Правила оформления ДТП по европротоколу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила оформления ДТП по европротоколу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Что делать после аварии
  • Что такое европротокол
  • Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
  • Что нужно заполнить на бумаге
  • Как заполнить бланк европротокола
  • Как оформить европротокол через приложение
  • Куда подавать документы на выплату
  • Размер выплат по европротоколу

Как оформить европротокол при ДТП

С 1 ноября 2020 года оформление извещения о ДТП по европротоколу ОСАГО будет осуществляться:

  • повсеместно;
  • не зависимо от наличия согласия в отношении обстоятельств ДТП или определении виновника;
  • не только для ТС – участников ДТП, принадлежащих физическим лицам, но и для ТС юридических лиц.

Без участия сотрудников ГИБДД сейчас могут оформляться ДТП с максимально возможной выплатой в 400 тыс. руб.

По-прежнему не могут оформляться по европротоколу ДТП:

  • если в нем участвовало более 2 ТС;
  • если у участников нет действующего полиса ОСАГО;
  • есть пострадавшие люди;
  • нанесен урон имуществу третьих лиц.

Наряду с заполнением электронного заявления о ДТП остается возможность заполнения европротокола на бланке вручную. Оформление в электронном виде осуществляется с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Возможность рукописного заполнения оставлена для автолюбителей старшего поколения, которые не привыкли пользоваться мобильными приложениями, вообще не пользуются смартфонами или не зарегистрированы на портале «Госуслуги», а также на случай технических проблем, несогласия сторон при крупных ущербах, при вызове ГИБДД.

Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД существенно экономит время и снижает риск многочасовых пробок, но иногда лучше перестраховаться. Этот совет относится к ситуациям:

  • когда ущерб может оказаться больше 400 тыс. руб. – максимальной выплаты по ОСАГО, и возможно судебное урегулирование части убытка;
  • нет согласия в виновности одного из участников, и ущерб превышает 100 тыс. руб.;
  • водитель одного из ТС не вписан в полис ОСАГО;
  • полис вызывает сомнение в подлинности или не найден в базе РСА (при проверке по сайту или при попытке оформления электронного извещения);
  • один из участников имеет полис КАСКО и предполагает им воспользоваться;
  • если стресс не позволяет заполнить извещение без ошибок.

Если на руках у одного из участников окажется полис компании, у которой отозвана лицензия, то следует обратиться с извещением о ДТП:

Если лицензия отозвана Если соблюдены условия

прямого возмещения

Если не соблюдены условия прямого возмещения
У страховщика виновника В СК потерпевшего В РСА
У СК потерпевшего В СК виновника В СК виновника
У обоих страховщиков В РСА В РСА

Извещение заполняется по всем правилам либо в рукописном виде, либо в электронном, с помощью «Помощника ОСАГО». Второй вариант предпочтительнее, так как извещение попадает в базу РСА автоматически, и уже регулятор сам будет решать, кому осуществлять выплату.

По извещению о ДТП с фиксацией выплата может составить до 400 тыс. руб., а без фотографий – до 100, поэтому важно правильно провести эту процедуру. Для каждой автомашины:

  • делается снимок, на котором, кроме ТС, видны неперемещаемые объекты инфраструктуры и при наличии – следы торможения;
  • фотографируется регистрационный знак;
  • делаются снимки всех поврежденных элементов кузова и внутренних узлов и деталей, если они повреждены и видны.

При съемке вертикальных поверхностей оптическую ось объектива следует располагать горизонтально.

Европротокол ОСАГО при ДТП: изменения с 1 ноября 2020 года

Обращаем внимание!

При оформлении ДТП в рамках Европротокола причинитель вреда обязан в течение пяти рабочих дней после даты ДТП направить или представить лично свой экземпляр извещения о ДТП страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО.

Свернуть

Что такое «Европротокол»?

Европротокол – это оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО);

б) в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, в результате взаимодействия (столкновения) которых произошло данное происшествие;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО) и зафиксированы в извещении о ДТП, заполненном водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Свернуть

Какой из экземпляров заполненного извещения о ДТП необходимо оставить потерпевшему (заполняемый / самокопируемый)?

Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).

Свернуть Что делать, если допущены ошибки при оформлении извещения о ДТП? Возможны ли исправления?

По возможности необходимо избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП. Если все же в извещении о ДТП присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей.

Свернуть

Второй участник ДТП не представил заполненное с потерпевшим извещение о ДТП «своему» страховщику. Может ли страховая компания выставить регрессное требование?

Нет, действующая редакция закона об ОСАГО такой возможности страховщику не предоставляет.

Свернуть

Какая сумма выплат по Европротоколу?

При оформлении извещения о ДТП на бланке:

— если в извещении зафиксированы РАЗНОГЛАСИЯ, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тысяч рублей при обязательном выполнении фиксации данных о ДТП в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО (фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы). Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение по полису ОСАГО не осуществляется;

— если в извещении зафиксировано ОТСУТСТВИЕ разногласий, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей при выполнении фиксации данных о ДТП одним из указанных способов и 100 тысяч рублей, если фиксация данных о ДТП не выполнена.

Свернуть Какие сроки предоставления документов страховщику для получения страхового возмещения?

В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший вместе с извещением о ДТП также подает страховщику заявление о прямом возмещении убытков.

Подавать извещение в страховую компанию необходимо в течение 5 дней после аварии. Если пострадавший нарушает сроки подачи, вполне возможно, что ему откажут в выплате компенсации. Когда нет возможности передать извещение в указанный срок лично, это может сделать доверенное лицо при наличии соответствующего документа.

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Вопреки некоторым мнениям, европротокол – это не какой-то особенный бланк, а сам процесс самостоятельного оформления ДТП его участниками без вызова сотрудников ГАИ. Приставка «евро» говорит о том, что эта практика была применена по примеру других европейских стран, где широко практикуется такой способ оформления ДТП. При оформлении ДТП по европротоколу используется стандартный бланк извещения о ДТП, который выдается вам страховой компанией при оформлении договора.

  • Молочный завод №1, откуда массово уволились работники, возглавит заместитель бывшего гендиректора
  • В Киеве с 5 по 16 апреля вводят строгий карантин
  • ФК «Молодечно» сыграет спарринг с командой, которой в прошлом чемпионате страны забило 14 мячей
  • В костелах Беларуси не будут совершать чин омовения ног в Великий четверг
  • Сергей Лавров раскритиковал решение организаторов «Евровидения» отстранить от участия Беларусь
  • Тайный код древних надгробий, или Прогулки по еврейскому кладбищу на Воложинщине
  • Косуля, которую спасли жители Крупского района, ежедневно навещает своих благодетелей
  • Сколько дополнительных поездов запустит БЖД на апрельские и майские праздники
  • В Минской области через Viber незаконно продавали морепродукты и алкоголь
  • Чуть больше, чем накануне – новая статистика по коронавирусу в Беларуси
  • Выбор Редакции
  • Технологии
  • Туризм и отдых
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Калейдоскоп
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Для того, чтобы начать пользоваться приложением его необходимо скачать на электронное устройство через Google Play или App Store. Есть требований, которые необходимы для использования приложения:

  • Мобильное устройство должно быть оснащено камерой и функцией определения вашего местонахождения через GPS или систему ЭРА-Глонасс.
  • Устройство подключено к интернету;
  • Транспортные средства, попавшие в ДТП, принадлежат физическим лицам.
  • Хотя бы у одного из участников происшествия есть подтвержденная учетная запись на “Госуслугах”. Это потребуется для авторизации в приложении. Без этого условия – зафиксировать инцидент онлайн невозможно.

После того, как приложение установлено, необходимо:

  1. Заполнить бланк извещения о ДТП в бумажном виде, обоими участниками аварии.
  2. Сделать фото автомобилей и полученные ими повреждений на месте аварии. Определить координаты и время происшествия при помощи сигналов GPS или системы ЭРА-Глонасс. Сфотографировать заполненные бланки Европротоколов и передать эту информацию в базу данных РСА не позднее, чем через 60 минут после дорожного происшествия.
  3. Освободить проезжую часть.

Порядок заполнения извещения на бланке страховой компании

В какие случаях водители вправе самостоятельно оформить аварию с использованием европротокола:

  • Количество транспортных средств-участников происшествия (в том числе – транспортных средств с прицепами) не превышает 2;
  • Оба водителя имеют страховые полисы в ОСАГО;
  • Количество пострадавших транспортных средств в результате аварии не превышает 2;
  • Среди водителей, пассажиров, пешеходов отсутствуют пострадавшие, погибшие;
  • Водители пришли к соглашению относительно ущерба, причинённого транспортным средствам, и предшествующих событий аварии, что подробно зафиксировано в бланке извещения;
  • Обоим транспортным средствам в результате аварии причинён ущерб на сумму не более 50 000 рублей.

Самостоятельно оформление происшествия возможно также в случае, если одно из транспортных средств зарегистрировано в другом государстве и не имеет полиса ОСАГО, но привязано к «Зелёной карте». Предварительно оформление данной ситуации стоит уточнить у личного страхового агента по телефону.

В остальных случаях необходимо вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Чётких стандартов по прорисовке графических знаков на схеме законодательством не предусмотрено. Главное, чтобы рисунок был чётким, детально отображал ситуацию и понятно читался как обоими участниками ДТП, так и сотрудниками страховых компаний.

Рекомендации по выполнению:

  • Необходимо отобразить расположение участка аварии – дорожную разметку, соседние улицы, дорожные знаки и светофоры, другие известные ориентиры (торговые центры, большие магазины);
  • На подготовленное схематическое отображение местности наносится положение транспортных средств в момент столкновения. Каждое транспортное средство маркируется «А» или «В» в зависимости от того, под каким маркером заполнял анкету водитель данного автомобиля;
  • В месте соприкосновения средств передвижения ставится маркер «Х», стрелки на дороге или перед автомобилем указывают направление следования;
  • Расшифровать все условные обозначения на схеме словами под рисунком.

Графа №15 под схемой создана для внесения дополнительных сведений, если таковые не указаны или не предусмотрены в протоколе.

После составления европротокола действия участников ДТП разделяются для виновника и потерпевшего.

Виновник аварии должен:

  • Подать заполненный бланк извещения в свою страховую компанию в течение 5 дней для дальнейшего рассмотрения ситуации ее сотрудниками;
  • Сохранить личное транспортное средство, участвовавшее в ДТП, без изменений и ремонта в течение 15 календарных дней (кроме праздников) для осмотра сотрудниками страховой компании;
  • Предъявить для осмотра средство передвижения по требованию страховщика в течение 5 рабочих дней.

Нарушение последовательности действий или их предписания влечёт за собой возможность отклонения страховщиком виновника возмещения компенсации. В данном случае виновник должен будет самостоятельно компенсировать пострадавшему стоимость ремонта.

Потерпевший должен обратиться с заполненным бланком протокола в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Кроме бланка извещения при предъявлении понадобятся:

  • Заявление о компенсации материального вреда, причинённого в аварии;
  • Копию паспорта потерпевшего, заверенную нотариусом;
  • Доверенность;
  • Банковские реквизиты для получения безналичной выплаты компенсации материального вреда или квитанция с суммой для оплаты от станции технического обслуживания;
  • Согласие от попечителей или органов опеки в случае, если потерпевший не достиг совершеннолетнего возраста (18 лет);
  • Заполненный, проверенный и подписанный обеими сторонами бланк европротокола;
  • Документы, подтверждающие, что пострадавшее транспортное средство является собственностью потерпевшего или что потерпевший имеет право на получение компенсационных выплат от лица владельца.

Дополнительным подтверждением невиновности будет предоставленное видео- или фотоподтверждение непосредственно с места событий. Его также нужно приложить к пакету документов.

Через приложение Европротокол ОСАГО ДТП оформляют следующим образом:

  • необходимо заполнить извещение европротокола;
  • сфотографировать заполненное извещение и расположение ТС на месте происшествия;
  • освободить проезжую часть.

Но тот порядок действий, который предлагают правила дорожного движения, несколько отличается от предложенного выше. Сразу же после происшествия нужно сфотографировать положение участников аварии и повреждения, полученные транспортными средствами. Затем необходимо убрать ТС с проезжей части, а уже после заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии.

Если вы оформляете дорожно-транспортное происшествие самостоятельно через МП и при этом хотите следовать ПДД, поступите так:

  • сфотографируйте место происшествия, используя камеру мобильного приложения;
  • покиньте проезжую часть;
  • внесите необходимые данные в бумажное извещение;
  • возвратитесь к смартфону или планшету и добавьте ту информацию, которую не было возможности ввести при первом шаге. Сюда же относится фотосъемка заполненного извещения.

В 2019 году оформить дорожно-транспортное происшествие с помощью МП можно в следующих случаях:

  1. Водители не согласны в вопросах перечня повреждений и обстоятельств аварии.
  2. Если происшествие случилось в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области, и сумма выплат на ремонт автомобиля превышает 100000 рублей.

Важно! Должно соблюдаться одно из этих условий. Если комбинируются оба этих условия, оформление дорожно-транспортного происшествия должно происходить с участием сотрудников ГИБДД.

До какой максимальной суммы ущерба составляют европротокол без ГИБДД?

Использовать МП можно не во всех случаях. Обращаться в ГИБДД вам придется, если:

  • в аварии участвуют более трех автомобилей;
  • один из водителей не имеет полиса ОСАГО, или полис просрочен;
  • имеются пострадавшие или погибшие, либо нанесен ущерб личному имуществу (кроме автомобиля);
  • при имеющихся разногласиях водителей стоимость ремонта превышает 100000 рублей;
  • водитель хочет получить по ОСАГО более 100000 рублей, а авария случилась в регионе, не относящемся к Москве, Московской области, Санкт-Петербургу или Ленинградской области.

Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:

  • В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
  • Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
  • В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2024 году неправомерно.
  • В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
  • В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
  • В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
  • В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
  • В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).

Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:

  • В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
  • В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
  • В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
  • В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
  • В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
  • В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
  • В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
  • В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
  • В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
  • В восемнадцатом – оба водителя расписываются.

На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2024 году следующий:

  • В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
  • Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
  • В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
  • В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
  • В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
  • В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
  • В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
  • Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
  • Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2024 году не будет принят к рассмотрению.

После коррективов, внесенных в закон №40-ФЗ в апреле 2017 года, у автолюбителя не осталось возможности выбора способа возмещения ущерба при ДТП по договору ОСАГО. Автовладельцу придется восстанавливать машину в СТО по направлению страховщика или в гарантийной мастерской автодилера (если возраст авто не превышает двух лет). Нередко у автовладельца возникает конфликт со страховой компанией, если гарантийный срок ремонта авто превышает установленные два года. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо заблаговременно учитывать данные обстоятельства при заключении договора, определяя возможность выбора клиентом способа возмещения ущерба.

При оформлении европротокола в 2024 году необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • для записей должна использоваться шариковая ручка;
  • надписи должны быть различимы, рекомендуется заполнять графы не прописью, а печатными знаками;
  • обе страницы документа должны заполняться каждым водителем, при условии проставления ими подписей на двух экземплярах бланка;
  • в случае внесения исправлений, они подтверждаются подписями обоих водителей.

— Из опыта могу порекомендовать потерпевшему при составлении извещения заполнять данные и за себя, и за виновную сторону. Этим вы подстрахуетесь от возможной ошибки при заполнении каждой графы: перед вами будут все документы, останется только все правильно переписать на бланк. И не стесняйтесь уточнять все данные, все перепроверять — это в ваших интересах, — настаивает специалист.

— Сегодня у каждого в кармане смартфон, каждый может сделать фото. И не нужно стесняться: снимки с места ДТП — это всегда доказательство, которое, в случае необходимости, поможет достоверно выяснить нужную информацию. Наилучший вариант — когда на снимках проставляется время, а также когда в файле есть указание геолокации, — отметил Владимир Аксельрод.

Даже если не все будет понятно на схеме либо у страховщика возникнут прочие вопросы по предоставленному извещению, многое может проясниться благодаря сделанным на месте происшествия фотографиям.

Еще один подводный камень — ситуация со сменой собственника у авто.

— Законодательство в настоящее время построено таким образом, что при смене собственника транспортного средства страховка перестает действовать. Представим, что человек снял машину с учета, она на транзитах. Сейчас автомобиль принадлежит ему, а завтра будет выписана счет-справка, документы передадут в ГАИ, договор вступит в силу и владелец поменяется. Как только это случится, страховка прежнего владельца действовать перестанет, — отметил Владимир Аксельрод.

В ГАИ, как правило, настаивают на оформлении новой страховки. Если она у нового владельца есть — все хорошо. Но если процесс осуществляется через счет-справку, то никто не указывает на этот тонкий момент, и покупатель может ошибочно полагать, что старая страховка по-прежнему действует.

— Нужно просто иметь в виду, что если у второго участника ДТП транзитные номера, то следует убедиться, что либо за рулем старый владелец с действующей страховкой, либо, если право собственности уже перешло новому владельцу, у него оформлен новый страховой договор, — добавляет собеседник.

— Как правило, при оформлении европротокола люди опасаются двух вещей: не вложиться в лимит или совершить ошибку, из-за которой откажут в выплате. Когда-то, когда все только начиналось, были опасения в связи с возможными случаями мошенничества, поэтому страховщики все перепроверяли, сопоставляли машины, изучали повреждения. Сейчас же отношение более лояльное, никто не станет цепляться к мелочам, наоборот, вам помогут, обратят внимание на какие-то тонкости, если потребуется. Случаев отказа в выплате по извещению практически нет, — заверили специалисты.

Страховщики просят удостовериться, чтобы бланк извещения о ДТП был белорусского образца, в верхнем углу должна быть отметка об утверждении приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию.

— Главное в любой ситуации — успокоиться и понять, что речь идет всего лишь об автомобиле, о железе. Спокойно убедитесь, соблюдены ли все условия для составления европротокола, и примите решение: прибегнуть к этому варианту или же вызвать сотрудников ГАИ, — рекомендует Владимир Аксельрод.

Возможность самостоятельно, не привлекая инспектора ГИБДД, урегулировать инцидент, произошедший на дороге, и оформить его для получения возмещения ущерба по ОСАГО, характеризуется таким понятием, как европротокол.

Чтобы воспользоваться упрощенной формой процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия, должны безоговорочно соблюдаться следующие условия:

  • Участниками являются два транспортных средства. Автомобиль с прицепом расценивается как два ТС и под это условие не подходит.
  • В произошедшем инциденте отсутствуют потерпевшие и повреждения получили только ТС.
  • Оба водителя имеют страховку ОСАГО или международный полис страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта».
  • При первичном осмотре страховой лимит покрывает ущерб от столкновения.
  • Обоюдное согласие водителей оформить ДТП по упрощенной схеме.
  • Наличие фото или видео камеры у одного из участников для того, чтобы зафиксировать обстоятельства происшествия.

Заполнение европротокола станет невозможным, если хотя бы один пункт будет не соблюден.

Как оформить ДТП без ГАИ по европротоколу

Фирменный бланк выдается в одном комплекте с документами при оформлении полиса ОСАГО. Если он был утрачен или использован, то у своего страховщика его можно получить повторно.

Когда договор ОСАГО оформляется онлайн, то бланк европротокола можно распечатать в личном кабинете на сайте страховой компании. Для чего потребуется найти в разделе с инструкциями файл извещения для печати и распечатать его на двух сторонах листа А4.

Как уже было отмечено выше, лицевая часть протокола самокопирующаяся, для того, чтобы в результате получилось 2 экземпляра. Если фирменного бланка нет, но есть распечатанные из интернета, то придется дважды писать одно и тоже. Потому как, и виновник, и потерпевший должен предоставить в страховую компанию свой экземпляр.

Бланк нового образца содержит специальное поле, где участники аварии могут уведомить о своих разногласиях или подтвердить отсутствие таковых. Данная информация пишется от руки.

Направить в страховую компанию свой экземпляр документа не позднее, чем через 5 дней после его оформления.

Размер выплат по Европротоколу

На сегодняшний день максимальная выплата составляет 400 тыс.(если обстоятельства аварии были зафиксированы тех. средствами видеоконтроля), а стандартный лимит 100 тыс.

У водителя есть только 5 рабочих дней для обращения в страховую компанию.

Какие могут быть проблемы с Европротоколом

Даже при незначительных ошибках в оформлении страховая компания может отказать в выплате. Также она может потребовать предъявить автомобили для осмотра. А если один из участников аварии из другого региона, то сделать это будет проблематично.

Поддельный полис ОСАГО у одной из сторон также может стать причиной отказа. Причем владелец может и не догадываться о том, что полис фальшивый.

Выплаты по европотоколу при ДТП осуществляются только в том случае, если все бумаги заполнены правильно. Данный документ регулируется рядом правовых актов, в число которых входит пункт 1 статьи 11 ФЗ РФ «Об ОСАГО», регламентирующий следующие нормы:

  • ущерб нанесен исключительно транспортным средствам. Если же во время ДТП были пострадавшие или отмечена порча иного имущества (гаджетов, багажа, оборудования), то в этом случае оформить европотокол самостоятельно нельзя;
  • отсутствуют пострадавшие. Никому не требуется медицинская помощь;
  • выплата осуществляется, если пострадало 2 ТС (не больше и не меньше), включая прицепы (если такие имелись);
  • у участников нет никаких разногласий в случившемся (виновник ДТП определен и согласен с этим );
  • у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО.

В ГАИ рассказали и показали, как оформить европротокол о ДТП без их участия

Здесь есть два варианта:

  • Лично передать сотрудникам организации заполненный европротокол, посетив офис. Преимущества заключаются в том, что работник компании на месте фиксирует случившееся, ставит печать и свою подпись.
  • Отправить протокол почтой. Но важно включить обязательную опись вложений. Необходимо позаботиться и об уведомлении о вручении письма.

Номер страхового полиса проверяется через официальную базу РСА. Зачем это необходимо? Ответ прост – если у обоих или одного участника ДТП оказался недействительный или просроченный документ, то автогражданская ответственность владельца ТС считается незастрахованной. А это означает, что и выплаты по страховке не осуществляются.

В результате проверки участники дорожно-транспортного происшествия узнают:

  • действующий статус полиса ОСАГО, то есть действительно ли заключен договор автовладельцем со страховой компанией или нет;
  • название юридического субъекта, который выступает в роли страховщика;
  • дату заключения договора между владельцем авто и страховой организацией;
  • дату начала действия полиса;
  • дату окончания действия полиса.

Проверка документа осуществляется исключительно на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Именно это ведомство является единственным, на которое возложены полномочия контроля деятельности всех существующих страховых организация в РФ. В базе хранятся оформленные полисы и действующие договоры.

Выявить подлинность документа можно из любой точки страны в онлайн-режиме. Сделать это можно как по номеру полиса, так и по государственному номеру авто (или VIN-коду). Во втором случае удастся узнать, оформлен ли на ТС вообще какой-нибудь полис. Это поможет тогда, когда документ, предъявленный водителем, окажется просроченным или поддельным. Но обо всем по порядку.

У водителей на руках может быть один из двух вариантов европротокола:

  • бланк, который выдан сотрудником страховой организации (он является отрывным);
  • распечатанный самостоятельно бланк (при оформлении онлайн).

Независимо от вида, все же заполняется документ по единому принципу;

  • ни в коем случае не отрывайте бланки друг от друга. Заполнять нужно так, как есть;
  • сначала внесите всю необходимую информацию в пункты 1-8 (здесь указываются общие сведения о дорожно-транспортном происшествии);
  • в пунктах 9-15, а также 16-18 участники ДТП вносят информацию о себе (каждый в своей строке). Подписи пока ставить не нужно;
  • когда все данные внесены, оторвите бланки друг от друга. Только теперь и первый, и второй водитель ставят свои подписи (по 2 штуки) на каждом экземпляре документа (то есть на том, который заполнялся, и на том, где отпечаталась информация). Это означает, что на копии должна стоять оригинальная подпись;
  • после этого каждый участник ДТП заполняет обратную сторону извещения. Причем в этом случае он ставит только свою подпись (подпись второго водителя не нужна).

Как уже говорилось выше, – от правильности заполнения европротокола зависит тот факт, будет ли вам возмещен ущерб или нет. Поэтому представим вам подробную инструкцию, как это сделать.

Но прежде, хотим уточнить – оттиск на копии документ должен быть отчетливым и разборчивым, поэтому рекомендуется подкладывать под бланк что-то твердое (папку, дощечку и прочее). Что касается цвета чернил ручки, то он может быть любым. Единственное – нельзя заполнять европротокол карандашом.

Относительно заполнения лицевой стороны, то здесь все довольно просто. Сложности могут возникнуть с составлением схемы ДТП. Но этот вопрос мы рассмотрим ниже более подробно. А пока разберемся в порядке заполнения основных граф извещения:

  • В пункте 1 указывается полный адрес ДТП или ближайшего здания от места происшествия. Если же авария случилась на трассе, то рекомендуется определить в навигаторе или смартфоне какие-либо точные координаты (название автодороги, порядковый номер километра и прочее).
  • Во втором пункте документа указывается дата происшествия. Здесь важно в каждую клетку вписывать по одной цифре и знаку препинания (обычно ставятся точки).
  • В пункте 3 указывается точное число автомобилей, пострадавших в ДТП. Мы об этом уже упоминали. Все дело в том, что указывать необходимо именно 2 ТС. Если в аварии пострадало больше или меньше, то данный документ не оформляется. В таком случае вызываются сотрудники ГИБДД и процедура проходит по классическому сценарию.
  • В четвертом пункте указывается, что пострадавших людей нет. Если это не так, то, как и в предыдущем случае, европротокол не оформляется.
  • Дальше вы указываете факт того, проводилось ли освидетельствование водителей.
  • В шестом пункте, как и в четвертом, вы указываете, что ущерб прочему имуществу не нанесен (речь идет о багаже, дополнительном оборудовании, гаджетах и других предметах).
  • В следующей графе прописываются данные о свидетелях. Необходимо написать их фамилию, имя и отчество. Желательно указать их контактные данные (номера телефонов), адрес проживания. Будет идеально, если удастся узнать и паспортные данные.
  • В данном пункте указывается информация о необходимости оформления ДТП сотрудниками полиции. Вы выбираете вариант «нет».

После того, как общая часть заполнена полностью, каждый участник ДТП приступает к заполнению индивидуальных данных. Эта информация отображается в 9-16 пунктах. Здесь:

  • марка и модель автомобиля. Все прописывается точно так же, как и в свидетельстве о регистрации транспортного средства;
  • в пункте 10 прописывается фамилия, имя, отчество и адрес собственника машины;
  • в одиннадцатом пункте указывается фамилия, имя, отчество, данные водительского удостоверения и паспорта лица, находящегося за рулем во время происшествия (эта информация вносится и в том случае, если данные полностью совпадают с теми, что были отражены в предыдущей графе);
  • полное название организации, выдавшей страховой полис;
  • в пункте 13 указываются повреждения. Но только не все. Здесь необходимо поставить стрелку в место самого первого удара. Это делается и в том случае, если автомобиль влетел в стену, забор или улетел в кювет, получив довольно большие повреждения. Первое соприкосновение – вот, что здесь отображается;
  • а вот в этой графе перечисляются все повреждения, нанесенные авто;
  • пятнадцатый пункт предназначается для информации о скрытых повреждениях (то есть тех, которые не видны, но возможны);
  • в пункте 16 прорисовывается схема аварии (о ней чуть позже).

Она рисуется на лицевой стороне (там, где указана основная информация). Делать это необходимо той же ручкой, которой вы заполняете протокол. На схеме:

Правовой ликбез: как оформить ДТП самостоятельно по Европротоколу

Это документ, упрощающий оформление ДТП без сотрудников ДПС, который заполняют виновный водитель и потерпевший.

Такой подход позволяет существенно сэкономить время на оформление происшествия, способствует быстрому освобождению проезжей части, тем самым снижая риск новых столкновений.

Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли

Бесконтактная аварийная ситуация подразумевает отсутствие непосредственного соприкосновения двух транспортных средств. Если уточнить, то ДТП с такой характеристикой представляет собой ситуацию, когда один из водителей нарушил правила дорожного движения, в результате чего второй одного из водителей на маневр чтобы избежать столкновения, но в итоге получил повреждения автомобиля.

В российской практике составление европротокола не используется при бесконтактном ДТП. Это обусловлено необходимостью проведения специальных экспертиз для выявления степени виновности водителя. Очевидно, что сами участники не обладают достаточными полномочиями – трасологическая процедура происходит лишь с учетом схемы, которая составляется инспекторами.

Это же обоснование может быть применено в случаях, когда автомобили незначительно соприкоснулись, что вынудило одного из водителей на маневр, повлекший другие повреждения. В ситуациях такого рода также необходимо привлечение сотрудника полиции для разрешения проблемных вопросов.

Бланк европротокола

Сам документ называется «Извещение о дорожно-транспортном происшествии» и представляет собой два листа: основной, в который вносится вся информация, и дополнительный, куда копируются сведения. На лицевой стороне расположены две колонки, которые должны быть заполнены водителями по отдельности. После указания всех значимых обстоятельств, один экземпляр остается у виновника, другой у потерпевшего водителя. При этом не является важным, кому достанется оригинал, а кому копия – каждый из них обладает равной юридической силой.

Бланк в обязательном порядке выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Он, бесспорно, удобнее, чем распечатанный самостоятельно, за счет того, что не приходится заполнять второй экземпляр, он копируется автоматически.

Важно: Бланк выданный СК заполнять удобно, но не обязательно. В ситуациях не терпящих отлагательства, его можно скачать здесь ⇓ и распечатать.

Европротокол онлайн: как оформить ДТП при помощи смартфона?

Лимит выплат по европротоколу

Сейчас предельная сумма возмещения ущерба по ДТП, оформленному в упрощенном порядке, составляет 100 тысяч рублей. Данная граница актуальна не только в провинциальных регионах, но и для столицы, Санкт-Петербурга и их областей. Но все же для второй группы существует исключение. Если авария была оформлена по европротоколу и были предоставлены сведения системы ГЛОНАСС или другой аналогичной, то максимальный объем компенсации вырастает до 400 тысяч рублей, что соответствует лимиту по ОСАГО.

Виновник обязан в течение 5 рабочих дней со дня происшествия, отправить в адрес своей страховой компании извещение о ДТП. Сделать это можно как при личном посещении офиса фирмы или отправив заказное письмо с описью вложения.

Собственнику транспортного средства, являющемуся виновным в ДТП, не следует приступать к ремонтным работам или утилизации автомобиля до того, пока не истечет 15 календарных дней. Приступить к ремонту позволительно раньше, только при письменном согласии страховщика.

При требовании компании предоставить ТС для проведения осмотра или экспертизы владельцу необходимо доставить машину к пункту приема в течение 5 дней с даты запроса.

Действующее российское законодательство допускает оформление дорожного происшествия по европротоколу – участие сотрудников ГИБДД в этом процессе не обязательно. Однако оформление страхового случая по упрощённой схеме возможно далеко не всегда.

Прежде обязательным условием оформления ДТП по европротоколу было согласие обоих участников ДТП в определении виновного аварии. В соответствии с постановлением №1414, это условие стало необязательным, но лишь тогда, когда автомобили снабжены системой ГЛОНАСС или в случае, если у автомобилистов имеется мобильное приложение «ДТП.Европротокол».

Прежде чем оформлять ДТП по европротоколу, необходимо удостовериться, что сумма ущерба не превышает 400 (или 100) тыс. рублей, что в аварии не пострадали люди, объекты инфраструктуры и третьи лица. Если обстоятельства ДТП не соответствуют условиям, допускающим оформление его результатов европротоколом, необходимо вызвать представителей ГИБДД.

При оформлении европротокола нужно выполнить ряд нехитрых условий:

  • остановить автомобиль и не перемещать его до окончания расследования аварии. Перемещение транспортных средств возможно лишь в случае создания препятствий для движения или опасности окружающим;

  • если передвижение других автомобилей невозможно, нужно зафиксировать на фото и видео обстоятельства аварии и освободить участок дороги;

  • нужно заглушить двигатель, поставить машину на стояночный тормоз, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Расстояние от знака аварийной остановки в населённом пункте – не менее 15 метров, вне населённого пункта – не менее 30 метров;

  • о произошедшем нужно уведомить страховую компания посредством телефонного звонка. Если в договоре прописан вызов представителя страховой компании на место ДТП, придётся его дождаться;

  • обстоятельства аварии нужно зафиксировать фото и/или видеосредствами;

  • нужно познакомиться и обменяться контактной информацией с другим участником ДТП, а также зафиксировать реквизиты его полиса ОСАГО и данные автомобиля;

  • необходимо найти свидетелей ДТП и обменяться с ними контактными данными;

  • лишь после этого стоит приступать к заполнению извещения (европротокола) с другим водителем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *