Специальный закон о бакростве кредитной организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальный закон о бакростве кредитной организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 6-ФЗ, от 19.06.2001 N 86-ФЗ, от 07.08.2001 N 116-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 28.07.2004 N 84-ФЗ, от 20.08.2004 N 121-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 247-ФЗ, от 01.12.2007 N 303-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 270-ФЗ, от 28.04.2009 N 73-ФЗ, от 19.07.2009 N 195-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 28.07.2012 N 144-ФЗ, от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 04.10.2014 N 289-ФЗ, от 14.10.2014 N 304-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
18 сентября 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
14 октября 1998 года

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

2. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России).

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Банка России.

1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

В целях настоящего Федерального закона под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)

2. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

1) финансовое оздоровление кредитной организации. Для целей настоящего Федерального закона под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке мер, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее — временная администрация), за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;

3) реорганизация кредитной организации. (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)

2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), ее единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, в случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)

Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»). (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)

Банкротство кредитных учреждений

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

изменение организационной структуры кредитной организации;

приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала); (в ред. Федерального закона от 19.06.2001 N 86-ФЗ)

иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 19.06.2001 N 86-ФЗ)

1. Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в следующих формах:

1) размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

2) предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

3) предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;

4) перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

5) отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

6) дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;

7) прощения долга кредитной организации;

8) новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

2. Денежные средства на банковских счетах и во вкладах в кредитной организации могут быть использованы ее кредиторами для увеличения уставного капитала кредитной организации в порядке, установленном Банком России.

3. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи кредитной организации принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь.

После того как имущество кредитной организации и ее активы будут проданы на торгах, требования кредиторов удовлетворяются в определенной последовательности, согласно законодательству.

  • Первая очередь – это погашение задолженности перед судебной инстанцией и арбитражным управляющим.
  • Далее выполняются финансовые обязательства по трудовым договорам.
  • Третья очередь – выплаты государственным организациям.
  • Потом должна погашаться задолженность перед другими кредитными организациями.
  • В последнюю очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов (в том числе вкладчиков банка).

Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.

Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.

Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).

Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.

Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:

  • неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
  • сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

ФЗ о банкротстве кредитных организаций

Федеральный закон «О несостоятельности» предусматривает проведение пяти этапов в делах о банкротстве, определяет порядок мероприятий и их задачи. Мировое соглашение, являющееся частью процедурного механизма, разрешено проводить и возобновлять на всех стадиях судебного производства.

Стадии (этапы) дела тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются в законодательной последовательности:

  • наблюдение;
  • финансовая санация;
  • перевод под внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры о финансовой несостоятельности.

Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.

На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.

Ходатайство о применении стадии допускается к обсуждению и последующему голосованию в случае предоставления документа не позже, чем за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.

Один экземпляр поступает в распоряжение временного управляющего, другой — в арбитражный суд. Перечень документов, подтверждающих возможность проведения финансовой санации и прилагаемых к ходатайству, определен статьями 77 и 78 закона о банкротстве.

К общим обязательным бумагам относятся: гарантия обеспечения выполнения обязательств (поручительство, залог, гарантии банков, государственных или муниципальных учреждений), план финансового оздоровления, график погашения задолженности.

В период финансового оздоровления предпринимается ряд действий:

  • отменяются решения по взысканию долга, принятые до суда;
  • вводится запрет на выдачу дивидендов и выплату процентов по ценным бумагам;
  • запрещается проводить бартерные, зачетные и другие операции с обязательствами;
  • снимается арест с активов организации, прекращается начисление каких-либо финансовых взысканий.

Арбитражный управляющий — лицо, отвечающее за исполнение плана финансовой санации.

Процедура проводится в течение двух календарных лет. Это максимальный срок, определенный законодательством для стадии финансовой санации. В том случае, когда предпринятые меры не привели к реанимации бизнеса, принимается решение о переходе к внешнему управлению или продаже активов (конкурсному производству).

Закон разрешает подписать мировое соглашение на всех этапах банкротства. Предложение об урегулировании конфликта может быть инициировано должником или кредиторами, но его реализация возможна только при согласии двух сторон. Если инициативу проявляют кредиторы, то это решение утверждается на общем собрании. После подписания мирового соглашения процедура ведения дела о финансовой несостоятельности автоматически прекращается.

В документе прописывается:

  • порядок погашения задолженности;
  • график платежей;
  • форма проведения расчетов и суммы (в том числе процентные ставки).

В документе могут содержаться другие условия, не противоречащие законодательству, а также принимать участие третьи лица. Чаще всего это инвесторы, заинтересованные в сохранении бизнеса (физические и юридические лица).

Банкротство юридического лица — это прекращение деятельности организации по решению арбитражного суда в связи с признанием финансовой несостоятельности.

Заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве имеют права подавать:

  • должник;
  • кредиторы;
  • уполномоченные органы (ФНС, прокуратура, Минфин и государственные организации).

Важно! Заявитель имеет право выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего, который наделен полномочиями управлять компанией-должником во время проведения процедуры банкротства. Исходя из этого положения, в определенных ситуациях выгодно первому подать заявление в арбитраж.

Закон определяет обязанность должника подавать иск в арбитраж о признании себя банкротом в течение одного месяца с момента выявления признаков финансовой несостоятельности.

Закон о банкротстве кредитных организаций

Первым нормативным правовым актом в указанной сфере стал Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – «Закон 1992 года»).

Несмотря на значительное количество недостатков, данный Закон впервые регламентировал основные понятия в области несостоятельности (банкротства) предприятий, определил виды процедур банкротства и иные важные моменты, которые ранее фактически не были известны советскому и российскому правопорядку.

Так, в соответствии с Законом 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника.

Лицами, имеющими право подавать в суд заявление о признании банкротом, являлись должник, его кредиторы и прокурор.

По нормам Закона 1992 года в отношении должника применялись следующие процедуры:

  • реорганизационные: внешнее управление имуществом и санация;
  • ликвидационные: принудительная ликвидация по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация под контролем кредиторов и ликвидация в процессе конкурсного производства;
  • мировое соглашение.

Закон 1992 года не предусматривал многих важных положений, в частности, механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного закона были нечеткими и довольно обобщенными.

8 января 1998 года принят новый Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон 1998 года»). По сравнению с Законом 1992 года его объем вырос более чем в 3 раза, а структура стала гораздо более содержательной и последовательной. Нормы закона 1998 года, очевидно, представляли новую веху в развитии правового регулирования сферы банкротства в стране.

Из значимых нововведений можно отметить включение в закон 1998 года отдельных параграфов, регулирующих банкротство сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, также банкротство гражданина и индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, ввиду отсутствия на тот момент в Гражданском кодексе РФ норм, предусматривающих возможность признания банкротом неплатежеспособного гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, статья 185 Закона 1998 года устанавливала введение в действие норм о банкротстве гражданина с момента внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Что касается арбитражного управляющего, то теперь он мог выступать в трех статусах: временного, внешнего и конкурсного.

Изменилось и само понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Такая формулировка представлялась более совершенной и точной по сравнению с той, которая содержалась Законе 1992 года.

Законом 1998 года были определены также размеры задолженности, при наличии которых могло быть возбуждено дело о банкротстве: для юридического лица – не менее 100 000 рублей, для гражданина – не менее 10 000 рублей.

Установлены 4 вида процедуры банкротства: наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление и мировое соглашение.

Действующее нормативное регулирование отношений в сфере несостоятельности определяется Федеральным законом от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который применяется почти восемнадцать лет (далее – «Закон 2002 года»), и содержит не только нормы материального права, но и регламентацию судебного разбирательства, процедуры рассмотрения арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве), а также различных обособленных споров в его рамках.

В законе 2002 года расширилось понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон 2002 года множество раз подвергался корректировке, а также изменениям носящий радикальный характер, в том числе в части включения в закон значительного объема норм, регулирующих особенности банкротства различного вида должников, отдельных норм в отношении оспаривания сделок должников, субсидиарной ответственности по обязательствам должников.

К числу наиболее важных изменений по сравнению с первоначальной моделью регулирования можно отнести следующие поправки:

  • о введении моратория на банкротство;
  • о предоставлении работникам предприятия-банкрота полномочий по участию в деле о банкротстве;
  • уточнение правового статуса арбитражных управляющих и решение организационных моментов, связанных с их участием в деле о банкротстве;
  • введение института банкротства физических лиц;
  • установление возможности оспаривания сделок должника;
  • возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.;
  • усовершенствования порядка продажи имущества должника;
  • введение новой реорганизационной процедуры — финансового оздоровления;
  • установление порядка удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника и иное.

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, детальный подход законодателя к урегулированию сферы несостоятельности (банкротства) в законе 2002 года присутствует значительное количество пробелов и спорных моментов.

Именно поэтому применение действующего закона о банкротстве фактически невозможно без многочисленных разъяснений Пленумов Верховного суда РФ и ныне упраздненного Высшего Арбитражного суда РФ, дающих обязательные рекомендации судам относительно рассмотрения дел о банкротстве, а также действующей правоприменительной практики Судебной коллеги по экономическим спорам Верховного суда РФ, арбитражных судов округов.

Так, предметом отдельного рассмотрения высших судов были, в частности, следующие вопросы:

  • особенности банкротства индивидуальных предпринимателей,
  • ведение банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства,
  • погашение расходов по делам о банкротстве,
  • текущие платежи по денежным обязательствам в рамках дел о банкротстве,
  • особенности признания недействительными сделок должника и т.д.

Вместе с тем, объем накопленных правовых позиций и, соответственно, их разрозненность значительно затрудняют правоприменение.

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

    Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.

Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

Банкротство кредитных организаций – особенности процесса

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» весной 2024 года. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Рассматриваемое юридическое лицо – это субъект хозяйствования, занимающийся банковскими манипуляциями, чтобы впоследствии получить прибыль. Учреждение функционирует на основе разрешения, выданного уполномоченным органом.

Кредитные организации, к которым применима процедура банкротства, функционируют под видом банка или иной финансовой организации.

К финансовым формированиям, к которым применимы положения законов, определяющих несостоятельность кредитных организаций, относят:

  • кредитные компании;
  • микрофинансовые образования;
  • компании по предоставлению страховых услуг;
  • частные пенсионные фонды;
  • кредитные кооперативы;
  • стороны, принимающие участие в действиях на рынке бумаг, представляющих собой ценность.

Потребность в специфическом методе регулирования дела о банкротстве кредитной организации объясняется тем, что их несостоятельность влечет масштабные отрицательные последствия для физлиц и учреждений, являющихся владельцами счетов или имеющих вклад в банкротящемся субъекте.

  • Субъект не выполняет собственные обязательства на протяжении двух недель с той даты, которая была оговорена ранее для их выполнения. К невыполненным финансовым обязательствам кредитной организации относят платежи по депозитам, пластиковым картам, перечисление платежей, выплаты заработной платы сотрудникам и другие виды задолженностей.
  • Стоимости всех средств субъекта не хватает для погашения имеющихся кредитных обязательств, а также для обеспечения обязательных платежей.

Отличительная особенность банкротства кредитных организаций в том, что к этим субъектам не применяют процедуры внешнего управления либо достижения мирового соглашения. Несмотря на это, могут иметь место эффективные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и их применение.

Несмотря на упразднение закона №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», условия несостоятельности определены рядом других законодательных актов.

Одной из числа особенностей банкротства кредитных организаций выступает условие рассмотрения дела в арбитражном суде – невыполнение долговых обязательств в продолжение 14 суток с момента, когда они должны были быть удовлетворены.

Другим условием выступает недостаток финансовых средств для выполнения обязательств перед кредиторами.

Что касается долговых обязательств, то для признания отсутствия платежной способности кредитной организации долги в совокупности должны равняться не меньше 1000 МРОТ.

Законодательством. а именно ФЗ №127 от 2002 года установлено, что все правоотношения, основанные на банкротстве кредитных организаций, должны быть урегулированы в специальном порядке.

Обусловлено это тем, что они обладают специальной правовой способностью, позволяющей им выполнять различные банковские операции, а также вступать в договорные отношения, принимая на себя обязательства.

Федеральный закон о банкротстве кредитных организаций

Ситуация регулируется Федеральным законом №127-ФЗ, а именно параграфом 4.1 о «Банкротстве кредитных организаций», принятом в 2014 году и измененном в 2016 году и ФЗ №-40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В них отражаются следующие положения:

  1. Общие сведения о законе: определение правового урегулирование банкротства.
  2. Проведение оздоровления организации, принятие мер по предотвращению банкротства: обязанности руководителя и других членов кредитной организации в случае необходимости улучшить ситуацию, проведение диагностики предприятия, разработка плана по предотвращению финансовой несостоятельности, проведение необходимых изменений; оказание финансовой помощи извне, осуществление мер для предупреждения банкротства согласно требованиям Банка России.
  3. Принятие временной администрации: ее назначение, сроки полномочий, их функции и особенности, последствия неисполнения полномочий мера ответственности лиц, под чьим контролем находится кредитная организация.
  4. Проведение реорганизации кредитной организации: принятие и одобрение плана, его исполнение, назначение ответственных за проведение мероприятий и их ответственность перед руководителем.
  5. Судебное производство по банкротству: подача заявления, права и обязанность заявителя, сроки подачи, особенности проведения дела и возможный результат.
  6. Особенности конкурсного производства: особенности проведения производства и его окончание, отчет временного управляющего о принятых мерах.
  7. Особенности признания банкротства, если организация ликвидируется, проведение конкурсного производства и размеры выплат кредиторам.
  8. Особенности работы с отсутствующей кредитной организацией или ее руководителя.

Банкротство финансовых организаций включает в себя оказание различных мер материального оздоровления.

  • материальная помощь организации учредителями или третьими лицами;
  • внесение изменений в структуру активного и пассивного капитала организации;
  • изменение порядка организации;
  • обеспечение баланса между суммой уставного капитала и средств, принадлежащих организации.

Что касается помощи в материальном отношении, то она может быть выражена в следующих видах:

  • поручительство (форма – гарантии банку) по оформлению кредитов;
  • оформление отсрочки погашения задолженностей, рассрочка платежей;
  • перевод долга с должника на другую организацию (только при наличии согласия со стороны кредитора);
  • прощение задолженности;
  • осуществление дополнительных взносов для увеличения капитала.

В некоторых ситуация Банк России имеет право выбрать управленческий орган – администрацию, функционирующую на временной основе.

Она будет в полном объеме или частично осуществлять полномочия, принадлежащие исполнительной власти организации.

Назначение администрации, работающей на временной основе, происходит на полгода.

Другой мерой, позволяющей предупредить несостоятельность, является реорганизация.

Эта процедура в отношении кредитных организаций может осуществляться в виде слияния либо присоединения, для чего заключаются договора.

Процедура банкротства ООО включает в себя несколько обязательных этапов.

К заявлению о признании кредитной организации банкротом прилагаются следующие документы:

  1. Извещение о направлении Банку России ксерокопии заявления о признании несостоятельности.
  2. Уведомление о том, что Банку России было вручено заявление с просьбой об отзыве лицензии у кредитной организации, вследствие обнаружения признаков банкротства.

Выплаты при банкротстве предприятия осуществляются в порядке очередности.

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» закреплена отдельная глава, которая регулирует процедуру несостоятельности кредитных организаций. Данные образования осуществляют банковские операции, для совершения которых необходимо наличие лицензии. Лицензию предоставляет Банк России.

Обоснованностью особой правовой процедуры регулирования отношений, которые связаны с процессом банкротства кредитных организаций, является тот момент, что при несостоятельности большинства других коммерческих структур кредитные учреждения обладают целевою (специальной) правоспособностью. Так, в этом случае они занимаются банковскими операциями, а также совершают определенные сделки.

Глава 4.1 Закона о банкротстве посвящена процедуре несостоятельности кредитных организаций. В ней прописано правовое регулирование процесса, обязанности руководителей юрлица, меры по финансовому оздоровлению, основания для назначения временной администрации, последствия открытия конкурсного производства и т. д.

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

В соответствии со ст. 189.8 Федерального закона № 127-ФЗ кредитная организация считается несостоятельной в следующих случаях:

  • отсутствует возможность удовлетворить требования контрагентов по денежным обязательствам;
  • невозможно выплатить выходные пособия, заработные платы сотрудникам, которые работают или работали согласно трудовому договору;
  • нет возможности исполнить обязанности относительно выплат по обязательным платежам в том случае, когда в течение 14 дней после наступления даты их исполнения, они так и не были выполнены;
  • имущества юридического лица недостаточно, для того чтобы погасить долги перед кредиторами.

Меры по предупреждению несостоятельности осуществляют согласно ст. 189.10 ФЗ о банкротстве в следующих случаях:

  • на протяжении последних 6 мес. требования контрагентов (контрагента) по денежным обязательствам неоднократно не удовлетворяются;
  • обязательные платежи не исполняются в срок до 3 дней с даты, когда они должны быть исполнены;
  • средств на корреспондентских счетах юрлица недостаточно;
  • снизилась величина капитала;
  • нарушены любые из нормативов достаточности средств, а также нормативы текущей ликвидности.

Банкротство кредитных организаций и банков в РФ отличаются от общих положений признания банкротом иных юридических лиц. При несостоятельности банков применяется отдельная глава Закона о банкротстве.

  1. Подача заявления с приложениями документов. При этом правом на обращение имеют должник, кредиторы, государственные структуры и Банк России.
  2. Обязательным является аннулирование лицензии, на основании которой осуществлялась деятельность кредитной организации. Аннулирование осуществляется Банком России.
  3. При несостоятельности реализуется стадия конкурсного производства. Перед началом этой процедуры могут быть предприняты оздоровительные меры (изменение активов и пассивов, оказание помощи со стороны учредителей, изменение структуры юрлица и другие).
  4. Имущество продается на торгах. За счет вырученных средств погашаются требования кредиторов. После исполнения этих обязательств формируется ликвидационный баланс. Конкурсный управляющий ведет реестр кредиторов и оформляет промежуточный ликвидационный баланс, который необходимо отправить Банку России для согласования.
  5. В завершение конкурсного производства составляется отчет, в котором содержаться следующие результаты:
  • ликвидационный баланс;
  • документы о реализованном имуществе;
  • требования кредиторов, включая погашенные.
  1. Суд выносит определение о том, что конкурсное производство завершается, а кредитная организация объявляется банкротом.

Для открытия конкурсного производства арбитражный суд должен принять решение о признании кредитной организации несостоятельной. Длительность стадии составляет 1 год. Продление допускается до 6 месяцев. Далее конкурсный управляющий в течение 5 дней размещает следующую информацию в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве:

  • сведения о юридическом лице, его реквизиты;
  • сведения о суде, который рассматривает дело о банкротстве;
  • дату принятия решения о конкурсном производстве;
  • сведения о конкурсном управляющем и др.

Кроме того, конкурсный управляющий должен:

  • опубликовать информацию о банкротстве в газете «Коммерсантъ»;
  • уведомить кредиторов;
  • сформировать реестр кредиторов;
  • составить список имущества, которое войдет в конкурсную массу;
  • на торгах реализовать имущество организации;
  • погасить задолженность за счет вырученных с торгов средств.

Особенности банкротства кредитного кооператива

Обычно к финансовым затруднениям в банковском учреждении ведут недобросовестные или непрофессиональные действия ее руководства:

  1. Недостаточный размер капитала из-за отсутствия финансирования, партнерских организаций и пр. Недостаточность активов может сформироваться из-за недостижения оптимального баланса между собственными активами и выданными кредитами.
  2. Невысокие показатели денежного потока и низкого оборота активов. Это может быть связано с неконтролируемым развитием хозяйственной деятельности, избыточными активами и пр.
  3. Недостаточное развитие системы стратегического планирования и бюджетирования.
  4. Низкая конкурентоспособность.
  5. Финансовая нестабильность.

Согласно Федеральному закону №127, неплатежеспособность кредитной компании определяется при наличии одного из нескольких обязательств, а именно:

  • наличие задолженности, которая находится в просроченном состоянии более двух недель;
  • пассивы намного превышают активы компании.

Признаками банкротства, на основании которых могут принять решения о банкротстве, являются:

  • наличие просроченного долга на общую сумму свыше 1000 МРОТ, в том числе берется во внимание долг, как перед коммерческими, так и перед частными клиентами;
  • наличие долга по таможенным либо налоговым платежам;
  • существующие долги по дебетовым переводам клиентов;
  • документы, которые подтверждают неплатежеспособность кредитной организации;
  • объем существующих денежных обязательств превысил стоимость самой организации.

Стоит также отметить, что признаки неплатежеспособности связаны не только с наличием задолженности.

Помимо этого берется во внимание:

  • уровень оттока клиентов существенно вырос, что приводит к оттоку капитала;
  • необходимость в больших инвестициях и так далее.

Законодательная база в этом вопросе требует обязательной публикации соответствующего объявления в газетах. С начала 2015 года, если инициатором являются кредиторы, то именно они должны совершать данную процедуру уведомления.

Вся информация о ходе процедуры публикуется:

  • на сервисе Единого Федерального реестра сведений о банкротстве;
  • в газетах “Коммерсантъ” и “ Русская газета”.

Рассматриваемое юридическое лицо – это субъект хозяйствования, занимающийся банковскими манипуляциями, чтобы впоследствии получить прибыль. Учреждение функционирует на основе разрешения, выданного уполномоченным органом.

Кредитные организации, к которым применима процедура банкротства, функционируют под видом банка или иной финансовой организации.

Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ

Когда признается финансовая несостоятельность юридических лиц, основным законом становится ФЗ № 127 «О банкротстве» от 2002 года. В статье 189 данного нормативно-правового акта регулируются особенности проведения процедуры по отношению к кредитным организациям.

Однако основным законом выступает «О банкротстве кредитных организаций» от 1999 года.

Кроме того учитываются положения кодексов: Гражданского, Гражданско-процессуального, Трудового и даже Уголовного, в зависимости от конкретных ситуаций.

Банкротство кредитных организаций подразумевает признание финансовой несостоятельности банков и других компаний, получивших лицензию на предоставление банковских услуг. Такая лицензия выдается Банком России.

Кредитная организация может быть юридическим лицом любой формы (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.).

Рассматриваются два варианта признания финансовой несостоятельности фирмы:

  1. добровольное банкротство;
  2. банкротство в ходе судебного разбирательства.

В первом случае подразумевается заключение мирового соглашения с кредиторами, без обращения в суд. Такой вариант на практике применяется крайне редко, поскольку в большинстве случаев причиной банкротства становится преобладание пассивов компании над активами. Следовательно, всех требований кредиторов организация удовлетворить не может.

Основанием для начала процедуры банкротства служит наличие задолженности более 7,5 миллионов рублей перед всеми кредиторами (общий долг). Эта сумма не является фиксированной, а привязана к минимальному размеру оплаты труда (1000 МРОТ).

Обращаться в суд имеют право также и отдельные кредиторы, перед которыми имеется задолженность в 300 тысяч рублей, а последние действия по своим обязательствам компанией выполнялись более чем 90 дней назад.

Чтобы признать через суд финансовую несостоятельность кредитной организации, необходимо подать заявление и собрать определенный пакет документов.

Обращаться в суд с подобным требованием имеют право:

  1. сами должники (руководство и учредители юридического лица) или их представители;
  2. кредиторы, перед которыми имеется задолженность;
  3. государственные организации (налоговая инспекция, таможенная служба, Пенсионный Фонд и т.д.);
  4. Банк России.

Чтобы суд признал банкротство кредитной организации, у нее должна отбираться лицензия Центробанком. Подобное возможно как по инициативе Банка России, так и по причине поступления жалоб от кредиторов.

Перечень случаев, в которых может быть отозвана лицензия Центробанком, указан в статье 20 закона «О банках и банковской деятельности».

Основное внимание следует уделить стадии конкурсного производства, поскольку этап наблюдения становится формальностью, а финансовое оздоровление и внешнее управление по отношению к кредитным организациям не вводятся.

Особенности банкротства кредитных организаций заключаются в том, что в большинстве случаев имущество компании-должника полностью продается на торгах, а само юридическое лицо ликвидируется – прекращает свою деятельность.

Этап конкурсного производства проходит в такой последовательности:

  1. Конкурсный управляющий, назначенный для рассмотрения дела, публикует информацию о банкротстве организации в печатных изданиях (Газета «Коммерсантъ»).
  2. Если имеются номера телефонов или адреса кредиторов, специалист должен их проинформировать о факте банкротства компании, с которой они сотрудничали.
  3. Далее специалист формирует реестр кредиторов, согласно поступающим заявлениям.
  4. Следующим действием конкурсного управляющего становится составление списка имущества, входящего в конкурсную массу, а именно, подлежащего впоследствии продаже на торгах.
  5. Управляющий согласовывает реализацию имущества на аукционе на собрании кредиторов.
  6. Имущество компании-должника продается, а вырученные средства направляются кредиторам.
  7. Суд, при отсутствии жалоб на деятельность конкурсного управляющего, закрывает дело.

Под кредитными организациями подразумеваются, по сути, банки, поэтому банкротство подобного учреждения будет иметь ряд последствий для вкладчиков компании и заемщиков.

Вкладчикам компании, после того как они узнали о банкротстве фирмы, нужно незамедлительно принять следующие меры:

  1. Соберите документацию, подтверждающую ваше сотрудничество с кредитной организацией, сделайте копии договоров.
  2. Уточните адрес арбитражного управляющего, занимающегося процессом (он указывается в газете «Коммерсантъ», вместе с новостью про начало процедуры банкротства).
  3. Составьте заявление, в котором вы просите включить себя в список кредиторов (образец можно найти в интернете или взять в любой юридической конторе) и отправьте его управляющему и в арбитражный суд.

О том, что ваше заявление рассмотрено, и вы включены в реестр кредиторов, должно прийти извещение. Если его нет, поинтересуйтесь, почему ваше заявление не рассмотрели. Медлить в данном вопросе нельзя.

Если вы видите признаки банкротства кредитной организации, а именно: не работают некоторые отделения, компания перестала предоставлять ряд услуг, не выдает вклады и т.д., необходимо следить за сообщениями о банкротстве юрлиц и готовить пакет документов, указанных выше.

Согласно законодательству, вкладчики имеют право подавать заявления о включении их в список кредиторов на протяжении двух месяцев с момента начала процедуры банкротства. По истечении данного срока заявления будут приниматься у тех, кто отсутствовал по уважительным причинам.

Рекомендуется успеть подать заявление в первый месяц, поскольку тогда будет возможность принимать участие в собрании кредиторов. Каждый участник наделяется правом голоса, согласно размеру задолженности перед ним. На собрании кредиторов принимается решение относительно дальнейших действий с имуществом должника.

Все меры по недопущению процесса банкротства должны быть приняты и реализованы до момента, когда Центральный банк займется отзывом лицензии.

К мерам по предупреждению относится:

  1. Финансовое оздоровление организации.
  2. Организация и утверждение временной администрации.
  3. Реорганизация общей структуры банка.

Рассмотрим подробнее все эти меры реабилитации.

Финансовое оздоровление проводится из-за указаний Центробанка, который в свою очередь принимает такое решение определяя, что грозит кредитная несостоятельность у банка и нужны меры реабилитации. Бывает так, что и сами руководители начинают процесс по предупреждению краха. Меры проводят в виде процедур:

1. Проводят финансовую поддержку предприятию, что на грани банкрота. Такие действия заключаются в:

  • размещение депозитных средств на счетах организации;
  • предоставление 1-2 поручителя;
  • отсрочки в платежах Центробанку;
  • новое распределение прибыли компании;
  • увеличение уставного капитала;
  • освобождение от долгов.

Членов временной администрации назначает арбитражный суд. Обычно такие назначения на срок 6 месяцев и больше если динамика в работе наблюдается положительная. Такой орган утверждается, когда:

  • у кредитной компании долги перед кредиторами;
  • снижение капитала больше 25% сравнительно последнего года деятельности;
  • ликвидность отклонилась от норм, что установлены Центробанком;
  • есть основания для отзыва лицензии.

Конечно для всех вкладчиков и заемщиков при банкротстве компании ожидается ряд существенных последствий. При утверждении банкротства банка все кредиты и вклады этого банка передаются заимодателям, перед которыми у банка-банкрота есть непогашенные обязательства. Всем заемщикам и вкладчикам в письменном порядке сообщат об изменениях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *