Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль за поступлением налоговых платежей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
По результату предоставления деклараций может возникнуть несколько возможных ситуаций. К ним относят следующее:
- Выявление неточностей при исполнении налогового законодательства.
В этом случае руководитель уполномоченного органа может принять решение о продлении период проверки до трех месяцев. Могут быть запрошены дополнительные сведения, получены объяснения со стороны плательщика и так далее.
- Ошибки в налоговой декларации.
Это могут быть противоречия в сведениях, недочеты и прочее. В этом случае плательщику также направляется требование о предоставлении пояснений и уточнений. На это дается пять дней.
Также возможна подача уточненной декларации, это происходит в случаях, когда плательщик сам выявляет ошибки и желает изменить представленные ФНС РФ сведения.
Все оговорки должны быть обоснованными, поскольку несоответствие имеющихся сведений и переданных может расцениваться, как нарушение законодательства в части исчисления платежей и их уплаты.
- Выявление правонарушения.
Эта ситуация предусматривает наличие доказанного факта несоблюдения требований об исчислении и уплате налогов. По итогу такой проверки выносится акт (ст. 100 НК РФ), в котором обозначают сроки устранения нарушений, если такое возможно, а также мера ответственности.
Если надзорные мероприятия не выявили нарушений, то по результату проверки также составляется итоговый документ.
Статья 64. Налоговый контроль и формы его осуществления
Независимо от оснований, выездная проверка может быть одного из установленных законом видов:
- Плановая.
Этот вариант предусматривает проведение проверок согласно графику. Ежеквартально составляется план, на основании которого принимается решение.
- Внеплановая.
В этом случае требуется проведение проверки по инициативе каких-либо органов, например, правоохранительных.
- Комплексная.
Проверка предполагает анализ процессов начисления и уплаты всех налогов, которые обязано перечислять юридическое лицо.
- Тематическая.
В данном варианте проверке подлежат только отдельные виды налогов.
Подобная градация выступает еще одним отличительным признаком при сравнении выездной и камеральной проверки.
Второй вариант надзорных мероприятий опирается лишь на часть тех сведений, которые рассматриваются в ходе надзорных действий по месту нахождения плательщика.
Налоговый контроль предполагает выявление нарушений, соответственно, по его результатам должно быть вынесено какое-то решение. Когда у лица нет недочетов в процессе исчисления и уплаты налогов, то необходимости в данном документе нет. Если же нарушения выявлены, то инспекция должна определить степень их тяжести и меры ответственности.
При установлении факта несоблюдения налогового законодательства, ИФНС РФ может принять одно из следующих решений:
- привлечь виновное лицо к ответственности в соответствии с нормами НК РФ и КоАП РФ;
- освободить налогоплательщика от ответственности, даже если был определен состав конкретного правонарушения.
Выносится решение с учетом сведений из акта проверки, а также возражений, представленных налогоплательщиком.
На принятие решения дается десять дней. Тот же срок предусмотрен в дальнейшем для обжалования. Когда речь идет о выездной проверке, то допускается участие плательщика при рассмотрении материалов и подведении итогов. Директор юридического лица может присутствовать лично, либо привлечь представителя.
Дистанционный налоговый контроль проводится за один конкретный календарный год, что предусмотрено в ст. 105.26 НК РФ. На основании полученных документов инспекция проводит анализ рисков юридического лица и системы внутреннего контроля.
Это позволяет налоговой службе переходит к совместной оценке рисков, что происходит в несколько этапов:
- Плательщик раскрывает свои риски, путем их идентификации в системе внутреннего контроля. Далее информация передается на анализ в налоговый орган.
- Инспекция проводит оценку представленных сведений, после чего формирует план налогового мониторинга.
Если представленные организацией сведения не соответствуют тем, что уже имеются о ИФНС РФ, то юридическое лицо обязано предоставить пояснения и уточнения (в течение пяти дней), либо исправить недочеты (в течение десяти дней).
Удаленный вариант налогового контроля также предполагает свои формы реализации. Здесь перечень способов выявления нарушений ограничен.
В ходе мониторинга возможно следующее:
- потребовать предоставления дополнительных сведений;
- привлечь организацию для дачи пояснений;
- пригласить эксперта, специалиста или переводчик в целях всестороннего изучения документации.
По результатам мониторинга составляется мотивированное мнение должностного лица налоговой службы. Данный документ необходим в том случае, если установлен факт нарушения законодательства в части начисления и уплаты налогов.
Кроме того, организация может сама запросить мнение налоговой инспекции, если нарушений выявлено не было. В этом случае документ направляется в течение одного месяца с момента его составления.
В остальных ситуациях, при несоблюдении законодательства юридическим лицом, оно получит мнение не позднее чем через пять дней.
Контроль налоговых поступлений предполагает ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей и направлен на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативно-бухгалтерский учет осуществляется путем ведения лицевых счетов на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций и данные о фактическом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговый контроль: проведение налогового контроля в организации. Советы юриста
КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Одной из главных функций налоговых органов и органов налоговой полиции является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. С этой целью этим органам предоставлен ряд полномочий по контролю за совершением налогоплательщиками операций по банковским счетам и вкладам. Объем этих полномочий различен по отношению к налогоплательщикам-предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам-предпринимателям и налогоплательщикам — физическим лицам, не являющимся предпринимателями (в дальнейшем налогоплательщики — физические лица).
- Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
- Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
- CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
- Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
- Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
- Поступление денежных средств, в которых отправитель указывает то, что поступает оплата за какие-то услуги либо товары. На основании этого можно считать, что гражданин ведет незарегистрированную и незаконную предпринимательскую деятельность, и банк может заблокировать счет физического лица без права его дальнейшей разблокировки;
- Постоянное поступление на счет физического лица денежных средств кроме официального перевода оплаты труда;
- Частые поступления денег на карту от одного лица или нескольких лиц, снятие денег с карты постоянно и в течение одного операционного дня;
- Наличие признаков так называемых транзитных переводов, когда одно лицо сразу после зачисления денег переводит их другому лицу без каких-либо комментариев;
- В ряде других случаев, обозначенных перечнем законодательства Российской Федерации.
Ошибочно думать, что блокируют банки счета и налоговая обращает внимание только при больших транзакциях. Заинтересовать налоговые органы могут и небольшие транзакции, которые попадают под нарушение норм действующего законодательства.
В последнее время Центральный банк России разрабатывает и внедряет разнообразные правила и указания как для государственных, так и для коммерческих банковских организаций. Содержат письма и официальные предложения от ЦБ России преследуют только одну цель и это отслеживание всех переводов, с целью выявления незаконных переводов денежных средств.
В нашей стране возможность переводу денежных средств с дебетовой карты на карту в нашей стране появилась всего лишь пару лет назад и люди во всех городах стали активно пользоваться ей, игнорируя наличные деньги. Например, в Сбербанке было осуществлено переводов более, чем на 37 миллиардов рублей и сделаны они были физическими лицами. Представители ведущих банков России утверждают то, что физические лица не только активно открывают банковские счета, но и пользуются ими для безналичной оплаты товаров и услуг.
Но для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13% процентов. Нерезиденты платят налог в размере тридцати процентов.
Контроль за поступлением налоговых платежей
Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:
- способствование экономической государственной безопасности;
- участие в контроле формирования доходов государства;
- проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
- контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
- пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
- наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.
По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:
- факты нарушений Налогового кодекса РФ;
- недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
- несвоевременность уплаты необходимых сборов;
- неправильность исчисления необходимых выплат;
- несоответствие доходов и расходов проверяемого;
- ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).
Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.
ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.
Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:
- допрос;
- экспертиза;
- истребование документации.
Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.
Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:
- обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
- избранные допмероприятия (перечисление форм);
- сроки проведения (финальная дата).
Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.
Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.
Впервые, с выходом Федерального Закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ, в ст.82 НК РФ приведено понятие «налоговый контроль», а сама статья переименована, теперь она называется «Общие положения о налоговом контроле». Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 3 августа. N 31. Ст. 3824.
В современной научной литературе существует множество трактовок налогового контроля. Так, для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.
Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России
Ошибка: Гражданин был вызван в налоговую службу в качестве свидетеля. Он не явился без всяких на то оснований, просто проигнорировав уведомление.
Комментарий: Неявка в налоговую службу гражданина, получившего письменное уведомление о необходимости дачи свидетельских показаний, грозит ему наложением штрафа в размере 1000 рублей.
Ошибка: Гражданин, вызванный для дачи разъяснений относительно крупных сумм поступлений на его дебетовую карту, предоставил сотруднику ФНС ложные сведения об источники денежных средств.
Комментарий: За дачу ложных показаний налоговая служба вправе оштрафовать гражданина на 3000 рублей.
Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?
Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов – от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.
Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?
Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).
Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Можно выделить четыре формы налогового контроля:
- государственный налоговый учет;
- мониторинг и оперативный налоговый контроль;
- камеральный и выездной налоговый контроль;
- административно-налоговый контроль.
Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет; внесение изменений в учетные данные; снятие с учета.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК.
Таким образом, государственный налоговый учет в России осуществляется путем:
- учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;
- учет объектов налогообложения.
Тема 9. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.
- Совершенствование налогового администрирования НДС в интересах государства и налогоплательщиков 2018 / Смирнова Елена Валерьевна
- Налоговое администрирование НДС 2017 / Зотиков Николай Зотикович
- Фискальная роль налога на добавленную стоимость в налоговой политике государства 2019 / Харченко Валерия Игоревна
- Анализ практики и результатов использования автоматизированной системы контроля «НДС-2» 2017 / Пышкина Н.Л., Якушев М.Ф.
- Анализ практики и результатов использования автоматизированной системы контроля «НДС-2» 2018 / Пышкина Н.Л., Якушев М.Ф.
Письмом от 13.03.1998 Госналогслужбы России N СШ-6-07/175 и Фонда социального страхования N 02-08/04/454П «О действиях налоговых органов и исполнительных органов Фонда социального страхования по обеспечению перечисления страховых фондов на единый счет Фонда» предусмотрено следующее.
В случае выявления в ходе документальных проверок организаций — налогоплательщиков фактов неперечисления работодателями страховых взносов на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов налоговые органы отражают данное нарушение в акте проверки, а при получении сведений о таких фактах от исполнительных органов Фонда уведомляют налогоплательщика о его обязанности в тридцатидневный срок зарегистрироваться в исполнительном органе Фонда по месту нахождения и перечислять страховые взносы на единый счет Фонда. В случае если налогоплательщик не зарегистрируется в установленный в акте или в уведомлении срок, к нему применяются соответствующие финансовые санкции.
В свою очередь, исполнительные органы Фонда социального страхования в случае отказа организации — работодателя, уплачивающей взносы на социальное страхование в фонд при профобъединении или в другую организацию, от регистрации направляют сведения о таком факте в налоговый орган по месту нахождения работодателя.
Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги — как в абсолютном, так и в относительном выражении, — чем те, кто имеет более скромные доходы.
Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь за собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в силу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары первой необходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, а каждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги. Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет иметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом. Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены в соответствии с получаемым доходом.
Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности — во сколько именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо по сравнению со вторым ? Должен ли более богатый человек выплачивать в виде налогов ту же долю своего более большего дохода или большую ?
Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только лишь на предположениях и догадках.
ПРИНЦИП ПОЛУЧАЮЩИХ ПРЕИМУЩЕСТВА.
Этот принцип означает, что те, кто выигрывает от данной правительственной программы должны платить за их осуществление. Данный принцип прекрасно работает когда дело касается оплаты пользования автодорогой, пляжем, строительства моста и т.п. Но его применение имеет свои границы. «Например, разве честно предлагать семьям с низкими доходами или инвалидам самим оплачивать стоимость программ правительственной помощи неимущим?» Но цивилизованное общество обязано поддерживать такие семьи.
4. КОНТРОЛЬ ЗА УПЛАТОЙ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
На уровне страны.
Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации создана специальная служба — Департамент налоговой полиции, действующая на основании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита их сотрудников.
Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав:
· проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание;
· исполнять принятые судами решения;
· налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются как к административной, так и к уголовной и дисциплинарной ответственности.
9.1. Сущность и формы налогового контроля
- Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
- Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.
- Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
- Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
- CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.
Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.
При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.
Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.
Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.
Важно выделять и такие элементы налога, как:
- Налогоплательщики.
- Налоговая база.
- Объекты налогообложения.
- Налоговые льготы.
- Единицы налогообложения.
- Порядки исчисления.
- Налоговые ставки.
- Источники налога.
- Налоговые периоды.
- Порядки уплаты.
- Налоговые оклады.
- Сроки уплаты налогов.
Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:
- Прямые и косвенные.
- Аккордные и подоходные.
- Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.
Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового «пресса» на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.
Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.
Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.
Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем — количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.
Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.
Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.
Конкретные механизмы реализации данной социальной функции — страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:
- Доходов, которые не подлежат налогообложению.
- Налоговых стандартных вычетов.
- Профессиональных налоговых вычетов.
Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.
Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.
Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:
- Воспроизводственная.
- Стимулирующая.
- Дестимулирующая.
Разберем эти подкатегории детально.
Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.
Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.
Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.
Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:
- Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
- Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
- Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
- Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.
Согласно ст. 82 НК РФ Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах .
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.
К органам, осуществляющим контроль и надзор в области налогов и сборов относят:
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Таможенные органы. Таможенные платежи — неотъемлемая часть системы обязательных платежей, их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации [5].
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Органы внутренних дел.При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации, физического лица, орган внутренних дел в десятидневный срок со дня получения данных сведений направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Государственные внебюджетные фонды:
Вступление в действие Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (ред. от 25 ноября 2009 г., далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) устанавливает осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
9.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
проверки целевого использования налоговых льгот;
пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Виды налогового контроля:
1) В зависимости от времени проведения:
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.
2) В зависимости от субъекта:
органов внутренних дел;
3) В зависимости от места проведения:
выездной — в месте расположения налогоплательщика;
камеральный — по месту нахождения налогового органа.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.
НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:
Виды налогового контроля
Налоговый контроль по времени проведения
Налоговый контроль по способу проверки
Налоговый контроль по месту проведения
Налоговый контроль по периодичности
- текущий;
- предварительный;
- последующий
- сплошной;
- выборочный
- выездной;
- камеральный
- первичный;
- повторный
Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:
9.4. Камеральный и выездной налоговый контроль
Существуют следующие элементы контроля.
1) субъекты налогового контроля. Это
— с одной стороны налогоплательщики — юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:
1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).
2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).
3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.
4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.
5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).
О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 году».
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Неотъемлемой частью системы регулирования является контроль, цель которого заключается в вскрытии отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, в эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность применить корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Контроль позволяет не только оценивает правильность исполнения законодательных актов, но и понимать насколько эффективно существующее законодательство, и какие изменения надо внести.
Налоговый контроль представляет собой часть государственного финансового контроля. Так объектом налогового контроля являются экономические, распределительные отношения по поводу формирования финансовых ресурсов государства. Налоговый контроль ограничен сферой отношений, которые образуются в процессе уплаты налогов и сборов. К остальным составляющим государственного финансового контроля относятся также валютный, банковский, бюджетный и таможенный контроль. Сущность налогового контроля как одной из функций государственного управления заключается не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль представляет собой и систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства. Налоговый контроль определяется как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых нарушений, обеспечение поступлений налоговых платежей в бюджет всех уровней.
Без легальных форм развития бизнеса экономика любого государства не может нормально функционировать, а правительство не в состоянии собирать налоги. В современных условиях создание прочного финансового фундамента существования государства и общества в целом, успешная реализация реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, который призван обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Экономическое и социальное развитие любого современного государства во многом зависит от того, насколько развитой является система налогового контроля и налогообложения.
Налоговый контроль является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, который отличается полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, и уменьшением числа судебных разбирательств и жалоб на действия субъектов налогового контроля.
На сегодняшний день в российском законодательстве понятие налогового контроля закреплено в ст.82 Налогового Кодекса РФ. Согласно которой налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства o налогах и сборах.
Необходимо также отметить, что в этом определении не упомянули контроль за выполнением банками обязанностей по исполнению поручений налогоплательщиков и налоговых органов на перечисление налога в бюджетную систему. Однако в пп. l п. 11 ст. 31 HK РФ закреплено за должностными лицами налоговых органов право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение соответствующих обязанностей.
Налоговый контроль должен основываться на принципах определяющие организацию и эффективное осуществление самого контроля. Может выделить такие принципы как базовые, в которые входят принцип всеобщности, принцип единства, принцип гласности, принцип достоверности, и специфические, к которым можно отнести принцип эффективности, характеризующий соотношение затрат и экономических выгод. Принцип эффективности показывает экономическую целесообразность налогового контроля.
Цель налогового контроля состоит в проверке законности финансовой деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в сфере выполнения ими обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Также налоговый контроль должен стимулировать совершенствование налоговый системы, исключая или сводя нарушения налогового законодательства к минимальным показателям. Таким образом, обеспечивая эффективное социально-экономическое развития страны, которое невозможно без своевременного и полного поступления в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Задача налогового контроля заключается в деятельности по проверке, выявлению, фиксированию и устранению выявленных нарушений в сфере налогообложения и сборов. Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
— выявление отклонений (обнаружение фактов, указывающих на признаки возможного снижения налоговых доходов);
— анализ причин отклонений (исследование обстоятельств, определивших финансовые потери бюджетной системы, и установление фактов нарушения налогового законодательства);
— коррекция (восстановление налоговых обязательств в предусмотренной законом величине, принятие мер по возмещению причиненного ущерба бюджетам за счет доначисления налогов и пени, возврат излишне уплаченных сумм);
— превенция (выявление и минимизация негативного воздействия факторов, способствующих нарушениям налогового законодательства, осуществление профилактических мероприятий по предупреждению уклонения от уплаты налога);
— правоохрана (привлечение к ответственности лиц, виновных в налоговых правонарушениях).
9.5. Административно-налоговый контроль
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком самостоятельно, а также иных документов, которые имеются у налогового органа. Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.
С помощью камеральной налоговой проверки налоговые органы могут выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и привлечь к налоговой ответственности. Камеральные проверки проводятся с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа, что способствует большему числу проверок налогоплательщиков. Налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе намного больше чем должностных лиц налоговых органов проводящие налоговые проверки из-за этого невозможно физически проверить каждую представленную декларацию. Поэтому налоговым законодательством установлено что проведение камеральных проверок является правом налоговых органов, а не их обязанностью. Для того чтобы камеральные проверки были наиболее эффективными налоговые органы выбирают налоговые декларации для проверки по определенным основаниям:
— заявление налогоплательщиком налоговых вычетов или льгот;
— организация является крупнейшим налогоплательщиком;
— предоставление «нулевой» декларации.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган узнает больше о налогоплательщике, о его финансово-хозяйственной деятельности, и если во время проверки находит признаки использование схем уклонения от налога или признаки сомнительных сделок, то должностное лицо налогового органа рекомендует включение налогоплательщика в план выездных проверок.
Камеральная налоговая проверка начинается с момента предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчет) и проводиться в течение трех месяцев. Проводиться проверка без специального решения руководителя налогового органа, и уведомление о начале проверки проверяемому лицу не отправляется, что значительно упрощает процедуру проведения проверки.
Во время проведения проверки должностное лицо налогового органа должен:
— проверить правильность оформления представленных документов
— проверить правильность исчисления налоговой базы и обоснованность применения налоговых ставок и льгот (вычетов)
— провести проверку и сопоставить показатели предоставленной налоговой декларации с декларацией предыдущего налогового (отчетного) периода;
— провести взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим налогам и бухгалтерской отчетности;
— проанализировать всю информацию имеющиеся у налогового органа и на основе этого проверить достоверность представленной налоговой декларации.
Для проверки и документального подтверждения фактов совершения нарушений законодательства о налогах и сборах должностное лицо налогового органа проводящее проверку в процессе камеральной проверки проводит мероприятия налогового контроля (схема 1).
С 1 января 2015 года вступило в действие новый раздел V.2 НК РФ «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» согласно которому налогоплательщикам предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля – налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг – одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками. Его предметом является проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.
Для того чтобы провели налоговые органы налоговый мониторинг налогоплательщик должен подать заявление о проведение мониторинга по месту нахождения организации (крупнейшие налогоплательщики – по месту учета). Но не все налогоплательщики могут перейти на налоговый мониторинг. Для того чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении мониторинга налогоплательщик должен соответствовать некоторым критериям (таблица 2)
Таблица 2. Критерии для проведения налогового мониторинга
№ п/п | Критерии | Размер ограничения |
1 | совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых за предыдущий год (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) | не менее 300 миллионов рублей |
2 | суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предыдущий год | не менее 3 миллиардов рублей |
3 | совокупная стоимость активов на последний день предыдущего года | не менее 3 миллиардов рублей |
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация подала заявление о его проведении. Мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, а заканчивается 1 октября следующего года. Поэтому организациям нужно будет ежегодно подавать заявление о проведении налогового мониторинга на следующий год, если она решит прибегнуть к этой процедуре.
На основании заявления руководитель налогового органа выносить решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в проведении. Решение направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.
Особенностью налогового мониторинга является то, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета. То есть инспекция в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. При этом если налогоплательщик не предоставляет систематически документы или предоставляет не достоверную информацию налоговый орган досрочно прекращает мониторинг и уведомляет об этом налогоплательщика в течение 10 дней.
Основными преимуществами налогового мониторинга являются:
1) Налоговые органы не имеют право проводить камеральные и выездные проверки в течение проведения мониторинга, что значительно уменьшит количество налоговых мероприятий, проводимых в отношении налогоплательщика. Но если организация подала декларации по НДС и акцизам с суммой налога к возмещению или уточненную декларацию, в которой указана уменьшенная сумма налога к уплате или не выполнение мотивированного мнения налогового органа, то налоговые органы могут провести камеральные и выездные поверки.
2) При выявлении налоговым органом противоречия или несоответствия между документами, представленными налогоплательщиком и сведениями, которые имеются у налогового органа, то налогоплательщику предоставляется возможность устранить их. Для этого налогоплательщик предоставляет необходимые пояснения или вносит соответствующие исправления.
3) В случае возникновения сомнений или неясности по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов у организации, он может обратиться в инспекцию и запросить мотивированное мнение по интересующей ей ситуации. По указанной ситуации организация может изложить свое мнение в запросе о предоставлении мотивированного мнения. В мотивированном мнении будет отражена соответствующая позиция налогового органа.
При этом выполнение мотивированного мнения налогового органа в данном случае гарантирует налогоплательщику не начисление пеней и штрафов, даже если впоследствии у организации в результате его выполнения возникает недоимка. Исключение составляют случаи, когда мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией.
Если налогоплательщик не согласен с позицией налогового органа по данной ситуации, то организация отправляет разногласии в налоговый орган, который предоставил это мотивированное мнение. И налогоплательщик получает право на взаимосогласительную процедуру. Результатом такой процедуры будет либо изменение мотивированного мнения, либо оставление его без изменения.
Мониторинг является новой формой налогового контроля, которая значительно отличается от камеральных и выездных проверок, так как целью мониторинга в первую очередь является предупреждение и профилактика налоговых правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности путем установления сотрудничества между налоговыми органами и налогоплательщиками. Новая форма контроля позволяет налоговым органам следить и контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах субъектами предпринимательской деятельности.
Федеральный налоговый орган и его подразделения на местах осуществляют работу по надзору и контролируют соблюдение НК, своевременность уплаты налогов и сборов, правильность их исчисления и законностью использования льготных режимов. ФНС относится к исполнительной ветви власти уполномоченной осуществлять регистрацию налогоплательщиков в качестве ИП или юридических лиц, фермерских хозяйств. Ее функцией также является контроль за взысканием налогов с физических лиц и имущества, представление интересов государства в суде в делах о взысканиях налогов и штрафов, а также в делах о банкротстве.
Находится ФНС в подчинении Министерству финансов России, и реализовывает свои полномочия через региональные и территориальные подразделения, в чьи обязанности входит проведение таких мероприятий:
- обеспечивают налоговые сборы и поступления в бюджеты РФ;
- производит возврат излишне взысканных налогов;
- ведут учет налогоплательщиков, контролируют правильность начисления платежей гражданами и организациями, следит за своевременным поступлением платежей в соответствующий бюджет;
- проводят проверку налогоплательщиков;
- контролируют своевременность подачи плательщиками деклараций, балансов и бухгалтерских отчетов, связанных с уплатой платежей в бюджет;
- ежемесячно подают органам Федерального казначейства и финансовым органам и сведения о суммах поступивших налогов и других бюджетных платежей.
Налоговым контролем называется ряд мероприятий направленных на реализацию налогового права, отслеживание законности, полноты и своевременности поступления налогов и сборов, профилактику и предотвращение нарушений Налогового кодекса. Налоговый контроль осуществляется в масштабах государства и реализуется по отношению ко всем налогоплательщикам, зарегистрированным в РФ.
Данный вид контроля можно рассматривать с разных точек зрения:
- Организационной – которая подразумевает избрание формы надзора и ее объектов и субъектов.
- Методической – подразумевает выбор способа осуществления контроля.
- Технической – методы и приемы контроля, их последовательность и пр.
Цель налогового надзора заключается в создании условий и инструментов при реализации которых количество не соблюдений налогового права или его нарушений, со стороны налогоплательщиков и налоговых агентов, будут сведено к минимуму. Осуществляют налоговый контроль уполномоченные государственные налоговые органы и подразделения.