Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 33 ТК РФ. Представители работодателей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
1. Комментируемая статья уточняет круг представителей работодателя: представителем работодателя — юридического лица является его руководитель, единоличный исполнительный орган юридического лица (см. коммент. к ст. 20).
Индивидуальный предприниматель действует без представителя либо через уполномоченное лицо.
2. В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллегиальный исполнительные органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в системе социального партнерства нет (а на практике чаще всего так и бывает), работодателя представляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.
3. Надо учитывать возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах, ст. 42 Закона об ООО). Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будет действовать от имени общества, в т.ч. и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.
4. В последние годы приобретает актуальность еще один вид представительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности, прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 96, 126, 127, 129 Закона о банкротстве).
Соответственно, внешний управляющий или конкурсный управляющий представляет интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.
По этому вопросу сложилась и судебная практика, которая исходит из того, что управляющий, назначенный в соответствии с законодательством о банкротстве, является представителем работодателя по закону. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила частную жалобу арбитражного управляющего акционерного общества «Голубая Ока» на Определение Рязанского областного суда, отказавшегося от принятия заявления о признании забастовки незаконной.
Судебная коллегия указала, что, обращаясь в суд, арбитражный управляющий действовал как руководитель акционерного общества в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством (БВС РФ. 1999. N 5).
5. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении интересы работодателя может представлять по доверенности (в соответствии с приказом или уставом организации) руководитель структурного подразделения либо иное уполномоченное лицо (см. коммент. к ст. 40).
6. Руководитель организации имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор от имени работодателя. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п.
Делегирование полномочий или поручение выполнения отдельных действий должно быть надлежащим образом оформлено. Целесообразно в этом случае издать приказ или распоряжение с точным указанием передаваемых прав или поручаемых действий.
7. При участии в механизме социального партнерства на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.
Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Правовой статус объединений работодателей во всем мире базируется на положениях Конвенции МОТ N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948).
Конвенция предусматривает право трудящихся и предпринимателей создавать организации и вступать в них.
По отношению к работодателям принцип свободы создавать организации без какого-либо различия означает, что законодательство и практика каждой страны, ратифицировавшей Конвенцию, устанавливают равные для всех работодателей условия и процедуру создания таких организаций, не делая исключений и не предусматривая привилегий.
Организации работодателей, так же как и организации трудящихся, создаются без предварительного разрешения органов государственной власти. Соблюдение некоторых формальностей (регистрация, например) допустимо. Однако они не должны быть настолько сложными или продолжительными, чтобы это на практике давало возможность властям по своему усмотрению отказывать в создании организаций (Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 50). В соответствии со ст. 4 Конвенции МОТ N 87 указанные организации не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.
Еще одним принципом, закрепленным в Конвенции МОТ N 87, и, соответственно, еще одним элементом права на объединение необходимо признать право работодателей создавать организации по собственному выбору. Эксперты МОТ считают, что это право подразумевает полномочия по выбору структуры и состава организации, по разработке ее устава и регламента, по формированию программы действий (ст. 3 Конвенции), а также по созданию федераций и конфедераций (ст. 5 Конвенции).
Работодатели обладают также правом вступать в уже действующие организации на единственном условии подчинения уставам последних (ст. 2 Конвенции).
Статья 33 ТК РФ. Представители работодателей (действующая редакция)
Начальная часть статьи указывает, что интересы нанимателя в переговорах с персоналом могут представлять:
- сам руководитель организации;
- в случае ИП – лично его владелец;
- уполномоченные ими лица.
Они взаимодействуют с представителями сотрудников по следующим вопросам:
- проведение переговоров коллективного характера;
- заключение/изменение коллективного договора;
- урегулирование трудовых споров.
Также указано, на основании каких положений функционируют представители нанимателя:
- Трудовой кодекс.
- Соответствующие законы федерального уровня.
- Соответствующие законы уровня субъектов РФ.
- Акты органов власти местного уровня.
- Учредительная и иная профильная документация нанимателя.
Во второй части статьи указано, что интересы нанимателя во взаимодействиях с трудовым коллективом могут представлять объединения работодателей. Если такое объединение отраслевого характера отсутствует, то его может заменять иное объединение при условии, что его состав отвечает критериям, прописанным в соответствующем законодательстве.
Итак, рассмотренная статья даёт возможность нанимателям не только самим представлять свои интересы, но и обращаться для защиты своих интересов к соответствующим объединениям.
Каковы разновидности представителей работодателей в переговорах с персоналом на локальном уровне?
Помимо прямо упомянутых в ст. 33 ТК руководителей организации-нанимателя к ним относятся:
- внешний/конкурсный управляющий – в случае банкротства организации (в соответствии с № 127-ФЗ от 26.10.02);
- внешняя управляющая организация или управляющее лицо – при передаче им полномочий по руководству делами организации (в соответствии с № 208-ФЗ от 26.12.95 и № 14-ФЗ от 08.02.98);
- глава структурного подразделения или другой уполномоченный – в случае, если переговоры с сотрудниками по параметрам коллективного договора ведутся на уровне филиала/подразделения.
Все эти лица могут заключать соглашения с персоналом по различным аспектам договоров коллективного характера.
На какие положения опирается ст. 33 ТК?
На международном уровне следует прежде всего упомянуть принятую в 1948 году Конвенцию МОТ №87. Она предусматривает возможность для нанимателей создавать свои объединения и состоять в них, а также излагает основные параметры их функционирования.
Также можно упомянуть принятую в 1949 году Конвенцию МОТ №98, которая указывает, что организации работодателей пользуются защитой от воздействий со стороны организаций, представляющих трудовые коллективы.
Положения этих международных документов отображены в № 156-ФЗ от 27.11.02. Этот документ описывает параметры создания и действий объединений работодателей. Так, в нём указывается, что эти организации должны функционировать в некоммерческом формате и в их документах должно ясно указываться их предназначение.
Если наниматель находится в состоянии банкротства, то с кем должны иметь дело его сотрудники?
Как указано в № 127-ФЗ от 26.10.02, при банкротстве полномочия управляющих органов организации-банкрота переходят к внешнему/конкурсному управляющему. Полномочия же прежних руководителей данной организации утрачивают силу. Поэтому по аспектам изменения договоров, объявления забастовок и других подобных моментов персоналу нужно ориентироваться на переговоры с новыми управляющими лицами. Подобная позиция подтверждается и судебной практикой.
Когда руководитель организации-нанимателя может передать свои полномочия в отношении переговоров с персоналом другим лицам?
Если речь идёт о взаимодействии с сотрудниками на уровне филиала или другого подразделения по параметрам коллективного договора, то доверенность от нанимателя может быть выдана главе данного подразделения или другому уполномоченному лицу (ст. 40 ТК).
Также в переговорах часть полномочий может быть передана специалистам (юристы, менеджеры и пр.). Следует учитывать, что эта передача должна быть грамотно оформлена на документарном уровне.
Статья 33 ТК РФ. Представители работодателей
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Представлять интересы работодателя также могут его представители. Соответствующие положения закреплены в обновленной редакции статьи 33 Трудового кодекса РФ. В качестве представителей могут выступать руководитель компании, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с российским законодательством.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (часть 2 ст. 33 Трудового кодекса РФ).
1. В конкретной организации представительство работодателя и в индивидуальных, и в коллективных трудовых отношениях осуществляют, как правило, одни и те же органы юридического лица. Общее представительство работодателя в трудовых отношениях, в том числе и в отношениях социального партнерства, устанавливается ч. 6 ст. 20 ТК, которая определяет в качестве полномочных представителей работодателя органы управления юридического лица (организации) и уполномоченных ими лиц.
В то же время комментируемая статья предоставляет право на представление работодателя в отношениях по ведению коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, при рассмотрении, разрешении коллективных трудовых споров только руководителю организации (единоличному исполнительному органу юридического лица) или уполномоченным им лицам. Соответствующие полномочия руководителя организации или уполномоченных им лиц определяются ТК, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации (уставом, учредительным договором), локальными нормативными актами.
Вместе с тем реально возникновение ситуации, когда предметом конкретных коллективных переговоров будут являться вопросы, решение которых находится вне пределов компетенции руководителя организации. Например, решение конкретных вопросов оплаты труда может быть отнесено к предмету полномочий коллегиального исполнительного органа юридического лица. В данном случае соглашение по соответствующему вопросу, достигнутое в ходе коллективных переговоров при участии руководителя организации или уполномоченных им лиц, вступит в силу после его одобрения органом, уполномоченным учредительными документами юридического лица на решение данного вопроса.
2. При осуществлении социально-партнерского взаимодействия на локальном уровне в иных формах представителями работодателя могут выступать любые лица, поименованные в ч. 6 ст. 20 ТК РФ. В частности, при внесении работниками предложений по совершенствованию работы организации представителем работодателя помимо руководителя организации на практике являются и коллегиальные органы юридического лица.
3. Работодатель — индивидуальный предприниматель осуществляет представительство как в отношениях социального партнерства, так и в иных отношениях лично. Он вправе наделить полномочиями на представительство своих интересов иных лиц.
4. На иных уровнях социального партнерства (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном) представительство работодателей осуществляют соответствующие объединения.
Объединение работодателей создается как некоммерческая организация для представительства интересов и защиты прав своих членов исключительно во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Объединения юридических лиц, созданные для совместного осуществления какой-либо коммерческой деятельности, не могут выступать в качестве объединения работодателей.
Становление организаций работодателей в РФ было связано не столько с необходимостью участия в отношениях социального партнерства с профессиональными союзами, а со стремлением сообща отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с государством. И лишь в дальнейшем объединения работодателей стали выступать (и выступают сейчас) сторонами при заключении соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения.
Правовое положение объединений работодателей определяется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Их деятельность осуществляется на основе принципа добровольности вступления и выхода из него конкретных работодателей или объединения работодателей.
Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей и вправе осуществлять свою деятельность без прохождения процедуры государственной регистрации. Однако правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (с момента его государственной регистрации).
Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются объединением работодателей самостоятельно и фиксируются в их уставах.
1. Статья 33 ТК РФ гласит, что в отличие от прежней редакции комментируемая статья уточняет круг представителей работодателя: представителем работодателя — юридического лица является его руководитель, единоличный исполнительный орган юридического лица (см. коммент. к ст. 20).
Индивидуальный предприниматель действует без представителя либо через уполномоченное лицо.
2. В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллегиальный исполнительные органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в системе социального партнерства нет (а на практике чаще всего так и бывает), работодателя представляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.
3. Применяя ст 33 ТК РФ, надо учитывать возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах, ст. 42 Закона об ООО). Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в т.ч. и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.
4. В последние годы приобретает актуальность еще один вид представительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности; прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 96, 126, 127, 129 Закона о банкротстве).
Соответственно, внешний управляющий или конкурсный управляющий представляет интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией (статья 21 ТК РФ).
По этому вопросу сложилась и судебная практика, которая исходит из того, что управляющий, назначенный в соответствии с законодательством о банкротстве, является представителем работодателя по закону. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила частную жалобу арбитражного управляющего акционерного общества «Голубая Ока» на определение Рязанского областного суда, отказавшегося от принятия заявления о признании забастовки незаконной.
Судебная коллегия указала, что, обращаясь в суд, арбитражный управляющий действовал как руководитель акционерного общества в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством (БВС РФ. 1999. N 5).
5. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении интересы работодателя может представлять по доверенности (в соответствии с приказом или уставом организации) руководитель структурного подразделения либо иное уполномоченное лицо (см. коммент. к ст. 40).
6. Руководитель организации имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор от имени работодателя. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п.
Делегирование полномочий или поручение выполнения отдельных действий должно быть надлежащим образом оформлено. Целесообразно в этом случае издать приказ или распоряжение с точным указанием передаваемых прав или поручаемых действий.
7. В статье 33 ТК РФ указано, что при участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.
Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Правовой статус объединений работодателей во всем мире базируется на положениях Конвенции МОТ N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948).
Конвенция предусматривает право трудящихся и предпринимателей создавать организации и вступать в них.
По отношению к работодателям принцип свободы создавать организации без какого-либо различия означает, что законодательство и практика каждой страны, ратифицировавшей Конвенцию, устанавливают равные для всех работодателей условия и процедуру создания таких организаций, не делая исключений и не предусматривая привилегий.
Организации работодателей так же, как и организации трудящихся, создаются без предварительного разрешения органов государственной власти. Соблюдение некоторых формальностей (регистрация, например) допустимо. Однако они не должны быть настолько сложными или продолжительными, чтобы это на практике давало возможность властям по своему усмотрению отказывать в создании организаций (Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 50). В соответствии со ст. 4 Конвенции МОТ N 87 указанные организации не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.
Еще одним принципом, закрепленным в Конвенции МОТ N 87, и соответственно еще одним элементом права на объединение необходимо признать право работодателей создавать организации по собственному выбору. Эксперты МОТ считают, что это право подразумевает полномочия по выбору структуры и состава организации, по разработке ее устава и регламента, по формированию программы действий (ст. 3 Конвенции), а также по созданию федераций и конфедераций (ст. 5 Конвенции).
Работодатели обладают также правом вступать в уже действующие организации на единственном условии подчинения уставам последних (ст. 2 Конвенции).
Значение ст. 33 КЗоТ
В Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ), утвержденном ВС РСФСР 09.12.1971 (или старом Трудовом кодексе) ст. 33 играла важную роль, т. к. содержала перечень оснований, дающих право администрации организации инициировать по собственной инициативе расторжение трудового договора с работником. Чаще всего увольнение по 33 статье Трудового кодекса означало, что работник уволен в связи с прогулом или систематическими дисциплинарными нарушениями. Это, соответственно, имело негативную смысловую окраску для него и в дальнейшем служило препятствием для нормального трудоустройства.
Хотя перечень оснований, содержавшийся в статье 33 старого Трудового кодекса РФ, в действительности был более широким и не всегда предполагал наличие нарушения дисциплины. Например, сюда относились также увольнения в связи с ликвидацией организации или из-за сокращения численности работающих.
Статья 33 ТК РФ в ее новом варианте переместилась из раздела, отводившегося рассмотрению тонкостей трудового договора, в раздел, посвященный вопросам социального партнерства в сфере труда, и стала называться «Представители работодателей». Уже из ее названия совершенно ясно, что к вопросам увольнения ст. 33 ТК РФ никакого отношения не имеет.
В ее последней редакции ст. 33 ТК РФ состоит из двух частей, посвященных представителям работодателя во взаимодействии:
- С собственными работниками (их коллективом) при проведении переговоров или разработке (изменении) коллективного договора. Здесь работодатель может быть представлен руководителем юрлица, лично работодателем-ИП или лицами, уполномоченными ими на такое представительство. А для работодателей, учрежденных государственным, региональным или муниципальным органом, таким представителем будет соответствующий государственный орган (ст. 34 ТК РФ).
- С коллективами работников по вопросам (или спорам) коллективного характера, связанным с заключением (изменением) трудовых соглашений, а также при участии в работе комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения. Здесь интересы работодателей представляет их объединение, сформированное на соответствующем уровне (от территориального до общероссийского). Допускается также создание отраслевых и межотраслевых объединений.
Наличие у работодателей прав на объединение утверждают:
- ст. 2 закона РФ «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ;
- п. 2 ст. 7 закона РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 № 92-ФЗ.
Ст. 33 КЗоТ увольнение работника по инициативе работодателя связывала:
- с ликвидацией организации или сокращением ее штата (п. 1);
- несоответствием занимаемой должности из-за уровня квалификации или состояния здоровья (п. 2);
- систематическими дисциплинарными нарушениями, выражающимися в неисполнении трудовых функций или правил трудового распорядка (п. 3);
- прогулом, к которому приравнивалось отсутствие на работе более 3 часов за рабочий день (п. 4);
- болезнью, длящейся более 4 месяцев подряд, если это не декретный отпуск и не увечье (заболевание), являющееся следствием связанных с производством факторов (п. 5);
- восстановлением на работе работника, ранее занимавшего должность нынешнего сотрудника (п. 6);
- появлением на работе в состоянии опьянения какого-либо вида (п. 7);
- совершением кражи, факт которой подтвержден решением суда или иного органа, привлекшего работника к наказанию (п. 8).
Оговорка о необходимости предшествующей увольнению попытки трудоустройства по месту этой же работы относилась к причинам, связанным:
- с п. 1 — ликвидацией (сокращением штата);
- п. 2 — несоответствием должности;
- п. 6 — восстановлением уволенного ранее работника.
В новой ст. 81 ТК РФ сохранены причины увольнения, вызванные:
- Ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя или сокращением его штата. При этом произведена разбивка этих причин на два самостоятельных пункта.
- Несоответствием должности по причине недостаточной квалификации. Появилось требование о необходимости подтверждения несоответствия квалификации аттестационной комиссией. Причина, связанная с состоянием здоровья, из пункта изъята.
- Систематическими проступками дисциплинарного характера.
Подробнее о нарушениях дисциплинарного характера, в т. ч. совершаемых систематически, читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».
- Прогулом, которому равнозначно отсутствие на работе больше 4 часов подряд. В этом пункте не только увеличена протяженность времени отсутствия, но также детализировано определение прогула и уточнено место, в отношении которого может идти речь об отсутствии на работе.
- Появлением на работе в состоянии опьянения какого-либо вида.
- Совершением кражи, факт которой подтвержден решением суда или иного органа, привлекшего работника к наказанию. Эта причина дополнена такими основаниями, как умышленное причинение вреда имуществу, выразившееся в растрате его или намеренной порче (уничтожении).
Соответственно, осталось в силе и требование к работодателю, обязывающее к попытке трудоустройства сотрудников, предваряющей увольнения, вызванные сокращением численности или недостаточной квалификацией работников.
Несохранившиеся в ст. 81 ТК РФ основания, присутствовавшие в ст. 33 КЗоТ, в новом законе были перенесены в другие статьи:
- несоответствие должности по состоянию здоровья трансформировалось в основание, указанное в п. 8 ст. 77 ТК РФ (невозможность подбора работы, соответствующей состоянию здоровья, или отказ работника от такой работы);
- длительная болезнь теперь может в зависимости от ситуации привести к увольнению либо по п. 8 ст. 77 ТК РФ (невозможность подбора работы, соответствующей состоянию здоровья, или отказ работника от такой работы), либо по п. 5 ст. 83 ТК РФ (полная неспособность к труду);
- восстановление работника, ранее работавшего на месте нынешнего сотрудника, переместилось в список оснований, не зависящих от воли сторон (п. 2 ст. 83 ТК РФ).
Новыми основаниями, появившимися в ст. 81 ТК РФ, стали:
- Перемена собственника юрлица (п. 4) как основание для увольнения руководителя этого юрлица, его заместителей и главного бухгалтера.
- Однократно совершенный грубый дисциплинарный проступок (п. 6), в перечень которых вошли прогул, появление на работе в состоянии опьянения какого-либо вида и совершение хищения (растраты, умышленной порчи или уничтожения имущества). Кроме того, сюда же попали такие причины:
- разглашение какой-либо из тайн, оказавшейся известной работнику;
- нарушение требований охраны труда, приведшее к тяжелым последствиям или созданию угрозы их.
- Виновные действия работника, имеющего дело с материальными ценностями, послужившие причиной утраты доверия к нему (п. 7).
- Сокрытие или искажение сведений о собственных или полученных членами семьи доходах, расходах, имуществе и обязательствах, связанных с имуществом, если это значимо для занимаемой должности (п. 7.1).
- Аморальный поступок воспитателя (п. 8).
- Необоснованное решение руководителя юрлица (его филиала), его заместителей или главного бухгалтера, приведшее к ущербу для работодателя (п. 9).
- Разовое грубое нарушение своих должностных обязанностей руководителем юрлица (его филиала) или его заместителем (п. 10).
- Подлог в документах, предъявленных при оформлении трудового соглашения (п. 11).
- Дополнительно введенные в трудовое соглашение с руководителем (или руководителями) юрлица (п. 13).
- Иные случаи (п. 14), которые для определенных категорий работников установлены соответствующими законами. Это могут быть отказ от медицинского освидетельствования, дисквалификация, отсутствие гражданства РФ или необходимых личных качеств. Два таких основания содержит и ТК РФ:
- решение, принятое собственником в отношении руководителя юрлица (п. 2 ст. 278);
- принятие на полную ставку работника на место, ранее занятое совместителем (ст. 288).
Часть этих оснований (пп. 7, 8, 10, 13 ст. 81 ТК РФ) присутствовала ранее в ст. 254 КЗоТ и описывалась как возникающие в определенных условиях.
Имевшиеся в ст. 33 КЗоТ пояснения о попытке трудоустройства, предваряющего увольнение в некоторых случаях, а также о запрете увольнения в период болезни и отпуска в ст. 81 ТК РФ дополнены условиями о необходимости:
- проведения аттестации работников в соответствии с нормами трудового законодательства;
- приложения максимальных усилий для трудоустройства работника до его увольнения, вплоть до предложений нижестоящей должности и работы в другой местности;
- соблюдения при ликвидации филиала правил, применяемых при ликвидации юрлица;
- неприменения увольнения позже 1 года с момента обнаружения таких проступков, как утрата доверия в связи с виновными действиями по отношению к имуществу (п. 7 ст. 81 ТК РФ) и аморальный поступок воспитателя (п. 8 ст. 81 ТК РФ), если они совершены не на работе или не в связи с трудовыми функциями.
Причины увольнения, содержавшиеся в ст. 33 КЗоТ, так же как и основания, приведенные в ст. 81 ТК РФ, делятся на 3 группы:
- происходящие из-за изменений в организационной структуре работодателя;
- связанные с наличием вины работника;
- иные.
Из ст. 33 КЗоТ в них, соответственно, попадают:
- ликвидация работодателя, сокращение штата;
- дисциплинарные нарушения: систематические, прогул, опьянение, кража;
- несоответствие занимаемой должности, длительная болезнь, восстановление ранее работавшего сотрудника.
В ст. 81 ТК РФ в эти группы относятся:
- ликвидация работодателя, сокращение штата, перемена собственника;
- систематические и однократные грубые нарушения дисциплины труда, утрата доверия, аморальный поступок, виновность руководителя, сокрытие или искажение сведений о себе;
- несоответствие занимаемой должности, дополнительные основания для руководителя, другие случаи.
Таким образом, если не брать в расчет те основания, которые в действительности не зависят от воли ни работника, ни работодателя (длительная болезнь, восстановление ранее работавшего сотрудника), то основания увольнения по инициативе работодателя оказались дополненными целым рядом причин дисциплинарного характера (в т. ч. тех, которые в трудовом законодательстве ранее вообще отсутствовали) и мотивами, обусловленными решениями собственника (в т. ч. различающимися в зависимости от формы собственности).
При увольнении работника по причине его собственного волеизъявления следует руководствоваться двумя нормами ТК РФ – пунктом 3 части 1 статьи 77 (общий перечень оснований) и статьей 80 (специальное регулирование), учитывая также комментарий ко второй из них.
Согласно ст. 80 ТК РФ, правила таковы:
- работник вправе прекратить трудовые отношения с работодателем, если заявит об этом письменно как минимум за 2 недели до предполагаемого окончания работы;
- срок информирования работодателя в отдельных случаях может быть иным, если это закреплено законодательно;
- в отдельных случаях, когда расторжение договора вызвано ситуацией, не зависящей от действий работника (например, его поступлением в вуз на очное отделение) или связанной с неправомерным поведением работодателя, работник вправе самостоятельно избирать срок для информирования администрации о своем уходе;
- заключительный день работы является днем полного финансового расчета с увольняемым и вручения ему трудовой книжки и прочих перечисленных в законе документов;
- работник, заявивший об уходе, может отозвать свое заявление до окончания срока отработки кроме тех случаев, когда на эту должность уже приглашен новый специалист;
- если сотрудник изменил свое решение и не желает расторгать договор, тот продолжает свое действие.
Удержание за использованный авансом отпуск при увольнении.
Принятие нового Трудового кодекса позволило пересмотреть ряд законодательных норм, которые были актуальны в советском периоде, но изжили себя при рыночной экономике. Проводя аналогии с КЗоТом, можно сказать, что от той старой версии осталось не более 50%. Остальной текст был изменен полностью, переработан и дополнен. Новый кодекс имеет больше статей, его функциональность выше и отвечает современным трудовым запросам, как работодателей, так и наемных лиц. Кроме того, в нынешний ТК вносятся постоянные доработки и поправки, которые позволяют чутко реагировать на малейшие изменения трудовых норм.
Статья 33 ТК РФ не имеет никаких аналогий с тем же номером в КЗоТ. В старом документе под этой цифрой перечислялись причины, которые могли стать поводом для увольнения, работающего человека вопреки его воле по желанию нанимателя. А вот новый кодекс под этой цифрой содержит информацию иного рода, относящуюся к совсем другим областям. В частности, данная статья говорит о том, кто может являться официальным представителем организации-работодателя. Это весьма важный аспект ведь сама по себе фирма не производит никаких действий и не принимает никаких решений. Все это делается людьми, которые имеют непосредственное отношение к данной организации и наделены определенными полномочиями. Уполномоченным представителем работодателя считается руководитель компании, именно он имеет право принимать ответственные и окончательные решения. Хотя делается это в совокупности с иными специалистами, но вся итоговая ответственность за то или иное решение ложится именно на плечи руководителя или уполномоченного им лица.
Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1) 4) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; 5) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности; (в ред.
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Важно! Отличительная особенность статьи 81 ТК РФ от предшественницы статьи 33 КЗоТ заключается в том, что каждая причина должна иметь подтверждение в виде «вердикта» специальной комиссии, заключения медицинской экспертизы, проведения оценки квалификации и т.д. Трудовой Кодекс РФ автоматически становится на защиту наемного персонала, создавая для работодателя препятствия к увольнению.. Все они перечислены в Трудовом Кодексе РФ
Далее же представлен список не менее популярных, и также весомых, причин, которые могут использоваться работодателем в качестве законного повода.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 указано, что увольнение по такой причине допустимо при условии, что несоответствие сотрудника своей должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации. То есть, субъективного мнения руководства о том, что сотрудник должности не соответствует, а попросту – не справляется с работой, недостаточно
Все они перечислены в Трудовом Кодексе РФ. Далее же представлен список не менее популярных, и также весомых, причин, которые могут использоваться работодателем в качестве законного повода.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 указано, что увольнение по такой причине допустимо при условии, что несоответствие сотрудника своей должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации. То есть, субъективного мнения руководства о том, что сотрудник должности не соответствует, а попросту – не справляется с работой, недостаточно.
Увольнение – это не самая приятная тема для обсуждения. Но чтобы избежать такой ситуации, необходимо знать, за какие поступки руководитель имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке. До недавнего времени в нашей стране действовал КЗоТ РСФСР. По этому кодексу работодатель имел право уволить сотрудника по 33 статье. В статье мы разберём причины увольнения по этой статье, а также отметим изменения в российском законодательстве.
- Уволен по 33 статье КЗоТ РСФСР – что означает и последствия применения
- Изменения в трудовом законодательстве при увольнении работника — новый ТК РФ
- Популярные поводы для увольнения по инициативе работодателя
- Прогул – повод для увольнения в одностороннем порядке
- Утрата доверия – новая причина для увольнения
- Пьянство как повод для увольнения
- Воровство как повод для увольнения
- Несоответствие работника должности (п. 3. ч. 1. ст. 81) – повод для увольнения по статье
Рыночная экономика, частная собственность и построение капитализма взамен «уверенного движения к коммунизму» — фундамент для пересмотра правоотношений между собственником и наемным персоналом. Расторжение заключенного индивидуального договора по инициативе руководства работодателя по сравнению с регламентом Кодекса Законов о Труде (КЗоТ) претерпело ряд изменений в Трудовом Кодексе РФ (ТК РФ), защищая интересы обеих сторон – участников.
Вместе с тем работники, работающие в учебных заведениях, но не выполняющие воспитательных функций (руководители организаций, структурных подразделений, сотрудники подразделений, обслуживающих учебный процесс, и т. п.) увольнению по рассматриваемому основанию не подлежат.
Напомним, что квалификация рабочего определяется документами об его образовании, а также соответствующими формами, удостоверяющими его опыт работы и стаж на конкретной должности. Смотрите видео о поводах для увольнения Другие причины Кроме указанных причин, поводов для увольнения может найтись масса.
Прекращение трудовых отношений по желанию работника обычно вызывает меньше всего сложностей. Как правило, стороны договора приходят к согласию, и у них не возникает конфликтов.
Однако недобросовестные работодатели нередко принуждают работников писать заявления об уходе с работы, подменяя тем самым настоящее основание увольнения. В этом случае могут пострадать интересы работника, и такое увольнение признается незаконным. Тогда уволенного гражданина суд восстанавливает в должности.
Поэтапно процедура увольнения выглядит следующим образом:
подача работником заявления о предстоящем увольнении
Нужно обратить внимание на указание в документе даты окончания работы. Необходимо формулировать так: «прошу уволить 1 августа», но не «с 1 августа»
Дата увольнения станет заключительным днем работы в организации;
течение срока между подачей заявления и увольнением. Стандартно закон предписывает соблюдать двухнедельный срок, для руководства он равен месяцу. Но если обе стороны не возражают, такой срок может быть сокращен. Работодатель не вправе изменить его в сторону уменьшения самостоятельно;
издание приказа об увольнении гражданина. Приказ оформляется в заключительный день работы сотрудника и представляется ему для ознакомления. Если гражданин того желает, ему выдается копия приказа;
выдача работнику справки о полученной им за последние 2 года зарплате. Документ передается сотруднику в день его увольнения или, если это невозможно, в течение 3-х дней после соответствующего его заявления;
формирование справки или другого документа с информацией для ПФР. Закон не оговаривает точную форму документа, но должны применяться формы, указанные Пенсионным Фондом РФ;
запись о произведенном увольнении в личной карточке сотрудника;
формирование записки-расчета в отношении сотрудника. В документ вносится информация о работнике, сведения о периоде его работы и данные о начислениях и выплатах при увольнении;
полный расчет. Все суммы должны быть выданы увольняемому сотруднику в день окончания работы. Если же гражданин в этот день на работе не был, деньги выдаются в день, следующий сразу после поступления от него такого требования;
запись в трудовой книжке. После внесения информации книжка выдается ее владельцу;
возврат гражданину копий документов, которые он представлял при приеме на должность.
Основания для аннулирования контракта, содержащиеся в 2-х кодексах:
- Упразднение предприятия и сокращение персонала. В действующем кодексе они вынесены в отдельные пункты.
- Недостаточный профессионализм для занимаемой должности (устранена причина, касающаяся здоровья). По новым правилам, необходимо подтверждение аттестационной комиссии.
- Регулярное несоблюдение внутреннего распорядка.
- Отсутствие на рабочем месте в течение определенного количества времени (весь день или определенный период – ранее это было 3 часа, сейчас – 4). В ст. 81 имеется уточнение, отсутствовавшее в ст. 33 – прогул будет установлен, если члена персонала нет именно на рабочем месте, определенном трудовым контрактом.
- Пребывание на службе в нетрезвом состоянии – дополнено необходимостью медосвидетельствования.
- Кража, доказанная судебным либо иным надзорным органом. В действующем ТК имеется дополнение об умышленном причинении имущественного вреда (растрата/уничтожение).
Также сохранено обязательство директора – при увольнении должна быть помощь от него в новом трудоустройстве (если причина аннулирования контракта сокращение, упразднение организации или недостаточный уровень профессионализма сотрудника).
- несоответствие служебному месту из-за неудовлетворительного состояния здоровья перешло в п.8 ст. 77 – общие условия аннулирования контракта из-за невозможности подбора рабочего места, подходящего состоянию здоровья сотрудника, либо отказ от такого предложения;
- длительная нетрудоспособность может стать причиной прекращения контракта по п.8 ст.77 (указана выше) либо по п.5 ст. 83 (полная неспособность исполнения трудовых функций);
- восстановление работника, на чье место оформлен увольняемый, перешло в основания, не зависящие от воли сторон (п.2 ст.83 ТК).
Определение «уволен по статье 33» до сих пор для большей части взрослого населения означает увольнение человека за систематическое пропуски на работе или пьянство. Однако не многим известно, что после вступления в силу Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2002 года произошло смещение нумерации и данная статья содержит совсем иные положения, не связанные с исключением сотрудника из штата организации.
Во всех советских республиках и РСФСР в трудовом кодексе именно статья 33 вызывала у работающих людей особый интерес, поскольку в ней отображались множественные причины, дававшие полномочия нанимателю в лице сотрудника руководства или администрации предприятия инициировать разрыв соглашения о найме со своим персоналом, то есть увольнять. В качестве причины указывались преимущественно прогулы, пьянство, регулярные нарушения трудовой дисциплины.
Соответствующая запись появлялась на странице трудовой книжки работника и подразумевала негативный смысл, становясь впоследствии препятствием для последующего трудоустройства. И хотя отсутствия работы в Советском Союзе практически не наблюдалось, служащие отдела кадров с предубеждением относились к соискателям, уволенным «по статье».
Однако перечень оснований включал множество пунктов, многие из которых не фиксировали нарушения со стороны персонала. Расторжение договора о найме с работником могло быть инициировано по желанию администрации из-за вероятного прекращения деятельности предприятия или уменьшением количества работающих людей.
Увольнение по статье 33 трудового кодекса РФ старого образца не производится с 2002 года. При необходимости разрыва трудового соглашения представитель администрации обязан опираться на перечень оснований, отображенных в ст. 81. И когда персонал пугают тридцать третьей, следует понимать, что это всего лишь привычка, которая формировалась на протяжении многих лет.
Анализ положений, содержащихся в ст. 81 ТК РФ, позволяет сделать вывод, что большинство пунктов перешло из прежней 33 статьи, претерпев при этом незначительные изменения и доработки. В частности, сохранились следующие причины увольнения.
- Прекращение деятельности компании и уменьшение численности штата. В новой версии эти два пункта были разбиты, и стали самостоятельными.
- Несоответствие служебному положению вследствие недостаточности квалификации. Но это должно теперь подтверждаться выводами аттестационной комиссией.
- Систематические нарушения норм поведения на работе.
- Прогул. Теперь дано четкое определение этому термину, причем было увеличено время отсутствия на рабочем месте.
- Неадекватное состояние. Появление на работе после употребления алкоголя, наркотических веществ или их прием во время трудовой деятельности.
- Совершение кражи. Факт подобного действия должен быть подтвержден судебными органами и зафиксирован в решении письменно. Кроме того, появились такие основания, как умышленное причинение вреда имуществу, которое выражается в растрате финансовых средств или порче.
При этом сохранило свою силу и требование, предъявляемое к руководителю, которое обязывает его трудоустроить своих работников в случае неизбежного сокращения штата и обеспечить своевременную выплату заработной платы.
Наряду со старыми пунктами, в статье 81 ТК РФ появились и новые положения, что позволило сделать ее более емкой и функциональной. Так, усовершенствованная версия дополнилась следующими основаниями.
- Смена владельца компании, предполагающая увольнение руководящего персонала, заместителей, а также главного бухгалтера.
- Совершение грубого или тяжелого нарушения трудовой дисциплины (даже единожды) в виде присутствия на рабочем месте в состоянии опьянения, распития алкоголя в течение дня, хищения, растраты.
- Невыполнение условия о неразглашении государственной, коммерческой тайны, повлекшей тяжелые последствия для организации или собственника компании.
В список причин, позволяющих разорвать трудовые отношения с персоналом без его согласия, относятся также безнравственные действия и поступки, предоставление неверных данных, ложных документов при устройстве на работу или в период трудовой деятельности.
Важно знать! Несмотря на некоторые изменения и внесение ряда дополнений в ст. 81 ТК РФ, большая часть положений, как и прежде, связана с нарушениями трудового поведения служащего персонала.
33 статья действующего ТК РФ к увольнению работников никакого отношения не имеет. Однако она вызывает негативные ощущения, поскольку ассоциируется со старым законодательством, особенно у тех, то имел подобную запись в трудовой книжке. В действующем Кодексе ее аналогом считается ст. 81, которую удалось существенно расширить и дополнить. Новые положения в равном мере касаются как руководителя, так и сотрудников.
Инфо
Он вправе наделить полномочиями на представительство своих интересов иных лиц. 4. На иных уровнях социального партнерства (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном) представительство работодателей осуществляют соответствующие объединения. Объединение работодателей создается как некоммерческая организация для представительства интересов и защиты прав своих членов исключительно во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Объединения юридических лиц, созданные для совместного осуществления какой-либо коммерческой деятельности, не могут выступать в качестве объединения работодателей.
Статья 33 ТК РФ — Представители работодателей
Добавлена причина увольнения — нанесение ущерба действиями должностного лица своему работодателю. Хотя статьи 33 КЗоТ РФ и ТК РФ совершенно не совпадают, действующее трудовое законодательство, как и во времена РСФСР, предусматривает ситуации, допускающие увольнение (в ТК РФ — расторжение трудового договора) даже в случаях, когда сотрудник сам не изъявляет такого желания. Как и прежде, большая часть оснований такого увольнения напрямую связывается с виновными действиями самого работника: начиная от прогула, дисциплинарных нарушений до подлога документов.
Обратите внимание: к причинам увольнения без согласия работника отнесены аморальный поступок, недостоверные сведения/документы, представленные лицом работодателю (как при приеме на работу, так и во время работы).
- ликвидации/сокращениях;
- несоответствия должности, состояния здоровья;
- нарушениями дисциплины (с признаками неоднократности);
- прогулами;
- длительными болезнями (не связанными с беременностью и профзаболеваниями/трудовыми увечьями);
- выходом ранее уволенного лица на рабочее место;
- пьянством на работе;
- кражей (необходимо было, чтобы ее факт подтверждался решением суда).
Внимание
Соответствующие полномочия руководителя организации или уполномоченных им лиц определяются ТК, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации (уставом, учредительным договором), локальными нормативными актами. Вместе с тем реально возникновение ситуации, когда предметом конкретных коллективных переговоров будут являться вопросы, решение которых находится вне пределов компетенции руководителя организации. Например, решение конкретных вопросов оплаты труда может быть отнесено к предмету полномочий коллегиального исполнительного органа юридического лица.
Волеизъявление нанимателя о расставании с членом коллектива в современной интерпретации регулируется статьей 81 ТК РФ. Увольнение по инициативе руководства может быть вызвано тремя группами причин:
- Действия сотрудника, подтверждающие вину:
- одноразовое грубое нарушение норм труда, установленных в организации;
- неоднократное пренебрежение исполнением должностных обязанностей при наличии непогашенного дисциплинарного взыскания;
- утрата доверия в результате выявленной «нечистоты на руку»;
- совершение аморальных поступков, включая предоставление подложных документов.
- Обстоятельства непреодолимой силы, не связанные с личными качествами сотрудника:
- ликвидация предприятия или структурного обособленного подразделения по инициативе вышестоящей организации;
- сокращение численности штатных единиц вследствие изменения рынка сбыта и снижения объемов;
- реорганизация по причине смены руководства и перехода на новые направления деятельности.
- Обстоятельства, не являющиеся следствием виновных действий, но имеющие отношение к личности сотрудника:
- несоответствие занимаемой должности;
- выполнение работы при недостаточности квалификации.
Важно! Отличительная особенность статьи 81 ТК РФ от предшественницы статьи 33 КЗоТ заключается в том, что каждая причина должна иметь подтверждение в виде «вердикта» специальной комиссии, заключения медицинской экспертизы, проведения оценки квалификации и т.д. Трудовой Кодекс РФ автоматически становится на защиту наемного персонала, создавая для работодателя препятствия к увольнению.
В современном варианте ст. 33 перемещена в раздел социального партнерства. Она включает в себя разъяснения о том, кто может быть представителем работодателя. Поэтому к увольнению она не относится.
Текст содержит две части. В первой говорится, что переговоры с сотрудником может вести руководитель, владелец ИП или любое уполномоченное лицо. Иногда такое взаимодействие требуется для изменения текста договора. В государственных учреждениях в этой роли выступает соответствующий орган.
Если возникли коллективные споры, связанные с изменениями в трудовых соглашениях, интересы работодателя представляет соответствующее объединение (оно может быть разного уровня от территориального до общероссийского). Актуально это и при участии в комиссиях, которые регулируют социально-трудовые отношения.
Уволить человека нельзя без соответствующих причин. Но в современной редакции статья давно имеет другой смысл.
Статья 33 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении
В Трудовом Кодексе сохранилась возможность убрать человека с должности по инициативе нанимателя. Но для защиты прав сотрудника и предупреждения злоупотреблениями их перечень причин строго регламентирован.
В старой версии было всего лишь 8 оснований, в новой их стало 14. Все их можно разделить на две группы — не связанные с действиями человека и ставшие следствием его поведения.
1. Объединение работодателей — некоммерческая организация. Положение некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Этот Федеральный закон закрепляет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Рассматриваемый Федеральный закон применяется ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Некоммерческой является организация, у которой получение прибыли не является основной целью деятельности. Некоммерческая организация создается для достижения социальных целей, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация обладает рядом особенностей:
- она должна иметь самостоятельный баланс или смету;
- создается без ограничения срока деятельности, если иное не определено учредительными документами некоммерческой организации;
- вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами территории РФ;
- должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;
- вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему;
- должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Место нахождения некоммерческой организации считается местом ее государственной регистрации, если в соответствии с законом учредительными документами не установлено иное.
2. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные организации граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Участники (члены) общественных, а также религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.
3. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Приведем ниже выдержки из него (ст. ст. 1 — 14 — не приводятся).
До 2002 года в России действовал старый, принятый еще в Советском
Союзе, Кодекс законов о труде.
Именно в нем содержалась та самая 33-я ст., появления
которой в трудовой книжке все боялись. «Уволен по 33-й» — это говорило о том,
что человека выгнали с работы. Значит, он в чем-то провинился.
Увольняли по 33-й:
- за прогул;
- за появление на работе в состоянии опьянения;
- за совершение серьезных дисциплинарных
проступков.
С занятостью в СССР проблем не было. Даже наоборот – тех,
кто не хотел работать, заставляли искать себе общественно-полезное занятие.
Поэтому брали на какие-то должности и тех, кто был уволен, например, за
пьянство. Но относились к таким людям предвзято, на ответственные и высокие
должности не ставили.
Это важно знать: Как получить чёрную и серую зарплату после увольнения
Вот что такое была статья 33.
В 2002 году вступил в силу новый документ – Трудовой кодекс.
В нем ст. 33 звучит совсем не страшно: «Представители
работодателей». То есть, в ней называются лица, которые вправе выступать от
имени организации при обсуждении условий коллективных договоров, участвовать в
- трудовых спорах и так далее.
- Естественно, уволить по 33-й теперь не могут.
- Но есть другая статья, ТК, которая содержит основания
увольнения по инициативе работодателя. Она пришла на смену той самой – «тридцать - третьей».
Ст. 81 ТК РФ содержит большой перечень оснований, дающих
право начальнику уволить сотрудника.
- Уволить по 33-й ст. сейчас уже никого не могут, потому
что она расторжения трудового договора не касается вовсе. - Все боялись «тридцать третью», которая содержалась в
документе, что уже не действует – в КЗоТ, - Сейчас работодатель может уволить по 81-й.
Но если
такое случилось, то это не всегда означает, что сотрудник в чем-то провинился.
Нужно иметь в виду, что люди в возрасте до сих пор хорошо помнят КЗоТ, поэтому и употребляют выражение про 33-ю. Но это к юриспруденции никакого отношения не имеет. Люди ностальгируют.
Имеют право.
1. Представителями работодателей на локальном уровне социального партнерства являются руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные им лица, а на иных, кроме локального, уровнях социального партнерства — соответствующие объединения работодателей.
2. Правовой статус объединений работодателей, базирующийся на положениях Конвенции МОТ N 87 «О свободе организации и защите права на организацию» (1948 г.), нашел свое отражение в ФЗ от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741).
3. Представители работодателей осуществляют свои полномочия в соответствии с ТК, нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, учредительными документами работодателя и локальными нормативными актами.
33 статья Трудового кодекса при увольнении по инициативе работодателя
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ
К. — начальник караула службы безопасности предприятия уволен по п. 8 ч. 1 ст. 33 КЗоТ РФ (подп. «г» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) за совершение по месту работы хищения государственного имущества. Он обратился в суд с иском о восстановлении на работе, ссылаясь на незаконность увольнения, поскольку приговора суда, вступившего в законную силу, или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применения мер общественного воздействия, не имеется.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 217-О-О
Данные положения, как направленные на реализацию права работодателей на объединение в организацию для представления их интересов в отношениях социального партнерства, закрепленного, в частности, в статье 33 Трудового кодекса Российской Федерации, и не препятствующие их членству в иных объединениях (организациях), сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.
Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2007 N 45-Г07-18
Вопрос о полномочиях директора Уральского филиала общественной организации «Российское авторское общество» в сфере трудовых отношений решается с учетом положений статей 20 и 33 Трудового кодекса РФ, а также внутренних документов (локальных нормативных актов) РАО.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Трудового кодекса РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном учредительными документами организации и локальными нормативными актами. Норма ч. 1 ст. 33 Трудового кодекса РФ уточняет правило о представительстве работодателей при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров: интересы работодателя представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.
Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2008 N 45-Г08-9
Вопрос о полномочиях директора Уральского филиала общественной организации «Российское авторское общество» в сфере трудовых отношений решается с учетом положений статей 20 и 33 Трудового кодекса РФ, а также внутренних документов (локальных нормативных актов) РАО.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Трудового кодекса РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном учредительными документами организации и локальными нормативными актами. Норма ч. 1 ст. 33 Трудового кодекса РФ уточняет правило о представительстве работодателей при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров: интересы работодателя представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.
Определение Верховного Суда РФ от 02.04.2002 N 49-В02пр-6
Поскольку ст. 33 КЗоТ РФ (ст. 39 ТК РБ), по п. 4 которой уволен истец, предусматривает расторжение по инициативе администрации именно трудового договора, арбитражный управляющий оспариваемым приказом «расторг» контракт, которого фактически не существовало, и, к тому же — по компрометирующим истца основаниям.
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О ветеранах»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 25.03.2021 N 179 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»
- Информация Роструда «Обратиться за субсидией при найме работодатели могут через портал «Работа в России»
- Федеральный закон от 24.03.2021 N 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.04.2020 N 122-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой»
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Приказ Росстата от 23.03.2021 N 156 «О признании утратившим силу приложения N 2 к приказу Росстата от 10 февраля 2024 г. N 79»
- Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 23.03.2021) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»
- Приказ Минцифры России от 18.03.2021 N 158 «О внесении изменений в рекомендации по повышению эффективности обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11.03.2016 N 97″
- Письмо Банка России от 18.03.2021 N 38-2-2/724 «О портфеле РОПС»
- Приказ Минкомсвязи России от 11.03.2016 N 97 (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет»
В случае увольнения по «плохой» статье последствия могут быть разными. К сожалению, причина увольнения с предыдущего места работы указывается в трудовой книжке и может усложнить поиски другой работы.
Указание причины, по которой произошло увольнение с предыдущего места работы, будет служить как «красная тряпка» для отдела кадров и другого работодателя. При поиске работы будет следовать ряд отказов от работодателей, поскольку увольнение по 81 статье ТК РФ означает, что сотрудник недобросовестно подходил к исполнению своих профессиональных обязанностей, что никому из будущих работодателей не нужно.