Как отменить штраф за спецоценку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отменить штраф за спецоценку». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение года с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. После этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет. Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут оформить особую декларацию о соответствии и подать ее в Государственную инспекцию труда: в этом случае действие декларации будет продлеваться автоматически каждые пять лет. Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.

Невыполнение правила о своевременном выполнении оценки повлечет за собой применение санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 действующего КоАП РФ. Она предусматривает несколько видов наказаний, которые зависят от статуса виновника, а также от того, было ли такое нарушение допущено впервые или повторно. Итак, штраф за отсутствие специальной оценки условий труда составит:

    • для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за отсутствие специальной оценки условий труда может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
    • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за непроведение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
    • для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.

.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ нарушение будет считаться повторным, если оно было совершено в течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу постановления о первом административном правонарушении.

Трудинспекторы перешли от слов к делу. Начались штрафы за СОУТ

Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году – не единственное наказание в этой сфере, которому может подвергнуться должностное лицо, предприниматель или организация. Статья 5.27.1 предусматривает полностью аналогичное наказание не только за непроведение СОУТ, но и за несоблюдение правил ее выполнения. При этом нужно учитывать, что в соответствии с действующим законодательством к виновникам применяются штрафы за СОУТ за каждое рабочее место: соответственно, крупные организации, где имеется много должностных позиций, могут штрафовать на суммы весьма серьезных размеров.

Нарушением порядка проведения спецоценки будет считаться любое несоблюдение правил, определенных положениями федерального закона № 426-ФЗ, включая:

  • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда;
  • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации;
  • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы;
  • другие проступки.

Таким образом, штраф за неразмещение СОУТ на сайте, которое многие работодатели считают незначительным нарушением, может достигнуть 200 тысяч рублей, если такой проступок был совершен повторно.

Пока денежные взыскания и другие виды ответственности за несоблюдение правил проведения спецоценки налагаются преимущественно специалистами Государственной инспекции труда при проведении плановых и внеплановых проверок выполнения трудового законодательства. Однако Роструд уже предупредил работодателей о том, что в ближайшем будущем эта система начнет действовать автоматически.

Технические возможности для этого действительно есть. Ответственные органы будут проводить сопоставление данных из Федеральной системы учета результатов СОУТ (ФГИС), а также баз данных о регистрации новых компаний и других информационных ресурсов. Это позволит быстро выявлять организации, которые были зарегистрированы более года назад, но так и не провели спецоценку. В результате к таким компаниям будут применяться автоматические штрафы СОУТ, а избежать наказания станет практически невозможно. Поэтому предприятиям рекомендуется уделять особое внимание выполнению требований 426-ФЗ.

Чтобы специализированная организация могла приступить к спецоценке, работодатель обязан предоставить ей необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения спецоценки. Если работодатель не сделает этого, организация приостановит ­проведение спецоценки или не приступит к ней (ст. 6 Закона № 426-ФЗ).

Отметим, что существенных отличий от ранее действовавшей процеду­ры аттестации нет. Однако появился новый этап – идентификация.

После получения необходимых документов и разъяснений специализированная организация приступит к идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на основании Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который обсуждается и ­утверждается комиссией работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

После составления отчета комиссия по проведению спецоценки, состоящая из представителей работодателя и работников, рассматривает отчет о спецоценке и обсуждает ее итоги. Работодатель должен обратить внимание на то, какой класс (подкласс) вредности устанавливается на том или ином рабочем месте. Ведь каждому классу вредности соответствуют необходимые компенсации, которые работодатель должен будет предоставлять сотруднику, работающему на таком рабочем месте.

Если ни у кого не возникает разногласий по поводу отчета, то он подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Если член комиссии не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

В случае несогласия с результатами спецоценки работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать ее результаты в суд (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ). Судебная практика подтверждает, что работники пользуются этим своим правом.

Судебная практика

Работники обратились в суд с иском о признании карт спецоценки незаконными. Суд иск удовлетворил исходя из того, что перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, не составлялся, нарушено право работников присутствовать при спец­оценке, работники с отчетом о спецоценке не ознакомлены, кроме того, обнаружены нарушения в оформлении протоколов замеров: не проводился необходимый хронометраж, не хватает подписей специалистов, нет доказательств проведения всех соответствующих замеров и т.д. (апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14).

С результатами проведения спецоценки работодатель должен ознакомить работников под личную подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Способ ознакомления работников с отчетом о спецоценке законодательством не регулируется. Ознакомить их можно, например, путем предложения работникам поставить подпись в специальном листе ознакомления, составленном в произвольной форме. Если этого не будет сделано, работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 18 Закона № 426-ФЗ сведения о спецоценке передаются специализированной организацией в Федеральную службу по труду и занятости. Раньше такая обязанность лежала на работодателе. После этой даты специализированная организация будет вносить информацию непосредственно в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, которая заработает с указанной даты.

Что сделать после проведения СОУТ, чтобы не оштрафовали

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2018 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.

Если же эксперт обнаружит вредные условия, то следующим этапом оценки является проведение исследований и измерений данных факторов. Конкретный перечень факторов утверждается членами комиссии.

Штрафы и санкции в специальной оценке условий труда

Не каждый председатель комиссии является руководителем организации. Не каждый руководитель организации априори является председателем комиссии.

Отчет о проведении СОУТ утверждает тот, кто назначен приказом руководителя организации.

Если руководитель назначает самого себя, нарушения нет. Если приказом председателем комиссии назначен один из заместителей руководителя, то руководитель не вправе утверждать отчет.

В 2019 году нужно было в трехдневный рабочий срок направить в экспертную организацию любым способом подписанную копию титульного листа отчета о проведении СОУТ, а дополнительно к этому направить еще и почтой с уведомлением.

В 2020 году можно направлять скан-копию отчета в экспертную организацию по электронным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Срок остался прежний — в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Если у организации есть свой сайт, необходимо разместить на нем не только сводную ведомость, но и утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда.

Ошибка 4. Не отправили декларацию в ГИТ

Декларацию можно отправить по почте, отвезти в ГИТ лично или загрузить на сайте в форме электронного документа:

  • если подаете декларацию в форме электронного документа, подписывайте его квалифицированной электронной подписью работодателя, заполнив форму декларации на официальном сайте Роструда;
  • если направляете почтой России, не забывайте об описи вложения и уведомлении о вручении.

Эти документы пригодятся, если ГИТ будет утверждать, что декларация им не приходила.

Нарушение, если работников не ознакомили с картой СОУТ и декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ознакомьте в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включают периоды временной нетрудоспособности работника, когда он был в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Спецоценка условий труда: как избежать штрафа

  • Дайджест за ноябрь. Топ‑3 главных изменений по охране труда
  • Самое важное за сентябрь. Топ‑3 изменений для специалистов по охране труда
  • Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

Виновник нарушения Штраф за первичное нарушение Санкции за вторичное нарушение
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года
Индивидуальный предприниматель 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней
Юрлицо 60-80 тысяч руб. Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней

Поводом для наложения денежного штрафа за несоблюдение порядка организации СОУТ может стать любое невыполнение требований, установленных законодательством. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям перед тем, как начинать работу в этом направлении, полезно ознакомиться с основными обязанностями, которые налагаются на работодателя в этом процессе. В их число входят:

  • создание комиссии по проведению СОУТ внутри организации с подготовкой соответствующего приказа. Она должна утвердить список рабочих мест для проведения спецоценки и определить, какие из них являются аналогичными;
  • передача исполнителю работ полного пакета документов, необходимого для проведения спецоценки. В него могут войти эксплуатационная документация на оборудование, отчет о предыдущей оценке и другие документы;
  • составление графика проведения работ и его утверждение внутриорганизационным приказом. Для большей эффективности этот график следует составлять совместно с организацией-исполнителем;
  • своевременное утверждение отчета, подготовленного экспертной организацией. Если руководство компании не согласно с информацией, представленной в отчете, не стоит затягивать процедуру утверждения под надуманными предлогами: вместо этого необходимо действовать в порядке, предусмотренном приказом Минтруда № 709н. В нем описаны правила разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проведением спецоценки;
  • подача декларации о соответствии рабочих мест действующим гигиеническим требованиям в территориальное подразделение ГИТ. Этот документ составляется только для мест, признанных оптимальными или допустимыми;
  • доведение до работников сведений о результатах оценки. Это необходимо сделать в письменном виде и получить от каждого работника его подпись, подтверждающую факт ознакомления. Если этого не сделать, высока вероятность получить штраф за неознакомление с СОУТ;
  • размещение данных об итогах процедуры на официальном портале компании, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с этой информацией;
  • передача соответствующих сведений в территориальное подразделение ФСС посредством заполнения формы 4-ФСС. Это необходимо для корректного расчета размеров основного и дополнительного страховых тарифов, уплачиваемых организацией;
  • внесение информации об итогах спецоценки в трудовые договоры с работниками;
  • предоставление предусмотренных законодательством гарантий и льгот работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях.

Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.

До 31 декабря 2018 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее. Однако с 2019 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2020 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

Это связано с тем, что налагать санкции за непроведение спецоценки государственные ведомства будут в автоматическом режиме: сегодня состояние технических инструментов, необходимых для этого, вполне позволяет осуществить эту идею. Для этого будут использоваться две основных базы данных: государственная система учета результатов спецоценки и реестр юридических лиц и предпринимателей, в котором фиксируется дата регистрации компании. Если с этого момента прошло уже более 12 месяцев, и в систему учета не поступили сведения о выполнении СОУТ, на компанию налагается штраф, предусмотренный статьей 5.27.1 КоАП РФ. Учитывая размеры наказания за первичное, а главное, повторное нарушение, эксперты рекомендуют не откладывать в долгий ящик процедуру оценки, если по закону Вам необходимо ее пройти.

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Вспомним, зачем вообще затевался новый закон:

  • проверка безопасности рабочих мест;
  • выявление необходимости использования СИЗ, улучшений условий труда и совершенствование техники безопасности, планирование необходимых для этого мероприятий;
  • определение категорий работников, которым необходимо проходить регулярные медосмотры;
  • установка льготы и компенсации;
  • результаты спецоценки нужны для определения пенсионных взносов (дополнительных) и процента взносов в ФСС;
  • работники знакомятся с итогами специальной оценки, а значит, получают представление о безопасности работы и своих правах.

Больше выгод получают, конечно, работники, но и для работодателя есть плюсы: при пересмотре результатов может появиться возможность применять пониженный тариф, к тому же оправдывать расходы на СИЗ, медосмотры и другие мероприятия по обеспечению безопасности работы будет проще.

Кроме собственно самой спецоценки, законом предусмотрена подача декларации в Роструд, не для всех, а только для тех, у кого нет вредных факторов или условия труда признаны оптимальными (допустимыми).

Период действия отчета — 5 лет. Правда, срок прервется, если возникнут ситуации, при которых понадобится провести спецоценку вне плана:

  • Появление рабочих мест, не участвовавших в СОУТ.
  • Коррекция технологии производства, изменение состава сырья, материалов, смена оборудования.
  • Предписание трудинспекции (других проверяющих в сфере охраны труда и соблюдения трудового законодательства).
  • Выявление профзаболевания, возникшего вследствие воздействия производственных факторов.
  • Если произойдет несчастный случай (кроме ситуации, когда виновными окажутся третьи лица).
  • Изменение СИЗ, если это скажется на уровне воздействия на работников вредных факторов.
  • Внесение обоснованного предложения от профсоюза.

По первым двум пунктам и для вновь зарегистрированных организаций дается двенадцать месяцев со дня события на проведение специальной оценки, в остальных случаях — шесть.

Если вы просто увольняете одного сотрудника и принимаете другого на это же место, то спецоценка не требуется.

Обратите внимание! Нового работника необходимо ознакомить с результатами СОУТ.

Немало остается вопросов по ситуациям, когда происходят незначительные изменения характеристик рабочей среды. Например, проводится замена ламп в кабинете или установка нового монитора для компьютера, за которым работает оператор, и т.п. Все будет зависеть от того, меняется ли при этом воздействие на работника. Ведь при проведении проверки оценивают такие данные, как освещенность, уровень шума, излучение, температура помещения и т.д.

Если не произошло изменений, то и обновлять сведения предыдущей оценки смысла нет. Допустим, что вместо вышедшего из строя монитора установили новый, но той же модели. В то же время не всегда можно определить существенность произошедших изменений, и, возможно, придется обратиться к эксперту. Тот соберет данные, используя специальные приборы, и установит необходимость обновления данных.

Не нужна СОУТ для надомников и дистанционных сотрудников. Не требуется проводить ее и тогда, когда в штатном расписании должность есть, но она является вакантной. Как только место будет занято сотрудником, спецоценка станет обязательной.

Налоговый учет зависит от того, кто несет бремя расходов: работодатель или происходит возмещение за счет ФСС (полностью или частично). Сначала разберемся с первым вариантом.

На общей системе налогообложения затраты на спецоценку учитываются как прочие расходы на реализацию (основание – подпункт 7 п. 1 статьи 264 НК РФ) и признаются в периоде, когда были осуществлены. Используется метод учета, принятый учетной политикой организации: кассовый или по начислению.

На «доходной» упрощенке никакого влияния на налоговую базу не будет. На режиме «доходы минус расходы» учесть оплату спецоценки нельзя, ведь она не входит в закрытый перечень (статья 346.16 НК РФ).

Существует альтернативная точка зрения – отнесение затрат к материальным расходам (услуги производственного характера, направленные на контроль за соблюдением установленных технологических процессов (п. 5 статьи 346.16 и подпункт 6 п.1 статьи 254 НК РФ). ФНС является противником подобного подхода, и высока вероятность, что придется обращаться в суд, чтобы отстоять свою позицию.

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2024 года

Здесь все аналогично упрощенке – в закрытом перечне СОУТ нет, но можно отнести ее к обеспечению мер по технике безопасности (подпункт 6.1 п. 2 статьи 346.5 НК РФ) и учесть в базе. При этом опять же придется спорить с налоговой инспекцией.

Поскольку эти системы налогообложения не подразумевают уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, то, как и в случае с УСН «доходы», проведение специальной оценки на уплате налога не отразится.

При совмещении УСН/ОСНО с другим режимом (ЕНВД, патент) придется вести раздельный учет затрат на СОУТ, если невозможно определить, к какой конкретно деятельности они относятся. Например, если нет разбивки в договоре и актах по рабочим местам или проводится оценка мест работы руководителей, бухгалтеров и другого административного персонала.

Как правило, распределение происходит исходя из размеров выручки по каждому виду деятельности.

Что касается учета для целей налогообложения расходов, которые произведены за счет ФСС, то они при расчете налоговой базы учитываться не будут.

28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее 426-ФЗ). В связи с принятием данного нормативного правового акта 28 декабря 2013 года Федеральным законом &8470; 421-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Во исполнение 212 статьи ТК РФ и с целью предоставления безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) у себя на предприятии. Спецоценка проводится в соответствии с требованиями 426-ФЗ и Приказа от 24.01.2014 &8470; 33н (далее — Методика СОУТ) по следующим этапам:

  1. Подготовительный этап:

    • Создание комиссии по СОУТ и графика ее проведения
    • Составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке
  2. Выбор экспертной организации и заключение с ней договора (контракта);

  3. Предоставление экспертной организации сведений, необходимых для проведения СОУТ;

  4. Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

  5. Этап исследований (испытаний) и измерений;

  6. Утверждение отчета по СОУТ;

  7. Заключительный этап:

    • Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах
    • Уведомление экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ
    • Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — ГНТОТ)
    • Размещение информации об условиях труда по результатам проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии)

Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
  • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

8 типичных ошибок специалистов по охране труда при проведении СОУТ

  1. Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой

  2. Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)

  3. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

  4. Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)

  5. Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)

  6. Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

  7. Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)

  8. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

  9. Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)

  10. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

  11. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

  12. Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки

  13. И т.д.

Для минимизации рисков привлечения к административной ответственности работодатель должен ответственно подойти к выбору экспертной организации.

Состав и функции комиссии должны быть утверждены приказом. Ее основные полномочия – это составление списка рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка, и определение аналогичных позиций в этом списке. Проверьте, чтобы число ее членов было нечетным: так будет проще принимать решения голосованием.

Шаг 2. Выберите исполнителя для проведения работ

Это должна быть организация, которая соответствует требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ. Важнейшее из них – чтобы проведение СОУТ было ее основным видом деятельности (или хотя бы одним из основных). Также необходимо, чтобы компания имела собственную лабораторию дляпроведения испытаний и достаточное количество квалифицированных экспертов в качестве штатных сотрудников. Если все в порядке – заключите с организацией официальный договор.

Его желательно разработать совместно с организацией, которая будет выполнять работы. Это позволит составить график, который будет удобен исполнителю и не нарушит нормальное течение рабочего процесса на Вашем предприятии. График также нужно утвердить приказом.

Ее состав определит сама организация, проводящая СОУТ, и запросит у Вас нужные документы. Это могут быть технологические карты, эксплуатационная документация на оборудование, результаты ранее проведенной спецоценки и другие данные. При определении перечня нужной документации исполнитель будет руководствоваться положениями приказа Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н.

Получив от исполнителя отчет по спецоценке, тщательно проверьте его. Если Вы не согласны с итогами, приведенными в этом документе, Вам поможет Приказ Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2016 г. № 709н. В нем подробно описан порядок рассмотрения разногласийв процессе выполнения этой процедуры. Если претензий и разногласий по этому поводу нет, сообщите организации, проводившей СОУТ, об утверждении отчета в трехдневный срок.

Согласно 426-ФЗ предприятия, на которых обнаружены рабочие места, отнесенные к классу оптимальных или допустимых, обязаны информировать об этом Трудовую инспекцию. Это делается в форме специальной декларации, которая подтверждает соответствие условий труда на таких позициях государственных нормативам. Она составляется по правилам, которые приведены в приказе Минтруда от 7 февраля 2014 г. № 80н. Это нужно сделать в течение 30 дней с даты утверждения отчета о СОУТ.

Непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения

Сотрудники имеют право знать, в каких именно условиях они работают. Поэтому каждого из них необходимо письменно проинформировать о том, к какому именно классу условий труда отнесено его рабочее место. На это отводится 30 дней с даты утверждения отчетности.

Сведения об итогах спецоценки нужно разместить на официальном портале Вашей организации. Это необходимо, чтобы все заинтересованные лицамогли получить к ним доступ в режиме онлайн – например, это могут быть потенциальные работники или контролирующие органы. На это работодателю также дается 30 дней с момента утверждения отчета по СОУТ.

Согласно 426-ФЗ компания, которая проводила спецоценку, обязана в течение десяти дней с момента утверждения отчета передать сведения о результатах СОУТ в Федеральную государственную систему, предназначенную для учета итогов таких работ. Однако работодателю стоит проследить за тем, что эта организация выполнила свою обязанность, поскольку если по каким-то причинам этого не было сделано, передать эти данные придется самому работодателю.

Сведения об итогах СОУТ напрямую влияют на размер тарифов, уплачиваемых работодателем на страхование своих сотрудников от несчастныхслучаев, производственных травм и профессиональных заболеваний. Поэтому такие данные в обязательном порядке должны быть переданы в ФСС.Для этих целей предусмотрена специальная форма 4-ФСС: она утверждена приказом ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381.

За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2018 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.

Если же эксперт обнаружит вредные условия, то следующим этапом оценки является проведение исследований и измерений данных факторов. Конкретный перечень факторов утверждается членами комиссии.

В отчете о результатах проведения СОУТ должна иметь место следующая информация:

  • сведения об оцениваемой организации;
  • перечень рабочих мест с указанием установленных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки для каждого рабочего места, содержащие сведения о классе (подклассе) условий труда;
  • протоколы исследований вредных и опасных производственных факторов;
  • протокол оценки эффективности СИЗ для снижения класса (подкласса) условий труда (при наличии);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • заключения эксперта.
  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2024 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2024 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2024 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, от 28 декабря 2013 г., проведение СОУТ – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя. Таким образом, ответственность за отсутствие или некорректно осуществленную спецоценку полностью возлагается на работодателя.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2024 году ожидают всех, кто не завершил спецоценку до 31 декабря 2021. Расскажем, какую сумму придется выложить в этом случае, кто несет ответственность, можно ли избежать наказания.

С 1 января 2024 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2021. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

С 2024 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Руководитель предприятия с любым количеством наемных работников обязан был провести аттестацию рабочих мест.

Исключение:

  • Организации, работающие без наемных работников, имеющие надомников или дистанционных работников.
  • Работодатель – религиозное учреждение.
  • Физические лица (самозанятые).

Срок проведения первичной спецоценки по ФЗ № 426 истек с 1 января 2020 года. С этого момента для учреждений любой формы трудовой деятельности наступил срок автоматического наложения штрафных санкций на неисполнение закона.

ВНИМАНИЕ! На рабочие места, признанные оптимальными, составляют декларации. Их направляют в трудовую инспекцию. Это служит основанием для отмены спецоценки. Если за 5 лет на р.м. не было травм или профзаболеваний СОУТ не проводят (Письмо Минтруда №15 от 30.08.19).

Исходя из требований закона о завершении первичной спецоценки 31.12.2019 года, в последующие периоды наступает неотвратимость наказания нарушителей в соответствии КоАП РФ ч.2, ст. 5.27.1.

Размеры штрафов за отсутствие СОУТ:

  • Руководителю – 5 000-10 000 руб.;
  • Организации – 60 000-80 000 руб.;
  • ИП – 5 000-10 000 руб.

Для сравнения, денежный начет на руководителя и ИП примерно равен стоимости проведения спецоценки на 2 р. м.

На оценку нового рабочего места, введенного в эксплуатацию дается год. Вакантные места не входят в перечень. На некоторые специальности действует отсрочка по СОУТ, если они были аттестованы по АРМ.

Контролирующие организации считают необоснованным наказывать предприятие, если оно приступило, но не закончило оформление СОУТ.

  • Продолжение работы комиссии, не все раюочие места успели обследовать.
  • Предприятие готово, но специализированная структура приняла заявку на проведение СОУТ в течение 2020 года.

Только внимательное отношение к процедуре, правильное ведение документации может помочь при решении спорных ситуаций. Руководителю следует знать, любые санкционные меры последуют не автоматически, а после уведомления, полученного от надзорного органа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *