Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 219 нк рф социальные налоговые вычеты с комментариями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В статье 219 НК РФ идет речь о социальных налоговых вычетах.
Налогоплательщику предоставляются социальные налоговые вычеты в тех случаях, когда он несет расходы, которые связаны с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.
Подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 30.12.2013 N 03-04-08/58234 разъясняется, что указанный в комментируемом подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.
Таким образом, правом на получение социального налогового вычета могут пользоваться физические лица, оказывающие благотворительную помощь через организации, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение указанного социального налогового вычета в случае осуществления пожертвований в натуральной форме.
Важно!
Обращаем внимание, что перечень субъектов, которые в праве получить социальный вычет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ закреплен в этом же подпункте, данный перечень является закрытым.
Анализируя подпункт 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, официальный орган заметил, что данным положением определен конкретный перечень лиц, сумма расходов на обучение которых уменьшает у налогоплательщика налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Предоставление социального налогового вычета при оплате обучения за супругов действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Вместе с тем при подготовке поправок в статье 219 НК РФ вопрос о предоставлении социального налогового вычета налогоплательщикам-супругам в сумме, уплаченной за обучение супруги (супруга), может быть рассмотрен (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/7-208).
В письме от 28.03.2011 N 03-04-05/7-193 Минфин России пояснил, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, без ограничения по форме обучения налогоплательщика, а также право налогоплательщика-родителя на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей, с ограничением по форме обучения детей (очная форма).
Таким образом, налогоплательщик-родитель вправе получить социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ, только при наличии в договоре с учебным заведением записи, подтверждающей очную форму обучения его ребенка, или при представлении справки образовательного учреждения, содержащей данные о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме.
В письме Минфина России от 28.10.2013 N 03-04-05/45702 указывается, что налогоплательщик-родитель имеет право на получение социального налогового вычета в сумме расходов на обучение своего ребенка только в том случае, если все документы, подтверждающие его фактические расходы, оформлены на самого родителя.
В письме Минфина России от 13.09.2013 N 03-04-05/37885 разъясняется, что подтверждающими документами, в частности, могут являться:
— договор или иной документ с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;
— копия лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) заведения, если в договоре на обучение отсутствует ссылка на лицензию;
— платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовой техники, платежные поручения, банковские выписки и иные документы), подтверждающие оплату за обучение.
Как указал налоговый орган, налогоплательщик-родитель, на которого оформлен договор с учебным заведением и платежные документы, не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в связи с тем, что ребенок обучался по вечерней форме обучения (см. письмо от 31.12.2010 N 20-14/4/[email protected]).
В письме от 20.10.2010 N 03-04-05/5-632 Минфин России пояснил, что социальный налоговый вычет налогоплательщику-родителю, оплатившему обучение своего ребенка по очно-заочной форме обучения в высшем учебном заведении, не предоставляется.
Важно!
Обращаем внимание, что право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры). Данной позиции придерживаются также официальные органы.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 01.04.2014 N 03-04-05/14375 разъясняется, что право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры).
Статья 219. Социальные налоговые вычеты
- Решение Верховного суда: Решение N АКПИ12-487, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Согласно абзацу 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности…
- Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ11-1422, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Суммы фактически произведенных расходов за счет средств налогоплательщика учитываются налоговыми органами при определении сумм социального налогового вычета в соответствии со статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №201. Дорофеев А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Приказа недействующим со дня принятия, ссылаясь на его противоречие Налоговому кодексу Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ15-19, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация …
- Что такое вычеты
- Типы вычетов
- Изменения в вычетах с 2024 года
- Имущественные вычеты
- Стандартные налоговые вычеты
- Социальные налоговые вычеты
- Инвестиционные налоговые вычеты
- Профессиональные налоговые вычеты
Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты (действующая редакция)
Договором пожертвования, заключенным между жертвователем и некоммерческой организацией, или завещанием может быть предусмотрена передача для пополнения сформированного целевого капитала ценных бумаг, соответствующих установленным законом критериям, и (или) недвижимого имущества в соответствии с условиями договора пожертвования или завещанием.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости медицинских услуг и приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) уплата страховых взносов не были произведены за счет средств работодателей;
В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
В случае если договор добровольного медицинского страхования заключен между страховой организацией и работодателем (организацией) в пользу работников, но удержание страховых взносов производится из заработной платы работников, налогоплательщик также вправе реализовать свое право на получение указанного налогового вычета.
Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте — налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов.
В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФльгота в виде социального вычета в большинстве случаев может быть заявлена при подаче налоговой декларации за отчетный период. При этом при обращении к работодателю вычеты по расходам на лечение и обучение, а также связанные с уплатой пенсионных (страховых) платежей в негосударственные фонды могут быть использованы раньше.
Статья 219 НК РФ позволяет отнести к социальным вычетам, на которые уменьшается уплачиваемый НДФЛ, пенсионные взносы, а также страховые взносы по добровольному страхованию жизни. Причем речь идет о взносах, уплачиваемых в негосударственные пенсионные фонды, и что немаловажно, о части платежей, направляемых на накопительную часть пенсии. Данные права определены в подп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 872-О
Что же касается подпункта 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего ряд случаев предоставления социального налогового вычета, в том числе при заключении договора добровольного страхования жизни, то он, будучи направленным на предоставление налогоплательщику налога на доходы физических лиц льготы при заключении определенного договора страхования, также не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщика.
Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2018 N 301-КГ18-1635 по делу N А43-15294/2016
Рассматривая спор в обжалуемой заявителем части, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 20, 112, 114, 143, 169, 171, 172, 210, 219, 246, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правовой позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия оспоренного решения, с чем согласился суд округа.
- Письмо Минфина России от 25.03.2021 N 02-05-10/21496 «О Приказе Минфина России от 05.03.2021 N 33н»
- Информация Роструда «Обратиться за субсидией при найме работодатели могут через портал «Работа в России»
- Информационное сообщение Банка России «Информация о признании Банком России кредитных организаций значимыми на рынке платежных услуг»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2021 N 735-р «Об установлении срока утверждения проектной документации в отношении объекта капитального строительства»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2021 N 736-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 24.10.2014 N 2116-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2021 N 725-р «Об установлении срока утверждения проектной документации в отношении объектов капитального строительства»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2021 N 718-р «О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2024 году бюджетных ассигнований Минфину России, Минстрою России, Минпросвещения России и Минздраву России»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2021 N 728-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2021 N 348-р»
- Письмо Минфина России N 02-06-07/21091, Казначейства России N 07-04-05/02-6050 от 23.03.2021 «О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении в 2024 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета и сроках представления такой отчетности»
- Письмо ФНС России от 23.03.2021 N БС-4-11/[email protected] «О контрольных соотношениях показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утвержденной приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/[email protected]»
При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов: (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ)
пп.1 в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:
благотворительным организациям;
социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, предельный размер вычета, установленный настоящим абзацем, может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Указанным законом субъекта Российской Федерации также могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере. (В редакции Федерального закона от 27.11.2018 № 426-ФЗ)
При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования;
(Подпункт в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ)
пп.2 в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). (В редакции Федеральных законов от 24.07.2007 № 216-ФЗ; от 27.11.2017 № 346-ФЗ)
Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. (Абзац введен — Федеральный закон от 06.05.2003 № 51-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 № 216-ФЗ; от 27.11.2017 № 346-ФЗ)
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а такж�� представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 346-ФЗ)
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте — налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов. (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 403-ФЗ)
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта. (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 403-ФЗ)
В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 403-ФЗ)
В случае, если в течение налогового периода социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставлены налогоплательщику в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщик имеет право на их получение в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта. (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 403-ФЗ)
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением социального налогового вычета в размере расходов на уплату страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни), могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем. (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 403-ФЗ)
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 — 6 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» либо по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте. (В редакции Федеральных законов от 03.07.2016 № 251-ФЗ; от 30.11.2016 № 403-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 85-ФЗ)
Как известно, налоговые вычеты подразумевают возврат определенной части подоходного налога физическому лицу, который оплатил его несколько ранее, и делятся на четыре различных типа – стандартный, имущественный, социальный и профессиональный.
Социальные вычеты, предоставленные налоговым агентом, это выдача некой денежной компенсации для налогоплательщика, который был вынужден потратиться на общественные расходы. Например, если физическое лицо внесло материальные средства на реконструкцию храма, то по закону ему полагается возврат определенной части от данного пожертвования.
ВАЖНО! Обращаем внимание на то, что воспользоваться налоговой скидкой социального характера могут только те люди, которые со всех источников своей прибыли вовремя отдавали НДФЛ в полном объеме – 13% от дохода.
Всем претендентам на получение вычета необходимо учитывать то обстоятельство, что вернуть налог можно не сразу, а только в следующем году, который наступит после года оплаты социальных услуг.
Однако если физическое лицо по каким-либо причинам хочет получить денежную компенсацию как можно быстрее, то осуществление данного процесса вполне возможно. Для этого нужно составить соответствующее заявление на имя работодателя, приложить к нему требуемую для вычета документацию и дождаться положительного ответа.
В случае отказа от преждевременного возврата НДФЛ получить вычет можно только в следующем году и уже не через работодателя, а через сотрудников налоговой инспекции.
Порядок предоставления социальных налоговых вычетов регулируется статьей 219 Налогового кодекса РФ. Закон предусматривает следующие виды налоговых вычетов:
- на благотворительность;
- на лечение;
- на обучение.
Рассмотрим подробно, как налогоплательщик может получить каждый из указанных вычетов.
Каждое физическое лицо, заплатившее за собственную учебу либо образование родственников, имеет право на возврат до 13% от суммы понесенных расходов. Однако для налоговой скидки подобного рода налоговым законодательством установлен определенный лимит – 120 000 рублей. Это значит, что наибольшая денежная компенсация за обучение не может превышать 15 600 рублей (поскольку это 13% от максимального предела).
В 2024 году статья 219 НК РФ о стандартных налоговых вычетах ничего не говорит. Однако налоговым законодательством все же подразумевается начисление стандартных денежных компенсаций за обучение детей. Поскольку за обеспечение детей начисляют стандартные налоговые скидки, а за их учебу социальные, то эти два понятия немного смешиваются в одно.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ физлицо может уменьшить свои обязательства по уплате налога с полученных доходов на сумму потраченных на оплату обучения средств. Ведь фактически произведенные затраты на очное обучение в вузе (свое либо несовершеннолетних детей, не достигших 24-летнего возраста) относятся к социальным вычетам.
Но есть ряд ситуаций, когда платежи за обучение нельзя учесть при расчете НДФЛ. Кроме отсутствия подтверждающих оплату документов, есть еще ряд нюансов, из-за которых социальный вычет налогоплательщику будет не доступен:
1. Если студент обучается на заочной форме по контракту, то оплативший обучение родитель не имеет права на социальный вычет. Основанием служит то, что, как уже говорилось выше, вычет предоставляется родителям детей, учащихся лишь на очной форме.
Однако если студент работает, а договор с учебным заведением составлен на его имя, тогда платежи за обучение он может использовать сам как социальные вычеты для уменьшения размера удерживаемого НДФЛ из зарплаты.
В том случае, если мать оплатила обучение ребенка от своего имени, единственной возможностью для студента использовать социальный вычет будет наличие доверенности, оформленной на мать, с предоставлением права вносить деньги ребенка в качестве оплаты за обучение.
2. Если родитель оплачивает очное обучение в вузе за не достигшего 24-летнего возраста ребенка, но при этом ребенок женился/вышел замуж, то родитель лишается права на социальные вычеты в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Всё дело в том, что, вступив в законный брак, ребенок обретает не только право-, но и дееспособность. А значит, родитель уже не является законным представителем вступившего в брак ребенка и, соответственно, лишается права на соцвычеты. Такая же ситуация может возникнуть, когда у ребенка появились собственные дети без вступления в законный брак.
3. Если родитель оплачивает обучение ребенка, который учится в вузе очно, но договор оформлен на ребенка, родитель будет иметь право на соцвычет при наличии платежных документов. Важно, чтобы в квитанциях в качестве плательщика был указан родитель, ведь именно платежные документы, а не договор, являются основанием для применения вычета. Подробнее см. «Квитанция оформлена на ребенка: соцвычет родителю не получить?».
Однако важно, чтобы вуз имел лицензию на предоставление образовательных услуг либо иной документ, подтверждающий статус учебного учреждения. Кроме того, родитель сможет воспользоваться вычетом лишь в размере, не превышающем 50 000 руб. за 1 ребенка за налоговый период для уплаты НДФЛ. При этом если оба родителя претендуют на соцвычет по оплате за обучение ребенка, предельное ограничение по сумме распространяется на обоих.
4. Если ребенок решил продолжить обучение в магистратуре, смогут ли родители воспользоваться правом на вычет?
Когда ребенку исполнится 24 года, а он продолжит очное обучение в вузе, родители потеряют возможность воспользоваться соцвычетом.
Сохранить права на соцвычет можно, если платежи за обучение будет производить сам ребенок. При его трудоустройстве и уплате НДФЛ у него будет 3 года для обращения за получением соцвычета в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ.
5. Полагается ли социальный вычет с сумм, потраченных на приобретение учебных пособий во время обучения в образовательном учреждении?
Средства, затрачиваемые на приобретение учебных материалов, нельзя отнести к фактической оплате за обучение, поэтому их нельзя применять как соцвычет при расчете НДФЛ.
6. Сохраняется ли право на налоговый вычет, если оплата за обучение ребенка была произведена из материнского капитала?
Нет, воспользоваться социальным вычетом в этом случае нельзя. Такой запрет прямо прописан в Налоговом кодексе.
7. Может ли сестра воспользоваться социальным вычетом при оплате ею обучения своего не достигшего 24-летия брата?
Да, может, но в том случае, если брат учится очно в учебном заведении с лицензией.
Для уменьшения налогооблагаемой базы при расчете НДФЛ можно использовать социальный вычет:
1. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ расходы на уплату страховки по договору ДМС могут быть использованы в качестве соцвычетов. При этом добровольная страховка может быть оформлена как на самого налогоплательщика, так и на его не достигших совершеннолетия детей, супруга/супругу и/или родителей.
Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен предъявить доказательство самостоятельной уплаты страховых взносов. Кроме того, страховщик должен иметь лицензию на деятельность, связанную с оплатой медицинских услуг.
Подробнее о добровольном медстраховании читайте в нашей статье «По платежам на ДМС можно получить социальный вычет».
2. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ к соцвычетам также относится оплата страховок по договорам пенсионного негосударственного добровольного страхования и взносов по договорам страхования жизни, оформленных как в пользу самого налогоплательщика, так и членов его семьи и родителей. Обязательным условием является срок договора не меньше 5-летнего. Размер соцвычета ограничен 120 000 руб.
Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты
Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» () Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2014 год
В статье 219 НК РФ идет речь о социальных налоговых вычетах.
Налогоплательщику предоставляются социальные налоговые вычеты в тех случаях, когда он несет расходы, которые связаны с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.
Подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 30.12.2013 N 03-04-08/58234 разъясняется, что указанный в комментируемом подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.
Таким образом, правом на получение социального налогового вычета могут пользоваться физические лица, оказывающие благотворительную помощь через организации, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение указанного социального налогового вычета в случае осуществления пожертвований в натуральной форме.
Важно!
Обращаем внимание, что перечень субъектов, которые в праве получить социальный вычет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ закреплен в этом же подпункте, данный перечень является закрытым.
Анализируя подпункт 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, официальный орган заметил, что данным положением определен конкретный перечень лиц, сумма расходов на обучение которых уменьшает у налогоплательщика налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Предоставление социального налогового вычета при оплате обучения за супругов действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Вместе с тем при подготовке поправок в статье 219 НК РФ вопрос о предоставлении социального налогового вычета налогоплательщикам-супругам в сумме, уплаченной за обучение супруги (супруга), может быть рассмотрен (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/7-208).
В письме от 28.03.2011 N 03-04-05/7-193 Минфин России пояснил, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, без ограничения по форме обучения налогоплательщика, а также право налогоплательщика-родителя на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей, с ограничением по форме обучения детей (очная форма).
Таким образом, налогоплательщик-родитель вправе получить социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ, только при наличии в договоре с учебным заведением записи, подтверждающей очную форму обучения его ребенка, или при представлении справки образовательного учреждения, содержащей данные о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме.
В письме Минфина России от 28.10.2013 N 03-04-05/45702 указывается, что налогоплательщик-родитель имеет право на получение социального налогового вычета в сумме расходов на обучение своего ребенка только в том случае, если все документы, подтверждающие его фактические расходы, оформлены на самого родителя.
В письме Минфина России от 13.09.2013 N 03-04-05/37885 разъясняется, что подтверждающими документами, в частности, могут являться:
— договор или иной документ с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;
— копия лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) заведения, если в договоре на обучение отсутствует ссылка на лицензию;
— платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовой техники, платежные поручения, банковские выписки и иные документы), подтверждающие оплату за обучение.
Как указал налоговый орган, налогоплательщик-родитель, на которого оформлен договор с учебным заведением и платежные документы, не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в связи с тем, что ребенок обучался по вечерней форме обучения (см. письмо от 31.12.2010 N 20-14/4/[email protected]).
В письме от 20.10.2010 N 03-04-05/5-632 Минфин России пояснил, что социальный налоговый вычет налогоплательщику-родителю, оплатившему обучение своего ребенка по очно-заочной форме обучения в высшем учебном заведении, не предоставляется.
Важно!
Обращаем внимание, что право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры). Данной позиции придерживаются также официальные органы.
Официальная позиция.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период»
-
Федеральный закон от 17.06.2019 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2020)
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Все документы >>>
Ст. 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты
-
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 24.02.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
-
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 24.02.2021)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021)
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311
«О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»
-
Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408
«О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию
«О бюджетной политике на 2002 год»
Все документы >>>
-
социальные налоговые вычеты, предусмотренные п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, предоставляются по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком;
-
социальные налоговые вычеты на обучение и на лечение, предусмотренные пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, могут быть предоставлены до окончания налогового периода при обращении с письменным заявлением к налоговому агенту, право на получение которых должно быть подтверждено налоговым органом.
Для чего налогоплательщик предварительно должен направить в налоговый орган письменное заявление и документы, подтверждающие право на получение указанных социальных налоговых вычетов;
-
социальные налоговые вычеты на пенсионное обеспечение (страхование) и на накопительную пенсию, предусмотренные пп. 4 и пп. 5 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, могут быть предоставлены до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее 5 лет) и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.
Социальные налоговые вычеты по суммам, перечисляемым в виде пожертвований:
-
социальный налоговый вычет по суммам доходов, перечисляемых в виде пожертвований.
(пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)
Социальный налоговый вычет по суммам доходов, перечисляемых в виде пожертвований
Уплаченная сумма
В сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:
-
благотворительным организациям;
-
социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях;
-
некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
-
религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
-
некоммерческим организациям на формирование и (или) пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Размер налогового вычета
В размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению
Период предоставления налогового вычета
Налоговый вычет предоставляется за налоговый период
-
Ст 219 Нк Рф С Изменениями На 2024 Год С Комментариями
Социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за медицинские услуги:
-
социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиком за медицинские услуги;
(абз. 1, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)
-
социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиком по дорогостоящим видам лечения;
(абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)
-
условия предоставления социального налогового вычета по суммам, уплаченным за медицинские услуги.
(абз. 5, абз. 6 пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ).
Социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиком за медицинские услуги
Уплаченная сумма
В сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность:
-
налогоплательщику;
-
его супругу (супруге);
-
родителям;
-
детям (в т.ч. усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством РФ);
-
в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
В сумме страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде:
-
по договорам добровольного личного страхования;
-
по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в т.ч. усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.
Размер налогового вычета
Общая сумма налогового вычета принимается в сумме фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде (за исключением расходов на обучение детей и расходов на дорогостоящее лечение)
Внимание! В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов по социальным налоговым вычетам, предусмотренным пп. 2, пп. 3, пп. 4, пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета — 120 000 руб.
Социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиком по дорогостоящим видам лечения
Сумма налогового вычета
В размере фактически произведенных расходов по дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность. Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.
Размер налогового вычета
В размере фактически произведенных расходов
Условия предоставления социального налогового вычета по суммам, уплаченным за медицинские услуги
Условия предоставления налогового вычета
Налоговый вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются:
-
в медицинских организациях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ;
-
у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ
-
при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.
Условия отказа в налоговом вычете
Налоговый вычет не предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости медицинских услуг и приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) уплата страховых взносов были произведены за счет средств работодателей
Период предоставления налогового вычета
Налоговый вычет предоставляется за налоговый период
-
-
социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиком по страхованию;
(пп. 4, пп. 5 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)
-
условия предоставления социального налогового вычета по суммам, уплаченным по страхованию.
(абз. 2 пп. 4, абз. 2 пп. 5 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ).
-
пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством);
-
и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством);
-
и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее 5 лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством);
- дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
-
негосударственному пенсионному обеспечению;
-
и (или) добровольному пенсионному страхованию;
-
и (или) добровольному страхованию жизни;
-
уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной Приказом России от 02.12.2008 N ММ-3-3/[email protected]
- Урок 34. Виды социальных налоговых вычетов с 1 января 2020 года
- Урок 36. Как получить социальный налоговый вычет на обучение
- Урок 37. Процесс получения социального налогового вычета на обучение: Пошаговая инструкция
- Урок 38. Как получить социальный налоговый вычет на обучение детей
- Урок 39. Социальный налоговый вычет по расходам на лечение и приобретение медикаментов в 2018 году
- предприятия, основные виды деятельности которых соответствуют указанным в пп. 5 ч. 1 ст. 427 НКРФ, применяющие УСН;
- аптечные организации и ИП, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, — в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, выбравшие систему налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- ИП, применяющие патентную систему налогообложения, — в отношении выплат в пользу физлиц, непосредственно участвующих в осуществлении деятельности, соответствующей виду экономической деятельности, указанному в патенте (за исключением ИП, осуществляющих виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 — 48 п. 2 ст. 346.43 Кодекса).
- помощь благотворительным или религиозным организациям;
- пожертвования НКО, которые осуществляют деятельность в социально-ориентированной сфере, в области науки, спорта (кроме профессионального), образования, здравоохранения или культуры (в том числе и физической);
- взносы в НКО для пополнения целевого капитала.
Социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным по пенсионному обеспечению и страхованию:
Социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиком по пенсионному обеспечению и страхованию |
|
Уплаченная сумма |
1. В сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде: 2. В сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде: |
Размер налогового вычета |
Общая сумма социального налогового вычета принимается в сумме фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде (за исключением расходов на обучение детей и расходов на дорогостоящее лечение) |
Внимание! В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов по социальным налоговым вычетам, предусмотренным пп. 2, пп. 3, пп. 4, пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета — 120 000 руб. |
Условия предоставления социального налогового вычета по суммам, уплаченным по пенсионному обеспечению и страхованию |
|
Условия предоставления налогового вычета |
При представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по: |
Период предоставления налогового вычета |
Социальный налоговый вычет предоставляется за налоговый период |
Договором пожертвования, заключенным между жертвователем и некоммерческой организацией, или завещанием может быть предусмотрена передача для пополнения сформированного целевого капитала ценных бумаг, соответствующих установленным законом критериям, и (или) недвижимого имущества в соответствии с условиями договора пожертвования или завещанием.
В соответствии с Инструкцией по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг данная справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика и выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, оказанных ему лично, его супруге (супругу), родителям, детям в возрасте до 18 лет.
Пониженные тарифы страховых взносов также не вправе применять с 01.01.2021г. плательщики, указанные в пунктах 5, 6 и 9 ч. 1 ст. 427 НК РФ по тем же основаниям. В эту группу попадают организации социальной сферы и бытового обслуживания, представители малого и среднего бизнес, выбравшие упрощенные режимы налогообложения.
Упомянутый Закон идет дальше комментируемой статьи. Если она предусматривает всего лишь, что право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации, то Федеральный закон устанавливает обязанность соответствующего лица осуществить эту регистрацию. Он предусматривает, что если правоустанавливающие документы оформлены после его введения в действие, то государственная регистрация является обязательной (п. 2 ст. 6). В случае объекта незавершенного строительства такая обязанность не является абсолютной, поскольку его государственная регистрация вообще производится лишь в случае необходимости совершения сделки с этим объектом.
Правда, упомянутый Закон частично затрагивает и вопрос о недвижимости, создание которой не закончено. Он называет ее несколько неодобрительно объектом незавершенного строительства, что, видимо, восходит к госстроевской терминологии советского периода. Важно, однако, что Закон не содержит твердых критериев, на основе которых должен решаться вопрос о государственной регистрации. Установлено лишь, что она производится «в случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства» (п. 2 ст. 25). Закон оставляет открытым, когда возникает такая необходимость и кто должен определить ее наличие. Все это не содействует установлению необходимой стабильности в сфере прежде всего капитального строительства.
Вычеты сумм налога, указанных в пункте 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании документа (чека) для компенсации суммы налога при наличии на нем отметки таможенного органа Российской Федерации, подтверждающей вывоз товаров физическим лицом — гражданином иностранного государства, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и при условии, что указанному физическому лицу была осуществлена компенсация суммы налога.
По ставке 13% облагается большинство получаемых налогоплательщиками доходов (заработная плата и иные выплаты в качестве оплаты труда, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и т.д.). По этой же ставке облагаются доходы, полученные индивидуальными предпринимателями (не использующими специальные налоговые режимы), а также частными нотариусами и лицами, занимающимися частной практикой. Для некоторых доходов установлены специальные налоговые ставки: 35%, 30% и 9%.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением социального налогового вычета в размере расходов на уплату страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни), могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.
5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта.
При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования;
Социальные налоговые вычеты на лечение и обучение — статья 219 НК
Каждое физическое лицо, заплатившее за собственную учебу либо образование родственников, имеет право на возврат до 13% от суммы понесенных расходов. Однако для налоговой скидки подобного рода налоговым законодательством установлен определенный лимит – 120 000 рублей. Это значит, что наибольшая денежная компенсация за обучение не может превышать 15 600 рублей (поскольку это 13% от максимального предела).
В 2017 году статья 219 НК РФ о стандартных налоговых вычетах ничего не говорит. Однако налоговым законодательством все же подразумевается начисление стандартных денежных компенсаций за обучение детей. Поскольку за обеспечение детей начисляют стандартные налоговые скидки, а за их учебу социальные, то эти два понятия немного смешиваются в одно.
Если у вас остались вопросы по статье 219 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
За счет социальных налоговых вычетов физлица-налогоплательщики могут снизить свой налог на доходы. Пределом для некоторых расходов, которые подпадают под социальный вычет, является сумма в 120 000 руб. А по другим расходам, касающимся, например, покупки дорогостоящих лекарств и оплаты таких же дорогих медуслуг, лимита не существует.
О том, в течение какого периода возможно использование социального вычета, читайте в материале «Остаток соцвычета ”на лечение” нельзя перенести на следующий год».
В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФльгота в виде социального вычета в большинстве случаев может быть заявлена при подаче налоговой декларации за отчетный период. При этом при обращении к работодателю вычеты по расходам на лечение и обучение, а также связанные с уплатой пенсионных (страховых) платежей в негосударственные фонды могут быть использованы раньше.
Для того чтобы заявить о своем праве на соцвычет по ст. 219 НК, налогоплательщику необходимо иметь соответствующие документы, доказывающие факт уплаты денежных средств. Эти документы впоследствии могут быть затребованы налоговым инспектором при проверке обоснованности использования права на вычет. При обращении к налоговому агенту налогоплательщику иногда потребуется выбрать, какой из имеющихся социальных вычетов он будет использовать, если таких расходов, подпадающих под вычет, несколько, и они не вписываются в установленный лимит.
Подробнее о каждом из видов соцвычетов читайте в статье «Социальные налоговые вычеты по НДФЛ в 2017 году (нюансы)».
Теперь следует разобраться в том, какие именно расходы могут быть использованы налогоплательщиком при предъявлении права на налоговый вычет. Важно, чтобы они были обоснованными и надлежащим образом подтвержденными.
Статья 219 НК РФ позволяет отнести к социальным вычетам, на которые уменьшается уплачиваемый НДФЛ, пенсионные взносы, а также страховые взносы по добровольному страхованию жизни. Причем речь идет о взносах, уплачиваемых в негосударственные пенсионные фонды, и что немаловажно, о части платежей, направляемых на накопительную часть пенсии. Данные права определены в подп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Кроме того, в качестве соцвычетов можно использовать и пенсионные платежи, сделанные налогоплательщиком в пользу ближайших родственников либо членов семьи. Сюда же можно включить пенсионные платежи, сделанные за бабушку/дедушку, братьев/сестер, родителей/супругов, детей/внуков.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ физлицо может уменьшить свои обязательства по уплате налога с полученных доходов на сумму потраченных на оплату обучения средств. Ведь фактически произведенные затраты на очное обучение в вузе (свое либо несовершеннолетних детей, не достигших 24-летнего возраста) относятся к социальным вычетам.
Но есть ряд ситуаций, когда платежи за обучение нельзя учесть при расчете НДФЛ. Кроме отсутствия подтверждающих оплату документов, есть еще ряд нюансов, из-за которых социальный вычет налогоплательщику будет не доступен:
1. Если студент обучается на заочной форме по контракту, то оплативший обучение родитель не имеет права на социальный вычет. Основанием служит то, что, как уже говорилось выше, вычет предоставляется родителям детей, учащихся лишь на очной форме.
Однако если студент работает, а договор с учебным заведением составлен на его имя, тогда платежи за обучение он может использовать сам как социальные вычеты для уменьшения размера удерживаемого НДФЛ из зарплаты.
В том случае, если мать оплатила обучение ребенка от своего имени, единственной возможностью для студента использовать социальный вычет будет наличие доверенности, оформленной на мать, с предоставлением права вносить деньги ребенка в качестве оплаты за обучение.
2. Если родитель оплачивает очное обучение в вузе за не достигшего 24-летнего возраста ребенка, но при этом ребенок женился/вышел замуж, то родитель лишается права на социальные вычеты в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Всё дело в том, что, вступив в законный брак, ребенок обретает не только право-, но и дееспособность. А значит, родитель уже не является законным представителем вступившего в брак ребенка и, соответственно, лишается права на соцвычеты. Такая же ситуация может возникнуть, когда у ребенка появились собственные дети без вступления в законный брак.
3. Если родитель оплачивает обучение ребенка, который учится в вузе очно, но договор оформлен на ребенка, родитель будет иметь право на соцвычет при наличии платежных документов. Важно, чтобы в квитанциях в качестве плательщика был указан родитель, ведь именно платежные документы, а не договор, являются основанием для применения вычета. Подробнее см. «Квитанция оформлена на ребенка: соцвычет родителю не получить?».
Однако важно, чтобы вуз имел лицензию на предоставление образовательных услуг либо иной документ, подтверждающий статус учебного учреждения. Кроме того, родитель сможет воспользоваться вычетом лишь в размере, не превышающем 50 000 руб. за 1 ребенка за налоговый период для уплаты НДФЛ. При этом если оба родителя претендуют на соцвычет по оплате за обучение ребенка, предельное ограничение по сумме распространяется на обоих.
4. Если ребенок решил продолжить обучение в магистратуре, смогут ли родители воспользоваться правом на вычет?
Когда ребенку исполнится 24 года, а он продолжит очное обучение в вузе, родители потеряют возможность воспользоваться соцвычетом.
Сохранить права на соцвычет можно, если платежи за обучение будет производить сам ребенок. При его трудоустройстве и уплате НДФЛ у него будет 3 года для обращения за получением соцвычета в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ.
5. Полагается ли социальный вычет с сумм, потраченных на приобретение учебных пособий во время обучения в образовательном учреждении?
Средства, затрачиваемые на приобретение учебных материалов, нельзя отнести к фактической оплате за обучение, поэтому их нельзя применять как соцвычет при расчете НДФЛ.
6. Сохраняется ли право на налоговый вычет, если оплата за обучение ребенка была произведена из материнского капитала?
Нет, воспользоваться социальным вычетом в этом случае нельзя. Такой запрет прямо прописан в Налоговом кодексе.
7. Может ли сестра воспользоваться социальным вычетом при оплате ею обучения своего не достигшего 24-летия брата?
Да, может, но в том случае, если брат учится очно в учебном заведении с лицензией.
О том, возможен ли вычет по расходам на обучение для отчима, читайте в материале «Вычет за обучение ребенка отчиму не дадут».
Социальные налоговые вычеты в 2024 году
В соответствии с подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ затраты на оплату дорогостоящих медицинских услуг могут быть использованы налогоплательщиком без ограничения суммы в качестве социального вычета, но лишь в том случае, если информация о них внесена в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.
Если же эти медуслуги не указаны в данном перечне, то воспользоваться налоговым вычетом будет возможно в пределах 120 000 руб. за год. Кроме того, важно, чтобы у налогоплательщика сохранились все документы, подтверждающие факт оплаты. А при использовании соцвычета из расчета платежей за медуслуги необходимо, чтобы лицо, их оказавшее (юрлицо или ИП), осуществляло лицензированную медицинскую деятельность.
Подробнее о граничном значении вычетов по налогу с физлиц вы сможете узнать из нашей статьи «Какой предел вычетов по НДФЛ в 2015–2016 годах?».
Для уменьшения налогооблагаемой базы при расчете НДФЛ можно использовать социальный вычет:
1. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ расходы на уплату страховки по договору ДМС могут быть использованы в качестве соцвычетов. При этом добровольная страховка может быть оформлена как на самого налогоплательщика, так и на его не достигших совершеннолетия детей, супруга/супругу и/или родителей.
Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен предъявить доказательство самостоятельной уплаты страховых взносов. Кроме того, страховщик должен иметь лицензию на деятельность, связанную с оплатой медицинских услуг.
Подробнее о добровольном медстраховании читайте в нашей статье «По платежам на ДМС можно получить социальный вычет».
2. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ к соцвычетам также относится оплата страховок по договорам пенсионного негосударственного добровольного страхования и взносов по договорам страхования жизни, оформленных как в пользу самого налогоплательщика, так и членов его семьи и родителей. Обязательным условием является срок договора не меньше 5-летнего. Размер соцвычета ограничен 120 000 руб.
Право на использование социального вычета медицинской направленности теряется в том случае, если оплату за медуслуги, лекарства или страховые полисы произвел работодатель. Об этом прямо говорится в последнем абзаце подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Какие пожертвования могут уменьшить сумму НДФЛ?
Лишь перечисленные в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ пожертвования могут уменьшить НДФЛ в виде заявления права на соцвычет. Сюда относятся:
Есть и ограничения по сумме пожертвований — максимум 25% от суммы подлежащего обложению НДФЛ дохода за год. Ну и, конечно же, все перечисленные платежи должны быть подтверждены документально.
Для того чтобы до конца года воспользоваться социальным вычетом по пенсионным отчислениям, предусмотренным пп. 4 и 5 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику следует обратиться к своему работодателю, который производит удержания НДФЛ из зарплаты в качестве налогового агента. В этом случае налогоплательщик должен предоставить все документы, подтверждающие фактическое произведение расходов на оплату пенсионных взносов в негосударственные фонды или страховых взносов на накопительную часть пенсии или по договору страхования. Обязательное условие: страховые договоры должны быть заключены более чем на 5-летний срок, а дополнительные взносы на накопительную часть пенсии удерживались из производимых выплат в пользу работника-налогоплательщика.
Получение вычетов на работе в текущем году возможно и по затратам на обучение и медобслуживание (п. 2 и п. 3 ст. 219 НК РФ). Однако в этом случае с документами, подтверждающими право на вычет, придется сначала обратиться в ИФНС. По результатам рассмотрения этих документов налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты обращения должен выдать уведомление о праве на вычет, которое налогоплательщик предоставит работодателю.
О том, какими документами будут подтверждаться расходы на лечение, читайте в материале «Документы для получения налогового вычета за лечение».
Как известно, налоговые вычеты подразумевают возврат определенной части подоходного налога физическому лицу, который оплатил его несколько ранее, и делятся на четыре различных типа – стандартный, имущественный, социальный и профессиональный.
Социальные вычеты, предоставленные налоговым агентом, это выдача некой денежной компенсации для налогоплательщика, который был вынужден потратиться на общественные расходы. Например, если физическое лицо внесло материальные средства на реконструкцию храма, то по закону ему полагается возврат определенной части от данного пожертвования.
ВАЖНО! Обращаем внимание на то, что воспользоваться налоговой скидкой социального характера могут только те люди, которые со всех источников своей прибыли вовремя отдавали НДФЛ в полном объеме – 13% от дохода.