Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная служба и иная трудовая деятельность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Государственная служба представляет собой профессиональную управленческую деятельность — специфический вид деятельности людей, который требует определенных качеств, навыков и знаний и принципиально отличается от всех других видов практической и духовной деятельности человека.
Отличительные признаки государственной службы как профессиональной деятельности следующие:
1. Является механизмом государственного управления, выполняет его функции
2. Государственный служащий – не просто наемный работник, а лицо, представляющее государство, а через него – общество.
3. Государственные служащие имеют особый правовой статус, подлежащий строгому государственно-правовому регулированию.
4. На государственной службе существуют ограничения и запреты, в определенной мере ущемляющие права госслужащих как граждан. В качестве компенсации госслужащим положены дополнительные гарантии.
5. Государственная служба строго субординирована и ранжирована.
Это особый вид общественно полезной деятельности, которая отличается своим государственным, публичным характером. Она регулируется в значительной мере не трудовым, а административным правом.
Государственная служба и иная трудовая деятельность
ФЗ РФ от 13 июля 2015 г. «О внесении изменений в отдельные законы РФ в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» Вводится ротация государственных служащих Изменения в законы о системе государственной службы и о государственной гражданской службе
Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года
Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная служба Российской Федерации
1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).
2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.
Статья 2. Система государственной службы
1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
Написать комментарий
Федеральный закон №58-ФЗ от 27 мая 2003 г.
1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы; (в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
3) единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Государственная служба это вид деятельности людей, осуществляемый на профессиональной основе с целью удовлетворения нужд страны. Точное определение этому термину дано в Законе № 58-ФЗ. Здесь сказано, что это профессиональный род деятельности людей, являющихся гражданами России, напрямую связанный с осуществлением полномочий от имени РФ.
Государственные служащие осуществляют полномочия не только от имени всей страны, но и от имени органов власти всех уровней. В России данный термин нашёл применение в 90-ые годы прошлого века, когда СССР перестал существовать. Почти десятилетие он менялся, его корректировали в зависимости от ситуации в стране.
Сегодня госслужба – это деятельность по исполнению полномочий:
- страны Российская Федерация в целом;
- органов власти всех уровней;
- всех субъектов федерации;
- лиц, которые занимают должности, определённые Конституцией РФ.
Обратите внимание! Такая служба подразумевает под собой важную для государства деятельность. К тем лицам, которые её ведут, предъявляются особые требования – к возрасту, репутации, образованию.
Закон № 58-ФЗ обозначает следующие виды:
- общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
- службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.
Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.
Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.
Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.
Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.
Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.
Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.
Отличия госслужбы от других форм наемного труда
Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.
За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:
- система прокуратуры всех уровней;
- МВД;
- система юстиции;
- система правопорядка;
- система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
- служба миграции.
Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.
Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:
- федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
- законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
- равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
- первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
- взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
- единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
- открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
- компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
- невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.
Обратите внимание! Некоторые из приведённых принципов можно разделить ещё раз. Например, принцип компетентности включает в себя принцип постоянства кадров.
Система государственной службы в РФ включает в себя:
-
государственную гражданскую службу,
-
военную службу и
-
государственную службу иных видов.
п. 1 статьи 2 «Система государственной службы» Федерального закона № 58-ФЗ
В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется:
-
на федеральную государственную гражданскую службу и
-
государственную гражданскую службу субъекта РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы…»:
-
из перечня видов государственной службы была исключена правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы и
-
предусмотрено, что система государственной службы будет состоять из государственной гражданской службы, военной службы и иных видов государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами.
Необходимость внесения данных изменений была связана с тем, что применение понятия «правоохранительная служба» являлось одной из существенных проблем Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Правоохранительная служба:
-
была первоначально включена в систему государственной службы и
-
определялась как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы.
При этом в пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 58-ФЗ устанавливалось:
-
что указанное определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы может применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (данная норма утратила силу);
-
работа над проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» велась около 10 лет, но так и не была завершена.
В законодательстве РФ:
-
нет определения понятия «правоохранительный орган», то есть не определены критерии и признаки, которым он должен соответствовать;
-
также не поименованы государственные органы, которые являются правоохранительными органами.
В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон № 58-ФЗ, направленные на решение указанных выше проблем:
- государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы;
пункт 3 статьи 2 «Система государственной службы» Федерального закона № 58-ФЗ
- перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов утверждаются Президентом РФ.
пункт 2 статьи 9 «Реестры должностей государственной службы» Федерального закона № 58-ФЗ
Пока такой перечень не составлен. Предполагается, что в такой перечень войдут должности в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Государственная служба как профессиональная управленческая деятельность
Федеральная государственная служба:
-
профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также
-
полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
Статья 4 «Федеральная государственная служба» Федерального закона № 58-ФЗ
В соответствии со статьей 8 «Должности государственной службы» Федерального закона № 58-ФЗ Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 15.05.2018) «О государственных должностях Российской Федерации» был утвержден Сводный перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в РФ, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами РФ:
1 | Президент РФ |
2 | Председатель Правительства РФ |
3 | Первый заместитель Председателя Правительства РФ |
4 | Первый заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов РФ |
5 | Заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе |
6 | Заместитель Председателя Правительства РФ |
7 | Заместитель Председателя Правительства РФ — Руководитель Аппарата Правительства РФ |
8 | Министр РФ — полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе |
9 | Министр РФ — Руководитель Аппарата Правительства РФ |
10 | Федеральный министр |
11 | Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ (в иностранном государстве) |
12 | Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) РФ при международной организации (в иностранном государстве) |
13 | Председатель Совета Федерации Федерального Собрания |
14 | Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания |
15 | Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания |
16 | Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания |
17 | Председатель Государственной Думы Федерального Собрания |
18 | Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания |
19 | Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания |
20 | Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания |
21 | Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания |
22 | Председатель Конституционного Суда РФ |
23 | Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ |
24 | Судья Конституционного Суда РФ |
25 | Председатель Верховного Суда РФ |
26 | Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ |
27 | Судья Верховного Суда РФ |
28 | Генеральный прокурор РФ |
29 | Председатель Следственного комитета РФ |
30 | Секретарь Совета Безопасности РФ |
31 | Уполномоченный по правам человека |
32 | Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей |
33 | Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ (Наименование должности определяется законодательством субъектов РФ) |
34 | Председатель Счетной палаты |
35 | Заместитель Председателя Счетной палаты |
36 | Аудитор Счетной палаты |
37 | Председатель Центрального банка РФ |
38 | Председатель Центральной избирательной комиссии РФ |
39 | Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ |
40 | Секретарь Центральной избирательной комиссии РФ |
41 | Член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе) |
42 | Председатель федерального суда |
43 | Заместитель Председателя федерального суда |
44 | Судья федерального суда |
45 | Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ |
Государственная гражданская служба:
-
вид государственной службы,
-
представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий:
-
федеральных государственных органов,
-
государственных органов субъектов РФ,
-
лиц, замещающих государственные должности РФ,
-
и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
-
п. 1 статьи 5 «Государственная гражданская служба» Федерального закона № 58-ФЗ
Федеральная государственная гражданская служба:
-
профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и
-
лиц, замещающих государственные должности РФ.
Государственная гражданская служба субъекта РФ:
-
профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также
-
полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены:
- Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В государственных органах могут быть учреждены:
-
должности государственной службы различных видов, а также
-
должности, не являющиеся должностями государственной службы. К последним относятся должности по техническому обслуживанию деятельности государственного органа, по охране и обслуживанию зданий и помещений и т.д.
В настоящее время соотносимость должностей государственной службы различных видов, воинских званий, классных чинов и специальных званий и размера оплаты труда устанавливается принятием на уровне указов Президента РФ табелей соответствия, например:
-
Указ Президента РФ от 09.06.2006 № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов»;
-
Указ Президента РФ от 19.11.2007 № 1554 (ред. от 10.11.2018, с изм. от 19.09.2019) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».
- Принципы построения и функционирования системы государственной службы РФ. Органы государственной власти РФ
- Должности государственной службы и государственной гражданской службы
- Право на государственную службу
- Классные чины государственной гражданской службы. Порядок присвоения
- Поступление на государственную службу и государственную гражданскую службу
Служба — вид социальной деятельности людей. В зависимости от форм собственности, на которой базируются органы, объединения, учреждения и организации, где люди осуществляют служебную деятельность, а также характера выполняемых работниками функций служба может быть государственной, муниципальной и в негосударственных объединениях.
Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
- Система государственной и муниципальной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда 2012 / Федукова А.М.
- Некоторые вопросы нормативно-правового регулирования спорных правоотношений в сфере антикоррупционной безопасности 2017 / Панарин Дмитрий Александрович, Скиба Андрей Петрович
- К вопросу о нормативно-правовом регулировании правоотношений в сфере антикоррупционной безопасности 2016 / Панарин Дмитрий Александрович, Паршков Александр Владимирович
- Обязанности, ограничения и запреты государственных и муниципальных служащих и другие новеллы нового закона о противодействии коррупции 2009 / М. А. Мокосеева
- Коррупция и борьба с ней в советской России 2014 / Касьянов Василий Степанович
ОТЛИЧИЯ ГОССЛУЖБЫ ОТ ДРУГИХ ФОРМ НАЕМНОГО ТРУДА
© Масальская В.С.
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск
В статье исследуются отличия труда государственных служащих от других форм наемного труда; специфика деятельности госслужащих; проявление коррупции на государственной службе.
Занятый в различных гражданских структурах (даже выполняющий неквалифицированный труд) гражданин работает «на себя», в то время как государственный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы.
Например, запреты на получение дополнительного заработка, то есть на занятие внеслужебной оплачиваемой деятельностью, прежде всего предпринимательской (государственный служащий не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности) [1]. Педагогическая, научная и иная творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она обычно мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению творческих потребностей. В такой ситуации заработная плата госслужащего принимает особое значение.
Другим социально значимым ограничением является абсолютный запрет государственным служащим на участие в забастовках, в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что право на забастовку есть одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их организации могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические интересы [2].
Такие ограничения прав и свобод во имя интересов общества требуют социальной компенсации, которая должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, обусловленных характером деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий, которые легли в основу профессионального выбора служащего; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих его эффективной служебной деятельности [3]. Под этим могут подразумеваться меры по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы.
При устройстве на работу государственный служащий обязан предоставить сведения о доходах и имуществе [4]. Такая процедура, предшествующая приему на службу, не принята в других сферах. Например, в банковской
сфере изучается уголовное и политическое прошлое кандидата, а в деловых кругах, в сфере коммерции и прикладных сферах — заслуги и успехи, но ни как не материальное выражение их результатов.
Специфика деятельности госслужащего:
1. Все госслужащие непосредственно материальных ценностей не создают, но в то же время обеспечивают условия их нормального производства. Любой служащий является вспомогательным элементом для производства материальных благ.
2. Предметом труда является информация, которая в то же время выступает и средством воздействия на управляемых.
3. Полномочия: все госслужащие воздействуют на людей посредством исходящей от них информации, облеченной в форму актов, постановлений, приказов, законов и пр. документов, обязательных к выполнению соответствующими группами частных лиц или организаций. Особенность заключается в том, что эти полномочия не могут быть использованы в собственных целях (что подтверждает следующий пункт).
4. Оплата деятельности, которую осуществляют госслужащие, осуществляется из госбюджета.
5. Государственные служащие выполняют свои функции на профессиональной и компетентной основе, а поэтому могут занять свою должность только после соответствующей процедуры, подтверждающей его компетенцию.
Запреты, налагаемые на государственных служащих:
Закон запрещает представителям власти заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать содействие предпринимательским структурам, заключать с ними сделки, получать вознаграждение от физических и юридических лиц за выполнение или невыполнение должностными лицами своих служебных обязанностей [5]; обязывает их, как говорилось выше, представлять декларации о доходах при назначении на должность, совершении имущественных сделок на сумму, превышающую стократную минимальную заработную плату. В соответствии с законом нарушение перечисленных правил должностными лицами, непредставление ими декларации о доходах или умышленное представление в ней недостоверной информации влечет отказ в назначении на должность или освобождение от занимаемой должности.
Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти — главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.
Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях — федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями — федеральным и региональным.
Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).
В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда — старшую и младшую.
Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.
Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:
- квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
- стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе — и наоборот;
- принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.
У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.
Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.
Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.
Муниципальная служба | Государственная служба |
Что общего между ними? | |
В целом одинаковые квалификационные требования к служащим | |
Схожие принципы классификации должностей | |
Схожие принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим | |
В чем разница между ними? | |
Является видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур | Является видом деятельности граждан в государственных органах власти — на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры |
Присвоение классных чинов без квалификационного экзамена — норма для муниципальной службы | Успешная сдача квалификационного экзамена, как правило, является обязательным условием присвоения классного чина для госслужащего |
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Понятие государственной службы и государственного служащего. Чтобы составить полное представление о таком роде деятельности, как государственное управление, наверное, недостаточно показать сферу общественных отношений, где она осуществляется, и рассказать об органах исполнительной власти, которые этим занимаются. Дело в том, что за названием «орган исполнительной власти» скрываются конкретные люди, которые и осуществляют практически все его функции. Поэтому важно показать также принципы деятельности этих людей, называемых государственными служащими.
В недавнем прошлом, когда в общем-то большинство учреждений, организаций являлось государственными, в понятие государственного служащего вкладывалось совсем другое значение. Слово «служащий» в основном определялось по контрасту с понятием «рабочий» и обозначало работника не физического, а умственного труда, труд которого связан с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению. Соответственно государственным служащим считался такой работник, который осуществлял свои функции на государственном предприятии, в учреждении и т. п. Таким образом, почти все работники нефизического труда оказывались государственными служащими. В настоящее время такое определение государственного служащего потеряло смысл, так как граница между рабочим и служащим в этом понимании все более оказывается размытой, труд рабочих и служащих во многом сближается. На сегодняшний день юридическая наука оперирует другим определением государственной службы и государственного служащего.
Государственная служба – это не просто работа по найму в государственном органе или в учреждении, а профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.
ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 г. № 58 гласит, что ГС (государственная служба) — это профессиональный род деятельности людей, граждан России, по гарантированному исполнению полномочий РФ, органов федеральной госвласти, субъектов страны, органов госвласти регионов, а также лиц, которые замещают посты, устанавливаемые Конституцией РФ и ФЗ для непосредственной реализации полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих посты, устанавливаемые законами регионов страны для непосредственной реализации полномочий госструктур субъектов РФ.
Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.
Государственная гражданская служба (ГГС) — это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос. должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.
Военная служба — это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.
Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:
- на федерализме — принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
- на принципе законности;
- на равенстве доступа граждан к ГС;
- на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
- на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
- на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
- на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
- на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
- на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.
Основные права и обязанности государственных гражданских служащих
ФЗ о государственной службе определяет общие условия ГС — особенности создания кадрового состава, поступление на госслужбу, прохождение ее и прекращение, особенности присвоения соответствующих классов и чинов, учета стажа и хранения персональных данных государственных клерков. Более подробно все эти и другие условия ГС определяются соответствующими ФЗ о виде госслужбы.
Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:
- создания кадрового резерва на всех уровнях ГС и его эффективного использования;
- развития профессиональных навыков и качеств госслужащих;
- оценки итогов профессиональной деятельности работников в процессе проведения аттестации или прохождения квалификационного экзамена;
- создания доступности для должностного роста госслужащих;
- применения современных кадровых технологий;
- использования образовательных систем, федеральных гос. образовательных стандартов.
Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.
На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.
Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.
Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.
Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 «О гражданской государственной службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.
Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.
- Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Е.К. Волчинская, Н.А. Игнатюк, Н.М. Казанцев и др.; под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2006. 352 с.
- Бобров А.М. Социальные гарантии как фактор внешней мотивации курсантов образовательных учреждений ФСИН России / А.М. Бобров, Д.А. Мазунина // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 39 — 41.
- Бобров А.М. Федеральный закон «О государственной службе в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»: 15 лет ожидания / А.М. Бобров // Уголовно-исполнительная система современной России: проблемы, тенденции, перспективы: Сб. научно-практических материалов. Иваново: ПресСто, 2012. 272 с.
- Бобров А.М., Садыкова Р.А. Особенности правового регулирования прохождения государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / А.М. Бобров, Р.А. Садыкова // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 5. 632 с. С. 2 — 98.
- Государственная гражданская служба: Учебный курс / А.А. Гришковец, Ю.В. Ростовцева, С.В. Фомина; отв. ред. проф. Н.Ю. Хаманева. М.: Дело и Сервис, 2014. 624 с.
- Гришковец А.А. К вопросу о правоохранительной службе // Российская юстиция. 2017. N 7. С. 59 — 63.
- Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 7 — 10.
- Зенков М.Ю. Государственная и муниципальная служба / М.Ю. Зенков. Новосибирск: Издательство СибАГС, 2015. 352 с.
- Зубов И.Н. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: правовое регулирование: Учебник / И.Н. Зубов, П.П. Сергун. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. 184 с.
- Каляшин А.В. Государственная служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ: теория и практика развития: Монография. 2-е изд. / А.В. Каляшин. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М, 2017. 99 с.
- Каляшин А.В. Современное состояние и перспективы развития законодательства о службе в некоторых видах федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью / А.В. Каляшин // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 36 — 41.
- Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы / Л.Ш. Музафарова // Молодой ученый. 2016. N 1 (105). С. 823 — 825.
- Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации (теорет.-правовое исслед.): Дис. … д-ра юрид. наук / П.П. Сергун. М., 1998. 322 с.
- Телегин А.С. Особенности государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы / А.С. Телегин // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 15 — 16 мая 2014 г.): Сборник научных трудов. Пермь: Пермский институт ФСИН, 2014. 266 с.
- Чаннов С.Е. Государственная правоохранительная служба: быть или не быть? / С.Е. Чаннов // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 64 — 71.
- Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов / В.Ш. Шайхатдинов // Бизнес, Менеджмент и Право. 2016. N 3 — 4. С. 55 — 57.
Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:
- -Категории должностей.
- -Группы.
- -Виды госорганов.
- -Характер и объем полномочий.
Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.
Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.
Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:
- -В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
- -Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.
В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.
Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.
Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.
Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.
Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:
- -Отработавших в соответствующей должности менее года.
- -Достигших 60 лет.
- -Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
- -Замещающих должности категорий «руководители» и «советники» («помощники») в соответствии со срочным контрактом.
Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.
Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.
Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы
Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.
Иная оплачиваемая работа на госслужбе
Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:
- -Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
- -Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
- -Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
- -Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
- -Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей. Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
- -Защиту персональных данных.
- -Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
- Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
- -Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
- -Членство в профсоюзе.
- -Рассмотрение служебных споров.
- -Проведение проверки по заявлению служащего.
- -Медстрахование.
- -Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
- -Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
- -Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.
Чтобы определить это понятие, следует обратиться к интерпретации терминов «профессионализм», «профессионал» и посмотреть, как они соотносятся с государственной службой.
Государственная служба — это профессия, требующая специальных знаний, умений и навыков, опыта работы. Следовательно, государственный служащий должен и обязан быть профессионалом — работником высшего класса, специалистом своего дела.
К признакам профессионализма относят (Миллерсон, 1964):
- занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании;
- специальное образование;
- особую компетентность, гарантированную сданными экзаменами;
- наличие определенного кодекса поведения;
- членство в профессиональном союзе;
- высокий социальный статус;
- высокий уровень заработной платы.
Основными чертами профессионализма и профессионала являются:
- успешное выполнение должностных обязанностей;
- профессия как форма жизни;
- цели, нормы, условия социальной профессиональной среды как главные регуляторы трудового, служебного и повседневного повеления человека;
- выработка корпоративного личностного типа и своего стиля деятельности.
В соответствии со сказанным профессионализм государственных служащих означает высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе выполнения чиновником своих служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных управленческих задач.
Изучение проблемы показывает, что становление личности госслужащего-профессионала идет по трем направлениям:
- изменяется вся система деятельности человека и на этой основе формируется профессиональное мастерство;
- трансформируется личность, что проявляется в формировании у служащего элементов профессионального сознания (появляется профессиональное мировоззрение);
- изменяются установки управляющего субъекта (государственного служащего) к объекту деятельности, что проявляется в повышении уровня информированности об объекте, степени осознания своей ответственности за результаты административного управления.
Для государственных служащих профессионализм играет особо важную роль. Среди первостепенных организационных ценностей государственной службы профессиональную компетентность на первое место поставили респонденты из числа государственных служащих (85% ответов) и эксперты (95.1%).
Государственная служба как профессиональная служебная деятельность принципиально отличается от других видов профессиональной деятельности, существующих в госбюджетной сфере или в негосударственном секторе. Отличительные признаки государственной службы как профессиональной деятельности следующие.
1. Государственная гражданская служба выполняет, прежде всего, управленческую функцию, решает задачи государственного управления, являясь его механизмом. При этом она обеспечивает решение как общегосударственных административно-политических задач, так и частных задач государственного управления. Управленческая функция является основной и в профессиональной деятельности чиновника.
Следовательно, управленческая деятельность гражданских служащих представляет собой совокупность мер, выполняемых органами государственной власти и управления, а также организационных форм и методов работы государственных гражданских служащих.
2. Государственный служащий является не просто наемным работником, а лицом, представляющим государство, выступающим от его имени и защищающим его интересы, а через него — общества Чиновник — это человек не корпоративный, не ведомственный, а государственный, хотя у него могут быть корпоративные, групповые интересы.
3. Государственная служба и государственные служащие наделены особым правовым статусом, подлежащим строгому государственно-правовому регулированию. Законодательство достаточно четко определяет правовые основы государственной службы и правовой статус государственных служащих — их права, обязанности, правоограничения, гарантии и т.д. В отличие от других работников государственные служащие подпадают под нормы прежде всего служебного, а потом уже трудового права. Федеральные законы о государственной службе, служебный контракт и должностной регламент в основном регулируют государственно-служебные отношения на гражданской службе.
4. На государственной службе существуют правоограничения и запреты, ущемляющие в определенной мере права и свободы государственных служащих как граждан. Так, практически отсутствует правовое равенство между представителем нанимателя и государственным служащим (назначение на должность осуществляется как односторонний акт работодателя); существует запрет на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей; отсутствует право на забастовку; законодательно прямо не запрещено, но фактически невозможно заниматься партийной деятельностью.
В качестве компенсации государственным служащим и членам их семей по закону положены и предоставляются особые основные и дополнительные государственные гарантии — по медицинскому, санаторно-курортному обеспечению, по государственным пенсиям и т.д. Таких гарантий нет у других работников.
5. Государственная служба строго субординирована и ранжирована. Вследствие этого чиновники находятся на должностях, ранжированных на группы и категории должностей. Им присваиваются определенные классные чины гражданской службы, воинские и специал��ные звания, дипломатические ранги. Военная и правоохранительная службы имеют для своих служащих специальные знаки отличия, форму одежды. Подобного, как правило, нет в сфере профессиональной деятельности лиц, находящихся не на государственной службе.
Полный список профессий и должностей государственной гражданской службы приведен в отдельном Указе Президента РФ, упомянутом ранее. Однако, чтобы не перечислять полностью абсолютно все категории и должности госслужащих, стоит рассмотреть список профессий государственных служащих в более простом виде. Так, к госслужащим причисляют следующие категории граждан, которые занимаются своей деятельностью, как служащие таких структур:
Учитывая, что спектр возможных профессий госслужащих крайне широк, а также учитывая существование множества сходных понятий, часто возникает различная путаница относительно того, кто все же является участником системы государственной службы и органов, а кто не является таковым с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто не относится к госслужащим в принципе в России. А это:
Существует целый ряд квалификационных требований, которые предъявляются служащему. Здесь выделяется профессиональное образование, соответствующий стаж службы, опыт работы по специальности и специализации, личные навыки и знания в определенных областях. Основным документом, который задает обязанности, считаются должностные инструкции.
Требования к квалификации предъявляются ко всем должностям и зависят от категорий и групп гражданской службы. В представленной сфере существует деление на руководителей, советников, специалистов различного типа.
Важно! В большинстве случаев требуется высшее специальное образование. Исключением считаются обеспечивающие специалисты, который могут обладать средним-специальным в узкой направленности.