Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стаж и размер пенсии по старости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Государственный – сюда входит время, связанное с государственной службой.
Страховой (трудовой) – включает рабочую или прочую деятельность, в процессе которой определенные денежные средства направляются в Пенсионный фонд.
Специальный – здесь гражданину предоставляют возможность отправиться на пенсию раньше, чем обычно. Специфика связана с работой на опасном производстве, в тяжелых климатических условиях, в местах с повышенной радиацией.
Как рассчитать пенсию по старости
Общий, куда можно приписать любой временной промежуток осуществления работы, когда постоянно производились отчисления в ПФ. При этом не учитываются перерывы.
Непрерывный, к которому относится последний промежуток времени, в ходе которого человек выполнял трудовые обязанности в одной или более организациях, не делая перерывов (или они длились столько, сколько допускается по закону).
Общий рабочий стаж – суммированная длительность рабочих периодов и прочей деятельности, позитивно отражающейся на обществе, до момента 1.01.2002.
Трудовой стаж человека – общий временной промежуток, в процессе которого он выполнял свои рабочие обязанности, делал что-либо, полезное для общества, также сюда включаются и прочее время, указанное законодательством – это армейская служба, отпуск по уходу за ребенком и прочее.
Изменение в системе выплат пенсий спровоцировало возникновение нового термина – страховой стаж. Им называют общее время, когда гражданин занимался рабочей или другой деятельностью.
Важно! В этот период обязательно должны были производиться выплаты в ПФ.
Разобравшись с вопросом зависимости размера пенсионных выплат от рабочего стажа, необходимо узнать, по каким правилам высчитывают страховой стаж.
Страховой пенсионный стаж, аналогично с трудовым, остается для трудоспособного населения в особые временные отрезки. Список указан в статье 12 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ:
- служба в армии или равная ей;
- время заботы о детях – полтора года на одного малыша, максимальный срок при этом составляет шесть лет;
- период заботы об инвалиде первой группы, престарелым гражданином (за 80 лет) либо ребенком с инвалидностью;
- время, когда человек находился на учете в службе занятости, получал выплаты по безработице;
- временной отрезок, в ходе которого жена военнослужащего жила в регионах, где нельзя было устроиться на работу, то же самое касается супругов работников дипломатии за пределами страны;
- период нахождения человека в тюрьме, когда обвинение впоследствии было обнулено.
Как влияет стаж на начисление пенсии по старости? Минимальный стаж, виды стажа
Данная разновидность пенсионных выплат рассчитана на защиту интересов граждан, не способных получить минимальных стаж трудовой деятельности вследствие проблем со здоровьем, жизненных проблем, неофициального трудоустройства. Наличие пенсии при отсутствии минимального рабочего стажа связано с рядом факторов:
- Гражданство России, постоянное жительство в стране в течение как минимум пятнадцати лет.
- Исполнение шестидесяти лет (женщины) и шестидесяти пяти (мужчины), исключая граждан, проживающих на Крайнем Севере. Поскольку в этой местности климат очень суровый, занижается и планка пенсионного времени на десять лет.
Если у вас нет рабочего стажа, пенсионные выплаты будут очень маленькими. Однако этот вопрос актуален для граждан, которые могут получать денежные средства по потере кормильца. Тогда человек получает обе разновидности выплат, если вторая не относится к социальной, и оформляется:
- Родителям или жене служащего в армии, погибшего в ходе боевых действий.
- Семьям, пережившим аварию на Чернобыльской АЭС.
- Родным умершего космонавта.
Когда у гражданина не наработан минимальный установленный государством стаж, ему платят не страховую, а социальную пенсию. Количество денежных средств при этом меньшее.
Страховые пенсионные выплаты могут получать мужчины от шестидесяти лет, а женщины от пятидесяти пяти лет. Однако социальная пенсия требует возраста, увеличенного на 5 лет:
- женщинам ее платят с 60 лет,
- мужчинам – с 65 лет соответственно.
Считаем на примере. Мы же не теоретики. Дано — пенсионер (девушка 1962 года рождения. Вышла на пенсию в 2017 (можно брать любой год после 2002. Общий страховой стаж — 33 года. Стаж до 1991 года — 11 лет. Стаж до 2002 года — 20 лет. Есть справка от работодателя за период с 1985 по 1990 с указанием размера зарплаты. Средняя зп по данным работодателя составила 199,20 рублей (советских). Сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФ РФ за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года составила 604267,42. Эта сумма актуальная для крымчан и рассчитывается автоматически. ПФР любезно предоставил эти цифры. Пенсионер работающий, как и многие другие.
Паладины ордена пенсионного фонда говорят, что пенсию считаем следующей простой формулой. И действительно, страховая пенсия это всего лишь индивидуальный пенсионный коэффициент умноженный на его стоимость.
СПст = ИПК x СПК (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Причем стоимость пенсионного коэффициента это установленная величина. Найти его размер на просторах сети не сложно. Для примера, на 2024 год СПК составляет 98,86. На 2017 год его стоимость составляла 78,58.
Правда, для расчета размера индивидуального пенсионного коэффициента, нужно использовать вторую формулу. Нужно к индивидуальному пенсионному коэффициенту до 2015 года (ИПКс) прибавить индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПКн) с 2015 и полученную сумму умножитьна коэффициент повышения ИПК — КвСП.
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП (ч. 9 ст. 15 ФЗ № 400)
Коэффициент повышения указан в приложении к ФЗ № 400 и составляет 1, если вы решили получить пенсию вовремя. То есть как только достигли пенсионного возраста. Если не обращаться за пенсией год, то этот коэффициент увеличивается до 1,07. Если еще год то до 1,15 и так далее. Максимальный КвСП равен 2,32 и применяется в случае, если за пенсией не обращаться больше 10 лет. Если не обращаться за пенсией больше 20 лет КвСП все равно равен 2,32. Видимо таких случаев не предвидится.
Рассчитываем размер страховой части трудовой пенсии (П). Сумму расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК) делим на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т), применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
П= ПК/Т (п. 1 ст. 14 ФЗ № 173)
В стандартной формуле есть Б. То есть она выглядит как П= ПК/Т + Б. Но Б не прибавляем (не смотря на то что в основной формуле он есть), потому что в п. 10 ст. 15 ФЗ № 400 содержит указание на формулу без Б.
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК) считается путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК1), исчисленного в соответствии со статьей 30 ФЗ № 173, суммы валоризации (СВ) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (ПК2).
ПК=ПК1+СВ+ПК2 (ст. 29.1 ФЗ № 173)
Часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК1) считаем так. Из расчетного размер трудовой пенсии (РП) вычитаем 450 рублей и то что получилось умножаем на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т). Т равен 198 месяцев.
ПК1 = (РП — 450 рублей) x T x Пнс (ч. 1 ст. 30 ФЗ № 173)
Расчетный размер трудовой пенсии (РП) рассчитывается двумя способами (право выбора которых принадлежит пенсионеру). Это очень важно, поскольку сильно влияет на размер пенсии.
В первом случае умножаем среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы (можно взять за любые 60 месяцев работы подряд) на стажевый коэффициент (СК). Если общий трудовой стаж для женщины составляет 20 лет, то СК равен 0,55. За каждый год свыше 20 лет стажа СК увеличивается на 0,01. Максимальный СК равен 0,75. Проблема в том, что стаж считается по состоянию на 2002 год, а не на момент обращения за пенсией (п. 1 ст. 30 ФЗ № 400).
До 1998 года сохранялся фактически советский порядок: размер пенсии рассчитывался исходя из общего стажа и средней зарплаты. Зарплата бралась по одному из двух вариантов: за два последних года работы либо любые пять лет подряд, когда заработок был наиболее высоким. Так было прописано в пенсионном законе N 340-1, который тогда действовал. При этом надо учесть, что существовал верхний предел размера пенсии. Этот предел ограничивался очень просто: максимальная пенсия не могла быть выше 3,5 минимальной пенсии.
В феврале 1998 года вступил в силу закон N 113, который ввел в закон N 340-1 альтернативный порядок начисления пенсии с использованием так называемого индивидуального коэффициента пенсионера (ИПК), который рассчитывался как соотношение заработка пенсионера и средней зарплаты по стране, но не мог быть выше 1,2.
С января 2002 года был введен страховой принцип назначения пенсий. По 173-му закону право на трудовую пенсию возникало у человека в зависимости от страхового стажа — времени, когда с заработка уплачивались страховые взносы в ПФР.
Стаж трудовой деятельности для начисления пенсионного пособия вследствие старости включает в себя различные, и они обусловлены следующими фактами:
-
- Должность:
- государственная – период нахождения на службе у государства;
- трудовая (или страховая) – период деятельности, когда осуществлялись отчисления в Пенсионный Фонд;
- специальная – должность, которая позволяет выйти на заслуженный отдых раньше установленных сроков (например, человек работал на вредном производстве, территориях, характеризующихся повышенной радиоактивностью и пр.).
- Непрерывность:
- общий – этот период подразумевает все время работы вне зависимости от наличия и продолжительности перерывов (выплаты в ПФР осуществляются);
- непрерывный – период, когда сотрудник работал на одном или нескольких предприятиях без перерывов (или их продолжительность не превышала сроки, установленные законодательством РФ).
- Должность:
Под общим трудовым стажем понимают совокупную длительность периодов трудовой деятельности и другой общественно полезной работы вплоть до первого января 2002 года.
Трудовой стаж для пенсии: частые вопросы
Это понятие подразумевает трудовую деятельность в области Крайнего Севера и районах, которые приравниваются к нему. Территориальное распределение осуществляется на основании распоряжения Правительства РФ.
Такой стаж обладает несколькими преимуществами. В первую очередь возрастает индивидуальный пенсионный показатель. Во-вторых, человек получает право на увеличение фиксированной части выплаты на 50%. При условии, что пенсионер работал в указанной области в течение 15 лет. На 30% повышение осуществляется в тех случаях, когда человек трудился не менее 20 лет на территории, которая приравнена к Крайнему Северу.
Размер пенсионного обеспечения в настоящий момент достаточно сложно рассчитывается. В расчет берут три формулы за определенные периоды. В частности, за работу до первого января 2002 года, с первого января указанного года и по первого января 2015 года, и с первого января последнего указанного года и по настоящий момент.
В первой формуле имеется стажевый показатель. Его определяют на основе полного количества лет, которые отработал гражданин до тридцать первого декабря 2001 года. С 2002 года пенсионное обеспечение рассчитывают на основе страховых взносов, которые поступают на персонифицированный счет. Поэтому доминирующее значение стажа на этом этапе нивелировалось.
Это особенный стаж, позволяющий выйти на заслуженный отдых раньше времени. Помимо этого преимущества, человек может рассчитывать на повышение пенсионного обеспечения. И мы снова говорим о периодах трудовой деятельности, которые были до 2002 года. Для расчета стажевого показателя можно использовать не только общий, но и на льготных условиях. Правила расчета простые, используют коэффициент 0,55.
Начиная с 2019 года, происходит постепенное повышение возраста назначения выплат от ПФР для женщин. Если до 2018 года он составлял 55 лет, то к 2024 году он достигнет 60 лет. Повышение пенсионного возраста происходит постепенно – 1 год прибавляют ежегодно.
Женщинам, которые по старым правилам должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, предоставлена небольшая льгота. Они смогут оформить назначение выплат на полгода раньше, чем предусмотрено новыми правилами, т. е. в возрасте 55,5 и 56,5 лет соответственно.
Как формируется и рассчитывается будущая пенсия
Вопреки сложившемуся совсем недавно мнению о том, что за стаж 40 и более лет полагается 5 дополнительных коэффициентов, сразу стоит сказать, что повышение пенсии именно за продолжение трудовой деятельности после ухода на заслуженный отдых действующим законодательством не предусмотрено.
Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим вкратце механизм назначения пенсии. Он подразумевает несколько этапов, учитывающих стаж за определенный период времени:
- до 2002 года с учетом коэффициента по зарплате за пятилетний период работы и валоризации, рассчитываемой за отработанный стаж до 1991 года;
- с 2002 года по 2014 год в виде страховых взносов, влияющих на размер пенсионного капитала;
- после 2015 года из расчета индивидуального пенсионного коэффициента за каждый отработанный год.
Причем на первых двух этапах сначала определяется сумма в рублях, а затем согласно новой формуле расчета она переводится в баллы.
Как видно, в настоящее время учитываются только взносы, перечисляемые страхователем за своего работника в ПФР. Таким образом, ежегодный перерасчет за отработанное время осуществляется исходя из количества поступивших в ПФР денег на лицевой счет застрахованного лица. Отсюда и разница в прибавке у двух пенсионеров может составить несколько десятков и даже сотен рублей в зависимости от зарплаты и уплаченных с нее взносов у каждого.
Важно, что сам период работы в течение года роли не играет, как это было ранее по нормам закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Величина трудового стажа женщин и мужчин может влиять на возможность получения ими доплаты к пенсии в следующих случаях:
- если ранее этот стаж не был учтен при назначении выплаты (например, по причине отсутствия подтверждающих документов);
- если гражданин продолжает трудовую деятельность будучи пенсионером;
если количество отработанных лет достаточно для присвоения звания «ветеран труда».
В зависимости от характера предполагаемой доплаты в связи с рассмотренными выше случаями ее размер будет различным, если предоставляются дополнительные справки, не учтенные при назначении выплаты, а также при перерасчете по страховым взносам.
Размер доплаты к пенсионному обеспечению за звание «Ветеран труда» при стаже свыше 35 или 40 лет устанавливается напротив в фиксированном значении. Однако и эта величина будет зависеть от региона проживания пенсионера, так как финансирование осуществляется из местных бюджетов.
Пример:
Так, например, ветерану труда в Санкт-Петербурге в 2024 году полагается ежемесячная денежная выплата в размере 828 рублей, а также ряд льгот:
- по оплате жилья в размере 50%;
- снижение платы за коммунальные услуги на 50%;
- приобретение единого льготного билета на проезд в метро, троллейбусе, трамвае, автобусе;
- снижение стоимости билета на пригородные железнодорожные поезда и автобусы на 10% в период с 27 апреля по 31 октября.
Для ветеранов труда Москвы проезд на пригородные направления железнодорожным транспортом будет и вовсе бесплатным. Кроме того, для них предусмотрены также денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, бесплатное изготовление зубных протезов, обеспечение бесплатными путевками в санатории при наличии медицинских показаний. При этом ежемесячная городская выплата для таких москвичей составит 495 рублей.
Для того, чтобы пенсионер мог оформить надбавку за длительный стаж работы свыше 35 или 40 лет, необходимых для присвоения звания «Ветерана труда» женщинам и мужчинам соответственно, ему необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Пенсионный фонд не осуществляет установление таких надбавок.
Для обращения потребуются следующие документы:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина;
- справка ПФР, подтверждающая назначение страховой пенсии по старости;
- удостоверение ветерана труда.
Прийти с документами можно лично на прием или обратиться через законного представителя, которому выдана нотариально заверенная доверенность.
Способы обращения:
- письменно при подаче заявления в органы соцзащиты;
- или электронно через сайт государственных услуг.
Расчет пенсионных выплат по новым правилам несомненно стимулирует желание граждан дольше работать, чтобы получать достойную выплату. При этом существуют и минимальные требования к стажу, необходимому для определения права на страховую пенсию.
Рассчитанная на момент назначения выплата в дальнейшем увеличивается из-за ежегодных индексаций, устанавливаемых правительством на каждый календарный год. Однако это не единственно возможный вариант увеличения пенсии, ведь многие продолжают трудовую деятельность, став пенсионерами, а, следовательно, на их лицевой счет по номеру страхового свидетельства поступают взносы. Из этих сумм ежегодно осуществляется беззаявительный перерасчет по страховым взносам.
В России предусмотрено 3 варианта страхового пенсионного обеспечения граждан:
- По возрасту.
- По инвалидности.
- В случае потери кормильца.
Страховая пенсия – это денежная компенсация гражданам, которые получали заработную плату и производили отчисления, а также компенсации при смерти кормильца нетрудоспособным членам семьи, бывшим на иждивении. На выплату такого рода пособия имеют право:
- граждане РФ, застрахованные по ФЗ №167 от 15.12.2001 г.;
- нетрудоспособные лица при потере кормильца;
- иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России и застрахованные по ФЗ №167 от 15.12.2001 г.
Как за свой трудовой стаж получить максимальную пенсию
С января 2015 года для получения пенсионного обеспечения по старости требуется соблюдение 3 условий:
- Достижение законодательно установленного возраста.
- Наличие минимально установленного стажа.
- Достигнутое количество пенсионных баллов.
После утверждения новой редакции закона о страховых пенсиях ФЗ № 400 от 28.12.2003 право на выход на пенсию получают женщины с 60 лет и мужчины с 65. До этого возраста гражданин на 2019 год обязан отработать 10 лет. С каждым последующим годом правила меняются, а минимальный общий стаж увеличивается. В 2020 году его срок должен быть не меньше 11 лет, а к 2024 и позже – 15.
Баллы для получения пенсии относительно новое понятие для россиян, их узаконили в 2015 году. Они вычисляются в зависимости от уровня заработной платы гражданина. Среднемесячный официальный доход работника будет учтен при начислении пенсии. Тем, кто уходит на пенсию в 2019 году достаточно набрать 16,2 балла, в 2024 – 25,8. А к 2025 году для начисления страховой пенсии необходимо накопить минимум 30 баллов. Такое отношение стимулирует самих граждан стремиться получать официальную заработную плату с пропорциональным налогообложением, и не торопиться уходить на заслуженный отдых сразу после достижения пенсионного возраста.
Год | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2021 | 2024 | 2025 и далее |
Минимальный стаж | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 15 |
Балл | 16,2 | 18,6 | 21 | 23,4 | 25,8 | 28,2 | 30 |
Назначенная государством пенсия напрямую зависит от того, как долго трудился работник и какую ежемесячно отчислял сумму в ПФР. Добросовестные работодатели с законной бухгалтерией производят отчисления с зарплат сотрудников ежемесячно, увеличивая таким образов количество баллов. С момента ухода на пенсию баллы пересчитываются по текущему на тот момент курсу. В 2019 году балл приравнивается к 87 рублям 24 копейкам.
В пенсионный страховой стаж входят такие периоды деятельность:
- служба в армии или любой другой приравненный к нему период;
- срок получения пособия по обязательному соцстрахованию в моменты временной нетрудоспособности;
- время ухода за ребенком от 0 до 18 месяцев, но не более 72 месяцев в общей сложности по всем детям;
- период, пока лицо получает пособие по безработице;
- срок, отведенный работнику центром занятости по программе переселения в другую местность с последующим трудоустройством;
- необоснованное пребывание в местах лишения свободы или заключения под стражу на время расследования;
- время ухода за инвалидом 1 группы, 80-летним стариком или ребенком-инвалидом;
- срок, при котором сотрудник был отстранен от трудовой деятельности по недоказанным обвинениям;
- период пребывания рядом с супругом, работающим за границей в дипломатических представительствах, но сроком общей сложностью до 60 месяцев.
Все описанные периоды присоединяются к стажу в том случае, если до их наступления работник выполнял трудовые обязанности и с его заработной платы производились отчисления в ПФР. Учеба не входит в перечень периодов для увеличения трудового стажа. Плановые отпуска, больничные листы и другие подобные сроки входят в стаж, потому что с отпускных, больничных выплат с работника производятся обязательные отчисления в пенсионный фонд.
Чтобы получить страховую пенсию по старости следует обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства или подать пакет документов в многофункциональный центр. Если пенсионер продолжает трудовую деятельность, то собирать какие-либо бумаги для проведения индексации выплат нет необходимости. ПФ проводит перерасчет ежегодно 1 августа. Когда работник претендует на звание Ветерана труда, то ему следует обратиться в отдел соцзащиты.
Гражданин при начислении пенсии по возрасту подает:
- паспорт;
- трудовую книжку и другие документы, подтверждающие периоды стажа;
- выписку о заработной плате за 5 лет работы до 2002 года;
- справку о наличии иждивенцев;
- документы, подтверждающие смену фамилии, имени или отчества;
- дополнительные документы по запросу ПФ.
В первый раз о доплате заговорили еще в 2010 году. Правительство решило поддержать пенсионеров, работавших в период советской власти. Чтобы получить выплату, нужно соответствовать ряду условий. Прежде чем подавать документы в Пенсионный фонд, необходимо внимательно изучить все требования. Об этом и поговорим.
Важно!
Доплата полагается всем, кто отработал хотя бы одни сутки в период до 1 января 2002 года.
Могут рассчитывать на выплату категории граждан, у которых оформлены следующие разновидности пенсионных пособий:
- по возрасту;
- по потере кормильца;
- по инвалидности.
Надбавки не будет, если человек получает социальную или государственную пенсию.
Какой минимальный трудовой стаж для начисления пенсии в России
На страховую пенсию могут претендовать следующие категории граждан, для которых справедливы все три перечисленных ниже высказывания:
- Имеется трудовая книжка и пенсионное удостоверение.
- Накоплен страховой стаж более 15 лет.
- Заработано 30 пенсионных баллов (официальное название – ИПК – индивидуальные пенсионные коэффициенты, в народе именуемые баллами).
Количество баллов напрямую зависит от стажа и сумм отчислений на ОПС, которые были внесены на персонифицированный счет гражданина его работодателей (если гражданин являлся индивидуальным предпринимателем, то отчисления “за себя” он производил сам на протяжении всего периода ведения предпринимательской деятельности). Подробнее о начислении в следующей таблице:
Год | Условия страхового стажа | Минимальное количество пенсионных баллов | Максимальный показатель балла за год | |
Для формирования страховой части пенсии | Для формирования накопительной и страховой части пенсии | |||
2015 | 6 | 6,6 | 7,39 | 4,62 |
2016 | 7 | 9 | 7,83 | 4,89 |
2017 | 8 | 11,4 | 8,26 | 5,16 |
2018 | 9 | 13,8 | 8,7 | 5,43 |
2019 | 10 | 16,2 | 9,13 | 5,71 |
2020 | 11 | 18,6 | 9,57 | 5,98 |
2021 | 12 | 21 | 10 | 6,25 |
2022 | 13 | 23,4 | 10 | 6,25 |
2021 | 14 | 25,8 | 10 | 6,25 |
2024 | 15 | 28,2 | 10 | 6,25 |
2025 | 15 | 30 | 10 | 6,25 |
Пенсию в этом году будут перерассчитывать следующим категориям гражданам:
- Лицам, которые достигли пенсионного возраста в соответствии с новыми правилами (имеется в виду недавно проведенная в России пенсионная реформа, в результате которой пенсионный возраст женщин и мужчин был увеличен). Они должны подать заявку в ПФР на оформлении пенсии. Если в наличии есть подтверждающие документы «за советский» стаж, то «молодому пенсионеру” сделают перерасчет автоматически.
- Уже находящиеся на пенсии люди, нашедшие бумаги, подтверждающие стаж работы со времен работы в СССР. Пенсионер должен подать заявление в ближайшее по месту регистрации отделение ПФР. Сотрудники сделают перерасчет, и размер ежемесячной пенсии увеличится.
Определить такое соотношение поможет следующая формула: А=В/С, где: А — коэффициент среднего заработка;В — размер полученного гражданином вознаграждение за работу;С — уровень среднемесячной зарплаты в России за определенный промежуток времени. Величина указанного соотношения ограничена на законодательном уровне: максимальный показатель 1,2, кроме случаев, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ (для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, может быть установлен другой порядок вычисления). 3. Определить размер расчетного пособия.
Как считается советский стаж при назначении пенсии Если при этом окажется, что величина РП=СК х КСЗ х 1671
- Для тех, у кого стажевый коэффициент СК = 0,55 (мужчин, чей трудовой стаж до 2002 г. составил менее 25 лет и женщин, чей трудовой стаж до 2002 г. составил менее 20 лет)
РП на 01.2002 г.
= (0,55 х КСЗ х 1671 – 450) х (Стаж до 02 / 25) — для мужчин; РП на 01.2002 г.
Если у человека есть трудовой стаж, который был получен до 2002 года, ему полагается надбавка в объеме 10% от полученного пенсионного капитала.
Плюс, за каждый год такого стажа ПФР добавит еще по одному проценту.
Важно!
Расчет выплаты будет производиться от всей суммы пенсионного капитала. При этом размер пенсии не учитывают.
Чтобы во всем разобраться, нужно попробовать самостоятельно произвести расчеты. Для примера рассчитаем выплату для 3 пенсионерок с различными условиями начисления пенсионных выплат.
Какой стаж нужен для пенсии в России
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 173-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 01.07.2017 N 134-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 18-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года
1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
3.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
2) страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
3) индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;
4) стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;
5) установление страховой пенсии — назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;
6) фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;
7) корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;
8) выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Трудовой стаж для выхода на пенсию
1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии».
4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года
Страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Основанием для подтверждения труда является трудовая книжка либо иные документы, где указан период работы в той или иной сфере.
Для оформления пенсии необходимо иметь ТС не менее 20 лет среди женщин и 25 лет — среди мужчин. При меньших показателях ТС пенсия значительно уменьшается в размерах.
Кроме непосредственной трудовой деятельности, к ТС можно приплюсовать следующие пункты:
- служба в армии, ОВД и других силовых структурах;
- период нахождения в официальном декретном отпуске;
- уход за ребенком до исполнения 1,5 лет;
- период, когда гражданину был официально присвоен статус безработного в Центре по трудоустройству;
- перенаправление государственного работника на новое место трудовой деятельности;
- уход за инвалидами и пожилыми людьми старше 80 лет;
- период заключения в тюрьме, колонии;
- период отпусков, больничных при официальном трудоустройстве;
- выполнение общественной деятельности;
- период добровольных взносов в ПФР;
- оформление ИП.
Так, в 2017 году он должен быть не меньше 8 лет, а в 2018 — 9 лет. Каждый год будет увеличение вплоть до 2024 года. Следовательно, для получения пенсии необходимо иметь стаж не менее 8 лет, иначе отсутствие стажа отразится на размере пенсионных выплат.
Если же период ТС меньше, чем положено, то пожилому человеку при выходе на пенсию оформляют не страховую, а социальную пенсию, которая будет меньше по размеру, нежели обычная. Правила получения социальной пенсии закреплены в ФЗ-166 от 15.12.2001 года.
Размер социальной пенсии должен быть не меньше показателей прожиточного минимума, который устанавливается отдельно в каждом регионе!
Прибавка к пенсии за советский стаж с 1971 по 1990 года
С понятием стажа знакомы, наверное, все россияне. Само слово происходит то ли от французского, то ли от английского stage и может означать этап (например, в трудовой карьере) или курс (обучения). В русском языке понятие стаж означает просто продолжительность деятельности человека в какой-то сфере. Например, у учителя основным будет педагогический стаж (а если он работал где-то еще – то его общий стаж будет больше педагогического).
Когда человек достигает пенсионного возраста (а иногда и раньше), он идет в Пенсионный фонд, где ему начинают считать страховой стаж. С другой стороны, раньше говорилось о трудовом стаже – но в чем же их разница?
Страховой стаж – это все те годы, когда человек работал (официально с отчислениями в Пенсионный фонд), а еще некоторые периоды, которые государство посчитало достаточно важными, чтобы засчитать их в стаж, хотя фактически человек не занимался трудовой деятельностью.
Пенсии сейчас назначаются согласно 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и там весь стаж условно делится на 3 части:
- страховые периоды – собственно, когда человек работает и за него идут отчисления в ПФР;
- нестраховые периоды, которые входят в страховой стаж – те самые общественно полезные периоды, которые государство согласилось включить в стаж;
- нестраховые периоды, которые не входят в страховой стаж – соответственно, все остальное.
Разберем это все более подробно.
Больше всего вопросов касательно признания стажа относится к периодам учебы. С одной стороны, 400-ФЗ четко оговаривает перечень всего того, что включается в страховой стаж – и учебы там нет.
С другой – пункт 8 статьи 13 закона разрешает при определении стажа учитывать нормы законодательства, которые действовали на момент формирования этого самого стажа. Другими словами, если учеба приходится на период, когда она входила в стаж – она войдет в него и сейчас.
Следовательно, нужно смотреть на законодательство в ретроспективе. И в разное время действовали разные правила:
- до 1991 года включительно – в стаж без дополнительных условий включается учеба в училищах, СПТУ, курсах, школах ФЗУ. А учеба в ВУЗах, техникумах, медучилищах и педучилищах – только при условии, что до учебы был период работы;
- с 1992 по 2001 годы включительно – любая учеба включается в стаж;
- с 2002 года до настоящего момента – учеба в стаж не включается.
Еще есть момент с льготным стажем (касается учителей и врачей) – во времена СССР учеба засчитывалась в льготный медицинский и педагогический стаж, но с 1992 года это правило отменили.
Кроме того, возникают и другие вопросы – например, как оценивать производственную практику посреди учебы. С одной стороны, это период работы – и учеба после него должна включаться в стаж. С другой – до момента начала учебы человек нигде не работал, и ему могут отказать в этом. Сотрудники Пенсионного фонда расскажут о том, как засчитывается этот стаж, в индивидуальном порядке.
С 2002 года все данные о трудоустройстве, стаже и начислениях заносятся в единую систему персонифицированного учета. Данные сохраняются в электронной базе по каждому работнику (и для этого нужен СНИЛС – все данные привязываются к этому номеру).
Тем не менее, основным документом для подтверждения стажа остается трудовая книжка. В ней фиксируются все данные – дата найма на работу, перевода на другую должность, даты и основания увольнения, номера приказов. Не стоит надеяться на электронную трудовую книжку – они существуют только с 2020 года, а весь предыдущий стаж фиксировался в бумажных документах.
Сотрудники Пенсионного фонда очень тщательно проверяют трудовые книжки. И если найдут там неразборчивую запись, «поплывшую» печать или другие нарушения, человеку придется собирать справки о работе. Обычно справку о работе можно запросить у работодателя, но чаще всего речь идет о периоде СССР или 90-х, и многие предприятия с тех пор уже закрылись. В этом случае нужно идти в соответствующий архив и запрашивать справку там.
Но в 90-е годы архивы вели не очень хорошо, и многие документы до них не дошли. Тогда для доказательства стажа придется использовать другие возможности:
- доказывать стаж через другие документы. Например, могут пригодиться членские книжки, профсоюзные билеты или другие документы, прямо или косвенно доказывающие факт трудоустройства;
- найти свидетелей. Достаточно письменных показаний двоих человек, которые работали в то же время на том же предприятии. Нужно будет взять у них не только показания, но и документы об их трудоустройстве (и с ними все должно быть в порядке).
Для предпринимателей доказательством наличия страхового стажа будут справки об уплате страховых взносов. Это серьезная проблема – данные о предпринимателях за период 90-х годов сохранились не в полном объеме, поэтому лучше сохранить максимальное количество документов.
Страховой стаж нужен только для одной цели – на момент выхода на пенсию его должно быть не меньше 12 лет. Если стажа меньше, человек просто не сможет оформить страховую пенсию. Поэтому, если страхового стажа хватает для выхода на пенсию, доказывать какие-то дополнительные периоды после 2002 года именно для стажа уже нет необходимости – на сумму пенсии этот стаж не повлияет.
Но вот трудовой стаж (то есть, набранный до 2002 года) может пригодиться. Вообще есть 2 варианта расчета пенсии за годы до 2002-го:
- средняя зарплата за 60 месяцев непрерывного стажа сравнивается со средней зарплатой по стране за те же месяцы. Полученный коэффициент (но не более 1,2) умножается на определенную цифру (средняя зарплата в 2001 году) и на стажевый коэффициент. А стажевый коэффициент равен 0,55 при стаже в 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, а потом увеличивается на 0,01 за каждый год стажа сверху. Но в эти годы включается немногое – например, учеба туда не входит, как и многие другие нестраховые периоды;
- средняя зарплата за 60 месяцев непрерывного стажа умножается на стажевый коэффициент. Коэффициент рассчитывается так же, но в годы включаются буквально все периоды общего трудового стажа. Однако рассчитанная таким образом пенсия ограничена суммой в 555,96 рублей (в ценах 2002 года). Фактически этот вариант выгоден для тех, кто получал зарплату не больше 60-70% от средней по стране.
Таким образом, включать учебу и другие нестраховые периоды есть смысл только в том случае, если зарплата у человека в периоды до 2002 года была не очень высокой – тогда его пенсия рассчитывается по второму варианту и каждый лишний год стажа увеличит выплату.
Если же речь идет о подтверждении именно периодов работы, это лучше сделать в полном объеме – каждый год влияет на сумму пенсии в любом из вариантов расчета (причем ограничение в 1,2 не касается стажа).
Иные нестраховые периоды, которые включаются в стаж, стоит подтверждать, если они дают право на дополнительные пенсионные баллы. Например, лишние баллы за детей стали давать только с 2015 года – и если пенсионер оформлял пенсию раньше и не подал в Пенсионный фонд свидетельства о рождении своих детей, это нужно сделать обязательно.
В любом случае, лучше спросить об этом сотрудника Пенсионного фонда – там всегда просчитывают разные варианты и назначают пенсию по тому, где выплата будет наибольшей.