Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смр Где Поставить Печать О Принятии Товара». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Во время международных грузоперевозок грузовой транспорт проходит международные автомобильные пункты пропуска (МАПП). Это происходит при пересечении любой из границ, а также при прибытии к месту назначения. При прохождении МАПП таможенные работники ставят пометки или печати в CMR.
В Приказе ФТС России от 26.05.2011 № 1067, а также в Решении Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 и ряде других нормативных документов описана процедура работы с транспортными и товарно-сопроводительными документами.
В этих же документах указана процедура оформления груза на МАПП при начале и завершении ТТ (таможенного транзита).
Порядок проставления таможенных печатей и отметок различается в зависимости от следующих параметров:
направление перевозки (импорт/экспорт);
таможенная процедура (перевозка по TIR, карнет АТА или ДКД);
Порядок заполнения CMR-накладной
В CMR при этом указывают номер транзитной декларации (ТД) в формате ХХХХХХХХ/ДДММГГ/ХХХХХХХ:
первый сегмент — это номер таможенного поста зарегистрировавшего ТД
второй сегмент — дата создания ТД,
третий сегмент — порядковый номер ТД.
Номер транзитной декларации в CMR заверяют при промощи личной номерной печати таможенника (ЛНП).
Помимо этого, таможенная служба проставляет в CMR печать контроля доставки (согласно пункту 20.3, приказа 1067). В данной печати указывают:
таможенный пункт назначения,
срок прибытия,
таможенные пломбы,
номер ТИРа или ДКД
. При перевозке сборного груза на несколько внутренних таможенных постов, каждый последующий пост будет ставить собственные печати в CMR.
Как только товар приходит на таможню назначения, в CMR ставят печать «Товар поступил» (в соответствии с пунктом 28.10 приказа ФТС 1067).
Данная печать в CMR означает, что таможенная процедура выполнена и перевозчик выполнил свои обязательства перед таможней. Если же товар переходит на СВХ, это также конец перевозки.
В случае, если после растаможки товар доставляют клиенту, требуется таможенная декларация. Данный документ перевозчику не передают. В законе не прописано, ставят ли (в этом случае) по факту растаможки печати в CMR. Перевозчик просит ставить печать «Выпуск разрешен», а таможня также часто отказывает.
При экспорте товаров и убытии грузового транспорта с территории Таможенного союза (по пункту 58, приказ 1067) печати в CMR типа «Вывоз разрешен» ставят обязательно. Перевозчик (обычно) на этом настаивает, так как в этом случае он может претендовать на нулевую ставку НДС.
При экспорте в CMR могут ставить печати «Товар поступил» и направляющие печати. Обратите внимание, что некоторые печати в CMR ставят в зависимости от вида груза. Например, печать санитарно-эпидемиологической службы, которую ставят на границе Таможенного союза.
Графа, номер
Описание
1
Отправитель
Указывается фирма — отправитель, её полный юридический адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома. Если товар отправляется в Россию по поручению контрактодержателя третьей фирмой, то указывается название этой фирмы и делается приписка: «по поручению» («by order», «on behalf»). Например: «фирма «В» (отправитель) по поручению «фирмы «А» (контрактодержатель)
2
Получатель
указывается полное наименование получателя груза, юридический адрес и ИНН.
3
Место выгрузки
указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки.При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по всей территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов, не допускается перемещение с грузом на другой адрес, не указанный в данной графе.
4
Место загрузки, дата загрузки
указывается город, страна и дата погрузки.
5
Прилагаемые документы
указываются документы, прилагаемые к CMR (только те, которые сопровождают груз):
счет-фактура (invoice);
отгрузочная спецификация;
сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;
ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
фитосанитарный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
сертификат о происхождении (certificate of origin)
6-9
Указываются наименование груза, количество грузовых мест и род упаковки
Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе. При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в инвойсе». При наличии большого количества наименований указывают расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД. При контейнерных и других транзитных перевозках со сменой транспорта количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в первоначальном транспортном документе. *
10
Статистический код
указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров
11
Вес брутто
указывается вес брутто, заявленный в инвойсе — по экспортной декларации. При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.
12
Объем
заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях — необязательно.
13
Указания отправителя
указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной оформления. В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза.
14
Возврат
заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после разгрузки груза.
15
Условия оплаты
указывается базис поставки товара, например условия поставки по ИНКОТЕРМС
16
Перевозчик
указываются полные реквизиты транспортной компании владельца транспортного средства, ставится штамп или печать перевозчика
17
Последующий перевозчик
заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует данную перевозку. Печать
18
Оговорки и замечания перевозчика
могут быть указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, температурный режим и др.).**
19
Данная графа может быть заполнена только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется.
20
Особые согласованные условия
платежи, которые отправитель обязан произвести;
сумма, подлежащая уплате при сдаче груза;
инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена.
Отправитель груза
Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.
Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)»,
Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза.
Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке.
Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами.
Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству.
Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно.
Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза.
Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики.
Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах.
Графа 12 «Объем, куб. м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах.
При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» — наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующей лицензии. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза.
В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.
Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.
Графа 14 «Возврат» — государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
Графа 15 «Условия оплаты» — условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.
Графа 21 «Составлена в» — наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» — фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.
Перевозчик груза
Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.
Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и т.д.).
Графа 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
Графа 18 «Оговорки и замечания перевозчика» — оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.
Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.
Подробный запрос позволит подготовить для Вас развернутый ответ
Оставить заявку:
Заказ перевозки
Заказ хранения
Таможенное оформление
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
конвенцией КДПГ;
действующим на территории данного государства нормативным документом о заполнении ЦМР;
условиями контракта.
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
CMR-накладная является доказательством заключения договора на перемещение груза за рубеж при помощи автотранспортных средств. Это один из первых документов, который запросят контролирующие структуры в процессе перевозки. Без нее груз не пересечет государственную границу.
Документ закрепляет правоотношения участников сделки, фиксирует данные о товаре и его особенностях, об участниках транспортировки, содержит сведения о месте, времени убытия и прибытия груза, маршрут перевозки, информацию о стоимости изделий и условиях прохождения таможенных процедур, о страховании.
Для экспорта и импорта используется один и тот же бланк накладной. При экспорте товара за границу в российскую таможню предъявляется документ, оформленный на русском языке. Если накладная выписана на иностранном языке, необходимо обеспечить ее перевод на русский язык.
Необходимость в международной товарно-транспортной накладной CMR обусловлена требованиями Конвенции. Из ее текста следует, что документ подлежит оформлению при совокупности трех условий:
Перевозка осуществляется на автомобиле за плату;
Места отправления и назначения груза находятся на территории разных стран;
Хотя бы одна из сторон сделки находится в государстве, ратифицировавшей Конвенцию.
Таким образом, данный документ выписывается только для международных перевозок.
Для внутрироссийской транспортировки груза ЦМР не требуется. Перевозка осуществляется на основании стандартной ТТН.
В форме накладной имеются графы, предназначенные для заполнения всеми сторонами процесса перемещения товара:
№ 1-15 и 21-22 для грузоотправителя;
№ 16-19,23 и 25-29 для перевозчика;
№ 24 для грузополучателя.
Основная ответственность за правильность внесенных сведений лежит на отправителе груза. Именно он будет отвечать за недостоверность информации и различные технические ошибки в документе.
Например, если в результате допущенных неточностей перевозчик доставит груз не по месту назначения, то грузоотправителю придется нести расходы на ликвидацию этой ошибки. В любом случае перевозчик обязан документально доказать вину отправителя груза, размер причиненного ущерба и связь между допущенной ошибкой в CMR и убытками.
Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR)
CMR-накладная оформляется в 4-7 экземплярах и состоит из 10 самокопирующихся страниц с пустыми графами для заполнения. Первые четыре страницы предназначены для участников перевозки:
1 стр. — для продавца (необходима для подтверждения отправки груза и взаиморасчетов);
2 стр. — для покупателя (следует вместе с грузом и передается после доставки покупателю);
3 стр. — для экспедитора (прилагается к путевому листу);
4 стр. — для отдела расчетов экспедитора (для осуществления расчетов за транспортировку).
Страницы 3 и 4 заверяются подписями и штампами грузополучателя и возвращаются экспедитору.
Остальные страницы накладной необходимы для проставления отметок на таможне и другими органами. Необходимость в оформлении дополнительных страниц решается с учетом особенностей будущей перевозки.
Если груз предназначен для получения несколькими покупателями, то CMR выписывается в отношении каждого из них.
Конвенцией в п. 1 ст.6 обозначены сведения, наличие которых в ЦМР является обязательным. Их отсутствие указывает на незаключенность договора перевозки.
К необходимым данным относится следующая информация:
дата и место составления ЦМР;
реквизиты отправителя и получателя груза;
место принятия и доставки товара;
груз (наименование, число мест, маркировка, вес брутто и количество в других единицах измерения);
упаковка;
финансовые расходы на транспортировку;
инструкция для прохождения таможни.
Остальные сведения являются дополнительными.
Стороны имеют возможность указать любые необходимые для перемещения груза сведения, которые посчитают важными для данного типа груза.
Гражданская ответственность экспедитора может быть застрахована. Выполнение данной процедуры имеет ряд положительных моментов:
уменьшаются риски перевозчика, связанные с порчей груза или его повреждением;
страховка подтвердит надежность перевозчика в глазах клиентов.
В то же время есть и негативные моменты:
на оформление полиса затрачивается дополнительное время;
страховка предполагает дополнительные финансовые расходы;
если в порче виновно третье лицо, то она не подлежит компенсации.
CMR необходима, когда выполняются несколько условий:
если предусмотрено вознаграждение за перевозку;
места погрузки и выгрузки расположены в разных странах;
Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
транспортировка осуществляется с помощью автомобильного транспорта.
Когда можно использовать дополнительные печати
Вид документов, которые необходимо оформить, определяется способом перевозки. Обязательная сопроводительная документация при любом виде транспортировки: спецификация, инвойс и упаковочный лист.
Виды накладных:
для автомобильной транспортировки – автодорожная накладная CMR, TIR;
морская транспортировка – коносамент, фрахтовый билет для паромов.
При импорте товаров из Европы в РФ актуальна CMR – международная товарно-транспортная накладная. Документ фактически подтверждает, что транспортировка выполняется согласно КДПГ. В бланке предоставляется полная информация об участниках процесса и перевозимом товаре.
Стандартный пакет оформляется в 3 экземплярах. Оригиналы получают: отправитель, перевозчик и получатель.
Важно знать! При необходимости или по требованию таможенной инспекции можно дополнительно выписать экземпляр CMR.
Накладная обязательна в следующих случаях:
груз пересекает границу РФ;
один из участников внешнеэкономической сделки является резидентом государства, подписавшего КДПГ;
транспортировка осуществляется автомобилем;
доставка – платная услуга.
Бланк CMR един для всех стран, придерживающихся КДПГ. Однако заполнение документа может варьироваться. Для Российской Федерации регламент описан в письме ФТС РФ от 2 мая 2012 года номер 04-30/22006.
При оформлении придерживаются правил, указанных в следующих документах (соблюдать их необходимо в порядке приоритетности):
КДПГ;
нормативный документ государства по регламенту заполнения;
условия договора.
Заполнение бланка накладной ЦМР, как правило, выполняется на языке страны отправителя. В графы информация вносится с помощью принтера или авторучки. Метод записи должен гарантировать сохранность данных при архивном хранении.
Сведения должны быть внесены разборчиво, исключаются зачеркивания или исправления. В сложных сделках, которые предполагают участие нескольких контрагентов, изготавливают дополнительные экземпляры CMR.
Перевозчик в бланке CMR заполняет графы с 16 по 19, с 25 по 29, а также 23. В них он указывает:
реквизиты перевозчика;
сведения о других перевозчиках, если транспортировка выполняется несколькими компаниями;
замечания и оговорки, если груз и упаковка не соответствуют данным в CMR;
информацию о путевом листе, водителе, экспедиторе;
регистрационный номер и марку транспортного средства, которое выполняет перевозку;
информацию о тарифе или стоимости услуг.
1. Отправитель
Указывается фирма — отправитель, её полный адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома. Если товар отправляется в Россию по поручению контрактодержателя третьей фирмой, то указывается название этой фирмы и делается приписка: «по поручению».
CONTRACT № , data:
CMR
2. Получатель
Указывается наименование фирмы-получателя, её полный адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома.INN (ИНН получателя)
16. Перевозчик
Указывается наименование перевозчика, его адрес. В этой графе перевозчик ставит свою печать
3. Место разгрузки
Адрес места окончательной разгрузки товара склад фирмы — получателя.
17. Последующий перевозчик
Указывается наименование перевозчика, его адрес. В этой графе перевозчик ставит свою печать
4. Место и дата погрузки
Адрес места погрузки товара и дата погрузки.
18. Оговорки и замечания перевозчика
5. Прилагаемые документы
Вписываются номера инвойсов (счетов — фактур, счетов — проформ), номер книжки МДП (TIR), если имеются номера сертификатов (ветеринарного, фитосанитарного, соответствия и т.д.)
INVOCE №
6. Номера 7. Мест 8. Упак. 9. Наименование
Указываются классы опасности если есть количества загруженных отдельных мест (и/или поддонов), род упаковки, наименование товаров
10. Стат №
коды ТН ВЭД
11. Брутто
вес брутто
12. Объем
Total
13. Таможенная обработка
Название таможенного поста и кода таможни Юридическое название СВХ и его адрес Номер лицензии и дата выдачи
19.
14. Возврат
15. Условия оплаты Базис поставки
например условия поставки по «ИНКОТЕРМС»
20.Для отметок получателя. Дата получения груза, его печать
21.Дата заполнения СМR
22.Печать Отправителя
23. Печать Перевозчика
24. Печать Получателя
после разгрузки
25.Регистрационный номер тягача Регистрационный номер прицепа
26.
27
28.
Графа, номер
Описание
1
Отправитель
указывается полное наименование отправителя груза (если груз отправляется по поручению другой фирмы, то после наименования грузоотправителя указывается наименование поручителя: «by order», «on behalf»). Одно из наименований обязательно должно быть указано в инвойсе (ввиду того, что продавцом груза может быть как грузоотправитель, так и поручитель). Также указывается полный юридический адрес отправителя.
2
Получатель
указывается полное наименование получателя груза и почтовый или юридический адрес и ИНН. В случае отправки груза в адрес таможенного брокера делается примечание «для фирмы ________»
3
Место разгрузки груза
указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки. При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по всей территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов, не допускается перемещение с грузом на другой адрес, не указанный в данной графе.
4
Место и дата погрузки груза
указывается город, страна и дата погрузки.
5
Прилагаемые документы
указываются документы, прилагаемые к CMR (только те, которые сопровождают груз):
• счет-фактура (invoice);
• отгрузочная спецификация;
• сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;
• ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
• карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
• сертификат о происхождении (certificate of origin);
• акт загрузки.
6-9
указываются количество грузовых мест, наименование груза и род упаковки. Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе. При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в инвойсе». При наличии большого количества наименований указывают расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД. При контейнерных и других транзитных перевозках со сменой транспорта количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в первоначальном транспортном документе. *
10
Статистический код
указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров
11
Вес брутто
указывается вес брутто, заявленный в инвойсе — по экспортной декларации. При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.
12
Объем
заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях — необязательно.
13
Указания отправителя
указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной оформления.
В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза.
14
Возврат
заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после разгрузки груза.
15
Условия оплаты
указывается базис поставки товара, например условия поставки по ИНКОТЕРМС
16
Расчет таможенной стоимости и оформления
Экономия по комплексному сопровождению
Таможенный агент — фирма импортер от резидента РФ
Торговый представитель в РФ
Свежие
Посещаемые
Поскольку в предписаниях Конвенции нет определённого требования к языку заполнения, для записи выбирается тот язык, который создаст наименьшее количество проблем участникам перевозки. Чаще всего, отправители используют государственный язык своей страны.
Пример заполнения международной накладной-CMR российского отправителя будет представлен на русском, пример заполнения накладной немецким бизнесменом – на немецком.
При этом ориентирующие подписи к графам (полям для заполнения), в большинстве стандартных бланков, дублируются на двух языках.
В практике же заполнения, когда речь идёт об экспорте (вывозе) в страны Европы, нередко используют один из распространённых европейских языков (в основном – английский) или язык той страны, в которую осуществляется ввоз товара. Это снижает вероятность возникновения проблем с работниками таможни и с представителями полиции при транзите.
Если груз отправляется в государства, представляющие ЕАЭС (в Казахстан, Беларусь, Армению, Киргизию), то целесообразно заполнить накладную на русском языке. Это удобно ещё и потому, что для российской таможни необходимо будет предоставить экземпляр CMR-накладной, переведённый на русский язык. Кроме того, перевозчики рекомендуют использовать в накладной тот же язык, на котором составлен инвойс.
Принципиальной разницы между «импортным» и экспортным» вариантами заполнения нет.
Первые четыре страницы отличаются от остальных тем, что у каждой из них есть своё название, указывающее на предназначение экземпляра.
«Экземпляр для отправителя». Этот экземпляр подтверждает факт отправки и исходных расчётов. Он остаётся у грузоотправителя. Однако экземпляры второй, третьей и четвёртой страниц тоже заверяются его подписями, печатями и штампами, а также подписями уполномоченного лица, представляющего сторону перевозчика (например, экспедитора, водителя и др.).
«Экземпляр для получателя». Экземпляр передаётся получателю вместе с грузом, становясь подтверждением доставки.
«Экземпляр для перевозчика». Заверяется подписью и печатью (штампом) получателя при передаче груза. Затем этот экземпляр прилагается к путевому листу как основание для учёта услуг по транспортировке и их оплаты.
«Для расчётов». Тоже заверяется подписями и печатями получателя, но этот экземпляр прилагается к счёту за перевозку и передаётся (высылается) перевозчиком тому лицу, которое осуществляет оплату расходов (плательщику перевозки). Таким лицом может быть, например, отправитель, получатель или экспедитор.
Номера и наименования этих страниц отпечатаны типографским способом. Следующие страницы международной накладной, которые тоже должны быть заверены отправителем (подпись, печать) и перевозчиком, таможенными службами. На таможенное оформление отводится не менее трёх страниц.
Порядок заполнения бланка предполагает внесение строго определённых сведений в отведённые для этого пронумерованные графы (поля). В правом верхнем углу в непронумерованном поле обязательно написано, что данная транспортировка, осуществляется согласно требованиям Конвенции КДПГ, несмотря на существование каких бы то ни было других договоров.
В первой графе – «Отправитель» – указывается полное наименование и полный (включая индекс) юридический адрес отправителя. Если отправка производится по поручению другой компании, то должно быть указано и наименование поручителя после наименования отправителя: «by order», «on behalf». Поскольку в роли продавца груза может выступать и грузоотправитель, и поручитель, важно, чтобы одно из наименований указывалось в инвойсе.
«Получатель». Сюда вносится полное наименование грузополучателя, его юридический (или почтовый) адрес, ИИН. Эти данные есть в счёт-фактуре и ТТН. Примечание «Для фирмы…» делается в случае адресации груза таможенному брокеру.
«Место разгрузки груза». Вписывается фактическое местонахождение клиента-получателя груза – адрес доставки после таможенной очистки. Заполнение этой графы даёт перевозчику право перемещаться по территории России без дополнительных товарно-транспортных документов, независимо от того, к какой стране он приписан (без учёта принадлежности), но это не даёт право перемещаться с грузом по другому, не указанному в графе, адресу.
«Место и дата погрузки». В качестве места указывают страну и город.
«Прилагаемые документы». В графе перечисляются только те документы (и их реквизиты), которые сопровождают груз:
инвойс (счёт-фактура),
отгрузочная спецификация,
акт загрузки,
сертификаты качества (для промышленных товаров), ветеринарный и карантинный (для товаров животного и растительного происхождения соответственно), certificate of origin (сертификат о происхождении).
«Знаки и номера». Указывается класс опасности перевозимого груза.
«Количество мест». Сведения этого и следующих четырёх полей (до 11 включительно) рассматриваются как взаимосвязанный информационный блок. Данные в нём должны совпадать с данными по инвойсу и упаковочному листу. При большом количестве наименований товар по названию объединяют в группы со ссылкой-указанием: «Расшифровку см. в инвойсе», а расшифровку веса указывают по коду ТН ВЭД для каждой группы. Количество мест при контейнерных и транзитных перевозках, предполагающих смену транспорта, указывается по сведениям первоначальных транспортных документов. Из-за упрощения пересчёта, перевозчику удобнее, если перевозимый груз находится на поддонах (что чаще всего и происходит). Тогда в этой графе указывается количество поддонов.
«Род упаковки». Возможны различные варианты: деревянные ящики, картонные коробки, холщовые мешки и др.
«Наименование груза».
«Статистический код». Графа предназначена для внесения по каждой товарной группе кодов ТН ВЭД. При этом разбивка по товару обязательно должна быть отражена в CMR-накладной. Косвенно из инвойса эту информацию извлечь нельзя.
«Вес брутто». Заявленный в инвойсе вес по экспортной декларации.
«Объём». Графа в основном предназначена для заполнения при транспортировке сборных грузов.
«Указание отправителя (таможенная и др. обработка)». Вносятся реквизиты таможенного терминала, на который направляется груз для таможенного контроля и оформления (вариант: склад временного хранения). Эти данные, кроме CMR-накладной, больше нигде не содержатся, поэтому перевозчик и заказчик заранее согласовывают данный вопрос для внесения в заявку. Здесь же указывается заявленная стоимость груза в валюте, соответствующей валюте инвойса.
«Возврат». Речь идёт о возврате контейнера, в котором перевозился груз, по указанному в графе адресу.
«Условия оплаты». Базис поставки товара – сведения об условиях в соответствии с Инкотермс.
«Перевозчик». Реквизиты транспортной компании, которая осуществляет полную перевозку или которая начинает её (с печатью перевозчика).
«Последующий перевозчик». Заполняется, если в ходе транспортировки груз перегружается на другое транспортное средство или передаётся другой транспортной компании. При перегрузке на другой транспорт чаще ставятся реквизиты агента, контролирующего перенос груза и печать.
«Оговорки и замечания перевозчика». Сюда перевозчик имеет право вносить замечания по внешнему виду груза, его упаковке, транспортному средству, количеству и маркировке, условиям, в которых осуществлялась погрузка, а также другие комментарии, которые могут повлиять на ответственность сторон по договору. В Конвенции не содержится требований к тому, чтобы эти оговорки обязательно заверялись грузоотправителем. Однако перечень замечаний должен быть на всех экземплярах накладной. То есть, перевозчик сразу вносит свои оговорки и уже с ними отдаёт первый экземпляр грузоотправителю.
«Подлежит оплате». Графа заполняется отделом расчётов после завершения транспортировки. Поскольку чаще используется договорная цена, данную графу заполняют редко.
«Особые условия». Здесь вписываются любые данные, которые необходимы для качественного выполнения перевозки и соблюдения условий сделки. Например, при доставке скоропортящегося груза – температура камеры рефрижератора, при перевозке взрывоопасных грузов – ограничение скорости, запрет на мойку полуприцепа и т.д. Кроме того, стандартными сведениями в графе часто становятся данные:
об обязательных платежах отправителя,
о сумме уплаты при передаче груза,
�� согласованном сроке доставки,
об особенностях страхования груза.
Международная коммерческая перевозка грузов автомобилями регулируется положениями специальной конвенции 1956 года. Ее придерживаются многие европейские страны, восточные государства, а также Российская Федерация. Согласно Конвенции, при автоперевозке товаров следует оформлять международную товарно-транспортную накладную CMR, без которой невозможно перевезти какой-либо товар через границу.
CMR-накладная выполняет несколько функций:
CMR является универсальной формой товаросопроводительных документов, она понятна всем работникам торговли, живущим в разных странах;
в ней проставляется отметка о передаче товара экспедитору и о принятии его получателем, когда он доставлен. Т.е. легко установить, кто и в какой момент времени ответственен за его сохранность;
CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Отсутствие CMR может привести к аресту перевозимого товара и транспортного средства полицейскими;
она используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге, при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения Конвенции. Они накладывают на участников этого процесса определённые обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.
Этот документ составляется в трех экземплярах, подписывается отправителем груза, а также перевозчиком. Некоторые страны требуют дополнительный экземпляр. Если груз везут несколько машин, или в одной машине – несколько разных грузов, количество экземпляров определяется числом машин или видов груза. Если вас интересует, где взять CMR (международную товарно-транспортную накладную), у вас есть возможность скачать чистый бланк.
CMR образец, инструкция по заполнению
Оформлением накладной должен занимается отправитель товара. В нужных графах он указывает следующую информацию:
1 — информация об отправителе;
2 — данные получателя;
3 — указывается пункт назначения перевозки;
4 — сведения о месте и дате погрузки товара на транспортное средство;
5 — реквизиты прилагаемых к CMR документов. Это инвойс и упаковочный лист. Может также прилагаться товарная накладная;
6 — сведения о классе опасности, присвоенном перевозимому товару. Если он не относится к категории опасных при транспортировке, то писать ничего не нужно;
7 и 8 — информация о количестве и виде грузовых мест;
9 — наименование перевозимого товара. Его можно не заполнять, если перевозятся различные товары. Если груз не указан, то он считается контрабандой;
10 — номенклатурный код, который присвоен грузу;
11 — содержит сведения о полном весе брутто;
12 — вписывается количество кубических метров, которое занимает перевозимый товар;
13 — предназначена для информации о цене перевозимого товара, данных о лицензии и других сведений;
14 — заполняется, если товар перевозится в специальном контейнере. После доставки контейнер необходимо вернуть по адресу, указанному в данном пункте;
15 — здесь содержатся сведения об условиях поставки в соответствии с Инкотермс;
16 — информация о перевозчике;
18 — отметки перевозчика о принятом грузе;
19 — расчеты после завершения перевозки;
20 — особые условия перевозки, имеющие значения для сохранности товара;
21 — дата составления документа;
22 — время прибытия под погрузку и время убытия транспорта;
23 — сведения о водителе (Ф.И.О., номер путевого листа). Сюда ставится штамп организации-перевозчика;
24 — отметка получателя о принятии груза;
25 и 26 — информация о регистрационных номерах автомобиля и прицепа, а также о марке транспортного средства;
27-29 — предназначены для внесения в накладную дополнительных сведений.
Водителю автомобиля, в котором будет перемещаться груз, передается уже практически заполненный бланк. В нем также ставится печать отправителя груза и подпись должностного лица.
CMR – документ, отражающий основные сведения, касающиеся перемещения груза через границу. Из международной товарно-транспортной накладной CMR можно узнать следующую информацию:
количество транспортируемого товара, его характер;
сведения о компании-перевозчике;
место происхождения товара и сведения об отправителе;
кто получатель груза;
маршрут транспортировки;
документация, на основании которой осуществляется перевозка;
сроки доставки.
В этой же накладной указывается, какой товар, когда и в каком виде поступил на таможню. Каждый из участников договора должен иметь при себе дубликаты этого документа.
Накладная CMR оформляется при условии, что страной, где проживает отправитель или получатель груза, ратифицирована часть договора Конвенции ДПГ (о договоре международной перевозки грузов автотранспортом) от 19.05.56, где идет речь о международных автомобильных грузоперевозках.
Нормами данной конвенции регулируются правила осуществления автоперевозок и порядок оформления юридических отношений между тремя сторонами-участниками договора – отправителем, перевозчиком, получателем. Нормативы действительны также в отношении транспортировку грузов муниципальных учреждений. Образец накладной CMR унифицирован для всех стран, ратифицировавших Конвенцию. Однако следует знать, что данный документ признается не всеми государствами, на территории европейских стран такой документ оформлять обязательно.
В России форма и правила заполнения регламентируются письмом ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В случае отсутствия международной накладной на груз может быть наложен арест, а на отправителя и перевозчика – штрафные санкции, размер которых определяется законодательством государства, в котором произошел инцидент.
В зависимости от вида транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки, и регулирующих нормативных документов различают несколько типов товарно-транспортных накладных:
накладная AWB –для авиационных перевозок;
накладная RWB – для перевозки товара железнодорожным транспортом;
коносамент – для морских грузоперевозок;
накладная CMR – для перевозок автотранспортом.
Обратите внимание! Мультимодальная перевозка представляет собой комплекс данных видов транспортировки (плюс перевалку грузов на терминалах), поэтому для ее осуществления нужно оформлять все необходимые типы накладных.
Бланки накладных CMR относятся к бумагам с идентификационным номером и определенной степенью защиты. Порядок применения и заполнения накладных определяются законодательством. Бланки должны быть изготовлены в типографии, где их может заказать и приобрести поставщик груза, компания-перевозчик, экспедиторы товара.
Обычно бланки накладных CMR изготавливаются на самокопирующейся бумаге, с проставленными на каждой странице учетным номером и серией.
Обычно ТТН CMR оформляется в формате из 10-14 страниц. По инструкции, помещенной в Письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006, этот документ должен содержать от 6 и более страниц, каждую из которых заполняет определенный участник процесса перевозки: перевозчик, грузоотправитель, получатель, представитель таможни и т.п. Международная накладная CMR заполняется не менее чем в 4-х экземплярах, но практика показывает, что лучше всего оформлять 7 экземпляров.
За 10-й граф накладной отвечает компания-перевозчик. Она заполняет с 16 по 19 пункты, 23 и с 25 по 29. Три пункта – с 15 по 18 – информация о перевозчике и оговорки, которые есть у перевозчика по отношению к грузу. Оговорки могут касаться упаковки товара, качества погрузки поставщиком, состояния груза, здесь можно указать, кем выполняются погрузочные работы и др. Если таковых не имеется, поле остается незаполненным. Сведения о водителе и характеристика транспортного средства размещаются в графах 23, 25,26.
Пункты 19, 27-29 – это информация о стоимости перевозки – тариф, список дополнительных услуг и их цена. При перевозке на основе договоренности данные графы можно не заполнять. Но начать работу водитель может только после того, как на руках у него будет накладная, подписанная отправителем.
Остальные страницы накладной CMR заполняются таможенными службами и другими ответственными органами. Точное количество страниц зависит от вида транспортировки, они заполняются соответствующими службами.
Важно! Наличие оговорок перевозчика может обезопасить его от претензий при сдаче груза от получателя, так как первый несет ответственность за повреждение или утрату груза. Поэтому в зависимости от заполнения 18 графы будет решаться вопрос об ответственности транспортной компании за сохранность груза
В пятой графе указываются виды документов, которые прилагаются к товарно-транспортной накладной международного образца. В таком случае отправитель груза может отметить такую документацию:
При транспортировке животных либо сырья животного происхождения, корма, препаратов для лечения животных – ветеринарный сертификат.
Если транспортируется продукция, подпадающая под карантин, – карантинный сертификат.
Фитосанитарный сертификат – если транспортируются растения.
Сертификат качества – для перевозки промышленной и продовольственной продукции.
Отгрузочная спецификация.
Необходимые разрешения от органов власти, если в них есть потребность.
Акт, подтверждающий загрузку транспорта.
Счет-фактура.
Все данные, указанные в предоставленной дополнительной документации, должны обязательно совпадать с информацией, указанной в накладной CMR. Разночтения вызовут проблемы с таможенным оформлением груза.
Бланк СМR (международная транспортная накладная) составляется не менее чем в четырех экземплярах:
для отправителя;
для получателя;
для фирмы перевозчика;
для расчетов.
Если планируется отправка одного заказа на нескольких транспортных средствах либо несколькими партиями, количество экземпляров может быть увеличено. Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.
Бланки должны быть подписаны ответственными сторонами от руки, либо штампами или факсимиле. Проставить печати или факсимиле вместо подписи можно, только если это не запрещает законодательство страны отправителя.
Сведения, которые нужно обязательно указать в сопроводительном бланке:
Место и дата выписки международной накладной.
Место принятия груза для перевозки.
Сроки доставки.
Данные об отправителе, его полное наименование, регистрационные сведения, юридический адрес.
Аналогичная информация о получателе и транспортном агенте (при наличии).
Общепринятые данные о товаре, его упаковке, объеме, весе, количестве мест.
Сведения о том, что грузоперевозка производится по Конвенции, без отступлений и оговорок.
По согласованию сторон в документе может быть указана дополнительная информация, например, идентифицирующая товар, либо развернутые сведения о транспортном агенте.
В случае повреждения или утраты груза компания-перевозчик обязана возместить ущерб получателю. Поэтому очень многие перевозчики делают CMR-страхование грузов. Цель страхования — защита перевозчика и его интересов.
Страховка может пригодиться в следующих случаях:
Утрата или порча товаров не по вине перевозчика — угон ТС, кража, порча товаров вследствие аварии, порча товаров вследствие неблагоприятных условий окружающей среды и так далее.
Утрата или порча товаров по вине перевозчика — нарушение правил дорожного движения, намеренная порча, мошенничество и так далее.
Нарушение таможенных процедур, нарушение доставки, просрочка доставки и некоторые другие моменты.
Отправитель заполняет следующие пункты:
Графа №
Название
Информация
1
Отправитель
Содержит следующую информацию об отправителе товаров — наименование лица, которое отправляет груз, а также его адрес.
2
Получатель
Содержит следующую информацию о получателе товаров — наименование лица, которое получает груз, а также его адрес.
3
Место разгрузки
Сюда вписывается то место, куда будут доставлены товары.
4
Место погрузки
Сюда вписывается то место, откуда отправляются товары. Также здесь необходимо указать дату отправки.
5
Документы
Тут указывается весь перечень документов на груз. Перед отправкой водитель должен проверить следующий факт — а совпадают ли фактические номера документов с номерами документов, которые указаны в CMR-накладной.
6
Знаки и номера
Тут указываются класс груза. Именно в этом пункте отражается тот факт, что перевозимые товары относятся к классу опасных.
7
Количество
В этом пункте содержится информация о количестве мест груза. Перед отправкой водитель должен проверить следующий факт — а совпадает ли фактическое количество мест груза с тем количеством, которое указано в CMR-накладной.
8
Упаковка
В этом пункте указывается тип упаковки.
9
Наименование
Тут указывается полное название товаров.
10
Статист. №
Здесь указывается специальной код в соответствии с ТН ВЭД ТС.
11
Вес брутто
Здесь необходимо указать фактический вес всех товаров (вместе с упаковкой), единицы измерения — килограммы.
12
Объём
В этой графе необходимо указать фактический размер груза, единицы измерения — кубические метры.
13
Указания отправителя
Содержит информацию о таможне (наименование, адрес и реквизиты). Также здесь указывается объявленная стоимость товаров.
14
Возврат
Здесь следует указать номер полуприцепа или контейнера, если он после доставки будет возвращён обратно.
15
Оплата
Тут указываются условия оплаты товаров, которые содержит внешнеторговый контракт РФ (если он использовался).
21
Накладная составлена в
Здесь следует указать фактический адрес, где была составлена CMR-накладная.
22
Прибытие и убытие
В этом пункте указывается время и дата завершения погрузки. Правильность времени и даты заверяется подписью, а также штампом.
Также существует графа №20, которая называется «Особые условия». В этой графе отправителем могут оговариваться специальные условия доставки товаров. Заполняется это графа лишь в случае необходимости. Также в неё может вносить информацию перевозчик.
Перевозчик заполняет следующие пункты:
Графа №
Название
Информация
16
Перевозчик
Содержит следующую информацию о перевозчике груза — полное наименование лица, которое занимается доставкой груза, его адрес, телефон и так далее.
17
Последующий перевозчик
Если перевозкой занимается несколько компаний, то в этом пункте следует указать следующую компанию-перевозчика.
18
Замечания
Сюда перевозчик может заносить всю важную информацию о состоянии груза перед доставкой (внешний вид, качество упаковки и так далее).
19
Подлежит оплате
Если определением стоимости занимается отдел расчётов, то в этом пункте фиксируется стоимость перевозки, а заполняется этот пункт после перевозки. Если груз перевозился на договорных условиях, то этот пункт не заполняется.
23
Без названия
Здесь фиксируется следующая информация — номер и дата путеводного лица, полные имена водителей; также здесь перевозчик ставит подпись и штамп.
25
Номер
Если для транспортировки использовался тягач, то в этом пункте указывается его государственный номер.
26
Марка
Если для транспортировки использовался тягач, то в этом пункте указывается его марка.
27, 28 и 29
Названия отсутствуют
Здесь указывается информация о способе определения стоимости перевозки, а также фактическая стоимость перевозки.
Также существует графа № 20, которая называется «Особые условия». В этой графе перевозчиком могут оговариваться специальные условия доставки товаров. Заполняется это графа лишь в случае необходимости. Также в неё может вносить информацию отправитель груза.
После доставки товаров получатель заполняет пункт № 24 «Груз получен». Тут он указывает время прибытия груза. Также получатель должен поставить свою печать и подпись. Важно, что 2, 3 и 4 страницы CMR-накладной после оформления возвращаются перевозчику, поскольку эти документы нужны для учёта (также на их основании водителю начисляется зарплата).
Внесение изменений в документ. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.
Накладная CMR в грузоперевозках – что это такое и как её заполнять?
Работа с CMR происходит в рамках КДПГ
. В ней содержится общая информация о правилах заполнения этого документа.
Сколько должно быть экземпляров? ТТН по этой форме формируют, как минимум, в трех экземплярах. Каждый экземпляр обязан являться оригиналом и быть подписан со стороны грузоотправителя и компании перевозчика. Часто экземпляры ТТН, во избежание путаницы, имеют разный цвет бумаги.
Порядок грузоперевозок в некоторых странах обязывает оформлять дополнительный экземпляр накладной для тарифного контроля.
Для различных видов груза, разных партий, а также для нескольких авто с одним и тем же грузом составляются разные ТТН. CMR должна отражать такие сведения как
Согласно КДПГ нет никаких особых указаний на этот счет
. То есть, заполняющий документ может воспользоваться тем языком, которым ему удобно.
Однако, при этом надо внимательно отнестись к тому, по каким странам будет путешествовать груз, ведь согласно их внутреннему законодательству, таможня может запросить перевод документа на свой национальный язык.
Нередко возникают сложности с номером CMR, непонятно, где его смотреть, ведь отдельной графы для него не предусмотрено. В действительности, номер ЦМР — необязательный реквизит для формы. Если номер указан, найти его можно в правой верхней графе.
Обычно его обозначает заполняющий ТТН в соответствии с внутренней нумерацией своей компании. Главным моментом тут является тот факт, чтобы номер совпадал на всех листах ТТН.
В зависимости от вида транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки, и регулирующих нормативных документов различают несколько типов товарно-транспортных накладных:
накладная AWB –для авиационных перевозок;
накладная RWB – для перевозки товара железнодорожным транспортом;
коносамент – для морских грузоперевозок;
накладная CMR – для перевозок автотранспортом.
Обратите внимание! Мультимодальная перевозка представляет собой комплекс данных видов транспортировки (плюс перевалку грузов на терминалах), поэтому для ее осуществления нужно оформлять все необходимые типы накладных.