Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны (действующая редакция)

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» <1>). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) <2> Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

<2> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Состав преступления:
1) объект: основной — основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: действие или бездействие, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, попадают в распоряжение лиц, не имеющих на это правовых оснований. Разглашение в форме действия может быть осуществлено в виде устного сообщения лицам, не имеющим доступа к конкретным сведениям, ознакомления с документам или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, публикации в СМИ и другим не санкционированным полномочным должностным лицом способом ознакомления конкретного лица (лиц) со сведениями, составляющими государственную тайну. Разглашение в форме бездействия может быть выражено в несоблюдении правил доступа в помещения, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, непринятии мер по сокрытию внешнего вида специальных изделий, перевозимых по территории предприятия или за его пределами, нарушении правил засекречивания сведений и присвоения грифа секретности документам и т.д.;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в отношении которого обеспечены правовые основания доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (оформлен установленным порядком допуск к государственной тайне и конкретные сведения доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления являются:
— наличие оформленного установленным порядком допуска к особой важности, совершенно секретным или секретным работам, документам и сведениям (1, 2 или 3-я форма допуска);
— наличие приказа о назначении на конкретную должность (зачисление в состав студентов) и иные;
— проведение инструктажа в подразделении по защите государственной тайны, ознакомление с нормами законодательства РФ об ответственности за его нарушение и взятие на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;
— наличие письменного разрешения руководителя на ознакомление с конкретными материалами или сведениями.

Получение лицом, не имеющим вышеуказанных признаков, сведений, составляющих государственную тайну, может квалифицироваться по ст. 283.1 УК РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Прямой умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что в результате его действий (бездействия) сведения станут доступны третьим лицам, и желает наступления этих последствий (например, субъект преступления рассказывает о секретном изобретении своего предприятия постороннему лицу). Косвенный умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что произойдет разглашение сведений в отношении третьих лиц, не желает, но сознательно допускает их ознакомление или относится к ним безразлично (например, субъект преступления поручает отнести секретный документ на подпись руководителю сотруднику, не имеющему санкционированного доступа к этому документу).

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление разглашения, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, субъект преступления использует прозрачный конверт для пересылки секретной корреспонденции).

Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими государственно тайну, хотя бы одного лица, в отношении которого не санкционирован доступ к этим сведениям. Причем, оконченный состав преступления имеет место в случае. когда указанное лицо находится в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится то же деяние, но повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть как признак отнесена специалистами в области уголовного права к числу оценочных. Организация разработки и представления в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, отнесена к полномочиям Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Тяжесть последствий совершенного преступления в каждом конкретном случае должна определяться с учетом всех обстоятельств дела: характера сведений, степени их секретности и значимости, круга лиц, которому сведения стали известны в результате разглашения и т.д. Экспертное заключение составляется органами государственной власти и организациями, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, чьи сведения подверглись разглашению. Если речь идет о сведениях, касающихся деятельности нескольких органов государственной власти и засекреченных ими в соответствии с ведомственными Перечнями сведений, подлежащих засекречиванию, то заключения будут представляться ими на рассмотрение в Межведомственную комис��ию по защите государственной тайны.

Если у вас остались вопросы по статье 283 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

2. Разглашение государственной тайны есть предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) сведений, составляющих государственную тайну, вследствие чего они становятся известны другим лицам. К таким другим лицам следует отнести тех лиц, которым соответствующие сведения не были доверены или стали известны по службе или работе. Разглашение может быть как устным (например, в ходе публичного выступления), так и письменным (опубликование в средствах массовой информации, сообщение в письме). Оно может выразиться путем не только действия, но и бездействия — например, оставление документов, содержащих государственную тайну, в доступном для посторонних месте.

3. Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие (осознание) таким лицом фактического смысла полученных им сведений.

4. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе. Правила и порядок допуска должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне определяются Законом РФ «О государственной тайне» 1993 г. (РГ, 1993, 21 сентября). Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и не стали известны по службе или работе, состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует (например, разглашение сведений из случайно найденного на улице документа).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает или сознательно допускает это либо относится к этому безразлично.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.

7. Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены, квалифицируется по ст. 275 (см. комментарий к этой статье).

Самым актуальным сейчас является отсутствие единой правоприменительной практики, или четкого руководства к действию. Это позволило бы избежать неверной квалификации деяний, и, следовательно, незаконного привлечения к уголовной ответственности. Иван Павлов считает, что помочь могут рекомендации высших судов, разработанные на основании широкой правоприменительной практики. Однако выявить тенденции, когда рассмотренных дел за год от трех до пяти – сложно.

Хотя с помощью общественности Оксана Севастиди, Анника Кесян, Марина Джанджгава и Инга Тутисани добились помилования и сокращения сроков заключения, никто из них не был оправдан. Таким образом, можно сказать, что практика по делам о разглашении гостайны путем отправки смс устоялась. Однако, по мнению Алены Зеленовской, следует обратить внимание на обоснованность выносимых решений. Европейский суд по правам человека неоднократно в своих постановлениях отмечал, что российские суды не всегда способны гарантировать обвиняемым соблюдение принципов Конвенции о защите прав человека и основных свобод и норм российского законодательства при вмешательстве в частную жизнь при тайном наблюдении. В частности, закон об ОРД не обязывает судей проверять наличие «разумного подозрения» против лица, в отношении которого предлагается вести наблюдение, или «пропорциональность» мер наблюдения и их «необходимость в демократическом обществе». В деле Романа Захарова ЕСПЧ установил, в частности, что процедура получения санкции суда, предусмотренная законодательством Российской Федерации, неспособна гарантировать, что меры тайного наблюдения не применяются беспорядочно, бессистемно и необдуманно.

«В таких процессах, как дело Оксаны Севастиди, нельзя сказать что при назначении наказаний принципы обоснованности, целесообразности и пропорциональности были учтены. Насколько целесообразно было, например, лишить свободы на семь лет женщину, которая отправила смс восемь лет назад по неосторожности, когда уже и конфликта нет, и ситуация сама себя исчерпала, и нет даже потенциальной опасности для границ нашего государства», – задается вопросом Алена Зеленовская.

С момента событий в Крыму, по мнению Ивана Павлова, наблюдается скачок количества дел о государственной измене: если до 2014 года судами выносилось в среднем по три приговора в год, то в 2014 – уже 15. Отчасти увеличение количества дел можно объяснить тенденцией к расширению перечня сведений, защищенных гостайной. Однако рост, как отмечают эксперты, довольно плавный: президент страны периодически дополняет перечень сведений своими указами.

«В 2015 году глава государства дополнил свой указ пунктом, который засекречивает сведения о потерях личного состава вооруженных сил в мирное время. Мы пытались оспорить этот пункт: «Команда 29» представляла интересы 15 журналистов, блогеров и общественных деятелей. Однако суд принял сторону сильного», – рассказывает адвокат Иван Павлов.

Судебная практика получила расширение в 2012 году, когда статью о госизмене дополнили формулировками «иные случаи» и «иная помощь». Оказание иной помощи, поясняет Алена Зеленовская, предполагает содействие враждебной деятельности другими действиями, не прямо перечисленными в диспозиции данной статьи: это может быть выполнение роли связного, вербовка агентуры для иностранных спецслужб, переход на сторону врага в военное время.

«Перечень не исчерпывающий, поэтому способствует расширительному толкованию объективной стороны данного преступления. Результатом служит появление новой правоприменительной практики. Закон позволяет с появлением новых деяний с признаками государственной измены, трактовать их как способы совершения преступления», – отмечает Алена Зеленовская.

Основания для дополнения статьи новыми формулировками («иные случаи» и «иная помощь»), по мнению адвоката Ивана Павлова, несколько надуманны. У привлекаемых следствием по делам о государственной измене экспертов, по его словам, ранее не было никаких проблем с квалификацией сведений как составляющих государственную тайну.

Независимость судебной системы, разработка новых рекомендаций для судов и следствия, приведение правоприменительной практики к единообразию – эти меры, по мнению экспертов, способны изменить сложившуюся сегодня ситуацию. Подобные меры не могут решить ряда других проблем, например, острую нехватку независимых экспертов. Специфика таких процессов, где на стороне обвинения находится заведомо сильный и влиятельный игрок, с широким спектром возможностей, дает основания для сомнений – возможно ли добиться равноправия сторон?

Иллюстрация: В. Корецкий

Статья

Как не сесть за абсолютно любую сделку: вебинар LF Академии

Какие заблуждения об уголовной «безрисковости» – самые распространенные, как следствие и прокуратура видят хозяйственную деятельность сделок и что нужно помнить, чтобы обезопасить бизнес от уголовных рисков – на эти и другие вопросы ответил адвокат Дмитрий Кравченко.

Статья

Обжалованию подлежит: как эффективно обжаловать решения следователя

Есть две категории юристов: первая считает, что обжалование решений следователя – бесполезная трата времени, вторая уверена, что это действенный механизм защиты нарушенных прав доверителей. Адвокат Глеб Плесовских, сторонник второй точки зрения, рассказывает, кому и как стоит жаловаться, чтобы достичь наиболее эффективного результата.

Статья

Гонорар адвоката как предмет уголовных рисков: вебинар LF Академии

Как адвокат может защитить себя от недобросовестного доверителя, как уберечь свою репутацию и не стать фигурантом уголовного дела о хищении, расскажет адвокат, советник АБ «Забейда и партнеры» Светлана Мальцева.

Комментарии 0

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ «О государственной тайне»).

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия — категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

Передача информации, являющейся государственной тайной, которая стала известна человеку по долгу службы, на работе, в процессе учебы или любым иным способом, предусмотренным законом РФ, при отсутствии признаков правонарушений, указанных в ст. 275 и 276 УК, карается:

  • арестом на срок от 4 месяцев до полугода;
  • тюремным заключением на срок до 4 лет.

При назначении наказания в виде тюрьмы суд практически во всех случаях применяет к виновному дополнительную меру пресечения. Речь идет о запрете ведения определенной деятельности, в том числе в качестве должностных лиц на срок до 3 лет.

Если разглашение привело к тяжким последствиям, то виновный может быть приговорен к 7 годам тюремного заключения. Запрет на ведения определенных видов деятельности также может быть назначен сроком до 3 лет.

Промышленный шпионаж и разглашение коммерческой тайны в статье 183 УК РФ

Уголовная ответственность за государственную тайну

В ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 говорится о том, что должностные лица, а также граждане, которым был открыт доступ к государственной тайне, но которые нарушили этот закон, могут понести за свои неправомерные действия такую ответственность:

  • уголовную;
  • административную. Этот вид ответственности предполагает наложение штрафа;
  • дисциплинарную. Такая ответственность предусматривает выговор, увольнение с работы, лишение премии. Но на практике человека, обнародовавшего секретную информацию, все же привлекают к уголовной ответственности;
  • гражданско-правовую. Такая ответственность на практике формальная, поскольку предполагает возмещение лицом, обнародовавшим ценную информацию, материального и морального вреда. Однако тяжело представить, что страна морально страдает от такого правонарушения, поэтому гражданско-правовая ответственность никогда не наступает.

Чтобы лучше понять суть преступления и ст. 283 в целом, нужно детально разобрать комментарии к ней. После их изучения также станет понятен состав преступления ст. 283 УК РФ.

Наиболее существенные комментарии таковы:

  • Опасность разглашения сведений, представляющих собой государственную тайну, заключается в том, что они могут быть использованы для посягательств на внешнюю и внутреннюю безопасность и прочие интересы РФ. Объектом противоправного деяния является сохранность информации государственной значимости. Предмет преступления – информация, являющаяся государственной тайной.
  • Субъективная сторона заключается в разглашении информации, представляющей собой тайну. Под разглашением нужно понимать противоправное предание огласке, информации, являющейся государственной тайной, при которой она становится достоянием третьих лиц. Третьи или посторонние лица – это люди, которые не имеют доступа к той информации или ее части, которая была разглашена. Разглашение может быть выражено разными действиями: приватным разговором, публичным выступлением, перепиской, демонстрацией документов, чертежей, схем и пр. Разглашение может быть результатом, как действия, так и бездействия. В качестве примера бездействия можно привести оставление важных документов на рабочем столе в момент, когда они могут быть изучены посторонним лицом.
  • Порядок охраны информации, представляющей тайну, регулируется ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г, «Правилами определения степени секретности сведений», а также целым перечнем инструкций, памяток и пр., выступающими подзаконными нормативными актами. Таким образом, при расследовании преступления необходимо устанавливать точный характер разглашенной информации и то, какое именно требование существующих правил было не соблюдено. Секретность разглашенных сведений устанавливается их сравнением с действующими нормами. При наличии необходимости проводятся экспертизы.
  • Преступление считается совершенным с момента получения сведений третьими лицами. При этом не имеет существенного значения, насколько детально третьи лица восприняли и запомнили информацию. Достаточно того, что они уловили общий смысл. Если по каким-либо причинам, не зависящим от виновного, третьи лица не восприняли сведения, то имеет место покушение на совершение преступления. Причина не восприятия может быть любая: начиная от алкогольного опьянения и заканчивая незнанием русского языка.

Если будет установлен факт разглашения государственной тайны, то на подозреваемого подается заявление в суд и такие дела рассматриваются Верховным судом республики, краевыми или областными судами, судами городов федерального значения, автономного округа – в зависимости от места работы виновного лица, а также от того, где он добыл ценные сведения.

Например, если человек работал в Севастополе, а сведения о гостайне он обнародовал лицам, находищимся в Омске, тогда дело в отношении него будет рассматриваться в Севастопольском городском суде, так как Севастополь является городом федерального значения.

Подать иск в суд на человека, обнародовавшего гостайну, может любое заинтересованное лицо, например, член правительственного органа, начальник какого-то государственного органа, работодатель виновного работника.

Форма разглашения гостайны может быть разной:

  • письменной – если лицо обнародует данные в СМИ, пишет письма;
  • устной – если виновный разглашает сведения во время публичного выступления или во время беседы;
  • при демонстрации предметов, которые составляют гостайну, например, какие-то важные чертежи, схемы и т. п.

В 2020 году по ст. 283 ч. 1 было осуждено 25 человек. Только 2 из них были приговорены к реальному лишению свободы. По 2-й части этой статьи уголовные дела рассмотрены не были. Статистика 2017 года не сильно отличается от показателей 2020. Всего по 1 ч. осуждено 28 человек. 3 получили реальные сроки лишения свободы. По ч. 2 дела не рассматривались.

При назначении наказания могут быть учтены все смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 61 и 63. Возможность их учета, либо игнорирования оставлена на откуп суда.

При этом суд учитывает ряд моментов:

  • отягчающее обстоятельство, представляющее собой квалификационный состав преступления либо отдельное правонарушение, не может быть учтено;
  • смягчающим обстоятельством могут быть признаны положительные характеристики с места учебы, работы, проживания и пр.;
  • временное психическое расстройство не исключающее вменяемость, может являться смягчающим обстоятельством.

Возможность назначения наказания с учетом или игнорированием смягчающих и отягчающих вину обстоятельств рассматривается в каждом конкретном случае индивидуально.

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

Преступление нарушает незыблемость конституционного строя и безопасность страны. Его дополнительными объектами являются отнесение информации к особо секретной и обеспечение ее сохранности.

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:

Дополнительно

Посторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:

Обратите внимание

Коммерческая тайна — информация о деятельности компании (например, используемые технологии, ноу-хау, данные о контрагентах и так далее). В зависимости от обстоятельств преступления, меры наказания могут включать административные штрафы от 500 руб до 1 500 000 руб, принудительные работы или лишение свободы. Читайте подробнее в этой статье

Была доверена по праву:

    1. допуска — специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
    2. доступа — выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
    1. обслуживающего персонала;
    2. курьера;
    3. охранника;
    4. водителя.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, иными способами (посредством кражи, обмана, шантажа, угроз) квалифицируется по ст. 283.1 УК.

Преступные деяния, схожие с разглашением секретной информации, предметом которых также является государственная тайна:

  1. Утрата документов, содержащих секретные сведения (ст. 284 УК). Наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
  2. Похищение тайных сведений, их вымогание обманом, угрозами, шантажом или другими насильственными способами (ст. 283.1 УК). Наказание составят от 3 до 8 лет лишения свободы.
  3. Измена — передача гражданином РФ секретных данных зарубежным государствам, организациям, их представителям (ст. 275 УК). Виновному назначают от 12 до 20 лет лишения свободы.
  4. Шпионаж — сбор тайной информации гражданином иностранного государства или лицом без гражданства в пользу международной или зарубежной организации (ст. 276 УК). Карается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет. В этой статье можно прочитать подробнее о промышленном и коммерческом шпионаже

Для квалификации преступления как измены или шпионажа необходимо наличие умысла. Обвиняемый сознательно передает информацию зарубежным организациям, выполняя разрушительную миссию, направленную против безопасности РФ. Если же он находился в неведении относительно истинной личности собеседника, его действия будут квалифицированы по ст. 283 УК как разглашение тайны.

Ответственность за разглашение государственной тайны устанавливает ст. 283 УК, содержащая две части. В первой из них рассматривается преступление средней тяжести, во второй — тяжкое.

За передачу тайных сведений предусмотрены:

  • заключение под арест на период от 4 до 6 мес.;
  • лишение свободы на 4 г. с запретом выполнять определенную работу в течение 3 лет или без такового.

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны; в противном случае ответственность наступает по ст. 275 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:

— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);

— стала известна по службе или работе (работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей).

7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

  • Статья 275. Государственная измена
  • Статья 276. Шпионаж
  • Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
  • Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
  • Статья 279. Вооруженный мятеж
  • Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
  • Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации
  • Статья 281. Диверсия
  • Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
  • Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества
  • Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации
  • Статья 282.3. Финансирование экстремистской деятельности
  • Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну
  • Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
  • Статья 284.1. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности

Об ответственности за разглашение государственной тайны

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.12.2020 N 479-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 09.03.2021)

      «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.02.2021 N 25-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 24.02.2021)

      «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 01.02.2021)

      «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп

      «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2021 N 551-р

      «Об утверждении Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (I этап 2024 — 2022 годы)»)

    • Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2021 N 488-р

      «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»»

    • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 (ред. от 26.02.2021)

      «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих

    Все документы >>>


    1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

    Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

    2. Объективная сторона состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц.

    Разглашение означает предание огласке указанных сведений. Способы могут быть различны:

    • устный (частная беседа, публичное выступление и др.) и письменный (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.).

    Деяние признается преступным, если сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Таким образом, преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам России. Лицо должно осознавать фактический смысл полученных им сведений.

    С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, которые ему были доверены по службе. Он привлек своих подчиненных военнослужащих рядовых С. и Ш. к изготовлению личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время, отнесенного к категории секретных. В результате этого указанным военнослужащим стали известны сведения, являющиеся государственной тайной. Военная коллегия Верховного Суда РФ квалификацию действий С. по ст. 283 УК признала правильной (кассационное Определение от 06.04.2004 N 3-011/04).

    3. Разглашение государственной тайны образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если в деянии отсутствуют признаки государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны (см. комментарий к ст. 275).

    4. Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано. Разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

    При умышленном совершении преступления мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать свою осведомленность, профессиональную и социальную значимость и т.д.

    5. Правила и порядок допуска к государственной тайне определяются Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне», Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63.

    Закон выделяет две категории лиц, которые могут нести ответственность за разглашение государственной тайны:

    лицо, которому она была доверена по службе; им следует считать лицо, которое в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при выполнении профессиональных обязанностей;

    лицо, которому она стала известна по службе или работе, — работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, рабочий, изготовивший макет секретного образца, и т.д.).

    Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, иным лицом, т.е. лицом, которому они не были доверены по службе и не стали известны по службе или работе, не образует состава рассматриваемого преступления (например, огласка сведений, почерпнутых из случайно найденных документов).

    6. В ч. 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия — понятие оценочное, устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (например, необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований).

    [Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел X] [Глава 29]

    1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275, 276 настоящего Кодекса, —

    наказывается арестом на срок от четырёх до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

    2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

    наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

    Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

    Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

    • в Законе РФ №5485-1 «О государственной тайне»;
    • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
    • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

    Общественная опасность преступления состоит в разглашении сведений, обеспечивающих информационную безопасность государства, и несанкционированный доступ к подобного рода данным третьим лицам.

    Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.

    Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.

    Для того чтобы разглашение государственной тайны стало предметом уголовного преследования, необходимо, чтобы гостайна стала известна людям, которые не имеют к ней соответствующего доступа. Сведения могут быть разглашены устным или письменным способом, с использованием СМИ: данный аспект не имеет принципиального значения при квалификации преступления.

    Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

    Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.

    Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия. Примерами активных действий могут являться:

    • передача сведений в ходе доверительной беседы;
    • демонстрация документов, схем или устройств;
    • разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.

    Бездействие может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.

    Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.

    Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.

    Важной отличительной чертой законного разглашения государственной тайны является получение у адресата расписки о неразглашении поступивших сведений. При этом после прекращения действия допуска к гостайне лицо не вправе разглашать ставшие известными сведения.

    Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:

    • из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
    • из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.

    Адресат должен быть вменяемым и осознавать, что полученные им сведения относятся к государственной тайне. Если же эти данные преступник разгласил психически невменяемым, малолетним, то состав преступления нельзя считать оконченным и речь идет только о покушении на него.

    Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности. В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте). Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации. Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных.

    1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –

    наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

    Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

    Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

    Лицо, которое не имело по роду своей деятельности доступа к государственной тайне, не может быть привлечено к ответственности по ст. 283 УК РФ. Если же гражданин собирал соответствующие сведения умышленно, то его действия могут быть квалифицированы как шпионаж или государственная измена (если эти данные впоследствии стали достоянием иностранного государства) либо по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации».

    Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

    При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

    Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

    1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
    2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
    3. Информация была передана посторонним лицам.

    При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

    К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

    • экономики;
    • науки;
    • промышленности;
    • оперативного розыска;
    • вооружения;
    • военной техники;
    • внешней политики;
    • разведки и контрразведки.

    Предусмотренный статьёй разглашение лицом государственной тайны состав помимо фактических обстоятельств преступления, для его раскрытия и дальнейшего применения сер воздействия, требует определения второй группы обязательных элементов – субъективной стороны и субъекта.

    Для указанной нормы определяется специальный субъект, что подразумевает не возможность привлечения к ответственности по статье 283 любого гражданина.

    Чтобы лицо могло стать субъектом преступления, следствие должно определить его соответствие нескольким признакам.

    Для данной статьи они следующие:

    • возраст виновного должен быть не меньше шестнадцати лет;
    • необходимо установление полной вменяемости;
    • лицо ввиду работы должно являться официальным носителем тайны.

    При отсутствии соответствия хотя бы одному из предложенных требований, возбуждать дела по указанной норме возможности не будет.

    Субъективная сторона любого деяния выражается в форме вины, представляющей собой психологическое и психическое отношения человека к тому, что он делает, и последствиям таких поступков. Возможно два варианта вины. Во-первых, умысел – осознание своих действий виновным лицом, предвидение негативного результата и желание его наступления.

    Во-вторых, неосторожность. Здесь предполагается отсутствие желания наступления негативных последствий, однако ввиду легкомысленного и небрежного отношения к результату преступления, законодатель не исключает ответственность за такой проступок, поскольку ввиду обстоятельств человек должен был предвидеть отрицательный итог и принять меры по его предотвращению

    Для рассматриваемого преступного посягательства допустимы обе формы вины. Это отличает разглашение от некоторых тяжких преступлений. Пример, убийство, которое допускает только умысел. Однако часть вторая указанной статьи также вводит ограничения и предполагает ответственность только за преступные действия, совершённые по неосторожности.

    Для данного преступления также важно его отграничения о таких деяниях, как госизмена и шпионаж. Несмотря на то, что во всех трёх случаях объектом будет выступать безопасность государства, его целостность и суверенитет, направление умысла виновного лица должно различаться

    По рассматриваемой статье цель преступника, это государственная информация, их распространение исключительно постороннему лицу, в случае с указанными выше преступлениями главным будет поддержка иностранных государств в их стремлении причинить вреда безопасности страны.

    Соответственно, при наличии неосторожности говорить о факте государственной измены или акте шпионажа будет невозможно.

    Статья 283 УК РФ состоит из двух частей. Квалифицирующий признак указан в диспозиции части 2 указанной нормы. Основной критерий – причинно-следственная связь между содеянным и последствиями.

    Следует отметить, что обязательным условием наступления ответственности по части 2 является отсутствие умысла нарушителя закона. Неосторожная форма вины предусматривает, что преступник не предполагал и не мог предположить, что ввиду совершаемых им действий могут наступить такие последствия, которые будут квалифицированы как преступления. При этом законодатель установил, что последствия, которые наступили после совершения противоправного действия, должны иметь тяжкий характер.

    Важно! Только суд может установить степень тяжести последствий, которые наступили после разглашения государственной тайны. Особую роль приобретает доказательственная база, которая была получена в ходе расследования

    Следует отметить, что, несмотря на признак неумышленного характера, этот состав для квалификации может повлечь более тяжкие последствия для преступника.

    Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает систему норм, закрепляющих составы различных деяний. Они должны включать в себя обязательные элементы, которые делятся на две группы: объективную и субъективную. Первая из них состоит из объективной стороны и объекта общественно-опасного деяния, указание на них содержит непосредственно рассматриваемая статья.

    Государственной тайной будут являться сведения, которые были доверены конкретному гражданину ввиду его положения по службе или работе.

    Разглашение лицом тайны предполагает доведение информации до сведения других, не имеющих на это право людей.

    Говоря о конкретных элементах рассматриваемого преступления, следует упомянуть объект. По общему правилу это всегда общественные отношения, на которые посягает преступник, в данном случае связаны они с обеспечением безопасности и целостности государства. Непосредственным объектом можно определить тайные сведения, распространение которых было осуществлено.

    Комментарий УК РФ разглашение лицом государственной тайны рассматривает, объективную сторону посягательства, то есть его проявление во внешней среде.

    Для того чтобы деяния считалось совершённым, необходимо установить ряд условий согласно диспозиции статьи:

    • Доступность сведений. Огласка может быть осуществлена только тех сведений, что по служебному положению были доверены лицу. Такая информация официально считается тайной и не может выступать общественным достоянием. При расследовании важно обозначать, какая информация считалось тайном, был ли доступ к ней у лица на официальном уровне.
    • Факт нарушения. Виновный субъект должен сам сообщить тайну другому человеку. Выражаться это может в любой виде. Кроме того не будет играть роли, знакомый это человек или нет.
    • Характер действий. Разгласить секрет можно любым способом: позвонить, написать письмо, передать информацию лично.
    • Получатель сведений. Новость должна быть передана только постороннему лицу, то есть тому, которое не имеет право на владение тайной или по своему должностному положению претендует на иные сведения, не связанные с теми, что были разглашены.

    Если два лица, имеющих право на владение одними и теми же сведения, обсуждают эту информацию, дают разъяснения и пояснения по ней друг другу, то тайна разглашённой считаться не будет.

    Состав рассматриваемого преступления признаётся формальным. Означает это, что для оконечности деяния и привлечения лица к ответственности достаточно начать разглашать информацию, довести ее до сведения постороннего человека. Необходимости в наступлении негативных последствий нет, за исключением случаев, влекущих возбуждение дела по части 2 статьи 283.


    Похожие записи: