Минимальная тарифная ставка в 2024 году для работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная тарифная ставка в 2024 году для работников». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Размер МРОТ с 01.01.2021 составляет 12 792 рубля.

Если работники трудятся полный день, их заработная плата не должна быть меньше МРОТ. Причем не федерального, а МРОТ установленного по региону, где ведет деятельность работодатель.

Если зарплата сотрудников до регионального МРОТ не дотягивает, ее нужно повысить. В противном случае работодателя вызовут на зарплатную комиссию и оштрафуют.

Новый МРОТ 2021: что нужно знать бухгалтеру

Нарушение карается штрафом по п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • руководителя юрлица накажут на сумму от 10 до 20 тысяч рублей;
  • предпринимателя – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • организацию – от 30 до 50 тысяч рублей.

При повторном нарушении наказание будет весомее:

  • руководителя юрлица накажут на сумму от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалифицируют на срок от 1 года до 3 лет;
  • предпринимателя – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • организацию – от 50 до 100 тысяч рублей.

Персонал, который трудится в местностях с особыми климатическими условиями, должен получать зарплату в повышенном размере.

Расчет оплаты труда на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях производится с учетом надбавок и районных коэффициентов.

При этом в МРОТ надбавки и коэффициенты включать запрещено. Они начисляются сверх минимальной оплаты труда.

Зарплата совместителя тоже не может быть меньше МРОТ. Обычно совместители трудятся не полный рабочий день. При приеме на работу в договоре указывают, по какой ставке их принимают. Соответственно они работают то количество часов, которое пропорционально ежедневной норме рабочего дня.

Например, работник на полставки будет трудиться 4 часа в день. Значит, его зарплата не должна быть ниже половины МРОТ.

Трудовой кодекс не разделяет работников на иностранцев и российских граждан. Поэтому работодатель обязан установить иностранному работнику зарплату не ниже МРОТ.

Размер МРОТ для работника обособленного подразделения

Если головной офис и обособленные подразделения организации расположены в разных субъектах РФ, то размер МРОТ для сотрудников может быть разным. Ориентироваться нужно на региональное законодательство.

Работник филиала или головной организации не должен получать зарплату меньше МРОТ по региону, в котором он работает.

Изменение минимального размера оплаты труда в 2021

Для расчета отпускных используют средний дневной заработок сотрудника за 12 предшествующих месяцев. Полученный результат не может быть меньше среднего дневного заработка из расчета МРОТ.

Пример: работник берет полный отпуск (28 дней) в марте 2024 года. Его средний дневной заработок за 12 предшествующих месяцев составляет 427 рублей.

Определим средний дневной заработок с учетом МРОТ: 12 792 / 29,3 = 436,59 рублей.

436,59 > 427. Значит, начисляем отпускные из расчета МРОТ: 436,59 * 28 = 12 224,52 рубля.

При расчете пособия по больничному листу МРОТ применяют, если:

  • средний заработок сотрудника за 2 предшествующих года меньше МРОТ;
  • сотрудник на протяжении последних 2 лет не работал и не имел фактического заработка;
  • страховой стаж сотрудника меньше полугода;
  • есть основания для снижения пособия: травма в состоянии алкогольного опьянения, неявка к врачу без уважительных причин, нарушения режима лечения.

Так как в 2024 году все субъекты РФ перешли на прямые выплаты из ФСС – работодатели оплачивают только первые три дня больничного.

Пример: стаж работы сотрудника – 5 месяцев. Он принес больничный лист за 10 дней. Рассчитаем размер пособия за три дня больничного из расчета МРОТ. Средний дневной заработок составит: 12 792 * 24 / 730 = 420,56 рублей. Сумма пособия: 420,56 * 3 = 1 261,68 рублей.

Размер МРОТ в 2024 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.

Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2024 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.

В частности, МРОТ с 01.01 2024 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.

Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.

Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2024 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:

  1. Увеличить доклад.

    Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.

  2. Обозначить доплату в отдельном акте.

    Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.

    Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.

    Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.

Минимальная зарплата в 2024 году: размер и правила расчёта

Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени и такой режим работы установлен его трудовым договором, заработная плата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Причина этому то, что работник полную норму не вырабатывает, так как ему установлена меньшая продолжительность рабочего времени. То есть это нормально.

  • МРОТ — 2021: изменения
  • Расчет больничных в 2024 году — сравнение с МРОТ и районные коэффициенты
  • Налоги для работодателя — 2021: во сколько обходится сотрудник
  • 13 изменений в трудовом законодательстве в 2024 году

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2024 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

МРОТ 2021: повышение минимального размера оплаты труда в России

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2024 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2024 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2024 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);

размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия

Общие черты оклада и тарифной ставки

  1. И то, и другое предусматривает минимальную сумму, которой может быть оплачен труд.
  2. Ниже установленного предела оплата опуститься не вправе.
  3. Имеют отношение к квалификации сотрудника.
  4. Учитываются без дополнительных выплат, надбавок, компенсаций, социальных начислений.

Различия тарифной ставки и должностного оклада

Сравним эти два понятия в следующей таблице.

Основание

Тарифная ставка

Должностной оклад

1

За что начисляется

За выполнение трудовой нормы за единицу времени

За исполнение функциональных обязанностей там, где норму установить нельзя

2

Единица времени расчета

Час, неделя, месяц (любая удобная временная единица)

Месяц

3

От чего зависит величина

От тарифного разряда (межразрядного коэффициента)

От квалификации, полученной сотрудником

4

Профессиональный круг

Реальные экономические сферы: строительство, добыча, обрабатывающая промышленность, производство и т.п.

Непроизводственные сферы труда: юристы, госслужащие, руководство и т.п.

Влияние МРОТ-2021 на пересмотр зарплаты сотрудников

Итак, согласно принятому федеральному законопроекту минимальная зарплата с 1 января 2024 года составляет 12 792 рублей. На протяжении нескольких лет сумма минимальных выплат работникам рассчитывалась исходя из величины прожиточного минимума, установленного в стране или регионе. Однако в 2024 году будет действовать другая методика: сумма выплат будет рассчитываться, опираясь на медианную заработную плату, а не на прожиточный минимум.

Стоит отметить, что при определении суммы зарплаты работников необходимо также принимать во внимание размер минимальной заработной платы по регионам. Разные местности Российской Федерации имеют право устанавливать отдельный размер наименьшей оплаты труда, касающихся их региона. Однако, есть важное условие: показатель выплат обязан быть равным или выше установленного федерального размера заработной платы. По итогу, сотрудник, работающий в данном субъекте, должен получать зарплату не ниже установленного регионального МРОТ. Предприятия, присоединившиеся к региональным договоренностям, обязаны выполнять данные требования. Тем не менее, вы можете отказаться от присоединения, которое произойдет автоматически, если в течение месяца, после вступления в силу договора, вы не подадите письменный отказ, обязательно обоснованный фактически. Если ваше предприятие отказалось от соглашения, или же в данном субъекте не установлен региональный размер выплат за трудовую деятельность, заработную плату можно выплачивать согласно установленному федеральному МРОТ в 2024 году.

Опираясь на новую методику расчета оплаты труда, необходимо повысить заработную плату работникам, получающим зарплату (не учитывая вычет НДФЛ) меньше установленного МРОТ, за отработанный период. Индексирование возможно сделать с помощью добавочного приложения к трудовому договору, а затем начиная с 1 января производить зачисления заработной платы сотрудникам компании, размер которых будет выше самого маленького размера оплаты труда.

В данной статье не предоставляется информация об отраслевом наименьшем размере выплат. Необходимую информацию можно найти в отраслевых договорах, размещенных на официальном сайте Минтруда.

На практике часто встречаются случаи, когда выплаты за трудовую деятельность могут быть ниже, чем установленная федеральным законом минимальная зарплата в России. Такое случается, когда между сотрудником и компанией подписан трудовой договор, согласно которому он работает неполный рабочий день, а значит размер оплаты труда рассчитывается, основываясь на количестве отработанных работником часов. Данный метод оплаты вполне обоснован, так как сотрудник работает неполный рабочий день, следовательно, продолжительность рабочего времени значительно сокращена в сравнении с полной занятостью.

Рассмотрим следующую ситуацию: сотрудник компании ООО «Нева» в связи с определенными обстоятельствами выбрал работу в неполный рабочий день. Таким образом, количество его рабочих часов в неделю составляет 18, при полной занятости — 40 ч в неделю. Учитывая данную информацию, заработная плата сотруднику будет выплачиваться согласно отработанному количеству часов. А значит ООО «Нева» должна выплатить сотруднику сумму в размере 5 756 рублей, рассчитанную по формуле: (12 792 × (18 : 40 × 100 %)).

Ко всему прочему, выплаты, которые будут ниже минимальной заработной платы в 2024 году, могут быть адресованы сотрудникам, работающим по совместительству. Данное условие также касается тех, кто не работал по причине болезней, отпусков или прочим причинам. Эти случаи требуют сравнения заработной платы с МРОТ, который рассчитан в соответствии с количеством рабочего времени, отработанным сотрудником компании.

Рассмотрим регламент расчета заработной платы, а также включающиеся в него статьи, касающиеся платежей. В Трудовом кодексе, редакция которого датируется 2002 годом, в 133 публикации ТК отчетливо указано: минимальный размер оплаты труда не учитывает в себе уплаты компенсаций и стимулирующие платежи. Подобные авансы должны рассчитываться свыше МРОТ. Однако в нынешнем Трудовом Кодексе нет никаких четких помарок на этот счет. Он несет в себе лишь положения о том, что заработная плата сотрудника, который отработал график полного рабочего дня за месяц, обязана быть выше, чем минимальная зп, установленная федеральным законом, или равна этой сумме.

С появлением данной редакции ТК РФ, начали рождаться вопросы и сомнения. «Можно расценивать положения о заработной плате так, что имеется в виду зарплата сотрудника за месяц. Но согласно статье 129 Трудового Кодекса, под заработной платой подразумевается жалование за трудовую деятельность, рассчитанную согласно количеству часов, качественности, условиям работы, в том числе выплаты по компенсациям и стимулирующие платежи». Таким образом, можно трактовать информацию так, что в заработную плату включаются платежи по компенсациям и стимулирующая часть. Опираясь на это, работодатели стали думать, что можно предоставить окладную часть зарплаты к примеру 8 000 рублей, а затем с помощью компенсаций и стимулирующих выплат привести сумму к МРОТ. По итогу, все сомнения и вопросы были развеяны Конституционным судом. Стоит отметить также, что вердикты данного суда непреложно должны исполняться всеми компаниями.

По решению Конституционного суда РФ сверх минимального размера оплаты труда следует учитывать такие платежи, как:

  • Платежи по компенсациям, к примеру, прибавка за часы, отработанные сверх установленного графика, рабочие смены в ночь, а также смены поставленные в официальные выходные или праздники. (Опираясь на решение суда от 11 апреля 2019 № 17-П);
  • Прибавка к зарплате с учетом временного замещения другого сотрудника компании, который по тем или иным причинам отсутствует на рабочем месте, а также при совмещениях специальностей, либо развитие возможностей компании (Опираясь на решение суда от 16 декабря 2019 № 40-П);
  • Прибавка за работу в сложных климатических условиях, например, в местностях Крайнего Севера (Опираясь на решение суда от 07 декабря 2017 № 38-П).

Обращаем внимание, что региональные и отраслевые соглашения могут содержать свои корректировки, связанные с прибавками и дополнительными выплатами. Таким образом, минимальная заработная плата в 2024 году в Москве, к примеру, не включает в себя прибавки к зарплате в связи с работой во вредных условиях.

Согласно решению Высшего суда от 10 февраля 2020 № 65-АД20-1 стимулирующие платежи также обязаны учитываться поверх.

Минимальная зарплата в 2024 году

В данной статье мы разобрали, сколько должна составлять минимальная зарплата в 2024 году и какие параметры нужно учитывать при ее выплате. Напоминаем, все аспекты и особенности при расчете заработной платы необходимо учитывать так, чтобы по итогу окладная часть не составляла 8 000 рублей, а оставшаяся сумма «добивалась» компенсациями и премиями. Такая методика расчета считается неверной.

  • Поздравление руководства Мозырского района с Днем единения народов Беларуси и России
  • В Мозырском райисполкоме изменились номера телефонов
  • Гороскоп на 3 апреля. Узнайте, что приготовили для вас звезды
  • Время встречи изменить нельзя. Посевная кампания на Мозырщине
  • Что лично для вас значит День единения народов Беларуси и России?
  • Мастера культуры — жителям районов, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС
  • Два народа – одна судьба. 2 апреля — День единения народов Беларуси и России
  • Поправки в Конституцию Беларуси: какие разделы Основного Закона предстоит улучшить?
  • Процедура ЭКО: мифы и правда, которые должны знать все, кто пытается завести детей
  • ВОЗ призывает ускорить процесс вакцинации в Европе
Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Временным периодом, за который рассчитывается тарифная ставка, может быть любой удобный работодателю промежуток:

Часовые тарифные ставки удобно устанавливать, если на предприятии действует сменный график, обусловливающий режим суммированного учета рабочего времени, а также когда работают сотрудники-почасовики.

Дневные тарифные ставки применяются, когда работа имеет статус поденной, при этом количество рабочих часов в каждом таком дне одинаковое, но отличается от обычной нормы, установленной ТК РФ.

Месячные тарифные ставки действуют при постоянном соблюдении нормирования рабочего времени: стабильном графике, твердых выходных. В таких условиях работник «закроет» месяц независимо от того, сколько часов было отработано им по факту: отработав месячную норму, он зарабатывает свою ставку.

Определение часовой тарифной ставки работника

Единичной ставкой, с которой соотносятся все остальные разряды, является тарифная ставка 1 разряда – она определяет сумму, положенную сотруднику без квалификации за его работу в течение установленного временного промежутка.

Остальные разряды располагаются в зависимости от роста сложности работы и требуемой для нее квалификации (тарифные разряды), либо по уровню профподготовленности сотрудников (квалификационные разряды). Комплекс всех разрядов оставляет тарифную сетку предприятия. В ней каждый следующий разряд в несколько раз больше единичной ставки (то есть 1 разряда) – этот показатель отражает тарифный коэффициент.

К СВЕДЕНИЮ! МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах. Исключение – труд в организациях, финансируемых из государственного бюджета, где начисления происходят по Единой тарифной сетке (ЕТС).

Зная тарифный коэффициент и величину единичной ставки, всегда можно рассчитать полагающийся конкретному сотруднику размер выплаты согласно тарифу.

На философский факультет государственного университета устраивается преподаватель, имеющий ученую степень кандидата философских наук и звание доцента. Он принят на должность доцента кафедры культурологии и назначен куратором студенческой группы. По Единой тарифной сетке, расчетный период которой равняется месяцу, его квалификация соответствует 15 разряду. Рассчитаем его заработную плату.

Минимальная оплата по ЕТС, соответствующая 1 разряду, равна значению МРОТ. Ее нужно умножить на тарифный коэффициент по 15 разряду тарифной сетки, а именно, 3,036.

В настоящее время на рассмотрении находится законопроект, регламентирующий порядок и размер полагающихся преподавательскому составу надбавок. Для нашего примера воспользуемся данными из этого законопроекта.

Для расчета тарифа нужно:

Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия

Общие черты оклада и тарифной ставки

  1. И то, и другое предусматривает минимальную сумму, которой может быть оплачен труд.
  2. Ниже установленного предела оплата опуститься не вправе.
  3. Имеют отношение к квалификации сотрудника.
  4. Учитываются без дополнительных выплат, надбавок, компенсаций, социальных начислений.

Различия тарифной ставки и должностного оклада

Сравним эти два понятия в следующей таблице.

Чтобы безошибочно сделать расчет часовой тарифной ставки в 2020 году, необходимо учесть:

  • месячный оклад работника;
  • тип рабочей недели (5-дневная или 6-дневная, 40-, 36- или 24-часовая);
  • количество рабочих часов в 2020 г.

Для справки: наиболее распространенный тип рабочей недели — 5 дней, 8 часов в день. 6 дней в неделю трудятся преподаватели, работники сферы обслуживания, некоторые другие категории, но суммарно их рабочее время в неделю будет составлять 40 часов (обычно график их работы в часах следующий: 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 5 = 40).

Что касается продолжительности 5-дневной рабочей недели:

  • не более 24 часов в неделю должны работать подростки до 16 лет и сотрудники производств, выпускающих химическое оружие;
  • не более 36 часов в неделю — педагоги, работники производств с вредными и опасными условиями труда и др.

Медицинские работники в зависимости от должности и специальности имеют и 24-, и 30-, и 33-, и 36-часовую рабочую неделю.

Рассмотрим 2 варианта расчета: при 40 и 24 часах работы в неделю. Чтобы рассчитать часовую тарифную ставку от оклада по часам, применяется формула:

Пример 1. 40 часов в неделю.

Допустим, корректор в издательстве работает 5 дней в неделю по 8 часов в день.

Оклад — 20 000 рублей в месяц.

Количество рабочих часов в 2020 г. при 40 рабочих часах в неделю — 1970.

Формула часовой тарифной ставки: 20 000 × 12 /1970 = 121,82 рубля.

Пример 2. 24 часа в неделю.

Курьером в издательстве работает подросток 15 лет.

Оклад — 15 000 рублей в месяц.

Количество рабочих часов в 2020 г. при 24-часовой рабочей неделе — 1179,6.

Формула, как рассчитать часовую тарифную ставку на 2020: 15 000 × 12 / 1179,6 = 152,5 рубля.

Введение нового почасового МРОТ

До 2024 г. размер ежегодного федерального МРОТ определялся на основании информации о прожиточном минимуме трудоспособных граждан за 2 кв. предшествующего года. В 2020 г. МРОТ был равен 12 130 руб. (Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 463-ФЗ).

Но с 2024 г. МРОТ будет рассчитываться иным образом, поскольку депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект № 1027748-7. Для расчета будет использоваться медианная зарплата — это показатель, условно разделяющий население на две части. У одной части зарплата выше этого значения, а у другой части — ниже этого значения.

В новом году согласно данному законопроекту размер МРОТ составит 42% медианной заработной платы — 12 792 руб., т.е. он увеличится по сравнению с 2020 г. на 5,5%. В следующие периоды МРОТ также будет рассчитываться ежегодно, и при этом важно, что показатель не должен быть ниже прожиточного минимума, который тоже будет рассчитываться из медианного дохода (но с учетом другого процента).

ИФНС контролирует исполнение работодателями законодательства в части МРОТ. К примеру, налоговики:

  • обращают особое внимание на низкие доходы, указываемые в РСВ и 6-НДФЛ. При этом используются контрольные соотношения, на основании которых МРОТ и среднеотраслевые значения зарплаты в регионе сравниваются с показателями отчетности;
  • требуют от работодателей пояснения по поводу низкой зарплаты относительно МРОТ и средней по отрасли в регионе;
  • передают в трудовую инспекцию сведения о нарушениях работодателями законодательства в сфере труда, в связи с чем их могут вызвать на зарплатную комиссию, например, при задержке зарплаты;
  • включают работодателей в план выездных налоговых проверок (п. 5 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333).

Часто хозяйствующие субъекты аргументируют начисление зарплаты ниже МРОТ тем, что работник трудится в режиме неполного рабочего времени. И именно для этого случая чиновники планируют ввести с 2024 г. новый показатель — почасовой МРОТ.

Депутаты предложили на рассмотрение законопроект, согласно которому с 1 января 2024 г. будет определен минимальный размер часовой ставки (МРЧС). Данное изменение позволит повысить доходы граждан и довести оплату их труда до уровня развитых государств.

Согласно проекту закона, первоначальную величину почасового МРОТ планируется установить в размере 150 руб. В последующем данное значение показателя будет ежегодно индексироваться на размер инфляции по результатам прошлого года.

Был вариант определять почасовой МРОТ на основании действующего размера МРОТ, но он был отклонен, т.к.:

  • число рабочих часов в каждом месяце разное, а ежемесячное изменение часовой ставки не удобно и не целесообразно;
  • часовая ставка, определяемая на основании МРОТ, считается заниженной. К примеру, если МРОТ равен 12 130 руб., то стоимость часа в мае при 135 рабочих часов будет 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле при 176 рабочих часов — 68,92 руб. (12 130 / 176).

Если же часовая ставка установлена в фиксированном размере 150 руб., то работник получит больше зарплаты. К примеру, в мае она будет равна 20 250 руб. (150 * 135), а в июле — 26 400 руб. (150 * 176).

Часовой МРОТ будет использоваться для сотрудников, работающих по определенным условиям, выполняемым одновременно:

  • если трудится в условиях неполного рабочего времени;
  • если договор срочный, и он оформлен на срок до 3-х месяцев.

Внимание! В иных случаях не допускается применять почасовой МРОТ.

Бухгалтер должен ежемесячно контролировать, чтобы зарплаты всех сотрудников были не меньше МРОТ, а также отдельных сотрудников — не меньше почасового МРОТ.

18 января 2024 г. ООО «Импульс» принимает на работу сотрудника и заключает с ним срочный трудовой договор на 3 месяца. Сотрудник работает на условиях неполного рабочего времени — по 6 часов в день в понедельник, среду и пятницу. Рассчитаем ежемесячную зарплату с учетом того, что федеральный МРОТ на 2024 г. установлен в размере 12 792 руб., а для данного сотрудника используется часовой МРОТ в размере 150 руб.

Месяц

Кол-во рабочих дней

Кол-во рабочих часов

Оплата труда по часовому МРОТ, руб.

Оплата труда по МРОТ, руб.

Выгода исходя из расчета по часовому МРОТ, руб.

Январь

(с 18 числа)

6

6 * 6 = 36

36 * 150 = 5 400

12 792 / 120 * 36 = 3 837,60

1 562,40

Февраль

11

11 * 6 = 66

66 * 150 = 9 900

12 792 / 151 * 66 = 5 591,21

4 308,79

Март

13

13 * 6 = 78

78 * 150 = 11 700

12 792 / 176 * 78 = 5 669,18

6 030,82

Апрель

(по 17 число включительно)

7

7 * 6 = 42

42 * 150 = 6 300

12 792 / 175 * 42 = 3 070,08

3 229,92

Получается, что сотруднику при работе в режиме неполного рабочего времени выгоднее, если его оплата труда будет рассчитываться на основании почасового МРОТ. Однако здесь возникает дискриминация и несправедливость по отношению к сотрудникам, работающим полный рабочий день и получающим зарплату в размере МРОТ. Выходит, что они работают больше по сравнению с сотрудниками на срочных договорах, а в итоге зарплату получают меньше.

В связи с этим чиновники продолжают рассматривать вопрос ввода почасовой ставки, и решение по нему еще не принято.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Как рассчитать часовая тарифная ставка от мрот в 2024 г

Такая система оплаты чаще применяется в отраслях производства, где технологический процесс имеет непрерывный цикл, и необходимо введение сменности работы. Рабочие каждой смены выходят трудиться по своему графику на установленное количество часов, поэтому при расчете зарплаты целесообразно применять часовую ставку. Тарифная ставка является неизменной частью вознаграждения за труд. Она не может снижаться по решению руководства за какие-то нарушения. Дополнительно стимулируют сотрудников для достижения высоких результатов с помощью премий, доплат, надбавок, компенсаций.

Пример определения показателя можно сделать в двух вариантах для разных учетных периодов. Расчет часовой тарифной ставки отдельно за месяц и год наглядно покажет, какой способ лучше использовать в учете предприятия.

Статья 100 ТК РФ позволяет работодателю устанавливать на предприятии ту систему оплаты труда, которая наиболее экономически оправдана в данной ситуации. Ее выбор должен быть указан в локально-нормативном акте работодателя. Почасовая оплата труда — частный случай суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ).

Однако, так как нормативы законодательства прямо запрещают устанавливать тарифы повременной или любой другой работы ниже МРОТ при условии полной рабочей недели, ток в 2024 году рассчитать почасовую оплату труда можно исходя из максимального количества рабочих часов в течение месяца – 184 часа в августе и октябре. Соответственно, минимальный размер почасовой ставки составляет с учетом МРОТ в 9489 рублей составляет 51,58 рублей в час.

В компании сменный режим работы согласно графика сменности,суммированный учет рабочего времени. Установлена для одних категорий работников пятидневка, для других шестидневка. В одних трудовых договорах (ТД) установлена часовая тарифная ставка (ЧТС), в других нет. При балансе рабочего времени 168 часов (пятидневка), сотрудники отработали 176 часов в т.ч. работа в ночное время 14 часов, в выходной день 11 часов, в праздничный день 10 часов ИЗ КОТОРЫХ 2 ЧАСА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ в указанных 14 часах.

-Не нарушается ли трудовое законодательство если в ТД заранее определена ЧТС, при которой оклад в зависимости от баланса рабочего времени каждый месяц будет различен, по сути алгоритм расчета регламентирлванный ст. 106 ТК РК не соблюдается

Для справки: наиболее распространенный тип рабочей недели — 5 дней, 8 часов в день. 6 дней в неделю трудятся преподаватели, работники сферы обслуживания, некоторые другие категории, однако суммарно их рабочее время в неделю также составляет 40 часов (обычно график их работы в часах следующий: 7 +7 +7 +7 +7 +5 = 40).

В соответствии с нормами Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2024 – 2024 годы (далее – ОТС), которое было заключено Ассоциацией «ЭРА России» и Всероссийским Электропрофсоюзом 21 декабря 2024 года и вступило в силу с 1 января 2024 года (полный текст Соглашения), размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в электроэнергетике в I полугодии установлен в размере 8030 (Восемь тысяч тридцать рублей).

Тарифная ставка имеет своё экономическое значение и является важным стимулятором профессионального роста сотрудников. Для чего была придумана тарифная система оплаты труда С переходом нашей страны к рыночным условиям экономики тарифная система начисления заработной платы сыграла довольно значительную роль. В условиях затянувшегося экономического кризиса, непрерывного роста цен и инфляции такая система стала гарантом стабильности получаемых доходов и, как следствие, помогла удержать уровень жизни отдельных слоёв населения на должной высоте.

«Единый квалификационный справочник должностей и окладов» Тарифная ставка оплаты труда в госучреждениях зависит от результатов аттестации тарифов из «Единого справочника должностей» (ЕКС). В нем представлены характеристики должностей и требования к уровню квалификации. Он используется для тарификации работ и присвоения разрядов рабочим.

Часовые тарифные ставки рабочих на 2024 год

Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия

На философский факультет государственного университета устраивается преподаватель, имеющий ученую степень кандидата философских наук и звание доцента. Он принят на должность доцента кафедры культурологии и назначен куратором студенческой группы. По Единой тарифной сетке, расчетный период которой равняется месяцу, его квалификация соответствует 15 разряду. Рассчитаем его заработную плату.

Законопроектом предусматривается первоначальное значение показателя часовой ставки – 150 руб. Далее ежегодно сумма будет индексироваться на процент инфляции по итогам прошедшего года.

Вариант установить МРЧС исходя из действующего МРОТ одобрен не был, поскольку:

  • число рабочих часов в каждом месяце различно, ежемесячное изменение часовой ставки нецелесообразно;
  • ставка, определенная по МРОТ, признана заниженной. Например, при МРОТ, равном 12130 руб., и 40-часовой рабочей неделе в мае 135 рабочих часов стоимостью 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле 176 рабочих часов стоимостью 68,92 руб. (12 130 / 176).

При этом МРЧС в 150 руб. гарантирует больший размер заработной платы. Если сотрудник отработает целый месяц с такой ставкой:

  • за май он получит: 135 ч х 150 = 20 250 руб.;
  • за июль: 176 ч х 150 = 26 400 руб.

Соответствовать минимальному уровню часовой ставки должны зарплаты работников при выполнении одновременно двух условий:

  • работа в режиме неполного рабочего времени;
  • трудовой договор является срочным и заключен на срок до 3-х месяцев.

Применение показателя в иных ситуациях недопустимо.

Получается, что бухгалтер теперь будет контролировать соответствие зарплат не только месячному МРОТ, но и МРЧС в отношении отдельных сотрудников.

ИФНС контролирует исполнение работодателями законодательства в части МРОТ. К примеру, налоговики:

  • обращают особое внимание на низкие доходы, указываемые в РСВ и 6-НДФЛ. При этом используются контрольные соотношения, на основании которых МРОТ и среднеотраслевые значения зарплаты в регионе сравниваются с показателями отчетности;
  • требуют от работодателей пояснения по поводу низкой зарплаты относительно МРОТ и средней по отрасли в регионе;
  • передают в трудовую инспекцию сведения о нарушениях работодателями законодательства в сфере труда, в связи с чем их могут вызвать на зарплатную комиссию, например, при задержке зарплаты;
  • включают работодателей в план выездных налоговых проверок (п. 5 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333).

Часто хозяйствующие субъекты аргументируют начисление зарплаты ниже МРОТ тем, что работник трудится в режиме неполного рабочего времени. И именно для этого случая чиновники планируют ввести с 2024 г. новый показатель — почасовой МРОТ.

Депутаты предложили на рассмотрение законопроект, согласно которому с 1 января 2024 г. будет определен минимальный размер часовой ставки (МРЧС). Данное изменение позволит повысить доходы граждан и довести оплату их труда до уровня развитых государств.

Согласно проекту закона, первоначальную величину почасового МРОТ планируется установить в размере 150 руб. В последующем данное значение показателя будет ежегодно индексироваться на размер инфляции по результатам прошлого года.

Был вариант определять почасовой МРОТ на основании действующего размера МРОТ, но он был отклонен, т.к.:

  • число рабочих часов в каждом месяце разное, а ежемесячное изменение часовой ставки не удобно и не целесообразно;
  • часовая ставка, определяемая на основании МРОТ, считается заниженной. К примеру, если МРОТ равен 12 130 руб., то стоимость часа в мае при 135 рабочих часов будет 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле при 176 рабочих часов — 68,92 руб. (12 130 / 176).

Если же часовая ставка установлена в фиксированном размере 150 руб., то работник получит больше зарплаты. К примеру, в мае она будет равна 20 250 руб. (150 * 135), а в июле — 26 400 руб. (150 * 176).

Часовой МРОТ будет использоваться для сотрудников, работающих по определенным условиям, выполняемым одновременно:

  • если трудится в условиях неполного рабочего времени;
  • если договор срочный, и он оформлен на срок до 3-х месяцев.

Внимание! В иных случаях не допускается применять почасовой МРОТ.

Бухгалтер должен ежемесячно контролировать, чтобы зарплаты всех сотрудников были не меньше МРОТ, а также отдельных сотрудников — не меньше почасового МРОТ.

18 января 2024 г. ООО «Импульс» принимает на работу сотрудника и заключает с ним срочный трудовой договор на 3 месяца. Сотрудник работает на условиях неполного рабочего времени — по 6 часов в день в понедельник, среду и пятницу. Рассчитаем ежемесячную зарплату с учетом того, что федеральный МРОТ на 2024 г. установлен в размере 12 792 руб., а для данного сотрудника используется часовой МРОТ в размере 150 руб.

Месяц

Кол-во рабочих дней

Кол-во рабочих часов

Оплата труда по часовому МРОТ, руб.

Оплата труда по МРОТ, руб.

Выгода исходя из расчета по часовому МРОТ, руб.

Январь

(с 18 числа)

6

6 * 6 = 36

36 * 150 = 5 400

12 792 / 120 * 36 = 3 837,60

1 562,40

Февраль

11

11 * 6 = 66

66 * 150 = 9 900

12 792 / 151 * 66 = 5 591,21

4 308,79

Март

13

13 * 6 = 78

78 * 150 = 11 700

12 792 / 176 * 78 = 5 669,18

6 030,82

Апрель

(по 17 число включительно)

7

7 * 6 = 42

42 * 150 = 6 300

12 792 / 175 * 42 = 3 070,08

3 229,92

С 1 января 2020 года величина МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц — это 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %.

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2024 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными н��рмативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

Минимальная заработная плата не может быть меньше МРОТ.

Иными словами, региональные власти могут устанавливать в регионе минимальный размер оплаты МЗП выше, чем федеральный МРОТ.

В субъектах РФ, где установлена МЗП, она заменяет федеральный МРОТ.

Некоторые губернаторы устанавливают МЗП, но не все.

Размер МРОТ в 2024 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.

Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2024 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.

В частности, МРОТ с 01.01 2024 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.

Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.

Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2024 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:

  1. Увеличить доклад.

    Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.

  2. Обозначить доплату в отдельном акте.

    Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.

    Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.

    Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.

Увеличение МРОТ в 2024 году коснулось так или иначе всех работодателей. Если они будут начислять своим сотрудникам сумму меньше положенного, то их могут ждать штрафы и другие неприятности. Поэтому за постановлением Правительства по МРОТ настолько важно следить.

Но если с расчётами возникают проблемы, всегда можно будет обратиться к профессионалам по конкретному вопросу. Также специалистам можно полностью делегировать все вопросы, связанные с ведением бухгалтерии.

О величине прожиточного минимума в Российской Федерации» см. в . В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

То есть для расчета возьмут показатели за второй квартал 2024 года. Но индексация минимальной зарплаты будет осуществлена только в одном случае – при увеличении прожиточного минимума по сравнению с прошлым периодом.

Для справки: наиболее распространенный тип рабочей недели — 5 дней, 8 часов в день. 6 дней в неделю трудятся преподаватели, работники сферы обслуживания, некоторые другие категории, однако суммарно их рабочее время в неделю также составляет 40 часов (обычно график их работы в часах следующий: 7 +7 +7 +7 +7 +5 = 40).

Потому что в знаменателе — количество рабочих часов в году. Производственный календарь составляется на основе ежегодных постановлений правительства о переносе выходных и праздничных дней. В результате количество рабочих часов может незначительно варьироваться (от 1970 часов в 2024 г. до 1974 в 2021-м — при 40-часовой рабочей неделе).

При этом у каждого сотрудника есть график работы и часовая норма, которую он должен отработать в определенный промежуток времени. Графики и нормы отражаются в производственном календаре. Время работы в таком графике измеряется часами, поэтому удобнее всего рассчитывать минимальную оплату за труд именно в час. В случае, когда работник превысил свою норму (отработал большее количество часов), необходимо рассчитать часовую тарифную ставку и произвести соответствующие доплаты.

  • первостепенное значение при расчете заработной платы имеет не качество выполненной работы, а квалификация сотрудников;
  • при формировании фонда заработной платы главным для руководителя будет соблюсти требования правовых норм и тарифной сетки;
  • большая прибыль предприятия на уровне доходов работников может отразиться очень слабо;
  • личный вклад каждого сотрудника в общее дело может быть разным, а при подобной системе это сложнее учесть.

В некоторых случаях для поощрения работников за успехи в качественных или количественных показателях труда может предусматриваться премия, которая будет прибавляться к окладу. Расчет при этом будет такой:

Согласно ст. 129 ТК РФ, тарифная ставка – это оплата труда в фиксированном размере за выполнение определенной работы в течение единицы времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат работнику. Тарифные ставки могут рассчитываться за месяц, день, или час.

Месячная тарифная ставка (или оклад), от числа рабочих дней или часов в конкретном месяце не зависит – зарплата всегда начисляется в размере оклада, если полностью отработаны все рабочие дни месяца. Причем не важно, что в одном месяце рабочих дней может быть больше, чем в другом, на размер заработка это не влияет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *