Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служба в са льготный стаж пенсия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства – мужчины имеют право на льготную пенсию после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 30 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе.
При отсутствии необходимого общего стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:
- с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года — не менее 25 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года — не менее 26 лет;
- с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 — не менее 26 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 — не менее 27 лет;
- с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 — не менее 27 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2020 года 31 марта 2024 — не менее 28 лет;
- с 1 апреля 2024 по 31 марта в 2022 году — не менее 28 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2022 по 31 марта 2024 — не менее 29 лет;
- с 1 апреля 2024 по 31 марта 2024 — не менее 29 лет 6 месяцев;
Женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистам истроительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базетракторов и экскаваторов – после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
При отсутствии необходимого стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготныхусловияхназначается при налички стажа работы:
- с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года — не менее 20 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года — не менее 21 года;
- с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 — не менее 21 года 6 месяцев;
- с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 — не менее 22 лет;
- с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 — не менее 22 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2020 года 31 марта 2024 — не менее 23 лет;
- с 1 апреля 2024 по 31 марта в 2022 году — не менее 23 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2022 по 31 марта 2024 — не менее 24 лет;
- с 1 апреля 2024 по 31 марта 2024 — не менее 24 лет 6 месяцев.
А также:
- Женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хазяйства имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
- Женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и после уборочной обработке абака имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
- Работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
До достижения 55 лет имеют право на пенсию женщины 1970 года рождения и старше (см. Условия выхода на пенсию по Списку 2).
Водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процес се тяжелых и вредных производств, имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже работы:
- для мужчин — не менее 30 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев;
- для женщин — не менее 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.
При отсутствии необходимого общего стажа до 1 апреля 2024 года применяются условия досрочного выхода на пенсию по Списку 2. На таких же условиях имеют право на льготную пенсию женщины 1970 года рождения и старше.
Вопрос читателя: С 01.09.1973 по 21.07.1976г учёба в ПТУ (специальность по списку №2) С 28.07.1976 по 21.10.1976г работал по этой специальности.С 04.11.1976 по 29.10.1978г служба в СА. Учитывается ли весь этот период в льготный стаж? Через 1 год после службы, работал 2,5года тоже по списку№2. Затем с 03.01.2002 по 14.10.2010г Тоже №2, есть запись в трудовой и аттестация. Высчитывается из льготного стажа отпуска, больничный и т.п?
Ответ: для назначения пенсии по списку № 2 мужчинам необходимо 12 лет 6 мес. работы предусмотренной списком № 2 и 25 лет общего стажа. Если льготный стаж не выработан в полном объёме, отработано не менее половины необходимого стажа то за каждые 2 года 6. мес. работы по списку № 2 на 1 год сокращается пенсионный возраст. В льготный стаж по списку № 2 засчитывается только период стажа когда лицо работало полный рабочий день по специальности по списку № 2 и других работ не выполняло.
23 января 2020 года Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения статьи 13, части второй статьи 14, пункты «б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 №213-VIII.
Поэтому с этой даты применению подлежат статья 13, часть вторая статьи 14, пункты «б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции, действовавшей до внесения соответствующих изменений Законом №213, а именно:
На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, не зависимо от места последней работы:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих
мест:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам;
в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства — мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов — после достижения 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;
д) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства — после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;
е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака — после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
е) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
ж) женщины, работающие в сельскохозяйственном производстве и воспитавшие пять и более детей — независимо от возраста и трудового стажа, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;
з) водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств:
мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев
женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы 20 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.
Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, что перечисляются в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона.
При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев у женщин за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный статьей 12 настоящего Закона, снижается на 1 год.
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
-
Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии
-
Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?
-
Перерасчет пенсии в Украине
-
Негосударственное пенсионное страхование
-
Пенсии в связи с потерей кормильца
-
Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки
-
Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?
-
Пенсионная реформа в Украине
-
Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии
-
Гарантии и льготы для инвалидов
-
Новый механизм начисления пенсий чернобыльцам
-
Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты
-
Пенсионный стаж
-
Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий
Ответить на данный вопрос можно однозначно: служба в армии входит в трудовой стаж, это прописано в действующих законодательных актах.
- военный билет, в котором должны быть указаны даты поступления на воинскую службу и демобилизации;
- справки из военного медицинского учреждения (в случае отсутствия военника, эти справки также принимаются сотрудниками ПФ РФ).
Имея на руках данные документы удастся приплюсовать к будущей пенсии как минимум 1 год полноценного трудового стажа.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, внесший изменения в Закон № 400-ФЗ, которым руководствуются органы Пенсионного фонда России при назначении страховых пенсий по старости.
В ч. 1 ст. 8 настоящего закона устанавливается возраст выхода на пенсию для мужчин в 65 лет с учетом переходных положений поэтапного введения такой нормы. Дополнена статья 8 пунктом 1.2, где сказано, что мужчина вправе обратиться за установлением пенсии по старости ранее указанного возраста на 24 месяца при следующих условиях:
- наличия 42 лет страхового стажа на момент обращения;
- достижения 60-летнего возраста.
Таким образом, начиная с текущего года, мужчина при исполнении ему 60 лет и наличии необходимого стажа, вправе получить заслуженную пенсию. Но в переходный период (первые годы реформы) это будет не на 24 месяца раньше, а на меньшее количество лет.
При оформлении страховой пенсии по старости определяется стаж, который влияет на право гражданина назначить ему ежемесячную выплату. Досрочное обращение за ее установлением возможно при наличии 42-х лет трудовой деятельности для мужчины.
При этом ч. 9 ст. 13 закона № 400-ФЗ установлены следующие периоды, которые будут засчитаны в страховой стаж:
- работа с официальным трудоустройством (подтвержденная трудовой книжкой или соответствующей справкой из архива или с места работы), с оплаты за которую производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд — ч. 1 ст. 11;
- периоды нахождения на больничном — п. 2 ч. 1 ст. 12.
Не входят в подсчет большого стажа периоды, называемые нестраховыми (ст. 12 закона № 400-ФЗ, кроме п. 2). Пенсионные баллы за них начисляются, но для определения 42 лет стажа они не участвуют, поскольку гражданин не получал заработную плату, с которой уплачиваются страховые взносы.
В мужской стаж не входят периоды:
- прохождения военной службы и иные приравненные к ней;
- ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также ребенком-инвалидом, престарелым гражданином (старше 80 лет) или инвалидом 1 группы;
- нахождения на учете по временной безработице с получением пособия в центре занятости;
- участия в общественных работах, за которые производилась оплата;
- переселения в другой населенный пункт для трудоустройства по направлению от службы занятости;
- проживания супругов военнослужащих по контракту, а также проживание за границей РФ с супругой, являющейся представителем дипломатического или консульского ведомства, когда трудоустроиться по месту пребывания не представлялось возможным.
Все эти периоды не будут засчитываться в страховой стаж при определении 42 лет для досрочного назначения пенсии мужчине.
Обратите внимание, что речь идет только про обычный стаж. Льготы по выходу на пенсию тех, кто занят на вредных и опасных производствах, остаются в силе.
Досрочная пенсия для участников АТО: что для этого нужно
Начиная с 1 января 2019 года определить время реализации пенсионных прав мужчинам с большим страховым стажем, можно по следующей таблице:
Год рождения | Общеустановленный пенсионный возраст, лет | Возраст при наличии не менее 42 лет стажа, лет | Год выхода на досрочную пенсию |
---|---|---|---|
1959 | 60,5 | 60 | 2019 |
1960 | 61,5 | 60 | 2020 |
1961 | 63 | 61 | 2022 |
1962 | 64 | 62 | 2024 |
1963 | 65 | 63 | 2025 |
Новый федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ предусматривает с 2019 года льготу для всех мужчин. Статьей 7 предусмотрено, что если у мужчины будет 42 года страхового стажа, то он может выйти на пенсию на 2 года раньше!
Обратите внимание: речь идет не про вредный или опасный стаж, а про самый обычный.
Однако новый закон также содержит ограничение, согласно которому воспользоваться такой льготой мужчинам нельзя раньше 60 лет.
Это, фактически, означает, что в первые годы реформы, когда пенсионный возраст будет поэтапно повышаться с шагом 1 год (в 2019 году — 0,5 года), при длительном стаже на пенсию можно будет выйти не на 2 года раньше, а на меньшее количество лет (в 2019-2020 гг.).
Ниже приводится таблица досрочного выхода на пенсию мужчин по годам рождения (при наличии у них стажа 42 года):
Мужчины | Когда выйдут на досрочную пенсию | ||
Год рождения | Общий пенсионный возраст | Льготный пенсионный возраст (при стаже 42 года) | |
1959 | 60,5 | 60 | 2019 |
1960 | 61,5 | 60 | 2020 |
1961 | 63 | 61 | 2022 |
1962 | 64 | 62 | 2024 |
1963 | 65 | 63 | 2026 и т.д. |
Когда человек оформляет пенсию специалисты ПФР считают его страховой стаж. Этот показатель влияет, в частности, на размер пенсии.
Однако порядок расчета страхового стажа для определения права на досрочный выход на пенсию мужчинам (при наличии 42 лет стажа) будет отличаться от стандартных правил — для досрочной пенсии будет учитываться не весь страховой стаж. Такое ограничение было введено п. 4 ст. 8 нового закона № 350-ФЗ от 03.10.2018.
По новому закону в 37 лет стажа включается:
- официальная работа или иная деятельность на территории РФ, за которую уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;
- официальные периоды нахождения на больничном.
Решением Верховного Суда РФ от 09.06.2016 № АКПИ16-452 «О признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» признано недействующим положение о невключении в специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости периодов обучения и службы в армии.
Принимая такое решение, Верховный Суд РФ исходил из следующего. Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (далее — Закон СССР от 14.07.1956), Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан России на страховые пенсии.
Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В силу ч. 8 ст. 13 указанного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно п. 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» п. 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее – Положение)
В период действия Закона СССР от 14.07.1956 пунктом 109 Положения было определено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (пп. «к»).
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Назначение пенсии по возрасту на льготных условиях
Как отметил в комментарии сайту «24» управляющий партнер, адвокат Юридического центра «Алекс» Александр Травянко, участие в антитеррористической операции для оформления пенсии должен быть обязательно документально подтверждено. Право на получение льготной пенсии имеют и добровольцы, если у них есть вышеупомянутые документы, необходимые для оформления пенсии по сниженному возрасту.
Кроме непосредственных участников антитеррористической операции, замечает Травянко, законом предоставлено право на льготную пенсию и женам, мужьям, родителям участников антитеррористической операции, погибших или пропавших без вести, умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных во время участия в АТО. Обязательным условием для получения пенсии женой или мужем участника АТО является то, что они повторно не вступили в брак с другим человеком.
В соответствии со ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последней работы имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по Списку № 1 и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — после достижения 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах; женщины — после достижения 45 лет и при стаже работы не меньше 15 лет, из них не меньше 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам.
Работники, которые заняты полный рабочий день на других работах во вредных и тяжелых условиях труда, — по Списку № 2, и по результатам аттестации рабочих мест имеют право на пенсию: мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не меньше 25 лет, из них не меньше 12 лет 6 месяцев на указанных работах; женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах.
Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа во вредных и тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы — мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам.
Согласно ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении лицам, отработавшим до вступления в силу этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на следующих условиях:
- лицам, имеющим на день вступления в силу этого Закона (01.01.92 г.) полный стаж на указанных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действовавшим законодательством;
- лицам, не имеющим полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии со ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьями 13, 14 этого Закона, исходя из требований этого стажа, установленных ранее действовавшим законодательством.
Полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных списками, не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением трудовых обязанностей (п. 2 Порядка № 383).
При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 г.
Согласно п. 4 Порядка № 442 аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
Указанный Порядок вступил в силу 21.08.92 г., а это значит, что при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.92 г. соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено результатами аттестации.
Результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, что на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна проводиться внеочередная аттестация.
Такой же порядок применяется в случае прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации с определением правопреемника.
В случае подтверждения этого права по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г. (в течение 5 лет после введения в действие Порядка № 442), в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, засчитывается весь период работы на данном предприятии в производствах, предусмотренных списками. То есть период работы с вредными условиями труда до даты издания приказа на предприятии о результатах проведения аттестации и период работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.
Если аттестация впервые проводилась после 21.08.97 г., в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.92 г., 5-летний период работы на данном предприятии, предшествующий дате издания приказа о ее результатах, и периоде работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.
Если же аттестация с 21.08.92 г. не проводилась или по результатам аттестации, впервые проведенной после 21.08.97 г., право не подтвердилось, в льготный стаж засчитывается лишь период работы с вредными условиями труда на данном предприятии, в учреждении или организации до 21.08.92 г. включительно, то есть до вступления в силу Порядка № 442. В таком же порядке засчитывается льготный стаж, если по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г., право на льготное пенсионное обеспечение не подтвердилось.
Таким образом, если с учетом вышеуказанного порядка лицу назначается пенсия по возрасту на льготных условиях и в льготный стаж засчитан период после 01.01.92 г. (даже если засчитан только по 21.08.92 г.), пенсия назначается по нормам ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении и подлежит возмещению предприятием.
Если льготный стаж приобретен до 01.01.92 г., то пенсия назначается по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении.
При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии со ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении применяется Список № 2, утвержденный постановлением № 1173, и льготный стаж при этом засчитывается до 01.01.92 г. Проведения аттестации рабочих мест в данном случае не требуется. Расходы на выплату пенсии предприятием не возмещаются.
ПФР: Служба в армии – засчитывается в пенсионный стаж
Для подтверждения трудового стажа с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляется трудовая книжка с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписка из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте (для подтверждения стажа после 21.08.92 г.) и уточняющая справка (п. 20 Порядка № 637).
В справке должны указываться: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.
То есть период, который подлежит зачислению в льготный трудовой стаж, определяет предприятие путем предоставления уточняющей справки.
Если предприятие ликвидировано без правопреемника, то льготный стаж подтверждают соответствующие комиссии, действующие в каждой области при Пенсионном фонде Украины.
Как указано выше, применяются разные списки. То есть если, например, лицо работало до 01.01.92 г. и его должность не была предусмотрена списками, действовавшими в то время, а впервые должность введена в списки, действовавшие после 01.01.92 г. (лицо в настоящее время уже не работает по этой профессии), то такое лицо не будет иметь права на льготную пенсию.
Напомним, что до 01.01.92 г. были действующими Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением № 1173, а после — списки, утвержденные постановлениями № 10, № 36, № 162.
Выборная работа засчитывается в льготный стаж лишь в случае назначения пенсии по возрасту на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении, то есть в случае, если весь льготный стаж приобретен до 01.01.92 г.
Пунктом 97 Положения № 590 предусмотрено, что в тех случаях, когда рабочий или служащий был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах, не превышающих 5 лет, приравнивается при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах к работе до избрания.
При зачислении в льготный стаж выборной работы применяются условия, предусмотренные как п. 97, так и п. 109 Положения № 590 (в зависимости от конкретных обстоятельств), которым, в частности, предусмотрено, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в льготный стаж при условии, что перерыв между указанной работой и работой, следующей за ней, не превышает 3 месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях.
- Копия трудовой книжки.
- Копия диплома (только стационар, дневное отделение).
- Копия военного билета (для мужчин).
- Копия свидетельства о рождения детей (для женщин).
- Справка Ок-5 (персонификация) берется в любом Пенсионом фонде с паспортом и кодом.
- Распечатка пенсии с коэффициентом стажа и заработка (берется в Пенсионом фонде где вы получаете пенсию с паспортом и кодом, для тех кто уже на пенсии).
- Копия справок про заработок до 2000 года (при наличии).
- Копия приказа про аттестацию льготного рабочего места (при наличии).
- Копия приказов про принятия и увольнения с льготной работы (при наличии).
- Копия карточки формы Т-2 (при наличии).
- Копия льготной справки про периоды работы на льготном месте (при наличии).
- Паспорт.
- Индетификационый код.
Приметка для просчета необходимо брать во внимания 1-11 пункт.
Согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» без уплаты взносов в Пенсионный фонд в страховой стаж пенсионера засчитывается:
- срочная служба в армии
- уход за ребенком-инвалидом
- воинская (не срочная) служба
- отпуск по беременности и родам
- отпуск по уходу за ребенком до 3 лет
- срочная альтернативная (не воинская) служба
- пребывание на фронте или участие в боевых действиях
- период пребывания за границей жен или мужей дипломатов во время службы
- инвалидность из-за несчастного случая на производстве или профзаболевание
- исполнение обязанностей родителей-воспитателей детских домов семейного типа
- служба в военизированных формированиях, горноспасательных частях и аварийно-спасательных подразделениях, созданных согласно законодательству Украины
- срок получения материальной помощи на профессиональную подготовку/переподготовку и повышение квалификации, а также период получения пособия по безработице
- уход за инвалидом I группы, престарелым, требующим постоянного ухода (по МСЭК) или достигшим 80 лет, если этот уход осуществляет неработающее трудоспособное лицо
Дополнительно к вышеуказанным пунктам в период до 1 января 2004 года в пенсионный стаж согласно действующего тогда Закона «Про пенсійне забезпечення» включаются:
- обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре
- период проживания жен офицеров, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности (не более 10 лет)
Начисление и подтверждение страхового стажа за период трудовой деятельности до 1 июля 2000 года осуществляется на основании записей в трудовой книжке, а также других документов (справки предприятий, учреждений и организаций, а также данные госархивов). После 1 июля 2000 года расчет пенсионного стажа производится сугубо по данным персонального учета в Пенсионном фонде.
Более детальная информация о документах и способах подтверждения стажа для пенсии.
Пенсионный стаж в Украине исчисляется в месяцах. При этом, неполный месяц работы может быть зачтен в страховой стаж в полном объеме, если сумма уплаченных за этот месяц взносов в Пенсионный фонд не меньше минимального страхового взноса. Если по каким-либо причинам страховой взнос был уплачен в меньшем размере, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты (производится сотрудниками ПФ по обращению работника). Без осуществления доплаты, страховой стаж определяется пропорционально уплаченным взносам (по установленной законодательством формуле).
С января 2011 года в Украине действует Единый соцвзнос на общеобязательное государственное социальное страхование (Єдиний соціальний внесок), который заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, соцстрах (больничные), «безработицу» и «несчастный случай на производстве».
С 01.01.2016 года для всех категорий плательщиков установлена единая ставка ЕСВ – 22%.
На данный момент непрерывность стажа работы при назначении пенсии не дает никаких льгот. Сейчас длительность непрерывной работы имеет значение разве что для медицинских и социальных работников, так как за непрерывность стажа им предусмотрены надбавки к зарплате. Кроме того, некоторые предприятия для удержания ценных кадров за свой счет производят выплаты различных премий: лучший работник, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и тому подобное.
Стаж работы: трудовой, страховой, пенсионный
Особенности учета стажа, полученного за границей, зависят от наличия международных договоров о пенсионном обеспечении между Украиной и государством, в котором украинцы работают. Так, например, при назначении пенсии в Украине учитывается страховой стаж, полученный в странах ближнего зарубежья: Армения, Грузия, Казахстан, Российская Федерация, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Туркменистан, Кыргызстан. С этими государствами у нас заключены так называемые территориальные договоры, т.е. пенсия назначается в соответствии с действующим законодательством государства, на территории которого пенсионер проживает.
Между Украиной, Латвией, Эстонией, Литвой, Болгарией, Словакией, Польшей, Румынией, Испанией, Португалией, Венгрией, Чехией и Монголией действуют так называемые пропорциональные договоры о пенсионном обеспечении. Эти соглашения предусматривают пропорциональное финансирование пенсионных выплат, т.е. каждая страна платит пенсию за часть трудового стажа, полученного на ее территории, соразмерно пенсионным взносам и заработной плате. При этом, размер дохода (заработка) определяется исходя из официально установленного курса на момент назначения пенсии. Проверка и подтверждение стажа компетентными органами соответствующей страны осуществляется Пенсионным фондом по запросу пенсионера, с указанием точного адреса предприятия и его названия.
Работа за границей не учитывается при начислении пенсии, если между Украиной и иностранным государством нет договора о социальном и пенсионном обеспечении (Германия, Италия, Израиль).
Приобретение недостающего страхового (пенсионного) стажа путем доплаты ЕСВ в Пенсионный фонд Украины производится в соответствии с ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Перечень лиц, имеющих право на добровольное участие в солидарной и/или накопительной пенсионной системе определен статьей 12 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а именно:
- лица, достигшие 16 лет и не подлежащие общеобязательному пенсионному страхованию согласно ст. 11 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
- иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие, работающие в Украине
- граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за границей
Таким образом, период, за который были выплачены единые страховые взносы, будет засчитан в пенсионный стаж. Условия такого участия, размер взносов и периодичность их выплаты определяются соответствующим договором с ПФ. Если пенсионер не приобрел необходимый для пенсии страховой стаж, органами социальной защиты населения ему может быть назначена госпомощь согласно ЗУ «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию».
Спасатели министерства уходят на заслуженный отдых досрочно.
Выплаты назначаются гражданам Пенсионным фондом России при соблюдении перечисленных ниже условий:
- необходимо отработать более 15 лет в условиях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье человека;
- чтобы к моменту выхода на пенсию спасатель достиг возраста 40 лет.
Из указанного правила есть исключение. Если сотрудник МЧС имеет класс не ниже третьего, для назначения досрочной пенсии достаточно отработать в службе спасения 15 лет или больше. Льгота предоставляется проходящим службу в подразделениях МЧС спасателям.
- Новини
- Статті
- Блоги
- Нове на порталі
- Електронні видання
- Пенсійна енциклопедія
- Нормативно-законодавча база
- Популярні питання
- Статистичні дані (зарплата)
- Управління ПФУ
- Управління Праці та Соціального Захисту Населення
- Банки України
- Недержавні пенсійні фонди
- Компанії страхування життя
- Про нас
- Сервіси порталу
- Пошук
- Навіщо реєструватись
- Партнери
- Презентації проекту
- api
Для получения пенсионных выплат по СС нужно собрать для ПФР следующую документацию:
- Заявление – в бланке стоит указать способ доставки будущей пенсии, например: почта РФ; доставка на дом; банковская карта; доверенное лицо.
- Паспортные данные.
- Пенсионная карта (СНИЛС).
- Документы, подтверждающие стаж.
- Справка о среднем окладе до 2002 (за любые 60 месяцев).
- Дополнительный документ при изменении ФИО.
- Справка из ведомства о прохождении службы.
При формировании военных пенсионных выплат в первую очередь учитывается период трудовой активности, который должен быть не меньше 20 лет. Возраст в данном случае не имеет значения.
Но когда военнослужащий не имеет необходимого стажа, тогда формируются пенсионные отчисления по СС. В данном случае возраст играет весомую роль. Так, для получения пенсионных выплат гражданину должно исполниться как минимум 45 лет.
Возрастные критерии могут быть снижены только в том случае, если военный покинул свой пост по одной из следующих причин: реорганизация отдела; сокращение штата; болезнь, которая привела к инвалидности.
Ну и, конечно же, для назначения пенсионных отчислений, важно учитывать и другие условия, которые зафиксированы в первой части данного материала.
Пенсии на льготных условиях по Спискам №1 и №2
В пенсионном законодательстве предусмотрено досрочное назначение пенсии для мужчин, имеющих как минимум 42 года страхового стажа. Это позволит мужчинам стать пенсионерами еще до достижения установленного пенсионного возраста — на 2 года раньше положенного срока. Такое основание для досрочного выхода на пенсию было введено 1 января 2019 г. в ходе проведения пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста.
Продолжительная трудовая деятельность дает возможность мужчинам стать пенсионерами на 24 месяца раньше положенного срока. Дата досрочного выхода при этом будет определяться с учетом следующих условий:
- Снижение производится относительного установленного для них пенсионного возраста с учетом переходных положений закона.
- Снизить планку возраста можно максимум до 60 лет. Именно по этой причине для некоторых граждан снижение будет произведено не полном объеме – то есть меньше положенных двух лет (см. таблицу по дате рождения).
Законодательством по пенсионному обеспечению военнослужащих для этой категории граждан установлено три вида пенсий:
- по выслуге лет;
- по причине инвалидности;
- в связи с потерей кормильца.
При этом законом оговорены некоторые нюансы при получении права на пенсионное обеспечение:
- Пенсия по выслуге лет назначается и выплачивается ее получателю после его увольнения со службы.
- Назначение пенсии по инвалидности или потери кормильца не зависит от продолжительности службы военнослужащего.
- Пенсионное пособие по инвалидности устанавливается, если она наступила во время прохождения службы или в течение трех месяцев после увольнения, или еще позже, но возникла по болезни или вследствие травмы, полученной в период службы.
Правда ли что, с 2019 года служба в армии исключается из стажа по новому закону? Отразится ли это на размере страховой пенсии по новым правилам? Мы прочитали новый пенсионный закон и разобрались.
Когда человек оформляет пенсию специалисты ПФР считают его страховой стаж. Этот показатель влияет, в частности, на размер пенсии.
Однако порядок расчета страхового стажа для определения права на досрочный выход на пенсию мужчинам (при наличии 42 лет стажа) будет отличаться от стандартных правил — для досрочной пенсии будет учитываться не весь страховой стаж. Такое ограничение было введено п. 4 ст. 8 нового закона № 350-ФЗ от 03.10.2018.
По новому закону в 37 лет стажа включается:
- официальная работа или иная деятельность на территории РФ, за которую уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;
- официальные периоды нахождения на больничном.
До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?
В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:
- обязательный призыв военнообязанных граждан;
- заключение контракта.
Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.
К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ. При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения. Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году.
Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:
Решение Верховного Суда РФ от 09.06.2016 N АКПИ16-452
За назначением военной пенсии по выслуге лет необходимо обращаться в органы тех служб, в которых получатель пенсии служил перед увольнением: пенсионные органы Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и ФСБ РФ. При обращении военнослужащему требуется подать:
- заявление на установление пенсии;
- документы (при необходимости), подтверждающие наличие условий для увеличения выплат или установления надбавок.
Обратиться в пенсионный орган можно лично или переслать заявление и документы по почте. После проверки представленных документов, если с ними все в порядке, в течение десяти дней после подачи заявления (если необходимые документы представлены не позже 3 месяцев со дня, когда их затребовали) проводится назначение пенсионного пособия.
На сегодня в Украине действуют положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №911-VII, который вступил в силу 1 января 2016. Так, если исходить из положений этого закона, то специальный стаж для назначения пенсии по выслуге лет постоянно увеличивается (ежегодно на 6 месяцев), в частности:
- с 1 апреля 2017 по 31 марта 2018 – не менее 26 лет 6 месяцев;
- с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 – не менее 27 лет;
- с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 – не менее 27 лет 6 месяцев
- с 1 апреля 2020 по 31 марта 2024 – не менее 28 лет;
- с 1 апреля 2024 по 31 марта 2022 – не менее 28 лет 6 месяцев
- с 1 апреля 2022 по 31 марта 2024 – не менее 29 лет;
- с 1 апреля 2024 по 31 марта 2024 – не менее 29 лет 6 месяцев
- с 1 апреля 2024 или после этой даты – не менее 30 лет.
Для некоторых категорий работников в Законе предусмотрены особенности относительно стажа.
Важно! Кроме того, выход на пенсию по выслуге лет зависит от возраста. Пенсионный возраст увеличивается постепенно от 50 до 55 лет.
Начиная с января 2016 года, на пенсию выходят после достижения установленного пенсионного возраста (зависит от даты рождения человека). При этом и мужчинам, и женщинам установлен единый возраст выхода на пенсию – 55 лет. Однако пенсионный возраст увеличивается постепенно от 50 до 55 лет. В частности, лица будут иметь право выхода на пенсию в:
- 50 лет – родившиеся с 1 января 1966 по 30 июня 1966;
- 50 лет 6 месяцев – родившиеся с 1 июля 1966 по 31 декабря 1966;
- 51 год – родившиеся с 1 января 1967 года по 30 июня 1967;
- 51 год 6 месяцев – родились с 1 июля 1967 года по 31 декабря 1967;
- 52 года – которые родились с 1 января 1968 по 30 июня 1968;
- 52 года 6 месяцев – родившиеся с 1 июля 1968 по 31 декабря 1968;
- 53 года – которые родились с 1 января 1969 года по 30 июня 1969;
- 53 года 6 месяцев – родившиеся с 1 июля 1969 года по 31 декабря 1969;
- 54 года – которые родились с 1 января 1970 года по 30 июня 1970;
- 54 года 6 месяцев – родившиеся с 1 июля 1969 года по 31 декабря 1970;
- 55 лет – родившиеся с 1 января 1971″.
Пенсии за выслугу лет назначаются при достижении указанных выше пенсионного возраста и специального стажа.
Получите совет юриста за 15 минут!
Круг лиц, имеющих (имевших) право на пенсию за выслугу лет, прописан статьей 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении». Среди них:
- отдельные категории работников авиации и летно-испытательного состава;
- рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене;
- водители грузовых автомобилей, непосредственно занятых в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
- механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах, а также плавсостав морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения);
- работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
- рабочие и мастера (в том числе старшие мастера), непосредственно занятые на лесозаготовках и лесосплаве, включая занятых на обслуживании механизмов и оборудования;
- работники образования, здравоохранения, а также социального обеспечения в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и специальных службах, непосредственно занятые обслуживанием пенсионеров и инвалидов;
- спортсмены;
- некоторые категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов.
Согласно Порядку подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденному постановлением КМУ от 12.08.93 г. № 637 (далее – Порядок № 637), есть возможность документально подтвердить приобретенный спецстаж.
Так, в п. 20 Порядка № 637 предусмотрено: при отсутствии сведений, определяющих право на пенсию за выслугу лет, органами Пенсионного фонда принимаются уточняющие справки учреждений или их правопреемников. В этой справке (подписывают ее руководитель кадровой службы и главный бухгалтер), в частности, указываются:
- периоды работы, зачисляемые в спецстаж;
- профессия или должность;
- характер выполняемой работы;
- первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана эта справка.
Есть еще один документ, на который следует обратить внимание. Это Порядок подтверждения периода работы, зачисляемого в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда от 10.11.06 г. № 18-1, который применяется при отсутствии правопреемника.
При подобных обстоятельствах лица, которые имеют основания для получения пенсии за выслугу лет, но не могут документально подтвердить необходимый стаж, могут обратиться в структурные подразделения Пенсионного фонда, где они получат помощь в сборе официальных подтверждений стажа работы.