Лечение у стоматолога по омс с 2024 года последние новости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лечение у стоматолога по омс с 2024 года последние новости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.

В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2024 году.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.

Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:

субъект участник
  • застрахованные лица:
    • граждане Российской Федерации;
    • отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев
  • ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования
  • страхователи:
    • работодатели;
    • частнопрактикующие лица;
    • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для неработающих
  • страховые медицинские организации
  • ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • медицинские организации

По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.

Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:

медицинские организации
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) иные
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС по территориальным программам ОМС
на основе договора
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией

Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.

Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.

Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.

Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.

У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.

Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.

У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.

В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.

Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:

  • нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
  • необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
  • риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
  • потребность в повторных хирургических вмешательствах;
  • повторное обследование в диагностически сложных случаях;
  • повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.

Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.

На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.

Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.

Контуры системы ОМС существенно изменятся с 2024 года

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.

Ключевым игроком на рынке оказания медицинских услуг является ФФОМС (Федеральный фонд ОМС). Именно в его руки стекается львиная доля средств, перечисленных нанимателями и работниками в качестве страховых взносов. Полученные средства распределяются между медицинскими учреждениями, тратятся на лечение пациентов, расходуются на модернизацию системы.

Масштабная реорганизация системы ОМС проведена в 2010 году. Вместе с федеральными созданы территориальные органы ФОМС, которые отвечали в том числе и за локальную модернизацию здравоохранения. Принято много правильных на первый взгляд решений: универсальность полиса ОМС, право на выбор организации для лечения. Однако в 2024 г. было объявлено о реформах, которые существенно изменят ситуацию.

Топ-менеджеры ФФОМС ещё в сентябре 2020 года высказывались о том, что страховые компании необходимо исключить из системы взаимодействия с медучреждениями федерального уровня. Стремительная подготовка проекта закона и столь же быстрое его принятие заставляет задуматься о том, что идеи в головах чиновников циркулировали уже давно.

В конце ноября 2020 года Госдума приняла проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об ОМС в РФ». Несмотря на относительно небольшой объём документа, на первый взгляд трудно понять, в чём заключается реформа? Меняется лишь несколько положений, но дьявол, как всегда, кроется в мелочах. Именно они в ближайшем будущем могут серьёзно перекроить рынок страховой медицины.

Основные тезисы проекта:

  1. Передовые центры для оказания медпомощи будут подчинены федеральным органам власти;
  2. На деятельность таких центров по оказанию высокотехнологичной и специализированной помощи определяются нормативы финансирования, из расчёта на одно застрахованное лицо;
  3. Страховщики, проверяющие качество и объём оказанной помощи, больше не смогут выполнять эту деятельность, их полномочия принимает на себя ФФОМС;
  4. Радикально уменьшен бюджет страховых медорганизаций (сумма, выделяемая на ведение каждого кейса по ОМС).

Итак, предполагается экономия, бережливость и одновременно с этим – централизация финансовых процессов в руках федеральной исполнительной власти. Эксперты бьют тревогу: проблемы, которые решает новый законопроект, не были ключевыми для отрасли.

Снижение норматива на ведение страхового дела порождает два вопроса: присутствие частных организаций (им работать в таких условиях невыгодно) и изыскание средств для «долечивания» пациента. Декларируемая цель – рост доступности помощи. Но повлияет ли на это в положительную сторону сокращение бюджета? Ответ очевиден.

Анонсируя изменения в ФЗ «Об ОМС», Е.Чернякова (глава ФФОМС) заявляла о необходимости изменения порядка включения организаций в систему обязательного медстрахования. В настоящее время действует уведомительный принцип, и его предполагается заменить более строгим – заявительным.

В проекте изменений Закона на этот счёт ничего не сказано, однако новый порядок может быть закреплён Постановлением Правительства РФ. Ещё один вопрос, который интересовал медиков – бюджет страховых медорганизаций. Если сейчас ставки находятся на уровне 1-2%, то планировалось их снижение до 0,5-1%. В окончательной редакции законопроекта указано значение в 0,8-1,1%, то есть снижение произойдёт на существенном уровне.

В 2024 году по полису ОМС можно получить больше услуг

Все потуги Е.Черняковой, депутатов и политиков – это попытка примирить эффективную, но архаичную систему оказания медицинской помощи в СССР с современными реалиями. Сама жизнь показывает, что пришло время делать выбор: или социализм, или капитализм. В России достаточно денег для обоих сценариев, но не хватает политической воли для воплощения в жизнь какого-либо из них. А вот совмещение двух моделей приводит к созданию «Франкенштейна», который пугает даже создателей.

«Условно-бесплатная» медицинская помощь требует колоссальных вложений со стороны государства. На 2024 г. на здравоохранение в России запланированы расходы на уровне 1,1 трлн. рублей (около 1% ВВП), что эквивалентно 14,47 млрд. долларов США. Внушительная сумма, но если мы разделим её на количество жителей (144,5 млн.) то получим 100$ на человека. Чтобы радикально изменить ситуацию, денег нужно в 5-10 раз больше (5-10% ВВП).

Выход есть: страховая медицина, которая предполагает покупку полиса на рыночных условиях каждым, кто на это способен. И чем больше вклад человека, тем на больший объём услуг он вправе претендовать. Малоимущих финансирует государство – в строго определенных случаях. Подобная модель много десятилетий работает в США, о валюте которой мы вспоминали в предыдущем абзаце.

Страховые компании заключают договор о взаимодействии с государственными и частными клиниками.

Перечень бесплатных услуг стоматологической медицинской помощи:

  1. На приеме врач проводит консультацию с пациентом и осматривает полость рта.
  2. Если гражданин имеет 1-ю группу инвалидности или находится в лежачем состоянии (на региональном уровне категория лиц может варьироваться) врач проводит необходимые мероприятия на дому.
  3. Лечение кариеса, пульпита, пародонтита иных заболеваний ротовой полости.
  4. Диагностика и лечение заболеваний, связанных со слюноотделением (чрезмерное отделение слюны или, наоборот, сухость во рту).
  5. Путём оперативного вмешательства, удаление гнойных выделений и опухолей.
  6. Чистка зубов, удаление и устранение инородных тел.
  7. В случае вывиха костей челюсти врач сопровождает и контролирует процесс заживления.
  8. Физиотерапевтические процедуры.
  9. Рентген, проведение диагностики после первичного вмешательства.
  10. Работа по исправлению неправильного прикуса у детей.

В список ОМС не включены некоторые виды стоматологических услуг, среди них:

  1. Действия эстетического характера с зубами и ротовой полостью.
  2. Зубное протезирование с использованием иностранных препаратов.
  3. Лечение и чистка корневых каналов зубов при помощи иностранных медикаментов.
  4. Лечение пародонтоза хирургическим путём с использованием иностранного оборудования.
  5. Гражданам, достигшим совершеннолетнего возраста, удаляют зубы, чтобы усовершенствовать общую структуру.
  6. Установка импортных зубных протезов.
  7. Производство и установка стационарных протезных групп.
  8. Коррекция ошибок, которые допустили некомпетентные специалисты иных медицинских учреждений.
  9. Мероприятия, связанные с профилактикой заболеваний ротовой полости.

Прохождение бесплатного лечения в частной клинике не запрещено в том случае, если между учреждением и страховщиками заключен договор об оказании услуг по программам обязательного медицинского страхования. На данный момент подобных учреждений мало, но в отдельных регионах квалифицированные кадры проводят даже протезирование зубов.

Прежде чем обратиться в частное медицинское учреждение, важно узнать, оформлен ли договор о сотрудничестве между учреждением и страховщиками. Уточнить можно, ознакомившись со списком учреждений, с которыми заключено сотрудничество. Кроме этого, факт взаимодействия можно уточнить у самих работников клиники.

Чтобы воспользоваться услугами по лечению полости рта, нужно обязательно предъявить:

  • удостоверение личности (как правило, это паспорт);
  • полис ОМС;
  • направление из медицинского учреждения, к которому прикреплен гражданин.

Важно заранее назначить время приема. Это можно сделать путём регистрации, которую осуществляет медицинская организация.

Чтобы избежать недоразумений, следует помнить, что при проведении бесплатного лечения пациенту могут предлагать современные или более качественные материалы зарубежных производителей. На ряду с этим могут быть оказаны услуги, за которые взимается дополнительная плата. Они не входят в список бесплатной помощи.

Если у пациента возникли сомнения по поводу того, какой вид услуги ему предоставляется (оплачиваемая или нет), он может поинтересоваться об этом у доктора. Хотя в обязанности врача входит информирование об условиях оказания услуг.

Гражданам, которые имеют прописку в одном регионе, а обратились за получением медицинской помощи в другом, частные учреждения имеют право оказать лишь экстренную помощь.

Можно ли получить квоту на протезирование зубов?

Квота на протезирование зубов – неплохой выход для тех пациентов, кто не имеет материальной возможности вылечить и восстановить зубы за свой счет. Однако ей могут воспользоваться не все граждане Российской Федерации. Да и те, кто может ее получить, далеко не всегда знают, существуют ли для них какие-то квоты. Или же не имеют представления о том, что входит в льготу, куда обращаться и какие документы нужно предоставить, чтобы по праву ей воспользоваться. Все эти нюансы предлагаем обсудить в сегодняшней статье.

Полис ОМС или полис обязательного медицинского страхования дает право всем гражданам нашей страны получать определенный перечень бесплатных стоматологических услуг по месту прописки или жительства. Оказывают услуги на бесплатной основе, естественно, только государственные учреждения.

Специалисты утверждают, что в каждом регионе нашей страны список бесплатных услуг для пациентов может быть разным. Так, в финансово обеспеченных областях он может включать до 200 различных позиций, а в неблагополучных не превышать 20. В некоторых регионах бесплатную помощь и вовсе получить сложно, что связано с оптимизацией и сокращением рабочих мест.

По предварительной записи при предъявлении полиса ОМС любой пациент может рассчитывать на осмотр и диагностику (только двухмерная рентгенография), лечение кариеса, пульпита, гингивита, периодонтита, бесплатную анестезию отечественного производства, шинирование зубов. Также есть возможность получить ряд хирургических услуг: простое и сложное удаление зубов, вскрытие, дренирование гнойников, удаление доброкачественных новообразований, лечение альвеолита. По полису можно пройти курс физиопроцедур (например, магнитотерапия).

Квота на протезирование зубов – это возможность получить бесплатное лечение в рамках, обозначенных государством различных договоров и соглашений. Перечислим, кому положена льгота:

  • ветераны: труда, войны,
  • взрослые и дети с инвалидностью,
  • пациенты, вышедшие на пенсию по возрасту и при этом неработающие,
  • малоимущие граждане: к ним государство относит тех, чей доход в несколько раз ниже прожиточного минимума,
  • ликвидаторы аварии в Чернобыле.

Стоит понимать, что в разных регионах России список тех, кто может претендовать на бесплатное протезирование отличается: он может быть расширен или, наоборот, сокращен. Например, в некоторых регионах на квоту имеют право многодетные матери (когда в семье больше 5 детей), жены ветеранов ВОВ, члены семей детей-инвалидов, почетные доноры и пенсионеры МВД. Поэтому лучше уточнить список лиц в органах соцзащиты или местного самоуправления по вашему непосредственному месту жительства и пребывания.

Прежде всего, нужно обратиться к стоматологу, который на официальном бланке подтвердит, что вам необходима такая услуга, как протезирование зубов, и выдаст справку или направление. Помните, что льгота предоставляется исключительно по медицинским показаниям, а не просто по желанию самого пациента.

Далее к полученному документу нужно будет приложить паспорт, полис ОМС, пенсионное свидетельство – нужны копии, но, отправляясь с соцзащиту, лучше подстраховаться и взять с собой оригиналы этих документов.

Важно! Мы настоятельно рекомендуем вам обратиться в органы местного управления и соцзащиты, чтобы подробно узнать, какой перечень документов необходимо собрать для граждан, проживающих именно в вашем регионе, т.к. везде он может незначительно отличаться.

На этом сбор документов не заканчивается. Вам нужно обратиться в ЖЭК по месту жительства и запросить справку о составе семьи. Также в зависимости от социального статуса, например, если услуга нужна по причине того, что доход меньше прожиточного минимума, вас могут попросить предоставить справку о доходах по форме 2НДФЛ на каждого члена семьи за последние три месяца.

Если вы добиваетесь получения квоты на несовершеннолетнего ребенка-инвалида, то к пакету документов также должно быть добавлено свидетельство о рождении и копия паспорта одного из родителей/опекунов.

После того, как данный пакет документов собран, нужно идти в соцзащиту, где придется еще заполнить заявление на получение квоты по установленной государством форме.

Как получить квоту на протезирование зубов, мы уже рассказали – нужно обратиться с пакетом собранных документов в органы соцзащиты, где вас поставят в очередь.

К сожалению, желающих получить данную услугу с каждым годом все больше, ведь в ней нуждаются не только множество пенсионеров, но и большое количество молодых людей. Связана массовая потеря зубов с ухудшением экологии и плохим питанием, с нехваткой времени и денег для лечения стоматологических заболеваний, со стрессами. В связи с этим никто точно не может сказать, сколько вам придется находиться в очереди.

Как лечить зубы в частной клинике бесплатно

Квота на протезирование зубов для пенсионеров или граждан из любых других категорий может быть использована в государственных медицинских учреждениях. Куда реже ее предоставляют в частных клиниках. При этом пациент не имеет права выбирать, где именно ему проведут лечение – это решает комиссия, которая одобряет вам квоту исходя из наличия свободных мест в медицинских центрах, с которыми заключены подобные соглашения.

Если есть квота на протезирование зубов, то, прежде всего, можно рассчитывать на обследование перед лечением. Оно будет включать не только визуальный осмотр и сбор анамнеза, но также ОПТГ (ортопантомограмма) – это двухмерные снимки обеих челюстей, которые позволят судить о скрытых процессах, протекающих в челюсти. Они гораздо менее информативные, чем трехмерная компьютерная томография, но ожидать от бесплатной медицины чего-то большего в наши дни, увы, нельзя.

Что касается непосредственно самого протезирования, то здесь выбор у пациентов по квоте невелик. Для них могут быть созданы только съемные конструкции из акрила или нейлона, или несъемные коронки из металла, металлопластмассы – эти материалы дешевые и подойдут не всем людям.

Конструкции из пластмассы и нейлона недолговечны, т.к. материалы впитывают красители, пигменты, быстро приходят в негодность. Кроме того, они малофункциональны, добиться в них полноценного восстановления жевательной функции практически невозможно, а пациенту приходится ограничивать себя в питании, например, отказываться от употребления твердых и любимых блюд, отдавая предпочтение самым мягким.

На заметку! Независимые исследователи установили, что случаев некачественного1 лечения и протезирования у пациентов, которые проходили бесплатное лечение, в разы больше, чем у тех, кто получал платные услуги.

Металл и акрил могут вызывать аллергическую реакцию. Однако если пациент докажет и документально подтвердит, что в силу здоровья ему эти материалы действительно не подходят, то в клинике могут предложить установить протезы из других материалов. Нужно ли тогда будет что-то платить? Да, придется оплатить разницу в цене.

А что насчет сервисного обслуживания? Если у вас повредятся установленные протезы, то по решению врачебной комиссии они могут быть заменены на новые или отремонтированы в течение года с момента обращения. При этом, если в поломке конструкции будет виноват врач или клиника (например, по причине некачественного изготовления или установки), то работы по замене или ремонту проведут вне очереди.

Если врач предлагает провести платный анализ и при этом предполагается оплата помимо кассы, рекомендуется отказаться. Действия врача незаконны, а доказать оплату для возврата средств будет нереально.

Когда пациент точно знает, что назначенный анализ есть в списке ОМС, а доктор настаивает на направлении в платную клинику, следует попросить врача дать письменный отказ в предоставлении бесплатной услуги. Обычно даже на этом этапе доктор находит возможность дать направление на бесплатные процедуры. Если этого не произойдет, следует жаловаться главврачу или в страховую.

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

На лечение кариеса цена будет зависеть от 2 факторов. Во-первых – от глубины поражения кариесом твердых тканей зуба (согласно этому критерию кариес делят на поверхностный, средний и глубокий).

А во-вторых – от степени разрушения твердых тканей коронки зуба. Ведь, чем больше разрушен зуб, тем больше требуется времени врача на его восстановление (особенно, если необходимо восстановить контактные пункты с соседними зубами, бугры и фиссуры на жевательной поверхности), а также увеличивается расход пломбировочного материала.

Список бесплатных анализов по ОМС в 2024 году

На лечение зубов цены указаны на основе анализа прейскурантов стоматологических клиник среднего ценового сегмента, а также клиник эконом-класса. Учитывая, что лечение пульпитов и периодонтитов связано с механической обработкой и пломбированием корневых каналов – ценообразование на них в первую очередь зависит именно от количества корневых каналов в вашем зубе (рис.7).

Заходя в клинику, мы можем не знать о ее ценовой политике, и о том, какими материалами и методами пользуются ее врачи. Стоимость лечения зубов напрямую зависит от применяемого оборудования и качества расходных и пломбировочных материалов. В некоторых клиниках цена на пломбирование корневых каналов при пульпите и периодонтите вполне может доходить даже до 10000-20000 рублей за 1 зуб.

Пломбирование корневых каналов требует, чтобы их сначала расширили до нужно размера, придали стенкам канала определенную конусность (сужающуюся к верхушке зуба), сделали стенки канала гладкими. И при всем этом очень важно еще определить правильную длину корневых каналов. ..

В большинстве клиник врачи делают это при помощи ручных инструментов, например, К-файлов (рис.8), имеющих разные размеры. Врач вращает рукоятки таких инструментов кончиками пальцев, а острые грани, находящиеся внутри корневого канала, снимают со стенок канала стружки, этим самым расширяя его. Минусы ручного метода –

  • слишком медленная обработка,
  • высокий риск поломки кончика инструмента,
  • стенки корневых каналов получаются шершавыми, что препятствует последующему введению гутаперчевых штифтов.

Более качественного пломбирования корневых каналов можно достичь – при их механической обработке с использованием эндодонтического наконечника с микромотором (рис.9). В таких наконечниках используются никелид-титановые профайлы с памятью формы (рис.10), которые имеют очень высокую гибкость и не ломаются даже в очень искривленных корневых каналах.

В большинстве случаев, опытный стоматолог сможет качественно запломбировать корневые каналы и при помощи традиционного метода латеральной конденсации гуттаперчи в каналах. Но такой метод хорошо работает, только когда от основного корневого канала не отходят крупные микроканальцы. У таких зубов основной канал вроде бы запломбирован хорошо, но зуб все равно болит.

В развитых странах преимущественно стараются пломбировать корневые каналы термопластической (горячей) гуттаперчей. Специальные гуттаперчевые штифты (система «Termafil») разогреваются в специальном аппарате, и вставляется в корневые каналы. Теплая полужидкая гуттаперча проникает не только в основной корневой канал, но и затекает в боковые ответвления основного корневого канала, надежно пломбируя всю сеть каналов.

Во многих клиниках эндодонтическое лечение корневых каналах стараются делать с использованием специального операционного стоматологического микроскопа. Его применение позволяет повысить качество обработки и пломбирования каналов, а также снизить риск осложнений – поломки инструмента в канале, перфорации корня зуба и других.

Вы должны понимать, что все объекты в зубе, например, устья корневых каналов, имеют крайне маленькие размеры, что осложняет работу стоматолога. Микроскоп во много раз увеличивает картинку происходящего в зубе. Этот метод очень эффективен, но на наш взгляд он действительно необходим при работе в очень искривленных каналах, в ситуациях когда есть необходимость пломбирования перфорации корня, когда врачу не удается найти устье одного из каналов (в области дна полости зуба).

Сколько стоит лечение зубов под микроскопом –
использование микроскопа при лечении 1-но канального пульпита увеличит стоимость лечения с 2500-3000 рублей (озвученной нами выше) – примерно до 7200 рублей в клиниках эконом-класса, и до 9000 рублей в клиниках средней ценовой категории. См. ниже видео использования стоматологического микроскопа.

Всегда ли бесплатна стоматологическая помощь

При лечении пульпита традиционным способом: с механической обработкой каналов ручными инструментами и пломбированием холодной гуттаперчей – качество может очень-очень различаться. Например, К-файлы для механической обработки каналов могут быть новыми, а могут быть использованными уже второго-пятого пациента.

Использованные инструменты чаще ломаются в корневых каналах, кроме того они стерилизуются только медикаментозно, и в зазубринах могут оставаться стружки корневых каналов прошлых пациентов. Это грустно, но пациенты стоматологических клиники идут вторыми по заражению гепатитом В и С после наркоманов. Поэтому стоит попросить, чтобы обработку делали только новыми К-файлами, хотя возможно вас попросят доплатить за это.

Кроме того, при пломбировании каналов могут применяться дешевые гуттаперчевые штифты и дешевый силер. Силер – это паста, которая заполняет микропространства между штифтами гуттаперчи. Так, стоматолог может применять дешевый «Эндометазон», который имеет свойство растворяться в верхней трети канала (у верхушки корня зуба), что в отдаленной перспективе обязательно приведет к воспалению у верхушки корня и необходимости нового лечения. Дорогой силер «AH-plus», который не рассасывается у верхушки корня – стоит в 8-12 раз дороже дешевых аналогов.

Каждый год Правительство утверждает территориальную программу бесплатной стоматологической помощи. Поэтому прежде, чем обращаться к стоматологам частных клиник, желательно ознакомиться с тем обслуживанием, которое можно получить безвозмездно.

Таблица некоторых бесплатных стоматологических услуг, входящих в территориальную программу ОМС:

Первичная помощь Терапевтический прием Хирургическая помощь Диагностика Физиотерапия
Прием стоматолога Лечение кариеса, периодонтита, пульпита, шлифование, пломбирование зубов Удаление зубов Рентгенография Тубус-кварц
Осмотр, анализ состояния пациента Удаление зубного налета вручную Вскрытие абсцессов с помощью разрезов Диагностика нарушений в пульпе зубов Электрофорез
Советы по лечению. Консультирование по направлению из других лечебных учреждений Лечение некариозных отложений Вправление вывихов челюсти Применение аппарата соллюкс

В 2024 году не нужно платить за медицинские препараты российского производства и расходные материалы (шприцы, иглы, перевязочные материалы, салфетки с зажимами).

Для справки! Протезироваться бесплатно могут пенсионеры, инвалиды и ветераны.

Зачастую поликлиники имеют разные перечни бесплатных услуг. Это зависит от финансового благополучия региона. Кроме того, реестры медучреждений часто не соответствуют номенклатуре, утвержденной Минздравом.

Если помощь не входит в ОМС, можно получить ее за деньги по прейскуранту государственной поликлинике, или обратиться к частному стоматологу.

4 платные стоматологические услуги:

  • зубопротезирование и подготовка к нему;
  • установка имплантов;
  • реставрация с использованием внутриканальных штифтов;
  • установка брекетов.

Стоматология по полису ОМС – это медицинская услуга в «урезанном» виде. Так, при лечении не используются компоненты импортного производства, а применяются лекарства отечественных производителей. Список услуг, которые можно получить безвозмездно, вывешивается на стенде медучреждения, также пациентов по этим вопросам должен проконсультировать лечащий врач.

Для оказания медицинской помощи нужно обратиться в государственную стоматологию по месту вашего проживания. При обращении к врачу нужно учитывать, что принимают только по записи. Вне очереди обязаны принимать больных, если они находятся в критическом состоянии: температура поднимается выше 38 градусов, начинается кровотечение или резкая зубная боль. В остальных случаях принять могут через семь рабочих дней.

Полис ОМС гарантирует получение медицинской помощи независимо от того, где человек прописан (ч.1 ст. 16 Закона «Об обязательном медицинском страховании»). Застрахованное лицо имеет право выбрать медицинскую компанию и доктора. Лучше запишитесь в медучреждение по месту проживания, чтобы не возникало проблем с вызовом доктора. При этом не имеет значения, оформлена ли временная регистрация на территории другого региона или нет. Врач обязан принять пациента, имеющего полис.

Если состоялся переезд, нужно обратиться к страховщику для получения перечня государственных клиник, работающих на этой территории.

Зачастую отказ связан с позицией главного врача больницы и нежеланием обращаться к другому страховщику для получения оплаты.

Если вам отказались помочь, есть два варианта действий:

  1. Обратиться в другую больницу;
  2. Идти на конфликт. Нужно обращаться с письменной просьбой о предоставлении отказа к руководству медучреждения и жаловаться в департамент здравоохранения.

Отличается перечень услуг, которые можно получить. Полис дает право на оказание помощи по всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС. На территории региона, где выдан полис, объем помощи определяется территориальной программой медицинского страхования. Территориальная программа не может быть меньше, чем базовая.

По вопросу правомерности действий должностных лиц вы всегда вправе уточнить или сделать официальный запрос и получить на него ответ в установленные законом сроки к руководству поликилиники, муниципальный здравотдел, территориальное управление по ОМС. Это касается, в том числе, вопроса расценок. Кроме того, следует понимать, что действующая в РФ система оказания медуслуг на бесплатной основе регламентируется, в частности, территориальными нормами приема по определенным медуслугам в день, месяц и т.

Плохая экология, неполноценное питание, недостаточное употребление натуральных продуктов, дефицит важных витаминов и минеральных веществ в организме, неправильный гигиенический уход за ротовой полостью, наличие у пациента хронических заболеваний и генетическая предрасположенность – это лишь часть тех причин, которые приводят пациента в кабинет стоматолога. При этом человеку важно получить качественное лечение, которое поможет устранить болевые ощущения, вернет улыбке эстетичность, нормализует жевательные функции и восстановит анатомическую форму зуба.

Услуги стоматологии по полису можно получить во всех муниципальных поликлиниках страны, а также в некоторых частных учреждениях. Где найти такие клиники, которые оказывают бесплатные услуги? Это можно сделать на сайте страховой компании, оформившей и выдавшей вам документ.

Как правило, пациент прикрепляется и встает на учет в том медицинском центре, рядом с которым проживает. При наличии документа вам не могут отказать в обслуживании даже тогда, когда вы имеете прописку в одном городе, а проживаете в другом.

На заметку! Сегодня многие предпочитают прикрепляться к частным стоматологиям, где сотрудничают со страховыми компаниями и принимают пациентов по ОМС. Чем это удобнее? В частных центрах отсутствуют очереди и есть самое современное оборудование. Правда, здесь для таких пациентов могут быть ограничены часы и время приема, так как врачи принимают только в том случае, если у них нет плановых визитов на платной основе.

Если не удалось поставить брекеты бесплатно, имеются варианты удешевления основного периода лечения.

С имеющейся проблемой надо для начала обратиться в только открывшуюся стоматологическую клинику. Есть большая вероятность того, что в первые месяцы работы там будут придерживаться лояльной финансовой политики.

Поскольку услуга по установке брекетов на сегодня является востребованной, для привлечения клиентов в новых центрах, ее стоимость будет практически символичная.

Существуют и иные способы сэкономить:

  1. Поставить бюджетную, но надежную конструкцию. К таковым относятся металлические изделия при условии отсутствия на материал аллергии. Кроме этого, основной период лечения небольшой, а, значить, посещать ортодонта придется редко.
  2. Выбрать саморегулирующуюся систему. Отслеживание ее работы не требует частых посещений врача. А учитывая, что за каждое посещение надо платить, такая система оказывается в итоге более экономной.
  3. Отказаться от компьютерного моделирования. Как показывает практика, во многих ситуациях можно пренебречь этой услугой. Опытные специалисты правильно поставят аппарат и без моделирования, учтя все особенности клинического случая.
  4. Ждать акции. В клиниках по предложениям производителей периодически проводятся рекламные акции. При их проведении на бесплатную услугу надеяться не надо, но получить приличную скидку – реально.
  5. Получить налоговый вычет. Можно воспользоваться льготой, обратившись со всеми соответствующими документами в налоговую службу.
  6. Установить вестибулярные брекеты. Эти модели стоят гораздо меньше лингвальных видов. Единственный недостаток – сложно скрыть при разговоре и улыбке.
  7. Взять кредит. Иногда это разумное решение. Несмотря на то, что общие затраты в итоге окажутся выше, можно установить самую оптимальную модель. Более того, платежи будут растянуты по времени, что будет менее болезненным для семейного бюджета.

Названые способы экономии, сегодня от человека не требуют особых усилий. Достаточно поискать нужную информацию в сети и прессе, проконсультироваться со специалистом.

В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

Важно знать, что там, где лечат по ОМС на бесплатной основе, оказывают также и дополнительные платные услуги. Во многих государственных стоматологиях врачи располагают перечнем не только отечественных, но и платных импортных материалов, и проводят процедуры, за которые потом придется заплатить.

Чтобы новость о необходимости заплатить за лечение в муниципальной клинике не стала для вас шоком, заранее уточняйте у специалистов, входит ли нужная именно вам услуга в перечень бесплатных, утвержденных программой страхования в регионе. Если врач предлагает какие-то дополнительные манипуляции, то не стесняйтесь уточнить, платно это или бесплатно.

Нужно учитывать, что иногда возникают ситуации, когда лучше доплатить за материалы, чем провести лечение полностью на бесплатной основе. Приведем несколько примеров.

Если нужно удалить зуб мудрости, то при наличии документа ОМС и желании лечиться бесплатно вам поставят отечественный анестетик. Однако далеко не факт, что он полностью устранит болевой синдром. Конечно, в данном случае пациенту лучше заплатить за импортную анестезию, отличающуюся минимумом побочных эффектов, высокой эффективностью и продолжительным временем воздействия.

Важно! В бесплатной медицине врачи часто применяют такие обезболивающие, как «Новокаин» и «Лидокаин». Эти препараты могут вызвать индивидуальную непереносимость, аллергическую реакцию и побочные эффекты (особенно у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и гипертонией, пожилых пациентов).

Если вы хотите качественно запломбировать зубы, то лучше доплатить за установку импортной пломбы из светоотверждаемых композитов. Во-первых, материал очень быстро застывает, значит, у пациента меньше ограничений после лечения. Во-вторых, реставрация смотрится красивее и натуральнее в сравнении с отечественными фосфат-цементами, силикатами и композитами. В-третьих, импортные материалы прослужат в несколько раз дольше, ведь они имеют высокую прочность и износостойкость.

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2024 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2024 – 2024 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.

С 2024 года появятся цифровые полисы ОМС

Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2024 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).

Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

  • методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

  • порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.

* * *

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *