбитражных судов, высказанных применительно к обжалованию решений вышестоящих налоговых органов.
Во-первых, судами сформулирован вывод о том, что если налогоплательщик, обжалуя в вышестоящем налоговом органе решение налоговой инспекции в полном объеме, не привел обоснование своих требований по отдельным эпизодам, то досудебный порядок обжалования все равно считается соблюденным.
Судебная практика
Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.04.2011 № 16240/10 по делу № А75-7261/2009 отметил, что при указании в просительной части апелляционной жалобы требования об отмене решения налогового органа полностью факт отсутствия в жалобе доводов, опровергающих выводы ИФНС по отдельным эпизодам, не свидетельствует о намерении налогоплательщика обжаловать решение частично.
Некоторые суды исходят даже из того, что о соблюдении налогоплательщиком досудебного порядка обжалования всего решения налоговой инспекции может свидетельствовать также частичное обжалование такого решения в вышестоящем налоговом органе (т.е. указание в просительной части жалобы требования об отмене решения налоговой инспекции лишь в части).
Судебная практика
Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.01.2011 по делу № А55-3171/2010 подчеркнул, что «налоговое законодательство связывает возможность обжалования решения о привлечении к ответственности в судебном порядке именно с фактом оспаривания этого решения в вышестоящем налоговом органе, независимо от того, в каком объеме оно обжаловалось ранее».
Судебная практика
ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 20.03.2012 по делу № А58-6572/2010 также допустил возможность судебного обжалования решения налоговой инспекции в полном объеме даже при условии обжалования его в вышестоящем налоговом органе в какой-либо части, поскольку в ином случае налогоплательщик будет лишен возможности устранить допущенное нарушение и, как следствие, будет нарушено его конституционное право на судебную защиту.
В то же время в судебной практике имеется и обратная позиция, не позволяющая налогоплательщику в рассматриваемых условиях обжаловать решение налоговой инспекции в суде.
Судебная практика
ФАС Московского округа в постановлении от 20.04.2011 по делу № А40-169861/09-127-1404 пришел к следующему выводу: «Поскольку налогоплательщик вправе обжаловать часть решения налогового органа, а НК РФ не содержит обязанности налогового органа рассматривать в полном объеме решения инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности в случае, если последний обжалует решение инспекции по эпизодам, обжалование только части решения в вышестоящем налоговом органе влечет возникновение права на судебное обжалование именно в этой части решения».
Во-вторых, суды, как правило, предоставляют налогоплательщику право обжаловать в суде не только решение налоговой инспекции, но и решение вышестоящего налогового органа, принятое в результате административного обжалования решения налоговой инспекции. Прежде всего этот вывод касается случаев, когда вышестоящий налоговый орган изменяет решение налоговой инспекции, ухудшая положение налогоплательщика (например, произведя дополнительные доначисления сумм налогов).
Немало вопросов у налогоплательщиков возникает и при обжаловании взаимосвязанных ненормативных актов. Как известно, налоговым законодательством установлена процедура принудительного взыскания налогов, предполагающая последовательное принятие налоговым органом нескольких соответствующих ненормативных актов (решение о привлечении к налоговой ответственности, требование об уплате налога, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств в банке, о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика и т.п.).
При этом признание недействительным одного из них, как правило, сказывается на действительности остальных ненормативных актов и на процедуре принудительного взыскания в целом. Учитывая это, многие налогоплательщики, чтобы преодолеть истечение установленного законом срока для обжалования одного ненормативного акта, обжалуют по тем же основаниям ненормативный акт, принятый позднее (например, при пропуске сроков на обжалование решения о привлечении к налоговой ответственности обжалуют требование об уплате налогов).
Судебная практика
Для устранения такой практики Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.06.2013 № 18417/12 по делу № А78-3046/2012 присоединился к позиции тех судов, которые считают, что ненормативные акты налогового органа, принятые во исполнение вступившего в законную силу решения о привлечении к ответственности, не могут быть оспорены по мотиву необоснованности привлечения к налоговой ответственности и начисления налоговых платежей. Они могут быть оспорены только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия.
Иными словами, по мнению Президиума ВАС РФ, при оспаривании ненормативных актов налоговиков предмет доказывания должен быть ограничен тем актом, который обжалуется. Правомерность предшествующих решений налогового органа, послуживших основанием для вынесения оспариваемого налогоплательщиком акта, может оцениваться исключительно в случае, когда такое требование указано налогоплательщиком в просительной части жалобы (заявления).
Вместе с тем приведенная позиция нисколько не умаляет общего положения о том, что налогоплательщик вправе оспорить любой ненормативный акт налогового органа, принятый в рамках процедуры принудительного взыскания налогов, даже если решение о привлечении к налоговой ответственности (как основополагающий в такой процедуре документ) налогоплательщиком не обжаловалось. Этот вывод неоднократно подчеркивался высшими судебными инстанциями.
Судебная практика
В п. 48 постановления Пленума ВАС РФ № 5 отмечено, что поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. Это же положение позже было продублировано в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 418-О.
В дальнейшем судебная практика распространила этот общий вывод и на отношения по оспариванию иных ненормативных актов налогового органа.
Судебная практика
Так, ФАС Московского округа в постановлении от 31.01.2011 по делу № А40-31980/10-114-157 подчеркнул, что если налогоплательщик не обжаловал требование об уплате налога, то данный факт не имеет значения для оценки законности решения и постановления о взыскании за счет имущества.
И, наконец, последний аспект, который хотелось бы затронуть в связи с рассмотрением особенностей обжалования ненормативных актов налоговых органов, – повторное обжалование ненормативных актов по иным основаниям. Встречаются ситуации, когда налогоплательщики, неудачно оспорив в вышестоящем налоговом органе или в суде ненормативный акт инспекции, находят новые основания для признания его недействительным и подают повторную жалобу.
Судебная практика
Президиум ВАС РФ в постановлении от 26.06.2012 № 17292/11 по делу № А76-23228/2010 установил преграду распространению такой практики. Арбитражный суд надзорной инстанции отметил, что повторное обжалование ненормативного акта налогового органа препятствует рассмотрению этой жалобы в суде, поскольку в данном случае имеет место спор между теми же лицами по тому же предмету и по тем же основаниям, что и в предыдущем споре. В силу ст. 150 АПК РФ данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу.
Более того, Президиум ВАС РФ указал, что при противоположном подходе по существу была бы допущена возможность ревизии вступившего в законную силу судебного акта по предыдущему спору путем инициирования повторного процесса оспаривания ненормативного акта со ссылкой на иные мотивы и доводы о нарушении налоговым органом иных норм материального права, помимо приведенных налогоплательщиком при первоначальном обращении в суд.
В силу ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Не секрет, что данное положение не всегда реализуется на практике. Поэтому деятельность по обжалованию противоречащих закону действий и бездействия должностных лиц налоговых органов занимает значительное место в претензионной работе налогоплательщиков. В качестве предмета обжалования в данном случае выступает активное или пассивное поведение должностных лиц инспекций, нарушающее права и законные интересы налогоплательщиков.
Судебная практика
Исходя из п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» под действием должностных лиц налоговых органов следует понимать властное волеизъявление таких лиц, которое не облечено в форму ненормативного акта, но повлекло нарушение прав и свобод налогоплательщика или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию же относится неисполнение должностным лицом налогового органа обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из приведенных определений следует, что неправомерные действия должностных лиц налоговых органов, обжалуемые налогоплательщиками, могут быть различными. Анализ судебной практики позволил выделить наиболее часто встречающиеся.
Юрист намбер оне 21.12.2015, 19:44
Отличная статья! авторам большое спасибо!
Как обжаловать решение налогового органа
Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Сразу обжаловать решение в суде нельзя. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).
Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В том налоговом органе, который вынес налоговый акт, можно обжаловать документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
Выделяют два вида обязательного обжалования:
- апелляционная жалоба — подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
- жалоба — подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.
Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика, то он вправе обжаловать его в судебном порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом.
После обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган можно обратиться не в суд, а подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Если мирным путем решить проблему не удалось, обжалование действий налогового органа в судебном порядке – следующий этап ваших усилий на пути к желаемому результату. Важно правильно заполнить иск, предоставить доказательства неправомерных действий инспекторов, проводивших проверку.
На этом этапе без помощи юриста не обойтись. Суды нередко принимают сторону налогоплательщика, необходимо лишь четко оговорить все претензии.
Стоит помнить, что отдельные постановления налогового органа не требуют судебного разрешения спора. Такие акты налогового органа передаются на исполнение сразу в службу взыскания. Часто о таких решениях узнаешь не от налоговой, в обязанность которой входит уведомить о принятом решение, а непосредственно от судебного пристава. Безусловно, в случае несогласия необходимо оперативно готовить жалобу в суд. Одновременно с жалобой перед судом можно ходатайствовать о приостановлении действия обжалуемого решения. Основанием для удовлетворения такого ходатайства могут послужить следующие обстоятельства:
- возможность причинения имущественного вреда в результате исполнения решения
- имущественное положение
- исполнение решение может явиться следствием приостановления ведения всей хозяйственной деятельности. Например, арест счетов
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Изучим подробнее первый этап пересмотра решения ФНС — внутреннюю налоговую апелляцию. Апелляционная жалоба на налоговое решение и сопутствующие ей документы подаются в ту же налоговую, которая составила спорный документ. После этого у налоговой, принявшей жалобу, есть три дня на то, чтобы отправить ее в вышестоящий орган.
К сведению Если налогоплательщик инициирует пересмотр в апелляционном порядке, документ не вступит в силу, пока не завершится этот этап опротестования. Таким образом, получив жалобу в ответ на свое решение, ФНС не вправе приступать к процедурам взыскания по спорному документу — до тех пор, пока не будут известны результаты рассмотрения.
Подать жалобу в налоговую можно несколькими способами:
- на бумажном носителе, передав непосредственно в подразделение ФНС, чье решение подлежит оспариванию. В ряде подразделений есть специальные окна для приема входящей корреспонденции. При подаче необходимо иметь при себе второй экземпляр жалобы, на котором будет стоять отметка о приеме документа;
- на бумажном носителе, отправив по почте, — квиток об отправке следует сохранить;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам[5];
- через официальный сайт ФНС.
Порядок обжалования решений налоговых органов в суде урегулирован уже Арбитражным процессуальным кодексом РФ. И проводится судебное оспаривание по общим правилам подачи исковых заявлений с учетом дополнительных требований, предусмотренных главой 24 АПК РФ. Сначала заявление об оспаривании решения ФНС направляется в региональный арбитражный суд — это первая инстанция системы АС. На данном этапе дело рассматривает один судья.
Текст судебного заявления должен содержать следующую информацию:
- наименование подразделения ФНС, которое вынесло решение, не удовлетворившее истца;
- реквизиты оспариваемого документа;
- сведения о правах и интересах заявителя, нарушенных оспариваемым решением;
- данные о законах, которым не соответствует решение;
- собственно требования заявителя[9].
Разумеется, одного лишь заявления будет недостаточно. Его необходимо сопроводить:
- документом, подтверждающим отправку копии заявления в орган, который принял оспариваемое решение;
- квитанцией об оплате госпошлины;
- бумагами, которые подтверждают позицию заявителя;
- свидетельством о госрегистрации лица (если речь идет о юрлице);
- доверенностью подписанта — она нужна, если заявление подписывает гражданин, который вправе действовать от имени организации без доверенности;
- выпиской из ЕГРЮЛ (также актуально для юрлица);
- копией решения, которое обжалуется, и апелляционного решения, вынесенного в налоговой;
- при необходимости — ходатайством о приостановлении исполнения спорного решения[10].
На рассмотрение заявления у суда есть три месяца с момента его поступления. Как только все документы будут изучены, суд вынесет решение: он либо согласится с актом налоговой, либо отменит его полностью или частично.
Судебному решению потребуется месяц на вступление в силу. Если заявитель не готов согласиться с полученным результатом, в течение обозначенного времени он вправе инициировать апелляционный пересмотр уже в рамках арбитражной системы. Пока производится пересмотр судебного решения, оно не может вступить в силу. Что немаловажно, даже после того как данное решение станет законным, у заинтересованной стороны все еще останется возможность опротестовать его уже в кассационном порядке — на это ему будет выделено два месяца.
Как бы тщательно и дисциплинированно ни работали сотрудники ФНС, не исключены ошибки, недочеты, намеренные или ненамеренные нарушения порядка и правил проведения процедуры, а также ущемление прав налогоплательщиков. Как известно, в спорах с налоговой цена вопроса порой измеряется десятками миллионов рублей, однако у налогоплательщика есть право потребовать пересмотреть вынесенное в отношении него решение. Причем подавать жалобу налогообязанное лицо может многократно: в апелляционном или общем порядке, а если это не возымело нужного эффекта — даже в судебном. И опротестование может стать более эффективным, если заручиться серьезной профессиональной поддержкой.
Помочь правильно ответить на запросы и требования налоговиков, фиксировать допущенные ими процессуальные нарушения, сопровождать работников налогоплательщика на допросах.
Если акт проверки уже вам вручен, то юрист поможет предоставить письменные возражения на акт, собрать доказательства отсутствия налогового правонарушения.
Если юрист не привлекался раньше, обязательно обратитесь за квалифицированной правовой помощью на этапе оспаривания решений налоговой инспекции. С помощью юриста вы сможете составить жалобу в вышестоящий налоговый орган и в суд, опровергнуть доводы налоговиков, подобрать подходящую судебную практику. Обжалование решения налоговой инспекции — тот самый случай, когда лучше довериться юристу (специалисту по арбитражным спорам и налоговому праву).
Не позже пяти дней с момента составления акта выездной налоговой проверки он вручается налогоплательщику.
У вас есть один месяц, чтобы предоставить свои письменные возражения.
Надо ли это делать?
С одной стороны, после получения ваших возражений налоговики могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля и составит дополнительный акт.
Но если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее в суде, то возражения предоставлять нужно. Ваши аргументы могут учесть при вынесении решения.
Решение вам направят не позднее 5 дней с даты его вынесения.
Дата вступления решения в силу напрямую связана с этим фактом — через месяц после вручения.
Что будет, если налоговики вручат решение позже? Для налоговиков это не влечет никаких негативных последствий, так как интересы компании не пострадают, срок на оспаривание привязан к дате получения ненормативного акта.
Жалоба на действия налоговых органов
Решение вступит в силу через месяц со дня вручения. Чтобы отложить эту дату, подавайте апелляционную жалобу.
Обжалование решения налоговой через апелляцию означает, что у вас будет:
- один месяц на предоставление жалобы,
- один месяц на ее рассмотрение налоговиками,
- возможно, еще месяц, на который продлят ее рассмотрение при необходимости.
Внимание! Налоговый кодекс не содержит возможность восстановить срок в случае его пропуска. Если вы подали жалобу за пределами срока, ее рассмотрят обычную жалоба, то есть она не отложит вступление решения в силу. Можно предоставить ходатайство о приостановлении исполнения решения, но к нему необходимо приложить банковскую гарантию.
Решения Управления ФНС, межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам обжалуются в Федеральную налоговую службу.
Решения районных, межрайонных ИФНС оспариваются в Управлении ФНС по соответствующему субъекту РФ.
Жалобу можно подать письменно или электронно (по ТКС или через личный кабинет).
Укажите в ней следующие сведения:
- наименование вышестоящего органа, его местонахождение,
- наименование, ИНН, контактные данные ИП или компании,
- обжалуемое решение,
- данные ИФНС, вынесшей спорное решение,
- свои аргументы, опровергающие доводы налоговиков,
- ваши требования,
- способ получения решения по жалобе
Жалоба направляется через налоговый орган, который принял спорное решение.
На вступившее в силу решение жалобу можно подать в течении года с момента его вынесения, на иные ненормативные акты налоговиков, на действия, бездействие должностных лиц — в течение года, когда вы узнали о нарушении своих законных интересов.
Можно обжаловать различные действия (бездействие) налоговиков, которые вы считаете незаконными:
- требования о предоставлении документов,
- продление или отказ в продлении сроков представления документов,
- принятие обеспечительных мер,
- несвоевременную отмену обеспечительных мер,
- поручение банку на списание денежных средств со счетов организации или ИП,отказ вернуть или зачесть излишне уплаченные налоги,
- назначение экспертизы,
- выемку,
- несвоевременный возврат незаконно взысканных налогов и другие.
Жалоба подается в бумажном или электронном виде через ИФНС, которая приняла спорное решение.
Что писать в заявлении:
- наименование и адрес суда,
- наименование, контактные данные налоговой инспекции,
- наименование, контактные данные заявителя,
- номер и дату решения,
- данные о досудебном обжаловании,
- основания неправомерности действий должностных лиц,
- указание на то, каким образом нарушены интересы заявителя,
- требования,
- приложение.
Приложите к заявлению копию обжалуемого решения, акта налоговой проверки, документы, подтверждающие вашу позицию.
Не забудьте оплатить госпошлину (3000 рублей для компаний, 300 рублей для ИП) и отправить копию в налоговый орган. К заявлению приложите доказательство ее направления.
Если просите взыскать с налоговой денежные суммы, то госпошлина рассчитывается как для имущественного требования.
Если просите принять обеспечительные меры (приостановить исполнение ненормативного акта), оплачивается дополнительно госпошлина в размере 3000 рублей.
В обоснование своих аргументов обязательно приведите примеры из судебной практики по своему региону или ВС РФ.
Подписывает заявление руководитель или представитель (с приложением доверенности).
В настоящее время российские налогоплательщики имеют право:
- Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
- Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
- Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;
- Получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, а также копии решений налоговых органов;
- Использовать налоговые льготы;
- Получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
- Представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов;
- Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- Получать копии акта налоговой проверки.
При этом налогоплательщики обязаны:
- Уплачивать налоги и сборы;
- Выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- Не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов;
- Вести учет своих доходов и расходов (если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах);
- Вести учет своих объектов налогообложения (если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах);
- Представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах).
В жалобе на бездействие инспекции ФНС обязательно указываются:
- Наименование налогового органа;
- ФИО и место жительства заявителя;
- Основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
- Требования заявителя;
- Способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе/в электронном виде).
Действия и решения налоговых органов и их должностных лиц часто не удовлетворяют налогоплательщика, а зачастую носят противоправный характер. Поэтому право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц становится основной гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.
Итак, согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) по общему правилу подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Внутриведомственным документом, регулирующим порядок рассмотрения административных жалоб на решения налоговых органов, является Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденный приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290.
Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:
- налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п. 5 ст. 100 НК РФ);
- организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;
- налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
- физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.
Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
- пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со ст. 139 НК РФ;
- отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
- подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);
- при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
- получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.
К жалобе могут быть приложены следующие документы:
- акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
- акт налоговой проверки;
- первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:
- на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов — вышестоящим налоговым органом;
- на действия или бездействие должностных лиц налогового органа — вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;
- на действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера — вышестоящим налоговым органом.
Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенная налоговым органом в отношении организаций, рассматривается вышестоящим налоговым органом. Аналогичная жалоба, вынесенная должностным лицом налогового органа в отношении физического лица, рассматривается вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.
Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.
Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание представить копии документов, необходимых для рассмотрения жалобы.
Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления з��ключения.
Обжалование действий налогового органа
При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.
В данном случае следует учитывать, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному должностному лицу (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое действие).
В ходе рассмотрения названного выше искового требования, предъявленного к налоговому органу, суд вправе при наличии к тому оснований, руководствуясь ст. 36 АПК РФ, привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу п. 1 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Учитывая изложенное, налоговые споры между налоговыми органами и частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Правовая регламентация порядка рассмотрения указанной категории дел арбитражными судами осуществляется гл. 24 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Фактическим основанием обращения налогоплательщика в суд за защитой своих прав и законных интересов являются следующие факты:
1) принятие налоговым органом решения и (или) совершение действия (бездействие), не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) незаконное возложение на его ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1, 2 и 10 ч. 1; ч. 2, 3 ст. 125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны:
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц рассматриваются судьей единолично. Срок подобного рассмотрения не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей налоговых органов и их должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.
Предприниматель, считающий, что налоговая инспекция своим решением нарушает его законные интересы, вправе обратиться в вышестоящую инстанцию — региональное управление ФНС. Если эта мера не принесет желаемого результата, следующим шагом может явиться иск в арбитражный суд. То есть сразу решать дело в судебном порядке нельзя[3].
Обращение в вышестоящий орган ФНС происходит через местную налоговую инспекцию — ту самую, которая составила спорный акт. Именно там находятся все документы, имеющие отношение к делу. Далее местный орган должен передать вашу жалобу в вышестоящую инстанцию.
В течение какого времени допустимо оспаривание решения налоговой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, когда оно вступает в действие. Согласно НК РФ, этот период составляет 30 дней с момента выдачи акта налогоплательщику[4]. О факте вручения свидетельствует подпись последнего. Если же решение было выслано по почте, датой получения считается шестой день с момента отправки.
Таким образом, у налогоплательщика есть месяц на то, чтобы обжаловать решение налоговой. Но, если он по какой-либо причине не успел сделать этого в установленный срок, ситуацию еще удастся исправить. Вступившее в силу решение можно оспорить в течение года.
В зависимости от сроков различают два типа обращения для отмены решения налоговой. Если предприниматель успел отреагировать в течение месяца, он подает в ФНС апелляционную жалобу. В случае оспаривания уже вступившего в силу решения принято говорить об обычной жалобе.
Процедура обжалования решения налоговой включает в себя несколько этапов, первым из которых является составление возражения на претензии налоговой, указанные в акте проверки. Отправить в ФНС их необходимо в срок до 1 месяца с даты получения акта от налоговой. Возражения могут быть составлены как по акту в целом, так и по отдельным положениям акта. Ответ ФНС на возражения должен включать в себя информацию об их рассмотрении. При этом на рассмотрении возражений может присутствовать сам налогоплательщик, давать пояснения и представлять необходимые подтверждающие документы.
В ответ на возражение налогоплательщику должны сообщить, где и когда они будут рассматриваться. Он может присутствовать при рассмотрении возражений, давать свои пояснения и представлять подтверждающие документы инспектору.
По итогам рассмотрения возражений возможны следующие результаты:
- привлечение к ответственности налогоплательщика;
- отказ от привлечении налогоплательщика к ответственности;
- дополнительный контроль.
Важно! Если претензии налогоплательщика налоговая не отклонила, то решение ФНС можно обжаловать в вышестоящем органе или в суде.
Среди наиболее частных оснований для подачи жалобы на налоговый орган, можно выделить следующие:
Основания для обжалования | В чем заключается нарушение ФНС |
Выдача справок | Несоблюдение сроков на:
· обращение взыскания средств, имущества, иной собственности · направление требований по уплате налогов |
Начисление налогов | Например, ошибочное направление уведомления на оплату налога |
Инкассовые поручения | Несоблюдение должностными лицами ФНС установленного срока в 2 месяца для направления инкассового поручения |
Контролирующие мероприятия | Действия по выемке и истребованию документов, а также осмотру помещений налогоплательщика |
Бездействие (отказ выполнять какие-либо действия должностными лицами) | Отказ от выполнения определенных действий, возложенных на должностное лицо ФНС (например, невозврат средств) |
Жалоба на действия сотрудников ФНС может быть направлена посредством интернет через сайт налоговой. Для этого потребуется на сайте налоговой зайти в свой «Личный кабинет» и заполнить предложенные поля. Указать потребуется свои личные данные и порядок решения данного вопроса (например, в какие органы обращение уже было). После этого необходимо будет загрузить сканы подтверждающих документов, если они есть и их можно приложить к рассмотрению.
Имейте в виду, что Налоговый кодекс РФ не обязывает использовать форму жалобы, утвержденную ФНС России. Такого требования в ст. 139.2 НК РФ нет. Но чтобы уйти от лишних споров с налоговиками (в т. ч. по досудебному порядку обжалования), лучше использовать утвержденный с 2024 года бланк жалобы в налоговую.
Этот документ можно направлять по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Когда жалобу направляют по ТКС, ее нужно подписать усиленной электронной подписью.
Возможна подача и в письменной форме лично либо через представителя.
То, как составить жалобу в налоговую на ИФНС вышестоящему налоговому органу, регулирует Приложение № 5 к упомянутому приказу ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.
- полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы, ИНН и КПП;
- Ф.И.О. (отчество при наличии (применимо ко всем листам документа) ИП (физлица, не являющегося ИП);
- ИНН.
Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:
- неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
- вынесение разнообразных штрафов без права на это;
- задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
- неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.
Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно.
Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
Обжалование решения налоговой инспекции в суде
В правом верхнем углу указывается два основных момента:
- Контактные данные и точное наименование получающего органа, включая местоположение. ФНС, ИФНС или Управления субъекта.
- Наименование лица или организации, которое жалобу составило. Это может быть ИП, организация или частное лицо. По желанию допустимо указание адреса, контактного телефона, факса и другой информации.
Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:
- номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
- аргументы в свою защиту;
- ссылки на соответствующие случаю законы;
- бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.
Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.
В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:
- разобраться в ситуации;
- отменить какое-либо принятое решение;
- начислять денежные средства;
- изменить часть принятого документа;
- принять новое решение по обжалуемому делу и пр.
Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.
Стоит помнить, что отдельные постановления налогового органа не требуют судебного разрешения спора. Такие акты налогового органа передаются на исполнение сразу в службу взыскания. Часто о таких решениях узнаешь не от налоговой, в обязанность которой входит уведомить о принятом решение, а непосредственно от судебного пристава. Безусловно, в случае несогласия необходимо оперативно готовить жалобу в суд. Одновременно с жалобой перед судом можно ходатайствовать о приостановлении действия обжалуемого решения. Основанием для удовлетворения такого ходатайства могут послужить следующие обстоятельства:
- возможность причинения имущественного вреда в результате исполнения решения
- имущественное положение
- исполнение решение может явиться следствием приостановления ведения всей хозяйственной деятельности. Например, арест счетов
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Согласно статье 139 НК при составлении жалобы в документе нужно изложить следующую информацию:
- Реквизиты физического или юридического лица, которое подает жалобу;
- Реквизиты документа, описание действий должностного лица, которые обжалуются;
- Реквизиты налогового органа, в который подается жалоба;
- Нормативные акты и статьи, которые по мнению заявителя нарушены инспектором или иным должностным лицом;
- Требования, которые предъявляет заявитель;
- Способ получения ответа. Можно попросить налоговую службу отправить ответ по почте в бумажном виде, послать электронное письмо или сообщение в кабинете налогоплательщика.
Рассмотренный способ обжалования решения имеет несколько плюсов:
- Без него невозможно обратиться в суд для восстановления прав, нарушенных налоговой инспекцией;
- При подаче жалобы не нужно уплачивать государственную пошлину и нести другие расходы;
- Составление и подача жалобы не требуют привлечения юристов, так как при этом не нужно учитывать множество процессуальных тонкостей;
- Заявитель не обязан присутствовать при рассмотрении документа налоговым органом;
- При отказе в удовлетворении жалобы можно изучить причины отказа и учесть их при подготовке искового заявления в суд;
- При вынесении положительного решения налоговым органом по жалобе оно сразу вступает в силу.
Подавать жалобу в суд можно только после того, как плательщик попытался защитить свои права с помощью жалобы или апелляционной жалобы. Кроме того, в суд необходимо обращаться, если инспекция нарушила сроки рассмотрения документа или сроки уведомления о решении плательщика.
При подаче жалобы в суд заявитель обязан уплатить государственную пошлину.
При составлении иска в нем указывается следующая информация:
- Название арбитражного суда, куда подается жалоба, а также его реквизиты;
- Реквизиты заявителя, то есть ФИО предпринимателя или регистрационные данные компании и ее представителя;
- Название и реквизиты налоговой инспекции, которая по мнению заявителя приняла незаконное решение или решение по его жалобе;
- Реквизиты документа, который обжалуется в суде;
- Цена иска — указывается в случае, если решением налоговой инспекции доначислены платежи или взыскиваются штрафные санкции;
- Ссылки на нормативно-правовые акты и статьи, которые регулируют эти правоотношения и которые нарушены по мнению плательщика;
- Требования, которые заявитель просит удовлетворить. Например, отменить незаконное решение или признать его незаконным.
Помочь правильно ответить на запросы и требования налоговиков, фиксировать допущенные ими процессуальные нарушения, сопровождать работников налогоплательщика на допросах.
Если акт проверки уже вам вручен, то юрист поможет предоставить письменные возражения на акт, собрать доказательства отсутствия налогового правонарушения.
Если юрист не привлекался раньше, обязательно обратитесь за квалифицированной правовой помощью на этапе оспаривания решений налоговой инспекции. С помощью юриста вы сможете составить жалобу в вышестоящий налоговый орган и в суд, опровергнуть доводы налоговиков, подобрать подходящую судебную практику. Обжалование решения налоговой инспекции — тот самый случай, когда лучше довериться юристу (специалисту по арбитражным спорам и налоговому праву).
Не позже пяти дней с момента составления акта выездной налоговой проверки он вручается налогоплательщику.
У вас есть один месяц, чтобы предоставить свои письменные возражения.
Надо ли это делать?
С одной стороны, после получения ваших возражений налоговики могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля и составит дополнительный акт.
Но если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее в суде, то возражения предоставлять нужно. Ваши аргументы могут учесть при вынесении решения.
Решение вам направят не позднее 5 дней с даты его вынесения.
Дата вступления решения в силу напрямую связана с этим фактом — через месяц после вручения.
Что будет, если налоговики вручат решение позже? Для налоговиков это не влечет никаких негативных последствий, так как интересы компании не пострадают, срок на оспаривание привязан к дате получения ненормативного акта.
Решение вступит в силу через месяц со дня вручения. Чтобы отложить эту дату, подавайте апелляционную жалобу.
Обжалование решения налоговой через апелляцию означает, что у вас будет:
- один месяц на предоставление жалобы,
- один месяц на ее рассмотрение налоговиками,
- возможно, еще месяц, на который продлят ее рассмотрение при необходимости.
Внимание! Налоговый кодекс не содержит возможность восстановить срок в случае его пропуска. Если вы подали жалобу за пределами срока, ее рассмотрят обычную жалоба, то есть она не отложит вступление решения в силу. Можно предоставить ходатайство о приостановлении исполнения решения, но к нему необходимо приложить банковскую гарантию.
Решения Управления ФНС, межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам обжалуются в Федеральную налоговую службу.
Решения районных, межрайонных ИФНС оспариваются в Управлении ФНС по соответствующему субъекту РФ.
Жалобу можно подать письменно или электронно (по ТКС или через личный кабинет).
Укажите в ней следующие сведения:
- наименование вышестоящего органа, его местонахождение,
- наименование, ИНН, контактные данные ИП или компании,
- обжалуемое решение,
- данные ИФНС, вынесшей спорное решение,
- свои аргументы, опровергающие доводы налоговиков,
- ваши требования,
- способ получения решения по жалобе
Жалоба направляется через налоговый орган, который принял спорное решение.
Оспаривание бездействий налоговых органов
Немало вопросов у налогоплательщиков возникает и при обжаловании взаимосвязанных ненормативных актов. Как известно, налоговым законодательством установлена процедура принудительного взыскания налогов, предполагающая последовательное принятие налоговым органом нескольких соответствующих ненормативных актов (решение о привлечении к налоговой ответственности, требование об уплате налога, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств в банке, о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика и т.п.).
При этом признание недействительным одного из них, как правило, сказывается на действительности остальных ненормативных актов и на процедуре принудительного взыскания в целом. Учитывая это, многие налогоплательщики, чтобы преодолеть истечение установленного законом срока для обжалования одного ненормативного акта, обжалуют по тем же основаниям ненормативный акт, принятый позднее (например, при пропуске сроков на обжалование решения о привлечении к налоговой ответственности обжалуют требование об уплате налогов).
Судебная практика
Для устранения такой практики Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.06.2013 № 18417/12 по делу № А78-3046/2012 присоединился к позиции тех судов, которые считают, что ненормативные акты налогового органа, принятые во исполнение вступившего в законную силу решения о привлечении к ответственности, не могут быть оспорены по мотиву необоснованности привлечения к налоговой ответственности и начисления налоговых платежей. Они могут быть оспорены только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия.
Иными словами, по мнению Президиума ВАС РФ, при оспаривании ненормативных актов налоговиков предмет доказывания должен быть ограничен тем актом, который обжалуется. Правомерность предшествующих решений налогового органа, послуживших основанием для вынесения оспариваемого налогоплательщиком акта, может оцениваться исключительно в случае, когда такое требование указано налогоплательщиком в просительной части жалобы (заявления).
Вместе с тем приведенная позиция нисколько не умаляет общего положения о том, что налогоплательщик вправе оспорить любой ненормативный акт налогового органа, принятый в рамках процедуры принудительного взыскания налогов, даже если решение о привлечении к налоговой ответственности (как основополагающий в такой процедуре документ) налогоплательщиком не обжаловалось. Этот вывод неоднократно подчеркивался высшими судебными инстанциями.
Судебная практика
В п. 48 постановления Пленума ВАС РФ № 5 отмечено, что поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. Это же положение позже было продублировано в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 418-О.
В дальнейшем судебная практика распространила этот общий вывод и на отношения по оспариванию иных ненормативных актов налогового органа.
Судебная практика
Так, ФАС Московского округа в постановлении от 31.01.2011 по делу № А40-31980/10-114-157 подчеркнул, что если налогоплательщик не обжаловал требование об уплате налога, то данный факт не имеет значения для оценки законности решения и постановления о взыскании за счет имущества.
И, наконец, последний аспект, который хотелось бы затронуть в связи с рассмотрением особенностей обжалования ненормативных актов налоговых органов, – повторное обжалование ненормативных актов по иным основаниям. Встречаются ситуации, когда налогоплательщики, неудачно оспорив в вышестоящем налоговом органе или в суде ненормативный акт инспекции, находят новые основания для признания его недействительным и подают повторную жалобу.
Судебная практика
Президиум ВАС РФ в постановлении от 26.06.2012 № 17292/11 по делу № А76-23228/2010 установил преграду распространению такой практики. Арбитражный суд надзорной инстанции отметил, что повторное обжалование ненормативного акта налогового органа препятствует рассмотрению этой жалобы в суде, поскольку в данном случае имеет место спор между теми же лицами по тому же предмету и по тем же основаниям, что и в предыдущем споре. В силу ст. 150 АПК РФ данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу.
Более того, Президиум ВАС РФ указал, что при противоположном подходе по существу была бы допущена возможность ревизии вступившего в законную силу судебного акта по предыдущему спору путем инициирования повторного процесса оспаривания ненормативного акта со ссылкой на иные мотивы и доводы о нарушении налоговым органом иных норм материального права, помимо приведенных налогоплательщиком при первоначальном обращении в суд.
В силу ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Не секрет, что данное положение не всегда реализуется на практике. Поэтому деятельность по обжалованию противоречащих закону действий и бездействия должностных лиц налоговых органов занимает значительное место в претензионной работе налогоплательщиков. В качестве предмета обжалования в данном случае выступает активное или пассивное поведение должностных лиц инспекций, нарушающее права и законные интересы налогоплательщиков.
Судебная практика
Важно! Если сотрудники ФНС допустили те или иные виды нарушений, то в первую очередь обратиться нужно будет в вышестоящий орган (138 НК РФ). В налоговом органе в качестве вышестоящего органа рассматривается региональное управление. Если лицо проживает в области, то с жалобой нужно будет обратиться в региональный центр области.
Составляется жалоба в письменном виде. При этом направить жалобу можно по почте, либо иной курьерской службой, указав адрес и индекс управления. Лучше будет, если письмо будет отправлено как ценное. Подавать жалобу лицу следует именно в том районе, в котором он проживает. В иные управления ФНС других регионов обращаться с жалобой не следует, так как это потребует дополнительные затраты времени и труда, что приведет к неэффективности.
Если обращение в вышестоящий орган не привело к тому результату, который ожидал заявитель, он вправе обратиться с жалобой уже в прокуратуру. Прокуратура рассматривается жалобу в течение 30 дней, после чего будет предоставлено решение с обоснованием и соответствующими комментариями. Если для решения вопроса заявитель хочет подать жалобу в суд, то возможно это только после того, как будет подана жалоба в налоговое управление.
В данном случае жалоба будет рассматриваться в течение 45 дней. Даже если суд вынесет положительное решение, это не будет означать, что оно будет немедленно исполнено. Судебное решение также может быть обжаловано, а исполнение его приостановлено.
Одной из особенностей обращения в суд является то, что повторное право подачи жалобы в случае отозванного обращения, отсутствует. Если обратиться к статистике судебных решений по данному вопросу, то можно сделать вывод, что в большинстве случаев решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Также следует отметить, что большая часть претензий решается еще на первых стадиях, в досудебном порядке.
Таким образом, любое неправомерное действие или, наоборот, бездействие должностного лица налогового органа может быть обжаловано пострадавшей стороной. При этом не будет иметь значение, кто именно является пострадавшим: физическое или юридическое лицо. И те и другие вправе на законных основаниях обратиться в региональное управление налоговой для обжалования действий сотрудников налоговой инспекции. Если данные действия не приведут к нужному результату, то с жалобой на налоговую можно будет обратиться уже в прокуратуру или суд. Главное при этом должное внимание уделить составлению жалобы, а также подготовке подтверждающих документов.
Действия и решения налоговых органов и их должностных лиц часто не удовлетворяют налогоплательщика, а зачастую носят противоправный характер. Поэтому право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц становится основной гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.
Итак, согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) по общему правилу подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Внутриведомственным документом, регулирующим порядок рассмотрения административных жалоб на решения налоговых органов, является Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденный приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290.
Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:
- налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п. 5 ст. 100 НК РФ);
- организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;
- налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
- физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.
В данном случае следует учитывать, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному должностному лицу (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое действие).
В ходе рассмотрения названного выше искового требования, предъявленного к налоговому органу, суд вправе при наличии к тому оснований, руководствуясь ст. 36 АПК РФ, привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу п. 1 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Учитывая изложенное, налоговые споры между налоговыми органами и частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Правовая регламентация порядка рассмотрения указанной категории дел арбитражными судами осуществляется гл. 24 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Фактическим основанием обращения налогоплательщика в суд за защитой своих прав и законных интересов являются следующие факты:
1) принятие налоговым органом решения и (или) совершение действия (бездействие), не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) незаконное возложение на его ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1, 2 и 10 ч. 1; ч. 2, 3 ст. 125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны:
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц рассматриваются судьей единолично. Срок подобного рассмотрения не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей налоговых органов и их должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.
Не все поля заполнены
Не все поля заполнены
В таком случае рассмотрение жалобы производится на основании изложенных в ней доводов заявителя, представленных одновременно с ней документов, подтверждающих эти доводы, а также материалов, которые предоставляются на рассмотрение нижестоящим налоговым органом. Податель жалобы до принятия по ней решения, может представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Однако, данные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, только если он объяснит причину, по которой не смог в установленные сроки представить эти документы инспекции.
Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) принимается в течение одного месяца с даты получения жалобы. Для других случаев обжалования установлен пятнадцатидневный срок. Сроки рассмотрения могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящего налогового органа или в случае представлении налогоплательщиком дополнительных документов.
Обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебном порядке совершается по правилам, установленным процессуальным законодательством России. Согласно новому порядку срок судебного обжалования, установленный процессуальным законодательством России, исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по его жалобе, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы.
ИЮНЬСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
- 2016 год (1)
- 2015 год (10)
- 2014 год (9)
- 2013 год (16)
- 2012 год (13)
- 2011 год (13)
- 2010 год (18)
- 2009 год (11)
- 2008 год (0)
- 2007 год (1)
Похожие записи:
- Стоимость потребительской корзины в москве в 2024 г
- Пенсионный возраст в России с 2024 года
- Штраф за допуск к работе без медосмотра