Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика и раздельный учет НДС: образец 2024 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
НДС не относится к разряду обязательных налоговых платежей, уплачиваемых всеми без исключения фирмами и предпринимателями.
Например, если ИП или компания применяет спецрежим и не исполняет обязанности налогового агента по НДС, уделять внимание вопросам налога на добавленную стоимость в учетной политике не требуется.
Учитывая специфичность работы с НДС разных компаний и предпринимателей, информация о порядке, способах учета, отчетных и иных связанных с НДС нюансах может быть оформлена по-разному, например:
- отдельной учетной политикой — такой вариант может применяться налогоплательщиками НДС при наличии многочисленных нюансов исчисления этого налога (сложной структуре филиалов, работе с иностранными контрагентами, совмещении режимов налогообложения и др.);
- приложением к учетной политике — обычно в таком виде оформляется методика раздельного учета НДС, без которой затруднительно подтвердить правомерность налоговых вычетов при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности и в иных случаях;
Оформить грамотно такую методику поможет наш раздел про раздельный учет НДС.
- специальной главой (разделом, подразделом) учетной политики — если обязанность по уплате НДС необходимо выполнять в силу требований НК РФ и при этом применяются стандартные учетно-расчетные подходы (отсутствует необходимость раздельного учета НДС, нет льгот и пр.).
Выполнение правила 5 процентов — единственное причина, которая разрешает не распределять НДС по товарам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых операциях.
Но раздельный учет операций все равно нужен. Именно он поможет понять, какая сумма налога к каким операциям относится. Если его не вести, налоговая может восстановить весь входной НДС. Тогда появится недоимка, на которую начислять штрафы и пени.
Суть правила: входной НДС, который поставщики предъявили вам в течение квартала по товарам для облагаемых и необлагаемых операций, можно полностью принять к вычету, если доля расходов на покупку товаров для необлагаемых налогом операций не превышает 5 % (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Помните, что правило работает именно для НДС с товаров, которые приобретены для использования в обоих типах операций. Даже если правило выполняется, оно не будет действовать в отношении товаров, которые заведомо куплены для использования только одном виде операций.
Это правило работает только так и не может применяться при обратной ситуации — когда доля расходов на покупку товаров для облагаемых операций не превышает 5 %. В этом случае налог нельзя будет полностью принять к вычету и нельзя будет полностью списать в расходы. Придется распределять его в стандартном порядке.
Учетная политика организации – образец 2021
ООО «Забота» за квартал купило товары для разных видов операций на следующие суммы:
- 480 000 рублей (в т.ч. НДС — 80 000 рублей) — стоимость товаров для обоих типов операций.
- 30 000 рублей (в т. ч. НДС — 5 000 рублей) — стоимость товаров для необлагаемых операций.
Объем реализации в облагаемых операциях составил 870 000 рублей (в т. ч. НДС — 145 000 рублей), в необлагаемых операциях — 210 000 рублей.
Посчитаем долю операций, освобожденных от налогообложения:
210 000 рублей / (870 000 — 145 000 + 210 000) × 100 % = 22,5 %.
Чтобы понять, надо ли распределять НДС в сумме 80 000 рублей с товаров, приобретенных для обоих типов операций, надо посчитать долю расходов на реализацию освобожденных от НДС товаров в общей сумме расходов.
Например, общая сумма прямых расходов, которые списаны на проданные товары, составила 540 000 рублей. Из них 522 000 рублей на реализацию облагаемых НДС товаров, 18 000 рублей — на реализацию освобожденных товаров.
Общехозяйственные расходы, списанные на реализованные товары, составили 240 000 рублей. Их нужно распределить пропорционально прямым расходом в соответствии с методом, утвержденным в учетной политике. Например так:
- На продукцию, облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 522 000 рублей / 540 000 рублей = 232 000 рублей.
- На продукцию, не облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 18 000 рублей / 540 000 рублей = 8 000 рублей.
Итак, общая сумма расходов на реализацию составила 780 000 рублей (540 000 + 240 000).
Доля расходов на продажу не облагаемой НДС продукции:
(18 000 рублей + 8 000 рублей) / 780 000 рублей × 100 % =3,33%.
У нас получилось, что в ООО «Забота» доля расходов на продажу необлагаемой продукции оказалась меньше 5 %. Отсюда следует, что входящий НДС (80 000 рублей) по товарам, приобретенным одновременно для обоих типов операций, можно не распределять, а принять к вычету в полном размере.
- В чем сложность формирования учетной политики-2021
- 5 универсальных правил для учетной политики-2021
- Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
- Как сделать учетную политику эффективным инструментом
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2024 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Бухгалтерский учёт: что изменится с 2024 года
- Электронная сдача отчётности
Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2024 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.
- Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2024 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2024 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).
Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.
- Разрешили к применению ФСБУ 6/2020
Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.
Правило 5 % по НДС в 2024 году
- Обособленные подразделения
С 2024 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.
- Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли
С 1 января 2024 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.
- Инвестиционный вычет по НИОКР
С 1 января 2024 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.
- Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС
Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.
- Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2024 года действуют новые пониженные тарифы:
— 6% на обязательное пенсионное страхование;
— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— 0,1% на обязательное медицинское страхование.
- Льгота по социальным взносам для МСБ
Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2024 год.
- Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций
Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.
Учетная политика организации для целей налогового учета на 2024 год
Предпринимателю лучше знать, когда вести раздельный учет не имеет практического смыла, ведь без необходимости увеличивать затраты труда бухгалтерии невыгодно.
Существуют отдельные законодательно оформленные ситуации, при которых раздельный учет может не вестись даже при наличии вышеприведенных условий. Среди них – ведение торговли за пределами Российской Федерации (отечественная организация действует территориально в другом государстве). В этом случае оказанные услуги или отпущенные товары не являются базой для начисления НДС.
ВАЖНО! Отчетность в таком случае ведется по требованиям отечественного законодательства, однако рекомендуется в договоре дополнительно приписать указание на место продажи товаров или оказания услуг (для меньшей вероятности возникновения осложнений при проверках).
Тем не менее если предприятие хочет вести раздельный учет в случаях, где это законодательством не предусмотрено, никто не будет иметь ничего против. Цель такого учета может быть не только чисто коммерческой (предоставление к вычету НДС), но и информационной, например, детализация данных по управлению. Раздельный учет в таких ситуациях – это добровольное право любой организации.
Это еще одно правило, которое обосновывает необязательность разделения входного НДС. Оно обосновано в абзаце 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Эту норму могут применять только те, кто обладает льготами по НДС, своевременно (ежеквартально) подтвержденными.
Правило 5% гласит: можно не учитывать входной НДС раздельно, если затраты на операции, подтвержденные льготами, не превышают 5% общепроизводственных расходов. В этом случае разрешено поставить к вычету весь входной НДС, не включая его в стоимость товаров, работ, услуг.
ВНИМАНИЕ! Правило 5% не касается раздельного учета доходов – вести его при соответствующих условиях обязательно.
Если же предприятие ведет только необлагаемые налогом операции и приобретает товары (работы или услуги) у другой стороны, правило 5% для этой ситуации неприменимо: НДС к вычету по этим приобретениям поставить нельзя (Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015).
Долгое время было спорным применение правила 5% для плательщиков ЕНВД – Минфин РФ в письме от 08.07.2005 № 03-04-11/143 и ФНС в письме от 31 мая 2005 г. № 03-1-03/897/[email protected] утверждали, что на этот налоговый режим 5% порог не распространяется. Но судебный прецедент поставил точку в этом вопросе, и ФНС изменил свою позицию, отразив это в письме от 17.02.2010 № 3-1-11/[email protected]).
Приведенное правило говорит прежде всего о расходах на производство. Но ведь немалую долю организаций и предпринимателей составляют не производители, а налогоплательщики-коммерсанты, ведущие торговую деятельность. Будет ли действительна эта норма для торговли?
Министерство финансов РФ в письме от 29 января 2008 г. № 03-07-11/37 позволило распространить 5% порог и на торговые операции, однако не установило это определенно, а лишь указало на такую возможность.
Между тем существуют арбитражные прецеденты, устанавливающие отказ от раздельного учета по причине «правила 5%» для торговой деятельности. Причина проста: торговля, хоть оптовая, хоть розничная, не является производством, для отражения ее операций в бухучете не применяются «производственные» счета.
Организация уполномочена сама выбирать систему введения раздельного учета. Естественно, принятые нормы следует зафиксировать в учетной политике (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Но тут возможны некоторые казусы, которые стоит предусмотреть, связанные с льготами по НДС и правилом 5%. Неизвестно, как именно распределятся расходы по видам деятельности. Это будет ясно только по итогам квартала. Что, если порог в 5% окажется превышенным, а раздельный учет не велся? Придется его восстанавливать, а в ряде случаев еще и корректировать налоговые декларации, что затратно и неудобно. Поэтому нужно принять решение, оговаривать ли эту норму в учетной политике или нет, и если нет, то не использовать ее, даже если такой порог все же сложится.
Учетная политика устанавливается на годичный период. Но что, если у организации появилась необлагаемая НДС деятельность уже после ее сдачи в налоговую? Отказаться от возможности сэкономить на уклонении от раздельного учета? Нет, можно сформулировать и предоставить дополнение к учетной политике: это не будет считаться ее изменением, потому что такие операции возникли впервые, и в начале отчетного периода они не предусматривались (п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденный приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н).
К СВЕДЕНИЮ! В учетной политике стоит перечислить виды деятельности, которыми занимается организация: по отдельности – облагаемые и необлагаемые НДС.
Раздельный учет ндс образец учетной политики
Под пропорцией здесь имеется в виду определение той доли входного НДС, которая приходится на облагаемые и необлагаемые этим налогом операции. Ее необходимо рассчитывать, чтобы определить, какая доля НДС (в процентном соотношении) может быть представлена к вычету. Расходы нужно сгруппировать:
- затраты на деятельность, облагаемую НДС;
- расходы по необлагаемым НДС операциям;
- прочие затраты, которые сложно однозначно отнести к первой или второй группе.
Формула для расчета пропорции НДС по облагаемым операциям:
ДВОбл. = (ВОбл._НДС + ДПрОбл._НДС / В_НДС + ДПр_НДС) х 100%, где:
- ДВОбл. – доля выручки от операций, облагаемых налогом, за учетный период;
- ВОбл._НДС – выручка от облагаемых налогом продаж без НДС;
- ДПрОбл_НДС – прочие доходы по облагаемым операциям без НДС;
- В_НДС – общая выручка от продаж без НДС;
- ДПр_НДС – прочие доходы без НДС по всем операциям.
Все показатели учитываются без НДС для того, чтобы стоимость необлагаемых операций была сопоставима с льготными.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Учетным периодом по НДС является квартал, значит, и рассчитывать пропорцию необходимо поквартально.
Для расчета доли необлагаемых НДС операций применяется тот же принцип пропорции, только ищется соотношение выручки от необлагаемых НДС операций с общей суммой за учетный период.
Третью группу, смешанную, распределять для целей раздельного учета не обязательно. Проще всю ее отнести либо к первым, либо к вторым операциям.
Обычно НДС делят на основе одного из двух объемных показателей:
- приобретенные товары (работы, услуги) используются только в деятельности, облагаемой НДС – вся сумма входного НДС принимается к вычету, если же товары (работы, услуги) используются в не облагаемой НДС деятельности – входной НДС учитывается в стоимости купленных товаров (работ, услуг), т.е. увеличивают «прибыльные» расходы (ст. 149, п. 2 ст. 170, 172 НК РФ);
- приобретенные товары (работы, услуги) в течение квартала одновременно используются и в облагаемых, и в не облагаемых НДС операциях (речь идет об общехозяйственных расходах) – необходимо вести раздельный учет входного НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Такой учет НДС позволяет определить, какую часть входного налога можно принять к вычету, а какую – учесть в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) либо в расходах (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Раздельный учет операций, необлагаемых НДС, в тему нашего материала не входит, мы рассматриваем только различные возможности относительно самого НДС.
Организация раздельного учета НДС имеет два направления, в основе которых лежит возможность компании делать раздельные закупки по видам деятельности (в зависимости от их налогового режима). Наличие или отсутствие раздельных закупок определяет порядок вычета:
- входной НДС можно полностью принять к вычету по облагаемым операциям (по необлагаемым – целиком отнести к увеличению стоимости закупки);
- необходимо использовать особый расчет НДС, поскольку при отсутствии раздельных закупок только часть НДС может стать вычетом.
Особенность указанного расчета в том, что он представляет собой пропорцию для определения суммы, которая будет отражена в Книге покупок по конкретному счету-фактуре. Пропорцию рассчитывают за квартал (письмо Минфина от 12.11.2008 № 03-07-07/121, письмо ФНС от 27.05.2009 № 3-1-11/[email protected]).
Распределение осуществляют в квартале, когда произошло оприходование предмета закупки, подтвержденное соответствующими проводками (письмо Минфина от 18.10.2007 № 03-07-15/159). Как и в любом правиле, здесь есть свои исключения. Они затрагивают:
- Основные средства и нематериальные активы. По указанным объектам компания производит расчеты в первом или втором месяце квартала. Если указанные объекты были поставлены на баланс в заключительном месяце квартала – действует обычный порядок.
- Операции, связанные с финансовой сферой (продажа ценных бумаг, предоставление займов ценными бумагами, операции с финансовыми инструментами срочных сделок и др. операции, названные в п. 4.1 ст. 170 НК РФ).
Примеры раздельного учета по таким пусть многочисленным, но не слишком типичным операциям для большинства компаний мы оставляем за рамками статьи.
Каких-либо конкретных методов и тем более методик, которые обязана использовать компания, нет. Выход из этой ситуации стандартный – компания должна:
- определить принципы раздельного учета облагаемого и необлагаемого НДС;
- самостоятельно разработать соответствующий порядок и закрепить его в учетной политике.
Такие требования озвучены судами. На практике раздельный налоговый учет входного НДС ведут так:
- На субсчетах, специально открытых к счетам реализации;
- С использованием данных аналитического учета (таблицы, справки и т. д.);
- На основе информации из журнала учета выставленных счетов-фактур и Книги продаж.
Выбранный порядок нужно закрепить в учетной политике. Тем компаниям, которые только планируют переход на раздельный учет, предлагаем такие формулировки:
Обратите внимание, что налоговым периодом по НДС является квартал, а это значит, что определить базу для расчета пропорции можно только по окончании квартала (письма Минфина России от 12.11.2008 г. № 03-07-07/121, ФНС России от 01.07.2008 г. № 3-1-11/150 и от 24.06.2008 г. № ШС-6-3/[email protected]). Этого порядка следует придерживаться, даже если основное средство или нематериальный актив, используемые в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС, принимаются на учет в первом месяце квартала и необходимо определить сумму НДС, которая включается в первоначальную стоимость этого имущества.
Порядок отнесения НДС на первоначальную стоимость имущества необходимо изложить в Учетной политике предприятия. Варианты при этом могут быть различные (см. Пример 1).
Пример 1
Вариант 1. База для расчета в момент принятия на учет имущества принимается равной данным по итогам предыдущего квартала. Затем, по окончании квартала, когда будут известны пропорции отгрузки по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, производятся исправительные операции.
Вариант 2. База для расчета в момент принятия на учет имущества принимается равной некой средней величине. Затем, по итогам квартала (налогового периода), производятся исправительные операции.
Как отмечалось выше, базой для расчета сумм НДС является стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав. В Примере 2 приведены варианты расчетных формул сумм налога, подлежащих вычету и включению в стоимость покупки, которые стоит отразить в Учетной политике.
Пример 2
- НДС выч. = НДС общ. х СОП/ ОСП,
- где
- НДС выч. – сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, которую можно принять к вычету;
- НДС общ. – общая сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам за налоговый период;
- СОП – стоимость продукции, облагаемой НДС, отгруженной в периоде, когда приобретались товары (работы, услуги), имущественные права;
- ОСП – общая стоимость продукции, отгруженной в налоговом периоде.
- НДС зат. = НДС общ. х СНП/ ОСП,
- где
- НДС зат. – сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, включаемая в их стоимость;
- НДС общ. – общая сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам за налоговый период;
- СНП – стоимость продукции, не облагаемой НДС, отгруженной в периоде, когда приобретались товары (работы, услуги), имущественные права;
- ОСП – общая стоимость продукции, отгруженной в налоговом периоде.
Организации могут избежать необходимости ведения раздельного учета НДС.
Так, согласно абзацу 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения о раздельном учете в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (см. Пример 3). Следует помнить, что данное право налогоплательщик должен отразить в Учетной политике в целях налогового учета. В противном случае проверяющие органы будут распределять сумму «входного» НДС исходя из вышеизложенной пропорции.
Пример 3
Суммы процентов по займам, получаемые налогоплательщиком от заемщика и не облагаемые НДС, ничтожно малы по сравнению с объемом выручки, облагаемой НДС. Издержки по договорам займа также значительно меньше сумм расходов, приходящихся на обороты, облагаемые НДС. Несмотря на очевидность порядка учета в данном случае, принцип определения «пятипроцентного барьера» должен быть отражен в Учетной политике.
Чиновники считают, что в расчете предельного размера расходов должны учитываться как прямые, так и общехозяйственные издержки (письмо Минфина России от 13.11.2008 г. № ШС-6-3/[email protected]). В письме от 27.05.2009 г. № 3-1-11/[email protected] финансовое ведомство уточняет, что согласно пункту 1 статьи 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществляемые в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. В целях налогообложения прибыли общехозяйственные затраты включаются в состав косвенных расходов.
Кроме того, расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически оправданы, выражены в денежной форме, документально подтверждены, оформлены в соответствии с законодательством РФ и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Далее Минфин делает вывод, что общехозяйственные расходы, удовлетворяющие всем поименованным требованиям, принимаются в уменьшение доходов с учетом НДС в доле, приходящейся на операции, не облагаемые этим налогом.
Опираясь на мнение официальных органов, в Учетной политике для целей налогового учета следует закрепить порядок (схему) учета НДС (см. Пример 4).
Пример 4
Этап 1. Разделение прямых расходов на затраты, относящиеся к облагаемым и не облагаемым операциям. Это можно сделать посредством введения специальных субсчетов или использовать бухгалтерские регистры. Например, к счету 20 «Основное производство» целесообразно ввести субсчета «Расходы на производство облагаемой продукции», «Расходы на производство необлагаемой продукции», «Расходы на производство облагаемой и необлагаемой продукции». Аналогично можно вести раздельный учет материалов, товаров, а также «входного» НДС.
Этап 2. Определение критериев отнесения общехозяйственных расходов на операции, облагаемые и не облагаемые НДС. При этом выделяются конкретные затраты, которые по тем или иным критериям приходятся только на операции, не облагаемые НДС.
Допустим, если налогоплательщик наряду с налогооблагаемыми операциями осуществляет операции с векселями, то можно установить перечень затрат, приходящихся на последние:
- часть заработной платы (с учетом НДФЛ и страховых взносов) бухгалтера (юриста, руководителя), исходя из доли времени, затрачиваемой им на операции с векселями;
- доля амортизации оборудования, на котором работает бухгалтер, определяемая по аналогичному принципу;
- суммы затрат на телефон, отопление, освещение и т.п., приходящихся на необлагаемые операции, можно установить исходя из критерия занимаемой бухгалтером площади и т.д.
Этап 3. Определение суммы совокупных расходов (прямых и косвенных) на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Этап 4. Определение доли процентов затрат, приходящихся на операции, не облагаемые НДС, к общей величине совокупных расходов. Если эта доля меньше или равна 5%, то раздельный учет налогоплательщик может не вести (обязательно прописать данный порядок в Учетной политике).
- Свежие
- Посещаемые
Если расходы по деятельности, не облагаемой НДС, составляют менее 5%, то по смешанным расходам НДС полностью может быть принят к вычету.Однако, когда расходы полностью относятся к необлагаемой деятельности, НДС учитывают в расходах организации. Если расходы по деятельности, не облагаемой налогом, составляют более чем 5%, то НДС по общим расходам может быть принят к вычету пропорционально доли доходов за квартал от операций, облагаемых налогом.
ООО «ВЕГА» осуществляет два вида деятельности, одна из которых подлежит обложению НДС, а вторая – нет. Расходы ООО «ВЕГА» по деятельности, облагаемой НДС, составляют 3 млн. рублей, НДС с расходов – 600 тыс. рублей.
Расходы ООО «ВЕГА» по деятельности, не облагаемой НДС, составляют 100 тыс. рублей, НДС с расходов 20 тыс. рублей.
Общие расходы компании равны 300 тыс. рублей, НДС 60 тыс. рублей.
Выручка компании от деятельности, облагаемой НДС составляет 4,5 млн. рублей без (НДС), а выручка компании от деятельности, не облагаемой НДС составляет 450 тыс. рублей.
Все расходы ООО «ВЕГА», приходящиеся на необлагаемую деятельность составляют:
300 000 х (450 000 / (4 500 000 + 450 000)) = 27 272,73 рублей
Общие расходы по необлагаемой деятельности составляют:
100 000 + 27 272,73 = 127 272,73 рублей
Определим долю расходов по необлагаемой деятельности:
127 272,73 / (3 000 000 + 100 000 + 300 000) х 100% = 3,74%
Расходы компании по деятельности, не облагаемой НДС, составляют менее 5%, поэтому НДС можно принять к вычету полностью в общих расходах.
НДС к вычету будет равен:
600 000 + 60 000 = 660 000 рублей.
В учетную политику для целей налогообложения потребуется внести изменения для того, чтобы можно было НДС делить по новым правилам. Пункт, в котором было прописано правило о 5% необходимо изменить так, чтобы НДС к вычету можно было принять по смешанным затратам.Сделать это можно следующим образом:
«Если расходы на необлагаемые операции не превышают 5% от общей суммы расходов ООО «…..» за квартал, суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам (работам, услугам), используемым одновременно для облагаемых и необлагаемых операций, принимаются полностью к вычету».
Таким образом, организация должна самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике следующие положения:
- Порядок учета доходов, облагаемых НДС, указав счета учета 90.01 «Выручка» и 91.01 «Прочие расходы».
- Раздельный учет входного НДС – счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», включая субсчета.
- Правило «5%».
- Операции, которые исключаются из налогообложения.
- Операции, поступления по которым не относятся к выручке.
- Порядок учета расходов для операций, облагаемых и необлагаемых НДС (счета 26.01 «Общехозяйственные расходы», 44.01 «Издержки обращения в организациях…», 25 «Общепроизводственные расходы», 20 «Основное производство»).
- Порядок расчета расходов по необлагаемым операциям.
- Порядок определения доли распределения налога.
- Порядок определения НДС с целью увеличения стоимости ТМЦ.
- Иные положения.
В бухгалтерском учете по сделкам, облагаемым НДС, изменений нет. Операции отражают следующими проводками:
Хозяйственная операция | Проводка |
Начислен НДС | Д90 (91) К68 |
НДС учтен и принят к вычету | Д19 К60
Д19 К76 Д68 К19 |
НДС учтен и отнесен на увеличение стоимости | Д19 К60
Д19 К76 Д41 Д19 |
НДС восстановлен | Д60 К68
Д91 К68 |
НДС уплачен в бюджет | Д68 К51 |
Важно! Что касается учета операций, необлагаемых НДС, то компании применяют такие аналитические счета, как 19.1 и 19.3. НДС на субсчете 19.1 по правилам пропорции распределяется для вычета.
На субсчете 19.3 учитывают входной НДС, суммы на данном субсчете уменьшают налогооблагаемую базу для отчисления прибыли.
Изменения в учётной политике в 2024 году
Налоговый кодекс РФ предусматривает правило 5%, при котором в том случае если расходы по деятельности, необлагаемой НДС составляют менее 5% всех расходов компании, то она может принять весь НДС к вычету. Однако, при этом у компаний возникали вопросы о том, можно ли принимать НДС к вычету по расходам, относящимся только к деятельности, не облагаемой НДС.
Прежде ФНС говорила о том, что НДС можно принять к вычету по всем товарам, включая те, что относятся исключительно к необлагаемой деятельности. Однако позже мнение налоговиком изменилось. Они пришли к мнению, что учитывать можно только такие затраты, которые относятся одновременно и к облагаемым и к необлагаемым.
Порядок распределения налога будет выглядеть следующим образом:
- Суммированию подлежат выручка компании и иные доходы за квартал, подлежащие налогообложению.
- Полученная сумма делится на общий объем выручки и иных доходов компании за тот же квартал. Сам налоговый оборот в расчете не учитывается, весь расчет осуществляется на «чистых» значениях. Полученное отношение умножают на 100% для того, чтобы определить долю налогооблагаемой выручки.
- После этого рассчитывают вычет путем умножения налоговой ставки на выручку по сделкам, облагаемым налогом, без учета НДС.
- Входные суммы за квартал высчитывают без вычета, определяется сумма налога для увеличения активов, либо прав.
Вопрос: Какими документами компании должны подтверждать раздельный учет НДС?
Ответ: Законодательство не предусматривает определенный порядок для раздельного учета НДС, как и требования к подтверждающим такой учет документам. То есть компании должны разработать способ учета самостоятельно. В бухгалтерском учете разделяют налог по всем операциям, расходы компании и выручку с помощью отдельных субсчетов. Для этого вносят изменения в «Рабочий план счетов». Что касается налогового учета, то компании разрабатывают регистры для распределения налога по всем видам деятельности. Расчет показателей отражают в бухгалтерских справках и пояснениях к учету. А вся методика расчета закрепляется в Учетной политике в специальном разделе, либо в отдельном внутреннем документе компании (например, в методических рекомендациях).
\n\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
\n\n
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
\n\n
\n\n
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
\n\n
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
Составляем учетную политику бухгалтерского учета на 2024 год
\n\n
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Раздельный учет НДС с 2024 года
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
- рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
- конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
- порядок проведения инвентаризации;
- правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).
Организация ведет раздельный учет в части операций, облагаемых НДС по ставке 18 (10) процентов и освобожденных от налогообложения.
Важно! Если прописанные в учетной политике по НДС способы ведения раздельного учета сумм «входного» НДС не соблюдаются, налоговики откажут в праве возмещения НДС (Постановление АС Дальневосточного округа от 02.06.2017 г. №А04-8141/2016).
Приведем фрагмент учетной политики в части раздельного учета НДС.
НДС к |
= |
Сумма НДС, |
× |
Стоимость |
: |
Общая стоимость |
Сумма НДС, подлежащая включению в стоимость активов, определяется как разница между общей суммой НДС, предъявленной поставщиками за отчетный квартал и суммой НДС к вычету.
1.4. Сумма «входного» НДС, подлежащего включению в стоимость товаров, учитывается в себестоимости продаж пропорционально доле стоимости реализованных товаров в общей стоимости товаров, учтенных в квартале».
м. Тургеневская (выход №7)
Первый вагон из центра: ступеньки вверх, налево, эскалатор вверх, лестница вверх, в переходе — налево до упора, ещё раз налево, прямо до конца и направо. Последний вагон из центра: эскалатор вверх, направо, ещё один эскалатор вверх, в переходе — направо до упора, налево, прямо до конца и направо.
Ориентиры: Выход из метро — №7 (к Уланскому переулку).
С левой стороны – здание «Лукойл». Пройти через парковку, далее по Уланскому переулку до перекрестка с Даевым переулком, повернуть налево.
Важно: При себе необходимо иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность с фотографией.
Рассылка анонсов семинаров
Подпишитесь на рассылку, получайте самые выгодные предложения первыми!
Е сли организация, помимо операций, облагаемых НДС, осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (либо освобожденные от налогообложения), необходимо прописать в учетной политике порядок их раздельного учета (п.4 ст.149, абз.5 п.4 ст.170 НК РФ).
Несколько слов о том, зачем нужен раздельный учет. Раздельный учет НДС необходим, чтобы правильно рассчитать сумму НДС к уплате в бюджет.
Сумма НДС,
предъявленная
поставщиками
(исполнителями)
за отчетный
квартал
Стоимость
отгруженных за
отчетный квартал
товаров (работ, услуг),
реализация которых
облагается НДС
Общая стоимость
товаров (работ,
услуг), отгруженных
за отчетный квартал
Сумма НДС, подлежащая включению в стоимость активов, определяется как разница между общей суммой НДС, предъявленной поставщиками за отчетный квартал и суммой НДС к вычету.
1.4. Сумма «входного» НДС, подлежащего включению в стоимость товаров, учитывается в себестоимости продаж пропорционально доле стоимости реализованных товаров в общей стоимости товаров, учтенных в квартале».
- Для целей формирования информации по налоговому учету компания раскрывает в рамках указанного раздела данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
- Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
- Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
- Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности компании, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
- Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
- Для структурной характеристики необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
- Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
- Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.
В письме Минфина России № 03-03-06/1/45756 от 03.07.2018 сказано, что статьей 313 НК РФ определена возможность внесения корректировок в налоговую учетную политику организации только в двух случаях:
- при изменении законодательства о налогах и сборах;
- при изменении используемых методов учета.
Изменить методы учета разрешено только с начала нового налогового периода, то есть с начала года. А вот при изменении законодательства поменять учетную политику разрешается с момента вступления в силу новых норм. От организации зависит, по какому принципу формировать налоговую учетную политику. При появлении новых видов деятельности в нее необходимо внести изменения. В середине налогового периода налогоплательщик вправе поменять учетную политику в двух случаях:
- изменилось законодательство, и эти изменения вступили в законную силу;
- компания начала осуществлять новый вид деятельности.
Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.
В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью.
Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев, согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При выборе «общего» метода организация закрепляет в учетной политике одну из предлагаемых дат — либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, то она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты.
Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и необлагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота) и операций, облагаемых по ставке 0% (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0%).
Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5%» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. «Правило 5%» применяют те организации, у которых доля необлагаемых НДС операций незначительна.
Если организация применяет «правило 5%», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.
Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в общем объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.