Невыясненные платежи в налоговой что делать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Невыясненные платежи в налоговой что делать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если орган зарегистрировал невыясненный платеж, создается и отправляется запрос на установление принадлежности средств. Запрос составляется по форме 0531808. Для уточнения платежа предоставляется соответствующее уведомление. Цель уведомления – исправить неверные реквизиты на правильные. Необходимость направления этого документа оговорена в п. 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса. Положение, касающееся рассматриваемой ситуации, содержится также в п.56 Приказа Минфина №125н.

Если платеж был направлен неверно, нужно возвратить деньги налогоплательщику. Для этого создается заявление на возврат по форме 0531803. Отправить его нужно в казначейство.

Невыясненные платежи – результат ошибок в заполнении документов

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

Письмо рекомендуется дополнить документами, которые подтверждают фактическое осуществление платежа. К примеру, можно направить платежное поручение с отметкой банковского учреждения. Если представителям налоговой этого недостаточно, можно приложить выписку с расчетного счета. Она станет доказательством списания средств.

ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.

ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.

Существуют следующие способы отправки запроса об уточнении средств:

  • при личной встрече;
  • пользуясь услугами курьерской службы;
  • отправка заказного письма через почту;
  • через интернет.

Интернетом можно воспользоваться только в том случае, если у отправителя есть цифровая подпись, зарегистрированная в законном порядке.

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Учет и возврат невыясненных платежей

С 1 декабря 2017 года вступил в силу приказ ФНС от 25.07.2017 №ММВ-7-22/[email protected], который уточняет алгоритм работы налоговых органов с невыясненными платежами. Новый порядок предусматривает уточнение платежных документов не только на перечисление налогов, но и на уплату страховых взносов. Это обусловлено переходом взносов под контроль налоговиков.

Если плательщик (или иное лицо, перечислившее платеж за налогоплательщика) обнаружил ошибку, ему следует подать в ИФНС заявление с просьбой уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика, а также документы, подтверждающие уплату налога.

Если ошибку выявят налоговики, они обязаны уведомить об этом плательщика (форма информационного сообщения приведена в приложении № 2 к приказу). После получения уведомления плательщик должен написать заявление в ИФНС об уточнении платежа.

Для того, чтобы уточнить налоговый платеж, воспользоваться нужно правилами статьи 45 НК РФ. Правила указанной статьи устанавливают порядок уточнения, если организация или ИП обнаружили ошибку в платежке по перечислению налога, которая не привела к неперечислению налога в бюджет. В этом случае налогоплательщик может написать в налоговую заявление, указав свою ошибку и приложить к нему документы, которые подтверждают уплату налога. Кроме того, в заявлении налогоплательщик просит уточнить перечисленный платеж, а именно, его основание, принадлежность, налоговый период, либо статус плательщика.

Важно! Уточнить платеж налогоплательщик может только если его ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет.

Для налоговых органов невыясненным платежом считается:

  • Платеж по расчетному документу, в одном из полей которого налогоплательщиком информация не указана или указана ошибочно;
  • Платеж, который определить однозначно к отражению налоговиками в своих информационных ресурсах невозможно.

Другими словами, если к конкретному налогу отнести платеж налоговики не могут, в силу того, недостаточно информации в платежном поручении, они относят его к невыясненным платежам. В налоговом органе информация по всем невыясненным платежам собирается в одной ведомости по учету невыясненных поступлений. Такая ведомость содержит информацию по следующим платежам:

  • Отнесенным на КБК по невыясненным поступлениям;
  • Оформленным с нарушением Правил;
  • Платежам, которые нельзя классифицировать по карточкам определенных налогоплательщиков;
  • Платежам, по которым у конкретного налогоплательщика не открыты карточки расчетов.

Платеж в ИФНС: как исправить ошибку

Решение налоговая принимает после получения заявления от налогоплательщика и проведенной сверки расчетов (если принято решение о проведении. Уточняется платеж на день уплаты налога по факту. Также налоговая должна пересчитать пени, которые были начислены на налог в течение периода, пока сумма «висела» в невыясненных платежах.

Важно! Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о решении по невыясненным платежам в течение 5 дней с момента его принятия.

Порядок уточнения невыясненного платежа по страховым взносом аналогичен процедуре уточнения налогового платежа. Но существуют некоторые особенности уточнения:

  1. Уточняются реквизиты по страховым взносам только тогда, когда информация по этому платежу не отразилась на личном лицевом счете застрахованного;
  2. Уточняются реквизиты в зависимости от того, когда платеж по взносам был совершен. Если уточняется старый платеж, совершенный еще до 2017 года, то обратиться нужно в ПФР, а после 1 января 2017 года – уточнять нужно уже в ФНС.

Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.

Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:

  • В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
  • Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
  • Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
  • Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
  • Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
  • Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).

Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.

ВАЖНО! Если зарегистрирован невыясненный платёж, компании нужно направить заявление на возврат. Альтернативный вариант – зачет суммы, выплаченной по ошибке, в структуру, в которую нужно направить платеж.

ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).

[3]

Невыясненный платеж (с 1 декабря уточняем по-новому) в 2024 году

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:

  • Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
  • Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.

Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.

Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.

Формирование заявления об уточнении платежа в налоговую службу происходит в случаях, когда налогоплательщик, будь то ИП или юридическое лицо, допускает в платежном поручении какую-либо неточность.

Право на исправление ошибок в платежном поручении дает налоговый кодекс, а точнее пункт 7 статьи 45 НК РФ. Однако следует отметить, что не все сведения можно исправлять на основании этой законодательной нормы.

В целях совершенствования контроля и анализа информации о платежных документах, отнесенных к разряду невыясненных, приказываю:

1. Утвердить порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) обеспечить в установленном порядке организацию доработки программного обеспечения АИС «Налог-3», реализующего возможность проведения работы с невыясненными платежами, формирования Ведомости невыясненных поступлений местного и регионального уровней и сводной аналитической таблицы по невыясненным поступлениям в целом по Управлению ФНС по субъекту Российской Федерации.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.12.2017 и отменяет действие раздела V Приказа ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/[email protected]

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:

4.1. Довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов ФНС России.

4.2. Обеспечить использование программного обеспечения в практической работе для ведения Ведомости невыясненных поступлений местного и регионального уровней и сводной аналитической таблицы по невыясненным поступлениям в целом по Управлению ФНС по субъекту Российской Федерации.

4.3. Обеспечить представление инспекциями Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня аналитической таблицы по невыясненным платежам на региональный уровень — в срок до 6 числа месяца, следующего за отчетным, по окончании отчетного года — на седьмой рабочий день января.

5. Методологическое сопровождение работы с невыясненными платежами возложить на Управление расчетов с бюджетом (Н.В. Шалыгина).

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы организационно-методологического обеспечения учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации платежей, администрируемых налоговыми органами, — в части пунктов 1, 3, 4, 5 на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию сопровождению и эксплуатации автоматизированной системы Федеральной налоговой службы, — в части пункта 2.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Ведомость состоит из следующих разделов:

— Учет невыясненных платежей при перечислении в безналичной форме, отнесенных органами Федерального казначейства и налоговыми органами на невыясненные. (далее — Раздел 1);

— Учет невыясненных платежей при перечислении наличными денежными средствами (далее — Раздел 2);

2.1 Ведение Раздела 1 Ведомости невыясненных поступлений.

В соответствующих графах указываются:

В графе 1 — номер по порядку (сквозная нумерация).

В Графе 2 — дата поступления документа из УФК.

В Графах 3 — 17.1 — информация, передаваемая УФК в УФНС (Информация из расчетных документов, прилагаемых к Выписке из лицевого счета АДБ, к Справке, прилагаемой к выписке из лицевого счета АДБ, а также Запросы на выяснение принадлежности платежа) в рамках соответствующих нормативных документов Минфина России и Федерального казначейства.

В графе 18 — соответствующий код из справочника оснований отнесения платежей к категории невыясненных, приведенного в списке* в Приложении 1 к настоящему Порядку.

В Графах 19 — 21 — информация, поступающая из органов Федерального казначейства (информация из Выписки из лицевого счета АДБ).

В Графах 22 — 24 — информация из уведомления о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа.

В Графе 25 » — информация, которая может принимать следующие значения:

01 — расчетный документ, поступивший из банка

02 — заявление налогоплательщика.

В графах 26, 27 — дата и номер расчетного документа или дата и номер зарегистрированного налоговыми органами заявления об уточнении платежа.

В Графах 28, 29, 30 — информация о результатах рассмотрения налоговыми органами документов, представленных налогоплательщиками.

В Графах 31, 32 — информация при направлении кредитным организациям Уведомлений об ошибочном указании информации в расчетных документах при перечислении налогов (сборов) и иных платежей.

В Графе 33 — информация может принимать следующие значения:

«+» — Решение об уточнении вида и принадлежности платежа с формированием формы № 54;

«-» — Решение об уточнении вида и принадлежности платежа без оформления формы № 54;

В случаях, когда уточняются реквизиты расчетного документа плательщика, указанные в графах 37, 37.1, 38, 39 и 42, оформление Уведомления формы № 54 не требуется.

По реквизитам расчетного документа, указанным в графах 36, 36.1, 40, 41, налоговым органом оформляется Решение об уточнении с оформлением Уведомления формы № 54.

В графах 34, 35 указывается «Дата» и «Номер» решения налогового органа, указанного в графе 33.

В графах 36 — 42 — конкретные значения уточненных реквизитов расчетного документа.

В графах 15, 21 и 43 — одна и та же сумма.

В Графе 44 — Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме № 54;

В Графах 44.1 — 44.2 — дата и номер документа, указанного в графе 44.

В Графах 45 — 47 — информация из органов Федерального казначейства соответствующих документов налоговых органов, указанных в графе 44.

В Графах 48 и 49 — информация при поступлении платежей по расчетным документам, относящимся к плательщикам, состоящим на учете в другом налоговом органе данного субъекта Российской Федерации.

В Графе 50 информация об отражении документа в карточке «РСБ» и соответствующих реестрах.

Аналитическая таблица формируется налоговыми органами ежемесячно в автоматическом режиме на основе данных из Разделов 1, 2 Ведомости невыясненных поступлений (Приложение 6 к Порядку).

Аналитическая таблица служит для проведения мониторинга и контроля за работой налоговых органов по уточнению платежей и может формироваться как за истекший месяц, так и за любой истекший период с начала года.

На региональном уровне формирование аналитической таблицы производится в разрезе подведомственных налоговых органов и в целом по субъекту.

Порядок формирования за истекший месяц основан на подведении результатов работы с фактически поступившими невыясненными платежами отчетный период, в разрезе налоговых органов субъекта, Межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, отражает их прирост и сокращение, а также период выяснения за конкретный период.

Отчетным периодом для формирования служит календарный месяц.

Графы Аналитической таблицы содержат следующую информацию:

а). Код ИФНС (УФНС) — код налогового органа по СОУН;

б). КБК — код бюджетной классификации;

в). ОКТМО — код общероссийского классификатора территорий муниципальных образований;

графы с 2 — 3.8 — отражают остаток невыясненных платежей на начало отчетного периода;

графы 4 — 6.1 — показывают прирост невыясненных расчетных документов, поступивших за отчетный период, как по общей сумме платежей, так и по количеству с разбивкой на расчетные документы, отнесенные органами Федерального казначейства на КБК по учету невыясненных платежей, и расчетные документы, отнесенные к невыясненным налоговыми органами.

графы 7 — 16 — отражают количество и сумму расчетных документов по которым приняты решение об уточнении платежа.

графы 17 — 26 — содержат справочную информацию о совершенных ошибках (неправильное заполнение расчетных документов налогоплательщиками, ошибки банков при формировании ЭПД) и сроках уточнения невыясненных платежей (показывают количество и сумму расчетных документов, выясненных в отчетном периоде и сгруппированных по срокам выяснения платежей: «до 1 месяца», «от 1 до 2 месяцев» и «более 2 месяцев» Показатели данных граф определяются путем сопоставления даты поступления расчетного документа в налоговый орган и даты проведения операций в карточке «РСБ» (Раздел 1) или проведения в лицевой счет (Раздел 2);

графы 27 — 36 отражают остаток невыясненных платежей на конец отчетного периода.

В графах 37 — 38 указывается разница между остатками на конец и начало отчетного периода:

графа 37 = графа 27 — графа 2;

графа 38 = графа 28 — графа 3.

Приложение № 2
к Порядку организации работы налоговых органов
с невыясненными платежами
утвержденному Приказом ФНС России
от 25 июля 2017 г. № ММВ-7-22/[email protected]

КНД 1110100

___________________________________

(наименование организации,

или ФИО физического лица)

___________________________________

(ИНН, КПП организации)

___________________________________

(ИНН физического лица)

___________________________________

(адрес места жительства

налогоплательщика, адрес

местонахождения организации)

Информационное сообщение

о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога,

сбора, страхового взноса, пени, штрафа

N __________ от «__» __________ 20____ г.

Инспекция Федеральной налоговой службы по ______________________________

(наименование и код)

сообщает, что поручение на перечисление налога (сбора, пени, штрафа)

N ___________ от _______________ на сумму ______________ руб. _____ коп.

(номер) (дата)

оформлено с нарушением Правил указания информации в полях расчетных

документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную

систему Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от

12.11.2013 N 107н, —

________________________________________________________________________

(указывается нарушение в соответствии со справочником*).


Утвержден новый порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. Как и прежде, речь идет о расчетных документах, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком либо банком при формировании ЭПД. Теперь к ним также отнесены платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Пересмотрены процедуры уточнения платежных документов. Так, при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. Налоговым органом в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносится решение об уточнении платежа.

Если ошибка возникла по вине банка при формировании ЭПД, то налоговый орган, как и ранее, после сверки расчетов с плательщиком запрашивает банк о представлении копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Введены процедуры уточнения платежных документов по страховым взносам.

Результаты работы налоговых органов с невыясненными платежами отражаются в ведомости после обработки данных, поступивших от УФК. Обновлена ее форма. Сведения из ведомости ежемесячно передаются на региональный уровень в виде аналитической таблицы. Управления, перешедшие на двухуровневую систему, формируют аналитическую таблицу на региональном уровне в целом по субъекту. Межрегиональные инспекции по КН формируют таблицу на местном уровне.

Соответствующий раздел Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» утратил силу.

Приказ вступает в силу с 1 декабря 2017 г.

  • Интернет-конференция
    • АТБ об актуальных кредитных программах и ипотеке
    • АТБ: Сберегать и копить – как?
    • Банк «Открытие» — надежный, современный и быстрый
  • Личные финансы
    • Банкротство
    • Инвестиции
    • Кредитная история заемщика
    • Кредитно-потребительские кооперативы
    • Семейный бюджет
  • Банки
    • Банковское страхование
    • Вклады
    • Интернет-банк и мобильные приложения
    • Кредитование
    • Пластиковые карты
    • Счета и деньги
  • Финансисты
    • Материнский капитал
    • Пенсионные накопления
    • Юридические вопросы
  • Страхование
    • Автострахование
    • Страхование жизни и здоровья
    • Страхование недвижимости

Платежки и невыясненные платежи по новым правилам

Основные причины «потери» перечисленных в бюджет денег:

  • Налогоплательщик неверно указал один из реквизитов в платежном поручении.
  • Сотрудник банка допустил ошибку при обработке платежного поручения.

Далее приведем реквизиты платежного поручения, ошибки в которых приведут к тому, что перечисленные деньги «зависнут» в казначействе как невыясненные поступления:

  • наименование получателя;
  • ИНН и КПП инспекции;
  • счет УФК, наименование банка;
  • КБК;
  • код ОКТМО.

При некоторых ошибках в платежном поручении перечисленные деньги дойдут до ИФНС и внебюджетных фондов, но они не смогут разнести их в карточку расчетов организации с бюджетом. Потребуется уточнение реквизитов. Уточнить можно следующие данные:

  • КБК;
  • ИНН и КПП получателя или отправителя;
  • ОКТМО;
  • назначение платежа;
  • статус налогоплательщика;
  • основание платежа;
  • налоговый период;
  • номер или дата документа-основания.

Совсем по-другому обстоят дела, если налогоплательщик неверно указал номер счета Федерального казначейства или название банка получателя. Ошибки в этих реквизитах ведут к непризнанию обязанности по уплате налога исполненной, поскольку деньги не попадают на необходимый счет (п. 4 ст. 45 НК РФ). Алгоритм действий налогоплательщика в таком случае будет следующим:

  • вновь перечислить платеж, но уже с правильными реквизитами;
  • уплатить начисленные пени;
  • подать в налоговую службу заявление о возврате (или зачете) денежных средств, уплаченных по неверным реквизитам.

Прежде всего нужно запросить сверку расчетов с бюджетом, например, в виде Справки о состоянии расчетов. Результаты сверки могут быть оформлены и актом, подписанным налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налоговой службы. Получение акта сверки расчетов позволит налогоплательщику оперативно реагировать на возникновение разногласий с ИФНС.

Затем необходимо как можно быстрее отправить письмо в налоговую о розыске платежа, образец которого приведен далее. К письму надо приложить документы, которые подтвердят факт осуществления платежа по налогу. Такими документами являются:

  • платежное поручение на уплату налога,
  • выписка из банка.

Если платежка была оформлена в бумажном виде – следует приложить экземпляр, имеющий отметку банка (штамп учреждения и подпись оператора, проводившего операцию). Если же платежное поручение оформлялось в электронной форме – к письму в ИФНС надо приложить его распечатку и уведомление банка о приеме платежки к исполнению (обязательно должна быть указана дата приема).

Письмо в налоговую о розыске платежа не имеет установленной законодательством формы. Чаще всего его составляют в произвольной форме на фирменном бланке или на обычном листе формата А4. Письмо должно содержать стандартные реквизиты деловой документации.

Структура документа следующая:

  • «Шапка». Здесь указывают название налоговой инспекции, ее адрес, также в «шапке» документа следует прописать наименование организации, отправившей письмо, ее юридический адрес, ИНН, КПП, ОГРН.
  • Основная часть. Здесь надо подробно изложить суть проблемы: когда именно платежное поручение было передано на исполнение и в какой форме. Также надо указать сумму платежа и реквизиты платежного поручения, которым перечислялся налог. После этого надо в вежливой форме обратиться с просьбой разыскать пропавший платеж.
  • В заключительной части указывают, какие документы приложены к письму в качестве подтверждения.

Документ должен подписать руководитель организации-отправителя. Также можно поставить печать юридического лица.

Законодательство официально не регламентирует, каким именно способом письмо должно быть передано в ИФНС. Налогоплательщики имеют право предоставить документ следующими способами:

  • лично принести в налоговую инспекцию;
  • передать через представителя, предварительно оформив доверенность;
  • отправить по почте ценным письмом с описью вложения;
  • отправить по телекоммуникационным каналам связи, заверив документ электронной цифровой подписью.

Лучше всего предоставить письмо с прилагающимися документами непосредственно в налоговый орган, тогда на нем сразу будет поставлена отметка о принятии инспекцией.

ИФНС разъясняет. Невыясненные платежи: причины их возникновения

В соответствии со статьей 160.

1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства. Таким образом, в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.

Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям,

Если все же платежное поручение заполнено неверно, возврат ошибочно перечисленных денежных средств возможен при выполнении определенных процедур.

Рассмотрим их. Перечисление денежных средств с ошибками, допущенными в платежном поручении, условно можно разделить на два вида:

  1. невыясненные платежи в бюджет;
  2. иные платежи с ошибками (к примеру, ошибочное перечисление денежных средств не тому получателю, возврат займа с ошибкой в платежном поручении и т.п.).

Возврат ошибочных платежей до наступления стадии безотзывности одинаков для обоих видов и производится кредитной организацией по волеизъявлению плательщика. Правила такого возврата принимаются банком в соответствии с . Если же стадия безотзывности пройдена, осуществить возврат труднее, т.к.

платеж фактически перечислен и в соответствующую процедуру возврата будет вовлечен получатель ошибочного платежа. Процедура возврата невыясненных платежей в бюджет Казначейства регулируется .

Для того, чтобы уточнить налоговый платеж, воспользоваться нужно правилами статьи 45 НК РФ. Правила указанной статьи устанавливают порядок уточнения, если организация или ИП обнаружили ошибку в платежке по перечислению налога, которая не привела к неперечислению налога в бюджет. В этом случае налогоплательщик может написать в налоговую заявление, указав свою ошибку и приложить к нему документы, которые подтверждают уплату налога. Кроме того, в заявлении налогоплательщик просит уточнить перечисленный платеж, а именно, его основание, принадлежность, налоговый период, либо статус плательщика.

Важно! Уточнить платеж налогоплательщик может только если его ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет.

Если плательщик (или иное лицо, перечислившее платеж за налогоплательщика) обнаружил ошибку, ему следует подать в ИФНС заявление с просьбой уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика, а также документы, подтверждающие уплату налога. Если ошибку обнаружат налоговики, они обязаны будут уведомить об этом плательщика (форма информационного сообщения приведена в приложении № 2 к приказу). После получения уведомления плательщик должен написать заявление в ИФНС об уточнении платежа. Решение об уточнении выносят не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления.

В случае, если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронной платежки, то ИФНС после сверки расчетов с плательщиком запросит у банка копию расчетного документа, которую плательщик оформлял на бумажном носителе.

Когда ошибку, которая не влечет за собой неуплату налога, обнаружит налогоплательщик сам, он самостоятельно направляет в адрес налоговой заявление об уточнении платежа.

Когда такую ошибку находит налоговый орган, то он информирует налогоплательщика о необходимости уточнить платеж. В таком сообщении содержится информация о том, что платежка по перечислению налога оформлена с нарушением Правил и указывается конкретное нарушение. Варианты указываемых нарушений:

  • КБК или ОКТМО указаны неверно или не указаны вовсе;
  • Неверно указан или не указан ИНН плательщика или получателя;
  • Не указан или указан неверный КПП плательщика или получателя;
  • Плательщик налога на учете в налоговом органе не состоит;
  • Налог оплачен за третье лицо (

Решение налоговая принимает после получения заявления от налогоплательщика и проведенной сверки расчетов (если принято решение о проведении. Уточняется платеж на день уплаты налога по факту. Также налоговая должна пересчитать пени, которые были начислены на налог в течение периода, пока сумма «висела» в невыясненных платежах.

Важно! Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о решении по невыясненным платежам в течение 5 дней с момента его принятия.

  • Высшее экономическое, бухгалтерское, юридическое образование.
  • Опыт работы на аналогичной должности от 1 года. Специалист должен иметь практический опыт в выяснении денежных платежей, поступивших на специальные счета банка 47416 или 47417. В процессе работы приходится задействовать сразу несколько сторон, включая организаций-корреспондентов по стране и заграницей. Наличие действующих связей поможет быстро и качественно выполнять обязанности.
  • Знание правил бухгалтерского учета банка и особенностей составления отчетности. Старший специалист должен отражать все поступившие деньги на специальные счета и вести по ним отчеты. Для того, чтобы суммы не затерялись, нужно знать, как ведется бухгалтерский учет банка, в каких статьях учитываются невыясненные платежи и как их отражать после перечисления на нужный счет.
  • Знание нормативных документов банка, правил проведения расчетов в рублях и иностранной валюте. Все операции проводятся, согласно установленным нормативам и правилам ЦБ РФ и банка, отклонение от которых не допустимо.

Порядок уточнения невыясненного платежа по страховым взносом аналогичен процедуре уточнения налогового платежа. Но существуют некоторые особенности уточнения:

  1. Уточняются реквизиты по страховым взносам только тогда, когда информация по этому платежу не отразилась на личном лицевом счете застрахованного;
  2. Уточняются реквизиты в зависимости от того, когда платеж по взносам был совершен. Если уточняется старый платеж, совершенный еще до 2020 года, то обратиться нужно в ПФР, а после 1 января 2017 года – уточнять нужно уже в ФНС.

Ведомство рассмотрело три ситуации, которые касаются обновленных правил заполнения счетов-фактур, книги покупок и продаж.

  • Адрес продавца в строке 2а надо указывать в соответствии с ЕГРЮЛ. Пусть даже в адресе есть сокращения и при его написании использованы частично заглавные, а частично — прописные буквы. Минфин подтвердил, что такой счет-фактуру не забракуют.
  • При непрерывных поставках, когда счета-фактуры оформляются на товар, поставленный за отчетный период (месяц), в графе 8 можно указывать одну дату — последний день периода (месяца).
  • При экспорте в ЕАЭС товаров с разными кодами по ТН ВЭД по одной таможенной декларации в графу 3б книги продаж нужно вносить коды видов товаров через точку с запятой.

Что делать с невыясненными поступлениями

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей.

В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены.

Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2020 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития.

Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2020 года.

План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2020 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным.

Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах.

К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.

По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2020 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить.

После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2020 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей.

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.

2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н). Согласно пп. 1 п. 3 ст.

45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств. Подпунктом 4 п. 4 ст.

О;

  • не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
  • несоответствие ИНН наименованию плательщика;
  • отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;
  • указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;
  • отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
  • налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
  • уплата налога производится за третьих лиц;
  • отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;
  • отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;
  • отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

О;

  • не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
  • несоответствие ИНН наименованию плательщика;
  • отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;
  • указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;
  • отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
  • налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
  • уплата налога производится за третьих лиц;
  • отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;
  • отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;
  • отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения. УТОЧНЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ НА УПЛАТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

Выражение «висят на невыясненных», к сожалению, знакомо подавляющему большинству бухгалтеров. Нередко на практике встречается ситуация, когда налоговые платежи уплачены, а затем на расчетный счет выставляется требование об уплате тех же налогов, которые уже были уплачены. Потом выясняется, что платеж не дошел до конечной цели и «висит» на невыясненных платежах. Что делать в этом случае налогоплательщику?

Порядок «работы над ошибками» в рассматриваемом случае установлен п. 7 ст. 45 НК РФ:

  • при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика;
  • затем проводится совместная сверка уплаченных налогоплательщиком (за налогоплательщика) налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган вправе запросить копию ошибочного платежного поручения у банка, который обязан ее предоставить в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа;
  • после этого налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет. При этом пересчитываются пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. О принятом решении налогоплательщик уведомляется в течение пяти дней после его принятия.

С 2017 года данный порядок распространяется и на плательщиков страховых взносов. Но с одной оговоркой: уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (п. 9 ст. 45 НК РФ).

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговым органом в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносится решение об уточнении платежа по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/[email protected]

Налоговые органы информируют налогоплательщика о принятом решении в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ. При этом извещения:

  • направляются в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, — этим же способом;
  • выгружаются в личный кабинет налогоплательщика — при его наличии;
  • направляются по почте — в случае отсутствия личного кабинета.

Поскольку на практике невыясненных платежей огромное количество и далеко не все налогоплательщики вовремя обнаруживают свои ошибки, а зачастую так и пребывают в «счастливом» неведении о том, что их платеж не дошел до адресата, налоговые органы сами проводят работу по уменьшению количества таких платежей.

С 1 декабря 2017 года вступает в действие новый порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами, утвержденный Приказом N ММВ-7-22/[email protected], основные принципы которого следующие.

С какими платежками проводит работу налоговый орган? Работа с невыясненными платежами осуществляется:

  • по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком;
  • по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация кредитным учреждением при формировании ЭПД (электронного платежного документа);
  • с платежами, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Информационное сообщение. По платежным поручениям на уплату налогов и страховых взносов, требующим уточнения реквизитов в целях правильного отражения в информационных ресурсах налогового органа, налоговый орган информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Налогоплательщику направляется информационное сообщение о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа по форме, утвержденной Приказом N ММВ-7-22/[email protected]

В документе указано конкретное платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов, в котором выявлено нарушение порядка его заполнения, также указано, что данный платеж отнесен на невыясненные платежи. Налогоплательщика просят уточнить данный платеж и отправить соответствующее заявление в налоговый орган почтой, лично или по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика.

1 декабря 2017 года начинает действовать новый порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами по уплате налогов и страховых взносов.

Если налогоплательщик сам выявит ошибку в платежном поручении на уплату налогов, то он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением подтверждающих документов. После совместной сверки расчетов налоговый орган вынесет решение об уточнении платежа и пересчитает пени.

Если ошибку выявит налоговый орган, то налогоплательщик получит информационное сообщение с просьбой уточнить реквизиты платежа.

Уточнение страховых взносов проходит по аналогии с налоговыми платежами, но в отношении платежей, которые поступили до 1 января 2017 года, заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в территориальный орган ПФР.

; Отсутствует или указано неверно основание платежа; У налогоплательщика нет открытой карточки расчета по налогом с бюджетом; Неверно указан или отсутствует статус плательщика, либо налогового периода.

Ошибка банка Если ошибка в платеже возникла не по вине налогоплательщика, а по вине банка, формирующего электронную платежку, то, произведя предварительно сверку с плательщиком, ИНФС запрашивает в банке платежку на бумаге, оформил которую налогоплательщик.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *